УДК 327.7, 327.82
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК АКТОРОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
© 2016
Григорьева Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры Европейских исследований Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. Во второй половине XX века международные организации начинают играть значительную роль в глобальной энергетической системе, структурируя ее и создавая новую нормативно-правовую основу для сотрудничества. Как глобальные, так и региональные организации вносят свой вклад в развитие глобальной системы энергетической безопасности. Эффективную энергетическую дипломатию проводят региональные международные организации вследствие прагматичности целей воплощения внешнеполитических интересов данных структур. Международные организации проводят собственную энергетическую дипломатию путем создания норм энергетической безопасности, энергетической эффективности и диверсификации источников энергии, усиления энергетической независимости как организации в целом, так и отдельных стран-участниц, расширения нормативно-правовой базы в энергетической сфере не только на государств-участников, но и на соседние страны. Характерными инструментами энергетической дипломатии являются учреждение энергетического диалога, наложение санкций и содействие программе развития в области «зеленой» энергетики.
Ключевые слова: глобальные организации, региональные организации, Организация Объединенных Наций, Международное энергетическое агентство, Европейский союз, глобальная энергетическая система, энергетическая дипломатия.
CHARACTERISTICS OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AS ACTORS OF ENERGY DIPLOMACY
© 2016
Grigorieva Oksana Vladimirovna, assistant professor of the chair «European studies» Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg (Russia)
Abstract. In the second half of the XX century, international organizations start to play a significant role in the global energy system, constructing it and creating a new legal framework for cooperation. Both global and regional organizations contribute to the development of the global energy security system. Regional organizations conduct effective energy diplomacy as a result of the pragmatic foreign policy interests of these structures. International organizations implement their own energy diplomacy by creating standards of energy security, energy efficiency and diversification of energy sources, strengthening energy independence of as the organization as a whole and the individual member countries also, the expansion of the regulatory framework in the energy sphere not only in the member countries, but also to neighboring countries. Specific means of energy diplomacy are the establishment of the energy dialogue, the imposition of sanctions and providing assistance program for the development in the field of «green» energy.
Keywords: global organizations, regional organizations, the United Nations, International Energy Agency, European Union, global energy system, energy diplomacy.
Международные организации являются эффективными акторами энергетической дипломатии в современной глобальной энергетической системе. Феномен акторов энергетической дипломатии был рассмотрен, в частности, в работах отечественного исследователя С.Л.Ткаченко [1; 2]. Особый упор в них делается на исследования энергетической дипломатии суверенных государств, в то время как сегодня сравнительно небольшое количество работ посвящено комплексному анализу международных организаций как акторов энергетической дипломатии. Выявление характерных особенностей международных организаций как акторов энергетической дипломатии является целью данного исследования. Для достижения цели необходимо решить ряд задач, в том числе: во-первых, соизмерить эффективность международных организаций как акторов энергетической дипломатии по сравнению с национальными государствами или неправительственными акторами; во-вторых, выявить те международные организации, которые способны изменить существующую глобальную энергетическую систему; в-третьих, определить наиболее эффективные инструменты энергетической дипломатии для воплощения внешнеполитических интересов международных организаций в энергетической сфере.
Определение круга акторов одного уровня является исключительно важным вопросом для исследования энергетической дипломатии. Впервые на вопрос акторов международных отношений обратил внимание американский политолог К.Уолтц в своей монографии «Человек, государство и война», опубликованной в 1959г. [3]. Структурное деление сферы энергетической дипломатии на уровни анализа необходимо для полного понимания взаимодействия акторов на различных уровнях и процесс формирования транснационального механизма управления энергетическими ресурсами. АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)
На современном этапе до сих пор основополагающее значение играет межгосударственное взаимодействие. Дж.Розенау определяет взаимодействие отдельных акторов в отдельных процессах и на разных уровнях, что формирует среду со своими специфическими характеристиками [4, с. 472]. Таким образом взаимодействие акторов невозможно исследовать без учета характеристик среды. Дипломатическая деятельность без сомнения относится к сложному многоакторному и многоуровнему процессу, существующему в сложной системе взаимосвязей.
