Научная статья на тему 'Влияние идей безопасности на развитие энергетической политики Европейского союза'

Влияние идей безопасности на развитие энергетической политики Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ / EUROPEAN UNION / ENERGY SECURITY / ENERGY UNION / SECURITIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парахулев Иван Богданович

В последние годы энергетическая политика Европейского союза активно развивается, при этом сохраняется повышенное внимание к области энергетической безопасности. Необходимость ее обеспечения становится особенно важной в моменты кризисов, когда действующие практики оказываются неэффективными. В статье рассматривается ряд примеров влияния фактора безопасности на развитие энергетической политики, в том числе в рамках Энергетического союза. Целью обеспечения безопасности в указанной области обусловлено и значительное количество соответствующих инициатив. Представляется, что секьюритизация отношений, т. е. представление вопроса в качестве угрозы, остается тем механизмом, который может быть использован для изменения направления энергетической политики. При этом прогресс в указанной сфере в ЕС может снизить вероятность возникновения подобной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Парахулев Иван Богданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security Factor in the EU Energy Policy Development

The energy policy of the European Union has been actively developing for the past few years with an increased attention paid to the energy security. The need for security becomes crucial when it comes to crisis and current practices prove ineffective. The study discusses the impacts of the security factor on the development of energy policy, including the Energy Union. The goal of security in the energy sector substantiates a significant number of initiatives in this regard. It is argued that the securitization of relationships, i.e. presenting an issue as a security threat, remains a mechanism that can be used to change the line of energy policy. At the same time, the EU energy policy evolution may minimize such risks.

Текст научной работы на тему «Влияние идей безопасности на развитие энергетической политики Европейского союза»

УДК 327:620.9(4-672ЕС)

Парахулев Иван Богданович

аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

https://doi.org/10.24158/pep.2019.5.3

Parakhulev Ivan Bogdanovich

PhD student, School of International Relations, St. Petersburg State University

SECURITY FACTOR IN THE EU ENERGY POLICY DEVELOPMENT

Аннотация:

В последние годы энергетическая политика Европейского союза активно развивается, при этом сохраняется повышенное внимание к области энергетической безопасности. Необходимость ее обеспечения становится особенно важной в моменты кризисов, когда действующие практики оказываются неэффективными. В статье рассматривается ряд примеров влияния фактора безопасности на развитие энергетической политики, в том числе в рамках Энергетического союза. Целью обеспечения безопасности в указанной области обусловлено и значительное количество соответствующих инициатив. Представляется, что секьюритизация отношений, т. е. представление вопроса в качестве угрозы, остается тем механизмом, который может быть использован для изменения направления энергетической политики. При этом прогресс в указанной сфере в ЕС может снизить вероятность возникновения подобной опасности.

Summary:

The energy policy of the European Union has been actively developing for the past few years with an increased attention paid to the energy security. The need for security becomes crucial when it comes to crisis and current practices prove ineffective. The study discusses the impacts of the security factor on the development of energy policy, including the Energy Union. The goal of security in the energy sector substantiates a significant number of initiatives in this regard. It is argued that the securitization of relationships, i.e. presenting an issue as a security threat, remains a mechanism that can be used to change the line of energy policy. At the same time, the EU energy policy evolution may minimize such risks.

Ключевые слова:

Европейский союз, энергетическая безопасность, Энергетический союз, секьюритизация.

Keywords:

European Union, energy security, Energy Union, securitization.

Введение. Энергетическая политика Европейского союза, одного из крупнейших экономических центров мира, остается в центре внимания как его государств-членов, так и стратегических партнеров. За последнее десятилетие принят огромный массив документов, так или иначе затрагивающих политику в данной сфере: от Лиссабонского договора до Стратегии Энергетического союза. В ряде случаев активное развитие сегмента становилось результатом секьюритиза-ции энергетических отношений, в том числе после нескольких газовых кризисов, связанных с транзитом через территорию Украины.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса безопасности в энергетической политике, обратимся к термину «секьюритизация». Данное понятие неоднозначно: с одной стороны, это определенная лингвистическим анализом дискурса серьезная угроза обществу, которая носит экзистенциальный характер, с другой - процесс устойчивого повторения угрозы в дискурсе, целью которого является изменение приоритетов в развитии общества, другими словами, политизация проблемы [1, p. 25]. Сам термин «угроза» обозначает не существующее положение дел, а отражение его в тексте. Не любая угроза может быть предметом секьюритизации, а только представляющая опасность для выживания.

