Научная статья на тему 'Применение совместной проектной технологии «Педагог - ученик» в патриотическом воспитании учащихся'

Применение совместной проектной технологии «Педагог - ученик» в патриотическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ГРУППОВАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Капитолина Петровна

Автор рассказывает о применении проектно-исследовательской технологии с целью патриотического воспитания учащихся. Раскрываются цели и задачи работы в рамках проектной деятельности, описываются этапы работы над совместным проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение совместной проектной технологии «Педагог - ученик» в патриотическом воспитании учащихся»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание на уроках

и во внеурочной деятельности

К.П. Ильина

Применение совместной проектной технологии «педагог — ученик» в патриотическом воспитании учащихся

Аннотация

Автор рассказывает о применении проектно-исследовательской технологии с целью патриотического воспитания учащихся. Раскрываются цели и задачи работы в рамках проектной деятельности, описываются этапы работы над совместным проектом.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, метод проектов, групповая работа учащихся

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Да. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Патриотическое воспитание в России традиционно связывается с идеей гражданского воспитания. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы с учащимися. В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур [2].

Патриотизм, любовь к Родине в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний: жертвенное отношение к долгу, готовность верно служить делу процветания Отечества. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у всех народов, но у россиян он, похоже, заложен на генетическом уровне.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей. Педагогический коллектив ДМЦ «Альбатрос» решает вопросы как профессионального, так и патриотического воспитания молодежи. Целью патриотической работы ДМЦ «Аль-

батрос» является формирование личности гражданина и патриота России, утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов, убеждений; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям российского флота.

Особенно эта работа присуща объединению «Патриоты Отечества», которое работает по следующим основным направлениям: связь поколений, растим патриота и гражданина России, мой край родной, я и семья. Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием различных форм работы с детьми, включающих теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, круглые столы, уроки мужества, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, экскурсии в музеи, игры, знакомящие подростков с жизнью и деятельностью различных родов войск, походы по местам боевой славы.

Одной из эффективных педагогических технологий является совместная проектная деятельность [4]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, — которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с

другой — интегрирование знании, умении из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — определенный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность является значимой не только для самих учащихся, но и для общества в целом, для детского морского центра «Альбатрос» в частности.

Цель проектного обучения в объединениях «Патриоты Отечества» и «Мотодело» — привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний об истории родного края и о его жителях.

Задачи:

1) обучающие:

► формировать и углублять знания об истории и о культуре родного края, об основных событиях Великой Отечественной войны, о деятельности организаций «Боевое братство» и общественной организации офицеров запаса и в отставке через проектно-исследовательскую деятельность;

► способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края;

► научить создавать и реализовывать творческие проекты, заниматься поисковой работой;

2) воспитательные:

► создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;

► воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного края в частности;

► воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию;

► привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей;

3) развивающие:

► развивать исследовательские умения (навыки выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);

► развивать системное мышление, коммуникативные способности, умение работать в коллективе;

► формировать потребность в самопознании и самореализации;

► формировать способы социального взаимодействия из разных источников;

► формировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности поведения.

В 2013/2014 и 2014/2015 учебных годах учащиеся объединения «Патриоты Отечества» совместно с ребятами объединения «Мотодело» работали над исследовательскими проектами: «Наши земляки — участники Великой Отечественной войны», «Боевая слава России». Оба проекта являются долгосрочными, нацелены на получение конкретных результатов: составление Книги Памяти и оформление уголка Боевой славы. Вы-

бор темы проектов подсказала их актуальность и значимость в настоящее время. Реализация проходила в три этапа. Рассмотрим это на примере проекта «Наши земляки — участники Великой Отечественной войны».

Первый этап — подготовительный. Вместе с ребятами мы распределили обязанности по поиску наших земляков — участников ВОВ, каждая группа учащихся составила план поисковой работы, были заготовлены таблицы для заполнения в процессе работы, проведено инструктивное совещание по осуществлению проектной деятельности. Собраны документы и материалы для реализации проекта: Книга Памяти, тома 20, 25, 29, электронный архив ОБД «Мемориал», электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Второй этап — практическая реализация. Получив Книгу Памяти из Управления образования, мы разделили ребят на группы и раздали каждой группе по несколько копий страниц. Работа закипела, ребятам надо было досконально и подробно обработать информацию. Данная работа длилась с сентября 2013 г. по май 2014 г. Полученную информацию мы занесли в таблицу. Работа была кропотливой, т. к. информацию не просто надо было вписать, а провести полное сопоставление инициалов, года, места, где родился, вырос человек, проверить данные о родителях, место службы, как погиб и где похоронен воин. Ребята с работой справились и гордятся этим. Ведь в наш век информационной блокады, компьютерных и игровых технологий есть люди, которым интересно и хочется собирать по крупицам историю своего края.

Третий этап — презентация. Итог работы с Книгой Памяти: усилиями учащихся объединений «Патриоты Отечества» и «Мотодело» были созданы таблицы с данными о найденных фамилиях участников ВОВ. В результате проделанной работы из тома 20, частей 1, 2, 3 нами было найдено 145 человек; из тома 25, части 1, 2, найден 71 человек; из тома 29 найдено 10 человек. Всего призванных на войну из Домодедово и Домодедовского района, по нашим проверенным данным, найдено 226 человек. На этом исследовательская деятельность не закончилась. Ребятам очень понравилось выполнять значимую для общества работу.

Следующий проект «Боевая слава России» был реализован также в 2013/2014 и 2014/2015 учебных годах, как говорится, «на одном дыхании». Для его реализации ребята общались с членами организации «Боевое братство», общественной организации офицеров запаса и в отставке, ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, обменивались информацией, приглашали их на мероприятия, организовали походы по местам дислокации танкового полигона (район д. Бибюгово), кавалерийского и пехотного полков в черте города, участвовали в вахтах памяти. Результатом проекта стал уголок Боевой славы с экспозициями документов и предметов военного времени. Цели проектной деятельности в данном направлении достигнуты. Учащиеся самостоятельно приобретают знания об истории родного края и его жителях. Продолжая широкое применение технологий проектной деятельности, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в учебно-познавательной де-

Применение совместной проектной технологии «педагог — ученик» в патриотическом воспитании учащихся

ятельности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Литература и интернет-ресурсы

1. Мацко Л.А. Проектные технологии в дополнительном образовании // Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования. [Сост.] М.Г. Крамаренко. Александровка: Изд-во ИИЦ «Вектор +» МОУДОД «Центр внешкольной работы», 2009.

2. Метелкина Т.Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 50-54.

3. Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы. Устные журналы, тематические вечера. [Авт.-сост.] Н.А. Бели-бихина, Г.П. Попова и др. Волгоград: Учитель, 2007. (Воспитание в школе).

4. Санникова М.Ю., Антропова Т.С. Повышение эффективности взаимодействия в системе «учитель — ученик» / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С. 61-69.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

6. Справочники, рефераты, курсовые работы и др. URL: http://znanie.podelise.ru/docs/96633/index-476.html

7. Сайт Калининградского бизнес-колледжа. URL: http:// student39.ru/lector/proektnaya-tehnologiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.