Научная статья на тему 'Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей'

Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4846
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА / СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ / ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Светлана Викторовна, Балебанова Елена Викторовна

В статье рассматривается одно из направлений патриотического воспитания ─ воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны. Авторы предлагают комплексную программу «Мы этой памяти верны…» для формирования духовно-нравственных качеств личности, посредством включения детей и подростков в активную социально-значимую деятельность образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей»

______ОТ^ЕОрИИКПРАКТИКерЕАЛИЗАЦИИфГОСВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ______________

В статье рассматривается одно из направлений патриотического воспитания — воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны. Авторы предлагают комплексную программу «Мы этой памяти верны...» для формирования духовно-нравственных качеств личности, посредством включения детей и подростков в активную социальнозначимую деятельность образовательного учреждения.

Васильева Светлана Викторовна

заместитель директора по ПМР Балебанова Елена Викторовна

к.х.н., доцент, руководитель структурного подразделения,

ГОУ ЦТДиЮ «Сокол» г. Москва [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

дополнительного образования детей

Каким образом педагогический коллектив учреждения дополнительного образования может формировать гражданские и патриотические чувства обучающихся?

Ключевые слова: воспитание гражданственности и патриотизма, события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, программа по патриотическому воспитанию, дополнительное образование.

В настоящее время в системе дополнительного образовании детей уже сложились определенные направления и формы патриотического воспитания.

Программа по патриотическому воспитанию «Мы этой памяти верны...» создает условия для формирования гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Разработанная в 2010 году программа, сегодня гармонично вписалась в учебно-воспитательный процесс Государственного образовательного учреждения Центра творчества детей и юношества «Сокол» (далее ГОУ ЦТДиЮ «Сокол»), дополнила и обогатила образовательные программы дополнительного образования детей. Программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет. Срок ее реализации — 1 год.

Программа по патриотическому воспитанию Центра творчества активизирует целенаправленный процесс развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, ориентирует на формирование и развитие у детей духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы и талант на благо общества и государства. Доказывает, что воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны является результативным направлением патриотического воспитания.

Отличительная особенность программы заключается в развитии и совершенствовании системы патриотического воспитания детей и подростков, на основе использования современных образовательных техно-

логий в процессе реализации образовательных программ и в досуговой деятельности, повышения качества воспитательной работы.

Универсальность программы — в возможности ее применения в системе дополнительного и общего образования, как эффективной модели патриотического воспитания, сохранения истинной преемственности поколений, воспитания бережного отношения к культурно-историческому наследию Родины и формирования духовно-нравственных качеств личности.

Целью программы является воспитание гражданственности и патриотизма как общечеловеческих нравственно-этических категорий посредством включения участников программы в активную социально-значимую деятельность образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели в рамках программы решаются следующие задачи:

1. Формирование у подрастающего поколения патриотизма, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

2. Знакомство детей и подростков с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.

3. Воспитание уважения к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны.

4. Развитие у подрастающего поколения чувства осознанности себя гражданином России.

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

5. Формирование интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.

6. Обучение детей проектной, исследовательской и поисковой деятельности.

7. Формирование рефлексивных, коммуникативных и презентационных умений и навыков, умения работать в команде, навыков оценочной самостоятельности.

8. Формирование творческих способностей, поддержка инициативы и творчества детей и подростков.

9. Сбор материалов и отработка методик, позволяющих повысить качество и эффективность, актуализировать воспитательную деятельность в ГОУ ЦТДиЮ «Сокол».

Программа включает в себя целый ряд образовательных и исследовательских мероприятий, направленных на изучение истории Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, гражданского самосознания, толерантности детей и подростков. В программу включены все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, педагоги, родители, социум.

К основным направлениям реализации программы относятся:

• повышение социального статуса патриотического воспитания детей и подростков;

• повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания на основе взаимодействия детских объединений, общественных организаций;

• воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения;

• формирование патриотических чувств и настроений у детей и подростков, как мотивов деятельности.

