18. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
18.1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В УСЛОВИЯХ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Назаров Сергей Николаевич, д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой процессуального права
Место работы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, филиал - Южно-Российский институт
Лозинский Олег Иванович, аспирант кафедры процессуального права
Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, филиал - Южно-Российский институт
Аннотация: в статье обосновывается тот факт, что прокурорский надзор за законностью издаваемых органами государственного контроля (надзора) правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (далее БДД), регулирующих порядок применения риск-ориентированного подхода (далее РОП) в условиях реализации государственной программы по снижению административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, призван обеспечить соответствие формы проверочных листов требованиям законодательства и содержание контрольных вопросов в проверочных листах установленным рискам, исключить избыточность предусмотренных в них обязательных требований, а также недо-пустить дублирование контрольно-надзорной деятельности (далее КНД) в указанной сфере, осуществляемой органами транспортной безопасности и БДД.
Ключевые слова: БДД, прокурорская деятельность, РОП, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, снятие необоснованных и неправомерных административных ограничений и барьеров, снижение административной нагрузки на юридические лица и предпринимателей, использование проверочных листов (списков контрольных вопросов), обязательные требования.
PROSECUTORIAL SUPERVISION OF LEGALITY OF LEGAL ACTS OF BODIES OF STATE CONTROL (SUPERVISION) IMPLEMENTING A RISK-BASED APPROACH IN THE SPHERE OF ENSURING ROAD TRAFFIC SAFETY Л
Nazarov Sergey N., Doctor of Science in Law, Professor, head of the Department of procedural law
Place of employment: the South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration
Lozinsky Oleg I., Postgraduate student of the Department of the processional law
Study place: the South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration
Abstract: the article substantiates the fact that the Prosecutor's supervision over the legality of the legal acts issued by the state control (supervision) bodies in the field of road safety, regulating the order of application of the risk-oriented approach in the conditions of implementation of the state program to reduce the administrative burden on organizations and citizens engaged in business and other activities, is designed to ensure compliance of the form of checklists with the requirements of the legislation and the content of control issues in the checklists to the established risks, to exclude redundancy of the mandatory requirements provided in them, as well as to prevent duplication of control and supervision activities in this area, carried out by the transport and road safety authorities.
Keywords: road traffic safety, Prosecutor's activity, risk-oriented approach, state control( supervision), municipal control, removal of unreasonable and illegal administrative restrictions and barriers, reduction of administrative burden on legal entities and entrepreneurs, the use of checklists (lists of control issues), mandatory requirements.
Создание и формирование эффективной и результативной комплексной системы поддержки предпринимательской деятельности стало одним из приоритетных направлений экономической политики нашего государства на современном этапе развития общества, в реализации которого важное место вполне обоснованно отводится органам прокуратуры.
Нормативная база указанного обоснования во многом определена положениями ФЗ РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми на прокуратуру РФ возложены новые (дополнительные) компетенции по обеспечению законности и правопорядка в данной сфере и принятию действенных мер по предоставлению реальных гарантий недопущения правонарушений при осуществлении КНД в предпринимательской сфере, в том числе при формировании, утверждении и реализации Сводного плана проведения плановых проверок, согласованию выездных внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ЮЛ и ИП).
Результаты проведенного анализа позволяют констатировать тот факт, что реализация и функционирование нового механизма защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в значительной степени способствует снижению административного давления контрольно-надзорных органов на бизнес, что свидетельствует о верном выборе по введению в указанной сфере независимого арбитра в лице прокурора, участие которого в процесс формирования ежегодного сводного плана плановых проверок и в организации и проведении внеплановых проверочных мероприятий, оказывает положительное влияние как на их эффективность и результативность, так и не позволяет контрольно-надзорным органам осуществлять на субъекты бизнеса чрезмерное административное давление, во многих случаях совершенно излишнее, а иногда и неправомерное (с целью констатации собственной значимости, а иногда для получения совершенно определенных неправомерных материальных выгод).
Представляется, что основной задачей прокуратуры при реализации надзорных компетенций за исполнением законов и других нормативно-правовых документов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности являются мониторинг состояния законности в данной области, выявление и устранение мерами надзорного реагирования препятствий, мешающих фактическому функционированию и развитию предпринимательства, снятие необоснованных и неправомерных административных ограничений и барьеров, снижающих эффективность и результативность предпринимательской деятельности, а, следовательно, оказывающих негативное влияние на развитии экономики, как отдельных регионов, так и в целом, и пополнении бюджетов всех уровней.
