Научная статья на тему 'Воспитание учащихся в духе патриотизма и дружбы народов в процессе обучения'

Воспитание учащихся в духе патриотизма и дружбы народов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2905
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ДРУЖБА НАРОДОВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, Алиева Марьям Магомедкамиловна

Идеи патриотизма и интернационализма представлены в сочетании с гуманистическими идеями горцев, на которых воспитывались юные поколения в соответствии с традициями народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание учащихся в духе патриотизма и дружбы народов в процессе обучения»

70

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

УДК 378.02(471.67)

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА И ДРУЖБЫ НАРОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

©гооэзакарьяева С.З., Алиева М.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Идеи патриотизма и интернационализма представлены в сочетании с гуманистическими идеями горцев, на которых воспитывались юные поколения в соответствии с традициями народов Дагестана.

Ideas of patriotism and internationalism are presented in the combination with mountain dwellers’ humanistic ideas, on which the young generations were brought up according to Da-ghestan peoples’ traditions.

Ключевые слова: интернационализм, патриотизм, дружба народов, патриотическое воспитание, интернациональное воспитание.

Keywords: internationalism, patriotism, peoples’ friendship, patriotic education, interethnic education.

Воспитание любви к родному краю, дружбы народов и культуры межнационального общения вытекает из главной цели образования современных школьников - формирование всесторонне развитой личности.

Задачи по воспитанию подрастающих поколений в духе патриотизма и дружбы народов определены в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996):

- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования чувства российского патриотизма;

- распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

- сохранение исторического на-

следия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских,

тюркских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-

культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в их миротворческой деятельности.

В другом важном нормативном документе «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (1996) также определены важнейшие задачи в духовной сфере:

- уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, социального положения и территории проживания;

- предоставление равных права народам при любых формах их самоопределения;

- предотвращение и мирное урегулирование межнациональных конфликтов;

- государственная поддержка сохранения культуры малочисленных народов, создание условий для сохранения их языка, традиций и среды обитания;

- развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего, в сфере образования;

- функционирование русского языка как общегосударственного

Психолого-педагогические науки •••

языка и средства межнационального общения;

- укрепление национальной и общеобразовательной и высшей школы как важнейшее условие сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

- распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих Российскую Федерацию, идей духовного единения, межнационального мира и согласия, сотрудничества во имя процветания России;

- сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия, в частности, межславянских связей, а также связей славянской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;

- учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

- поддержка миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранения целостности Российского государства.

Приведенные нормативные акты служат руководством к осуществлению непосредственного педагогического процесса - формированию у детей и молодежи духовнонравственных ценностей на основе отечественной культуры с использованием самобытных традиций воспитания. Указанными выше задачами руководствуются составители учебников, программ, методических пособий и непосредственные исполнители - учителя, классные руководители, директора школ и организато-

71

ры по внеклассной воспитательной работе.

В педагогической науке патриотическое и интернациональное воспитание рассматривается как составная часть, как один из аспектов нравственного воспитания. При этом авторы выделяют ту часть нравственного воспитания, которая связана с формированием патриотизма и дружбы между народами, с превращением этих качеств в личные убеждения и нормы поведения школьников (Н. И. Болдырев, И. С. Марьенко, З. Т. Гасанов).

Процесс патриотического и интернационального воспитания проходит несколько стадий [5]. Их развертывание зависит в определенной степени от того, насколько в процессе воспитания были сформированы основные ориентиры деятельности личности по практическому осуществлению усвоенных правил, норм, принципов. Появлению этих ориентиров способствуют знания о патриотизме и интернационализме, образующие в сознании человека так называемый образец поступков, действий, оценок. В создании этих образцов значительную роль играют сказки, героический эпос, афоризмы, примеры исторических деятелей, окружающих людей, средства массовой информации и т.д. Подражание образцу -первая стадия патриотического и интернационального воспитания. Однако «... подражание образцу без специальной сознательной работы по совершенствованию своей личности, необходимой для наиболее успешной реализации целевой и процессуальной сторон, не раскрывает всех возможностей, благоприятствующих полному усвоению нравственных отношений» [6].

На второй стадии учитель учит школьников использовать образец для анализа и оценки различных ситуаций, описанных в фольклоре, возникающих в школьной жизни при подготовке, например, праздников, трудовых дел, дискуссий и др. Идет приучение поступать так или иначе в жизненных ситуациях, делать сознательный выбор поведения, поступка, действия.

