Научная статья на тему 'Великая Отечественная война в контексте формирования исторической памяти молодого поколения'

Великая Отечественная война в контексте формирования исторической памяти молодого поколения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2829
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / STATE OF HISTORICAL MEMORY / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ / TRANSLATION MECHANISMS / КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / CHANNELS TO TRANSFER HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оплетина Надежда Витальевна, Трипольский Владимир Борисович

В статье историческая память рассматривается как один из основных каналов передачи опыта и сведений о прошлом. Основываясь на итогах самостоятельного социологического исследования, авторы показали, что в молодежной среде наметились спад интереса к событиям Великой Отечественной войны и изменение акцентов в ее оценке. Обозначено, что данное состояние исторической памяти о войне характеризуется проявляющимися деформациями в механизмах трансляции исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE CONTEXT OF FORMING HISTORICAL MEMORY OF YOUNG GENERATION

The article considers historical memory as one of the basic channels to transfer experience and knowledge about the past. Relying on the findings of the original sociological study the authors discover a tendency among young people to lose interest in the events of the Great Patriotic War and to shift the focus in its evaluation. According to the authors, this state of historical memory about the war is characterized by the explicit deformations of the mechanisms for the translation of historical memory.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война в контексте формирования исторической памяти молодого поколения»

Оплетина Надежда Витальевна, Трипольский Владимир Борисович

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье историческая память рассматривается как один из основных каналов передачи опыта и сведений о прошлом. Основываясь на итогах самостоятельного социологического исследования, авторы показали, что в молодежной среде наметились спад интереса к событиям Великой Отечественной войны и изменение акцентов в ее оценке. Обозначено, что данное состояние исторической памяти о войне характеризуется проявляющимися деформациями в механизмах трансляции исторической памяти. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/1/31.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 122-126. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. 443 с.

8. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. 548 с.

9. Коржова О. Salute Big-band // Джаз-квадрат. 2005. № 3.

10. Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. М.: Музыка, 2006. 125 с.

11. Миганова Т. Когда тело умнее мозгов // 7 дней. 2008. № 42.

12. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / пер. с англ. М. Н. Рудковской и В. А. Ерохина; вступ. ст. В. А. Ерохина; общ. ред. и коммент. В. Ю. Озерова. М.: Музыка, 1987. 296 с.

13. Тер-Минасова Г. С. Набоков называл переводчиков «могильщиками гениев» // Культура. 2007. № 13.

14. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. 862 с.

CREATION AS JAZZ BASIS

Ogorodova Alena Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Bilyar Yurii Nikolaevich, Associate Professor Shebanova Elena Ivanovna Kiselev Anatolii Filippovich

Belgorod State Institute of Arts and Culture Ogorodova-aliona-2012@yandex. ru

The article examines the phenomenon of creation by the example of jazz music. The jazz musician solves creative tasks daily improving his/her performance, develops improvisation thinking, creates new arrangements of jazz standards, and composes music. The authors believe that continuous boundless creation conceals the key mystery of jazz - its ability to evoke joy among the audience, to unite people regardless of their racial and confessional affiliation.

Key words and phrases: jazz; creation; music; performance; improvisation; arrangement; composition.

УДК 930.1

Исторические науки и археология

В статье историческая память рассматривается как один из основных каналов передачи опыта и сведений о прошлом. Основываясь на итогах самостоятельного социологического исследования, авторы показали, что в молодежной среде наметились спад интереса к событиям Великой Отечественной войны и изменение акцентов в ее оценке. Обозначено, что данное состояние исторической памяти о войне характеризуется проявляющимися деформациями в механизмах трансляции исторической памяти.

Ключевые слова и фразы: молодежь; историческая память; состояние исторической памяти; механизмы трансляции; каналы передачи исторической памяти.

Оплетина Надежда Витальевна, к. соц. н., доцент Трипольский Владимир Борисович, к. полит. н.