Исследователи Т.Принсен и М.Фигнер отмечают тот факт, что дипломатия не является более традиционным инструментом внешней политики государства, а «представляет собой комплекс взаимоотношениий, устанавливаемых как между государственными, так и негосударственными акторами, результатом чего становится постоянный переговорный процесс и создание новых институтов» [5].
Взаимодействие акторов в современной дипломатической среде обусловлено следующей фундаментальной особенностью: ключевой стратегией для всех правительственных или неправительственных участников является необходимость убедить других акторов использовать больше собственных ресурсов и политической воли для решения глобальных проблем [6, с. 52].
Однако внешнее давление не всегда включает в себя систему стимулов и убеждений в рамках нормативного взаимодействия между акторами глобальной энергетической системы. Подчас используются механизмы прямого принуждения, навязывания демократических идеалов, политическое и силовое давление [7, с. 210].
Роль и значение современной энергетической дипломатии международных организаций определяется посредством структурного организационного простран-
81
ства, в котором происходит дипломатическая деятельность. Под термином «структурная дипломатия» подразумевается установление диалога и поддержание переговоров в международной системе, посредством которых акторы ищут способы влияния и оформления устойчивых внешних правовых, политических, экономических, социальных структур безопасности на различных уровнях в определенном географическом пространстве [8].
Акторов энергетической дипломатии, взаимодействующих в международной среде, можно условно поделить на четыре группы - глобальные организации, в рамках которых решаются вопросы энергетической безопасности, региональные организации, национальные государства и неправительственные акторы (в том числе, транснациональные корпорации). Каждый из этих уровней несет свою специфику и важен для анализа, так как составляет существенную часть международной энергетической системы. Ниже рассматриваются те виды акторов энергетической дипломатии, которые включают в себя глобальные и региональные международные организации.
Среди основных глобальных центров энергетического взаимодействия следует выделить Организацию Объединенных Наций, Международное энергетическое агентство, Организацию стран-экспортёров нефти.
Организация Объединенных Наций (ООН) во второй половине ХХ века сыграла значительную роль в двух основополагающих процессах энергетической дипломатии - утверждении принципа полного суверенитета государств над своими природными ресурсами как «ключевого элемента политического и экономического процесса деколонизации» [9, с. 339], а также пересмотра понятия устойчивого развития с целью выработки единой программы в мировом масштабе.
После принятия в 1960г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 1514 о предоставлении независимости колониальным странам и народам [10] встал вопрос о принадлежности природных ресурсов суверенным государствам и необходимости разработать механизм совместной эксплуатации энергетических ресурсов ТНК промышленно-развитых стран и стран-экспортеров энергетических ресурсов. С этой целью была разработана и принята резолюция 1803 в 1962г., которая получила широкую поддержку среди развитых стран, экспортеров капитала и инвестиций. Текст был одобрен 87 странами против 2 (Франция и Советский Союз высказались против), 12 воздержались [11]. В резолюции были закреплены такие равновесные пункты, как «неотъемлемый суверенитет над своими природными богатствами и ресурсами», что подразумевало под собой неотъемлемое право государств располагать собственными богатствами и природными ресурсами в соответствии с национальными интересами, а также предусматривался механизм национализации или экспроприации на основе «общего интереса» при одновременной выплате «соответствующего возмещения» в соответствии с международным правом [11].
Данная резолюция положила основу сотрудничеству и выработке согласованных решений по управлению стратегическим достоянием, а также разработке приемлемых методов торговли для развивающихся стран, которая институционально оформилась в «группу 77», представленную в ООН движением неприсоединившихся стран; деятельность Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД и введение части IV в Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ); учреждение Международного центра разрешения споров в области инвестиций, созданного на основе соглашения от 1965 года, принятого в Вашингтоне по инициативе Международного Банка [9, с. 340-341].
Противоречия между развитыми странами и странами-экспортерами энергетического сырья в области управления стратегическими и природными ресурсами обострились во время обсуждения основ морского права 82
на конференциях ООН с 1974 по 1982гг. Данный процесс завершился 10 декабря 1982г. подписанием Конвенции Монтего Бэй [12].