Результативность реализации программы измеряется уровнем готовности, желанием и стремлением детей, подростков к выполнению своего гражданского и патриотического долга, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.

Конечный итог реализации программы — формирование гражданско-патриотического сознания у детей и подростков, осознание себя гражданином России.

Программа по патриотическому воспитанию Центра творчества реализуется по ниже приведенному плану:

Программа является комплексной и реализуется через различные виды деятельности, основывается на принципах: системного и деятельностного подходов, открытости для всех категорий обучающихся, многовариантности исполнения с учетом ресурсов Центра творчества «Сокол». Реализуется с использованием современных образовательных технологий: проблемного обучения, проектной, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности, технологии обучения в сотрудничестве и организации самостоятельной работы.

Использование современных образовательных технологий предполагает выполнение определенных требований:

1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная или групповая) деятельность участников программы;

4. структурирование содержательной части проектов (с указанием поэтапных результатов);

5. использование исследовательских методов, которые предусматривают определенную последовательность действий, состоящих из:

• определение проблемы, цели, задач исследования (возможно использование метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

• выдвижение гипотезы;

• обсуждение методов исследования;

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, рефлексия.

Проектно-исследовательская деятельность направлена на:

1. обучение планированию — обучающийся должен уметь четко определить цель, определить шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;

Содержание деятельности Количество часов

Проектная, поисковая, проектно-исследовательская деятельность В соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы дополнительного образования детей

Учебные занятия, посвященные Великой Отечественной войне.

Экскурсии, посвященные событиям Великой отечественной войны в музеях города Москвы и музее ГОУ ЦТДиЮ «Сокол»

Шефские концерты для ветеранов Великой отечественной войны и участников событий горячих точек в госпиталях Москвы и Московской области.

Выставки декоративно-прикладного творчества

Научно-практические конференции, конкурсы, фестивали

Концертная деятельность

Тематические стенды В соответствии с планом учебно-воспитательной работы педагога

Методические пособия, издательская деятельность

Взаимодействие с советом ветеранов Северного административного округа города Москвы, Детским общественным движением Москвы, РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», ОМЦ САО, Северным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

17

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов — воспитанник должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать;

3. обучение анализировать — развивать креативность и критическое мышление;

4. обучение умению составлять письменный отчет, писать реферат;

5. формирование позитивного отношения к работе — воспитанник должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей детей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между педагогом и обучающимся, которые представляют содержательный интерес и стимулируют стремление к эффективному решению.

Организация внешней оценки творческих проектов позволяет отслеживать их эффективность. Характер этой оценки зависит как от типа проекта, так и от его темы, содержания и условий проведения.

В программе уделяется особое внимание концертной и выставочной деятельности детей. Участие в этих мероприятиях способствует возрождению духовности, приобщению к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России, дает чувство гордости, чувство свободы и благодарности к тем людям, которые одержали победу в Великой Отечественной войне.

Проведения шефских концертов для ветеранов Великой отечественной войны и участников событий горячих точек в госпиталях Москвы и Московской области дает воспитанникам возможность организации социальной практики.

Выставки декоративно-прикладного творчества в ГОУ ЦТДиЮ «Сокол» проводимые в рамках программы «Мы этой памяти верны...», с одной стороны, отражают результаты творческой, поисковой и исследовательской работы воспитанников по изучению истории, культурного наследия Отечества, с другой стороны, способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Совместная работа педагога и обучающихся позволяет создать единое пространство, которое является центром проявления активной жизненной позиции взрослых и детей.

Посещение музеев и выставок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, героическим датам истории России, знакомство с уникальными

документами, фотографиями, плакатами, раритетными экспонатами помогает детям глубже понять истоки мужества, беспримерный подвиг всего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, тесную связь героического прошлого нашей страны с современностью.

Тематические экскурсии строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода. Музейные экскурсии, в контексте программы «Мы этой памяти верны.», выступают как форма патриотического воспитания, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством экскурсовода по заранее намеченной теме. Особенность тематических экскурсий - сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями материального характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Увиденное и услышанное на экскурсии усиливается благодаря общности эмоций, коллективности переживаний.

