И.В. Кутыкова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ПОКОЛЕНИЕ 1990-х ГОДОВ
Кутыкова Ирина Валентиновна - кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета).
Исследования образа жизни учащейся молодежи российского общества в постсоветских условиях посвящены главным образом ценностным предпочтениям и ориентациям [6; 8; 9], в которых важное место занимают вопросы истории Отечества и патриотизма. Отметим исследования, посвященные становлению исторического сознания молодежи в соотнесении с различными поколениями [4], социальному портрету возрастных когорт в постсоветской России [1], ценностным ориентациям постсоветского гуманитарного студенчества [9], формированию исторического сознания школьной молодежи [7].
Особого внимания заслуживает первое постсоветское поколение (поколение начала и второй половины 1990-х годов), в том числе динамика его исторического сознания. Рассмотрение данного вопроса составляет цель настоящей статьи. Эмпирическую основу анализа составляют результаты исследований, проведенных автором в 2006, 2010, 2013 гг., для более широкой сравнительной характеристики - 1996 г.
В октябре 1996 г. был проведен опрос старшеклассников петербургских школ, в котором приняли участие более 100 человек. В ноябре 2006 и в мае 2010 гг. в ходе исследования по теме «Состояние и функционирование исторического сознания современной студенческой молодежи» были опрошены студенты Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) по авторской анкете (90 и 175 человек соответственно). Выборка включала респондентов, чье время рождения приходится на 1991 и 1992 гг. В апреле 2013 г. было проведено анкетирование старшеклассников школ Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 150 человек, из них 56% девушек и 40% юношей 11 национальностей, имею-
щих российское гражданство. Выборка включала респондентов, чьи годы рождения приходятся на 1995-1998 гг.
Интерес поколения 1990-х к истории:
Направленность, характер, факторы
Для представителей нового поколения типичен возрастающий интерес к истории (83% - 2006 г., 91% - 2010 г., 99% - 2013 г.). Первый опрос выявил понимание необходимости познания истории в рамках учебного процесса у 13,3% респондентов; второй - уже у 20,5%. В то же время этот процесс не был простым и линейным, так как одновременно увеличивался интерес и к современности. Так, если исследования 2006 г. выявили интерес к той или иной теме, факту, событию и личности в истории, к посещению музеев и исторических мест, просмотру передач и фильмов, чтению книг у 22,2% опрошенных, то в 2010 г. этот показатель снизился до 20,5%.
Интерес к истории, проявленный школьниками в 2013 г., обусловлен, главным образом, стремлением обладать широким кругозором (38%), любознательностью (31%), требованиями учебного процесса (14%), желанием лучше понять современность, ее вызовы и задачи (6%).
Особое значение для студенческой молодежи приобретает отечественная история. Так, в ряду названных студентами в 2006 и 2010 гг. стран, исторических периодов и эпох, на первом месте стоит история нашей страны (42 упоминания в 2006 г.; 79 - в 2010 г.), затем история стран Европы (Франции, Англии, Италии, Испании и др.) и история Древнего мира. Респонденты охотно называли интересующие их периоды в отечественной истории, не дожидаясь специального вопроса, посвященного истории Отечества.
Школьники, принявшие участие в опросе в 2013 г., отвечая на вопрос: «История каких времен (периода, эпохи) и народов (страны, стран) Вас интересует», преимущественно отметили всеобщую историю, что, в общем, характерно для школьной молодежи. Однако к выпускному классу возрастает внимание учащихся к отечественной истории, главным образом к истории XX столетия.
Для представителей поколения, рожденных во второй половине 90-х годов XX в., привлекательные периоды и эпохи во всеобщей истории ранжируются следующим образом: Средневековье, Древний мир, XX в., все / многое, эпоха Возрождения, Новое время. При этом предпочтения школьников несколько разнятся. Так, у десятиклассников наибольший интерес во всеобщей истории вызывает Средневековье и эпоха Возрождения; затем Древний мир; XX в.; Новое время; Новейшая история; все эпохи, или «многое». Школьникам 11 класса интересна, во-первых, история Древнего мира и «все / многое» в истории; во-вторых, Средневековье; в-третьих,
XX в.; затем современность. Существенно расширяется круг названных респондентами стран, историей которых интересуется новое поколение: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Дания, Ирландия, Италия, Турция, Норвегия, Дания, Швеция, Ямайка, Индия, Китай. В отечественной истории (36 упоминаний), не дожидаясь специального вопроса, школьники выделяют историю XX в. (СССР), затем называют императорскую Россию; историю России в контексте всемирной истории; «все / многое», например, «XVII-XIX вв.», «с XIX в. до нашего времени», 1800-2000 гг.; Древнюю Русь; современность (XXI в.).