Концепция устойчивого развития также входит в ряд инструментов промышленно развитых стран по реализации политики глобальной энергетической безопасности. Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды 1972г. зафиксировала принцип, согласно которому природные ресурсы земли, включая воздух, воду, отдельные природные экосистемы, растительный и животный мир, должны быть защищены ради «благосостояния народов и экономического развития всех стран мира», так как «это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран»(ст.
2) [13].
Сформированное правовое поле позволяло ООН в последствии учредить Программу ООН по окружающей среде (и№ЕР), которые стимулировали и укрепили инициативы по охране окружающей среды. В результате двадцатилетней работы ООН по защите окружающей среды в 1992г. в Рио-де-Жанейро была проведена конференция, которая закончилась подписанием декларации, создавшей основу концепции устойчивого развития [14].
В развитие решений Конференции в Рио-де-Жанейро, где впервые было сформулировано понятие «парниковый эффект» и показана зависимость увеличения двуокиси углерода в атмосфере вследствие сгорания продуктов нефти, угля и газа, в декабре 1997г. в Киото был подписан Протокол к рамочной конвенции ООН по изменению климата [15]. Киотский протокол предусматривал введение квот для на выбросы углекислого газа для предотвращения глобального изменения климата, а также предусматривал механизм внешнеэкономических операций с квотами на выброс углекислого газа.
Исходя из анализа документов ООН, можно сделать вывод, что политика охраны окружающей среды и устойчивого развития постепенно трансформируется в платформу для формирования рынков энергоэффективных технологий, расширение участия национального бизнеса в международном углеводородном рынке. Многие государства за счет политики в области климата, предусматривающей развитие низкоуглеродных и возобновляемых источников энергии, стараются в перспективе снизить зависимость от импорта углеводородного топлива, решая, тем самым, вопросы обеспечения энергетической безопасности.
Второй значимой глобальной организацией в энергетической сфере международных отношений является Международное энергетическое агентство (МЭА), основанное в 1974 г. по предложению США с целью формирования коллективной энергетической безопасности и «координации коллективного реагирования на существенные перебои в поставках нефти посредством выпуска на рынок экстренных запасов нефти» [16]. Среди основных целей и задач МЭА, сформулированных в Международной энергетической программе «Общие цели», принятой в Париже 4 июня 1993 года, необходимо выделить следующие: диверсификация источников энергетического снабжения, совершенствование системы быстрого и гибкого реагирования на перебои и чрезвычайные ситуации в энергоснабжении, налаживание сотрудничества между всеми участниками энергетического рынка с целью борьбы с искажениями структуры спроса и предложения на мировых энергетических рынках, поддержание стабильности, открытости и свободы международной торговли энергетическими ресурсами, развитие альтернативных источников энергии, экологически устойчивого производства и использования энергетических ресурсов, повышение энергоэффективности технологий [17]. В 2014 году, к общим целям МЭА было добавлено положение не только о создании запасов нефтепродуктов, соответствующих не менее 90 дням чистого импорта страны, но и стимулирование экономического развития в государствах-членах с целью преодо-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)
леть «энергетическую бедность», повышение информационной открытости международных энергетических рынков путем сбора и анализа данных [18].
Международное энергетическое агентство разработало эффективную систему реагирования на перебои с поставками энергетического сырья, а также механизм межгосударственного перераспределения запасов нефти и газа, меры по сокращению потребления энергетического сырья [19]. МЭА уделяет огромное значение сотрудничеству со странами, которые не являются членами организации: например, с Россией, Китаем, стран постсоветского пространства [20].
В отличие от МЭА и ООН, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) представляет интересы исключительно стран-экспортеров углеводородных ресурсов, что отражается на характере её энергетической дипломатии. ОПЕК была создана в 10-14 сентября 1960г. пятью странами - Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой - в г.Багдад на первой Конференции ОПЕК, которая является высшим органом организации [21]. По сути, ОПЕК положила основу для создания межгосударственного регулирования в мировом энергетическом пространстве применительно к нефтяному рынку. Цели и задачи организации, задекларированные в Уставе Организации от 1961г., который был принят в г.Каракас (Венесуэла), заключаются в следующем: координация и унификация нефтяной политики стран-членов, обеспечение стабилизации цен на международных рынках нефти, обеспечение стабильного дохода от экпорта нефти, обеспечение эффективного и регулярного снабжения страны-потребителей, а также обеспечение достаточных доходов от инвестиций в нефтяную промышленность [22; 23].
