Научная статья на тему 'Историческая память нового поколения в условиях социокультурной трансформации'

Историческая память нового поколения в условиях социокультурной трансформации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1205
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ЭПОХА / СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / NEW AGE / SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATION / HISTORICAL HERO / HISTORICAL PERIODS AND EPOCH / MAINTENANCE AND PROBLEMS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутыкова Ирина Валентиновна

Историческая память рассматривается как многоаспектный компонент исторического сознания, фундаментальное основание культурно-исторической идентичности. В центре внимания содержание исторической памяти нового поколения постсоветской России, поколения 1990-х гг., и проблемный аспект ее функционирования. Содержание исторической памяти раскрывается через хранимые в памяти молодого поколения образы исторического героя и воспоминания об исторических периодах и эпохах в отечественной и всемирной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical memory of the new generations in conditions of socio-cultural transforms

The historical memory as many-sided part of historical consciousness and fundamental foundation of the cultural-historical accordance are considered. The article considers the maintenance of historical memory of the new ages post-soviet Russia and its problem aspect. The maintenance of historical memory is opened across image of historical hero and remembrance about historical periods, epoch in native and world history.

Текст научной работы на тему «Историческая память нового поколения в условиях социокультурной трансформации»

РАЗДЕЛ V. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

УДК 316.346.36:316.64(470)"1990..

И. В. Кутыкова

Историческая память нового поколения в условиях социокультурной трансформации

Историческая память рассматривается как многоаспектный компонент исторического сознания, фундаментальное основание культурно-исторической идентичности. В центре внимания содержание исторической памяти нового поколения постсоветской России, поколения 1990-х гг., и проблемный аспект ее функционирования. Содержание исторической памяти раскрывается через хранимые в памяти молодого поколения образы исторического героя и воспоминания об исторических периодах и эпохах в отечественной и всемирной истории.

Ключевые слова: новое поколение, социокультурная трансформация, исторический герой, исторический период и эпоха, содержание и проблемы исторической памяти

Irina V. Kutykova

Historical memory of the new generations in conditions of socio-cultural transforms

The historical memory as many-sided part of historical consciousness and fundamental foundation of the cultural-historical accordance are considered. The article considers the maintenance of historical memory of the new ages post-soviet Russia and its problem aspect. The maintenance of historical memory is opened across image of historical hero and remembrance about historical periods, epoch in native and world history.

Keywords: new age, social and cultural transformation, historical hero, historical periods and epoch, maintenance and problems of historical consciousness

Нет исторической памяти - и нет исторического глазомера.

В. О. Ключевский

Историческая память есть компонент исторического сознания, с которым связано, собственно, хранение исторических образов и понятий, их воспроизводство посредством трансляции, а также высвобождаемых воспоминаний об исторических событиях, фактах, лицах в условиях современной социальной и повседневной действительности. Историческая память представляет собой скрепу культурно-

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

7

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

исторической идентичности и основание исторической дальнозоркости для субъектов исторической реальности. Историческая память - объект социогуманитарного познания. Основными эпистемологическими «гранями» исторической памяти являются ее содержание, функционирование, проблемы. Предмет исследования исторической памяти подвижен и разнообразен.

Внимание исследователей к исторической памяти в полной мере соответствует многогранности исторической памяти и сложности ее состояния в условиях трансформирующегося общества: память о советском прошлом, устойчивость исторической памяти и ее значение в воспитании патриота и гражданина, связь исторического знания, воспитания и исторической памяти, формы воплощения исторической памяти, историческая память в массовом сознании, связь исторической памяти и власти, функции исторической памяти в современной культуре, проблемы культуры памяти1.

В условиях социокультурной трансформации гносеологический, онтологический и прогностический интерес представляет историческая память новых поколений, в частности первого поколения постсоветской России, т. е. рожденных в начале - второй половине 1990-х гг. Характеризуя положение современной молодежи в обществе, сами студенты отмечают его нестабильный и противоречивый характер2. Студенты-технологи, принявшие участие в опросе в 2006-2010 гг., акцентируют внимание на конфликте исторического былого и настоящего, на индивидуалистических и прагматических ценностных ориентирах современников, выражают беспокойство кризисным состоянием духа; одновременно признают непреходящее значение исторического прошлого для восприятия и понимания исторического настоящего, а также представлений о должном и традиционном в жизни современника. История представляет собой духовную потребность первого постсоветского поколения. «Наше прошлое, наша история», как подчеркивает С. И. Муртузалиев, обращаясь к вопросу этногосударственной идентификации россиян, для 48 % респондентов является основанием для этнической идентичности3.

