УДК 82.09; 373
ББК 83.3 (2 Рос=Рус)6; 74.268.3
«ТАКАЯ ВОЙНА»: ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И. БЕЛОВА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ
I А.М. Антипова, О.А. Москвина
Аннотация. В статье рассматриваются произведения В.И. Белова, посвященные теме Великой Отечественной войны: стихотворения («Домик с веником у порога...», «Цыганка» и др.), лирическая поэма, рассказы («На Росстанном холме», «Калорийная булочка», «Весна»», «Мальчики», «Речные излуки», «Такая война», «Данные» и др.), отдельные повести. Исследуются взаимодействующие мотивы (памяти, верности, разлуки, сиротства, стойкости), различные способы повествования и субъектной организации текстов. Проводится мысль о соединении семейной и военной тем, глубоком и многостороннем изображении жизни и труда народа в тылу. Специальное внимание уделено актуальным аспектам изучения произведений В.И. Белова о войне в современной школе: определению их образовательно-воспитательного потенциала; выявлению стратегий их изучения; установлению роли внеурочной деятельности в развитии интереса к творчеству писателя.
192
Ключевые слова: русская литература ХХ века, тема произведения, мотив, повествование, традиция, литературное образование, воспитание, читатель-школьник, внеклассное чтение, внеурочная деятельность.
"SUCH WAS THE WAR": V.I. BELOV'S WORKS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE SCHOOL STUDY
I A.M. Antipova, O.A. Moskvina
Abstract. The article considers V. I. Belov's works, devoted to the theme of the Great Patriotic War. The article analyzes poems ("A house with a broom at the doorstep...", "Gypsy" etc.), Lyrical poem, short stories ("On Rosstannom hill", "Calorie bun", "Spring", 'Boys", "River bend", "Such was the war", "Data" etc..), separate short novels. Interacting motifs (memory, loyalty, separation, abandonment, resistance), various ways of narrative and subjective organization of texts are analyzed. The idea of combining family and military topics, in-depth and multilateral image of the life and labor of the peo-
ple in the rear is expressed. Special attention is paid to the actual aspects of the study of V. I. Belov's works about the war in the modern school: identification of their educational potential and strategies of their learning; establishment of the role of extracurricular activities in the development of interest in the works of the author.
Keywords: the twentieth century Russian literature, the theme, motive, narrative, tradition, literature education, upbringing, reader-student, extracurricular reading and activities.
Изучение произведений о Великой Отечественной войне в школе приобретает особую значимость в контексте современных задач обучения и воспитания гражданина, духовно-нравственного развития личности. Имеется много работ, в которых дано обстоятельное осве-
щение разных аспектов данной проблемы, а также отражен богатый методический опыт1.
Произведения о Великой Отечественной войне вошли в школьные программы по литературе с 1942 г. В рамках раздела «Основные вопросы развития советской литературы»
1 См., напр.: Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа: Пособие для учителей. М., 1982; Неверов В.В. Подвиг, героика, время. Из опыта работы. Пособие для учителя. М., 1982; Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Книга для учителя / сост. Е.П. Пронина. М., 1985; Богат-ко И.А. Мужество века. Актуальность современной советской прозы о войне: Кн. для учащихся. М., 1986; Чертов В.Ф. Патриотическая тема на уроках внеклассного чтения по произведениям современной советской литературы о Великой Отечественной войне // Коммунистическое воспитание на уроках литературы / Сост. О.Ю. Богданова. М., 1987; Подругина И.А. Осуществление межпредметных связей с курсом истории при обзорном изучении произведений о Великой Отечественной войне // Межпредметные связи в про- 193 цессе преподавания литературы в школе / Отв. ред. З.С. Смелкова. М., 1987; Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 2000; Зубков В. Проза о Великой Отечественной войне // Литература: Современная русская литература. 1970-1990-е гг.: Кн. для учителя. 2-е изд. М., 2002; Холодяков И.В. Образ человека на войне в русской классической литературе и прозе XX века // Литература в школе. 2002. № 3; Холодяков И.В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века // Литература в школе. 2004. № 4-5; Мурзаева О.А. Человек на войне. Размышления о прочитанном // Литература в школе. 2005. № 5; Дорофеева Л.В. Дети и война. Повесть А. Лиханова «Последние холода» // Литература в школе. 2007. № 6; Черников А.П. Величие подвига: проблема нравственного выбора в прозе второй половины XX - начала XXI века о Великой Отечественной войне // Литература в школе. 2011. № 4; Перевалова С.В. Великая Отечественная война в произведениях современной «лейтенантской» прозы // Литература в школе. 2014. № 6; Пронина Е.П. Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века // Литература в школе. 2015. № 4; Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии / Общ. ред., сост. и авт. предисл. Г. В. Варганова. М., 2015 и мн. др. См. также информацию об изданиях 1980-2003 гг, посвященных изучению произведений о Великой Отечественной войне, в библиографических пособиях Н. П. Терентьевой: Методика преподавания литературы (1980-2000 гг.): Библиогр. указ. М., 2002; Литература в школе, 1985-2003: Темат. библиогр. указ. для учителя-словесника. Челябинск, 2005.
194
(10 класс) рассматривалась тема «Советские писатели и Великая Отечественная война. Краткая характеристика творчества писателей сталинских лауреатов»2. В списке для внеклассного чтения были представлены тексты К. Симонова, Н. Тихонова, И. Эренбурга. Программа 1944 г. предполагала в 10 классе знакомство с основными жанрами и произведениями периода Великой Отечественной войны: лирики (Н. Тихонов, К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский, М. Исаковский); поэм: М. Али-гер («Зоя») и В. Инбер («Пулковский меридиан»); прозы: М. Шолохова («Они сражались за Родину»), Б. Горбатова («Непокоренные»), В. Гроссмана («Народ бессмертен»), Л. Соболева («Морская душа»), публицистики А. Толстого и И. Эренбурга; драматургии: К. Симонова («Русские люди»), А. Корнейчука («Фронт»), Л. Леонова («Нашествие»)3.
В последующие десятилетия в программы по литературе были включены наиболее значительные произведения о Великой Отечественной войне. Некоторые из них и сегодня изучаются в школе: стихотворения К. Симонова, А. Суркова, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Василий Теркин» и стихотворения А. Т. Твардовского и др.
