Психолого-педагогические науки
• ••
27
УДК 373.1.02
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
©2009 щи ре Кин а Е.В.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье освещены основные направления, принципы и формы организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию школьников с учетом культурно-исторического наследия народов многонационального региона, каким является Республика Дагестан.
The author of the article reveals the basic directions, principles and forms of the organization of extracurricular work on schoolchildren’s patriotic education taking into account the cultural and historical heritage of the peoples’ of multinational region, i.e. the Republic of Daghestan.
Ключевые слова: внеклассная работа, патриотическое воспитание, российский патриотизм, дружба народов, патриотическое сознание, патриотическая деятельность, патриотическое отношение.
Keywords: extracurricular work, patriotic education, Russian patriotism, peoples’ friendship, patriotic consciousness, patriotic activity, patriotic attitude.
Неотъемлемой частью внеклассной воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание учащихся.
Патриотическое воспитание призвано формировать у подрастающего поколения любовь к Родине - Российской Федерации, ее природным богатства, героическому историческому прошлому, сегодняшним реалиям, народам, ее населяющим. Важнейшая задача патриотического воспитания - укрепление единства и целостности Российской Федерации.
Однако решение задач патриотического воспитания серьезно осложнилось тем обстоятельством, что изменения, произошедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического воспитания.
В последние годы разработана научная теория по воспитанию граж-
дан в духе российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. Всестороннему ее раскрытию посвящены труды преподавателей кафедры педагогики (С. А. Алиева, С. Т. Алиева, С. З. Закарьяева, О. Н. Омаров, С. В. Ширекина) и сотрудников «Межвузовского центра по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения» Министерства образования и науки РФ при ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» под руководством Лауреата Государственной премии РФ профессора З. Г. Гасанова
Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления юных поколений нашли свое отражение в одном из основополагающих документов - Национальной доктрине образования в Российской Федерации,
28
Известия ДГПУ, №2, 2009
объединившей цели воспитания и обучения как единого образовательного процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящую четверть века. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, высоконравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, имеет место и в других важнейших документах - Концепции модернизации Российского образования на предстоящее 10-летие, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Межведомственной программе развития системы дополнительного образования и т.д.
Содержание патриотического воспитания имеет весьма сложный состав, и его усвоение школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Школы нередко не могут определить необходимое направление внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, и ухудшению отношений учеников и учителей.
Внеклассная работа развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отношения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Проблемы организации и проведения внеклассной работы достаточно широко рассматриваются в научнопедагогической и учебно-
методической литературе [6, 12, 15].
В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социальнопедагогической работы в школе, отмечаются сопряженность внеклассной работы с социальным пространством, возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Анализируются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы. Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе
Наше исследование проводилось в 1999-2006 годах на базе лицея №39, гимназии №38, МОУ №46 города Махачкалы и лицея №8, гимназии города Каспийска РД. Исследованием было охвачено 683 старшеклассника. Исследование показало, что наиболее эффективными формами внеклассной работы являются школьные политинформации, беседы, дискуссии, диспуты, читательские конференции, экскурсии, игры-викторины, конкурсы, лекции, семинары и др.
Школьные политинформации способствуют расширению идейнополитического кругозора учащихся, помогают им разобраться в событиях, происходящих как в России, так и за рубежом, выработать свое собственное чувство патриотизма, национальной гордости, интернационализма. В основном политинформация проводится один раз в неделю. К ее проведению предъявляются следующие педагогические требования:
При подготовке материала следует отобрать основные, наиболее актуальные события, показывающие политическую сущность происходящего. Предлагаемый материал должен быть доступен пониманию учащихся. Факты и события, обсуждаемые в ходе политинформации, должны иллюстрироваться жизненными примерами, понятными учащимся.
Психолого-педагогические науки •••
Методы проведения политинформации подбираются с учетом темы, возраста школьников.
Диспут - публичный спор на общественно важную тему, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Дискуссия - коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Учащиеся заблаговременно должны изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссия развивает умения рассуждать доказывать, формулировать проблему и т.д.
Конференция (читательская) -
коллективное обсуждение книг с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и выработки определенного к ним отношения.
Беседа - вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработка нравственных оценок.
Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается
29
не в результатах, а в самом процессе. Способствует самопознанию, психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. В ней дети отражают накопленный опыт, укрепляют и закрепляют свои представления о событиях и жизни. Еще А. С. Макаренко рассматривал игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей в коллективе. Игры должны быть отражены в плане воспитательной работы. Выбор игры определяется воспитательными задачами, возрастными особенностями детей и уровнем воспитанности класса.