При этом предметом прокурорского надзора в данной сфере является соблюдение федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и др.), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, должностными лицами названных органов, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
норм Конституции РФ, регулирующих экономические отношения и вопросы в сфере обеспечения свободы предпринимательской деятельности; исполнение ими законодательных норм, определяющих и регламентирующих правовое пространство в сфере свободы предпринимательской деятельности.
Функционирующая в настоящее время модель КНД обязывает реализующие ее органы с установленной периодичностью осуществлять сплошную проверку ЮЛ и ИП, что нередко влечет неэффективное расходование имеющихся ресурсов.
Наряду с изложенным нередко количество объектов, подлежащих контролю, значительно превышает практические возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что обоснованно приводит к отсутствию у него потенциальной возможности обеспечить достаточный уровень безопасности охраняемых законом ценностей и интересов посредством системы государственного контроля (надзора).
Принятой в 2016 г. приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности»1 предусмотрено снижение до разумных и достаточных пределов административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Реализация этой цели достигается с учетом и адаптацией к имеющимся условиям богатого мирового опыта активного использования системы управления рисками для общего снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты с одновременным повышением эффективности и результативности КНД органов власти, то есть повышением уровня безопасности охраняемых законом ценностей и интересов.
ФЗ РФ от 13.07.2015 № 246-ФЗ2 введена ст. 8.1. «Применение РОП при организации государственного контроля (надзора)», которая предусматривает, что в целях оптимального использования ресурсов при контроле (надзоре), наступает снижение издержек у предпринимателей и повышается результативность их деятельности.
Законодателем рОп определен, как метод организации и осуществления контроля (надзора), с учетом которого выбор интенсивности (периодичности, формы, продолжительности) проведения контрольных мероприятий происходит исходя из того, к какой определенной категории риска либо определенному классу (категории) риска (опасности) отнесена деятельность предпринимателя и (или) используемых им при осуществлении этой деятельности хозяйственных объектов.
Отнесение к конкретному классу (категории) риска осуществляется органом контроля (надзора) исходя из тяжести возможных потенциальных негативных последствий возможного, вероятного несоблюдения предпринимателем обязательных требований, а к определенной категории риска, кроме того, с учетом оценки вероятности их несоблюдения.
Методики расчета критериев отнесения деятельности ИП и ЮЛ и (или) используемых ими хозяйственных
1 http://nsopb.ru/fck_editor_files/files/PASPORT_priotitet_ref_ kontrol_i_nsdzor.pdf
2 Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4372.
объектов к определенной категории риска, предусматривающие проведение контрольно-надзорным органом расчета определенных показателей (их значений), используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в данной сфере деятельности и правоотношений.
Дифференцированное планирование проверок, в отличие от всеобъемлющего контроля (надзора), позволит контрольно-надзорным органам расширить охват вероятных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям и интересам, и одновременно значительно снизит административную нагрузку на ЮЛ и ИП, которые не представляют фактической реальной угрозы причинения вреда этим ценностям и интересам.
Фактическое внедрение и реализация РОП при осуществлении государственного контроля должны привести, с учетом результатов мирового опыта в данной сфере, к снижению общего числа проверок добросовестных хозяйствующих субъектов, участников рынка, деятельность которых потенциально не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям и интересам. При этом, за счет «более пристального внимания» к хозяйствующим субъектам, участникам рынка, осуществляющим свою деятельность в более потенциально опасных сферах, либо проявивших себя как нарушители обязательных требований, необходимо обеспечить сохранение на должном уровне и даже повышение этого уровня защиты охраняемых законом ценностей и интересов в сфере государственного управления.
Фактическая реализация РОП (системы управления рисками) основана на следующих основных принципах:
- прозрачность и открытость категорий и критериев риска, результатов распределения по ним подконтрольных субъектов (в отдельных областях и сферах общественных отношений данная информации, относящаяся к охраняемой законом тайне, может быть обоснованно закрыта от широкого использования и огласки);
- критерии и категории риска, а также меры по оценке и управлению риском, должны быть нацелены на максимальную минимизацию причинения вреда охраняемым законом ценностям и интересам, как при их установлении, так и в процессе их применения, что означает их преимущественную ориентацию на деятельность субъектов хозяйствования, действующих в представляющих опасность сферах государственного регулирования;
- оценка и анализ рисков, построение системы управления ими, должно основываться на объективных и достоверных данных;
- периодически и систематически должна осуществляться деятельность по переоценке рисков, основанная на изменении источников и факторов риска для охраняемых законом ценностей и интересов;
- качество и «уровень зрелости» ведомственных систем управления риском должен соответствовать уровню развития управленческих и информационных процессов в ведомстве, так как качественная и «зрелая» система управления рисками невозможна без соответствующего уровня информационных решений по сбору, обобщению и анализу данных, а также внутриведомственных управленческих процессов.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении РОП при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и вне-
сении изменений в некоторые акты Правительства РФ» утвержден перечень видов государственного контроля, при которых будет применяться РОП.
