Научная статья на тему 'Память о победе в Великой Отечественной войне как одно из оснований национально-культурной топики'

Память о победе в Великой Отечественной войне как одно из оснований национально-культурной топики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ТОПИКА / NATIONAL AND CULTURAL TOPIC / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В / RUSSIAN LITERATURE OF XX CENTURY / ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ / THE LITERATURE OF THE WAR YEARS / ПОДРОСТКИ О ВОЙНЕ / TEENAGERS ABOUT THE WAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поль Дмитрий Владимирович, Брянцева Оксана Николаевна

В статье анализируется опыт изучения школьниками литературных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, отношение детей к чтению книг о войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поль Дмитрий Владимирович, Брянцева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEMORY OF THE VICTORY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR II AS ONE OF THE FOUNDATIONS OF NATIONAL AND CULTURAL TOPIC

There are analyzes the experience of studying literary works devoted to the great Patriotic war the students, the attitude of children to reading books about the war.

Текст научной работы на тему «Память о победе в Великой Отечественной войне как одно из оснований национально-культурной топики»

УДК 8 82 82.0

ББК Ш5(2=Р)75-644Сим

память о победе в великой отечественной войне

как одно из оснований национально-культурной топики

Поль дмитрий владимирович,

доктор филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, Москва, Россия, 119991,

e-mail: [email protected]

Брянцева оксана Николаевна,

директор,

средняя общеобразовательная школа № 2099 г. Москвы, ул. 3-я Радиаторская, д. 8а, Москва, Россия, 125171, e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируется опыт изучения школьниками литературных произведений, посвя-щённых Великой Отечественной войне, отношение детей к чтению книг о войне. Ключевые слова

Национально-культурная топика, русская литература XX в., литература военных лет, подростки о войне.

44

Вся история человечества связана с конфликтами. Менялись только формы и масштабы столкновений. Неизменным оставалась суть — развитие и преимущество одного за счёт другого в результате «победы». И практически каждый народ прославляет «своих» героев — тех, благодаря кому удалось отстоять свою землю от соседей или, наоборот, — присоединить те или иные территории. Памятники Колумбу, Магеллану, Ермаку, Семёну Дежнёву и многим-многим другим — открывателям и покорителям земель или монументы и мемориалы — Верцингетори-гу и Юлию Цезарю, Ягайло и Витовту, Суворову и Наполеону, Александру Невскому и Чингисхану, Тамерлану и Дмитрию Донскому, и тысячам других национальных героев раскинулись по всей Евразии, от Пиренеев до Японских остро-

вов и Камчатки. Нередко встречается и так—герой одного народа являлся и является антигероем для другого.

Удивительную полярность многих национальных мифов, активно и неустанно утверждаемую в национальных образовательных системах, учёные обнаружили в XX столетии в связи с возрастанием общения между народами и постепенным формированием глобального мышления. Тогда же в XX веке проявилось и утвердилось понимание того, что война может стать причиной не только страданий одних и процветания других, а ещё и глобальной катастрофой для всех — победителей и побеждённых.

В конце XX столетия Д. С. Лихачёв отметил, что уже франко-прусская война 1870 г. обнаружила

исчерпанность традиционных представлений о чести и доблести. В эпоху техники победа в противоборстве не всегда принадлежит «правой» стороне. Соответственно, по мнению учёного, меняется и угол зрения на войну, происходит отказ от привычных односторонних суждений.

Две мировые войны XX столетия, особенно последняя, не только поставили человечество на грань между бытием и исчезновением, но и обозначили сложнейшую проблему—преодоления войны, восстановления человечности в послевоенном мире. Нелишне отметить и очень древнее наблюдение относительно того, что до тех пор не начнётся новая война, пока помнится предыдущая.

Для России, где последствия Второй мировой ощущаются до сих пор, как на уровне памяти индивидуальной и народной, так и через многочисленные приметы военного времени, память о войне, о победе в ней, является одной из тех немногих констант, объединяющей все социальные и возрастные слои. И нет ничего удивительного в том, что на различных уровнях подчёркивается значимость победы в Великой Отечественной войне, прославляется подвиг советского солдата. Однако в какой степени современные школьники осознают трагизм и величие подвига народа во время войны, насколько знакомы они с реалиями военного времени и с литературой фронтовых лет? От ответов на эти отнюдь не праздные вопросы во многом зависит и воспитание детей, подростков и молодёжи, а также самосознание народов России на ближайшие десятилетия.

Исследований, посвящённых данной проблеме, достаточно много, но они, по большей части, поверхностны и бессистемны. Интересный факт: если обратиться к материалам, представленным в глобальной сети, можно отметить, что вопросом этим занимаются, в основном, не Москва и Санкт-Петербург, а регионы. Итак, есть ли читатель у книг о войне? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно учесть существование ещё как минимум двух проблем. Первая: что наши дети знают о войне? Вторая: почему дети стали меньше читать и как с этим бороться? Осознают ли это сами дети и как они к этому относятся?

