Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Российской Федерации и в некоторых западных государствах'

Сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Российской Федерации и в некоторых западных государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛИКТНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРИ ДТП / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / THE DELICTUAL OBLIGATION AT ROAD ACCIDENTS / COMPULSORY INSURANCE OF THE CIVIL LIABILITY OF VEHICLE OWNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарев Андрей Иванович

В статье проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в России, в Республике Италия, во Французской Республике, в государстве-городе Ватикан, в Княжестве Монако и в Республике Сан-Марино с целью выявления общих черт и поиска путей оптимизации российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article conducts the rather legal analysis of legal regulation of delictual obligation at road accidents in Russia, the Italian Republic, the French Republic, the State of Vatican City, the Republic of San Marino, and the Principality of Monaco for the purpose of identification common features and possible ways of optimization of the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в Российской Федерации и в некоторых западных государствах»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛИКТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫХ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

ЛАЗАРЕВ Андрей Иванович

Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии в России, в Республике Италия, во Французской Республике, в государстве-городе Ватикан, в Княжестве Монако и в Республике Сан-Марино с целью выявления общих черт и поиска путей оптимизации российского законодательства.

Annotation. The article conducts the rather legal analysis of legal regulation of delictual obligation at road accidents in Russia, the Italian Republic, the French Republic, the State of Vatican City, the Republic of San Marino, and the Principality of Monaco for the purpose of identification common features and possible ways of optimization of the Russian legislation.

Ключевые слова: деликтное обязательство при ДТП, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Keywords: the delictual obligation at road accidents, compulsory insurance of the civil liability of vehicle owners.

В рамках совершенствования гражданского законодательства целесообразно рассмотреть некоторые вопросы правового регулирования деликтного обязательства при дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП). Сравнительно-правовой анализ существующей проблемы с учетом действующего законодательства других государств, в частности, Республики Италия, Французской Республики, государства-города Ватикан, Республики Сан-Марино и Княжества Монако представляется важным.

Перечисленные страны характеризуются значительным числом зарегистрированных транспортных средств и низким количеством погибших в ДТП. Так, в 2013 г. в Российской Федерации на 1 тыс. граждан приходилось 354 транспортных средства, в Итальянской Республике - 840, во Французской Республике -6651. Согласно данным 2013 г., приведенным в докладе Всемирной организации здравоохранения 2015 г. «О состоянии безопасности дорожного движения в мире», в Российской Федерации число погибших в ДТП на 100 тыс.

1 Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г. / Всемирная организация здравоохранения. URL : http://apps.who.mt/iris/bitstream/10665/189242/1/9789241565066_e ng.pdf?ua=1 (дата обращения: 03.04.2016).

чел. населения за 2013 г. составляет 18,9, а в Итальянской Республике - 6,1, во Французской Республике - 5,12.

Возмещение вреда при ДТП во Французской Республике (ст. 1384 ГК Франции 1804 г.)3 и княжестве Монако (ст. 1229 ГК Княжества Монако от 1884 г.)4 регулируется общей нормой о возмещении вреда, в Италии и России -нормами гражданских кодексов, устанавливающих ответственность без вины за причиненный вред для лиц при движении транспортного средства (ст. 2054 ГК Итальянской Республики от 1942 г.5), использующих транспортные средства (ст. 1079 ГК РФ6). Вплоть до недавнего времени ответственность владельцев авто-

2 Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г.

3 Code civil de la Rñpublique Frarnaise de 1804. URL : http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT0 00006070721 &dateTexte=20100316 (дата обращения: 23.03.2016).

4 Code civil de la Principauffi de Monaco du 1 janvier 1885. URL : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/Code/BE4F223C 6107 6D41C125773F0029366D ! OpenDocument (дата обращения: 23.03.2016).

5 Codice Civile della repubblica dell'Italia del 16 marzo 1942. URL : http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:decreto.regio: 1942-03-16,262!vig= (дата обращения: 23.03.2016).

6 Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.03.2016).

