РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СЕНЕГАЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ
М. Ндяй
Кафедра русского языка Дакарский университет UCAD/FASTEF
пр-т Хабиба Бургибы, Дакар, Сенегал
В настоящее время одним из требований к уроку русского языка является формирование личности, стремление проникнуть в познавательный интерес учащихся. Содержание учебного материала, предлагаемого учащимся, в значительной мере определяет метод обучения. Поэтому формирование интереса к изучению русского языка зависит от того, насколько удается преподавателю организовать активную учебно-познавательную деятельность, как на уроке, так и вне его, в условиях отсутствия русской языковой среды.
Ключевые слова: познавательный интерес, учащиеся, русский язык, сенегальская аудитория.
Проблема активизации деятельности учащихся находится в тесной связи с развитием их познавательных интересов. Показателей познавательного интереса несколько. «Познавательные интересы учащихся как условие и результат успешного обучения русскому языку — это творческая активность и самостоятельность ученика, выражающиеся в стремлении самостоятельно включиться в учебный процесс, это стремление преодолеть интеллектуальные трудности в условиях проблемной ситуации, когда ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, получает из материала новую информацию, которая характеризуется активностью» [1. С. 736].
Преподаватель должен пробуждать, направлять и формировать познавательные интересы с тем, чтобы они в учебном процессе выступали как влиятельный мотив учения. Для формирования познавательных интересов учащихся основное значение имеют содержание учебного материала и организация учебной деятельности.
Как отмечает Г.И. Щукина, «познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями» [5. С. 251].
Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива — внутреннего побуждения к деятельности учащихся в общей структуре мотивации познавательной деятельности; он ранее всего осознается учащимися. Этот интерес в большей мере формируется в учебно-познавательной деятельности. Многие исследователи (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, В.С. Мерлин, Ю.К. Бабанский и др.) рассматривают познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями, умениями и навыками. В учебнопознавательной деятельности интерес выступает как избирательно-эмоциональное отношение человека к учебной дисциплине и к самой деятельности, отношение, формирующееся под влиянием комплекса условий и проявляющееся в активном целенаправленном стремлении личности к приобретению новых знаний.
Задача преподавателя-русиста — пробудить у студентов интерес к русскому языку, показать необходимость его изучения и возможность практического использования в будущей работе и жизни, убедить, что овладение русским языком вооружает их достижениями науки и культуры, расширяет их творческие возможности, помогает удовлетворить их притязания. Не случайно многие советские и русские методисты и психологи, рассматривая зависимость наиболее успешного протекания процесса обучения иностранному языку, на одно из первых мест выдвигают важность формирования потребности, интереса к нему.
Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, организации индивидуальной работы с ними очень важно, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются.
Удовлетворение и стимулирование познавательных интересов учащихся с помощью включенного в учебный процесс специально подобранного текстового материала можно рассматривать в качестве одного из основных источников формирования и поддержания интереса к русскому языку. В качестве актуального для сенегальских учащихся-нефилологов учебного материала можно предложить оригинальные тексты общенаучного характера, поскольку они представляют для них познавательный интерес, усиливают мотивы к изучению русского языка, имеют большую страноведческую ценность, которая к тому же связана с их будущей специальностью. Страноведческая ценность удовлетворяет не только познавательные и информационные интересы у них, но и согласуется с лингвострановедческой направленностью преподавания в целом, сущность которой состоит в том, чтобы воспитать у каждого учащегося доброжелательное отношение к стране изучаемого языка и народу — носителю этого языка.
Если текстовый и шире — учебный материал интересен учащимся, удовлетворяет их реальным коммуникативным потребностям, то он, естественно, вызывает у обучаемых и необходимый познавательный интерес, вследствие чего стимулирует обогащение знаний, в том числе и в области специальности. В итоге содержание предлагаемого учащимся учебного материала в определенной мере определяет метод его преподавания. Таким образом, познавательный интерес может считаться главной психологической предпосылкой положительного отношения учащегося как к овладению конкретными учебными предметами, так и к процессу обучения в целом. Это во-первых, а во-вторых, конечная цель формирования интереса к изучению русского языка достигается подготовкой почвы для воспитания положительно-эмоционального отношения к языку, организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Каждый студент — это индивидуальная личность со своим жизненным опытом, мотивами, интересами, чувствами. Преподаватель русского языка должен знать круг интересов учащегося, его духовные потребности, опыт, жизненные притязания, ценностные ориентации. С этой целью в начале каждого учебного года проводится анкетирование учащихся. В анкетах, наряду с вопросами об интересах учащихся, есть вопросы об их отношении к русскому языку и о том, как они сами
оценивают свою личность и личность преподавателя. Приведем для иллюстрации некоторые из ответов на вопросы анкеты: «страстно желаю изучить русский язык», «очень хотелось продолжить изучение русского языка в России», «хотелось стать преподавателем русского языка». Ради справедливости следует сказать, что на вопросы анкеты иногда давались ответы, свидетельствующие об отрицательном отношении к русскому языку. Таким ученикам следует всегда уделять особое внимание, прилагать максимум усилий для того, чтобы вызвать у них интерес к изучению языка.
Преподаватель русского языка призван воодушевлять учащихся, вызывать у них интерес к языку и самой своей личностью. Для большинства сенегальских учащихся преподаватель русского языка одновременно в значительной мере выступает представителем страны изучаемого языка. Поэтому большим авторитетом пользуются те преподаватели, которые хорошо знают историю, географию, литературу, искусство, политический строй и современный уровень экономического и культурного развития России. Результативность и эффективность занятий русским языком зависит от уровня общекультурной и профессиональной подготовки преподавателя.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ворламова А.И. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы в V—VI классах якутской школы. Фонд русский мир. I Междунарадная конференция. Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы. Сборник статей. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — С. 736—738.
[2] Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971.
THE DEVELOPMENT OF LEARNERS COGNITIVE INTEREST BY TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN SENEGALESE CLASSROOM
Manetou Ndiaye
Department of russian language University of Dakar UCAD/FASTEF Avenue Habib Bourguiba, Dakar, Senegal
In present days, the urgent request for a Russian language lesson is the formation of personality, the aspiration to penetrate the cognitive of learners. Contents of school supplies proposed to learners, determine the method of teaching. Therefore, raising interest by learning Russian language depends in a large measure on the approach that teacher manages to use for organizing the cognitive activity supplies, either in classroom, or out of it, at default of russian language environment condition.
Key words: Informative interest, pupils, Russian, a Senegalese audience.