Разумеется, ответы на эти вопросы предельно субъективны, однако из бесчисленного мно-

жества личностных откликов слагается и нечто целое — то, что и образует объективное. Вот отрывок из ученического сочинения (учащаяся школы № 2099):

«Нас называют нечитающим поколением. Правда ли это? Пожалуй, да, если сравнивать количество книг, прочитанных нашими родителями и нами.

Виноваты ли мы в этом? И да, и нет. Да, мы достаточно ленивы и иногда равнодушны. Но не это главное. Ведь для родителей книга была средством познания мира. Средством познания себя, ответом на многие вопросы. Они жили в сравнительно более "медленное" и стабильное время, когда была возможность хоть что-то обдумать. Мы же ищем свои ответы в Интернете и получаем в секунду столько лишней информации, что не всегда хватает сил и времени её "фильтровать", отделяя важное от второстепенного. Мы, защищаясь от "лишнего", научились отключаться, не позволяя себе вникать умом и сердцем во всё, что мы читаем».

Думается, этой точки зрения придерживаются многие учащиеся. Они осознают причины, которые делают их «нечитающим поколением», но относятся к данной ситуации по-разному. Часть детей вообще считает чтение лишним, неинтересным занятием. И это тоже серьёзная проблема, которую следует решать и на государственном уровне, и на местном. Однако рамки данной статьи не предполагают рассуждений о её решении: задача наша -лишь обозначить «болевые точки», риски, которые подчас отмечают и сами учащиеся.

Почему возникает интерес к книгам о войне, по мнению подростков?

Из ученического сочинения (школа № 2099):

«Часто в погоне за спокойствием, мы вдруг начинаем ощущать в душе какой-то вакуум, щемящую тоску по чему-то настоящему, которое может перевернуть нас и повести за собой. Нам хочется чего-то великого, наше сознание требует максимума, а наша жажда общения требует найти тех, на кого хочется быть похожим. Тех, за кем хочется идти. Чтобы стать сильнее и лучше. Чтобы реализоваться, стать лидером и повести за собой. Хочется настоящего подвига и веры в то, что ты и твои друзья делают настоящее дело, важное и правое».

45

46

Детям и особенно подросткам, как и нам в их возрасте, хочется настоящих событий. Что же они считают таковым?

Из ученического сочинения (школа № 2099):

«В этом году в нашей жизни свершилось настоящее большое событие. Мы вместе со страной праздновали 70-летие Победы. По-моему, это самый главный праздник. Во время акции "Бессмертный полк" мы чувствовали себя частью великого народа-победителя, гордились своей страной, были готовы ради неё на труд и на подвиг. Мы были едины, сильны и свободны. В наших душах было столько добра и чистоты, нам так хотелось быть рядом с ветеранами, слушать их. Самое главное то, что они в нас верят. Думают, что мы похожи на них».

На какой вопрос ищут они ответа в книгах о войне? Из каких источников узнают они об этих книгах?

Из ученического сочинения:

«В нашей школе часто проводятся встречи с ветеранами. Они — непосредственные участники нашей школьной жизни. Они вместе с нами создавали наш школьный музей и его библиотеку. Общаясь с ветеранами, каждый из нас в душе задаёт себе два вопроса. Первый: что в них такого особенного, что они смогли одолеть фашизм? И второй: смогли бы мы победить, если бы оказались на их месте? Ведь они кажутся нам совершенно необыкновенными, а мы — обычные люди. Какими они были в нашем возрасте? Кто их так воспитал, кто был для них примером?

Ответ мы ищем не только в воспоминаниях ветеранов. Мы ищем его в семье и в школе. А школа и семья направляют нас к книгам. Я думаю, не только в моей семье есть традиция семейного чтения и обсуждения прочитанных книг. И не только в нашей школе ученик, получая на лето список литературы для чтения, просит учителя посоветовать какую-нибудь "особую" книгу, которая будет интересна лично ему.

Мне, как члену актива школьного музея и дочери кадрового офицера, близка тема "человек на войне". К счастью, у меня дома большая библиотека, многие книги я нахожу в библиотеке школьного музея».

Итак, судя по опросу, что подтверждается также и социологическими исследованиями, один (и первый!) источник интереса детей

к книгам о войне — семья. Она, можно с уверенностью утверждать, является одним из главных «мотиваторов» интереса детей к книгам о войне. Система ценностей начинает формироваться в детстве. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» Если в семье помнят и чтут своих дедов, защищавших Родину, если с детства рассказывают о них внукам, если находят время отвечать на вопросы, читать по вечерам и обсуждать прочитанные книги и семейные истории, для ребёнка история победы будет лично переживаемой (а значит — истинной) ценностью.