транспортных средств во Франции регулировалась исключительно абз. 1 ст. 1384 ГК Франции, который гласит, что ответственность возникает не только за ущерб, который кто-либо причинил своим действием, но и за ущерб, который причинен действием лиц, за которых он должен отвечать, или вещами, которые находятся под его надзором7. Однако сейчас закон «Об улучшении положения потерпевших в ДТП и об ускорении процедур выплаты возмещения вреда» ("Loi tendant а l'amélioration de la situation des victimes d'accidents de la circulation et а l'accélération des procédures d'indemnisation"8) 1985 г. ее ужесточил9.

Согласно ст. 3 закона Франции «Об улучшении положения потерпевших в ДТП и об ускорении процедур выплаты возмещения вреда» потерпевшим при ДТП, за исключением водителей моторизированных наземных транспортных средств, возмещается причиненный вред без учета их собственной вины, за исключением грубой неосторожности, если она была единственной причиной ДТП. Потерпевшим, указанным в предыдущем предложении, в возрасте менее 16 лет или более 70 лет или утратившим трудоспособность на 80 % и более, вред возмещается во всех случаях.

Работодатели потерпевшего могут требовать от причинителя вреда или его страховщика возмещения зарплаты и дополнительных выплат к заработной плате, сохраненных за потерпевшим в течение периода простоя, последовавшего за ДТП. В России ст. 1064 ГК РФ, устанавливающая общие основания ответственности за причинение вреда, регулирует данные правоотношения, так как причинен вред имуществу юридического лица. В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно Рекомендации № 510, принятой рабочей группой по автомобильному транс-

7 Code civil de la République Frarnaise de 1804.

8 Loi n°85-677 du 5 juillet 1985. URL : https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT0000006934 54&fastPos= 1 &fastReqId= 1982302716 (дата обращения: 23.03.2016).

9 Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права : в 2 т. : пер. с нем. М. : Международные отношения, 2000. Т. 2. С. 447.

10 Recommendation No 5 (adopted by the Working Party on Road Transport of the Inland Transport Committee of the Economic Commission for Europe of the United Nations). URL : http://www. cobx. org/ content/default.asp?PageID=5 8&DocID=40902 (дата обращения: 23.03.2016).

порту Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы, и ст. 2 Внутренних правил Совета Бюро от 2002 г.11 в каждой стране - участнике международной системы страхования владельцев автотранспортных средств «Зеленая карта» страховщики создают центральную организацию (далее - Бюро), признанную правительством этой страны. В соответствии со ст. 5 директивы 2005/14/EC Европейского парламента и совета от 11 мая 2005 г., дополняющей директивы совета 72/166/EEC, 84/5/EEC, 88/357/EEC и 90/232/EEC и директиву 2000/26/EC о сближении законодательства государств-членов, касающихся страхования гражданской ответственности относительно использования автотранспортных средств, государства - члены Европейского союза предпринимают надлежащие меры, чтобы облегчить доступность к исходным данным, необходимым для урегулирования требований о возмещении вреда, в должный срок потерпевшим, их страховщикам или их законным представителям. Эти исходные данные доступны в электронной форме в центральном органе (central body) в каждом государстве-члене и предоставляются участвующим сторонам по их запросу12. Так, в Итальянской Республике центральный орган - это Ufficio centrale italiano (согласно ст. 126 Кодекса частного страхования Итальянской Республики13), во Франции -Французское центральное бюро (Bureau Central Frarnais)14 В России Российский союз автостраховщиков исполняет функции национального страхового бюро системы «Зеленая карта»15.

В странах Европейского союза возмещение вреда при ДТП регулируется директивами

11 The Internal Regulations of the Council of Bureaux. URL : http://www.cobx.org/content/defaultasp?Pagero=58&Docro=66953 (дата обращения: 23.03.2016).

12 Directive 2005/14/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005. URL : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32005L0014 (дата обращения: 23.03.2016).