Содержание исторической памяти новых поколений раскрывается через вопросы исторической личности (исторического героя), исторических событий, фактов, явлений. Для первого постсоветского поколения тема исторического героя актуальна. Согласно результатам исследования исторического сознания учащейся молодежи постсоветского поколения, у большинства респондентов существует свой герой в истории (78,6 % - 2006 г.; 67,5 % - 2010 г.; 56 % - 2013 г.). Сохраняются предпочтения студентов во взгляде на «своего героя» в отечественной/мировой истории. Доминируют исторические лица отечественной истории.

Среди названных имен героев отечественной истории, по частоте упоминаний имен, лидируют политические деятели (58 - 2006 г.; 95 - 2010 г.; 25 - 2013 г.): 1) Петр I, Екатерина II, И. Сталин; 2) кн. Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Елизавета Петровна, Александр II, В. Путин; 3) Николай I, Николай II, В. Ле-

8

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

нин (по результатам исследования 2010 г. В. Ленин занимает второе место после Петра I). На втором месте оказываются полководцы, военачальники (11 - 2006 г.; 41 - 2010 г.; 22 - 2013 г.): 1) Г. Жуков; 2) А. Невский, А. Суворов; 3) Ф. Ушаков, М. Кутузов; 4) Д. Донской, М. Барклай-де-Толли, А. Колчак. Третье место занимают деятели отечественной культуры (10 - 2006 г.; 19 - 2010 г.; 15 - 2013 г.), главным образом,

A. Пушкин, а также Е. Дашкова, М. Ломоносов, В. Жуковский, Н. Гоголь, Л. Толстой,

B. Маяковский, З. Гиппиус, М. Кшесинская, Ф. Достоевский, П. Чайковский, А. Ахматова, А. Толстой, М. Склодовская-Кюри, поэты военного времени, А. Солженицын (2006-2010 гг.).

В аналогичной последовательности (государственные деятели, полководцы, мыслители и деятели культуры) упоминают исторических лиц школьники в середине первого десятилетия XXI в., согласно результатам исследования Т. П. Путятиной. Сложности связаны с тем, что треть школьников не отвечает на вопросы о знании ими отечественных общественных, политических, религиозных деятелей, деятелей культуры и искусства русской истории и практически не знает героев советской истории4. Специфической чертой, как отмечает Д. Н. Косяков, выступает мифологизация истории, выражающаяся в том, что в сознании обывателя исторические деятели превращены «в персонажей большого постмодернистского шоу, наделенных минимумом индивидуалистических атрибутов и идеологических ярлыков»5.

Согласно результатам исследования автора, весьма малочисленно героями истории в 2006 г. студенты называют народ и представителей семьи и рода. В 2010 г. для 21 % первокурсников и 16 % второкурсников представление о «героях истории», главным образом, связано с Великой Отечественной войной. Для 56 % школьников в 2013 г. вопрос о наличии исторического героя не вызывает никакого сомнения. Большую уверенность в ответе на данный вопрос демонстрируют учащиеся 11-го (61%), чем 10-го (50 %) класса. Названные респондентами исторические герои принадлежат, преимущественно, отечественной истории. Среди них первостепенное значение сохраняют политические деятели (Петр I; И. Сталин; Николай II и В. Ленин; Екатерина II, Николай I, П. Столыпин, Николай II, Л. Троцкий), а также полководцы, военачальники, космонавты (А. Суворов; К. Жуков; А. Невский, Кутузов, Ю. Гагарин; П. Нахимов, Л. Корнилов, А. Колчак, К. Рокоссовский. Замыкают ряд исторических героев деятели культуры (А. Пушкин; М. Ломоносов; М. Булгаков, Л. Толстой, А. Ахматова, С. Есенин, И. Павлов, А. Сахаров, И. Курчатов, Л. Ландау,

C. Курехин, С. Бодров). Примечательная особенность результатов ответов на данный вопрос в 2013 г. в том, что школьники признают историческим героем народ, родственников, сражавшихся за Россию.