Содержание примерной программы по литературе для 5—9 классов (2015 г.) предусматривает возможность выбора одной — двух повестей или рассказов о Великой Отечественной войне (М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев и др.).
В список рекомендуемых произведений и авторов примерной программы по литературе для 10—11 классов (2016 г.) входят: «Молодая гвардия»
A.А. Фадеева, «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова, «Веселый солдат», «Пастух и пастушка» В.П. Астафьева, «Знак беды», «Обелиск», «Сотников»
B. В. Быкова, «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Б.Л. Васильева, «Генерал и его армия» Г.Н. Владимова, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана, «Сашка» В.Л. Кондратьева, «В окопах Сталинграда» В.Н. Некрасова, «Усвятские шлемо-носцы» Е. И. Носова, «Будь здоров, школяр!» Б.Ш. Окуджавы, «Живи и помни» В.Г. Распутина, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич, «Облачный полк» Э. Веркина. В настоящее время каждая школа в соответствии с ее региональной принадлежностью может дополнять список произведениями родной (региональной) литературы.
Нетрудно заметить, что среди произведений о Великой Отечественной войне, рекомендуемых для чтения на уроке и самостоятельного чтения, отсутствуют тексты В.И. Белова. Объяснить это можно тем, что в художественном наследии писателя нет «собственно "военных" произведений, связанных с изображением сражений <...> (как, например, у писателей-фронтовиков Ю.В. Бондарева, В. Астафьева и др.)» [1, с. 78]. Произведения В.И. Белова, включенные в школьное изучение с 80-х гг. ХХ в. («Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Лад», «Кануны» и др.), традиционно рассматриваются
2 Программы средней школы. Литература. VIII - X классы. М., 1942. С. 41.
3 Программы средней школы. Литература. VIII - X классы. М., 1944. С. 39.
в контексте других тем и проблем: изображения национального характера крестьянина, исторического развития деревни, познания национальной картины мира и т.п.
Однако Великая Отечественная война — одна из важных тем творчества В.И. Белова, особенности развития которой находятся в центре внимания современных исследователей (работы С.Ю. Баранова, А.Е. Новикова и др.). А.Е. Новиков так определяет место этого знакового события в творческом пути писателя: «и как память о подвиге отцов, и как воспоминание о суровом детстве в военные годы, и как то, что требует на современном этапе нового осмысления и защиты от лжи и передергиваний» [1, с. 81].
Цель данной статьи — выявить своеобразие художественного решения темы Великой Отечественной войны в произведениях В.И. Белова и раскрыть их образовательно-воспитательный потенциал для практики преподавания литературы в школе. Не менее важно отметить, что обращение к беловским произведениям о войне позволяет составить представление о В.И. Белове как художнике-гражданине.
Беда страшной войны не обошла семью В.И. Беловых. В 1943 г. на фронте погиб его отец, матери пришлось без мужа поднимать пятерых детей. Будущий писатель испытал тяготы голодного детства и раннего непосильного труда. Увиденное и пережитое стало предметом глубокого художественного осмысления в стихотворениях, лирической поэме, рассказах, повестях, пьесах автора, прочно связавшего свое творчество с темой Родины и ее непростой судь-
бы. Война виделась писателю в ряду явлений, нанесших сокрушительный удар деревне, семье, крестьянскому миру в целом. Она представлена не картинами полевых сражений, а извечными страданиями народа, защищающего свою землю от врага. Поэтому произведения о войне воспринимаются в русле художественных исследований В.И. Беловым истории родины, народной эстетики, основ крестьянской жизни, гармонии и коллизий человеческих отношений. Губительной силе войны писатель противопоставил Дом и Семью как воплощение основы Жизни. Это определило взаимосвязь военной и семейной тем в его произведениях. Говоря о развитии военной темы в сопряжении с семейной темой, мы учитываем суждения В.А. Недзвецкого, отметившего значение последней «в контексте общего вопроса о непреходящих ценностях крестьянско-земледельческого жизненного уклада» [2, с. 499].
Открывает тему Великой Отечественной войны раннее стихотворение В.И. Белова «Домик с вени- '95 ком у порога...» (1956). В описании приютного места автор подчеркивает самые обычные приметы, свидетельства заботы хозяйки, содержащей дом, где некогда жила семья (веник у порога, «на ступеньках лежит рогожа, / Разметен у крылечка снег»), готовности помочь («Здесь хозяйка тебя обсушит... Теплым словом согреет душу... Принесет с грибами пирог»). Эти детали становятся в ряд с другими и знаменуют иной, более обобщенный план: «Он стоит у большой дороги», «вековечная чета берез». Личная трагедия матери, рассказывающей «о своих сыновьях.
196
что с войны не пришли домой», вырастает до всеобщей: «Сколько в нашем краю родимом / Вот таких матерей седых.»»4 [3, т. 1, с. 49]. Данное стихотворение содержит то основное, что получит дальнейшее развитие в прозе писателя: образ дома как символ опоры, семьи, надежности, памяти; мотивы памяти, разлуки, горькой судьбы, сиротства, одиночества, опустошенности родной земли как гибельный итог войны. Личностно осознанное противостояние разрушению и утверждение способности народа побеждать врага не только оружием, но и силой духа возводит «домик» до образа Дома, Родины, судьба которой является предметом лирической рефлексии, а также раздумий автора во всех его произведениях. Этот образ воспринимается как некое глубинное объединяющее начало произведений многих писателей. Назовем, к примеру, стихотворение «Русский огонек» Н. Рубцова (1965, вариант — «Хозяйка», 1964) [4, с. 193]. «Сиротский смысл семейных фотографий» (Н. Рубцов) - вот связующий мотив не только текстов, но и концепций, раскрывающихся в создаваемом авторами образе Родины. Рубцов, написавший свое стихотворение позже, чем В.И. Белов, не заимствовал ни идею, ни форму выражения. Даже в сходном использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов («домик», «огонек») сказывается не повтор, а определяемая русским мировидением оценка родного, исконного, главного, что непременно именно так будет обозначена в слове. В стихотворении Рубцова об-
щий мотив обретает наивысшее проявление, скрепляя неразрывно понятия огонек (надежда, свет, опора, путь) и русский. Так поэт значительно расширяет тему войны и связанную с ней тему дома, хранящего память («Как много желтых снимков на Руси / В такой простой и бережной оправе!»), создавая подлинно символический образ истинной силы, хранящейся на русской земле, великой меры русского характера.