13 Decreto Legislativo 7 settembre 2005, n. 209. Codice delle assicurazioni private. (GU n.239 del 13-10-2005 - Suppl. Ordinario n. 163). URL : http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto? atto. dataPubblicazioneGazzetta=2005-10- 13&atto. codiceRedazionale =00 5G0233&currentPage=1 (дата обращения: 23.03.2016).

14 Code des assurances - Article R421-1. URL : http://www.l egifrance. gouv.fr/affichCode. doj sessionid= 12FBCE190F74707541A 6AAC9676CF299.tpdila17v_3?idSectionTA=LEGISCTA000006188 635&cidTexte=LEGITEXT000006073984&dateTexte=20160123 (дата обращения: 23.03.2016).

15 Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г.

№ 337-р «О национальном страховом бюро "Зеленая карта"» //

Рос. газ. 2008. № 66. 27 марта.

Совета Европы «О сближении законодательства государств-участников, относящегося к страхованию гражданской ответственности при использовании автотранспортных средств, и введении обязанности по заключению договоров страхования такой ответственности» 1972 г., 1983 г., 1990 г., 2000 г., 2005 г. В Итальянской Республике обязательно страхование автогражданской ответственности (далее - ОСАГО) регулируется законодательным декретом от 7 сентября 2005 г. № 209 - Кодексом частного страхования (Decreto Legislativo 7 settembre 2005, n. 209 - Códice delle assicurazioni private)16. Во Франции ОСАГО регулируется Страховым кодексом Франции (Code des Assurances) 1956 г.17, ст. L324-1-L327-6 Дорожного кодекса Франции (Code de la Route) 2001 г.18

Согласно ст. L327-1-L327-5 Дорожного кодекса Франции от 2001 г. страховщик, обязанный возместить вред, причиненный ДТП транспортному средству, должен в течение двух недель после получения заключения эксперта о том, что размер возмещения вреда превосходит стоимость транспортного средства перед ДТП, предложить возмещение владельцу транспортного средства полной утраты оного с уступкой транспортного средства страховщику. Владелец машины должен ответить в течение 30 дней. В случае соглашения владельца уступить транспортное средство страховщику последний передает свидетельство о регистрации транспортного средства в департамент регистрации транспортных средств. Страховщик должен продать машину профессиональному покупателю для разрушения, восстановления или перепродажи. В случае восстановления транспортного средства оно может быть пущено в обращение и перерегистрировано только на основании заключения эксперта, свидетельствующего, что транспортное средство в состоянии использоваться в нормальных условиях безопасности. В случае отказа владельца уступить транспортное средство страховщику последний должен об

16 Decreto Legislativo 7 settembre 2005, n. 209. Códice delle assicurazioni prívate (GU n.239 del 13-10-2005. Suppl. Ordinario n. 163).

17 Code des assurances . URL : http://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006073984&dateTexte=201 60124 (дата обращения: 23.03.2016).

18 Code de la route de la Rйpublique Frarnaise de 2001 г. URL : http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte= LEGITEXT000006074228&dateTexte=20160124 (дата обращения: 23.03.2016).

этом информировать в департамент регистрации транспортных средств.

Департамент регистрации транспортных средств информирует владельца транспортного средства простым письмом о том, что, пока владелец его не осведомит о ремонте транспортного средства, будет действовать ограничение любой передаче свидетельства о регистрации19.

Ватикан и Сан-Марино полностью окружены территорией Италии20. Правовая система Ватикана основана на каноническом праве (jus canonicum), а также на законодательстве самого Ватикана и Италии. В 1929 г. были подписаны Латеранские соглашения, по которым Италия признавала суверенность Ватикана. Закон Ватикана от 1929 г. «Об источниках законодательства» установил, что в Ватикане с рядом оговорок применяются Уголовный, Гражданский и соответствующие процессуальные кодексы Италии, а также целый ряд иных итальянских законов. В частности, регулирование ряда гражданских отношений через изъятие из ГК было оставлено за каноническим правом21. В соответствии со ст. 9 Лате-ранских соглашений (Договор между Святым Престолом и Италией22) от 11 февраля 1929 г. к тем лицам, которые подчинены суверенитету Святого Престола, на территории Королевства Италия, также и по вопросам, по которым должен применяться личный закон (если они не урегулированы нормами, издаваемыми Святым Престолом), будут применяться нормы итальянского законодательства, а если речь идет о лицах, которые считаются имеющими другое гражданство, - законодательство государства, которому они принадлежат.