Энергетические кризисы как фактор развития политики энергобезопасности. Внимание к необходимости обеспечения безопасности, как правило, привлекают именно кризисы, в особенности показывающие несовершенство имеющихся антикризисных мер. Одними из наиболее ярких примеров такого внимания в рассматриваемой области в ЕС стали конфликты между российской и украинской сторонами по проблеме транзита газа. В частности, результатом газового кризиса 2006 г. стали (декларируемый) приоритет зеленой энергетики перед использованием традиционных энергоносителей [2], а также принятие ряда документов с конкретными мерами, направленными на обеспечение энергобезопасности [3]. Газовый кризис 2009 г., а точнее повторение события, которое угрожает безопасности государств - членов ЕС, вновь вернуло соответствующие вопросы в политический дискурс. В итоге был принят ряд документов, так или иначе затрагивающих энергетическую безопасность: планы действий, программы, дорожные карты, регламенты и решения [4]. Регламент о безопасности поставок газа [5] предусматривал

создание планов действий на случай кризиса, развитие инфраструктуры (что способствовало достижению целей либерализации рынка), обмен информацией (ради обеспечения лучшей координации усилий во время кризиса). Позднее было принято решение о разработке механизма обмена данными о межправительственных соглашениях с третьими странами [6].

В результате очередного кризиса, связанного с отношениями России и Украины в 2013— 2014 гг., угроза прекращения поставок российского газа снова начала звучать в политическом дискурсе, порой поднимая уровень политизации вопроса энергетической безопасности Европы до «экстремального» [7]. О «сконструированном» характере угрозы говорит и то, что к тому времени заработал газопровод «Северный поток», на который перешла часть объемов транзита через Украину, и риски прерывания поставок, о чем регулярно сообщалось, значительно снизились.

Отсутствие действенных механизмов по управлению подобными рисками в руках институтов ЕС при неспособности государств-членов самостоятельно принимать эффективные меры стало главной предпосылкой секьюритизации сферы. Соответственно, приоритет безопасности выступил стимулом развития энергетической политики. Несмотря на попытки Европейской комиссии вести проактивную политику, что подтверждают обозначенные случаи, меры принимались уже после кризисов, когда имеющиеся правила показывали неэффективность. Тогда же вносились изменения в действующие стратегические документы ЕС и утверждались новые.

Энергетический союз - новый этап энергетической политики ЕС. На фоне кризисных событий в газовой отрасли формировалась идея дальнейшей интеграции энергетической политики стран ЕС. Сначала в 2010 г. Ж. Делор и Е. Бузек выступили с инициативой более глубокого сотрудничества в данной сфере, в частности координации внешней политики. Однако на тот момент предложение не нашло широкой поддержки в Евросоюзе [8, с. 78]. Очередной политический кризис 2014 г. вернул идею энергетического сообщества в политический дискурс ЕС в связи с опасениями относительно стабильности транзита через Украину. Идея была предложена Д. Туском, являвшимся на тот момент премьер-министром Польши - страны, в которой вопросы поставок углеводородов уже в течение продолжительного времени рассматриваются с точки зрения безопасности. Д. Туск призвал страны ЕС к дальнейшему объединению через механизм совместных закупок газа, способных помочь сбалансировать отношения с Россией, которые он назвал «удушающими» [9], чем подчеркнул «экзистенциальный» характер проблемы.

Возросшей политизацией проблемы, обусловленной в том числе «секьюритизирующими» актами Д. Туска, воспользовался будущий президент Еврокомиссии Ж.К. Юнкер, также предложивший объединение ресурсов и переговорной силы ЕС для укрепления устойчивости перед возникающими угрозами. Его идея оказалась более успешной, поскольку не была сосредоточена только на одном измерении энергетической политики - безопасности. Она включила и остальные направления политики - внутренний рынок и устойчивое развитие, которые тоже могут рассматриваться с точки зрения обеспечения энергетической безопасности и при этом соотноситься с приоритетами других государств ЕС. Таким образом, ключевым отличительным признаком проекта Комиссии стала необходимость дальнейшего объединения во всех областях политики, а не только в сфере безопасности, с передачей дополнительных полномочий на уровень Союза в перспективе.