С темой Великой Отечественной войны связаны и другие стихотворения В.И. Белова. Стихотворение «Есть могила над Доном» (1959) основано на реальном событии, о чем сообщается в эпиграфе: «В 1943 году, выручая боевых товарищей, прикрыл собой амбразуру дзота комсомолец сержант Василий Прокатов, уроженец д. Кузовлево Харовского района Вологодской области» (т. 1, с. 77). Стихотворение «Цыганка» (1961) развивает мотивы разлуки и женской судьбы. В нем говорится о том, как уже после войны увиденная на собрании цыганка напомнила герою войну, когда «Ходили они по России / Вещуньями бабьей судьбы» (т. 1, с. 95), когда разлученные с сыновьями и мужьями женщины хотели узнать, «Иль жив, или ранен нешибко, / Иль в землю сырую зарыт?» (т. 1, с. 96). Здесь появляется и другая тема, связывающая это произведение с беловскими рассказами: тема военного детства, безотцовщины. Герой стихотворения близок самому поэту, потерявшему в войну отца: «Цыганка, послушай цыганка, / Сгадай мне разок на отца!» - эта
4 Тексты здесь и далее цитируются по Собранию сочинений В.И. Белова в семи томах (М.: РИЦ «Классика», 2011-2012) с указанием тома и стр.
просьба звучит уже из другого, мирного времени, отзываясь вечной сыновней болью. В стихотворении «Дымятся бани» (1961) очень ярко выражено единство семейной и военной тем. Порядок и покой мирной деревенской жизни навсегда разрушены войной: «Помылись в банях мужики, / Да и в последний раз помылись...» (т. 1, с. 116). Привычное и необходимое — мытье в бане по завершении крестьянского труда («Хоть через месяц выходной, / Но баня -каждую субботу» (там же) - обретает другое, горестное, значение: «С тех пор из них уж никому / Не говорили: " С легким паром!"» (там же).
В произведении «О чем поет гармонь» (1960), которое автор называет «лирической поэмой», также соединяются семейная и военная темы. Лирический повествователь печалится о судьбах девушек, к которым «не вернулись / Ягодинки, дро-ли, женихи» (т. 1, с. 81). Мотив играющей гармони, понимаемой как символ веселья, свиданий, молодости, обретает драматический смысл: напоминает о войне, разрушившей людские судьбы. Проникновенно и горестно звучит обращение к навсегда ушедшим молодым парням: «Вас война с землею поженила, / Стала самой верною женой» (там же).
Размышляя о началах творчества В.И. Белова, исследователь С.Ю. Баранов пишет: «Согласно его убеждениям, основополагающие ценности (те, что определяют суть человека как феномена мироздания) в наиболее отчетливом, сконцентрированном виде представлены именно в сельском укладе жизни. Это соответствует традициям русской культуры, наиболее глубинный и исторически устойчи-
вый слой которой связан с крестьянским мировоззрением. Составные элементы определяющей смысл бело-вского творчества триады «Родина -Дом — Семья», в конечном счете, сводятся к общему знаменателю с глубоким и древним по происхождению подтекстом — к «Матери Сырой Земле» [5, с. 29]. Именно этим обусловлено, что тема войны раскрывается не только в определенной самими событиями хронологии (объявление о нападении врага, отправка на фронт, долгая разлука, получение похоронок, весть о победе), но и в аспекте осмысления человеком «обустройства его жизни на земле, отвечающего <.> духовно обоснованному предназначению» [5, с. 31]. Потому и возникает органичная связь образов памяти и Родины (и «малой» родины, родного дома). Такое единство определяется глубоким авторским постижением той нравственной силы, которая способна противостоять всеобщей беде, сохраняя жизнь и давая надежду на будущее.
Не случайно в изображении Беловым войны ощутима традиция, идущая от фольклора. Особенно эта связь видна в рассказе «На Рос-станном холме» (1966). В этом небольшом произведении концентрируются мотивы, сюжетные линии, отдельные картины, которые будут развернуты в других текстах. Центром рассказа, доминирующей стилевой чертой является причитание, в котором выражается горе солдатской вдовы. События предстают в воспоминаниях героини (свадьба, проводы на фронт, ожидание пропавшего без вести мужа). Картины, возникающие в памяти, и те, что она видит сейчас («<...> ходит дочка по моло-
197
198
дой росе, и пиджак на девичьих плечах, точь-в-точь как и тогда, черный, и в молодых руках желтый венок из купальниц <...>»), перемежаются с описанием ее состояния и с причетом, который «жил как бы помимо нее: "Ой, остригли буйну голову, золотые кудри сыпучие, как на каждой волосиночке по горючей по слези-ночке. Тебе шинель-то казенная не по костям, не по плечушкам, сапожки-то не по ноженькам, рукавички не по рученькам. На чужой-то на сторонушке все-то версты не меряны, все народы незнакомые, ой да судьи немилостивы."» (т. 1, с. 402). Название рассказа символично: в нем заключена идея расставания: «Отсюда дальше уже никто не провожал уходящих, а те, что уходили за Росстань, считали себя не дома и больше не оглядывались» (т. 1, с. 400). В контексте изображенного Росстанный холм — не только пространственная, но и временная мета, сочетаемая с представлением о расставании навечно. Не случаен и выбор имени героини — Мария. В нем содержится смысл не только вечного страдания, но и обретения, ценой страдания, надежды на счастье. Традиция фольклорной символики проявляется и в изображении природы, помогающей выразить непомерное женское горе и в то же время помочь его пережить, преодолеть, ощутить в себе новые жизненные силы: Мария «глядела на себя, молодую и рожденную заново» (т. 1, с. 405). Рассказ «На Росстан-ном холме» задает высокую ноту трагического переживания, выраженного в причитании, исполненном в интонации подлинно народной песни-плача. Этот лирический жанр в данном тексте реализует тему женской
судьбы, определяемой обстоятельствами войны, что несколько ранее нашло выражение в рассказе «Калорийная булочка» (1963). По-своему, однако в идейно-эмоциональной близости будут развиваться сюжеты «Повести об одной деревне» (часть «Медовый месяц», 1976—1995), рассказа «Данные» (2000).