Аксиологическую константу отечественных исторических предпочтений современной учащейся молодежи образует эпоха и личность Петра I. Согласно результатам исследования М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги, в середине 90-х гг. XX в. респонденты, в том числе молодежь в возрасте 18-26 лет, назвали исторических лиц

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

9

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

и исторические события, вызывающих наибольшую гордость. Данный перечень составляют личность и дела Петра Великого; золотой век Екатерины II; отмена крепостного права, революция, правление Сталина, «оттепель», «застой» и т. д. К 2007 г. петровский период в целом сохраняет центральное положение на ценностной шкале исторических образов, но, по сравнению с данными середины 1990-х гг., его привлекательность несколько снизилась. Применительно к молодежи - с 48 до 40 %. Петровские преобразования ближе всего студенчеству, выпускникам вузов (47 %), а в середине 90-х гг. прошлого века и для молодежи с высшим образованием (65 %о). В поиске достойных символов российской истории все поколения останавливают выбор на периоде 1945-1970 гг. Имеет место возрождение преемственности российской истории в связи с ее восприятием молодым поколением по аналогии со старшим. Наиболее выдающимися историческими событиями России выступают достижения в области космонавтики, победа в Великой Отечественной войне, восстановление страны после военной разрухи6. Исторические события, лица, периоды, закрепленные в сознании истории учащейся молодежью, современницей модернизации начала XXI в., преимущественно, соответствуют предпочтениям респондентов в условиях перестройки и постперестроечный период, как показывают результаты исследования массового исторического сознания: Петр I, Екатерина II, Александр II, Великая Отечественная война, Великая Октябрьская социалистическая революция, период застоя и «оттепели», перестройка и реформы 1990-х гг.7 Советское прошлое, согласно результатам опроса в Санкт-Петербурге, Казани и Ульяновске в 2003, 2007 гг., положительно влияет на нравственность современных россиян (44 %о) и положительно сказывается на развитии отечественной культуры (50 %о). В исторической памяти жителей данных городов удерживают свои позиции День Победы, В. Ленин, И. Сталин8. Представляется, что возрастающее внимание к советскому прошлому весьма предсказуемо в связи с активным самопознанием и самообретением в историческом контексте.

Личности всеобщей истории и культуры имеют второстепенное значение в ряду исторических героев (22 - 2006 г.; 46 - 2010 г.; 45 - 2013 г.), при этом историческая память студенческой и школьной молодежи многообразна на исторические имена, преимущественно, политических и общественных деятелей. В 2006, 2010 гг. лидируют такие исторические лица, как Клеопатра, Сократ, А. Македонский, Цезарь, Леонардо да Винчи, Ж. Д'Арк, король Генрих IV, Х. Колумб, Наполеон. Кроме того, историческими героями выступают фараоны, король Артур, Карл IX, Е. Медичи, И. Ньютон, Э. Че Геваро (первокурсники); Пифагор, Демосфен, Спартак, Шекспир, М. Лютер, Нострадамус, Вильгельм Телль, Робин Гуд, Гарибальди, Г. Галилей, А. Страдивари, Л. Бетховен, Вольтер, Бисмарк, М. Ганди, Т. Рузвельт, Э. Ремарк, Дж. Кеннеди, С. Дали, Диана, деятели учения дзэн, эпохи Возрождения и постимпрессионизма (второкурсники). Названные школьниками в 2013 г. исторические лица, указывают на то, что в исторической памяти удерживаются, главным образом, Эрнесто Че Ге-

10

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

варо, Леонардо да Винчи; А. Македонский, Цезарь. Кроме того, называются такие имена, как Генрих IV, Изабелла I, Дж. Мазарини, Т. Рузвельт, У. Черчилль, Елизавета Австрийская, Филипп Красивый, Б. Франклин, Отто фон Бисмарк, Дж. Кеннеди, Ганди, Мартин Лютер Кинг; С. Дали, З. Фрейд, Эйнштейн, Э. Ремарк, Ф. Меркьюри,

0. Хепберн, Пуанкаре; Спартак, Цезарь, Колумб.

