Научная статья на тему 'Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения'

Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9264
772
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / SPIRITUAL REVIVAL / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / THE YOUNGER GENERATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL VALUES / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / THE FORMATION OF SOCIAL HISTORICAL MEMORY / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артемьева Елена Сергеевна

В статье кратко рассмотрены подходы к пониманию и значению исторической памяти для общества, обозначена проблема подмены исторических фактов для молодежи и пагубное влияние этих процессов на формирование сознания подрастающего поколения. Приведен анализ данных исследования проведенного среди подрастающего поколения возрастом 14-19 лет г. Шадринска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Артемьева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preservation of historical memory as an important problem of the younger generation

Article abstract: the article briefly describes the approaches to the understanding and significance of historical memory for the society identified the problem of shifting of historical facts for the youth and the pernicious influence of these processes on the formation of consciousness of the younger generation. The analysis of the survey data conducted among the younger generation aged 14-19 years in the city of Shadrinsk.

Текст научной работы на тему «Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения»

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ПРАВА

УДК 37.035

Е.С. Артемьева, г. Шадринск

Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения

В статье кратко рассмотрены подходы к пониманию и значению исторической памяти для общества, обозначена проблема подмены исторических фактов для молодежи и пагубное влияние этих процессов на формирование сознания подрастающего поколения. Приведен анализ данных исследования проведенного среди подрастающего поколения возрастом 14-19 лет г. Шадринска.

Историческая память, духовное возрождение, подрастающее поколение, социальные ценности, формирование социальной исторической памяти, подростковый возраст.

E.S. Artemyeva, Shadrinsk

The preservation of historical memory as an important problem of the

younger generation

Article abstract: the article briefly describes the approaches to the understanding and significance of historical memory for the society identified the problem of shifting of historical facts for the youth and the pernicious influence of these processes on the formation of consciousness of the younger generation. The analysis of the survey data conducted among the younger generation aged 14-19 years in the city of Shadrinsk.

Keywords: historical memory, spiritual revival, the younger generation, social values, the formation of social historical memory, adolescence.

«Страницы прошлого должны представлять для нас не могильные памятники, а оружие для борьбы в настоящем, ключ к его пониманию. Каждое поколение должно само выковывать новое историческое оружие и овладевать им, сколько бы труда этого ему не стоило»

А.А. Свечин

Сегодня в научной и публицистической литературе очень много говорится о необходимости духовного возрождения национальных традиций. Особую значимость в данном направлении приобретает проблема сохранения исторической памяти, как фактора формировании общественного сознания. Не зная и не понимая опыта предшествующих поколений, человечеству сложно сохранять национальную идентичность, соблюдать и передавать последующим поколениям традиции, развивать духовность и в целом ориентироваться в обществе.

С философской точки зрения подход к определению понятия «историческая память» предполагает анализ его соотношения с более общим понятием «историческое сознание». Согласно мнению В. Ельчанинова, историческое сознание заключается в многообразии

форм его отражения, неоднозначначности оценок и эмоциональном переживании народа формирующееся во времени и социальной действительности.^]

Кроме этого, историческая память представляет собой многоуровневую систему. Николас Луман определяет историческую память как систему, производящую свои собственные базовые элементы, создающую собственные границы и структуру. По словам ученого, историческая память - это сложное динамично развивающееся явление, процесс, отражающий систему социальных связей в обществе, который обеспечивает историко-культурную преемственность и наследование информации из поколения в поколение.[6]

В.В. Кулиш определяет историческую память, как системообразующий элемент общественного сознания, с присущим ему механизмом запечатления, хранения, воспроизводства социокультурной и исторической информации в виде передаваемых из поколения в поколение традиций обычаев обрядов знания ценности стереотипов норм, которая обеспечивает актуализацию традиционных форм жизнеобеспечения.[6]

Другими словами, историческая память - это такая качественная характеристика общественного сознания, которая обеспечивает её воспроизводимость новыми поколениями в новых исторических условиях. Такая характеристика подчеркивает особое место исторической памяти в системе общественных отношений, которое определяет и сохраняет общие и наиболее устойчивые черты социально - исторического развития общества.

Печален тот факт, что многие исторические факты сегодня искажаются, переписываются заново, уничтожаются и предаются забвению, с целью облегчить в дальнейшем манипуляцию сознанием общественных масс. В связи с этим, сохранение исторической памяти является важной задачей общества. При этом должно быть исключено искажение исторических событий страны и их значимости.

