Библиографический список
1. Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов : нейролингвистическое программирование [Текст] / Л. Москвина. — Саратов : Науч. книга, 1996. — 336 с.
2. Добрынина, Е. Рюмка за маму, рюмка за папу [Текст] / Е. Добрынина // Рос. газ. — 2011. — № 216. — С. 11.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480.
4. Костенко, И. Ю. Исследование физического здоровья студентов Южноуральского энергетического техникума [Электронный ресурс] / И. Ю. Костенко, Н. А. Гаранина // Междунар. науч.-практ. конф. «Наука сегодня : теоретические и практические аспекты». — М. : Перо, 2015. — 615 с.
5. Петров, Н. Я. Физическое воспитание студентов и учащихся [Текст] / Н. Я. Петров, В. Я. Соколова. — Минск, 2008.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/news/47173.
УДК 372.016 А. П. Пашнина, преподаватель Челябинского
дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при изучении учебной дисциплины «История Отечества». Рассматриваются приемы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности: урок-экскурсия, урок мужества, час памяти, проектная деятельность и др.
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, патриотизм, формы работы по духовно-нравственному воспитанию.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. В концепции государственных стандартов общего образования второго поколения отмечаются следующие характеристики выпускников XXI столетия:
- патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины;
- уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
- креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
- осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность [1].
Одним из главных направлений в организации и осуществлении воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания студентов. Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие обучающимся понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у обучающихся собственной позиции по отношению к тем или иным историческим и политическим событиям [2].
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития.
Какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современных подростков? Прежде всего честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим, толерантность [3].
С целью воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся применяю такие формы работы, как: проведение уроков-экскурсий, уроков мужества, уроков «Час памяти», написание творческих работ.
Уроки-экскурсии.
В последние годы в преподавании истории шире стала применять учебные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления студентов об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры, знакомят с историей родного края, помогают погрузиться в историческую эпоху. Чаще такую форму использую при изучении нового материала или на повторитель-но-обобщающих уроках. На протяжении многих лет сотрудничаю с Челябинской областной универсальной научной библиотекой (ЧОУНБ), краеведческим музеем, музеем ЧТЗ. Например, во время проведения урока-экскурсии «Ленинградцы, дети мои. Ленинградцы — гордость моя», посвященного снятию блокады Ленинграда (ЧОУНБ), студенты познакомились с выставкой литературы «900 дней мужества». Нашему вниманию были представлены интерактивные презентации «Блокадный хлеб», «Жила, была» (по книге Ильи Миксона о Тане Савичевой и ее блокадном дневнике). Студентов взволновал рассказ о блокадном «хлебе», о ленинградском трамвае и о любви к животным в блокадном городе, в котором прогнозы на жизнь даже для людей были неблагоприятны, о дороге жизни и о золотых куполах Исаакиевского собора.
Заключительным аккордом стала песня на стихи Осипа Мандельштама «Ленинград», которую исполнила библиотекарь отдела обслуживания Юлия Пласкина.
Еще один пример — урок-экскурсия «Ядерный щит России» (краеведческий музей). Благодаря представленным на выставке экспонатам студенты познакомились с историей создания атомной промышленности на Южном Урале и смогли погрузиться в историческую эпоху.
Впечатлил студентов урок-экскурсия «Тан-коград: судьбы людей и машин» (ЧОУНБ). В августе 2016 г. депутаты Законодательного собрания Челябинской области единогласно проголосовали за введение памятной даты «День героев Танкограда» и установление ее на 6 октября. Материалы выставки отражают лишь одну из страниц Великой Отечественной войны — работу тружеников тыла, которые внесли весомый вклад в Победу над фашистской Гер -манией. Студенты получили уникальную возможность пообщаться с живыми свидетелями истории, с людьми, которые в глубоком тылу ковали победу над врагом.
Уроки мужества.
Как правило, подобные уроки приурочены к дням воинской славы. Так, например, было проведено занятие «23 февраля — день воинской славы России». Эти уроки позволяют достичь таких целей, как воспитание чувства любви к историческому прошлому, чувства гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к защитникам Отечества. Студенты принимали самое активное участие в подготовке данного мероприятия, они создали ряд презентаций [«Мое Отечество — Россия» (история праздника); о родственниках, служивших в Вооруженных силах (Советская армия и Российская армия), и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; о выпускниках ЧДСТ, служивших в горячих точках)], выступления на уроке и др. В рамках данного урока для будущих защитников Отечества была проведена викторина «Служит Родине солдат».
Еще один пример — урок «Час памяти» под названием «Трудовые резервы Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 75-летию создания системы государственных трудовых резервов. Формирование гражданского самосознания, воспитание патриотизма, уважения к участникам этих событий, развитие интереса к истории родного края — это те цели, которые были достигнуты благодаря проведенному уроку. Урок «Час памяти» состоит из трех частей: «Создание системы государственных трудовых резервов», «Самоотверженный труд учащихся системы трудовых
резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Ратные подвиги воспитанников трудовых резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию включает различ-
Примерный план
ные формы работы: проведение предметных недель, исследовательскую работу, проектную деятельность, организацию праздников, встреч, участие в конкурсах.