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана opletinanv@mail.т; tvb0812@mail.т

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ©

Память о Великой Отечественной войне - важнейшей составляющей Второй мировой войны как эпохального события XX - имеет всемирно-историческое значение и является огромной ценностью, духовным капиталом не только России, но и всего цивилизованного человечества. Итогом Великой Победы явились полный разгром гитлеровской армии и освобождение европейских стран от фашистского порабощения, формирование новой картины мира и современного миропорядка. В то же время, в год 70-летнего юбилея Победы над фашизмом в мировом медиа-пространстве появилось много недвусмысленных оценок событий той эпохи, которые демонстрировали нацеленность определенных политических сил на пересмотр исторических итогов не только Победы, но и Второй мировой войны в целом.

Современная транскрипция понятия исторической памяти предполагает многовекторное рассмотрение данного феномена: и как одного из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, и как важнейшей составляющей самоидентификации индивида и социальных групп [7]. При этом любое общество характеризуется в том числе и наличием особого механизма, с помощью которого фиксируются его прошлые состояния и воспроизводятся институциональные типы отношений или их определённые стороны. Масштабные глобализационные процессы, развернувшиеся в современном мире, превратили представления о прошлом и настоящем в краеугольный камень публичной политики, идентификации личности и групп, их социализации в социальных общностях и обществе в целом.

© Оплетина Н. В., Трипольский В. Б., 2016

Следует отметить, что разные поколения, мужчины и женщины, представители различных социальных слоев могут хранить разные воспоминания о прошлом. Современная молодежь в данном ключе представляет особый исследовательский интерес как большая социальная группа, находящаяся на подготовительном, но достаточно самостоятельном жизненном этапе - этапе взросления, обеспечивающего дальнейшую самореализацию членов данной социальной группы, а в конечном итоге - непрерывность социального воспроизводства.

Важной проблемой изучения современного состояния исторической памяти, о которой говорят ведущие исследователи, выступает ситуация разрыва между памятью, хранимой людьми, и официальной историей, как ее преподавали и изучали на протяжении большей части жизни молодого поколения. При этом «живая память» - это истории, рассказы живых людей о том, что было, их восприятие исторических событий, участниками и свидетелями которых они были, она аффективна, воспоминания прозаичны и многообразны. А официальная история - как правило, неполная реконструкция того, что прошло, она всегда рациональная и целенаправленная, критична по отношению к прошлому, универсальна, для всех одинакова. В условиях современной социальной динамики исследователи фиксируют состояние утраты равновесия между историей и памятью, проявляющееся как между источниками формирования исторической информации, так и внутри механизма трансляции исторических знаний, представлений [3; 4; 6].

Например, современная молодежь не может помнить события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которых они не принимали участия, но они могут иметь представления о событиях того времени как через «живую память» - рассказы, письма, артефакты, транслируемые в рамках семейных историй через родственников, близких людей - свидетелей тех событий, - так и через официальную историю, которую они изучали в школе и вузе, которая формируется в широком культурно-информационном поле через чтение художественной и документальной литературы, посещение музеев, просмотры кинофильмов и иные публичные источники в современных средствах массовой коммуникации. А с активным включением в историческое пространство новых источников памяти происходит стремительный отход от стандартных версий истории страны в целом, формируются новые оценки, мнения и общий объем исторических фактов, которые составляют содержание исторической памяти молодежи, да и всего народа.

Так, Интернет и компьютеры позволили ввести в научный и общественный дискурс о прошлом массу документальных и иных свидетельств, формировать новые базы данных, открывать новые каналы информации о прошедшей войне и новые социальные практики типа народной акции «Бессмертный полк» или Обобщенного компьютерного банка данных Министерства обороны РФ, который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших или пропавших без вести в годы войны.

Обозначенный выше дискурс об исторической памяти определил исследовательскую позицию кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н. Э. Баумана при подготовке и проведении в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне социологического исследования об исторической памяти студентов-бауманцев. Предмет исследования - состояние исторической памяти студентов-бауманцев, проявление исторической памяти восемнадцатилетних в знаниях, суждениях, представлениях и оценках о Великой Отечественной войне.