Взаимосвязь военной и семейной тем во многих беловских произведениях так или иначе фиксируется в их названиях. Заголовки, в которых угадывается предстоящее повествование о чьей-то судьбе, некой жизненной истории, непосредственно не указывают на военную тематику, но переосмысляются во время чтения текста именно в такой проекции. В повести «Невозвратные годы» (1997—2000) автор, обращаясь к воспоминаниям о своем детстве и жизни собственной семьи, воссоздает картины военных лет, когда «подлинная война слишком грозно постучала в каждый дом» (т. 3, с. 83). Рассказ «Моя жизнь. Автобиография» (1974) представляет собой описание семьи, жизни героини, чье детство и юность испытывались войной. События повести «Привычное дело» (1966/67) происходят в послевоенное время, но война «присутствует» и здесь. Воспоминания о ней мотивируются обстоятельствами семейной жизни Ивана Африкановича: ухаживанием за будущей женой («...вспомнил, как еще холостым провожал Катерину с гулянок. Пришел с войны — живого места нет, нога хромала, так и плясал с хромой ногой. Может, из-за этого и нога на поправку пошла.» (т. 2, с. 20); житейской сценой в первый год семейной жизни, когда молодой муж не
смог зарубить петуха: «...Как мальчишка, осторожно прижимал петуха к пиджаку. В глазах у фронтовика стояла жалость, и Катерина видела, как он растерянно глядел то на топор с еловой чуркой, то на трепыхавшегося под полой петуха. Ой, Ваня, Ваня, всю войну прошел, а петуха заколоть боишься!» (т. 2, с. 38). Военное время, тяжело сказавшееся на судьбах многих советских людей, наложило отпечаток на весь ход их дальнейшей жизни. Когда герой повести неожиданно и решительно оказывает неповиновение местной сельской власти, возможно, в этом и проявился обретенный некогда фронтовой опыт. Как пишет А.Е. Новиков, «рассказ Ивана Африканови-ча о перипетиях его военной жизни, несомненно, дополняет наши представления об этом сложном и неоднозначном образе» [1, с. 80].
Глава «Медовый месяц» из «Повести об одной деревне» содержит описание событий, связанных с войной: мобилизация мужчин на фронт, отправка женщин на рытье окопов, налеты немецких самолетов, опасность возможной встречи с бродящими по лесам немецкими диверсантами. Драматизм человеческих судеб -так и не состоявшейся семьи молодоженов, разлученных войной в самый прекрасный период их жизни, - усиливается тем обстоятельством, что история семьи не осуществилась: она оборвана войной в самом начале. Та же тема несложившейся семейной жизни, в которую вторгается война, звучит в одном из эпизодов киноповести «Целуются зори» (1973). Героиня произведения Настасья, разделившая общую горестную судьбу солдатских вдов, рассказывает
своей попутчице: «Уж двадцать пять годов одна, как войну-то открыли, так его на второй день и вызвали. Одно письмо послал с первых-то позиций. В самый огонь и попал, да к ряду, видать, и убили. Степаном звали <...> Деток-то мы не успели накопить, ведь только две недельки и пожили» (т. 6, с. 222).
В своем творчестве Белов «осмысляет причины разрушения семейных ценностей на фоне изменений, происходящих в городе и деревне» [6, с. 34]. Произведения о Великой Отечественной войне приобретают в этом плане особое значение: в них речь идет о способности человека выдержать испытание тем, что препятствует «следованию естественному закону продолжения жизни, преемственности и непрерывной смены поколений» [6, с. 36]. Несмотря на губительность войны, вечно противостоящей семейному ладу, автор говорит о проявлении всепобеждающей силы жизни, силы сохраняющего жизнь женского начала. Это показано в судьбе героини рассказа «Вес- 1ПП на» (1964) — Польки, муж которой 199 «ушел на фронт, не прожив с женой и медового месяца» (т. 1, с. 369). Героиня сумела преодолеть свое отчаяние после получения похоронки. С появлением сына Полинарья «переменилась начисто, словно родился не Витька, а она сама» (т. 1, с. 369).
Главный герой этого рассказа, Иван Тимофеевич, от отчаяния (погибли на фронте трое сыновей, умерла от горя жена) пытается покончить с собой. Появившаяся в самый последний момент Полька отводит беду. Это и спасение от петли в буквальном смысле, и спасение в ином, высоком значении слова. Идея одо-
200
ления смерти и неостановимости жизни мощно противостоит уничтожающей силе войны. Доля Поли-нарьи видится автору не только во всей глубине вдовьего горя, но и в осознании себя защитницей жизни. С мотивом обновления героев — Ивана Тимофеевича и Полинарьи — сопряжен мотив сиротства детей (маленького Витьки, отец которого гибнет на фронте, не узнав, что родился сын) и стариков, навсегда покинутых погибшими на фронте сыновьями. Исследователь С.Ю. Баранов отмечает: «Рассказ "Весна" писался в то же время, когда автор работал над своим "звездным" произведением "Привычное дело". И необходимость продолжения жизни вопреки всем бедам, страданиям и сомнениям мотивирована в нем так же, как и в повести об Иване Африкановиче Дры-нове: "Надо было жить, сеять хлеб, дышать и ходить по этой трудной земле, потому что другому некому было делать все это"» [5, с. 25—26].
Название рассказа «Речные излуки» (1964) не содержит прямого указания на семейную или военную тему. Однако повествование связано именно с ними, причем события войны определяют такие неожиданные повороты в человеческих судьбах, что метафора заголовка становится поистине символической. Река, по которой движется судно с встретившимися случайно героями, Иваном Даниловичем Гриненко и Иваном Громовым, поражает своей красотой и множеством излучин. Неспешное их преодоление соответствует спокойному ритму воспоминаний, в которых открываются трагические обстоятельства несчастливой семейной жизни бывшего солдата Ивана Гро-
мова, несостоявшегося отцовства Ивана Гриненко. Однако рассказ наполнен ожиданием еще одного, возможно, теперь уже счастливого поворота судьбы: предстоит свадьба одной из дочерей Ивана Громова. Военные события в этом рассказе, как и в других произведениях Белова, заслоняются иными, мирными, но всегда связанными, более того — обусловленными трагедией войны. Мотивы разлуки, перелома судьбы, сиротства, одиночества, памяти становятся средством реализации темы Великой Отечественной войны.