Постановлением Правительства от 02.03.2017 № 245 в этот перечень включен федеральный государственный надзор в области БДД.
Заслуживающей пристального внимания инновацией правового регулирования в данной сфере контрольно-надзорной деятельности является проведение плановых проверок с обязательным применением проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Указанная обязанность может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, либо обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими хозяйственных объектов, а в случае осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) также отнесением деятельности ИП и ЮЛ, и (или) используемых ими хозяйственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности3.
Практическая деятельность субъектов надзора, эксплуатирующих транспортные средства, предоставляющих услуги по их техническому обслуживанию и ремонту, выполняющих с их использованием различного рода работы, отнесена к определенным категориям риска и дифференцирована следующим образом:
а) категория высокого риска - при организованной перевозке группы детей автобусами или перевозке опасных грузов, являющихся грузами повышенной опасности в соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957;
б) категория значительного риска - при перевозке пассажиров автобусами (за исключением организованной перевозки группы детей и перевозки легковыми такси);
в) категория среднего риска - при и перевозке легковыми такси;
г) категория умеренного риска - при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств категорий М2, М3, N2, N3 (за исключением деятельности, предусмотренной подпунктами «а» - «в»);
д) категория низкого риска - при выполнении работ, предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств (за исключением деятельности, предусмотренной подпунктами «а» - «г»)4.
Отнесение деятельности субъектов надзора к различным категориям риска, как отмечалось, влечет за собой дифференциацию интенсивности проведения мероприятий по контролю. В области БДД установлена следующая периодичностью проведения плановых проверок:
- категория чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;
- категория высокого риска - 1 раз в 2 года;
- категория значительного риска - 1 раз в 3 года;
- категория среднего риска - не чаще 1 раза в 4 года;
- категория умеренного риска - не чаще 1 раза в 5 лет;
3 П. 11.2. Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
4 П. 2 Приложения к Положению о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 (в ред. Постановления Правительства РФ 07.02.2018 № 172).
- категория низкого риска - не чаще 1 раза в 10 лет5.
Формы проверочных листов утверждаются нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), правовыми актами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля6.
В области БДД формы соответствующих проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного надзора устанавливаются МВД России.
Проверочный лист содержит перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые должны однозначно свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении ЮЛ и ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Таким образом, правовое регулирование КНД с применением РОП включает нормы федерального закона (294 ФЗ), нормы постановлений Правительства РФ (от 19.08.2013 № 16, от 13.02.2017 № 177 и др.), нормы правовых актов органов государственного контроля (надзора).
Согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ для обеспечения верховенства закона, единства законности и ее укрепления, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
С учетом изложенного предметом надзора прокуратуры является законность правовых актов органов государственного контроля (надзора), в частности, их соответствие положениям Постановлению Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Между тем, органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием правовых актов законам, тогда как общие требования к проверочным листам (форма) установлены органом исполнительной власти - Правительством РФ (Постановление от 13.02.2017 № 177).
Составляют ли, в связи с этим, правовые акты органов государственного контроля (надзора) о проверочных листах предмет прокурорского надзора? Наш ответ на этот вопрос положительный. Содержание большинства федеральных законов нередко имеет бланкетный, отсылочный характер, и механизм их «воплощения в жизнь» реализуется посредством из-
5 Ст.5.1, ст.13 Постановления Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2018 № 172 .
6 Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 г. № 177
дания подзаконных нормативных актов, носящих практический, прикладной характер. При этом в законах довольно часто содержится прямое указание на то, что правоприменительный механизм реализации той или иной нормы закона создается путем принятия соответствующего нормативного правового акта компетентным органом, который указан в этом законе. В связи с изложенным сам факт соблюдения (несоблюдения) требований законов правоприменителями и лицами, обязанными руководствоваться их положениями в ходе повседневной деятельности, складывается из действий (бездействия) по исполнению (неисполнению) требований и положений названных нормативных правовых актов.
