Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках истории и во внеурочное время'

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках истории и во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1378
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ / FORMS OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашнина А.П.

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при изучении учебной дисциплины «История Отечества». Рассматриваются приемы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности: урок-экскурсия, урок мужества, час памяти, проектная деятельность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS'' MORAL QUALITIES DURING THE LESSONS OF HISTORY AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The paper analyses the work experience in students’ moral education while studying the subject ‘Native land history’ Innovative Development of Vocational Education and Training The paper outlines the work methods during studies and extra-curricular activities: lesson-excursion, lesson of courage, memory hour, project activity etc.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках истории и во внеурочное время»

Библиографический список

1. Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов : нейролингвистическое программирование [Текст] / Л. Москвина. — Саратов : Науч. книга, 1996. — 336 с.

2. Добрынина, Е. Рюмка за маму, рюмка за папу [Текст] / Е. Добрынина // Рос. газ. — 2011. — № 216. — С. 11.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480.

4. Костенко, И. Ю. Исследование физического здоровья студентов Южноуральского энергетического техникума [Электронный ресурс] / И. Ю. Костенко, Н. А. Гаранина // Междунар. науч.-практ. конф. «Наука сегодня : теоретические и практические аспекты». — М. : Перо, 2015. — 615 с.

5. Петров, Н. Я. Физическое воспитание студентов и учащихся [Текст] / Н. Я. Петров, В. Я. Соколова. — Минск, 2008.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/news/47173.

УДК 372.016 А. П. Пашнина, преподаватель Челябинского

дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: 79080584779@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при изучении учебной дисциплины «История Отечества». Рассматриваются приемы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности: урок-экскурсия, урок мужества, час памяти, проектная деятельность и др.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества, патриотизм, формы работы по духовно-нравственному воспитанию.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. В концепции государственных стандартов общего образования второго поколения отмечаются следующие характеристики выпускников XXI столетия:

- патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины;

- уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

- креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

- уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

- осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность [1].

Одним из главных направлений в организации и осуществлении воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания студентов. Его средствами решаются следующие задачи:

- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

- воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

- привитие обучающимся понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

- формирование у обучающихся собственной позиции по отношению к тем или иным историческим и политическим событиям [2].

Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития.

Какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современных подростков? Прежде всего честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим, толерантность [3].

С целью воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся применяю такие формы работы, как: проведение уроков-экскурсий, уроков мужества, уроков «Час памяти», написание творческих работ.

Уроки-экскурсии.

В последние годы в преподавании истории шире стала применять учебные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления студентов об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры, знакомят с историей родного края, помогают погрузиться в историческую эпоху. Чаще такую форму использую при изучении нового материала или на повторитель-но-обобщающих уроках. На протяжении многих лет сотрудничаю с Челябинской областной универсальной научной библиотекой (ЧОУНБ), краеведческим музеем, музеем ЧТЗ. Например, во время проведения урока-экскурсии «Ленинградцы, дети мои. Ленинградцы — гордость моя», посвященного снятию блокады Ленинграда (ЧОУНБ), студенты познакомились с выставкой литературы «900 дней мужества». Нашему вниманию были представлены интерактивные презентации «Блокадный хлеб», «Жила, была» (по книге Ильи Миксона о Тане Савичевой и ее блокадном дневнике). Студентов взволновал рассказ о блокадном «хлебе», о ленинградском трамвае и о любви к животным в блокадном городе, в котором прогнозы на жизнь даже для людей были неблагоприятны, о дороге жизни и о золотых куполах Исаакиевского собора.

Заключительным аккордом стала песня на стихи Осипа Мандельштама «Ленинград», которую исполнила библиотекарь отдела обслуживания Юлия Пласкина.

Еще один пример — урок-экскурсия «Ядерный щит России» (краеведческий музей). Благодаря представленным на выставке экспонатам студенты познакомились с историей создания атомной промышленности на Южном Урале и смогли погрузиться в историческую эпоху.

Впечатлил студентов урок-экскурсия «Тан-коград: судьбы людей и машин» (ЧОУНБ). В августе 2016 г. депутаты Законодательного собрания Челябинской области единогласно проголосовали за введение памятной даты «День героев Танкограда» и установление ее на 6 октября. Материалы выставки отражают лишь одну из страниц Великой Отечественной войны — работу тружеников тыла, которые внесли весомый вклад в Победу над фашистской Гер -манией. Студенты получили уникальную возможность пообщаться с живыми свидетелями истории, с людьми, которые в глубоком тылу ковали победу над врагом.

Уроки мужества.

Как правило, подобные уроки приурочены к дням воинской славы. Так, например, было проведено занятие «23 февраля — день воинской славы России». Эти уроки позволяют достичь таких целей, как воспитание чувства любви к историческому прошлому, чувства гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к защитникам Отечества. Студенты принимали самое активное участие в подготовке данного мероприятия, они создали ряд презентаций [«Мое Отечество — Россия» (история праздника); о родственниках, служивших в Вооруженных силах (Советская армия и Российская армия), и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; о выпускниках ЧДСТ, служивших в горячих точках)], выступления на уроке и др. В рамках данного урока для будущих защитников Отечества была проведена викторина «Служит Родине солдат».