Искажение, а равно и подмена исторических фактов, ни что иное, как фальсификация истории нашей страны, которая представляет собой угрозу национальной самобытности народа и государственной целостности нашей страны.

Формировать способность к самостоятельной оценке прошлых исторических событий страны необходимо со школьной скамьи. С какого же именно возраста личность способна воспринимать и оценивать исторические события?

Обратимся к психологии и педагогике. Е. И. Рогов указывает, что в подростковый период берут начало, а затем оформляются основные черты характера, устойчивые формы поведения и способы эмоционального реагирования.[7]

Л.И. Божович указывает, что в подростковом возрасте возникает специфическая для подростков форма самосознания. Другими словами, подросток начинает осознавать себя как единицу в социуме. По словам ученого, именно в подростковом возрасте формируются ценностные ориентиры, складываются относительно устойчивые образцы поведения, опирающиеся на первые осознанные выводы об окружающей действительности.^]

По мнению Л.С. Выготского, ценностные ориентиры подростков формируются с опорой на мнение взрослых людей или более взрослых окружающих подростков.[2]

И.С. Кон выделяет такие характерные черты подросткового и юношеского возраста, как установление устойчивого ядра ценностных ориентаций и формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей.[4]

Таким образом, опираясь на мнения указанных ученых, которые схожи во мнении, можно утверждать, что именно подростковый период является своеобразной точкой,

определяющей начало формирования социальных ценностей личности, которые уже в недалеком будущем, через 10-20 лет, станут оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций следующего подрастающего поколения. Поэтому на восприятие и глубинное понимание исторических событий страны уже можно ориентировать с 13-14 лет.

Поскольку первичная социализация подростка происходит именно в школе, она имеет огромное влияние на процесс формирования ценностных ориентаций. Несомненно, что формирование ценностных ориентиров подростка - это сложный и многогранный процесс, который определён комплексным сочетанием внутренних и внешних факторов воспитания. Однако, преобладание тех или иных факторов в процессе становления системы ценностей личности подростка будет играть доминирующую роль в становлении формирующейся личности.

В концепции государственного стандарта общего образования второго поколения указаны желаемые качества личности выпускника 21 века: Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности других культур, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в их решении. Это далеко не все черты и качества выпускника, а лишь те, которые указаны как первостепенные.

Формирование личности с вышеуказанными качествами может быть реализовано при условиях воспитания на духовно-нравственных и культурно исторических традициях.

В рамках рассматриваемой проблемы проведено небольшое исследование в виде анкетирования среди подростков и молодежи в г. Шадринске Курганской области. В анкетировании принимало участие 420 человек ученики старшего и среднего звена - 210 человек и студенты 210 человек. Респонденты в возрасте от 14 до 19 лет.

На вопрос, интересует ли вас историческое прошлое России было предложено 4 варианта ответов. «Очень интересует» ответили 24%, «Да иногда интересно некоторые факты» ответили 57%, «Скорее интересует, чем нет» было отдано 17%. Из всех отвечающих 2% не дали ответ.

На вопрос «Какие эпохи в истории России особенно интересным для вас?»: Великая Отечественная война - ответили 55%, эпоха Петра I - 29%, период правления Хрущева Брежнева - 24%, период перестройки, реформ 90 годов и современность - 26%.

Наибольший интерес у опрошенных в процессе изучения истории вызывают великие люди российской истории - 55% респондентов, затем события военной истории - 40%, становление и развитие российской государства - 38%, экономическое развитие страны интересует - 14% опрашиваемых.

Чаще всего знания о событиях истории России участвующие в опросе получают из кинофильмов - 74%, из учебников - 64%, телепередач - 52%, рассказы людей старшего поколения - 4%, специальная историческая литература - 22 % респондентов, при этом указали, что специальная историческая литература изучается в основном для подготовки рефератов. Мемуары и художественную литературу на исторические темы регулярно читают 7% респондентов. Как источник исторических знаний - семейные архивы указали 7% участников опроса.

Респондентам был предложен вопрос определить на их взгляд 5 событий которые вызывают чувство гордости за страну. Из 420 респондентов, только 76% дали ответ на этот вопрос. При этом все участвующие указали победу в Великой Отечественной войне. 24%

опрашиваемых не указали ответы на этот вопрос. 16% указали событием, которым может гордится история России, единственный факт - это Победа в Великой Отечественной войне. Остальные 60% респондентов дали два и более ответа, среди которых полет в космос Гагарина - 24%, Отечественная война 1812 года 14%, отмена крепостного права -14%, Куликовская битва - 5%. Интересен тот факт, что 15% указали присоединение Крыма, как факт, которым может гордиться история России.