Объектом исследования выступили студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, всего было опрошено 1003 чел., подавляющее большинство составили студенты-первокурсники. Возраст опрошенных - 18-20 лет. Общее количество опрошенных студентов-первокурсников составило почти треть от всех поступивших на первый курс МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2014 г. - 24,6%, или 879 чел. Данные опроса позволяют составить своеобразный срез реального состояния исторической памяти, «мест памяти» поколения восемнадцатилетних, а также обозначить зоны так называемой «исторической амнезии» - что не сохранилось в исторической памяти молодого поколения: события, лица, оценки.

Для подавляющего числа опрошенных события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. зафиксированы в исторической памяти семьи: абсолютное большинство респондентов отметили, что их прадеды прошли через военные действия на фронтах войны, в 34% семей имеются погибшие. В тылу трудились на Победу прадеды у 28% опрошенных, а у 13% студентов были или есть те, кто пережили оккупацию. Среди драматических событий войны отмечены: германское рабство и ужасы концлагерей (4% опрошенных), участие в партизанских движениях (5% опрошенных), у 46 студентов в семьях и до настоящего времени прадеды числятся пропавшими без вести. В то же время 10% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Как было отмечено, «живая память» транслируется через устные рассказы, воспоминания, истории о событиях, а также и через артефакты прошлого как конкретные носители исторической информации, позволяющие лучше увидеть и почувствовать непосредственную картину войны.

Опрос выявил интересный момент: часть семей студентов либо не сохранили материальные свидетельства военного прошлого (23%), либо в семьях не было вообще никаких документов и артефактов военного времени (21%). Основные реликвии прошедшей войны, сохраняемые большинством семей, - это награды (42%) и фотографии (38%). Письма с фронта как один из наиболее распространенных каналов семейного общения и феномен письменной культуры военного времени сохранились в семейных архивах лишь у 19% опрошенных.

Продолжением характеристики данной ситуации, обозначаемой современными исследователями как процесс утраты равновесия между историей и памятью, могут служить ответы респондентов на вопрос об источниках, из которых современный молодой человек - студент-бауманец - получает информацию о событиях прошлого и итогах Великой Отечественной войны.

В общем рейтинге культурно-информационных средств передачи всей совокупности социальной информации о войне лидируют уроки истории: 81% опрошенных отметили их как источник информации о военном

прошлом, для 70% респондентов кинофильмы, телесериалы служат источником воспроизводства информации о войне. Опрос обозначил интересный момент: для поколения 18-летних, которые составляют основную массу респондентов, посещение музеев и выставок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, выступает как важный источник информации о военном прошлом, об этом заявили 57% респондентов. Мемуары как источники информации интересны для 11% опрошенных, а живые свидетельства участников войны - для 22% участников опроса.

В целом можно обозначить, что историческая память о Великой Отечественной войне у молодых людей предстает не столько как область живых воспоминаний, сколько как процесс конструирования прошлого. В настоящее время для молодых людей важным и охватывающим практически всех респондентов источником знаний, в том числе и исторических, становится обучение в различных учебных заведениях. Однако события и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн, и об этом говорят специалисты, в школьных учебниках истории не находят полного и адекватного отражения, а в большинстве вузов изучение отечественной истории (от восточных славян до наших дней) осуществляется в течение одного семестра.

Опрос зафиксировал тот факт, что историческое наследие военного прошлого транслируется в сегодняшнее поколение главным образом через историческую память, основными элементами которой становятся реконструируемые официальными источниками воспоминания, события, образы и т.д. Объем репродуктивной памяти о войне: устные традиции, беседы с людьми, пережившими опыт военных лет, и старейшинами, хранителями традиций и др., когда возможна не столько точная передача данных, сколько трансляция ценностной памяти, переплавленной через личностный опыт и дух участника, - сокращается вместе с уходящим с исторической арены поколением победителей. Но важность и возможности «живой памяти» для передачи знаний о войне, ее эмоциональный потенциал воздействия на респондента подтверждают тот факт, что документальное кино и передачи ТВ о войне как трансляторы военного «наследия отцов» важны для 60% респондентов.

Возможно, именно с этими тенденциями в состоянии исторической памяти связан факт определенного снижения социальной мотивации к изучению истории Великой Отечественной войны у поколения, представляющего правнуков тех, кто отстоял свободу нашей страны в 1941-1945 гг.