В 2010 г. предпочтения студентов первого и второго курсов были следующими: Российское государство периода московского княжества, Российская империя, конец XIX - первая половина XX в. («время Екатерины II», «начало XX века», правление Романовых, в частности Николая II); советский период (военная история, в частности Великая Отечественная война, Вторая мировая война), распад СССР.
Главный интерес школьной молодежи связан с отечественной историей XX в., главным образом СССР от начала возникновения до его распада.
Эмоциональное отношение молодежи поколения 1990-х к отечественной истории и «историческому»
Исследователи ценностных ориентаций молодежи отмечают, что влияние «державно-патриотической идеологии» на молодежное сознание возросло, хотя выше ценностей «Родина», «Отечество» участники исследования ставят ценности личного блага, индивидуального успеха и комфорта [6, с. 88].
Согласно результатам, полученным автором в 2006 и 2010 гг., подавляющее большинство студентов, находясь близ исторических памятников, на территории музеев-заповедников, испытывает положительные чувства (уважения, гордости, ностальгии, любви, восхищения). То же можно сказать о школьниках, опрошенных в 2013 г. (табл. 1).
Знание истории необходимо для того, чтобы «не совершать прежних ошибок», кроме того, «манипулировать другими людьми, не обладающими этими знаниями», и понимать настоящее, ибо «без знания истории человек -ничто». Таково понимание смысла исторического познания студентами в 2006 г. Опросы 2010 и 2013 гг. выявили укрепление этого понимания (табл. 2).
Таблица 1
ЧУВСТВА, ОБРАЩЕННЫЕ К ИСТОРИИ И .ИСТОРИЧЕСКОМУ. (X)
Учащаяся молодежь а) уважения б) гордости в) любви г) ностальгии д) ничего не испытываю
Студенты (2006)
I курс 45 34 - 14 7
II курс 43,4 24 2,1 2,1 4,3
Студенты (2010)
I курс 59 22 1 4 4
II курс 50,5 28,4 5,3 5,3 3,2
Школьники (2013)
Школьники 10-го класса 60 7 4 7 10
Школьники 11-го класса 57 14 4 3 9
Таблица 2
СМЫСЛ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ (%)
Учащаяся молодежь а) прошлое надо знать, ибо оно не проходит, а всегда присутствует в настоящем и освещает путь будущего б) знание прошлого вредоносно, поскольку уводит от современности в) не знать и не интересоваться прошлым невозможно для человека так как это путь в никуда г) свой вариант ответа без ответа
Студенты (2006)
I курс 43 - 43 9
II курс 57 4 25 9
Студенты (2010)
I курс 73 - 20 5 2
II курс 59 - 23 18
Школьники (2013)
Школьники 10-го класса 53 3 34 10 -
Школьники 11-го класса 66 - 30 4 -
С этими данными согласуются заявления респондентов относительно необходимости знания и понимания истории (табл. 3).
Таблица 3
СТЕПЕНЬ НЕОБХОДИМОСТИ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ (%)
Учащаяся молодежь а) необходимо обязательно б) возможно, нужно в) не обязательно г) не нужно
Студенты (2006)
I курс 34 55 11 -
II курс 50 41 9 -
Студенты (2010)
I курс 70 25 4 1
II курс 72 23 5 -
Школьники (2013)
Школьники 10-го класса 60,3 34,2 5,5 -
Школьники 11-го класса 58,4 34 7 -
Для представителей нового поколения важно обладать знаниями истории семьи и рода. Такие знания способствуют обретению своего «я», становлению исторического самосознания. Потребность изучить, понять историю своей семьи, своего рода, согласно результатам исследований, имеет для первого постсоветского поколения, первостепенное значение (48% - 2006 г.; 66 - 2010; 39% - 2013 г.).
В контексте вопроса исторического самосознания, или исторической идентичности следует рассматривать вопрос об историческом герое. Для первого постсоветского поколения данная тема актуальна. Согласно результатам исследования, у большинства респондентов существует свой герой в истории (78,6% - 2006 г.; 67,5 - 2010; 56% - 2013 г.). Относительно устойчивый характер имеют предпочтения молодежи в вопросе исторических лиц (табл. 4).
