ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371.315.7
ББК Ч420.268.43 ГСНТИ 14.07.01 Код ВАК 13.00.01
Беляева Екатерина Борисовна,
аспирант, кафедра педагогики, Уральский государственный университет физической культуры; учитель иностранного языка, школа № 7, г. Коркино; 456550, Челябинская обл., г. Коркино, ул. Ленина, д. 15, кв. 15; e-mail: soleil-84@mail.ru
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель; моделирование; учащиеся; познавательный интерес; информационно-коммуникационные технологии.
АННОТАЦИЯ. Представлен вариант модели развития познавательного интереса учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий. Дана характеристика уровней, критериев и показателей развития познавательного интереса учащихся. Представлены выводы о перспективном моделировании процесса обучения с учетом развития познавательного интереса на основе информационно-коммуникационных технологий.
Belyaeva Ekaterina Borisovna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy of Ural State University of Physical Training; Foreign Languale Teacher of School № 7, Korkino, Russia.
MODEL FOR DEVELOPING THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
KEY WORDS: model; modeling; students; cognitive interest; information and communication technologies.
ABSTRACT. The article describes a way of development of the cognitive interest of students on the basis of information and communication technologies. The characteristic of levels, criteria and indicators of the development of the students' cognitive interest is given. The presents the conclusions about the prospective modeling of the learning process taking into account the development of the cognitive interest on the basis of information and communication technologies.
В последние годы при смене парадигмы образования, обращенной к ученику как субъекту образовательного процесса, повышается значимость развития познавательного интереса обучающихся.
Проблема развития познавательного интереса является предметом исследования многих ученых, в том числе В. М. Вергасова [2], А. К. Марковой [6], Н. Г. Морозовой [7], Г. И. Щукиной [13] и др. В своем исследовании мы опираемся на определение познавательного интереса, данное Г. И. Щукиной. Познавательный интерес характеризуется автором как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [13, с. 9].
В работе Г. И. Щукиной выделены три уровня развития познавательного интереса [13, с. 11]:
- низкий (характеризуется отсутствием четко выраженного мотива, наличием кратковременного незначительного интереса, бессистемностью при выполнении учебной задачи);
- средний (характеризуется более длительной деятельностью, систематичностью,
скоординированностью действий при выполнении данной задачи, самостоятельным установлением зависимостей, причинно-следственных связей);
- высокий (характеризуется самостоятельной творческой поисковой деятельностью по освоению знаний, наличием стойкого интереса к теоретическим и практическим проблемам, проявляются четко алгоритмизированные действия при решении учебной задачи).
В качестве приоритетного средства развития уровня познавательного интереса в современном образовательном процессе, как показывает практический опыт, выступают информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационые технологии, по определению Е. С. Полат, актуализируют процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер [10, с. 13].
Нами была разработана модель развития познавательного интереса учащихся к иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий с учетом требований Федерального государственного стандарта второго поколения.
© Беляева Е. Б., 2014
Рис. 1. Модель развития познавательного интереса учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий
В модели развития познавательного интереса учащихся на основе применения информационно-коммуникационных технологий выделены следующие блоки: блок социального заказа, целевой, концептуально-методологический, содержательный,
критериально-диагностический, результативный (рисунок 1).
При формулировке социального заказа мы опирались на пункт 2 статьи 13 Закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначена роль различных об-
126
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 7
разовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения, информационно-коммуникационных технологий [11].
Содержанием целевого блока моделирования являются создание положительной мотивации на уроке иностранного языка, использование разнообразных информационно-коммуникационных технологий, развитие потребности в познавательном интересе.
Создание положительной мотивации на уроках иностранного языка является важнейшим условием для дальнейшей успешной реализации основной цели - развития познавательного интереса учеников. Однако кроме традиционных средств формирования познавательного интереса, которые, безусловно, являются основой, могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку, как показала опытно-экспериментальная работа, активизируют развитие познавательного интереса учащихся, если на уроке формируется атмосфера соревнования, при этом включается рефлексия и поисковый характер деятельности, улучшается восприятие и понимание иноязычного материала.
В нашем исследовании развитие познавательного интереса в рамках концептуально-методологического блока рассматривается с позиции основных педагогических подходов - компетентностного и личностно ориентированного.
Представителями компетентностного подхода (Б. Г. Ананьевым [1], И. А. Зимней [3], А. В. Хуторским [12]) выявлено, что основная задача обучения на данный момент заключается не в передаче учащимся знаний, умений и навыков, а в формировании ключевых компетенций. Ведущей компетенцией при изучении иностранного языка, как отмечает М. Сапа1е, является коммуникативная компетенция, имеющая следующие компоненты [14, с. 51]:
- лингвистическая компетенция (знание вокабуляра и грамматических правил);
- социолингвистическая компетенция (умение использовать и интерпретировать языковые формы в соответствии с ситуацией / контекстом);
- дискурсная компетенция (умение понимать и логически выстраивать отдельные высказывания в целях смысловой коммуникации);
- стратегическая компетенция (умение использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации недостающих знаний);
- социокультурная компетенция (определенная степень знакомства с социокультурным контекстом);
- социальная компетенция (желание и готовность взаимодействовать с другими, умение управлять ситуацией).