Те, кого очень интересуют события Великой Отечественной войны, составили 31% опрошенных, чуть больше половины респондентов заявили, что события их скорее интересуют, чем нет, а 11% респондентов мало или совсем не интересуются военным прошлым, что свидетельствует об ослаблении интереса к историческому прошлому у представителей когорты 18-20-летних.

В ходе исследования студентам был задан вопрос на знания основных дат Второй мировой и Великой Отечественной войн. Были выбраны даты, которые обозначают рамки Второй мировой войны, и даты, представляющие важные вехи в истории Великой Отечественной войны, которую вела наша страна. Студентам в тестовом режиме было предложено указать даты главных событий данного периода. Подавляющее большинство -90% опрошенных - верно указали дату только начала Второй мировой войны. При выявлении знаний о других исторических датах: битве за Москву, разгроме милитаристской Японии, прорыве блокады Ленинграда - студенты продемонстрировали различную степень усвоения исторической информации, а общий тренд зафиксировал незнание большинством опрошенных точных дат данных событий в истории Второй мировой войны.

Полученные итоги можно оценивать по-разному, но, безусловно, они демонстрируют определенные проблемы трансляции исторического прошлого, передачи в обществе исторических знаний и представлений в новые поколения.

Кстати, аналогичные тренды фиксируются и другими исследователями [1; 5; 8]. По видимому, причины необходимо искать как образовательном процессе, который не смог пока еще адаптироваться к современной социокультурной динамике, так и за его пределами, в самом трансляционном механизме, в ходе которого, как мы уже показывали, сегодня происходит передача событий исторического прошлого для молодых людей.

История как организованная память о прошлом, как правило, воспроизводится через яркие точки, события, памятники, ритуалы, традиции, лица и имена или, по образному выражению П. Нора, «"места памяти" -того, что осталось от прошлого и вокруг чего кружится все остальное, через кого и что прошлое сказывается или прорастает в настоящем» [4, с. 28]. Представленное исследование лишь приоткрывает так называемый поколенческий эффект исторической памяти, когда каждое поколение, по наблюдению И. Е. Козновой, имеет свой инвариант памяти. «Практически любое новое поколение постоянно находится перед выбором, что из наследия предков сохранить или модифицировать, от чего отказаться или забыть» [3, с. 31].

Показательны с этой точки зрения открытые вопросы анкеты с просьбой указать фамилии известных полководцев Великой Отечественной войны. Полководцы, Герои Советского Союза - это символы, легенды далекого прошлого. Именно через личности, как правило, происходит восприятие эпохи, времени, событий Великой Отечественной войны. В общей сложности при ответе на открытый вопрос прозвучало 152 фамилии известных людей. Качественный анализ показывает, что безусловными лидерами списка среди полководцев войны стали Г. К. Жуков (его упомянули 83% опрошенных) и К. К. Рокоссовский (68% упоминаний). Далее следуют И. С. Конев, А. М. Василевский и К. Г. Ворошилов. Более трех фамилий полководцев-военноначальников указали лишь 17% опрошенных. Среди названных студентами-первокурсниками фамилий полководцев: Н. Ф. Ватутин, К. А. Мерецков, Р. В. Малиновский, Ф. И. Толбухин, И. Д. Черняховский и др., в общей совокупности их фамилии прозвучали в 14% анкет. Из числа героев были названы Н. Гастелло, З. Космодемьянская, И. Панфилов, И. Кожедуб, А. Покрышкин и др.

Как показывает анализ, упоминание тех или иных фамилий военноначальников и героев войны 1941-1945 гг. сильно коррелируется с упоминанием мест в г. Москве, названных в их честь, открытый вопрос о которых также был в анкете. Студенты, отвечая на вопросы анкеты, упоминали фамилии известных полководцев, героев войны сразу в двух вопросах, при этом в абсолютном большинстве анкет ответы на данные вопросы дублируются. Это свидетельствует о том, что урбанистическая среда, воспроизводя в названиях улиц исторические образы, сегодня также выступает источником исторической памяти. Правда, такая организация исторической памяти слишком поверхностна, ведь подавляющее большинство известных фамилий полководцев приводились респондентами без инициалов. Важное место в опросе занимали вопросы, позволяющие выявить оценки молодыми людьми основных явлений и событий Великой Отечественной войны и факторов Победы 1945 г. Оценочный компонент представлял спектр суждений респондентов относительно того, какие из явлений Великой Отечественной войны сегодня вызывают гордость россиян и какие факторы позволили, по мнению студентов, одержать победу над фашизмом.