72

Известия ДГПУ, №2, 2009

Третья стадия в патриотическом и интернациональном воспитании -это самовоспитание, стремление личности к самосовершенствованию вследствие усвоения положительных идеалов, недовольства своими недостатками. На этом этапе внешние воздействия на личность получают поддержку в ее усилиях, направленных на самовоспитание, и создаются условия работы человека над собой для преодоления отрицательных свойств.

Таким образом, логика преодоления недостатка в нравственном развитии личности характеризуется переходом воспитания в самовоспитание, взаимодополняемостью и определенным единством этих процессов.

Все сказанное о роли самовоспитания не принижает значения воспитания. Воспитание не только создает предпосылки, условия, активизирующие самовоспитание, но и во многом определяет его характер.

Даже в случае отрицательного самовоспитания специально организованные внешние воздействия способны изменить характер самовоспитания, положительно повлиять на развитие личности, но опять же предварительно изменив направленность воспитания, его личностный смысл, то есть в конечном итоге через самовоспитание. Воспитание, таким образом, может определять направленность самовоспитания, но последнее, тем не менее, сохраняет функцию движущей силы развития личности [7].

Эти установки, необходимые для руководства процессом воспитания современных школьников, особенно ценны при осуществлении патриотического и интернационального воспитания.

Патриотическое и интернациональное воспитание будет эффективным, если воспитатель учитывает индивидуальные особенности

школьников, более полно использует индивидуальные интересы и возможности подростков, опирается на принцип активности и самодеятельности в воспитании. Включаясь в деятельность и, более того, будучи ее инициатором, учащийся естест-

венно осознает и переживает личностный смысл деятельности, являющийся необходимым условием усвоения норм, правил, регламентирующих патриотические и интернациональные чувства личности [там же].

В теории воспитания используется положительная роль активности и самодеятельности личности. Но в школьной практике этот принцип применяется не всегда. При патриотическом и интернациональном воспитании с использованием народных традиций учащиеся сами могут предложить сценарии проведения традиционных праздников с приглашением гостей, постановки легенд и преданий, эпических повествований, экскурсии, вечера дружбы, встречи и др.

Иные педагоги-практики склонны приуменьшать значение самодеятельности учащихся на том основании, что она якобы мешает осуществлению высоких требований в воспитании, высокой дисциплине, систематичности и планомерности воспитательного процесса. Напротив, при комплексной реализации принципов, когда воспитание в коллективе и индивидуальный подход, высокие требования и инициатива личности используются согласно, они не только не вступают в конфликт, а напротив -взаимодополняют друг друга. Это имеет прямое отношение и к проблемам патриотического и интернационального воспитания в процессе обучения.

Цели и задачи воспитания любви в родине, к родному краю, к своему народу и людям других национальностей, как показывает практика, успешно решаются, прежде всего, на уроках истории и литературы. В одном из основных нормативных документов - программе по истории для 5-9 классов (авторы Л. Н. Алексаш-кина, А. А. Данилов, Г. В. Клокова), одна из целей курса определена как «формирование... патриотизма и взаимопонимания между народами», а слово «интернационализм» в пособии и не встречается. Еще дальше пошли авторы программы [9], которые в задачах литературного образования школьников и вовсе не упо-

Психолого-педагогические науки •••

минают патриотическое и интернациональное воспитание учащихся. Примерно такой же подход и во многих регионах России, где слова «патриот» и «интернационалист» исчезают из школьных программ и учебников.

Особое положение в этом плане занимает Республика Дагестан, в системе образования которой патриотическое и интернациональное воспитание стоит на одном из первых мест. Учительница средней школы №51 г. Махачкалы Л. В. Трушина обязательно объясняет детям, что «патриотизм» - это любовь к Родине, преданность ее лучшим традициям и обычаям, чувство, которое позволяет прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края, семьи. Современный Дагестан - родина многих народов. Дагестанские памятники эпического искусства, представляющие собой большой пласт фольклора народов Страны гор, пронесли сквозь многие века их героику.

Тысячелетия отважные защитники Дагестана оказывали сопротивление иноземным захватчикам. Горный край многократно подвергался опустошительным набегам. На протяжении столетий Дагестан отражал агрессивные притязания Тогрул-бека, золотоордынских Тахтамыша, Тимура, иранского шаха Надира и др. И благодаря ратным подвигам горцы снискали славу храброго свободолюбивого народа».