В развитие этого предложения Европейская комиссия подготовила пакет документов под названием «Рамочная стратегия устойчивого Энергетического союза и политики изменения климата» [10], в котором идея энергетического сообщества Д. Туска (т. е. механизма совместных закупок газа) была затронута крайне осторожно [11]. Среди предусмотренных направлений развития Энергетического союза приоритетами выступают энергетическая безопасность, солидарность и доверие, а уже затем остальные сегменты: внутренний рынок (доступная энергия для потребителей), энергоэффективность, декарбонизация и устойчивое развитие. Успешная реализация положений во многом зависит от сотрудничества и взаимного доверия государств-членов [12].

Появление существующих направлений развития энергетики ЕС в таком виде, с новым громким названием, говорит об изменении приоритетов и возрастании политизации сферы, т. е. значимость группы проектов в области энергетики будет выше, чем предложений по отдельности [13]. Представляется, что важность политики энергобезопасности ЕС в рамках Энергетического союза должна была ускорить реализацию текущих проектов, а также сделать ее более эффективной [14, с. 89].

Развитие политики энергетической безопасности в рамках Энергетического союза в первую очередь сосредоточено на устранении недостатков законодательства, ставших очевидными после стресс-тестов, проведенных в 2014 г. В частности, обновленный регламент «Об обеспечении безопасности поставок газа» расширил полномочия наднациональных органов в области энергетики [15]. Предложен новый подход к проблеме, согласно которому формирование чрезвычайных планов действий переходит на уровень регионов, энергобезопасность становится постоянным приоритетом, а контроль за прогрессом обретает более четкие рамки благодаря введению

Европейской комиссией ряда показателей и составлению государствами-членами специальных информационных бюллетеней. Комиссия (и государства-члены), учитывая ее значение при разработке аварийных планов, должна получить доступ к контрактам, обеспечивающим не менее 28 % национального импорта газа, длительность которых составляет не менее одного года.

Механизм солидарности, обозначенный еще в Лиссабонском договоре, приобрел более ясные очертания: в случае кризиса государства-члены должны обеспечить поставками газа население и иных «защищенных» потребителей (службы здравоохранения, отопления и безопасности) соседних стран. Данный инструмент, однако, должен использоваться только в случае, если рыночные методы не справляются с урегулированием кризиса. Несмотря на это, перспективы его применения весьма туманны, поскольку один из самых важных элементов механизма - компенсация - не согласован [16].

Значимость политики энергетической безопасности оказывает влияние и на инициативы Комиссии, которые относятся к другим измерениям Энергетического союза. Стратегия по отоплению и охлаждению (направленная на стимулирование энергоэффективности), предложение реформировать систему торговли выбросами, сообщения об ускорении перехода к низкоуглеродной экономике и «чистой» энергии для всех европейцев - все представленные документы признают необходимость обеспечения энергобезопасности [17]. Представляется, что таким образом Еврокомиссия пытается показать, что при всей взаимозависимости направлений Энергетического союза энергетическая политика ЕС развивается как единое целое.

Несмотря на серьезное развитие политики энергетической безопасности, получение новых инструментов наднациональными институтами [18] и гарантий солидарности от государств-членов, вероятность секьюритизации отрасли сохраняется. Так, в связи с продолжающимся украинским кризисом, подогреваемым завершением транзитного контракта в конце 2019 г., проект газопровода «Северный поток - 2» встречает серьезную критику со стороны представителей государств Центральной и Восточной Европы, которая поддерживается в политическом дискурсе достаточно продолжительное время. Официальные лица ЕК повторяют, что «Северный поток - 2» не соответствует целям Энергетического союза, а Европейский парламент даже принял резолюцию, где говорится, что газопровод представляет угрозу [19]. Еврокомиссия предложила поправки к Газовой директиве [20], которая распространяет действие Третьего энергопакета (ТЭП) на все трансграничные морские газопроводы, следующие в ЕС. Комитет промышленности и энергетики Европарла-мента не только одобрил предложение, но и добавил положения об ограничениях на вывод газопроводов из-под действия требований ТЭП. Юридическая служба Совета министров, однако, высказывала мнение, что у ЕС нет полномочий на совершение таких действий [21].