Предназначение тематических экскурсий и экспозиций в программе — посредством передачи информации о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны сформировать в подрастающем поколении ценностное отношение к нравственно-историческому наследию.

В Центре творчества «Сокол», по программе «Мы этой памяти верны.», в течение учебного года оформляются тематические стенды: «Детство опаленной войной», «Разгром фашистских войск под Москвой», «По дорогам военной славы.» и др. В творческих объединениях, студиях изготовляются красочные альбомы, поздравительные открытки, миниэкспозиции, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Участие детей и подростков в конкурсах и фестивалях, акциях, научно-практических конференциях способствует формированию гражданской позиции, основных компетенций.

Важным направлением деятельности по реализации программы является разработка методических пособий и рекомендация с целью оказания методической помощи методистам, педагогам дополнительного образования в вопросах касающихся внедрения, использования современных технологий в образовательном процессе для возрождения, повышения результативности патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

В программе уделяется большое внимание моральному облику детей и подростков, прививаются общечеловеческие ценности. Регулярные беседы воспитательного характера, внимательно и бережно относящиеся к каким-либо индивидуальным проявлениям, формирующейся личности, как с творческой стороны, так и моральной, аккуратная корректировка поведения, личный пример, являются очень важной составной частью общего воспитательного процесса. Это особенно актуально для подросткового возраста, и является профилактикой асоциального поведения.

К реализации программы привлекаются родители, участвуя в проведении совместных мероприятий воспитательного характера.

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Воспитанники Центра творчества «Сокол», нуждающиеся в психологической помощи и поддержке, находятся в контакте с педагогом-психологом.

Значимость и привлекательность программы заключается в том, что каждый обучающийся может реализовать себя,через разнообразные виды деятельности, переосмыслить еще раз истинные ценности жизни на Земле, почувствовать себя востребованным и нужным обществу.

Развитие и сохранение чувства гордости за свою страну, накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины. Познание того, что исторически и социально каждый человек связан с Родиной, что великие подвиги личности и народа — это результат любви к Отечеству. Желание сохранить самобытность и независимость своего народа, свой образ жизни, мыслей во имя будущих поколений.

Программа по патриотическому воспитанию «Мы этой памяти верны...» призвана объединить усилия ГОУ ЦТДиЮ «Сокол», семьи, Совета ветеранов в воспитании подрастающего поколения. Как сказал Генерал Армии, дважды Герой Советского Союза Батов П.И.: «Память о войне живет не только в бронзовых и

каменных монументах, а прежде всего в человеческих

сердцах. И очень трудно научиться любить живых,

если не умеешь хранить память о павших».

Литература

1. Вахта памяти. Никто не забыт - ничто не забыто. - М.: ГЕЛАН, 2003.Поколение XXI века: Нам не нужна война!/ Серия «Нет фашизму»/ Ответственный редактор М.Е. Умрихина. - М: Центр «школьная книга», 2010.

2. Столярова Е.В. Проект духовно-нравственного воспитания и образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.

3. Макарова А.А. Формирование условий для воспитания духовно-нравственного здоровья учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2.

4. Методические рекомендации по проведению урока 1-го сентября 2004. «60-летие Великой Победы» / Под ред. С.И. Козленко. - М.: МИОО, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Методические рекомендации по проведению урока 1-го сентября 2009 г. «Это гордое слово Победа!» / Под ред. А.Г Ботневой, В.Н.Петряковой. - М. ОМЦ, САО

6. Ужанова А.Л. Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.

В статье автор рассказывает о разных возможностях использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Вострикова Елена Людвиговна

учитель начальных классов МОУ СОШ г. Багратионовск Калининградская область [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как можно использовать ИКТ на уроках в начальной школе?

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, ИКТ-компетенции, мультимедийный урок, презентация, создание фильмов, начальная школа, блог.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными техноло-

гиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-позна-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.