Продолжая рассказ, учительница останавливается на системе подготовки юных защитников родины. В дагестанских семьях мальчиков воспитывали в спартанском духе, учили ловко сидеть в седле, крепко держать оружие. С ними проводили спортивные игры-состязания, обучали приемам борьбы, метанию камня, формировавшим в юном джигите бесстрашие, самообладание, хладнокровие, умение ориентироваться в горных условиях. В женщине ценили, прежде всего, трудолюбие и скромность, что не исключало проявления ею иногда силы характера, умения встать рядом с мужчиной на защиту Родины. Воплощением лучших качеств женщины-горянки, вставшей на защиту родного края от полчищ Ти-

73

мура, является лакский эпос «Парту Патима», в котором главная героиня во главе войска в доспехах на боевом коне, подобно Жанне д'Арк, мужественно сражается против иноземных захватчиков. Народные герои сильны, отважны, выносливы, находчивы в борьбе с врагами. Прогрессивные писатели России - Пушкин, Лермонтов, Толстой - описывали жизнь горцев с гуманистических позиций, подчеркивая их нравственные устои, в которых понятия чести, патриотизма, дружбы возводились в высшие добродетели.

Новым этапом развития патриотического эпоса явилась Великая Отечественная война, разбудившая заново духовные силы народа. Общая трагедия, опасность перед фашистским порабощением разбудили в людях стремление высказать свою боль, отношение к происходящему. Два мотива дополняли основную тему - защиту Родины - уверенность в победе «Все силы на борьбу с врагом!» и страдание за тех, кто отдал жизнь в борьбе с захватчиками. Не было аула, хутора, где бы ни стоял плач по сыну, брату, мужу. Эпическое творчество дагестанского народа отразило главным образом его героическую историю. Историческая память народа сохранила и пронесла к порогу ХХ1 века многие образцы эпоса, которые выразили представления дагестанцев о Родине, патриотизме, рассказали о человеке, преданном своему Отечеству. Они помогают воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине - Российской Федерации и дружбы народов [6].

Главная цель патриотического воспитания в процессе обучения - на материале уроков истории и высокохудожественных произведений отечественной литературы формировать у учащихся любовь к Отечеству, готовность отдать все силы и способности, свой труд на благо Родины, уважение и любовь ко всем народам, населяющим страну, умение понимать, ценить и любить свой родной язык, свои традиции, обычаи, культуру и искусство, способствовать их развитию и процветанию своим честным трудом. Исходя их этой цели учебно-

74

Известия ДГПУ, №2, 2009

воспитательный процесс в школе призван решать следующие задачи:

- формировать у школьников чувство любви к родине;

- развивать у детей чувства уважения и любви к своему народу, к людям других национальностей, населяющих нашу страну;

- формировать у учащихся патриотическое и интернациональное сознание;

- воспитывать у школьников уважение к героическому прошлому своей родины, к языкам и культурам, традициям и обычаям народов, населяющих страну, к духовнонравственным ценностям народов всех стран и континентов;

- воспитать у учащихся бережное отношение к земле как к главному источнику богатства, к родной природе;

- формировать у детей трудолюбие и готовность трудиться на благо родины в мирное время;

- на примерах героев национальной литературы и фольклора, исторических деятелей воспитывать у школьников храбрость, смелость, мужество, физическую силу и выносливость, готовность в любое время защищать родину от внешних врагов, террористов и различных бандформирований;

- формировать в характерах юных школьников честь, совесть, чувство собственного достоинства и умение их отстаивать.

Эти задачи успешно решаются многими учителями в процессе преподавания истории и литературы в школе. Учительница средней школы №1 г. Махачкалы П. Г. Ибрагимова на уроках истории и обществоведения ставит цель воспитать любовь к многонациональной России и к народам, населяющим ее. В процессе изучения военных событий отечественной истории перед учителем открываются широкие возможности для формирования у учащихся исторического сознания, чувства гордости за свой народ, истинно российского патриотизма. Постоянное обращение к новым исследованиям и источникам, широкое использование межпредметных связей, произведений художественной и мемуарной лите-

• • •

ратуры, произведений изобразительного искусства и музыки обогащают содержание ее уроков, повышают их эмоциональность и идейную насыщенность. Повторительно-

обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» в 11 классе был проведен вместе с учителем литературы как интегрированный. Готовились заранее: на уроках было разучено много стихов и песен, воспевающих героизм народов нашей страны в тяжелые годы испытания. Класс был заранее оформлен работами учащихся, стенгазетами, плакатами, посвященными Великой Отечественной войне. Рассказы учащихся о событиях войны сопровождались проекцией диапозитивов и прослушиванием музыкальных произведений по данной теме. В конце урока библиотекарь рекомендовала учащимся еще неизвестные произведения о войне. На уроке была реализована цель воспитания учащихся в духе патриотизма, дружбы народов, так как настойчиво подчеркивалось, что победа над таким сильным и страшным врагом, как фашистская Германия, была достигнута благодаря дружбе народов нашей страны, которая действительно этой войной была испытана на прочность.

Плодотворно для воспитания патриотических чувств изучение такой темы, как Отечественная война 1812 года. В ходе рассказа учитель подчеркивает, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный, народный характер со стороны России. Приводятся слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «Наступило время Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную!» Показывая мужество армии, героически защищавшей город Смоленск вместе с ополченцами, учительница включает в рассказ слова генерала Н. Н. Раевского, который с двумя своими юными сыновьями, встав впереди солдат, крикнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество! Я и дети мои, коих я приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагается на-

Психолого-педагогические науки

75

• ••

звать нравственные черты, характеризующие этот подвиг. На этом уроке учительница показала и интернациональный характер российской армии. Чувство гордости вызывают своим полководческим талантом не только главнокомандующий М. И. Кутузов, но и прославленный герой Бородина генерал П. И. Багратион и талантливый военный стратег генерал М. Б. Барклай-де-Толли. Свой эмоциональный, интересный и убедительный рассказ о войне 1812 г. учительница удачно связала с подвигами героев Великой Отечественной войны, которые через 130 лет стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. С особым мужеством сражались здесь бойцы 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии, боевой путь которой начался еще во время событий у озера Хасан.

Воспитание у учащихся патриотических чувств осуществляется не только при работе над военной тематикой, но и других тем, например, «Экономическое развитие России в первой четверти ХУШ века», раскрывающей экономическую политику Петра I, направленную на развитие отечественной промышленности. При характеристике понятия «мерка-нитилизм» учащиеся знакомятся с целым комплексом мер, предпринятых царем для развития промышленности и торговли. Это связывается с современными экономическими процессами, проводится дискуссия о том, что нужно делать сейчас для оживления нашей экономики. Учащиеся приходят к выводу, что от их любви к Родине, от их знаний экономики зависит будущее нашей страны. Почти на каждом уроке в той или иной степени учительница реализует цели и задачи патриотического и интернационального воспитания учащихся [7].

Несколько иной, но по-своему интересный и в методическом плане весьма привлекательный путь воспитания патриотизма и интернационализма выбрала учительница литературы московской школы А. Н. Матвеева. Поскольку в наше время о дружбе народов говорят все чаще с

иронией, она считает, что назрела необходимость противостоять кризису духовности, что главным социальным институтом формирования граждан является школа, а действенными средствами - уроки литературы, истории, граждановедения, обществоведения, географии. Патриотическое и интернациональное воспитание учительница осуществляет более успешно на уроках литературы по кавказской тематике. Она рассказывает, что русская литература издавна обращалась к теме Кавказа, нашедшей отражение в творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Бестужева-Марлинского, Л. Н. Толстого. Судьбы Кавказа и России объективно исторически сплелись и служили темой литературы. Как происходило это взаимовлияние? Русские авторы оказывали прогрессивное влияние на развитие литературы народов России, в том числе и Кавказа. Они изображали в своих произведениях быт, нравы горцев, красоту их природы. Образы горцев часто воплощали идеалы свободы, независимости, национального самосознания, к которым всегда тяготела русская литература. Сравнивая, сопоставляя две культуры, авторы убеждались в единстве гуманистических тенденций и идеалов русских и кавказцев. Учительница доносит до учащихся истину: авторы ратовали за справедливость, демократию, свободу, зачастую презрев свою сословную принадлежность. Ученикам предлагается аргументировать свою точку зрения на материале художественных произведений. Ребята готовят доклады, литературные эссе, анализы-сопоставления, рефераты. Вот некоторые признания детей: «Я никогда раньше не задумывалась над тем, что А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой посвятили столько произведений жизни Кавказа. Для меня это открытие стало своего рода откровением» (ученица 10 класса); «Кто и по какому праву провел резкую черту, разделяющую людей на русских и нерусских? Я считаю, что нам сегодня надо поучиться у классиков многому, в том числе и отношению к другим нациям. Помни-