С 2006 до 2010 г. сохраняются предпочтения студентов во взгляде на «своего героя» в отечественной / мировой истории. Как видно из таблицы 4, среди названных в данный период имен героев отечественной истории (по частоте упоминаний имен) лидируют политические деятели. Наивысший рейтинг получили Петр I, Екатерина II, И. Сталин. Следующую группу составили кн. Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Елизавета Петровна, Александр II, В. Путин. Реже других упоминались Николай I, Николай II, В. Ленин. Среди полководцев по убыванию упоминаний - Г. Жуков, А. Невский, А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов, Д. Донской, М. Барклай-де-Толли, А. Колчак. В числе деятелей отечественной культуры с большим отрывом лидирует А. Пушкин. В аналогичной последовательности (государственные деятели, полководцы, мыслители и деятели культуры) упоминают исторических лиц школьники в середине первого десятилетия XXI в., согласно
результатам исследования Т.П. Путятиной. Это исследование выявило, что треть школьников оставляет без ответа вопросы о знании ими отечественных общественных, политических, религиозных деятелей, деятелей культуры и искусства и практически не знает героев советской истории [7]. В нашем опросе в 2010 г. 21% первокурсников и 16% второкурсников представления о «героях истории» связали главным образом с Великой Отечественной войной.
Таблица 4
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА (РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВОДЯТСЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ УПОМИНАНИЙ ИСТОРИЧЕСКИХ ИМЕН)
Учащаяся молодежь Отечественные исторические деятели Личности всеобщей истории
Политические деятели Полководцы, военачальники, космонавты Деятели культуры
Студенты (2006)
I курс 26 1 5 9
II курс 32 10 5 13
Студенты (2010)
I курс 42 19 8 17
II курс 53 22 11 29
Школьники (2013)
Школьники 10-го класса 12 9 3 22
Школьники 11-го класса 13 13 12 23
У 56% респондентов в 2013 г. вопрос о наличии исторического героя не вызывает сомнений. Школьники 11-го класса (61%) демонстрируют большую уверенность в ответе на данный вопрос, чем школьники 10-го класса (50%). Названные респондентами исторические герои принадлежат, преимущественно, отечественной истории. Среди них первостепенное значение сохраняют политические деятели (Петр I, И. Сталин, Екатерина II, Николай I, А. Столыпин, Николай II, В. Ленин, Л. Троцкий), а также полководцы, военачальники, космонавты (А. Суворов, Г. Жуков, А. Невский, М. Кутузов, Ю. Гагарин, П. Нахимов, Л. Корнилов, А. Колчак, К. Рокоссовский). Замыкают ряд исторических героев деятели культуры и науки (А. Пушкин, М. Ломоносов, М. Булгаков, Л. Толстой, А. Ахматова, С. Есенин, И. Павлов, А. Сахаров, И. Курчатов, Л. Ландау, С. Курёхин, С. Бодров). Примечательная особенность результатов опроса в 2013 г. состоит в том, что школьники признают историческим героем народ, родственников, в частности прадедов, людей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Названные школьниками личности всеобщей истории ранжированы таким образом, что политики
и общественные деятели также занимают лидирующую позицию по сравнению с деятелями науки и культуры (приводятся по убыванию упоминаний): Эрнесто Че Гевара, Леонардо да Винчи, Гитлер (?!), Македонский, Цезарь; Генрих IV, Изабелла I, Дж. Мазарини, Т. Рузвельт, У. Черчилль, Елизавета Австрийская, Филипп Красивый, Б. Франклин, адмирал Нельсон, Бисмарк, Дж. Кеннеди, Ганди, Мартин Лютер Кинг, С. Дали, З. Фрейд, А. Эйнштейн, Э. Ремарк, Леонардо да Винчи, Ф. Меркьюри, О. Хёпберн, А. Пуанкаре, Спартак, Цезарь, Колумб.
Исследуя в 2005 г. учащуюся молодежь, в том числе школьников 9-11-х классов (рожденных в 1987-1990 гг. - И.К.) в кризисном обществе, Т.А. Хагуров отмечает, что существует дефицит продуктивных увлечений и интересов, позитивной героики, образцов подражания на фоне снижения интереса к чтению и разноголосицы телеэкрана. Морально-нравственное сознание учащейся молодежи размыто [9, с. 104]. Первое постсоветское поколение (рожденные в начале - второй половине 1990-х годов), в отличие от поколения перестройки (рожденные в конце 1980-х годов), характеризует стремление к наличию ценностных персонифицированных ориентиров. Как отмечают А.В. Соколов и И.О. Щербакова, на фоне доминирующего эгоизма студенты-гуманитарии «мечтают регулярно посещать театры и концерты, читать классиков и еженедельно бывать в театрах»; для 34% студентов характерны альтруистические стремления доставлять радость, помогать людям. «Дефицит этих качеств особенно болезненно ощущается молодыми людьми в постсоветской России» [8, с. 121-122].
