and talking). The students, acting American journalists, continued to remain "in the person of journalists" during the next several lessons. The questions, with which students addressed to each other and the teacher, are evidence of rising interest in the facts of life of Americans. The students shared information actively and with a great interest acquiring speech habits and knowledge. The situation, arising at the lesson, demanded speech independence and initiative from the students. Thus, the process of mastering a foreign language is becoming a creative process of discovering for oneself the country of the learned language and people speaking in this language. The given example shows that successful results depend on teacher's mastering country specific information and using it skillfully at lessons. His (her) erudition and horizons are a stimulus to increase the students' interest in the subject. That's why it is important to include materials enriched with country research information in educational and methodic complexes. These materials may be in the form of multimedia slides, photographs, illustrations to texts, cards, disks with records of texts containing country specific material. Country specific information existing in different parts of educational and methodic complexes must contain information allowing a lesson of a foreign language to be interesting: the history of the country, historical people, information about geography, nature, ecology, art and culture of Modern England and America.
Organization of teaching a foreign language in close ties with national culture of the people who speak in this language, country specific colour of teaching in the whole, educational materials, particularly, will favour the strengthening of communicative and cognitive motivation of students, will allow diversify methods and form of work, appeal to intellect and emotional sphere of students, implement the main general didactic demand: combination of education with up-bringing more effectively.
References
1. GalskovaN.D. Modern methods of teaching foreign languages. M.: ARKTI, 2003. P. 45.
2. Arian M.A. English. M.: Russkiy yazik, 1998. P. 88.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Сайитова К.Х.
Сайитова Комила Хасановна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идет о разных методах стимулирования интереса к учению. Автор особо подчеркивает роль двух таких групп методов, как методы формирования познавательных интересов у учащихся и методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. А также здесь утверждается, что в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Ключевые слова: мотивация, репродуктивные и поисковые методы, стимулирующе-мотивационная функция, познавательный интерес, эмоциональное состояние, познавательные игры.
Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость в ней компоненты мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения,
неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся учебной информацией.
Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувство долго и ответственности в учении.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что процесс обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для студентов задания, что из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений [1, 72].
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные игры с познавательным содержанием.
Из вышесказанного можно сделать такой вывод, что преподаватель на уроке должен создать благоприятную морально-психологическую атмосферу. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности и у студентов повышается интерес к учению.
Список литературы
1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. «Современные педагогические технологии», Издательство «Каро», 2013. С. 72.
2. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика», Москва «Просвещение», 1988. С. 402-405.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Сайитова К.Х.
Сайитова Комила Хасановна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье приведены назначения и структуры деятельности преподавателя в процессе обучения. Подход преподавателя к поурочному планированию должен быть творческим. Кроме того, каждая деятельность преподавателя детально описывается и утверждается, что учебный процесс невозможен без активной деятельности студентов.
Ключевые слова: активная и сознательная деятельность, руководящая роль, современная дидактика, управленческая деятельность, планирование.
Язык раздвинул границы мира наших ощущений. Словесные структуры мы ощущаем нередко как предметы, с которыми соприкасаемся в повседневной деятельности. Чем глубже связанные с ними впечатления, тем интенсивнее участвуют они во внутренней нашей жизни, формируя вместе с другими впечатлениями нашу мысль, «замешанную» не только на наших знаниях, но и на эмоциях, ценностных ориентациях и установках, на значениях тех или иных словесных знаков и символов [2, 10]. Исходя из выше сказанного, можно сказать, что умение красиво выразить свои мысли очень важно в общении с людьми. И особая роль в этом принадлежит преподавателю.
Раскрывая сущность процесса обучения, мы подчеркнули, что в нем органически сливаются преподавание и учение, т.е. деятельность преподавателя и студентов. Название деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит преподавателю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности студентов. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а студент лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что преподаватель призван организовать активную деятельность самих студентов по усвоению новых знаний и умений.
Цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов. Все эти элементы присущи и деятельности преподавателя.
Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет, составляя календарно-тематические планы. Разработке поурочных планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В таких пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуется задания для закрепления, повторения и домашней работы.
Современная дидактика не рекомендует использовать стандартную для всех учителей форму плана. Текст плана зависит от педагогического опыта учителя.