Юридические науки
УДК 351.811.12
ПРОБЛЕМЫ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ПРИ ВОЗВРАТЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПОСЛЕ УТРАТЫ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
А.О. Губенков, Орловский юридический институт МВД России (Орёл, России),
е-mail: a.o.gubenkov@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются неурегулированные нормами права юридические факты, возникающие в процессе утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, влекущие за собой негативные последствия с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения. Автор предлагает решение рассматриваемых проблем.
Ключевые слова: экзаменационные подразделения Госавтоинспекции, водительское удостоверение, специальное право, транспортные средства, безопасность дорожного движения, участники дорожного движения.
ADMINISTRATIVE-LEGAL PROBLEMS OF RETURN OF DRIVING LICENSE AFTER LOSS OF TERMINATED ARGUMENTS OF LAWS ACTION ON VEHICLE
MANAGEMENT
Abstract. The article deals with legal facts that are not regulated by the norms of law, arising in the course of the loss of grounds for the termination of the right to drive vehicles, which have negative consequences from the point of view of ensuring the safety of road traffic. The author proposes a solution to the problems under consideration.
Keywords: exam traffic police unit, driving license, special right, vehicle, street traffic security, traffic participants.
В настоящее время деятельность экзаменационных подразделений Госавтоинспекции достаточно подробно регламентирована различными нормативными правовыми актами. В числе основных можно назвать Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» [3], Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» [4] и приказ МВД России от 20 октября 2015 года № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» [5]. Однако, несмотря на детальную регламентацию большинства процедур, осуществляемых в настоящее время сотрудниками экзаменационных подразделений ГИБДД, данные нормативные правовые акты имеют ряд недостатков, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на уровень безопасности дорожного движения. Остановимся на этом более подробно.
Так, в соответствии с пунктом 8 «Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» [4] водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами. То есть, как мы видим, срок, в течение которого водитель может обратиться в подразделения ГИБДД в целях возврата удостоверения, вообще не ограничен и может составлять несколько лет.
Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортным средством без проведения проверки вне зависимости от длительности периода прекращения права создает опасность допуска к управлению транспортными средствами лиц, которые в результате длительного бездействия утратили необходимые теоретические знания и практические навыки. В этой связи считаем необходимым установление минимальных сроков, в течение которых лица, утратившие право на управление транспортными средствами, имеют право обратиться в целях возврата удостоверения без проведения проверки, в том числе практических навыков управления транспортными средствами.
Кроме того, непонятна причина внесения в указанные правила понятия «кандидат в водители транспортных средств». Возникает вопрос, как можно вернуть водительское удостоверение кандидату в водители транспортных средств, то есть лицу, у которого данного водительского удостоверения никогда не было?
Еще одним проблемным вопросом, который мы считаем необходимым рассмотреть, является допуск к управлению транспортными средствами лиц, которые совершили грубые административные правонарушения в области безопасности дорожного движения или преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. В настоящее время законодателем принят ряд нормативных правовых актов, направленных на ограничение допуска к управлению транспортных средств указанных выше лиц. В частности, пункт 23 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1097 от 24.10.2014 [3], в качестве одного из оснований для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения предусматривают наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами.
Вместе с тем, административное наказание в виде лишения специального права имеет ряд особенностей, не всегда позволяющих использовать его в отношении правонарушителей. Так, Смоляков А.И. [6], описывая особенности назначения административного наказания для лиц, совершивших правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ [1], в частности указывает, что «если водитель входит в перечень лиц, к которым нельзя применить административный арест, и при этом не имеет права управления транспортным средством, либо утратил его по основаниям, предусмотренным абзацем 2 и 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [6], то привлечь его к административной ответственности не представиться возможным». Это связано с тем, что пункт 2 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] отмечает, что «назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ [1], возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ [1], когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [7] (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена».
Аналогичным образом обстоит дело и с санкциями за административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрены статьей 12.24 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1]. Если лицо совершит указанные правонарушения в период, когда оно еще не приобрело право на управление транспортным средством или утратило его по причине истечения установленного срока действия водительского удостоверения или по медицинским показаниям, то в качестве наказания ему будет назначен только административный штраф, а сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД при этом обязаны будут выдать данному лицу водительское удостоверение по его требованию хоть на следующий день после назначения административного наказания.