76

Известия ДГПУ, №2, 2009

те, у Пушкина: «...И назовет меня всяк сущий в ней язык.» Он гордился тем, что и тунгус, и калмык будет читать его стихи. Значит, для них тоже писал Пушкин. Значит, нет ни у кого права говорить: «Пушкин только для русских!» (ученик 10 класса).

Выстраиваем проблемные вопросы, анализируя художественную ткань произведений. Что объединяет, на наш взгляд, «кавказские» произведения перечисленных авторов? Какую роль играют этнографические мотивы в художественных произведениях русских авторов? Чему учат нас, сегодняшних школьников, эти произведения? Над какими проблемами современности они заставляют задуматься? Как изображают авторы данных произведений особенности национального мышления? Каков художественный прием изображения жизни русских и горцев (антитеза, контраст, художественная параллель)? Ученики вдумываются в строки «Кавказского пленника» А. С. Пушкина и «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого, сопоставляют с написанным в 1996 году «Кавказским пленным» В. Маканина.

Учительница в таком же ключе анализирует произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Демон»,

«Герой нашего времени». Изучая статьи Белинского, посвященные произведениям поэта, ученики осмысливают фразу критика: «Кавказ взял полную дань с музы М. Ю. Лермонтова и делался его поэтическою родиною, пламенно любимою им». Что привлекает писателя на Кавказе? Что заставляет столь настойчиво обращаться к горской теме? Ребята единодушно приходят к выводу, что Кавказ был «жилищем вольности простой», «суровым краем свободы» для поэта, романтическая натура которого стремилась к высокому идеалу вольности. Задание, преследующее сравнение ранних и зрелых произведений М. Ю. Лермонтова, помогает ученикам проследить, как меняется авторское осмысление кавказских проблем. С одной стороны, юный поэт прославляет стойкость «сынов Кавказа» в защите своих аулов, с другой стороны, вдохновлен и бесстрашием русских войск. Зрелый

• • •

поэт по-иному смотрит на кавказские войны, размышляет о путях, возможных для Кавказа. Каковы эти пути? Первый - подчиниться «дряхлому востоку», второй - путь вместе с молодой и энергичной Россией. Учащиеся отмечают наблюдательность поэта, его глубокое знание местного колорита, обрядов, легенд, преданий, которые помогли Лермонтову воссоздать истинную красоту Кавказа. Подвиг во имя Родины - вот идея, в которой поэт видит предел своих мятежных исканий. «Горец Мцыри восхищает меня силой характера, страстностью убеждений. Герой поэмы - могучая личность, выросшая как естественное ее продолжение среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Духовная связь с Родиной - главная черта Мцыри, определяющая весь образ героя. Он несет родину в себе, в собственной душе, и на чужбине ему заведомо нет жизни» (ученик 9 класса).

Обсуждение, развернувшееся при изучении классической литературы, учительница продолжает и на уроках в Х1 классе. Уже при знакомстве с биографией народного поэта Дагестана Расула Гамзатова обращается внимание на такой факт: будущий поэт полюбил русскую литературу благодаря своей первой учительнице Вере Васильевне. Русская учительница, раскрывающая тайны литературы, становится неким символом межнациональных и межкультурных связей. Ребята читают стихи Р. Гамзатова, посвященные русским поэтам Пушкину, Маяковскому, Некрасову. Ученики убеждаются в том, что знание и понимание русской литературы во многом способствовали рождению поэта. Учащиеся отмечают также, что для формирования поэтического дара важное значение имела любовь Гамзатова к родному слову, к поэтическому творчеству своего народа, его многотрудной истории. «У Гамзатова, по его же признанию, две темы: Родина и женщина» (ученик Х1 класса). Ребята усматривают в этом двуединстве не только влияние горских традиций, но и воздействие русских классиков: Пушкина, Лермонтова,

Блока, Есенина, Цветаевой [8].

Психолого-педагогические науки

77

• ••

Так, шаг за шагом, урок за уроком под руководством учителей ученикам открывается красота истинных отношений между людьми различных национальностей и разными народами единой страны.