Единственный из заголовков бе-ловских текстов — «Такая война» (1985) — указывает на военную тему: в рассказе повествуется о трудной жизни в тылу. В названии ощутима горестная эмоция, констатирующая трагизм войны и ее последствий. Для конкретной семьи это — ее полное исчезновение с лица земли. Дарья Румянцева, сына которой «убило на фронте в сорок втором году, а бумага пришла только весной сорок третьего», долго не могла поверить в случившееся. «У Дарьи имелся хороший полушерстяной Иванов костюм. Иван купил его за три недели до войны: не успел даже поносить вдоволь <...>. Когда Дарье становилось невмоготу, когда начинало уж больно болеть сердце, она приносила из сенника этот костюм, гладила его, ловила далекий, уже забиваемый затхлостью сундука Ванюшкин запах» (т. 2, с. 431). Оказавшись в тяжелейших обстоятельствах из-за неуплаты налога и подчиняясь некоему общему безжалостному закону трагического времени, героиня, по выражению односельчан, «пошла по белому свету» (т. 2, с. 437). Обычное
для голодного военного времени «великое изобилие нищих» (т. 2, с. 429) в отношении Дарьи оборачивается чудовищным завершением. Героиня пропадает, словно растворяется в пространстве невыносимой жизни: «<...> Дарью ни разу никто не видел <...> Дарья так и не вернулась в деревню <...> Дарью <...> никто не видел, никто не встречал» (т. 2, с. 437). Трагическое начало этого рассказа реализуется в слиянии семейной и военной тем, единство которых обретает поистине экзистенциальное значение. Перед нами последовательность утрат, угасание жизни — такое же, как постепенное исчезновение сыновнего запаха, едва уловимого, но еще какое-то время различаемого матерью. Размышляя о двойном смысле названия этого рассказа, А.Е. Новиков пишет: «Ведь получается, что война шла не только на фронте, но и в тылу, где она была связана с борьбой за выживание, за сохранение человеческого достоинства, за веру и любовь против формализма, лжи и лицемерия» [1, с. 81]. Думается, в этом и проявляется позиция Белова, раскрывающего тему Великой Отечественной войны всеохватно и глубоко, связывая ее с трагическими обстоятельствами довоенной и послевоенной жизни русской деревни.
Связь темы войны с семейной темой обнаруживается в сюжетах, реализуемых различными способами: повествование от первого лица, письмо, исповедальный устный или письменный рассказ и др. Война показана глазами то ребенка, то взрослого человека. Изображая неимоверные страдания, писатель, тем не менее, утверждает возможность преодоле-
ния испытаний. Поэтому в произведениях о войне воплощены не только мотивы разлуки, сиротства, остав-ленности земли, опустошенной войной, но и мотивы памяти, любви, женской верности, сохранения дома, продолжения рода.
К тяжелому времени военного детства обращены рассказы «Калорийная булочка» (1963) и «Мальчики» (1973). Война показана в них «не во фронтовом <...>, а в обыденно-трагическом тыловом ракурсе, в том ее облике, который Белову был знаком по собственному детству и отрочеству, где были похоронки, осиротелые избы с заколоченными окнами, изнурительная работа, несъедобные лепешки из клевера и мякины, женщины в упряжке вместо лошадей на поле» [5, с. 16]. Автор выбирает такой способ изложения, когда позиция рассказчика, вспоминающего события прошлого, соединяется с точкой зрения ребенка, что и определяет силу впечатления.
В рассказе «Калорийная булочка» совмещение двух временных планов — прошлого и настоящего — позволяет подчеркнуть не только временную разъединенность картин, но и несовместимость сознаний. В начале произведения представлена увиденная рассказчиком сцена в кафе: «Напротив меня сидела какая-то дама и медленно ела сметану. Она кончила есть и половиной булочки начала вытирать свои пальцы. Я смотрел, как крошилась булочка, исковерканная яркими крашеными ногтями. И мне вспомнились другие пальцы, другие руки» (т. 1, с. 293). Развернутое далее воспоминание о пережитом детьми голоде, об ужасе, испытанном мальчишками при виде
201
202
умершей от голода матери одного из них, дано в непосредственном восприятии ребенка и — одновременно — видении взрослого человека. Такие способы субъектной организации (смена рассказчиков, их позиций, изменение пространственно-временного плана) позволяют значительно приблизить изображаемое к читателю. Например: «Я согласился, что жадничать нечего и что пока хватит» — такое заключение делается мальчиком во время кражи гороха с колхозного поля. В следующей фразе слышится оценивающий поведение голос из другого времени: «С детской наивностью, уже не скрываясь, мы пошли в деревню прямой дорогой» (т. 1, с. 297).
Произведения, повествующие о детстве, которое пришлось на годы войны, основаны на биографии автора, которому важно нарисовать живую картину, воссоздать само переживание, не заменяя его опосредованным описанием. Это можно назвать погружением в изображаемое событие, во внутренний мир его участников — детей и подростков военной поры. В наибольшей степени такой прием характерен для рассказов «Калорийная булочка», «Мальчики», «Данные» (в изображении поведения и состояния Мишки). В названных произведениях внимание акцентировано на взаимосвязи семейной и военной тематики: описываются физические и нравственные страдания детей, семьи которых разрушены войной. Автор выбирает такой способ повествования, когда изображение, в основном, осуществляется с точки зрения ребенка. В детях Белов видел великое созидательное начало и опору, верил в их способ-
ность сохранить память о страданиях и великом народном подвиге. Особенно ярко это проявляется в двух последних рассказах, где герой-подросток предстает одновременно повзрослевшим (под влиянием суровых обстоятельств он вынужден взять во многом на себя ответственность за семью) и ребенком, проявляющим чувства страха, обиды, боли.