Похожая ситуация складывается и в случаях повторного совершения водителями ряда грубых административных правонарушений в области дорожного движения. Речь идет об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 12.7, частью 3 статьи 12.8 и частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ [1]. Здесь, будучи уже лишенным права на управление транспортными средствами, правонарушитель привлекается к административной ответственности в виде административного ареста, что, в свою очередь, позволяет ему получить водительское удостоверение вне зависимости от того, когда он совершил вышеуказанные правонарушения и сколько раз.
В качестве примера приведем три ситуации. Первая - лицо за управление транспортным средством в состоянии опьянения было привлечено к административной ответственности в виде лишения права на управление транспортными средствами на срок два года. В период исполнения наказания данное лицо ни разу не совершило правонарушений. Водительское удостоверение при условии успешной сдачи теоретического экзамена, полной оплаты штрафа и предоставления медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний, данное лицо сможет получить только через два года с момента назначения административного наказания. Вторая - лицо за превышение установленной скорости движения на величину более 60 км/ч было привлечено к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами на срок четыре месяца. В период исполнения наказания данное лицо привлекалось за управление транспортным средством в состоянии опьянения (часть 3 статьи 12.8) и оставление места ДТП (часть 2 статьи 12.27). Водительское удостоверение при условии только успешной сдачи теоретического экзамена данное лицо сможет получить через четыре месяца с момента назначения первого административного наказания. Третья - у лица истек установленный срок действия води-
тельского удостоверения, но оно обратилось в ГИБДД с целью замены только через месяц после истечения указанного срока. За этот период лицо привлекалось за управление транспортным средством в состоянии опьянения (часть 3 статьи 12.8), невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен (часть 3 статьи 12.27) и оставление места ДТП (часть 2 статьи 12.27). Водительское удостоверение указанное лицо сможет получить после обращения в ГИБДД в любое время без сдачи каких-либо экзаменов.
Понятно, что признать указанные выше ситуации нормальными нельзя. В этой связи в целях исключения фактов допуска к управлению транспортными средствами лиц, которые неоднократно допускают совершение грубых административных правонарушений в области дорожного движения, но по каким-либо причинам не были подвергнуты административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, предлагается пункт 23 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1097 от 24.10.2014 года [3] дополнить пунктом «е», следующего содержания:
е) наличие сведений о том, что лицо является подвергнутым административному наказанию, не связанному с лишением права управления транспортным средством, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.7, 12.8, 12.24, 12.26, частями второй, третьей статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой, шестой статьи 264 либо статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Российская газета». 08.11.2006 № 250
3. Постановление Правительства РФ 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 21.10.2016)
4. Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» // Российская газета. 24.11.2014. № 267
5. Приказ МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами
и выдаче водительских удостоверений» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 21.10.2016)
6. Смоляков А.И. Административно-правовое принуждение и поощрение в системе государственно-правовых методов обеспечения безопасности дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2014.
7. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения». // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 21.10.2016)
References:
1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 06.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.10.2016) // Ros-siiskaya gazeta. 31.12.2001. № 256.
2. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 24.10.2006 № 18 (red. ot 09.02.2012) «O nekotorykh voprosakh, voznikayushchikh u sudov pri primenenii Osobennoi chasti Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» // «Rossiiskaya gazeta». 08.11.2006 № 250
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF 24.10.2014 № 1097 «O dopuske k upravleniyu transportnymi sredstvami» (vmeste s «Pravilami provedeniya ekzamenov na pravo upravleniya transportnymi sredstvami i vydachi voditel'skikh udostoverenii») // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya 21.10.2016)
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.11.2014 № 1191 «Ob utverzhdenii Pravil vozvrata voditel'skogo udostovereniya posle utraty osnovanii prekrashcheniya deistviya prava na upravlenie transportnymi sredstvami» // Rossiiskaya gazeta. 24.11.2014. № 267
5. Prikaz MVD Rossii ot 20.10.2015 № 995 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii po predostavleniyu gosudarstvennoi uslugi po provedeniyu ekzamenov na pravo upravleniya transportnymi sredstvami i vydache voditel'skikh udostoverenii» // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya 21.10.2016)
6. Smolyakov A.I. Administrativno-pravovoe prinuzhdenie i pooshchrenie v sisteme gosudarstvenno-pravovykh metodov obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Orel, 2014.
7. Federal'nyi zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ (red. ot 03.07.2016) «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya». // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL:
http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya 21.10.2016)
— • —
Сведения об авторе
Андрей Олегович Губенков, преподаватель кафедры огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (Орёл, Россия).