Компромиссом, достигнутым государствами-членами, стало то, что выведение проектов из-под действия ТЭП возможно и будет осуществляться тем государством, на территорию которого выходит газопровод. Несмотря на то что финальный вариант заметно отличается от первоначального, политические дебаты (в том числе в категориях безопасности) вокруг «Северного потока - 2» и обсуждения проекта Газовой директивы (занявшие полтора года) позволяют говорить о том, что попытки секьюритизации продолжают влиять на ход развития энергетической политики ЕС даже в виде Энергетического союза.

Заключение. Масштабные цели энергетической политики ЕС, и в особенности необходимость обеспечения энергетической безопасности, повлияли на эволюцию политики и формирование Энергетического союза в том виде, в котором он существует в настоящее время. Однако синергетический эффект подобного «объединения» составляющих энергетической политики пока не проявился, что сохраняет уязвимость Евросоюза перед лицом всех тех угроз, для борьбы с которыми он был создан. Подобная незащищенность может и далее использоваться разными политическими акторами для ее представления в качестве угрозы безопасности и, соответственно, изменения политических приоритетов для ее устранения. Об этом говорит и более активное участие представителей коммунитарных органов в поддержании дискурса безопасности.

Тем не менее с передачей новых полномочий на наднациональный уровень, получением механизмов централизованного управления ситуацией, разработкой региональных и национальных планов действия в чрезвычайных ситуациях ЕС должен стать более гибким перед лицом угроз. Этому способствует и развитие энергетической инфраструктуры вместе с внедрением возобновляемых источников энергии, а также создание резервов энергоносителей. Данные факторы снижают возможности секьюритизации проблемы энергобезопасности для проведения реформ, а также создают предпосылки для деполитизации отрасли в будущем.

Ссылки и примечания:

1. Buzan B., Weaver O., Wilde J. Security: a New Framework for Analysis. L., 1998. 239 p.

2. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy [Электронный ресурс] : Green Paper // European Union. 2006. URL: http://europa.eu/documents/comm/green_papers/pdf/com2006_105_en.pdf (дата обращения: 21.05.2019).

3. An EU Energy Security and Solidarity Action Plan [Электронный ресурс] : Second Strategic Energy Review // Eur-Lex. 2008. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2008:0781:FIN:EN:PDF (дата обращения: 21.05.2019).

4. A 2030 Framework for Climate and Energy Policies [Электронный ресурс] : Green Paper // Eur-Lex. 2013. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52013DC0169 (дата обращения: 21.05.2019) ; Concerning Measures to Safeguard Security of Gas Supply [Электронный ресурс] : Regulation (EU) No. 994/2010 of the European Parliament and of the Council. 2010. October 20 // Ibid. 2010. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=ur-iserv:0J.L_.2010.295.01.0001.01 .ENG&toc=0J:L:2010:295:T0C (дата обращения: 21.05.2019) ; Energy 2020: A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure Energy [Электронный ресурс] // Ibid. 2010. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:52010DC0639 (дата обращения: 21.05.2019) ; Energy Roadmap 2050 [Электронный ресурс] // Ibid. 2011. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/;ELX_SESSIONID=pXNYJKSFbLwdq5JBWQ9CvY-WyJxD9RF4mnS3ctywT2xXmFYhlnlW1 !-868768807?uri=CELEX:52011DC0885 (дата обращения: 21.05.2019) ; Establishing an Information Exchange Mechanism with Regard to Intergovernmental Agreements between Member States and Third Countries in the Field of Energy [Электронный ресурс] : Decision No. 994/2012/EU of the European Parliament and of the Council. 2012. October 25 // Ibid. 2012. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=celex:32012D0994 (дата обращения: 21.05.2019).

5. Concerning Measures to Safeguard Security of Gas Supply [Электронный ресурс] : Regulation (EU) No. 994/2010 ...

6. Establishing an Information Exchange Mechanism ...

7. Youngs R. A New Geopolitics of EU Energy Security [Электронный ресурс] // Carnegie Europe. 2014. Sept. 23. URL: http://carnegieeurope.eu/2014/09/23/new-geopolitics-of-eu-energy-security-pub-56705 (дата обращения: 21.05.2019).

8. Кавешников Н.Ю. Проект Энергетического союза ЕС в контексте отношений между Россией и Европейским союзом // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. № 2. С. 73-95.