Именно таков в рассказе «Данные» семиклассник Мишка Лавру-хин, который «дал деру с лесозаготовок, куда колхоз направлял его за-место матери» (т. 2, с. 535). Рассказ композиционно делится на две части — соответственно фронтовой и тыловой картинам. Собственно фронтовых эпизодов не очень много, и представлены они в восприятии Лаврухина-старшего, в его интонации и оценке всей неизбывной, но неминуемой тяжести солдатской судьбы. Вспоминаемые героем картины боя, ранения, передвижения войск («Немец минами хлещет. Маскировочных балахонов почему-то не оказалось. Высота плевалась гиблым пулеметным и ружейным огнем <.> На третьей атаке приполз Т-28. На четвертой вдарили наши гаубицы. Бог войны гасил германские пулеметные гнезда<...> Окопишко оказался так себе, отсиживаться-то не собирались, планировали наступать <...>») (т. 2, с. 528) сменяются описанием жизни семьи Лаврухина, после гибели которого опорой и надеждой семьи становится сын Мишка. Однако гораздо существеннее здесь не противопоставление, а сосредоточение на идейных центрах — сознании двух мужчин: отца и сына. Такой писательский подход определяет и композиционное решение: первая
часть повествования дается в проекции на взгляд и интонацию Лав-рухина-старшего, а вторая представлена глазами мальчика, которого испытывает тяжелая военная пора. «В лесопункте Мишка целыми днями лучковой пилой по мерке распиливал срубленные взрослыми большие деревья. Взрослую норму выполнял ежедневно. Иной раз до чего допилишь, что хочется уткнуться в снег и не вставать. И сучки жег, начальники Мишку хвалили. С едой было хуже. Бабкины сухари быстро кончились, остался один лук. А что толку от лука? Денег на хлеб в магазине и на столовую у Мишки не было» (т. 2, с. 536). Построенный по принципу композиционного кольца рассказ утверждает идею «естественной преемственности поколений, непрерывности жизненного потока» [6, с. 39]. Добавим, что скреплению частей рассказа способствует внутреннее единство осмысляемых писателем тем — семейной и военной. Рассказ начинается и заканчивается чтением письменного документа. Но если в начале его можно считать таковым лишь условно (это сердечное письмо жены находящемуся на фронте мужу), то в конце полученные Мишкой «сельсоветские данные» оказываются официальной бумагой — извещением о гибели отца. Картины, помещенные в определенной последовательности, подчеркивают смысловые акценты: фронт (переживания солдата Лаврухина, сон) — дом (чтение письма, написанного женой) — фронт (эпизоды военной жизни в оценке Лаврухина) — тыл (подробное описание жизни семьи, большей частью в восприятии Мишки) — фронт (напоминание о
нем: чтение извещения). В финале рассказа война с губительной силой вновь врывается в жизнь семьи: «У Мишки потемнело в глазах. Он еще раз прочитал бумагу. "Тятя!" — в ужасе крикнул Мишка и побежал по дороге. Он бежал, словно куда-то не успевал, словно от этой спешки зависело все на земле» (т. 2, с. 547).
Заглавие рассказа «Мальчики» лишь косвенно фиксирует семейную тему и ничего не говорит о войне. Оно указывает на возраст, который требует опеки и заботы. Герои произведения — дети, взрослых в рассказе словно бы и нет, их появление эпизодическое. Глазами ребенка, принимающего на себя ответственность за жизнь своей семьи, увидено и его голосом представлено изображаемое в рассказе. Главный герой, школьник Ленька Комлев, борется за выживание в условиях военной зимы, думает о помощи своим близким и заботится еще и о друге — Ване Серегине, эвакуированном из Ленинграда. Автор так расставляет действующих лиц и определяет их роли, что главной силой сопротивления голоду и холоду оказывается подросток. Тем, что именно в нем воплощается это мощное начало, и определяется, без дополнительных описаний и объяснений, степень страданий во время войны. Одновременно утверждается неизбежность преодоления всенародной беды. Рассказ, несмотря на суровость обстоятельств, поэтичен: он насыщен интонациями и чувствами ребенка, ежеминутно думающего о сохранении жизни — своей и близких — и возвышающегося этим над смертельной опасностью, над всем злом разрушительной войны. Он готов рисковать, способен и мечтать, пусть эти
203
204
мечты касаются добывания самого простого и необходимого, чтобы не умереть от голода и холода: «Склад стоял на столбах <...>, а Ленька знал, где имелась ломаная половица. Прошлый раз там прямо на землю насыпалось льняного жмыху — вот бы и сейчас! Ленька насобирал бы и принес Ване, затопили бы печку, нажарили бы. Нет, сперва бы подмели в комнате, вычистили бы ламповое стекло и зажгли лампу. Клава с тетей Ниной пришли бы с работы и не узнали квартиру: все так чисто, светло и тепло. А они с Ваней спрятались бы за сундук, а после — р-раз. И выскочили бы» (т. 5, с. 543). В этой картине, как и в некоторых других, есть момент игры, что вполне соответствует возрасту. Автор глубоко чувствует психологическое состояние ребенка, с пониманием описывает его и в не совсем приглядных ситуациях (когда приходится идти на воровство, сбрасывать с поезда уголь: «Не замерзать же тут заживо»). Риск, чувство страха, муки совести, жалость к более слабому, постоянная забота о доме, семье — вот что наполняет жизнь мальчика. В заглавии рассказа используется множественное число, хотя речь идет в основном о Леньке. Он главный в отстаивании права на жизнь — свою и близких, он — опора для них. Словом «мальчики» автор объединил не только Леньку и Ваню, но и многих детей войны, оставшихся без отцов, в том числе, возможно, и себя самого.
Трагическое событие в народной судьбе — Великая Отечественная война — предстает в творчестве Белова во взаимодействии семейной и военной тем. Писатель изображает жизнь в тылу, полную страданий и лишений. Разрушительное начало, противостоящее естественному ходу жизни, пусть и не сразу и с трудом, но все же одолевается ради сохранения Дома, Семьи, Отечества. Эта гуманистическая направленность и нравственный потенциал произведений В.И. Белова о Великой Отечественной войне определяют необходимость обращения к ним на уроках литературы и во внеурочной деятельности в современной школе. Рассмотренные тексты способны оказать сильное эмоциональное воздействие на читателей-школьников, вызвать у них интерес к творчеству выдающегося писателя.
Вышеприведенный материал о произведениях В.И. Белова, посвященных теме Великой Отечественной войны, допускает различные варианты его методической интерпретации. На основе предметной линии учебников по литературе для 5—11 классов под редакцией В.Ф. Чертова5 советуем познакомить учащихся с рассказами «Калорийная булочка» и «Мальчики»6 в рамках обзоров «Образы детей в военной поэзии и прозе», «Жанр рассказа в мировой литературе» в 5 классе. Методический аппарат учебника для этого класса
5 А.М. Антипова входит в авторский коллектив учебно-методического комплекта по литературе под редакцией В.Ф. Чертова (М.: «Просвещение»).
