Научная статья на тему 'Современные методы развития познавательной активности студентов вуза'

Современные методы развития познавательной активности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1454
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Гриценко Дмитрий Иванович

В статье авторы обращаются к рассмотрению современных методов развития познавательной активности студентов в высшей школе. Дается определение познавательной активности. Выделены этапы познавательной учебной деятельности студентов. Определены современные методы развития познавательной активности. По мнению авторов, целесообразно применение определенных приемов развития познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY STUDENTS

The authors refer to the consideration of the development of modern methods of cognitive activity of students in higher education. Provides a definition of cognitive activity. Stages of cognitive learning activities of students. According to the authors, it is expedient to use certain techniques of cognitive activity, as well as defined the modern methods of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Современные методы развития познавательной активности студентов вуза»

УДК 37.012

С.Н. КАЗНАЧЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] Д.И. ГРИЦЕНКО, доцент Вольского филиала Военной Академии Тыла и Транспорта ФГКВОУ ВПО «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В.Хрулёва» министерства обороны РФ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

S.N. Kaznacheeva, D.I. Gritsenko

MODERN METHODS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY STUDENTS

В статье авторы обращаются к рассмотрению современных методов развития познавательной активности студентов в высшей школе. Дается определение познавательной активности. Выделены этапы познавательной учебной деятельности студентов. Определены современные методы развития познавательной активности. По мнению авторов, целесообразно применение определенных приемов развития познавательной активности. Ключевые слова: познавательная активность, развитие познавательной активности, современные методы развития познавательной активности

The authors refer to the consideration of the development of modern methods of cognitive activity of students in higher education. Provides a definition of cognitive activity. Stages of cognitive learning activities of students. According to the authors, it is expedient to use certain techniques of cognitive activity, as well as defined the modern methods of cognitive activity. Keywords: cognitive activity, the development of cognitive activity, modern methods of cognitive activity

Концепция модернизации российского образования обозначает новое качество образования как ориентацию образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций [7].

Познавательная активность выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями профессиональной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Образовательный процесс рассматривается как управляемая система, в которой осуществляется познавательная активность студента и формируется учебно-операциональная, проектировочная и организаторская самостоятельность.

Проблема познавательной активности рассматривается в трудах отечественных философов (М.К. Мамардашвили и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.), педагогов (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, И.Я Лернер, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др.).

В психологии под активностью понимается «способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении ...» [13, с. 15].

Активность студентов, как правило, проявляется в их отношении к познавательной деятельности. Кроме того, активность выступает как один из важнейших результатов процесса обучения, это еще своего рода «пусковой механизм». В качестве

«пускового механизма» активность - это проявление всех сторон личности обучающегося: это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка на разрешение познавательных противоречий. В качестве конечного результата этого процесса активность выступает как устойчивая потребность, сформировавшийся интерес к определенной области знаний и деятельности, как способность и стремление к самообразованию и саморазвитию, как, наконец, навыки самоорганизации личности в процессе ее жизнедеятельности. Считается, что принципиальное отличие активности от деятельности состоит в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность из потребности в самостоятельной деятельности.

По словам П.И. Пидкасистого, познавательная деятельность - это процесс, в ходе которого «ученик «присваивает» ... отчужденные научные знания, которые первоначально выступали в его деятельности как объект познания. Став же достоянием ученика, это знание в его последующей познавательной деятельности выступает в сознании школьника, с одной стороны, уже как предмет его познавательной деятельности, с другой — как ее результат» [12, с. 13].

При всей своей многоплановости исследований познавательной активности можно выделить два основных направления:

- познавательная активность как деятельность;

- познавательная активность как черта, качество личности.

Наиболее глубокий анализ понятия «познавательная активность» был дан Л.П. Аристовой. Она рассматривает познавательную активность как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам. По мнению автора, без данного отношения действия обучаемого не могут быть активными [1].

Как известно, потребность возникает в процессе деятельности, активность - в процессе ее удовлетворения. Такую связь можно отобразить схемой следующего вида:

потребность - деятельность - активность.

Таким образом, под познавательной активностью понимается целенаправленное сложное образование личности, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.), объективных (окружающие условия, личность преподавателя, методы и приемы обучения).

Исследование показало, что в познавательной активности человека интегрированы два начала: природное, характеризующее человека как «творца в задатке», и культурное, которое свидетельствует о возможности целенаправленного развития этого качества в процессе образования личности, а также познавательная активность развивается у человека в течение всей его жизни и может изменяться в связи с переориентацией жизненных планов и установок личности, способствует подготовке к инновационной деятельности [3].

Исследование позволило выделить следующие этапы развития познавательной активности:

- постановка проблемной ситуации (знакомство студентов с ситуацией, ее анализ, выделение и осознание противоречий);

- создание и обоснование модели по разрешению проблемной ситуации (разрешение возникшей проблемы на основе имеющихся у них знаний, построение теоретической модели исследуемой проблемы);

- реализация созданной модели (уточнение и корректировка принятого решения);

- анализ (оценка результатов решения проблемы);

- рефлексия (осознание практического действия).