Безусловной доминантой исторического «военного» сознания молодых людей является гордость за народ своей страны, проявивший в годы военного лихолетья массовый героизм и на фронте, и в тылу. Об этом заявили почти 90% опрошенных студентов-бауманцев. Одна треть опрошенных отметили важность создания в кратчайшие сроки сильной военно-оборонной промышленности на востоке СССР. В то же время, освободительная миссия Красной Армии в Европе не имеет полноценного отражения в сознании молодых людей (23,3%). А ведь именно данная тема является предметом спекуляций и трансформационным полем попыток переписывания истории в современном мире.

Массовый героизм, патриотизм как базовые элементы воспитания советских людей, по мнению студентов, явились основными факторами победы над фашистской Германией. Важность данных факторов отметили соответственно 84% и 72% респондентов. Следующими по значимости студенты считают факторы наличия в Красной Армии талантливых военноначальников (41%) и активное народное сопротивление -партизанское движение, развернувшееся на оккупированных фашистами территориях (40% опрошенных).

Лишь 16% опрошенных считают решающим фактор открытия второго фронта. Студенты в целом невысоко оценивают роль союзников по антифашисткой коалиции в победе во Второй мировой войне, т.к. считают, и это опрос явно показал, что основная нагрузка, а следовательно, и потери в борьбе против нацизма, легли на плечи именно советского народа. Именно поэтому в памяти народа, а соответственно и молодого поколения, события Второй мировой войны занимают менее значимое положение, чем события Великой Отечественной войны.

Интересным представляется тот момент, что ненависть к фашистам как фактор победы прозвучал в ответах лишь 17,3% опрошенных. Хотя исторические факты свидетельствуют, что именно ненависть к врагам как «насильникам, грабителям, губителям людей» в дни войны выступала важнейшим мотивационным фактором массового героизма. Таким образом, и «живая память», и история войны в сознании россиян прошли своеобразное очищение временем от деструктивных эмоций и чувств, а социальная ненависть, которая, как правило, сопровождает тяжелейшие общественные конфликты, являясь побудительной силой агрессивных и враждебных общественных настроений, не нашла прописки в общественном сознании.

Значимыми можно считать оценки молодых людей, данные ими географо-климатическим факторам победы. Суровый климат СССР и его ресурсная база - огромные территории и людские ресурсы - представляются решающими факторами победы для трети опрошенных (соответственно 38% и 31% ответов). Безусловно, географические особенности могут являться стратегическим преимуществом страны, и эти факторы как решающие рассматривались на начало войны и в фашистской Германии, и в Советском Союзе. Данные оценки в историческом сознании молодежи стали проявляться в ходе социокультурных трансформаций последнего времени, в попытках по-новому осмыслить историческое прошлое и в появлении большого количества спекулянтов от истории, стремящихся сделать себе имя на исторических манипуляциях. Например, целенаправленно данный аспект военной истории формировался в соросовских учебниках истории, наводнивших российские школы в конце 90-х - начале 2000-х гг. Сегодня же эти оценки уже внедрены в структуру исторической памяти части молодежи и требуют более чуткого подхода.

В целом можно отметить, что историческое сознание молодых людей впитало ценностные ориентиры коллективной памяти предыдущих поколений, где память о войне 1941-1945 гг. является важной составляющей культурной традиции и национальной идентичности. Примечательно, что в последние годы исследователи отмечают рост именно эмоциональной связи с праздником Великой Победы большого числа населения России, а по поводу праздника Победы в российском обществе наблюдается редкое для нынешнего времени согласие, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения [2].