Семинар - форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителей отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата.
Экскурсия - форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдение, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель, состав учащихся может меняться.
Учителям и классным руководителям нами был предложен примерный план проведения внеклассных мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.
Таблица
План проведения внеклассных мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся
Мероприятия Срок проведения Ответственный
Анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к патриотизму, гражданственности, дружбе народов, веротерпимости. Общий анализ анкет Сентябрь- октябрь (начало) Завуч по воспитательной работе. Классный руководитель. Вожатые
Родительское собрание на тему: «Воспитание детей в духе патриотизма, дружбы народов, гражданственности» Октябрь (конец) Классный руководитель
30
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2009
Классный час на тему: «Мира тебе, Дагестан, и дружбы!» Ноябрь Классный руководитель. Учащиеся
Читательская конференция на тему: «Книги писателей различных национальностей». Оформление выставки детской художественной литературы Декабрь Завуч по воспитательной работе. Классный руководитель. Библиотекарь. Родители. Учащиеся
Дискуссия на тему: «Российский Флаг, Герб, Гимн» Январь Завуч по воспитательной работе. Классный руководитель. Представитель из администрации города
Родительское собрание на тему: «Патриотическое и гражданское воспитание детей в вашей семье» (опыт семейного воспитания) Февраль Классный руководитель
Классный час на тему: «Люблю Отчизну я» Март Классный руководитель. Учащиеся
Конкурс патриотической песни. Его итогом является проведение «круглого стола» на тему: «Патриоты России» Апрель Завуч по воспитательной работе. Классный руководитель. Вожатые. Учащиеся
«Венок дружбы» - фестиваль народов Дагестана. Оформление красочных альбомов, стенгазет, видеоматериалов, выставок национальных костюмов народов Дагестана Май Завуч по воспитательной работе. Классный руководитель. Вожатые. Учащиеся
В ходе исследования были выявлены общие принципы организации внеклассной работы.
Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор форм и методов внеклассной работы. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы они видели, что то дело, которым они занимаются, нужно и полезно обществу. Важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.
Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех меро-
приятий решалась не только одна профильная задача, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.
При выборе содержания, организационных форм следует соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Определяя содержание внеклассной работы, необходимо исходить и из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, максимальное приближение патриотического воспитания к героико-патриотическим традициям родного края дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, связанных с проявлением трудового, гражданского, военноспортивного патриотизма, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки
Психолого-педагогические науки •••
на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Культурно-исторические знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта восприятия социально одобряемых отношений и решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностными подходами и ориентирами.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к кратко- и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с реальными историческими событиями в течение длительного срока с фиксацией их на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах.
Формирование патриотического сознания и поведения школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с историей, общественными явлениями, увидеть социально-региональные проблемы личностного проявления в обществе, в реальной жизни.
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в
31
общем деле. Такая деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная работа -способствует выявлению и развитию интересов и творческих интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. отчет работы кружка за год осуществляется в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так, интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучения истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы - секции, литературные, юного физика, химика, математика. Целью политических клубов может стать изучение молодежного движения за рубежом, истории политических учений и др. Распространенной формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историколитературные, природоведческие,
художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого организуются походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведется широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской
32
Известия ДГПУ, №2, 2009
деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с работой государственных музеев, которые должны оказывать школе научную и методическую помощь.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступает в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников - это рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечение детей и отбор наиболее талантливых. Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение луч-
шего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные, учащиеся передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
В формировании патриотического сознания, чувств и поведения школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на патриотические темы.
В сфере современного образования особенно велика роль внеклассной работы по воспитанию у учащихся чувств и сознания. Патриотическое воспитание является составной частью процесса внеклассной работы.
Воспитание идей патриотизма и дружбы народов, гражданственности требует использования определенных форм и методов организации и проведения внеклассной работы с учащимися общеобразовательных школ.
Правильность выбора форм и методов внеклассной работы обязательно предполагает выявление как ее положительных, так и отрицательных сторон.
Изучение и анализ состояния патриотического воспитания старшеклассников в ходе внеклассной работы в общеобразовательных школах позволили выявить основные недостатки, из-за которых воспитательное воздействие школы во многих случаях оказывается малоэффективным. К
Психолого-педагогические науки •••
таким недостаткам можно отнести следующее:
- отсутствие четкой целевой установки на воспитание таких высоконравственных качеств личности, как патриотизм, гражданственность у учащихся старшего школьного возраста в процессе внеклассной работы;
- недостаточно глубокое понимание учителями целей и задач патриотического воспитания во внеклассной работе;
- слабое владение учителем методикой патриотического воспитания во внеклассной работе.
