Научная статья на тему 'Развитие познавательных интересов студентов в организации СПО посредством использования информационных технологий при изучении правовых дисциплин'

Развитие познавательных интересов студентов в организации СПО посредством использования информационных технологий при изучении правовых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТ / USE OF IT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривощекова Кристина Сергеевна, Блясова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается пοнятие познавательного интереса студентов СПО, влияние использования информационных технологий на развитие познавательного интереса у студентов при изучении правовых материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cognitive interests of students in the organization of free software through the use of information technology in the study of legal disciplines

The article deals with the concept of the cognitive interest of students of ACT, the impact of the use of information technology on the development of cognitive interest in students in the study of legal materials.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных интересов студентов в организации СПО посредством использования информационных технологий при изучении правовых дисциплин»

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001.

2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк ; под ред. Д.И. Фельдштейна. -Изд. 2-е, доп. - М. : Институт практической психологии, 1996.

3. Ельчанинов, В.А. Теоретические проблемы исторического сознания : монография / В. А. Ельчанинов ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : ЦРНС, 2011. - 132 с.

4. Кон, И.С. Дорога длиною в жизнь / И.С. Кон // Психологические теории подросткового возраста : хрестоматия / сост. М.К. Павлова. - М. : АНО ПЭБ, 2008.

5. Кулиш, В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи / В.В. Кулиш // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 6. - С. 32.

6. Луман, Н. Л. Общество как социальная система / Н.Л. Луман ; пер. с нем. А. Антоновский. - М. : Логос, 2004. - 232 с.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : учеб. пособие / Е.И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 384 с.

УДК 378

К.С. Кривощекова, И. Ю. Блясова, г. Шадринск

Развитие познавательных интересов студентов в организации СПО посредством использования информационных технологий при изучении

правовых дисциплин

В статье рассматривается понятие познавательного интереса студентов СПО, влияние использования информационных технологий на развитие познавательного интереса у студентов при изучении правовых материалов.

Познавательный интерес, информационные технологии, использование ИТ.

K.S. Krivoschekova, I.Yu. Bliasova, Shadrinsk

Development of cognitive interests of students in the organization of free software through the use of information technology in the study of legal

disciplines

The article deals with the concept of the cognitive interest of students of ACT, the impact of the use of information technology on the development of cognitive interest in students in the study of legal materials.

Keywords: Cognitive interest, information technology, use of IT.

Современное общество ставит перед учебными заведениями различного типа цель не только передачу знаний, формирование умений и навыков, но и развитие познавательной активности студентов.

Познавательный интерес выступает как важный фактор формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Проблема развития познавательного интереса уже давно изучается в педагогике. Учеными было высказано множество идей и проведено большое количество исследований, вследствие которых они пришли к выводу, что для того, чтобы вызвать интерес к получению знаний у ученика, нужно использовать различные методы и средства, в том числе информационные технологии. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому использование информационных средств в развитии познавательных интересов учащихся является актуальной проблемой.

Проблема познавательного интереса рассматривается в трудах отечественных философов (М.К. Мамардашвили и др.), психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной и др.), педагогов (Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, И.Я Лернера, А.К. Маркова, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова и др.).

В работах Ю. К. Бабанского, Л. И. Божович, Л C. Выготского, Н. Г. Морозовой, C. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной рассматриваются основные методологические подходы теории интереса, его воздействие на воспитание личности. В вышеназванных и иных исследованиях раскрываются уровни, возрастная динамика развития познавательного интереса; выделяются предпосылки его развития в учебной деятельности.

В толковом словаре С.И. Ожегова под интересом понимается внимание, побуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным [ 1].

Г.И. Щукина познавательный интерес рассматривает как избирательную направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого» [2, 3].

Направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. При этом поисковая деятельность студента сопровождается эмоциональным подъемом радости от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и познавательность.

Для правильной организации процесса развития познавательного интереса студентов организации СПО необходимо выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося.

Кроме этого, анализ педагогической литературы выявил необходимость развития познавательной активности на основе интеграции подходов и, особенно, личностно-ориентированного. Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и

другие ученые видят смысл личностно-ориентированного образовательного процесса в том, чтобы обеспечить личностный рост, интеллектуальное развитие и обеспечить формирование в сознании студента целостной картины мира.

В связи с существенной перестройкой содержания образования в настоящее время возросла необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся.

Вопросы активизации познавательной деятельности относятся к одной из наиболее актуальных задач. Перед преподавателем встает множество вопросов о том, как организовать процесс обучения, чтобы уровень подготовки студента соответствовал государственным требованиям по праву, учитывая порой незначительное количество аудиторных занятий. При этом процесс обучения должен организовываться таким образом, чтобы студент не только получал объем предусмотренный программой знаний и умений, но и имел возможность приобрести и закрепить умения анализировать, синтезировать, выделять главное, обобщать, сравнивать, сотрудничать и др. [4, с. 94].

В связи с этим на первый план выступает проблема обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности и познавательного интереса каждого человека, который в процессе образования не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать организация обучения с применением ИТ на материале правовых дисциплин.

Основной фактор развития интереса к предмету— понимание студентами изучаемого материала и успешное выполнение ими упражнений. Непонимание материала и вытекающие отсюда неумение справиться с какими-то заданиями служат причинами потери интереса к предмету.

Для того, чтобы сделать оптимальный выбор формы организации деятельности и учебного материала, преподавателю необходимо учитывать следующие факторы:

• новизну учебного материала;

• целесообразность введения нового теоретического материала;

• необходимость изучения нового теоретического материала для решения

определённой проблемы;

• поиск связей между ранее изученным и новым материалом;

• взаимосвязь теоретического материала и практических задач;

• практическую значимость изучаемого материала;

• исследовательский, творческий характер учебного процесса

• элементы состязательности, азарта в обучении;

• ситуацию успеха, радости познания;

• игровую ситуацию.

Формы передачи материала учителем на уроке права с использованием компьютерных технологий могут быть разными: презентации, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.

Планируя урок с применением информационных технологий, учитель должен учитывать дидактические требования:

- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся информационные ресурсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки. Информационные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся к предмету. Информационные технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать значительный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать должного эффекта. Кроме того, когда занятие проходит в компьютерном классе, а ответы учащихся рассчитаны на компьютерную обработку, учитель получает возможность оперативно отслеживать качество освоения материала и вносить необходимые коррективы, направленные на ликвидацию имеющихся пробелов. Более того, по окончанию какой либо пройденной темы можно отследить и оценить знания каждого студента методом тестирования.

Развитие познавательных интересов с использованием информационных технологий обеспечивает напряжение мысли каждого студента, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления студентами творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать.

Таким образом, современные информационные технологии позволяют инициировать и стимулировать внутреннюю активность учеников даже в условиях применения объяснительно-иллюстративного метода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И . Ожегов ; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М., 2012. - 944 с.

2. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 352 с.

3. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 2010. - 160 с.

4. Филатова, С.Н. Индивидуальный подход и дифференцированное обучение в системе среднего профессионального образования / С.Н. Филатова // Медсестра. - 2012. - № 10. - С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.