Исторические эпохи и периоды, страны, представляющие гносеологический и мировоззренческий интерес для молодых современников, являют собой показатель интенсивности и глубины исторических воспоминаний, их состояния. Особое значение для учащейся молодежи начала XXI в. приобретает Отечественная история. Первостепенное и возрастающее значение для студентов имеет история Отечества (42 упоминания - 2006 г.; 79 - 2010 г.), затем история стран Европы (Франции, Англии, Италии, Испании и др.) и всеобщая история (Древнего мира). Историческое сознание студентов-технологов к 2010 г. выдвигает на лидирующие позиции начало XX в. в истории Отечества, распад СССР и историю СССР в целом, время резких изменений. Пристальное внимание студенческой молодежи к концу первого десятилетия нового века, по количеству упоминаний в ответах на специальный вопрос, посвященный периодам и эпохам в отечественной истории, обращено на:

1. Российское государство периода московского княжества, Российскую империю, конец XIX - первую половину XX вв. (эпохи Петра I и дворцовых переворотов, «время Екатерины II», «начало XX в.», правление Романовых, в частности Николая II);

2. советское время (военную историю, в частности Великую Отечественную войну, II мировую войну; распад СССР; 70-90-е гг.); 3. «все/многое», в том числе периоды «резких изменений», новейшую историю (перестройку, петровскую Россию, время своего поколения, XXI в., «IX-XX вв. «, «1980-2006 гг.»); 4. Древнюю Русь (принятие христианства, истоки Российского государства).

Школьников Санкт-Петербурга, принявших участие в опросе в 2013 г., преимущественно интересует всеобщая история (102 упоминания), что, в общем, характерно для школьной молодежи. Как показали результаты исследования в 1996 г., Отечественная история вызывала интерес у 38 % старшеклассников, принадлежащих поколению 1980-х, предпочтения 10-классников и 11-классников в данном вопросе разнились. К выпускному классу возрастает внимание учащихся к отечественной истории, главным образом, XX столетия. Для школьников привлекательные периоды и эпохи во всеобщей истории ранжируются следующим образом: Средневековье, Древний мир, XX в., все/многое, эпоха Возрождения и современность, Новое время. При этом предпочтения школьников также разнятся. Так, для 10-классников наибольший интерес во всеобщей истории вызывает средневековье и эпоха Возрождения, затем Древний мир; XX в.; Новое время; Новейшая история; все эпохи, или «многое». Для учащихся 11-класса интересна, во-первых, история Древнего мира и «все/многое» в истории, во-вторых, Средневековье, в-третьих, XX в., затем современность. Существенно расширяется круг названных респондентами стран,

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

11

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

историей которых интересуется новое поколение: США и Япония; Англия (Великобритания) и Германия; Франция; Испания; Дания, Ирландия, Италия, Турция, Норвегия, Дания, Швеция, Ямайка Индия, Китай.

Наиболее значимыми событиями в новейшей истории Отечества, как отмечает Т. П. Путятина, школьниками признаются победа СССР над фашистской Германией, Великая Октябрьская социалистическая революция, крах колониальной системы, образование двух супердержав, перестройка и распад СССР9. Обращаясь к теме памяти о советском, Г. М. Смышляева подчеркивает, «„советское прошлое" генерирует историческую энергию, запускающую напряженную диалектику между памятью и забвением, травмой и формированием новых идентичностей». Память о советском является «неотъемлемой частью современного процесса социальной идентичности на постсоветском пространстве»10.

На исходе первого десятилетия XXI в. первостепенный интерес школьников Санкт-Петербурга вызывает отечественная история XX в., главным образом, СССР от начала возникновения до его распада. В истории СССР, кроме военной и политической истории, новое поколение интересуют культура и быт. История СССР, по признанию респондентов, привлекательна вследствие своей неоднозначности, необычности, непонятности для молодых современников. Во-вторых, интересна история России в XVIII в., преимущественно, время правления Петра I, затем дворцовые перевороты, в том числе правление Екатерины II, а также «все/многое», как, например, династия Романовых, XIX в., XVIII—XX столетия. Сохраняется интерес в истории Древней Руси, возникает интерес к истории постсоветской России, современной эпохе, как-то рубежу XX-XXI вв., «1990-2003 гг.».