Все эти недостатки выражаются в отсутствии четкой целевой установки при планировании учебной и внеклассной работы, что приводит к проведению повторяющихся из года в год одинаковых мероприятий.
Не менее распространенным является и такой недостаток, когда в погоне за многообразием форм и методов, внешней яркостью внеклассных мероприятий страдает их идейно-содержательная сторона, теряется чувство меры. На это в свое время указывала еще Н. К. Крупская. Она писала: «ничего нет вреднее, как превращение жизни детей в непрерывный ряд празднеств, выступлений и т.д.» [9. С. 124].
Правильный выбор тех или иных форм и методов внеклассной работы в патриотическом воспитании старшеклассников определяется целью воспитания, что особо подчеркивал А. С. Макаренко, когда писал, что «...педагоги-ческое средство должно выводиться первоначально из нашей общественной и политической цели» [11. С 102.].
Отсутствие четко продуманной системы внеклассной работы в патриотическом воспитании старшеклассников, органической связи ее с общешкольным планом способствует снижению эффективности воспитательных усилий педагогов. Организация такого воспитания без учета местных условий, специфики и свое-
33
образия школ с многонациональным составом учащихся ослабляет силу её влияния на личность.
Изучение и анализ реального воспитательного процесса, выявление уровня воспитанности как коллектива в целом, так и отдельных школьников показали, что патриотическое воспитание старшеклассников не всегда носит действенный характер, часто упускается из виду задача формирования нетерпимого отношения к различного рода проявлениям националистических пережитков. В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (№909 от 15. 07. 96г.) сказано, что «одним из основных принципов является запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Это требует от каждого школьника воспитания в себе «нетерпимости к национальной и расовой неприязни» [7. С. 117].
В школьной практике мы сталкивались с ребятами, которые проявляли уважение, дружелюбие к людям всех национальностей, но не замечали, проходили мимо фактов проявления национальной неприязни к детям какой-либо одной нации в своем классе или среде ближайшего окружения.
Слабое внимание родителей, общественности к решению вопросов патриотического воспитания старшеклассников, отсутствие целеустремленности в проводимой педагогической пропаганде также сужают и ослабляют воспитательное влияние школы в этом направлении. Учителя, классные руководители, завучи-организаторы, вожатые крайне нуждаются в пособиях по методике проведения такой работы в национальной школе. Роль учителя в этих условиях усложняется, приобретает иной характер. То, что это так, подтверждают и материалы изучения постановки работы патриотического воспитания старшеклассников в
34
Известия ДГПУ, №2, 2009
опытных школах гг. Махачкалы и Каспийска. Так, в частности, отвечая на вопрос «Какие затруднения Вы встретили в процессе этой работы?», 15,8% учителей указали на недостаток методической литературы, пособий, раскрывающих формы и методы данной работы. На вопрос «Ваши предложения по улучшению патриотического воспитания старшеклассников» директора, учителя школ, завучи-организаторы в первую очередь указали на необходимость методических разработок, программ, пособий по этому воспитанию. Вот, к примеру, одно из высказываний: «Нужно разрабатывать методические письма об организации патриотического воспитания школьников и разослать всем школам» (СШ №46 г. Махачкалы, завуч-организатор Ахмедова Бесханум Асланжиевна).
Изучение результатов патриотического воспитания старшеклассников в опытных школах показывает, что формирование такого качества, как патриотизм, возможно во взаимосвязи с формированием других качеств личности: чувства дружбы народов, гуманизма и коллективизма. Отдельные мероприятия, если даже они специально направлены на воспитание одного из названных качеств, но не вплетены в общую канву всей системы учебно-воспита-
тельной работы, такой задачи решить не могут. Целесообразно предельное и максимальное использование возможностей каждого учебного предмета в целях углубления представлений, понятий патриотизма у учащихся старшего возраста. В нашем исследовании мы придерживались ключевых понятий патриотического воспитания, представленных в фундаментальных трудах кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета [2, 3].
Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине -Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и за-
щищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам [2. С. 231].
Дружба народов Российской Федерации - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей [там же].
Патриотическое сознание - это отражение субъектом значимости своего Отечества и готовность предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов [2. С. 232].