Еще один пример — урок «Час памяти» под названием «Трудовые резервы Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 75-летию создания системы государственных трудовых резервов. Формирование гражданского самосознания, воспитание патриотизма, уважения к участникам этих событий, развитие интереса к истории родного края — это те цели, которые были достигнуты благодаря проведенному уроку. Урок «Час памяти» состоит из трех частей: «Создание системы государственных трудовых резервов», «Самоотверженный труд учащихся системы трудовых

резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Ратные подвиги воспитанников трудовых резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию включает различ-

Примерный план

ные формы работы: проведение предметных недель, исследовательскую работу, проектную деятельность, организацию праздников, встреч, участие в конкурсах.

Предметные недели.

Примерный план такой недели представлен в следующей таблице.

Таблица 1

редметной недели

№ Мероприятия Дата

1 Конкурс творческих работ «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В течение недели

2 Викторина «Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» В течение недели

3 Устный журнал «Мы помним, мы гордимся»: - «Женщинам войны посвящается»; - «Города-герои»; - «Города воинской славы»; - «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»; - «Южноуральцы — Герои Советского Союза» В течение недели

4 Тестирование «Юбилейные даты истории 2016 г.» 5 мая

5 Экскурсия в музей ЧТЗ «Танкоград» 13 мая

6 Челябинская областная универсальная научная библиотека. Экскурсия по информационно-документальной выставке «Чернобыль — взгляд сквозь время» 12 мая

7 Просмотр художественного фильма «Офицеры» В течение недели

Организация праздников.

В целях формирования уважительного отношения к семье, любви к матери, воспитания чувства ответственности за порученное дело, развития коммуникативных компетенций у обучающихся проводится внеклассное мероприятие «Мама — первое слово...», посвященное Дню матери. История праздника, стихотворения о маме, просмотр видеоролика, презентация о мамах студентов, особенности Дня матери в России — все это в центре внимания данного мероприятия.

Организация встреч (Челябинская областная универсальная научная библиотека).

В Челябинской областной универсальной научной библиотеке в преддверии 70-летия Великой Победы военно-патриотическое общество «Сварог»1 проводило встречи с молодежью, на которых рассказывало о деятельности своего

1 На Южном Урале действует 25 поисковых отрядов, среди них — поисковый отряд «Сварог», созданный на базе Челябинской государственной агроинженерной академии. Возглавляет отряд А. Ю. Шарпилов. Ежегодно отряд отправляется в экспедиции в места ожесточенных боев, проходивших во время Великой Отечественной войны на Синявских высотах в Ленинградской области, — сотни южноуральцев не вернулись из этих боев. После таких встреч всегда есть желающие принять участие в работе поискового отряда.

поискового отряда. Одна из таких встреч состоялась 2 апреля 2015 г., на ней командир поискового отряда «Сварог» А. Ю. Шарпилов пообщался со студентами нашего техникума.

Исследовательская деятельность.

Студенты нашего техникума принимают активное участие в исследовательской деятельности. Темы, выбираемые обучающимися для исследования, часто носят патриотический характер. Среди них, например, «Ветераны ЧДСТ — участники и очевидцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Изучение боевого и трудового пути участников и очевидцев Великой Отечественной войны— ветеранов Челябинского дорожно-строительного техникума позволяет проникнуться более глубо -ким уважением к тем, кто ковал Победу в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, информация, полученная в процессе поисковой деятельности, способствует формированию личностного отношения к военным и послевоенным событиям, уважения к поколению, внесшему свой вклад в защиту Отечества в военные годы и в восстановление страны после войны.

Проектная деятельность.

В 2015 г. в техникуме проводилась большая работа, приуроченная к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной

войне 1941-1945 гг. Небезынтересны в этом плане проекты о родственниках — участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Участие в конкурсах.

Результатом нашей работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках истории и во внеурочное время стало участие в конкурсах разного уровня. С одной стороны, это позволяет отследить уровень подготовки студентов по преподаваемым дисциплинам, с другой — это развитие интереса к истории своего Отечества, формирование неравнодушного отношения к прошлому.

Библиографический список

Таким образом, отмечу, что в уроках истории заключены широкие возможности для духовно-нравственного воспитания. Считаю, что используемые формы работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках и во внеурочное время способствуют воспитанию граждан и патриотов России, людей активных и толерантных, которые будут гордиться своей Родиной, приумножать ее славу.

Воспитать человека нравственного — задача сложная, но она достижима при условии совместной работы всех педагогов учебного заведения, семьи и общества.

1. Ахметшина, Р. Т. Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории [Электронный ресурс] / Р. Т. Ахметшина. — Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=164594.

2. Зенченко, Е. В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время [Текст] / Е. В. Зенченко // Эксперимент и инновации в школе. — 2015. — № 2. — с. 20-23.

3. Медведева, Е. А. Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории [Электронный ресурс] / Е. А. Медведева. — Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/514031.

УДК 316.6/377 Е. Н. Подшивалова, зам. директора

Первомайского техникума промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., Коркинский р-н, пос. Первомайский, e-mail: pervomaika_tehnikum@mail.ru

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ» И «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ»

ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» признан инновационной площадкой по реализации проекта по теме «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации». Инновационная деятельность построена на внедрении в организацию воспитательного процесса методик профессора С. Г. Молчанова с целью определения дельты прироста позитивной социализованности обучающихся.

Ключевые слова: общие компетенции, социализация, социализованность, социально-личностные качества, позитивные социальные качества, методика.

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО — 3) основывается на компетентностном подходе, и представленные

в нем общие (общекультурные) и профессиональные компетенции рассматриваются как результат освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Анализ научных исследований по проблеме компетентностного подхода позволяет определить понимание компетенции как «знание в действии» [1]. С учетом актуальности проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.