Е.А. Колосова
Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков
В статье представлены результаты межрегионального исследования детей и подростков, посвященного теме Великой Отечественной войны. Главными источниками передачи информации о Великой Отечественной войне для юных являются семья и школа. Появление новых механизмов сохранения памяти о Великой Отечественной войне, наряду с традиционными, оказывает все большее влияние на заинтересованность детей и подростков данной темой, а также на доступность информации о событиях той далекой войны для новых поколений.
Ключевые слова: историческая память, война, детство, чтение.
Великая Отечественная война - важнейшая составляющая Второй мировой, имеющая всемирно-историческое значение. Отечественная война - целая историческая эпоха, вместившая экономические, политические, идеологические, военные, социальные, психологические теории и практики, идеалы, цели, интересы, невиданный патриотизм и героизм1. Новое подрастающее поколение детей, родившихся в начале XXI в., воспринимает эту войну как далекую историю. Однако историю своей страны необходимо знать и не забывать ради будущего. Историческая память о войне 1941-1945 гг. - общенародная ценность, которая формирует духовный капитал России, ее целостность и историческую значимость на мировой арене.
В самом общем виде историческая память - это устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании. Ей свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. С этих позиций историческая память делит события на хорошие и плохие, она обладает инерционной устойчивостью, сравнительно стабильна, но подвержена и изменениям. Представления о прошлом, сформированные прежде, могут
© Колосова Е.А., 2016
меняться под влиянием различных факторов2 на микро-, мезо- и макроуровнях.
Основными каналами трансляции исторической памяти являются семья, школа, СМИ, государство. В современном обществе трансформируются механизмы сохранения и актуализации пластов исторической памяти и появляются новые механизмы формирования исторической памяти с использованием информационных технологий.
В 2015 г. Россия отметила 70-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне. Российская государственная детская библиотека инициировала межрегиональное исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков». Исследование проходило в Липецке, Ставрополе, Севастополе, Симферополе и Москве. Основной целью исследования было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и ее участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики. В опросе приняли участие 585 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет: 59 % - девочки, 41% - мальчики.
Для большинства детей и подростков слова «Великая Отечественная война» это, прежде всего, великий подвиг России, который нельзя забывать (77%). На втором месте «память о погибших в сражениях за Родину» (61%), на третьем - «уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны» (42%), далее «трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины» (33%), «чувство боли и страдания за безвременно ушедшие жизни миллионов людей» (27%), «неотъемлемая часть моей жизни, истории моей семьи, истории моей страны» (20%), «сострадание к людям, которых затронула война» (17%). И только для 10% - это история давно минувших дней. Для каждого эта Война значит что-то свое, но при этом есть некие общие представления о том, что она значит для истории нашей страны.
Конечно, школьное образование, уроки истории дают ученикам знания об этом важном и трагическом событии в жизни страны, однако они не являются единственными источниками информации для детей. Память о событиях тех лет передается из поколения в поколение в каждой семье, поэтому большинство респондентов (84%) указали родителей и родственников, еще 70% опрошенных детей ответили, что получают такую информацию от учителей, по 52% получают знания от ветеранов и библиотекарей, 11% - от друзей и знакомых.
В качестве источников информации о Великой Отечественной войне дети в основном указывали книги (82%) и школьные учеб-
ники (60%). Однако роль кинофильмов, сериалов также весьма велика (66%), поскольку большинство информации современные дети получают из телевизора и Интернета (50%). Наименее популярными источниками информации оказались газеты и журналы (25%), доступ к которым предоставляется в специализированных библиотеках.
В процессе передачи исторической памяти важна непосредственная коммуникация, обсуждение исторических событий, героев, подвигов. Чаще всего дети обсуждают тему Великой Отечественной войны в кругу семьи, среди родителей и родственников - 75%, на школьных уроках, с учителями обсуждают тему войны 61% респондентов, 36% обсуждают войну с библиотекарями, еще 33% обсуждают эту важную тему с ветеранами и 31% с друзьями и знакомыми. Отметим, что четверть опрошенных детей и подростков ни с кем не обсуждают тему войны 19411945 гг.
Современные учителя включают в школьную программу различные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, проводятся общегородские и районные мероприятия. В год 70-летнего юбилея Победы также проводилось большое количество культурно-исторических мероприятий, посвященных этой теме; проводились они не только в школе, но и на самых разных культурно-образовательных площадках. Наиболее часто дети встречались с ветеранами (72%), посещали выставки (52%), участвовали в школьных конференциях (38%), в библиотечных мероприятиях участвовала половина (52%) опрошенных. В свободных ответах дети указали, что посещали концерты, митинги и парад в честь Дня Победы.
Одним из основных источников, который формировал историческое сознание и чувство патриотизма, способствовал сохранению памяти поколений, всегда была литература о войне.
Среди мест, где дети и подростки берут книги о Великой Отечественной войне, лидирующие позиции занимают городские и школьные библиотеки (60% и 51% соответственно). 41% опрошенных детей и подростков книги данной тематики имеют дома, в домашней библиотеке (в основном жители Москвы и Севастополя). Только 15% детей и подростков указали, что покупают книги в книжном магазине, это преимущественно жители Москвы. Возможно, это объясняется тем, что в книжных магазинах книги дорого стоят, тогда как в библиотеках доступ к книгам предоставляется бесплатно. Кроме того, ассортимент книжных магазинов в регионах не всегда может удовлетворить спрос на узкоспециализированную тему.