Согласно ст. 11 закона Ватикана об источниках права от 7 июня 1929 г. № 223 с оговорками, указанными в ст. 3, в Ватикане действуют Гражданский кодекс Королевства Ита-

19 Code de la route de la Rйpublique Frarnaise de 2001 г.

20 Энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия, 2011. С. 189, 1105.

21 Правовые системы стран мира : энцикл. справ. / отв. ред. А.Я. Сухарев. М. : НОРМА, 2003.

22 Договор между Святым Престолом и Италией от 11 февраля 1929 г. URL: http://vaticanstate.ru/lateranskie-soglasheniya/ (дата обращения: 23.03.2016).

23 Legge sulle fonti del diritto della Сйа del Vaticano.

Supplemento per le leggi e disposizioni dello stato della Сйа del

Vaticano. URL : http://www.vaticanstate.va/content/

dam/vaticanstate/ documenti/leggi-e-decreti/Supplemento1.pdf (дата обращения: 23.01.2016).

лия, дополнившие и изменившие его законы, а также относящиеся к ним постановления, принятые до введения в действие настоящего Закона. В Ватикане 1 октября 2008 г. был принят закон об источниках права (Legge sulle fonti del diritto)24, заменивший Закон Ватикана от 1929 г. «Об источниках законодательства». В силу п. 4 ст. 1 вышеназванного акта юридическое ватиканское устройство приводится в соответствие с нормами международного общего права и вытекающих из них договоров, не нарушающих каноническое устройство Ватикана.

Согласно ст. 4 этого закона в Ватикане действуют Гражданский кодекс Италии, дополнившие и изменившие его законы, кроме гражданско-правовых отношений, указанных в ст. 4 Закона Ватикана об источниках права от 1 октября 2008 г.

В Республике Сан-Марино ОСАГО регулируется законом от 31 мая 1971 г. № 21 «О введении обязательного страхования моторизированных транспортных средств» (Legge introduce l'assicurazione obbligatoria dei veicoli a motore25).

Княжество Монако на суше граничит с Францией26. Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье и имеет значительное сходство с правовой системой Франции. В договоре, подписанном в 1918 г. между Францией и Княжеством Монако, говорится, что Монако обязуется «осуществлять свои суверенные права в полном соответствии с политическими, военными, морскими и экономическими интересами Франции» и должно «согласовывать с французским правительством все мероприятия, касающиеся международных отношений Княжества». Франция представляет Монако за рубежом. В целом ряде сфер (страхование, теле-

24 Legge sulle fonti del diritto della Citta del Vaticano del 1 ottobre 2008. URL : http://www.vaticanstate.va/content/dam/vaticanstate/ documenti/ leggi-e-decreti/Leggesullefontideldiritto.pdf (дата обращения: 23.03.2016).

25 Legge 31 maggio 1971, n. 21 (pubblicata nell'albo del Palazzo Governativo il 4 giugno 1971). Legge la Serenissima Repubblica di San Marino che introduce l'assicurazione obbligatoria dei veicoli a motore. URL : http://www.consigliograndeegenerale.sm/on-line/home/arclhvio-leggi-decreti-e-regolamenti/document17018953.html (дата обращения: 23.03.2016).

26 Монако. Общие сведения о стране / Консульский департамент МИД России. URL : http://www.kdmid.ru/docs.aspx? lst=country_wiki&it=/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0 %BA%D0%BE.aspx (дата обращения: 23.03.2016).