Помимо трех рассмотренных организаций, вопросы международного сотрудничества между производителями и потребителями энергоресурсов ставятся в центр внимания на различного вида форумах (Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) [24], Международный энергетический форум [25], Международное агентство по возобновляемой энергии [26], Форум стран-экспортеров газа [27], а также «Группа двадцати» [28]).
Современные международные отношения характеризуются не только процессами глобализации, но и региональной интеграции энергетических политик. В концепции региональной безопасности Б.Бузана [29], в рамках которой близлежащие государства рассматриваются как взаимозависимые в вопросах политики и экономики (следовательно, и энергетики как ее составляющей части), особое значение имеют региональные организации, регулирующие отношения в энергетической сфере. Наиболее ярким примером многостороннего сотрудничества в границах региона является Европейский союз. Здесь формируется законодательная основа энергетической политики, ставящая приоритетной целью добиться безопасности поставок энергоресурсов из внешних источников, а также стремящаяся к созданию более экологически чистой энергосистемы [30].
Рассматривая нормативно-правовые основы энергетической дипломатии Европейского союза целесообразно вспомнить, что два из первоначальных договора - Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1952г. [31] и Договор о Евроатоме 1957г. [32] - заложили основу межгосударственного регулирования соответствующих отраслей при помощи инвестиционных программ и государственного контроля. В последствие Маастрихтский договор от 1993г. [33], который учредил Европейский союз, объединил данные два договора и определил основы общей внешней политики и дипломатии ЕС.
Концептуальные основы энергетической политики Европейского союза были выработаны в рамках Энергетической Хартии 1991г. [34], Договора к Энергетической Хартии 1998г., докладов Европейской
комиссии в виде так называемых Зеленых и Белых книг (Green Paper, White Paper) [35].
Институционально процесс становления энергетической дипломатии ЕС был оформлен в коммюнике Европейской комиссии в сентябре 2011г. и заключении Энергетического совета в ноябре 2011г. о том, что внешняя энергетическая политика ЕС нуждается в тесном взаимодействии и согласованной деятельности внешней политики ЕС (the EU foreign policy) и энергетической политики ЕС (the EU energy policy) [3б].
В мае 2014г. Европейская комиссия приняла Европейскую стратегию энергетической безопасности, которая включала в себя цели внешней политики ЕС по обеспечению энергетической безопасности Союза, включая пункт о налаживании внутренней синергии между задачами энергетической политики и внешней политики, а также необходимость диверсификации внешних поставок энергоносителей и важности сотрудничества с внешними странами-экспортерами энергетического сырья в рамках единого консолидированного подхода [37].
Европейский союз сосредотачивает свою деятельность на налаживании энергетического сотрудничества с соседними странами посредством создания комплексной системы с дифференцируемым и гибким подходом к тому набору инструментов внешней энергетической политики, который может использовать как каждая страна-член ЕС в отдельности, так и Союз в целом. Разделив всех акторов энергетической дипломатии на четыре блока - соседние страны-партнеры по формированию общего энергетического рынка; ключевые поставщики энергетических ресурсов и транзитные страны; ключевые мировые энергетические акторы; развивающиеся страны, - Союз проводит многовекторную и многостороннюю дипломатию.
В рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) активно разрабатываются основы энергетической дипломатии с учетом того, что на данный регион приходится 60% всего мирового спроса на энергетические ресурсы, 90% из которых приходилось на импорт нефти [38]. Четыре крупнейших потребителя энергетических ресурсов - Китай, США, Россия и Япония - расположены в данном регионе. По прогнозам, к 2035г. спрос на энергосырье в странах-членах АТЭС вырастет на 34% [39]. Учитывая быстрый рост экономик стран Юго-Восточной Азии и предсказуемый рост спроса на энергетическое сырье, в рамках рабочей группы АТЭС по энергетике [40] был разработан Стратегический план на 2014-2018гг., где были прописаны основные цели и задачи организации по укреплению национальной и региональной энергетической безопасности, снижению уровня потребления углеводородного сырья, усилению взаимодействия и сотрудничества в области обмена данных, совместных исследований, разработок и информации по энергетическим аспектам [41].
Особое внимание страны-члены АТЭС уделяют вопросам диверсификации поставок энергоресурсов, реализации механизмов конкуренции и рыночного ценообразования на энергетическое сырье, а также развития технологий сжиженного природного газа, так как именно за счет него (так же, как и угля в внутристрановом потреблении) они планируют покрыть будущие потребности в энергоресурсах [42].
Среди региональных энергетических организаций стоит также выделить Латиноамериканскую организацию по энергетике (Latin American Energy Organization, OLADE), созданную 2 ноября 1973г. Основными целями и задачами данной организации являются координирующая роль для интеграции, защиты, хранения, рационального использования и маркетинга энергетических ресурсов региона. Региональная энергетическая интеграция (regional energy integration) и региональное энергетическое планирование (regional energy planning) осуществляются посредством политических, экономи-
ческих и технологических механизмов взаимодействия. Функции организации распространяются на разработку общерегиональных программ и концепций развития энергетического сектора с учетом общеэкономических проблем развития; реализацию программ регионального развития энергетики с привлечением государственного и частного капитала стран Латинской Америки и Карибского бассейна; усиление взаимодействия и интенсивного обмена технологиями; расширение коммерческих связей в энергетическом секторе [43].
Стоит упомянуть еще один региональный центр энергетического сотрудничества - Совет государств Балтийского моря, уделяющий внимание такому вопросу, как создание безопасного и эффективного рынка возобновляемых источников энергии [44].
В заключение данного исследования можно отметить тот факт, что существенным отличием энергетической дипломатии глобальных организаций от региональных организаций является нормотворческая деятельность, ориентированная на создание основ для стабильного, устойчивого и рационального использования природных ресурсов мира. Главным вкладом ООН в мировое энергетическое взаимодействие между акторами стало утверждение принципа полного суверенитета государств над своими природными ресурсами. Международное энергетическое агентство определило значимость системы быстрого и гибкого реагирования на перебои и чрезвычайные ситуации в энергоснабжении, а также предложило принципы стабильности, открытости и свободы международной торговли энергетическими ресурсами. ОПЕК выделяется среди глобальных организаций за счет узкой специализации своей энергетической дипломатии. Если МЭА в основном представляет интересы стран-импортёров, то ОПЕК представляет интересы стран-экспортеров нефти. ООН, в свою очередь, представляет интересы всех стран, поэтому ее нормы являются основополагающими и учитывающими интересы всех групп стран - экспортеров, импортеров, транзитных стран.
Региональные организации в большей степени ориентированы на создание системы энергетической безопасности в своем регионе. И, если АТЭС и ОЛАДЕ в большей степени находятся на начальном этапе разработки собственных норм энергетического сотрудничества, то Европейский союз продвинулся куда дальше, не только проводя собственную внешнюю энергетическую политику и дипломатию, но и создавая отдельную структуру - Европейскую службу внешнего действия, которая реализует энергетическую дипломатию Союза. Институционализация и тщательная нормативная проработка энергетической дипломатии Европейского союза позволяет определить его как наиболее эффективного актора энергетической дипломатии. Соизмеряя деятельность глобальных и региональных организаций и других акторов энергетической дипломатии - суверенных государств и неправительственных акторов, можно с высокой долей вероятности утверждать, что по-прежнему лидирующую роль в мировом энергетическом пространстве занимают суверенные государства. Однако, тенденция второй половины ХХ века - начала XXI века показывает, что возможно изменение данного баланса в сторону глобальных и региональных международных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ткаченко С.Л. Россия как энергетическая сверхдержава: история концепции // Клио. 2015. № 3 (99). С. 27-33
2. Tkachenko S. L. Actors in Russia's energy policy towards the EU // The EU-Russian Energy Dialogue: Europe's Future Energy Security. 2008. PP.163-192.