Источниками информации об историческом герое для 60% школьников являются: родители, родственники (23%); книги (18); школа (11); Интернет (4), а также «все и многое» (4%). В тех случаях, когда называются несколько источников, по количеству упоминаний лидируют «книги» (16%), «Интернет» (11%). Лишь в четырех случаях десятиклассники упомянули школу как важный источник. 40% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Результаты трех исследований позволяют сделать следующие выводы.
1. Поколение 1990-х проявляет возрастающий интерес к истории, прежде всего к отечественной истории. Первостепенное значение имеют XXв., история СССР. Тема исторического героя, принадлежащего отечественной истории, не только не утрачивает своей актуальности для нового поколения, но и закрепляется в его сознании.
Главное внимание рожденных в начале 1990-х, согласно опросам 2006 и 2010 гг., обращено на историю Российского государства периода Московского княжества, империи, конца XIX - первой половины XX в. (эпохи Петра I и дворцовых переворотов, «время Екатерины II», «начало XX века», правление Романовых, в частности Николая II). Относительно устойчивый 178
характер носит интерес к истории Древней Руси (принятие христианства, истоки Российского государства). Возрастает интерес студенческой молодежи к истории СССР (Великой Отечественной войне, Второй мировой войне, перестройке, распаду СССР). Во многом интерес к этим периодам и событиям выявило и анкетирование 2013 г.
2. Устойчиво проявляются положительные чувства в отношении исторических мест и памятников; укрепляется потребность изучения и постижения истории.
Подавляющее большинство молодежи поколения 1990-х, принявшей участие в опросе, испытывают чувства уважения, радости и восхищения, гордости, ностальгии, любви, обращенные к «историческому» (топосу, памятнику и т.п.). Размышляя о необходимости знания и понимания истории, современник поколения 1990-х перешел от сомнения к уверенной предпочтительной позиции: знать историю необходимо обязательно. На протяжении 2006-2013 гг. динамика гносеологических исторических потребностей представителей нового поколения такова, что возрастает их потребность в изучении истории Отечества и человечества, затем какой-либо страны и континентов (Европы и Азии).
3. Для исторического сознания и самосознания нового поколения в связи с категориями «всеобщего», «общего» и «единичного» типичен неустойчивый характер.
В ряду названных стран, исторических периодов и эпох, в сознании рожденных в начале 1990-х годов, первостепенное и возрастающее значение занимает история Отечества, затем история стран Европы и всеобщая история, главным образом, Древнего мира. Рожденные во второй половине 1990-х годов чаще называют всеобщую историю, главным образом средневековую, историю Древнего мира, XX в., «все / многое» в истории. Кроме того, заметно расширяется перечень стран различных континентов, история которых интересует новое поколение. В отечественной истории наибольшее значение приобретает история XX в. (СССР), затем императорской России, история России в контексте всемирной истории, «все / многое», Древней Руси, начала XXI в.
Литература
1. Беляева Л. А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. - М., 2004. - № 10. - С. 31-42.
2. Вдовина М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье: автореферат дис. .. .доктора социологических наук. - М., 2008. - 35 с.
3. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. -М., 2004. - № 10. - С. 42-49.
4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Историческое сознание молодежи // Вестник РАН 2010. -Т. 80 (3). - С. 195-203.
5. Нор-Аревян О.А. Конфликтность взаимодействия поколений в условиях транзиции российского общества: (Микросоциологический анализ): автореферат дис. .кандидата социологических наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 22 с.
6. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: Диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - М., 2008. - № 2. - С. 83-90.
7. Путятина Т.П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества: автореферат дис. .кандидата социологических наук. - М., 2007. - 23 с.
8. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. - М., 2003. - № 1. - С. 115-123.
9. Хагуров Т. А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // Социологические исследования. - М., 2011. - № 11. - С. 93-104.
10. Чернецкая С.В. Межпоколенная коммуникация: Барьеры и конфликты: (Социально-антропологический аспект): автореферат дис. .кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 23 с.
11. Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Белгород, 2007. - 22 с.