коммуникации, почтовые услуги и др.) непосредственно действуют французские законы27. Так, ст. 1 Соглашения между Французской Республикой и Княжеством Монако от 18 мая 1963 г. о регулировании страхования (Convention relative а la réglementation des assurances)28 устанавливает, что княжеское правительство берет на себя обязательство установить регламентацию страхования и эта регламентация должна быть скоординирована с регламентацией Французской Республики.

Согласно ст. 2 Франко-монакских соглашений «Об автомобильных перевозках» от 20 января 1955 г.29 и 9 июля 1968 г.30 франко-монакский транспорт подвергнут единому регулированию, чтобы он был застрахован предприятиями, находящимися в Княжестве или во Франции. С этой целью законодательство Монако и регламентация относительно автомобильных перевозок будут идентичны законодательству и французской регламентации в данном вопросе. Французское министерство транспорта сообщает администрации Монако все тексты, предписанные в вопросе о координации транспорта.

Согласно ст. 1 «Соглашения управления и урегулирования» Французского центрального бюро (Convention de Gestion et de Reglement) и ст. А421-1 Кодекса социального страхования (Code des Assurances) 1956 г.31 Французское центральное бюро возмещает вред, причиненный транспортными средствами, имеющими его обычную остановку во Франции и в Монако.

В Княжестве Монако ОСАГО регулируется постановлением Княжества Монако от 20 июля

27 Правовые системы стран мира. С. 518-519.

28 Ordonnance n. 3.041 du 19/08/1963 rendant exécutoire а Monaco la Convention relative а la réglementation des assurances, signée а Paris le 18 mai 1963. URL : http://www.legimonaco.mc/ 305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c12574c7002a8e84/71c86737 f7014356c 125782a002f5966 ! OpenDocument&Highlight=0,3.041 (дата обращения: 23.03.2016).

29 Ordonnance n. 1.103 du 19/03/1955 rendant exйcutoire un accord relatif aux transports routiers, signй а Monaco le 20 janvier 1955 entre la Principauffi de Monaco et la France. URL : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c1 2574c7002a8e84/6d4a1f61befc098bc1257c5a002f0322!0penDocum ent&Highlight=0,1.103 (дата обращения: 23.03.2016).

30 Ordonnance n. 4.095 du 22/08/1968 rendant exécutoire l'accord franco-monégasque du 9 juillet 1968 sur les transports routiers. URL : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c12 574c7002a8e84/ee4699a15162c56fc1257c5a002f4595!0penDocument &Highlight=0,4.095 (дата обращения: 23.03.2016).

31 Code des assurances - Article A421-1. URL : http:// www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do?idArticle=LEGIARTI 000006789286&cidTexte=LEGITEXT000006073984&dateTexte=20 150326 (дата обращения: 23.03.2016).

1959 г. № 666 об установлении обязательного страхования в деле о движении наземных моторизированных транспортных средств (Ordonnance n. 666 du 20/07/1959 instituant une obligation d'assurance en matrnre de circulation de véhicules terrestres а moteur)32.

Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 20 дней в Российской Федерации (согласно ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)33, 60 дней - в Итальянской Республике (согласно ст. 148 Кодекса частного страхования Итальянской Республики)34 и Сан-Марино (согласно ст. 7 закона Сан-Марино от 31 мая 1971 г. № 21)35, восемь месяцев во Франции36.

В России с января по июнь 2015 г. произошло 79 199 ДТП (из них 945 - из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств), в которых погибли 172 и получили ранения 1 364 чел.37 В целях уменьшения аварийности транспортных средств предлагается дополнить ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» абзацем следующего содержания: «При наступлении страхового случая страховщик, получивший заключение эксперта о том, что размер восстановления транспортного средства превосходит стоимость транспортно-

32 Ordonnance n. 666 du 20/07/1959 instituant une obligation d'assurance en matière de circulation de véhicules terrestres а moteur. Gouverment Princier Principate de Monaco. URL : http:// www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c12574c 7002a8e84/89ea3e8fcf922821c125773f00382127 (дата обращения: 23.03.2016).