3. Waltz K. Man, the State and War: A Theoretical Analysis. - New York: Columbia University Press, 1959.
4. Rosenau J. N. The Scientific Study of Foreign Policy.
- New York: Free Press, 1971.
5. Princen T., Finger M. Environmental NGO's in World Politics: Linking the Local and the Global. - London, 1994. - P. 42.
6. Hocking B., Melissen J., Riordan S., Sharp P. Futures for Diplomacy. Integrative Diplomacy in the 21st Century. // Netherlands Institute of International Relations 'Clingendael'. Report 1. October 2012. P. 1-75
7. Немчинова Т.С. Проблема концептуального развития демократии в контексте четвертой волны демократизации // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13., № 4. - С. 206-213
8. Григорьева О.В. Роль дипломатии государства в мировом энергетическом пространстве: современные теоретические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. № 2. С. 130-140.
9. Гаттини А. Роль ООН в управлении природными ресурсами от принципа абсолютного суверенитета к принципу устойчивого развития. // Дипломатия ресурсов: сырьевые ресурсы и система международных отношений двадцатого века. Отв. редактор А.В.Торкунов. Под редакцией Массимилиано Гудерцо и Маттео Луиджи Наполитано. - М.: Навона, 2008. - 448 с.
10. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам [Электронный ресурс] // Декларации ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 01.10.2015)
11. Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами [Электронный ресурс] // United Nations Audiovisual Library of International Law. Режим доступа: http://legal. un.org/avl/pdf/ha/ga_1803/ga_1803_ph_r.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
12. Конвенция ООН по морскому праву [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции. Режим доступа: http://www. un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/ unclos_r.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
13. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Стокгольм. 1972г. [Электронный ресурс] // Декларации ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 01.10.2015)
14. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. 3-14 июня 1992 года [Электронный ресурс] // Декларации ООН. Режим доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 01.10.2015)
15. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. 9 мая 1992г. [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 01.10.2015)
16. International Energy Agency [Electronic resource] // Официальный сайт Международного энергетического агентства. Режим доступа: http://www.iea.org/aboutus/
17. Общие цели [Электронный ресурс] // Международной энергетическое агентство. Режим доступа: https://www.iea.org/russian/pdf/shared_goals.pdf (дат аобращения: 01.10.2015)
18. Agreement on an International Energy Program (As amended 9 May 2014) [Electronic resource] // International Energy Agency. Режим доступа: http://www.iea.org/media/ aboutus/iep.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
19. Навстречу более энергоэффективному будущему: применение показателей для усовершенствования энергетической политики [Электронный ресурс] // Международное энергетическое агентство. Режим доступа: http://www.iea.org/media/translations/russian/ indicators_brochure_ru.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
20. Сотрудничество между МЭА и Россией АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)
[Электронный ресурс] // Международное энергетическое агентство. Режим доступа: http://www.iea.org/rus-sian/relationswithrussia/ (дата обращения: 01.10.2015)
21. Our mission [Electronic resource] // Organization of the Petroleum Exporting Countries. Режим доступа: http:// www.opec.org/opec_web/en/about_us/23.htm (дата обращения: 01.10.2015)
22. OPEC Statute [Electronic resource] // Устав Организации стран-экспортеров нефти. Режим доступа: http ://www. opec .org/opec_web/static_files_project/media/ downloads/publications/OPEC_Statute.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
23. Solemn Declarations [Electronic resource] // Organization of the Petroleum Exporting Countries. Режим доступа: http://www.opec.org/opec_web/static_ files_project/media/downloads/publications/Solemn_ Declaration_I-III.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
24. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/iaea/ (дата обращения: 01.10.2015)
25. International Energy Forum (IEF) [Electronic resource] // Официальный сайт. Режим доступа: https:// www.ief.org (дата обращения: 01.10.2015)
26. International Renewable Energy Agency (IRENA) [Electronic resource] // Официальный сайт. Режим доступа: http://www.irena.org/home/index. aspx?PriMenuID=12&mnu=Pri (дата обращения: 01.10.2015)
27. Gas Exporting Countries Forum (GECF) [Electronic resource] // Официальный сайт Форума стран-экспортёров газа. Режим досупа: http://www.gecf.org (дата обращения: 01.10.2015)
28. G20 [Electronic resource] // Официальный сайт Большой двадцатки. Режим доступа: http://g20.org (дата обращения: 01.10.2015)