Предметные недели.
Примерный план такой недели представлен в следующей таблице.
Таблица 1
редметной недели
№ Мероприятия Дата
1 Конкурс творческих работ «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В течение недели
2 Викторина «Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» В течение недели
3 Устный журнал «Мы помним, мы гордимся»: - «Женщинам войны посвящается»; - «Города-герои»; - «Города воинской славы»; - «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»; - «Южноуральцы — Герои Советского Союза» В течение недели
4 Тестирование «Юбилейные даты истории 2016 г.» 5 мая
5 Экскурсия в музей ЧТЗ «Танкоград» 13 мая
6 Челябинская областная универсальная научная библиотека. Экскурсия по информационно-документальной выставке «Чернобыль — взгляд сквозь время» 12 мая
7 Просмотр художественного фильма «Офицеры» В течение недели
Организация праздников.
В целях формирования уважительного отношения к семье, любви к матери, воспитания чувства ответственности за порученное дело, развития коммуникативных компетенций у обучающихся проводится внеклассное мероприятие «Мама — первое слово...», посвященное Дню матери. История праздника, стихотворения о маме, просмотр видеоролика, презентация о мамах студентов, особенности Дня матери в России — все это в центре внимания данного мероприятия.
Организация встреч (Челябинская областная универсальная научная библиотека).
В Челябинской областной универсальной научной библиотеке в преддверии 70-летия Великой Победы военно-патриотическое общество «Сварог»1 проводило встречи с молодежью, на которых рассказывало о деятельности своего
1 На Южном Урале действует 25 поисковых отрядов, среди них — поисковый отряд «Сварог», созданный на базе Челябинской государственной агроинженерной академии. Возглавляет отряд А. Ю. Шарпилов. Ежегодно отряд отправляется в экспедиции в места ожесточенных боев, проходивших во время Великой Отечественной войны на Синявских высотах в Ленинградской области, — сотни южноуральцев не вернулись из этих боев. После таких встреч всегда есть желающие принять участие в работе поискового отряда.
поискового отряда. Одна из таких встреч состоялась 2 апреля 2015 г., на ней командир поискового отряда «Сварог» А. Ю. Шарпилов пообщался со студентами нашего техникума.
Исследовательская деятельность.
Студенты нашего техникума принимают активное участие в исследовательской деятельности. Темы, выбираемые обучающимися для исследования, часто носят патриотический характер. Среди них, например, «Ветераны ЧДСТ — участники и очевидцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Изучение боевого и трудового пути участников и очевидцев Великой Отечественной войны— ветеранов Челябинского дорожно-строительного техникума позволяет проникнуться более глубо -ким уважением к тем, кто ковал Победу в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, информация, полученная в процессе поисковой деятельности, способствует формированию личностного отношения к военным и послевоенным событиям, уважения к поколению, внесшему свой вклад в защиту Отечества в военные годы и в восстановление страны после войны.
Проектная деятельность.
В 2015 г. в техникуме проводилась большая работа, приуроченная к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг. Небезынтересны в этом плане проекты о родственниках — участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Участие в конкурсах.
Результатом нашей работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках истории и во внеурочное время стало участие в конкурсах разного уровня. С одной стороны, это позволяет отследить уровень подготовки студентов по преподаваемым дисциплинам, с другой — это развитие интереса к истории своего Отечества, формирование неравнодушного отношения к прошлому.
Библиографический список
Таким образом, отмечу, что в уроках истории заключены широкие возможности для духовно-нравственного воспитания. Считаю, что используемые формы работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках и во внеурочное время способствуют воспитанию граждан и патриотов России, людей активных и толерантных, которые будут гордиться своей Родиной, приумножать ее славу.
Воспитать человека нравственного — задача сложная, но она достижима при условии совместной работы всех педагогов учебного заведения, семьи и общества.
1. Ахметшина, Р. Т. Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории [Электронный ресурс] / Р. Т. Ахметшина. — Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=164594.
2. Зенченко, Е. В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время [Текст] / Е. В. Зенченко // Эксперимент и инновации в школе. — 2015. — № 2. — с. 20-23.
3. Медведева, Е. А. Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории [Электронный ресурс] / Е. А. Медведева. — Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/514031.
УДК 316.6/377 Е. Н. Подшивалова, зам. директора
Первомайского техникума промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., Коркинский р-н, пос. Первомайский, e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ» И «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ»
ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» признан инновационной площадкой по реализации проекта по теме «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации». Инновационная деятельность построена на внедрении в организацию воспитательного процесса методик профессора С. Г. Молчанова с целью определения дельты прироста позитивной социализованности обучающихся.
Ключевые слова: общие компетенции, социализация, социализованность, социально-личностные качества, позитивные социальные качества, методика.
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО — 3) основывается на компетентностном подходе, и представленные
в нем общие (общекультурные) и профессиональные компетенции рассматриваются как результат освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Анализ научных исследований по проблеме компетентностного подхода позволяет определить понимание компетенции как «знание в действии» [1]. С учетом актуальности проблем