Патриотическое воспитание не может быть эффективным без учета патриотического потенциала этнической культуры.
Сегодняшний Дагестан - динамично развивающаяся, политически стабильная, обладающая экономическим и интеллектуальным потенциалом республика, главное богатство в которой - межнациональный и гражданский мир, межконфессиональное согласие.
Дагестан - многонациональная республика, где проживают представители более ста народов России и зарубежных стран. Это суверенное, единое демократическое государство в составе Российской Федерации. Даже далекому от политики человеку ясно, как важны в этих условиях межнациональное согласие, дружеские отношения. В укреплении межнациональной дружбы важная роль отводится системе образования, позволяющей ребятам разных национальностей уже в школьном возрасте научиться жить вместе и гордиться
Психолого-педагогические науки
35
• ••
тем, что им выпало жить в таком большом, многонациональном доме. Мы четко понимаем, как важно, чтобы в процессе обучения молодые люди получили ясное представление о палитре национальных культур, об опыте их взаимодействия и взаимовлияния, осознали, что этническое многоцветье - отражение разнообразия путей развития человеческого общества.
В условиях Дагестана этническая культура закрепила наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступила хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью. Она имеет свои особенные формы существования, специфические способы сохранения и передачи последующим поколениям общечеловеческих ценностей. В силу этого она должна стать объектом изучения со стороны философов, культурологов, историков, этнографов и важнейшим средством духовно-нравственного и интернационально-патриотического воспитания подрастающих поколений.
Этническая культура имманентно содержит мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, чаяниями, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры дагестанцев является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус. Этим объясняется во многом небывалая устойчивость и неискоренимость народных традиций. Дагестанские народы веками жили в условиях непрекращающихся войн и столкновений, миграций и насильственных переселений, бедности и разрухи. Сама нестабильность экономических, политических и идеологических основ жизни приобрела для них традиционный характер, превратилась в специфику существования этносов и тем самым повлияла на этническую культуру в целом.
Этническая культура предлагает важнейшие нравственно-этические, эстетические и более всего интернационально-патриотические нормы и ценности, могущие служить регуляторами повседневного поведения, преданности народу, Родине и Отечеству. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась и их регламентирующая сила. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях, как долг и честь, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порядок, красота и безобразие, мужество, отвага, героизм и патриотизм и т.д. Новейшие ценности и нормы не сформировались, они во многом ещё размыты. Поэтому недопустимо списывать традиционные регуляторы патриотического поведения людей, содержащиеся в этнической культуре. Необходима теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит социальным установкам и служит фактором патриотизации общества. Здесь и именно здесь важнейшую роль играет не только учебная, но прежде всего внеклассная воспитательная работа, организуемая педагогическими коллективами, семьями и общественностью.
Некоторые радетели приоритета ценностей европейской цивилизации, понятых как общечеловеческие ценности, противопоставляют их этническим нормам жизни. При этом игнорируется тот факт, что общечеловеческие ценности существуют не сами по себе, а в этнических формах культуры. Модернизацию этнической
жизни не следует представлять как приобщение ко всему западному и отказ от традиционных форм. Общие ценности и ориентиры, которых доселе не было в устоявшихся формах,
36
Известия ДГПУ, №2, 2009
должны обрести этнически приемлемые очертания.
Этническая культура Дагестана многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические, героико-патриотические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д. Не последнее место в этнической культуре занимают традиционные формы и методы общественного воспитания человека. Одной из таких форм являются традиционные праздники. В основе многих традиционных праздников лежат благородные идеи свободы и справедливости, мира и дружбы, красоты и трудолюбия, жизнелюбия и коллективизма, интернационализма, патриотизма и преданности и т.д. Народные праздники и традиции человечности, взаимопомощи и взаимовыручки, спортивного, военного удальства, патриотизма всегда были важнейшими для дагестанского джамаата (народа). Традиции джамаата гармонично дополняются и развиваются родовыми, ту-хумными и семейными традициями верности дружбе, народу, Родине и Отечеству. Они были и остаются носителями многих ценностей, имеющих общечеловеческое признание, служат тем звеном, которое сближает и объединяет разных людей, разные тухумы, аулы, представителей различных национальностей и конфессий. Поэтому сегодня актуальна проблема возрождения забытых традиций, всяческой поддержки тех, которых придерживаются наши народы, воспитание учащихся на апробированных традициях и историко-
культурном опыте народов республики и России.