9. Tusk D. A United Europe Can End Russia's Energy Stranglehold [Электронный ресурс] // The Financial Times. 2014. Apr. 21. URL: https://www.ft.com/content/91508464-c661-11e3-ba0e-00144feabdc0 (дата обращения: 21.05.2019).

10. A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy [Электронный ресурс] // Eur-Lex. 2015. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2015:80:FIN (дата обращения: 21.05.2019).

11. Гудков И.В. Европейский энергетический союз: название новое, суть прежняя [Электронный ресурс] // Вся Европа : интернет-журнал. 2015. № 2 (96). URL: http://alleuropa.ru/?p=11290 (дата обращения: 21.05.2019).

12. Helm D. The EU Energy Union: More than the Sum of Its Parts? [Электронный ресурс] // Centre for European Reform. 2015. November. URL: https://www.cer.org.uk/sites/default/files/publications/attachments/pdf/2015/pb_helm_en-ergy_9nov15-12259.pdf (дата обращения: 21.05.2019).

13. Derdevet M. Energy Union, a Vast, Far Reaching Project [Электронный ресурс] // European Issues. 2015. No. 369. URL: http://www.robert-schuman.eu/en/european-issues/0369-energy-union-a-vast-far-reaching-project (дата обращения: 21.05.2019).

14. Кавешников Н.Ю. Указ. соч. С. 89.

15. Concerning Measures to Safeguard the Security of Gas Supply [Электронный ресурс] : Regulation (EU) No. 2017/1938 of the European Parliament and of the Council. 2017. October 25 // Eur-Lex. 2017. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/ALL/?uri=uriserv:OJ.L_.2017.280.01.0001.01.ENG (дата обращения: 21.05.2019).

16. Гудков И.В. Новый Регламент ЕС о мерах по обеспечению надежности поставок газа: «дружба - дружбой, а денежки - врозь» [Электронный ресурс] // Вся Европа : интернет-журнал. 2017. № 11. URL: http://alleuropa.ru/?p=14951 (дата обращения: 21.05.2019).

17. An EU Strategy on Heating and Cooling [Электронный ресурс] // European Commission. 2016. URL: https://ec.eu-ropa.eu/energy/sites/ener/files/documents/1_EN_ACT_part1_v14.pdf (дата обращения: 21.05.2019) ; Clean Energy for All Europeans [Электронный ресурс] // Eur-Lex. 2016. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?uri=C0M:2016:0860:FIN (дата обращения: 21.05.2019) ; Proposal for a Regulation on Binding Annual Greenhouse Gas Emission Reductions by Member States from 2021 to 2030 [Электронный ресурс] // Eur-Lex. 2016. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016PC0482 (дата обращения: 21.05.2019).

18. Например, получение доступа к условиям договоров, координация действий в случае чрезвычайной ситуации.

19. Russia Can No Longer Be Considered a 'Strategic Partner', say MEPs [Электронный ресурс] // European Parliament. 2019. March 12. URL: http://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20190307IPR30737/russia-can-no-longer-be-consid-ered-a-strategic-partner-say-meps (дата обращения: 21.05.2019).

20. Concerning Common Rules for the Internal Market in Natural Gas [Электронный ресурс] : Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council Amending Directive No. 2009/73/EC // Eur-Lex. 2009. URL: https://eur-lex.eu-ropa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX%3A52017PC0660 (дата обращения: 21.05.2019).

21. Gotev G. EU Council Removes Nord Stream 2 Legal Hurdles [Электронный ресурс] // EurActiv. 2018. March 5. URL: https://www.euractiv.com/section/energy/news/industry-council-remove-nord-stream-2-hurdles (дата обращения: 21.05.2019).

References:

'A 2030 Framework for Climate and Energy Policies: Green Paper' 2013, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <http://eur-lex.eu-ropa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52013DC0169>.

'A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy: Green Paper' 2006, European Union, viewed 21 May 2019, <http://europa.eu/documents/comm/green_papers/pdf/com2006_105_en.pdf>.

'A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy' 2015, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2015:80:FIN>.

'An EU Energy Security and Solidarity Action Plan: Second Strategic Energy Review' 2008, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2008:0781:FIN:EN:PDF>.

'An EU Strategy on Heating and Cooling' 2016, European Commission, viewed 21 May 2019, <https://ec.europa.eu/en-ergy/sites/ener/files/documents/1_EN_ACT_part1_v14.pdf>.