Итак, неявную потребность нового поколения (78,6 % - 2006 г.; 67,5 % - 2010 г.; 56 % - 2013 г.) в своем историческом герое, как и содержание исторической памяти в данном вопросе следует отнести к устойчивой тенденции исторического сознания поколения 1990-х. Историческая память удерживает, преимущественно, отечественных героев истории, при этом выражены политический и военно-политический аспекты, недостаточно развит ее культурологический аспект. Примечательно, что за период с 2006 по 2013 гг., согласно результатам исследования, произошли положительные изменения, связанные с признанием героями истории народа и представителей семьи и рода.

С 2006 по 2013 гг. наметилась тенденция преодоления категоричности позиции в вопросе следования примеру названных героев истории: от отрицания (2006 г.) и неопределенности (2010 г.) к готовности следовать примеру названных исторических героев (2013 г.). Данные изменения имеют характер индивидуалистический с тенденцией проявления желания утвердить устойчивое, упорядочивающее начало в своей жизни. Тема исторического героя, главным образом, принадлежащего отечественной истории, не только не утрачивает своей актуальности для нового поколения, но и закрепляется в его сознании. Имена лиц отечественной истории,

12

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

удерживаемые исторической памятью поколения 1990-х таковы: 1. Петр I, Екатерина II, Николай I, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин; 2. Г. К. Жуков, А. В. Суворов,

A. Невский, М. И. Кутузов, А. Колчак; 3. А. С. Пушкин.

Ожидаемо возрастает первостепенное онтологическое и познавательное значение ближайшего прошлого в истории Отечества - истории СССР, истории XX в. Пристальное внимание рожденных в начале 1990-х, согласно результатам 2006, 2010 гг., обращено, главным образом, на историю российского государства периода московского княжества, российской империи, конца XIX - первой половины XX в. (эпохи Петра I и дворцовых переворотов, «время Екатерины II», «начало XX в.», правление Романовых, в частности Николая II). Относительно устойчивый характер носит интерес к истории Древней Руси (принятие христианства, истоки российского государства), возрастающий характер интереса студенческой молодежи связан с историей СССР (военная история, в частности Великая Отечественная война, II мировая война; распад СССР; 70-90-е гг.), а также «всех/многих» периодов, в том числе «резких изменений», новейшей историей (перестройки, петровской России, времени своего поколения, XXI в., «IX-XX вв.», «1980-2006 гг.»). К 2013 г. учащаяся молодежь акцентирует внимание на истории Отечества в XX в., главным образом, истории СССР от начала возникновения до распада, в том числе культуры и быта в СССР. Во-вторых, привлекает внимание история России в XVIII в., в частности правление Петра I, эпоха дворцовых переворотов, правление Екатерины II, и «все/ многие» периоды, например, династия Романовых, XIX в., XIX-XX вв., в том числе военная история («1918-1945»); начало XVII в. («смута»), XVIII-XIX вв., XVIII-XX вв. История Древней Руси и постсоветской России замыкают ряд исторических периодов, интересующих новое поколение в отечественной истории.

Проблемный аспект состояния исторической памяти нового, первого постсоветского поколения выражен в хронологической неопределенности, ограниченности, редукции и однозначности оценки, в пробелах исторического знания. Для первокурсников-технологов и школьников характерна историческая неосведомленность, не аргументированность оценки исторического прошлого. Например, в ряду героев истории оказывается Гитлер, а избирая историческим героем

B. Ленина, О. Бисмарка, респонденты отмечают их отрицательное и положительное значение соответственно. «В головах абитуриентов филфака, - подчеркивает Г. М. Шленская, - невероятная хронологическая мешанина, идущая от незнания истории». Особенно типична данная характеристика состояния знания отечественной истории советского времени11.

Имена исторических героев, названные студентами и школьниками в 20062013 гг., ранжированы таким образом, что в отечественной и всемирной истории политики и общественные деятели, полководцы, военачальники занимают лидирующую позицию по сравнению с деятелями культуры, пребывающими на периферии исторической памяти.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

13

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

Обращает на себя внимание возросший количественный показатель оставленного без ответа вопроса об историческом герое (3,4 % - 2006 г.; 4 % - 2010 г.; 23 % -2013 г.) и снижающийся показатель ответивших на него положительно. В период с 2006 по 2013 гг. произошло снижение количества респондентов (97 % - 2006 г.; 58 % - 2013 г.), способных назвать периоды и эпохи в отечественной истории.