29. Buzan B. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era. -Harlow: Pearson Education Limited, 1991.
30. Sustainable, secure and affordable energy for Europeans [Electronic resource] // The European Union explains. Publication Office of European Union. Luxembourg, 2012. Режим доступа: https://ec.europa.eu/energy/ sites/ener/files/documents/energy.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
31. Treaty establishing the European Coal and Steel Community, ECSC Treaty [Electronic resource] // EUR-Lex. Access to European Union Law. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=URISERV:xy0022 (дата обращения: 01.10.2015)
32. Treaty establishing the European Atomic Energy Community (Euratom) [Electronic resource] // EUR-Lex. Access to European Union Law. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:xy0024 (дата обращения: 01.10.2015)
33. Treaty of Maastricht on European Union [Electronic resource] // EUR-Lex. Access to European Union Law. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=URISERV:xy0026 (дата обращения: 01.10.2015)
34. European Energy Charter [Electronic resource] // EUR-Lex. Access to European Union Law. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=uriserv:l27028 (дата обращения: 01.10.2015)
35. Communication from the Commission. Energy for the Future: Renewable Sources of Energy. White Paper for a Community Strategy and Action Plan. [Electronic resource] // European Commission. COM(97)599 final (26/11/1997). Режим доступа: http://iet.jrc.ec.europa.eu/remea/sites/re-mea/files/com97_599_en.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
36. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions.
On security of energy supply and international cooperation - "The EU Energy Policy: Engaging with Partners beyond Our Borders" /* COM/2011/0539 final */ [Electronic resource] // EUR-Lex. Access to European Union Law. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex:52011DC0539#text (дата обращения: 01.10.2015)
37. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. European Energy Security Strategy /* COM/2014/0330 final */ 28/05/2014 [Electronic resource] // EUR-Lex. Access to European Union Law. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52014DC0330&q id=1407855611566 (дата обращения: 01.10.2015)
38. Energy [Electronic resource] // Asia-Pacific Economic Cooperation. Режим доступа: http://www.apec.org/Home/ Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/Working-Groups/Energy (дата обращения: 01.10.2015)
39. APEC Energy Demand and Supply Outlook 5th Edition [Electronic resource] // Asia-Pacific Economic Cooperation. February 2013. Режим доступа: http://aperc. ieej.or.jp/file/2013/2/22/EDSO_Vol1_Full.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
40. APEC Energy Working Group [Electronic resource] // Asia-Pacific Economic Cooperation. Режим доступа: http://www.ewg.apec.org (дата обращения: 01.10.2015)
41. EWG Strategic Plan for 2014-2018 [Electronic resource] // APEC Secretariat. 31 August - 2 September 2015. Режим доступа: http://mddb.apec.org/Documents/2015/ EWG/EGEEC46/15_egeec46_008.pdf (дата обращения: 01.10.2015)
42. 2014 APEC Energy Ministerial Meeting. Beijing Declaration - Joining Hands Toward Sustainable Energy Development in the Asia-Pacific Region [Electronic resource] // Ministerial Statements. Asia-Pacific Economic Cooperation. Beijing, China, 2 Sep 2014. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Ministerial-Statements/Energy/2014_energy.aspx (дата обращения: 01.10.2015)
43. Latin American Energy Organization (OLADE) [Electronic resource] // Официальный сайт. Режим доступа: http://www.olade.org (дата обращения: 01.10.2015)
44. Energy [Electronic resource] // Council of the Baltic Sea States. Режим доступа: http://www.cbss.org/energy-2/ (дата обращения: 01.10.2015)