Огромное значение имеет партнёрство семьи и школы в данном вопросе. Если школьный музей открыт для родителей и детей, а в «Книге памяти» музея есть страница для каждой семьи, то школьный музей станет семейным, а ребёнок обязательно будет читать не только о своём дедушке, но и о других, узнает о героях войны, заинтересуется военной историей.

К сожалению, рамки школьной программы на позволяют уделить должного внимания изучению произведений о войне. На вопрос: «Какие произведения о войне вам запомнились?»,— большинство девятиклассников назвали песни на стихи поэтов-фронтовиков, «Василия Тёркина» А. Т. Твардовского и «Судьбу человека» М. А. Шолохова. На вопрос: «Почему вы их запомнили?»,— большинство учащихся ответили: «был творческий урок», «пели их на концерте», «был конкурс стихов», «смотрели фильм С. Бондарчука». Да, фильмы наши дети запоминают лучше, чем книги — это особенность, продиктованная временем. А выступления в концерте или на конкурсе как средство самореализации делает произведения о войне теми же «переживаемыми» ценностями, что и участие в музейной деятельности. Только при содержательном наполнении внеурочной деятельности, постоянно взаимодействующей с учебной, рождается «нужный результат»

Сравнивая несколько классов в одной параллели, мы заметили, что класс, который принимает активное участие в патриотической работе (акция «Письмо ветерану», парад на Красной площади, концерты, метапредметные городские олимпиады, фестивали), не просто читает «больше», а качественнее — проживая текст, который становится источником саморазвития и самореализации.

Ещё одна категория учащихся «приходит» к книгам о войне через развитие интереса к науке (военной истории) и технике (вооружение). В большинстве своём это юноши, будущие защитники Отечества.

Интересные данные дал анализ книг о войне, которые выбирают для самостоятельного чтения юноши и девушки. Девушки среди любимых авторов называют в основном поэтов: Ю. Друнину, М. Исаковского, А. Твардовского, С. Гудзенко, О. Берггольц, Р. Рождественского. Самым «читаемым» прозаическим произведением стали «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Называли и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, и «Операцию "С Новым годом!"» Ю. Германа... Мальчики и юноши читают «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Это было под Ровно» Д. Медведева, «В августе сорок четвёртого» В. Богомолова, «Горячий день» Ю. Бондырева. Однако ответ на вопрос о любимой книге смогли дать далеко не все учащиеся. Источником же «знакомства» с книгами о войне мальчики, в основном, назвали семью. Это объясняется тем, что проза и лирика ВОВ в современной средней школе изучаются в два этапа: в 8-9 классах, и после — в 11 классе, причём, военная проза, за исключением рассказа М. Шолохова,—в старших классах. В своей работе педагог опирается на программу по русской литературе. В 5-м и 6-м классах учащиеся изучают стихотворения К. Симонова, А. Твардовского и А. Суркова. В 8-м классе — отдельные главы из поэмы «Василий Тёркин». На изучение этих глав программой отводится всего лишь 4 часа.

Таким образом, в восьмом классе знакомство учеников с литературой Великой Отечественной войны — это лишь подготовка к более серьёзному изучению литературы о войне, которое ждёт их в старших классах. Курс литературы Великой Отечественной Войны в 9 классе шире, чем в восьмом, он включает в себя и прозу, и поэзию. Нужно отметить, однако, что при этом базовый и профильный уровни в программе для литературы о Великой Отечественной войне не отличаются по количеству часов, а в области прозы — на профильном уровне часов даётся даже меньше, чем на базовом. Два часа в девятом классе отводится на изучение военной поэзии, три — на изучение рассказа «Судьба человека». Таким образом, возникает необходимость обратить особое внимание на

внеклассное чтение и внеурочные мероприятия, где дети получат возможность расширить своё знакомство с литературой о войне, которое будет продолжено в курсе изучения программы 11 класса.

Развитие потребности во внеклассном чтении — важная задача учителя, но не менее важная задача — отбор книг для внеклассного чтения. Что читают дети? Для ответа на этот вопрос было проведено исследование среди учащихся 6-8-х классов (49 чел.): 21% опрошенных читают детективы, 36% — книги о взаимоотношениях людей, 14% — исторические, 67% — приключения, 74% — фантастику, фэнтези, «мистику», 9% — научно-популярные книги и энциклопедии; и только 11% — книги о войне. В то же время на вопрос: «Читали ли вы книги о Великой Отечественной войне?»,—положительно ответили 96% подростков. На вопрос: «Что вам мешает читать книги и войне»,—были даны следующие ответы:

— получение всей необходимой информации о войне из семьи, фильмов, тематических телепередач;

— отсутствие интереса к военной истории или неприятие темы войны в целом;

— неприятие страданий и описаний жестокости военных событий.