Таким образом, опрос обозначил важную проблему в историческом сознании современной молодежи -наметившиеся деформации в трансляционном механизме исторической памяти о Великой Отечественной войне. Ситуация разрыва между «живой памятью», хранимой в семьях, и историей, как ее преподают и как она изучалась молодыми людьми, демонстрирует процесс заполнения «лакун памяти» конструируемым историческим материалом. А распространение в современном обществе информационных технологий трансляции информации, в том числе и исторической, позволяет заполнять данные разрывы в том числе некачественным историческим материалом и манипулировать исторической памятью. Сегодня перед профессионалами стоит серьезная задача по корректировке данного разрыва, предстоит длительная и целенаправленная работа в данном направлении. А исторический период Великой Отечественной войны как знаковое событие в истории России может и должен выступить основанием коррекции, т.к. несет в себе большие возможности осознанной трансляции исторической информации во времени, что отвечает современным общественным интересам.

Список литературы

1. Афанасьева А. И., Меркушин В. И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.

2. Великая Отечественная война: где живет память о подвиге народа? [Электронный ресурс]. URL: http://infographics. wciom.ru/theme-archive/sociel^/religion-lifestyle/past-l^ture/article/velikaja-otechestvennaja-voina-gde-zhivet-pamjat-o-podvig.html (дата обращения: 20.08.2015).

3. Кознова И. Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. М.: Изд-во ИФ РАН, 2000. 207 с.

4. Нора П. Франция-память. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. 328 с.

5. Репина Л. П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти. М., 2012. С. 3-37.

6. Рикер П. Память, история, забвение [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/ (дата обращения: 20.08.2015).

7. Романовский Н. В. Новое в истории - «Бум памяти» // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 13-23.

8. Чернова О. В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. URL: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=138&journal=68 (дата обращения: 14.06.2015).

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE CONTEXT OF FORMING HISTORICAL MEMORY OF YOUNG GENERATION

Opletina Nadezhda Vital'evna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Tripol'skii Vladimir Borisovich, Ph. D. in Political Sciences Bauman Moscow State Technical University opletinanv@mail. ru; tvb0812@mail. ru

The article considers historical memory as one of the basic channels to transfer experience and knowledge about the past. Relying on the findings of the original sociological study the authors discover a tendency among young people to lose interest in the events of the Great Patriotic War and to shift the focus in its evaluation. According to the authors, this state of historical memory about the war is characterized by the explicit deformations of the mechanisms for the translation of historical memory.

Key words and phrases: youth; historical memory; state of historical memory; translation mechanisms; channels to transfer historical memory.

УДК 7.071.1 Искусствоведение

Статья раскрывает особенности живописной техники в произведениях эстонского художника Аугуста Янсена. Янсен являлся выпускником Петербургской Академии художеств, основу его творчества составляют пейзажи. Произведения художника легко узнаваемы. Интенсивное чувство цвета, живое дыхание и линейный рост в работах производят прекрасное впечатление благодаря мотиву и лирическому колориту. На их создание его вдохновляли суровая эстонская природа, любовь к своему дому и желание поделиться красотой родного края. Работам художника присущи своеобразный колорит, линейно-декоративная манера, четкая проработка формы.

Ключевые слова и фразы: Аугуст Янсен; эстонский художник; пейзаж; линейно-декоративная манера; живописная манера; светлый колорит; природа; ритм; динамика изображения; настроение; эмоциональное звучание; композиция.

Орлова Наталия Вячеславовна

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов Nat0681@mail. т

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСНОЙ ТЕХНИКИ В ПЕЙЗАЖАХ АУГУСТА ЯНСЕНА©

Аугуст Янсен вошел в историю эстонского искусства начала XX века как самобытный автор с уникальной творческой манерой. Несмотря на известность и популярность в буржуазной и советской Эстонии, на сегодняшний день художник практически забыт. Вместе с тем его творчество оказало большое влияние на становление эстонского пейзажа 40-50-х годов XX века.

Выпускник Нарвской школы ремесел, а позднее Петербургской Академии художеств, в 1920-е годы он принимал активное участие в художественной жизни Эстонии. Особая заслуга принадлежит ему в деле создания влиятельной организации художников - Центрального Общества художников изобразительного искусства Эстонии. Эта организация прикладывала максимум усилий, чтобы эстонских мастеров знали во всем

© Орлова Н. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.