Традиционная народная культура и воплощенные в ней ценности позволяют человеку найти принципы оправдания жизни, помогают выстоять перед ударами судьбы, сохранить величие духа при всех социальных катастрофах и потрясениях. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает его в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий. Это та особенность народных традиций, которая позволяет каждому проявить свою инициативу, развивать свои способности и таланты на основе приобщения к особенному и общезначимому, существующим в этнических формах. Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. В них очерчены контуры общей дороги дагестанских народов. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет любому найти свою тропу в жизни, оставить свой след в истории и памяти народа.
Знакомство с культурой рядом живущего народа помогает расширению кругозор личности, способствует вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процессе нравственного, духовного развития человека, и в первую очередь - юного.
Несмотря на происходившие в образовании России изменения, направленные на подрыв сложившейся целостной системы патриотического воспитания, школы Республики Дагестан сумели сохранить свои вековые традиции воспитания патриотизма и дружбы народов у учащихся во внеклассной работе.
Психолого-педагогические науки
37
• ••
Анализ состояния патриотического воспитания старшеклассников в школах г. Махачкалы и Каспийска Республики Дагестан показывает, что 67% школ имеют коллективы, в которых учатся представители от 2 до 10 национальностей; 58% учительских коллективов обследованных школ состоят из представителей различных национальностей (от 2 до 11). На формирование патриотического поведения старшеклассников накладывает отпечаток национально-особенное каждого этноса, своеобразие традиций, обычаев и тех черт характера, которые складывались на протяжении всей истории данного народа. Более того, исследование показывает, что совместная жизнь и учеба с детьми различных национальностей, наличие общедагестанского второго родного языка, каким стал для дагестанцев русский язык, обусловливают взаимообогащение и взаимопроникновение родственных народных традиций, нравов, психики, обычаев, культур, что и ускоряет процесс формирования у учащихся многонациональных школ общедагестанского патриотического самосознания. Практика исследуемых школ подтверждает, что залогом успеха патриотического воспитания является широкое знакомство старшеклассников с культурой, бытом различных национальностей нашей страны, и в первую очередь тех, с которыми они непосредственно общаются.
Наше исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Примечания
Важнейшим условием оптимизации патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе, организуемой в школах многонациональных регионов, является комплексный подход, учитывающий культурно-историческое наследие народов Дагестана и всей России.
Наиболее эффективными формами и методами внеклассной работы по патриотическому воспитанию старшеклассников были и остаются политинформации, чтение и анализ художественной литературы, литературные вечера, читательские конференции, диспуты, дискуссии, беседы, лекции. Их следует возродить с максимальным учетом культуры и традиций народов региона и всей нашей многонациональной страны.
Наиболее эффективных результатов по формированию у учащихся патриотического сознания, чувств и поведения можно достичь в школьном краеведении, где каждый школьник на своем опыте убеждается в том, что патриотизм и дружба народов - это важнейшие духовнонравственные ценности и овладение ими - первейшая задача каждого гражданина.
Целенаправленная педагогическая работа с родителями старшеклассников имеет преимущество: формирует главную естественную среду, в которой исстари складываются первичные истоки патриотизма и интернационализма, воспитываются духовно и нравственно зрелые юные граждане нашей великой Родины - России.
1. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе. Дис... канд. пед. наук. Махачкала, 2002. 179 с. 2. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с. 3. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Москва, 1999. 232 с. 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» // Сборник законодательства РФ. 2005. №6. 5. Закарьяева С.З. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях: Дис... канд. пед. наук. Махачкала, 2005. 298 с. 6. Колечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа сучащимися. М., 1987. 76с. 7. Концепция государственной национальной политики РФ. Указ Президента РФ (№909 от 15.07.96 г.) // Собрание законода-
38
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2009
тельства РФ. М., 1996. №25. 8. Кофиаспирова Г.М., Кофиаспиров А.Ю. Педагогический словарь высших и средних педагогических заведений. М., 2001. 131 с. 9. Крупская Н.К. Собрание сочинений в V т. М., 1966. 10. Магомедова А.С. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры. Автореф. дис... канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 24 с. 11. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1976. 128 с. 12. Мальковская П.Н. Социальная активность старшеклассников. М.,1988. 136 с. 13. Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень Министерства образования РФ. М., 2000. №11. 14. Омаров О.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной символики РФ. Дис... канд. пед. наук. Махачкала, 2007. 203 с. 15. ХарчевА.Г. Социология воспитания // Проблемы воспитания личности. М., 1990. 86 с.
Статья поступила в редакцию 13.05.2009 г.