6 См. публикации, в которых нашел отражение опыт изучения рассказа «Мальчики»: Бондаренко М.А. Творчество Василия Белова в школе. VI-VII классы // Литература в школе. 2000. № 5; Максимова Т.Е. Рассказ В.И. Белова «Мальчики» в 7 классе (конспект урока внеклассного чтения) // «Этих дней не смолкнет слава»: Сборник научно-методических материалов / Научн. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2011.
включает задания, связанные с подготовкой рекомендаций литературных произведений и кинофильмов о Великой Отечественной войне своим одноклассникам, информации о детях — участниках войны; выпуском вместе с товарищами стенгазеты, составленной из лучших отзывов о литературных произведениях (это могут быть в том числе и отзывы о произведениях В.И. Белова); проведением опросов среди своих одноклассников для выяснения, какие книги о детях они читают и др. В 5—7 классах при подготовке и проведении уроков внеклассного чтения по проблеме «Война и дети» предлагаем апробировать такой способ оформления читательских впечатлений, как «закладка»: указывается название книги, а также кратко фиксируются ответы на вопросы, почему / зачем / кому ее надо почитать. Ученик — составитель закладки — по желанию может дать свои рекомендации*. На уроке происходит обмен закладками.
В 8 классе при рассмотрении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, в рамках которой школьники читают программные произведения А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Д.С. Самойлова, целесообразно обратиться к стихотворениям и лирической поэме В.И. Белова о войне. Это даст возможность расширить читательские впечатления подростков, обогатить их представления о художественном мире писателя.
В 9 классе считаем вполне уместным проведение урока внеклассного
чтения по рассказу В.И. Белова «На Ростанном холме» после изучения «Слова о полку Игореве»7, что поможет, с одной стороны, углубить понимание беловского текста, с другой — по-новому осмыслить произведение древнерусской литературы. Кроме того, можно предложить учащимся написать отзыв об одном из рассказов В.И. Белова («Весна», «Такая война», «Данные» — на выбор).
В 10 классе после изучения «Севастопольских рассказов» и романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого уже привычными стали уроки внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Сопряжение военной и семейной тем в произведениях В.И. Белова позволяет обсудить вопросы о традициях Л.Н. Толстого в изображении войны в русской литературе ХХ века, о своеобразии художественного воплощения темы войны в творчестве писателя-современника. Итогом работы может стать написание учащимися сочинения-эссе «Актуальность произведений В.И. Белова о войне» на основе его стихотворений, рассказов, повестей и пьес («Над светлой водой», «По 206-й. Сцены из районной жизни»).
В 11 классе тема Великой Отечественной войны раскрывается на материале произведений К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.О. Богомолова. Индивидуальные задания предполагают проведение небольшого социологического опроса среди одноклассников (сверстников) и лю-
205
«Закладка» разработана экспертами Русской ассоциации чтения (РАЧ), см.: http:// rusreadorg.ru/ru. А.М. Антипова является членом РАЧ.
7 Опыт сопоставления «Слова о полку Игореве» и рассказа В.И. Белова «На Росстанном холме» в контексте темы женской судьбы представлен в статье Бондаренко М.А. Творчество Василия Белова в школе. VIII класс // Литература в школе. 2000. № 6. С. 98-101.
дей старшего поколения: Какие книги о Великой Отечественной войне они читали? Что их больше всего привлекало в этих произведениях? Какие герои особенно запомнились? Сопоставьте ответы читателей, представляющих разные поколения. Что общего и что различного вы можете отметить в их оценках военной прозы? Обогащая читательский опыт старшеклассников, учитель может предложить им сравнить произведения разных писателей: В.И. Белова («Весна», «Такая война»), Ф.А. Абрамова («Братья и сестры»), Е.И. Носова («Усвятские шлемоносцы»), В.П. Астафьева («Где-то гремит война», «Ясным ли днем»).
Выбор приемов работы над произведениями В.И. Белова в школе, аспектов их анализа остается за учителем и учениками. Наметим продуктивные и перспективные, с нашей точки зрения, стратегии их изучения на уроках литературы:
• практика «медленного чтения»;
1ПС • анализ заголовочного ком-206 плекса («Привычное дело», «Речные излуки», «Такая война», «Мальчики» и др.);
• внутритекстовые сопоставления (героев, частей, эпизодов);
• сравнение беловских текстов между собой, например: рассказов, объединенных темой женской судьбы («На Росстанном холме», «Весна», «Такая война»); рассказов, посвященных теме военного детства («Мальчики», «Калорийная булочка», «Данные») и др.;
• сопоставление произведений Белова с произведениями других писателей и поэтов: например, стихотворений В. И. Белова («Домик с ве-
ником у порога.») и Н. Рубцова («Русский огонек»); «Такая война», «Весна» В.И. Белова и «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова; «Мальчики» В. И. Белова и «Последние холода»
A.А. Лиханова (повесть включена в роман «Русские мальчики»); «Данные» В.И. Белова и «Где-то гремит война» В.П. Астафьева; «Мальчики», «Калорийная булочка», «Данные»
B.И. Белова и «Далекие зимние вечера», «Гоголь и Райка», «Жатва» (из цикла «Из детских лет Ивана Попова») В.М. Шукшина и др.
Считаем важной планомерную организацию исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся в рамках урочной и внеурочной работы. Приведем примеры возможных заданий:
• написание отзывов, эссе, литературно-критических статей и т.п. по прозе о войне В.И. Белова;
• выполнение исследовательских проектов: «"Такая война": жизнь в тылу в годы Великой Отечественной войны (по произведениям В.И. Белова, В.П. Астафьева, А.А. Лиханова, Ч.Т. Айтматова и др.)», «Тяготы крестьянского труда и быта в военное время на страницах произведений Ф.А. Абрамова и В.И. Белова», «Образы дома и семьи в произведениях русской литературы второй половины ХХ века»;
• подготовка плана-проспекта сборника «Избранные страницы прозы В.И. Белова о Великой Отечественной войне» (с написанием небольшой вступительной статьи (предисловия) к сборнику и вариантами оформления обложки);
• создание медиатекстов (киножурнал, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.).
Важнейшей коммуникативной практикой стимулирования интереса современных школьников к произведениям В.И. Белова является внеурочная деятельность. Об этом свидетельствует, к примеру, опыт проведения литературного вечера к 80-летию писателя, разработанный О.А. Москвиной [7]; работа сотрудников Центра писателя В.И. Белова (г. Вологда) и Харовской централизованной библиотечной системы имени В.И. Белова (г. Харовск), направленная на расширение читательской аудитории и приобщение разных читательских групп к книгам писателя-земляка. Школьники вовлекаются в различные конкурсы, викторины, интерактивные занятия, юношеские Беловские чтения, библиотечные уроки, культур -ные события, проводимые на площадках музеев и библиотек. Все это прекрасные образцы социокультурных практик, в рамках которых реализуются идеи открытого образования [8; 9; 10].