Большинство учащихся — 83% — сообщили, что прочитали 1-2 книги о войне, более десяти книг прочитали всего 9% учащихся. Однако на вопрос: «Нужно ли читать книги о войне?»,— 100% учащихся ответили положительно.

Вопрос: «Нужны ли нам книги о войне?» задавали учащимся члены школьного музея (2015-й год).

Из школьной газеты:

«Мы спросили своих одноклассников: "Нужны ли нам книги о войне?" И абсолютно все ответили положительно. Зачем? Чтобы никто и никогда не смог отнять у нас Великую Победу. Чтобы никто и никогда не смог отнять у наших детей правду, память, уважение к своим предкам. Мы последнее поколение, которое видит живых ветеранов. Это больно. Что же нам остаётся для наших детей? Книги! Книги, в которых есть "настоящие люди". Наставники и товарищи. Взрослые и мальчишки. Мужчины и женщины. Наши прекрасные, скромные, трудолюбивые, умные и смелые люди, живущие по законам веры и совести. Как нас воспитывать? Как и раньше,

47

48

личным примером. В том числе взятым из замечательных книг, герои которых ждут своих читателей- взрослых и детей, которые смогут воспитать других и "воспитаться" сами, оказавшись мысленно рядом с "настоящими людьми" — солдатами Победы. Им выпало время подвигов. Нам — время памяти!»

Таким образом, современные школьники осознают важность чтения книг о войне и считают, что необходимо знать историю своего народа, своей Родины, уважать подвиг защитников Отечества, осознают необходимость сохранения памяти и свою роль в этом важном деле. Однако при этом недостаточно мало читают о войне. Помочь им найти путь к книге — задача семьи и школы, задача государства. Для этого необходимо:

— увеличение количества часов на изучение литературы в целом и литературы о войне в частности;

— повышение творческой, поисковой и научной активности педагогов в использовании современных форм урока для повышения интереса к изучению предмета в целом и данной темы в частности;

— повышение роли внеклассного чтения;

— повышение качества воспитывающей деятельности в школе, развитие системы патриотического воспитания на всех уровнях;

— повышение мотивации учащихся к участию в метапредметных патриотических олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

— повышение роли семейного чтения;

— развитие партнёрства семьи и школы;

— использование образовательного потенциала музеев, в том числе школьных как уникальных образовательных субъектов;

— расширение межпредметных и метапред-метных связей.

Очевидно, что данный комплекс мер необходим для мотивации подростков к чтению художественной литературы о войне. Сверхзначимость победы тонко почувствовал и передал рус-

ский поэт Леонид Мартынов в победном 1945 г. Это открытие актуально и сегодня: «Пластинок хриплый крик, И радиовещанье, И непрочтенных книг Надменное молчанье, И лунный свет в окне, Что спать мешал, тревожа, Мы оценить вполне Сумели только позже, Когда возникли вновь Среди оторопенья Моторов мощный рёв, И музыка, и пенье, И шелест этих книг, Мы не дочли которых, И круглый лунный лик, Запутавшийся в шторах, И в самый поздний час Чуть зримый луч рассвета. Подумайте! У нас Украсть хотели это!...»

Так писал поэт Леонид Мартынов в 1945 г. Ещё в годы войны наш народ осознал, что сохранение культуры — его важнейшая задача на трудном пути к победе. И люди делали всё, чтобы сохранить «русскую речь, великое русское слово» для потомков. Создаются бессмертные стихи и песни, пишутся прозаические произведения, снимаются фильмы—для фронта, для победы. В 1945-м, радость победы даёт нам новую волну произведений, потом—переосмысле-ние, окопная правда. О войне пишут и в наши дни — и участники боёв, и их потомки. Чтобы помнили.

И сегодня память о победе является одной их важнейших констант национального сознания, одной из важнейших составляющих национальной топики. В сбережении памяти о победе и о войне видится одна из задач словесников, от благополучного сбережения которой как раз и зависит сохранение национальной топики.

Список литературы

1. Лихачёв Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006.

2. Панченко А. М. Топика и культурная дистанция // Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 220-260.

3. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

THE MEMORY OF THE VICTORY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR II AS ONE OF THE FOuNDATIONS OF NATIONAL AND CuLTuRAL TOPIC

Pole Dmitry Vladimirovich,

DSc in Philology, professor, Moscow State Pedagogical University, Malaya Pirogovskaya Str. 1/1, 119991Moscow, Russia,

e-mail: [email protected]

Bryantseva Oksana Nikolaevna,

Director, School № 2099,

3rd Radiatorskaya Str. 8a., 125171Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract

There are analyzes the experience of studying literary works devoted to the great Patriotic war the students, the attitude of children to reading books about the war. Key words

National and cultural topic, russian literature of XX century, the literature of the war years, teenagers about the war.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.