33 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

34 Decreto Legislativo 7 settembre 2005, n. 209. Codice delle assicurazioni private. (GU n.239 del 13-10-2005 - Suppl. Ordinario n. 163).

35 Legge 31 maggio 1971, n. 21 (pubblicata nell'albo del Palazzo Governativo il 4 giugno 1971). Legge la Serenissima Repubblica di San Marino che introduce l'assicurazione obbligatoria dei veicoli a motore.

36 Code des assurances - Article L211-9. URL : http://www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do,jsessionid=8E1F B1E0538E608C123F0E6EC16659CC.tpdila21v_1?idArticle=LEGIA RTI000006795447&cidTexte=LEGITEXT000006073984&dateText e=20150715 (дата обращения: 23.03.2016).

37 Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП (январь - июнь 2015 год) / Госавтоинспекция МВД РФ. URL : http://www.gibdd.ru/stat/files/fdtp/1506/1100/ 1100_5.xls (дата обращения: 23.03.2016).

го средства перед дорожно-транспортным происшествием, обязан предложить возмещение полной утраты транспортного средства владельцу транспортного средства с уступкой транспортного средства страховщику для разрушения».

Кроме того, целесообразно дополнить ст. 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» абзацем следующего содержания: «Владельцы транспортных средств после участия в дорожно-транспортном происшествии представляют в органы регистрации транспортных средств заключение эксперта о стоимости транспортных средств до дорожно-транспортного происшествия и стоимости ремонта. Исключается передача свидетельства о регистрации транспортного средства, если стоимость ремонта транспортного средства превосходит стоимость транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия. Для снятия ограничения владелец транспортного средства должен представить заключение эксперта о том, что транспортное средство может использоваться в нормальных условиях безопасности». Принятие этих норм позволит не только очистить дороги России от разбитых и искореженных транспортных средств, уменьшить количество ДТП и дополнить нормы о допуске транспортных средств к дорожному движению, но и соблюсти требования ст. 52 Конституции РФ и ст. 15 ГК РФ относительно возмещения потерпевшему вреда в полном объеме. Благодаря предложенным нормам будет возможно осуществлять предупреждение причинения вреда неисправным транспортным средством, представляющим бомльшую общественную опасность, чем исправное.

В заключение отметим интересный факт: в Ватикане наблюдается редкий случай правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и членства в международной системе страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств «Зеленая карта» согласно законодательству Итальянской Республики благодаря международному соглашению.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.03.2016).

2. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р «О национальном страховом бюро "Зеленая карта"» // Рос. газ. - 2008. - № 66. - 27 марта.

4. Договор между Святым Престолом и Италией от 11 февраля 1929 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vaticanstate.ru/lateranskie-soglasheniya/ (дата обращения: 23.03.2016).

5. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г. [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа : http://apps.who.int/ iris/bitstream/10665/189242/1/9789241565066_eng.pdf?ua=1 (дата обращения: 03.04.2016).

6. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП (январь - июнь 2015 год) [Электронный ресурс] / Госавтоинспекция МВД РФ. - Режим доступа : http://www.gibdd.ru/stat/files/fdtp/1506/1100/1100_5.xls (дата обращения: 23.03.2016).

7. Монако. Общие сведения о стране [Электронный ресурс] / Консульский департамент МИД России. - Режим доступа : http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/%D0%9C% D0%BE%D0% BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE.aspx (дата обращения: 23.03.2016).

8. Правовые системы стран мира : энцикл. справ. / отв. ред. А.Я. Сухарев. - М. : НОРМА,

2003.

9. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права : в 2 т. : пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кетц. - М. : Международные отношения, 2000. - Т. 2.

10. Энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 2011.

11. Code civil de la Principautà de Monaco du 1 janvier 1885 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/Code/BE4F223C61076D41C125773F0029366D! OpenDocument (date of access: 23.03.2016).