Buzan, B, Weaver, O & Wilde, J 1998, Security: a New Framework for Analysis, London, 239 p.

'Clean Energy for All Europeans' 2016, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?uri=COM:2016:0860:FIN>.

'Concerning Common Rules for the Internal Market in Natural Gas: Proposal for a Directive of the European Parliament and

of the Council Amending Directive No. 2009/73/EC' 2009, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/en/ALL/?uri=CELEX%3A52017PC0660>.

'Concerning Measures to Safeguard Security of Gas Supply: Regulation (EU) No. 994/2010 of the European Parliament and of the Council. 2010. October 20' 2010, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <https://eur-lex.europa.eu/legal content/EN/TXT/?uri=ur-iserv:OJ.L_.2010.295.01.0001.01 .ENG&toc=OJ:L:2010:295:TOC>

'Concerning Measures to Safeguard the Security of Gas Supply: Regulation (EU) No. 2017/1938 of the European Parliament and of the Council. 2017. October 25' 2017, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/ALL/?uri=uriserv:OJ.L_.2017.280.01.0001.01 .ENG>.

Derdevet, M 2015, 'Energy Union, a Vast, Far Reaching Project', European Issues, no. 369, viewed 21 May 2019, <http://www.robert-schuman.eu/en/european-issues/0369-energy-union-a-vast-far-reaching-project>.

'Energy 2020: A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure Energy' 2010, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:52010DC0639>.

'Energy Roadmap 2050' 2011, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/;ELX_SES-SIONID=pXNYJKSFbLwdq5JBWQ9CvYWyJxD9RF4mnS3ctywT2xXmFYhlnlW1!-868768807?uri=CELEX:52011DC0885>.

'Establishing an Information Exchange Mechanism with Regard to Intergovernmental Agreements between Member States and Third Countries in the Field of Energy: Decision No. 994/2012/EU of the European Parliament and of the Council. 2012. October 25' 2012, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=celex:32012D0994>.

Gotev, G 2018, 'EU Council Removes Nord Stream 2 Legal Hurdles', EurActiv, March 5, viewed 21 May 2019, <https://www.euractiv.com/section/energy/news/industry-council-remove-nord-stream-2-hurdles>.

Gudkov, IV 2015, 'European Energy Union: New Name, Old Essence', Vsya Evropa: internet-zhurnal, no. 2 (96), viewed 21 May 2019, <http://alleuropa.ru/?p=11290>, (in Russian).

Gudkov, IV 2017, 'The New EU Regulation on Measures to Ensure the Reliability of Gas Supplies: "Friendship Is Friendship, and Money - Apart"', Vsya Evropa: internet-zhurnal, no. 11, viewed 21 May 2019, <http://alleuropa.ru/?p=14951>, (in Russian).

Helm, D 2015, 'The EU Energy Union: More than the Sum of Its Parts?', Centre for European Reform, Nov., viewed 21 May 2019, <https://www.cer.org.uk/sites/default/files/publications/attachments/pdf/2015/pb_helm_energy_9nov15-12259.pdf>.

Kaveshnikov, NYu 2015, 'EU Energy Union Project in the Context of Relations between Russia and the European Union', Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 25: Mezhdunarodnyye otnosheniya i mirovaya politika, no. 2, pp. 73-95, (in Russian).

'Proposal for a Regulation on Binding Annual Greenhouse Gas Emission Reductions by Member States from 2021 to 2030' 2016, Eur-Lex, viewed 21 May 2019, <http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016PC0482>.

'Russia Can No Longer Be Considered a 'Strategic Partner', say MEPs' 2019, European Parliament, March 12, viewed 21 May 2019, <http://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20190307IPR30737/russia-can-no-longer-be-considered-a-strategic-partner-say-meps>.

Tusk, D 2014, 'A United Europe Can End Russia's Energy Stranglehold', The Financial Times, Apr. 21, viewed 21 May 2019, <https://www.ft.com/content/91508464-c661 -11 e3-ba0e-00144feabdc0>.

Youngs, R 2014, 'A New Geopolitics of EU Energy Security', Carnegie Europe, Sept. 23, viewed 21 May 2019, <http://car-negieeurope.eu/2014/09/23/new-geopolitics-of-eu-energy-security-pub-56705>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.