В ряде теоретических работ по патриотическому воспитанию школьников прослеживается установившаяся в прошлые десятилетия тенденция, согласно которой задача воспитания любви к родине - это функция уроков истории и литературы, а военно-патриотическое воспитание юношей - это задача уроков начальной военной подготовки. На наш взгляд, обе стороны отмеченной тенденции неверны. Другое дело, когда руководить работой по патриотическому и интернациональному воспитанию, по подготовке юношей к защите Отечества должны учителя истории, литературы и НВП. Нет ни одного школьного предмета, содержание которого не включало бы возможностей для воспитания любви к Родине, уважения и дружбы между всеми народами на планете.

В общеобразовательной школе сегодня необходимо так организовать патриотическое воспитание в учебном процессе, чтобы каждый предмет мог внести свою долю в формирование личности школьников по всем основным направлениям. А. Н. Вырщиков отмечает: «Современная школа нуждается в такой организации учебной работы, когда военнопатриотическое воспитание осуществлялось бы как необходимая задача каждого предмета, с тем, чтобы старшеклассники в ходе учебы не только приобрели знание основ наук, но и расширяли, углубляли собственные патриотические, интернациональные представления, военнопатриотические убеждения, привычки волевого поведения, развивали готовность к активным действиям по надежной безопасности Отечества. Для этого недостаточно чисто информационного «академического» обучения. Необходимо построение единого учебно-трудового процесса, в котором учение и труд будут выступать как единое взаимосвязанное образование» [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уроки родного языка и литературы учителя Икринской средней школы Курахского района Н. М.-Э. Мисриха-нова коллеги называют уроками мужества, на которых воспитываются юные патриоты. Изучение произведений народного творчества о героическом прошлом, классиков дагестанской литературы И. Казака, Е. Эмина, О. Батырая, Махмуда из Ка-хаб-Росо, С. Стальского, Г. Цадасы, А. Магомедова, А. Гафурова, Э. Ка-пиева, Р. Гамзатова служит важнейшим средством формирования у школьников любви к своей Родине, верности народу. Такие произведения, как «Дагестан» С. Стальского, «Разговор с интуристом» Э. Капиева, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Воздушный богатырь» Т. Хрюгского, «Сказание о чунгуре» М. Митарова, «Восемнадцатая весна» Ф. Алиевой, которые призывают любить и защищать свою Родину, служат для Н. Мисриханова источниками, откуда узнаются опыт старших поколений, мужество и самоотверженность земляков, проявленные при защите Отечества. Часто используются на уроках методы и средства, с помощью которых формируются у детей эмоциональные переживания: выразительное чтение, работа по картине, рассказы о новых героях - участниках войны или о воинах-интернациона-листах, встречи во внеурочное время с ветеранами войны и труда, с земляками, исполнявшими воинский долг в Афганистане, оформление альбомов и стендов и др. Большое значение учитель придает умению учащихся самостоятельно добывать знания, анализировать произведения родной и дагестанской литературы, сравнивать с героями произведений русской классической и современной литературы.

В отличие от других уроков на занятиях по родной литературе с помощью родного слова, изобразительно-выразительных средств родной речи, в которой четко, ясно и по-особому звучат мотивы любви к Родине, идеи патриотизма и любви к людям звучат более убедительно. Особенно эффективно такие уроки проходят у мастеров педагогического труда, которые наряду с большим

78

Известия ДГПУ, №2, 2009

арсеналом наглядных и технических средств используют и произведения родного фольклора (пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания, героические и исторические песни, современные народные песни о Родине и др.).

Народные поэты Дагестана Г. Ца-даса, Т. Хрюгский, А. Гафуров, народная артистка России Р. Гаджиева и другие деятели культуры в годы войны выезжали на фронт, выступали перед воинами-земляками, призывали их защищать нашу великую родину, выпускали боевые листки, переписывались с фронтовиками. Этой проблеме посвятил свой урок учитель изобразительного искусства Касумкентской средней школы Су-лейман-Стальского района М. С. Мусаев. На уроке, звучит музыка песни «Священная война». Ученик читает стихи К. Симонова:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