Сегодня на книжном рынке существует огромное количество как отечественных, так и зарубежных книг о Великой Отечественной войне3 - это и переиздания произведений советских авторов, и книги современных писателей, поэтому представляется интересным узнать, какие книги выбирают дети.
Респонденты назвали более 200 наименований разных произведений (повести, романы, стихи и др.). В подавляющем большинстве назывались книги отечественных авторов, многие из них включены в школьную программу по литературе, также встречаются и зарубежные - например, «Дневник Анны Франк», книги Кристине Нёстлингер «Лети, майский жук!», тетралогия Аники Тор «Остров в море».
Большинство опрошенных детей называли несколько книг. Это может говорить об их начитанности, погружении в тему и интересе к нашей истории этого периода. Нередко респонденты помнили только название произведения, но не могли назвать автора, или же указывали только писателя, не конкретизируя, какое из его произведений они читали, например «Рассказы Ивана Сударева». Наиболее читаемыми оказались книги, уже ставшие классикой литературы о войне: В. Катаев «Сын полка», Б. Васильев «А зори здесь тихие» и «Завтра была война», А. Твардовский «Василий Тёркин».
Примечательно, что кроме классических произведений, в списке встречаются современные книги, в том числе написанные в жанре фэнтези (например, «Мы из будущего» А. Шевцова). Несмотря на то что современные авторы не часто обращаются к теме Великой Отечественной войны, она по-прежнему актуальна, и хорошо написанная книга обязательно находит своих читателей.
Не обошлось и без пробелов в знаниях детей о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. Эти ответы встречались у детей из разных городов. Респонденты указывали романы Э.М. Ремарка «Три товарища» и «Триумфальная арка», роман Л. Толстого «Война и мир» и стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Такие бросающиеся в глаза несоответствия могут указывать на поверхностный интерес некоторых детей к истории не только Великой Отечественной войны, но и страны в целом. Соответственно некоторые дети отождествляют Великую Отечественную войну со Второй мировой войной, другие не отличают и от Первой мировой; а для кого-то слились в одно события 1812 г. и 1941-1945 гг.4
Как известно, дети и подростки - это та категория читателей, которые ищут в книге приключения, динамичный сюжет и ярких героев. Им важно, чтобы было «не скучно». Наиболее привлекательным в книгах о войне, которые прочитали респонденты, оказался динамичный сюжет (47%), яркие характеры, необычные судьбы
(34%). Но самое интересное для ребенка, познающего мир, - каков же предел человеческих возможностей. Поэтому преодоление трудностей человеком как самый привлекательный фактор в книге отметили 46% юных читателей. Треть респондентов привлекает описание военного быта и неизвестные факты истории и меньше привлекает главный герой.
Тем не менее любые исторические события всегда связаны с выдающимися людьми, остающимися в памяти поколений. В теме событий Великой Отечественной войны нельзя было обойти данный вопрос. Имя Г.К. Жукова по-прежнему знают и помнят, некоторые даже читали его мемуары в столь юном возрасте. Наиболее известными из юных героев, имена которых дети называли чаще других - это Шура и Зоя Космодемьянские. Также небезызвестен среди читателей и подвиг Александра Матросова. Часть респондентов указывали имена пионеров-героев: Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой, Лёни Голикова, Люси Герасименко, Марата Казея, Муси Пинкензона, Саши Бородулина, Толи Шумова, Кости Кравчука и др. Очевидно, судьбы своих сверстников, отдавших жизнь за Отечество, очень близки юным читателям, истории их подвигов не могут не вызывать сопереживания и восхищения. Были названы и участники подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия» Ульяна Громова и Сергей Тюленин. Также дети называли и других героев войны и полководцев, таких как К. Рокоссовский, И. Конев, И. Баграмян, И. Кожедуб, М. Неделин, В. Кондаков, А. Покрышкин и многих других.
Знают опрошенные и воинов-земляков, защищавших свои земли от врага. Наряду с маршалами и признанными героями той страшной войны ребята называли и своих дедушек, пусть и не отмеченных высокими наградами, но внесших свой посильный вклад в общее великое дело.
Сравнение читательской культуры детей из разных городов на тему Великой Отечественной войны показало, что существуют некоторые универсальные показатели. Дети и подростки из Ставрополя, Липецка, Севастополя, Симферополя и Москвы, несмотря на географическую удаленность, знают и читают практически одни и те же книги о войне, называют имена одних и тех же героев военных лет, чьи подвиги увековечены в общей культурно-исторической памяти нашего народа и передаются из поколения в поколение на протяжении уже 70 лет.
Однако есть и серьезные отличия, возникающие в силу экономического и социального уровня развития каждого отдельного региона. Доступность литературы, комплектование библиотечных
фондов и книжных магазинов, возможности, обеспеченные местными властями, развитие и проникновение новых информационных технологий в сферу образования - все это влияет на историческую память о Великой Отечественной войне и на интерес к этой теме новых поколений.
Примечание
1 Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11.
2 Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол») // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 78.
3 О войне и не только; Сороковые роковые // Библиогид: Сайт рекомендательной библиографии РГДБ. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliogid.ru/ krug-chteniya/obzory/2184-sorokovye-rokovye; http://bibliogid.ru/novye-knigi/ kontekst/2203-o-vojne-i-ne-tolko (дата обращения: 10.12.2015).
4 Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков: межрегиональное исследование // Человек и общество в условиях войн и революций: Материалы II Всероссийской научной конференции (15 декабря 2015 г., Самара, СамГТУ). Вып. 2 / Под ред. Е.Ю. Семеновой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. С. 210.