К современным методам развития познавательной активности можно отности:

1. Использование мульмимедийных средств. Эти средства активизируют эмоционально-личное отношение к изучаемому материалу, способствуют формированию профессионального мышления будущих специалистов. Видеокейс способствует погружанию

участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей профессиональной деятельности, повышению эффективности усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации, повышению эмоциональной вовлеченности участников занятия в процесс обучения, повышает групповую динамику, адаптации практических ситуаций к существующим программам обучения за счет конкретности и краткости видеокейсов, формированию практических навыков непосредственно в учебной аудитории, переносу акцента обучения с передачи сухих знаний на выработку конкретных навыков и компетенций, сделать занятие нескучным для его участников, усиление роли студента в учебном процессе, предоставив ему поле для творчества [9].

2. Использование кейс-метода, который являясь интерактивным методом обучения, завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Данный метод используется при обучении таких дисциплин, как экономика, менеджмент, управление персоналом. Кейс отличается от проблемной ситуации тем, что он не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс-метод развивает следующие навыки:

- аналитические навыки (умение выделять существенную и несущественную информацию, анализ, поиск и представление информации);

- практические навыки (формирование на практике навыков использования теории, методов и принципов);

- творческие навыки;

- коммуникативные и социальные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);

- самоанализ (анализ мнения других и своего собственного).

3. Разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Информационные технологии помогают найти естественный путь превращения обучающихся в активных участников учебного процесса.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимается совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий.

ЭОР классифицируются следующим образом:

- демонстрационные (позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом);

- тренинговые (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);

- диагностирующие и тестирующие (оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития);

- контролирующие (автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом);

- экспертные (управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи);

- коммуникативные (обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса).

- вычислительные (автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях).

- сервисные (обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере).

- досуговые (компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых).

Таким образом, предлагаемые методы развития познавательной активности дают обучающемуся:

• опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

• развитие личностной рефлексии;

• развитие толерантности;

• освоение нового опыта учебного взаимодействия.

Грамотное использование современных методов развития познавательной активности позволит влиять на потребности и мотивы учебной деятельности, а активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.

Литература

1. Аристова, Л.П. Активность учения школьников [Текст] / Л.П. Аристова. - М.: Просвещение, 1968. - 192 с..

2. Байкова, Л. Передать студентам науку, а не только знания [Текст] / Л.Байкова// Альма-матер. - 2004. - № 2. - С.49-50.

3. Горшкова, О.О. Формирование познавательной активности студентов технических вузов как средство подготовки к инновационной деятельности [Текст] / О.О. Горшкова //Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7 - С. 71-74 .

4. Джамирзе, Н. К. Творческая активность как условие саморазвития студентов в образовательном пространстве вуза [Текст] / Н.К. Джамирзе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4. - С. 85-87.

5. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования [Текст] /А. Дорофеев //Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С.30-34.

6. Евстафьев, В. Об активизации познавательного процесса в условиях военного учебного заведения [Текст] / В. Евстафьев, Ф. Мельченко // Вестник высш.школы. - 2002. -№ 5. - С.51-52.

7. Концепция модернизации российского образования [Электронный носитель] -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110982/

8. Кочетовская, Е. В. Субъектная активность студентов как показатель эффективности организации учебного процесса [Текст] / Е.В. Кочетовская // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 7. - С. 92-93.

9. Красовская, Н.Н. Формирование познавательной активности студентов в условиях инновационного обучения в системе университетского образовании (на примере специальности «Социальная работа») [Электронный носитель] / Н.Н. Красовская, Т.В. Тратинко - http://gisap.eu/ru/node/719

10. Крючков, О. В. Сущностные и содержательные аспекты формирования познавательного интереса у студентов вузов в ходе преподавания гуманитарных дисциплин [Текст] / О.В. Крючков // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 4 (44). - С. 3238.

11. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей [Текст] / Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 112-115.

12. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. [Текст] / П.И. Пидкасистый // - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

13. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

14. Садыкова, Л. В. Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике [Текст] / Л. В. Садыкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 163-169.

15. Соколов, А.В., Разнообразие в учебе стимулирует познавательную активность [Текст] / А.В. Соколов // Специалист. - 2002. - № 12. - с.23-24.

16. Тимофеева, Е. В. Технология формирования познавательной активности учащихся и студентов [Текст] / Е.В. Тимофеева // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - N 1. - С. 121-126.

17. Титаренко, С.А. Пути и средства повышения познавательной активности студентов на уроках специальных дисциплин [Электронный носитель] / С.А. Титеренко -http://msk.ito.edu.ru/2012/section/173/95334/

18. Хайнацкая, И.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов [Текст] / И.Ф. Хайнацкая, Г.П. Кубасова // Специалист. - 2002. - № 11. - С.26-27.

19. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

20. Щукина, Г.И., Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

21. Якиманская, И.С., Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

© Казначеева С.Н., Гриценко Д.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.