После этого учитель объявляет тему урока - «Великая Отечественная война в произведениях советских художников». Начинается подробный рассказ о советских мастерах кисти, мужественно сражавшихся на фронтах, об их замечательных произведениях, о том, как дагестанские художники отразили в своих работах войну. Учитель демонстрирует картины дагестанских мастеров кисти М.-А. Джемаля «Бой подводной лодки М. Гаджиева с немецкой флотилией в Баренцевом море», «В фонд обороны СССР», Ю. Моллаева «Передача бронепоезда воинам Красной Армии в 1942 году». Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, наблюдают, а затем пересказывают сами содержание художественных полотен, которые были продемонстрированы на уроке. Учащиеся убеждаются в том, что и их родной Дагестан вместе с великой Родиной - Советским Союзом, с его мужественными сыновьями и дочерями самоотверженно сражались с ненавистным фашизмом, что в годы войны большую роль сыграли деятели литературы, искусства, культуры, что заметный вклад в победу советского

народа внесли художники - мастера живописи. После таких уроков учащихся убеждаются в том, что патриотами Родины могут стать представители любой профессии, что с врагами можно сражаться не только с автоматом в руках, но и с помощью кисти художника.

Приведенные выше виды работы учителей истории и литературы Дагестана городов Махачкалы и Москвы по патриотическому и интернациональному воспитанию на уроках свидетельствуют о следующем:

- на протяжении всего урока учителя руководствуются главной целью - воспитанием любви к Родине и дружбы народов нашей страны;

- эффективными средствами формирования чувств патриотизма и интернационализма являются традиции народов Дагестана и Кавказа, отраженные в произведениях устного народного творчества, прогрессивных писателей России и Дагестана;

- к решению поставленных задач учителя приходят различными, но проверенными и оправданными в конкретных условиях путями, для чего используются разнообразные формы, методы и средства обучения (интегрированные уроки, диалоги, рефераты, дискуссии, проблемные вопросы, свободные и аргументированные суждения самих старшеклассников, литературные источники и др.);

- как свидетельствует изучение опыта работы разных учителей, обладание глубокими знаниями по предмету, знание педагогических технологий и владение механизмами их использования позволяет опираться в учебном процессе на культуру, искусство, традиции, обычаи народов, населяющих Россию;

- педагоги в ходе урока учат школьников проявлять критический подход при оценке традиций тех или иных народов, понимать, осознавать значение опыта старших поколений в современных условиях развития нашей страны; используют принципы гуманизации, демократизации, культуросообразности, природосообразности воспитания;

- важную роль в воспитании патриотизма и дружбы народов на уроке

Психолого-педагогические науки •••

играет позиция самого учителя, его авторитет и отношение к обсуждаемым проблемам, когда учитель выступает как пример объективного, доброжелательного отношения к традициям и уважительного отношения к людям всех национальностей, населяющих нашу страну; другие качества, которые подчеркивают моральную чистоту, высокую духовность, патриотизм учителя, выражающиеся в удачном подборе ярких эмоциональных примеров, фактов, событий и их оценке;

- в приведенных примерах проявляется диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и Кавказа и русского народа. Учителя истории и литературы Махачкалы наряду с дагестанскими традициями патриотического и интернационального воспитания успешно используют традиции и передовые идеи великих русских писателей, а московская учительница весьма удачно применяет на уроках литературы традиции и опыт горских народов Кавказа и опирается на произведения Расула Гам-

79

затова о любви к родине, народам нашей страны. Это еще один важный аргумент в пользу эффективности патриотического и интернационального воспитания подрастающих поколений на традициях народов;

- в процессе анализа художественных произведений и исторических документов учащиеся усваивают лучшие традиции своих народов по защите Отечества, осознают необходимость проявления уважения и любви к людям других национальностей, вероисповеданий, мест проживания, формируются убеждения, взгляды, которые в последующем реализуются в практические дела;

- дидактические материалы, подбираемые учителями к урокам, дают пищу для развития активных мысли -тельных процессов, в результате которых у учащихся формируются глубокие убеждения, критический подход, самостоятельность, активность и инициатива в решении проблемных заданий, определяется устойчивая позиция в вопросах патриотизма и интернационализма.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. Махачкала, 1995. 3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников // Материалы Третьей Всероссийской конференции «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности». М., 2007. 4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов на/Д., 1976. 5. ВырщиковА.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. С. 65. 6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. 8. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала : Дагучпедгиз, 1988. 9. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. М., 2001. С. 133-205. 10. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

УДК 374.1.018.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

©2о°9 Гасанова 3.3.

Дагестанский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.