Формирование коммуникативной компетенции и ее основных компонентов, как показала практика, будет эффективнее с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, внедренных в образовательный процесс.
Применение личностно ориентированного подхода при обучении на основе информационно-коммуникационных технологий заключается в предоставлении возможности реализации личностных устремлений учащегося, раскрытия индивидуальности, проявления самостоятельности. Особого внимания заслуживает развитие познавательного интереса к выполняемой деятельности, способность учеников работать с информацией (интерпретировать, анализировать), умение принимать самостоятельные решения.
Опираясь на анализ литературных источников [4; 9] и собственный педагогический опыт [5], мы определили, что в основе развития познавательного интереса учащихся лежат следующие педагогические принципы: систематической деятельности, взаимосвязи, толерантности, рефлексии. Принцип систематической деятельности предполагает развитие познавательного интереса при включении учащихся в процесс обучения на всех этапах. Принцип взаимосвязи отвечает за преемственность между этапами развития познавательного интереса, использование достигнутых ранее успехов на последующих этапах развития. Под принципом толерантности подразумевается уважение к мнению других учеников, уважение к личности в целом, создание ситуаций успеха для учащихся. Под принципом рефлексии подразумевается развитие самокритики, самосовершенствования, самопознания, формирование цельной личности учеников.
Содержательный блок модели включает в себя следующие этапы:
1) начальный (развитие любопытства, внешней вызванной неожиданными обстоятельствами активности в области применения информационно-коммуникационных технологий);
2) основной (развитие любознательности, устойчивого интереса, определяющегося стойкими положительными эмоциями, поисковым характером деятельности);
3) итогово-результативный (развитие стойкого познавательного интереса, по-
требности в новых знаниях, рефлексии выполняемой деятельности).
Успешная реализация модели развития познавательного интереса учащихся обеспечивается педагогическими условиями. В своем исследовании мы опираемся на определение, предложенное в работе А. Я. Най-на и З. М. Уметбаева. Под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [8, с. 88].
В ходе исследования были успешно апробированы следующие педагогические условия: формирование готовности учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка, использование информационно-коммуникационных технологий с целью активизации познавательной деятельности, создание благоприятного психоэмоционального фона в совместной деятельности учащихся, способствующего развитию познавательного интереса. В нашем исследовании критериально-диагностический блок модели используется для определения уровней, критериев, показателей развития познавательного интереса учеников на основе диагностических методов (анкетирования, наблюдения, тестирова-
ния, бесед с учениками и учителями) и анализа динамики полученных результатов.
Итоговым блоком модели является результативный блок, связанный с рефлексивной деятельностью учеников.
Таким образом, реализованные в авторской модели педагогические средства являются целостной системой по внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс развития познавательного интереса учащихся на практике. Использование и соблюдение педагогических условий, предложенных в нашей модели, позволяет успешно планировать, организовывать и контролировать развитие познавательного интереса учеников в процессе обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий. Практическое значение, на наш взгляд, имеет разработанный в модели диагностический инструментарий (уровне-вые характеристики, критерии и показатели), обеспечивающий объективность, системность и комплексность контроля и оценки развития познавательного интереса учащихся в ходе урока иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, данный инструментарий может быть использован педагогами при разработке различных видов уроков и внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М. : Директ-Медиа Паблишинг, 2008.
2. Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. М. : Знание, 1997.
3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку в школе. М. : Просвещение, 1991.
4. Карпова О. Л., Еремеева С. П. Проектирование учебного процесса на основе использования дистанционных технологий / / Сибирский педагогический журнал. 2013. №4. С. 212-217.
5. Карпова О. Л., Беляева Е. Б. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной подготовке преподавателя // Региональная экономика: теория и практика. №2 (329). 2014. С. 58-62.
6. Маркова А. К. Формирование интереса у учению у школьников / под ред. А. К. Марковой ; науч.-исслед. институт общей и педагог. психологии Академии педагогических наук СССР. М. : Педагогика, 1986.
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М. : Знание, 1979.
8. Найн А. Я., Уметбаев З. М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. Челябинск ; Магнитогорск : УГУФК ; МаГУ, 2007.
9. Найн А. Я., Шондина И. А. Модель развития эмпатического потенциала студента университета / / Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 249-255.
10. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2005.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Омега-Л, 2013.
12. Хуторской А. В. Современная дидактика. М. : Академия, 2007.
13. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М. : Просвещение, 1986.
14. Canale M., Swaine М. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. № 1. 1980.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. Л. Карпова.