Были даны не совсем ответы на вопрос, какими фактами может гордиться Отечественная история: 1,5% указали завоевание Руси татаро-монголами. Вряд ли этот факт можно назвать гордостью российской истории. Скорее всего, его можно отнести тому факту, за который можно испытывать чувство разочарования, тем не менее ответы помещены именно в графу фактов гордости. 4% фактом которые вызывают чувство гордости указали Олимпиаду в Сочи 2014 года, и два человека указали Олимпиаду 1980 года. (Несомненно это большие события, но на наш взгляд, это не совсем те факты, которые можно отнести именно к историческим фактам Хотя здесь вопрос остается спорным.)

Среди событий 20 века, которые на взгляд респондентов навсегда останутся в памяти российского общества были указаны: победа в Великой Отечественной войне - 38 %, 17% отнесли к таким фактам распад СССР, полет в космос Гагарина указали 14%, 5% отнесли участие России в Первой мировой войне, 2% указали таким фактом войну в Афганистане, 1% образование СССР. Некоторые варианты ответов в данном вопросе были даны ошибочно поскольку вопрос касался именно событий 20 века. Однако, среди таких фактов названа война 1812 года - 1 %.

Таким образом, исследование показало, что у современной молодёжи интерес к историческим фактам и событиям прошлого невысок.

В исторически не грамотном обществе манипулирование сознанием не представляет собой труда и как следствие вырастает поколение молодых людей неспособных адекватно оценивать историческую действительность и извлекать из прошлого опыт. Такое поколение не способно быть патриотами и в будущем защищать интересы отечества.

Каждый индивид, а, следовательно, и нация в целом, будет способна определять нужное направление деятельности в развитии общества, только имея истинные знания об историческом прошлом своей Родины. Потому как только такие знания о прошлых событиях помогут видеть главное и отсеивать второстепенное в истории своей страны, чувствовать исторические корни в происходящих процессах, знать историю не как миф, а открыто смотреть в глаза историческим фактам, учитывать ошибки, испытывать гордость за свершения предков. Несомненно, прошлое страны не изменить, но можно избежать ошибок, допущенных нацией в прошлом. Это позволит быть не просто наблюдателем, а осознавать свою сопричастность к событиям, формирующим современность.

Опираясь на вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что особую роль в формировании национальной исторической памяти следует отвести урокам истории в школах, учреждениях среднего профессионального обучения, ВУЗах. История не только урок или предмет, подлежащий изучению в датах, событиях и личностях. История в общем смысле прежде всего процесс и изучать этот процесс можно только через осознание и понимание причин и последствий событий прошлого. На уроках истории должны учить не только любить Родину, но и понимать ее, гордиться ею, ценить опыт прошлого своей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001.

2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк ; под ред. Д.И. Фельдштейна. -Изд. 2-е, доп. - М. : Институт практической психологии, 1996.

3. Ельчанинов, В.А. Теоретические проблемы исторического сознания : монография / В. А. Ельчанинов ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : ЦРНС, 2011. - 132 с.

4. Кон, И.С. Дорога длиною в жизнь / И.С. Кон // Психологические теории подросткового возраста : хрестоматия / сост. М.К. Павлова. - М. : АНО ПЭБ, 2008.

5. Кулиш, В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи / В.В. Кулиш // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 6. - С. 32.

6. Луман, Н. Л. Общество как социальная система / Н.Л. Луман ; пер. с нем. А. Антоновский. - М. : Логос, 2004. - 232 с.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : учеб. пособие / Е.И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 384 с.

УДК 378

К.С. Кривощекова, И. Ю. Блясова, г. Шадринск

Развитие познавательных интересов студентов в организации СПО посредством использования информационных технологий при изучении

правовых дисциплин

В статье рассматривается понятие познавательного интереса студентов СПО, влияние использования информационных технологий на развитие познавательного интереса у студентов при изучении правовых материалов.

Познавательный интерес, информационные технологии, использование ИТ.

K.S. Krivoschekova, I.Yu. Bliasova, Shadrinsk

Development of cognitive interests of students in the organization of free software through the use of information technology in the study of legal

disciplines

The article deals with the concept of the cognitive interest of students of ACT, the impact of the use of information technology on the development of cognitive interest in students in the study of legal materials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.