12. Code civil de la République Française de 1804 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070721&dateTexte=20100316 (date of access: 23.03.2016).

13. Code de la route de la République Française de 2001 г. [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006074228&dateTexte=20160124 (date of access: 23.03.2016).

14. Code des assurances [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legifrance.gouv.fr/ affichCodeArticle.do?idArticle=LEGIARTI000006789286&cidTexte=LEGITEXT000006073984&date Texte=20150326 (date of access: 23.03.2016).

15. Codice Civile della repubblica dell'Italia del 16 marzo 1942 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:decreto.regio:1942-03-16,262!vig= (date of access: 23.03.2016).

16. Decreto Legislativo 7 settembre 2005, n. 209. Codice delle assicurazioni private. (GU n.239 del 13-10-2005 - Suppl. Ordinario n. 163) [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneGazzetta=2005-10-13&atto.codiceRedazionale= 005G0233&currentPage=1 (date of access: 23.03.2016).

17. Directive 2005/14/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005 [Electronic resource]. - Mode of access : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32005L0014 (date of access: 23.03.2016).

18. Legge 31 maggio 1971, n. 21 (pubblicata nell'albo del Palazzo Governativo il 4 giugno 1971). Legge la Serenissima Repubblica di San Marino che introduce l'assicurazione obbligatoria dei veicoli a motore [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.consigliograndeegenerale.sm/on-line/home/archivio-leggi-decreti-e-regolamenti/documento17018953.html (date of access: 23.03.2016).

19. Legge sulle fonti del diritto della Citta del Vaticano del 1 ottobre 2008 [Electronic resource]. -Mode of access : http://www.vaticanstate.va/content/dam/vaticanstate/documenti/leggi-e-decreti/ Leggesullefontideldiritto.pdf (date of access: 23.03.2016).

20. Legge sulle fonti del diritto della Citta del Vaticano. Supplemento per le leggi e disposizioni dello stato della Citta del Vaticano [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. vaticanstate.va/content/dam/vaticanstate/documenti/leggi-e-decreti/Supplemento1.pdf (date of access: 23.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ordonnance n. 1.103 du 19/03/1955 rendant exöcutoire un accord relatif aux transports routiers, signö a Monaco le 20 janvier 1955 entre la PrincipautM de Monaco et la France [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c 12574c7002a8e84/ 6d4a1f61befc098bc1257c5a002f0322!0penDocument&Highlight=0,1.103 (date of access: 23.03.2016).

22. Ordonnance n. 3.041 du 19/08/1963 rendant exécutoire a Monaco la Convention relative a la réglementation des assurances, signée a Paris le 18 mai 1963 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c12574c7002a8e84/71c86737f701435 6c 125782a002f5966! 0penDocument&Highlight=0,3.041 (date of access: 23.03.2016).

23. Ordonnance n. 4.095 du 22/08/1968 rendant exécutoire l'accord franco-monégasque du 9 juillet 1968 sur les transports routiers [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legimonaco.mc/ 305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c12574c7002a8e84/ee4699a15162c56fc1257c5a002f4595!0penD ocument&Highlight=0,4.095 (date of access: 23.03.2016).

24. Ordonnance n. 666 du 20/07/1959 instituant une obligation d'assurance en matiMre de circulation de vMhicules terrestres a moteur. Gouverment Princier Principate de Monaco [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.legimonaco.mc/305/legismclois.nsf/db3b0488a44ebcf9c12574c 7002a8e84/89ea3e8fcf 922821c125773f00382127 (date of access: 23.03.2016).

25. Recommendation No 5 (adopted by the Working Party on Road Transport of the Inland Transport Committee of the Economic Commission for Europe of the United Nations) [Electronic resource]. -Mode of access : http://www.cobx.org/content/default.asp?PageID=58&DocID=40902 (date of access: 23.03.2016).

26. The Internal Regulations of the Council of Bureaux [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.cobx.org/content/default.asp?PageID=58&DocID=66953 (date of access: 23.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.