Сосредоточивая внимание на решении существующих проблем исторической памяти, необходимо учитывать, что в студенческой гуманитарной среде имеет место и выраженная гражданская позиция, озабоченность судьбою страны, желание видеть Россию великой державой, как отмечает А. В. Святославский12. Интерес и желание знать и понимать историю своей страны носит непреходящий характер в сознании студентов-технологов и школьников.

Новое, первое постсоветское поколение обладает исторической памятью, с присущими ей, как и историческому сознанию в целом, проблемами. Гносеологическое и мировоззренческое овладение историей, прежде всего, отечественной историей, в частности XX в., образуют потребность молодежи в наличии исторического глазомера. Развитие исторической памяти новых поколений в условиях трансформирующегося общества следует рассматривать в контексте формирования и развития исторического сознания и исторической культуры новых поколений России.

Примечания

1 Проблемы исторической и культурной памяти в жизни современного общества: сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. Красноярск: Красноярск. филиал НОУ ВПО «С.-Петерб. ун-т профсоюзов», 2011; Соколова М. В. Теоретические основы изучения исторической памяти: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008; Современное российское студенчество: историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2011; Шеуджен Э. Историческое знание и историческая память: западноевропейская традиция взаимообусловленности. М.; Майкоп: Изд-во АГУ, 2012; Историческая память и формы ее воплощения: сб. ст. М.: Вост. лит., 2003; Социология власти: информ.-аналит. бюл. 2003. № 2: Историческая память в массовом сознании российского общества-2003; Историческая память, власть и дисциплинарная история: материалы междунар. науч. конф., Пятигорск, 23-25 апр. 2010 г. Пятигорск; Ставрополь; М.: ПГЛУ, 2010; Дубин Б. Н. Россия нулевых: политическая культура, историческая память, повседневная жизнь. М.: Росспэн, 2011; Историческая память и диалог культур: сб. материалов Междунар. молодеж. науч. шк. Казань, 2012 г.: в 3 т. Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. Т. 3; Синицына Н. А. Историческая память как регулятив современной культуры: социол. анализ: автореф. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2008; Святославский А. В. История России в зеркале памяти: механизмы формирования исторических образов. М.: Древлехранилище, 2013.

2 Каймин С. Г. Проблема передачи традиций современной молодежи // Проблемы

14

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел V. Историческая память как культурный феномен

исторической и культурной памяти в жизни современного общества: сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. Красноярск: Красноярск. филиал НОУ ВПО «С.-Петерб. ун-т профсоюзов», 2011. С. 40.

3 Муртузалиев С. И. Советская историческая память и постсоветская идентичность россиян // Историческая память, власть и дисциплинарная история: материалы междунар. науч. конф., Пятигорск, 23-25 апр. 2010 г. Пятигорск; Ставрополь; М.: ПГЛУ, 2010. С. 426.

4 Путятина Т. П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. ... канд. социол. наук. М., 2007.

5 Косяков Д. Н. К проблеме мифологизации истории // Проблемы исторической и культурной памяти в жизни современного общества: сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. Красноярск: Красноярск. филиал НОУ ВПО «С.-Петерб. ун-т профсоюзов», 2011. С. 52.

6 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Историческое сознание молодежи // Вестн. РАН. 2010. Т. 80, № 3. С. 195-203.

7 Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память: анализ соврем. состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3-14; Бойков В. Э. Десятилетие реформ в памяти российского населения // Социология власти-2001: Историческая память в массовом сознании населения Российской Федерации: информ.-аналит. бюл. М.: РАГС, 2002.

8 Соколова М. В. Теоретические основы изучения исторической памяти: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 85-86.

9 Путятина Т. П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. ... канд. социол. наук. М., 2007.

10 Смышляева Г. М. Память. память о советском // Проблемы исторической и культурной памяти в жизни современного общества: сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. Красноярск: Красноярск. филиал НОУ ВПО «С.-Петерб. ун-т профсоюзов», 2011. С. 97.

11 Шленская Г. М. Проблема манкуртизма в современной жизни и литературе // Проблемы исторической и культурной памяти в жизни современного общества: сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. Красноярск: Красноярск. филиал НОУ ВПО «С.-Петерб. ун-т профсоюзов», 2011. С. 108-109.

12 Святославский А. В. История России в зеркале памяти: механизмы формирования исторических образов. М.: Древлехранилище, 2013. С. 529.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.