С учетом изложенного А. Казарина считает, что прокурор не может проигнорировать требования и положения постановления Правительства РФ, если в них содержится правоприменительный механизм реализации закона, без которого последний является нежизнеспособным и носит декларативный характер. При этом в предмет прокурорского надзора предлагается включить подзаконные нормативные правовые акты, которые исходят от Президента РФ и Правительства РФ; акты, изданные по специальному полномочию; акты, выполняющие роль квазизакона. В данном случае имеется ввиду собирательное значение закона, в которое, наряду с самим законом, включаются квазизаконы - нормативные указы Президента РФ и отдельные постановления Правительства РФ. При этом А. Казарина применительно к содержанию предмета прокурорского надзора предлагает употреблять формулировку не об осуществлении прокурором надзора «за исполнением законов», а формулировку об осуществлении прокурором надзора «за исполнением законодательства».
Таким образом, прокурор осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства РФ, постольку они являются производными от законов, непосредственно из них вытекают, детализируют порядок их исполнения и не противоречат сути закона.
Составляет ли предмет прокурорского надзора содержание проверочных листов? Полагаем, что составляет. Осуществляя надзор за соответствием законам издаваемых органами контроля правовых актов - проверочных листов, прокурор выполняет двуединую задачу:
1. Проверяет соответствие содержания контрольных вопросов в проверочных листах соответствующим рискам, исключает избыточность предусмотренных в них обязательных требований;
2. Исключает дублирование КНД в указанной сфере, осуществляемой органами транспортной безопасности и БДД.
Определенное и закрепленное законодателем право органов государственного контроля (надзора) самостоятельно разрабатывать и утверждать проверочные листы (список контрольных вопросов) наделяет их тем самым чрезвычайно широкими полномочиями, позволяющими самим определять объем обязательных требований.
Так, проверочные листы могут содержать вопросы, затрагивающие все (выделено нами - С.Н., О.Л.) предъявляемые к ЮЛ и ИП обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью (выделено нами - С.Н., О.Л.) обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан,
вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.11.3 294 ФЗ).
Таким образом, законодатель отдал на усмотрение контролирующих органов право определять, ограничивать или нет обязательные требования к проверяемым. Такой свободе нормотворчества должны корреспондировать действенные гарантии, позволяющие сдерживать орган контроля (надзора) от соблазна необоснованно расширять обязательные требования. Органом-гарантом, обеспечивающим законность в сфере подзаконного нормотворчества, является прокуратура.
В связи с этим прокурор вправе и обязан проверять соответствие содержания контрольных вопросов в проверочных листах соответствующим рискам, исключать избыточность предусмотренных в них обязательных требований.
Прокурорский надзор за законностью проверочных листов также должен обеспечивать недопустимость дублирования КНД в указанной сфере, осуществляемой органами транспортной безопасности и БДД. Дублирование полномочий уже обнаруживается в проектах правовых документов органов государственного контроля (надзора) в сфере БДД.
Так, требование п. 8 Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», согласно которому к водителям, задействованным в перевозок организованных групп детей автобусами предъявляются дополнительные требования к непрерывному стажу работы в качестве водителя транспортного средства категории (не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей), чтобы не совершали административные правонарушения в области БДД, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права и др., содержится и в проекте проверочного листа МВД РФ (п. 24 Приложения № 3 проекта приказа МВД)7 и в проекте проверочного листа Ространснадзора (п. 78 Приложения № 1 проекта приказа Ространснадзора)8
Полагаем, что предметом прокурорского надзора за законностью проверочных листов органов контроля (надзора) является недопустимость дублирования КНД в указанной сфере.
Таким образом, прокурорский надзор за законностью издаваемых органами государственного контроля (надзора) правовых актов в сфере обеспечения БДД, регулирующих порядок применения РОП в условиях реализации государственной программы по снижению административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды
деятельности, призван обеспечить соответствие формы проверочных листов требованиям законодательства и содержание контрольных вопросов в проверочных листах установленным рискам, исключить избыточность предусмотренных в них обязательных требований, а также не допустить дублирование КНД в указанной сфере, осуществляемой органами транспортной безопасности и БДД.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 72,36%.
Список литературы:
1. ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. 03.07.2016 № 305-ФЗ) «О прокуратуре РФ».
2. ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «О БДД».
3. ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
4. ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».
5. ФЗ от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
6. ФЗ РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
7. ФЗ от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4372.
8. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение БДД в 2013-2020 годах» // СЗ РФ. 2013. № 41.
9. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении РОП при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
10. Приложения к Положению о федеральном государственном надзоре в области БДД утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 (в ред. Постановления Правительства РФ 07.02.2018 № 172).
11. Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области БДД» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2018 № 172).
12. Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 г. № 177
13. Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения БДД».
14. Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002 С. 37.
15. Немзорова М.Ю. Приоритеты прокурорской деятельности, практический и теоретический аспекты. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2015. С.15-16, 68
7 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/53266.html
8 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56621041/