Несомненная художественная ценность беловских произведений, их гуманистическая направленность заслуженно определили их место в школьном курсе литературы. Современный учитель-словесник призван помочь читателю-школьнику войти в неповторимый художественный мир писателя, найти личностные смыслы в произведениях В.И. Белова и тем самым содействовать формированию высоких духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новиков, А.Е. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В.И. Белова [Текст] / А.Е. Новиков // Беловский сбор-
ник. Вып. 1. - Вологда: Легия, 2016. -С. 78-81.
2. Недзвецкий, В.А. «Мысль семейная» в прозе Василия Белова [Текст] / В.А. Недзвецкий // Литературные традиции Русского севера. Книга первая: Писатель и его время. Александр Яшин, Виктор Астафьев, Николай Рубцов, Василий Белов: Исследования и материалы / под ред. С. А. Тихомирова. - Вологда: «Книжное наследие», 2008. - С. 499-508.
3. Белов, В.И. Собрание сочинений: В 7 т. [Текст] / В.И. Белов. - М.: РИЦ «Классика», 2011-2012.
4. Рубцов, Н.М. Русский огонек // Рубцов Н.М. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Стихотворения. 1942-1967 [Текст] / Н.М. Рубцов / Сост., вступ. ст., примеч. В. Зинченко. - М.: ТЕРРА, 2000. - 352 с.
5. Баранов, С.Ю. Василий Иванович Белов: на путях творчества [Текст] / С.Ю. Баранов // Белов В.И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. - М.: РИЦ «Классика», 2011. С. 10-40.
6. Головкина, С.Х. Мир крестьянской семьи в повести В. И. Белова «Привычное дело» [Текст] / С.Х. Головкина // Беловский сборник. Вып. 2. - Вологда: Легия, 2016.
- С. 34-40.
7. Москвина, О.А. Литературный вечер, посвященный 80-летию В. И. Белова «Раздумья на родине» [Текст] / О.А. Москвина, Т.В. Волкова // Москвина О.А., Волкова Т.В. Организация литературно-музыкальных вечеров: Методические рекомендации. -Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. - С. 87-107.
8. Борисова, М.А. Программы Центра писателя В.И. Белова для детей и молодежи как средство духовно-нравственного воспитания [Текст] / М.А. Борисова // Беловский сборник. Вып. 2. - Вологда: Легия, 2016. - С. 218-222.
9. Тихонова, В.Б. Душа бессмертна: продвижение литературного наследия В.И. Белова [Текст] / В.Б. Тихонова // Беловский сборник. Вып. 1. - Вологда: Легия, 2016.
- С. 236-239.
10. Харак, И.Л. Популяризация творчества В.И. Белова в детской библиотеке [Текст] / И.Л. Харак // Беловский сборник. Вып. 2.
- Вологда: Легия, 2016. - С. 251-253.
207
REFERENCES
1. Baranov S. Ju., "Vasilij Ivanovich Belov: na putjah tvorchestva", in: Belov V.I., Sobranie sochinenij, V 7 vols, Vol. 1, Moscow, RIC Klassika, 2011. pp. 10-40. (in Russian)
2. Belov V.I., Sobranie sochinenij, V 7 vols, Moscow, RIC Klassika, 2011-2012. (in Russian).
3. Borisova M.A., "Programmy Centra pisatel-ja V.I. Belova dlja detej i molodjozhi kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitani-ja", in: Belovskij sbornik, Vyp. 2, Vologda, Legija, 2016, pp. 218-222. (in Russian).
4. Golovkina S.H., "Mir krestjanskoj semi v povesti V.I. Belova "Privychnoe delo", in: Belovskij sbornik, Vyp. 2, Vologda, Legija, 2016, pp. 34-40. (in Russian).
5. Moskvina O.A., Volkova T.V. "Literaturnyj vecher, posvjashhjonnyj 80-letiju V.I. Belova "Razdumja na rodine", in: Moskvina O.A., Volkova T.V., Organizacija literaturno-muzykalnyh vecherov: Metodicheskie reko-mendacii, Vladivostok, Dalnevostochnyj federalnyj universitet, 2015, pp. 87-107. (in Russian).
6. Nedzveckij V.A., "Mysl semejnaja" v proze Vasilija Belova, in: Literaturnye tradicii Russkogo severa. Kniga pervaja: Pisatel i ego vremja. Aleksandr Jashin, Viktor As-tafev, Nikolaj Rubcov, Vasilij Belov: Issledo-vanija i materially, ed. S.A. Tihomirova, Vologda, Knizhnoe nasledie, 2008. pp. 499508. (in Russian)
7. Novikov A.E., "Tema Velikoj Otechestven-noj vojny v tvorchestve V.I. Belova", in: Be-lovskij sbornik, Vyp. 1, Vologda, Legija, 2016, pp. 78-81. (in Russian)
8. Rubcov N.M., "Russkij ogonjok", in: Rub-cov N.M., Sobranie sochinenij, V 3 vols, Vol. 1, Stihotvorenija, 1942-1967, ed. V. Zinchenko, Moscow, TERRA, 2000, 352 p. (in Russian).
9. Tihonova V.B., "Dusha bessmertna: prod-vizhenie literaturnogo nasledija V.I. Belova", in: Belovskij sbornik, Vyp. 1, Vologda, Legi-ja, 2016, pp. 236-239. (in Russian).
10. Harak I.L., "Populjarizacija tvorchestva V.I. Belova v detskoj biblioteke", in: Be-lovskij sbornik, Vyp. 2, Vologda, Legija, 2016, pp. 251-253. (in Russian).
208
Антипова Алла Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания литературы, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Antipova A.M., ScD in Education, Professor, Methods of Teaching Literature Department, Moscow State University of Education, [email protected]
Москвина Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, литературы и методики преподавания, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток. [email protected]
Moskvina O.A., PhD in Philology, Associate Professor, Russian Language, Literature and Teaching Methods Department, Far Eastern Federal University, School of Education, Vladivostok, [email protected]