Научная статья на тему 'К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка'

К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3412
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE / ARCHAISMS / HISTORICISMS / ENRICHING VOCABULARY / VERBAL-SEMANTIC EXERCISES / PERSONALITY / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА / ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА / СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ..." / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнеева Татьяна Александровна

Статья посвящена одному из ключевых вопросов методики преподавания русского языка обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Несмотря на достаточную изученность темы в классических и современных трудах по методике преподавания русского языка, проблемы, связанные с практическим использованием методических рекомендаций, остаются. Ситуация усугубляется растущим невниманием учащихся к произведениям русской и тем более древнерусской литературы. Новые требования, предъявляемые к организации современного урока русского языка в условиях перехода на ФГОС, позволяют подойти к решению задач по-новому. Актуальность работы обусловлена обращением к методике формирования личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий посредством обогащения словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения. Новизна исследования заключается в разработке подходов к развитию активного и пассивного словарного запаса учащихся на основе разнообразной лексической работы над программными произведениями школьного курса литературы и интегрированных уроков русского языка и литературы. В статье обосновывается необходимость предварительной лексической работы по изучению художественного произведения как непосредственно перед изучением произведения, так и рассредоточенной во времени. Даётся анализ словарно-семантических упражнений, необходимых для количественного и качественного увеличения активного и пассивного словарного запаса учащихся на основе программных произведений по литературе, предлагаются новые виды упражнений по формированию познавательного интереса учащихся. В результате внедрения предложенной системы работы над количественным и качественным совершенствованием словаря учащихся в ходе изучения художественных произведений (в частности, «Слова о полку Игореве...») наблюдается повышение мотивации к самостоятельной учебной деятельности по изучению лексики русского языка, лингвистическому исследованию художественного текста, творческим видам работы по русскому языку и литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING STUDENTS'' VOCABULARY IN RUSSIAN LESSONS

The article is devoted to the crucial issue of methods of teaching the Russian language enlarging students’ vocabulary and grammatical structure of speech. Despite sufficient research in classical and modern works on teaching the Russian language, there exist certain problems related to the practical application of methodological guidelines. The situation is compounded by students’ neglect of Russian and Old Russian literature. The GEF requirements for the organization of a modern Russian language lesson allow us to solve the problems in a new way. The relevance of our research is determined by our reference to the method of the personality development as well as cognitive and communicative learning activities, aiming to enrich the students’ vocabulary in the course of literature studies. The novelty of the research consists in elaborating approaches to the development of students’ active and passive vocabulary based on various text-based tasks from school curricula in literature and integrated lessons of the Russian language and literature. The article substantiates the need for pre-text vocabulary activities, immediately before reading and spread over a period of time. We also analyze verbal-semantic exercises for the quantitative and qualitative increase in students’ active and passive vocabulary based on literary texts and suggest new types of exercises aimed to develop the cognitive interest in pupils. As a result of the proposed system of work on a quantitative and qualitative improvement of students' vocabulary, we achieve increased motivation to self-learning activities on vocabulary acquisition of the Russian language, linguistic research into literary texts and creative types of work on the Russian language and literature.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №3(45)

ПЕДАГОГИКА

УДК 811.161.1.(072)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© Татьяна Корнеева

ON IMPROVING STUDENTS' VOCABULARY IN RUSSIAN LESSONS

Tatyana Korneyeva

The article is devoted to the crucial issue of methods of teaching the Russian language - enlarging students' vocabulary and grammatical structure of speech. Despite sufficient research in classical and modern works on teaching the Russian language, there exist certain problems related to the practical application of methodological guidelines. The situation is compounded by students' neglect of Russian and Old Russian literature. The GEF requirements for the organization of a modern Russian language lesson allow us to solve the problems in a new way. The relevance of our research is determined by our reference to the method of the personality development as well as cognitive and communicative learning activities, aiming to enrich the students' vocabulary in the course of literature studies. The novelty of the research consists in elaborating approaches to the development of students' active and passive vocabulary based on various text-based tasks from school curricula in literature and integrated lessons of the Russian language and literature. The article substantiates the need for pre-text vocabulary activities, immediately before reading and spread over a period of time. We also analyze verbal-semantic exercises for the quantitative and qualitative increase in students' active and passive vocabulary based on literary texts and suggest new types of exercises aimed to develop the cognitive interest in pupils. As a result of the proposed system of work on a quantitative and qualitative improvement of students' vocabulary, we achieve increased motivation to self-learning activities on vocabulary acquisition of the Russian language, linguistic research into literary texts and creative types of work on the Russian language and literature.

Keywords: methods of teaching the Russian language, archaisms, historicisms, enriching vocabulary, verbal-semantic exercises, personality, cognitive universal learning activities.

Статья посвящена одному из ключевых вопросов методики преподавания русского языка -обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Несмотря на достаточную изученность темы в классических и современных трудах по методике преподавания русского языка, проблемы, связанные с практическим использованием методических рекомендаций, остаются. Ситуация усугубляется растущим невниманием учащихся к произведениям русской и тем более древнерусской литературы. Новые требования, предъявляемые к организации современного урока русского языка в условиях перехода на ФГОС, позволяют подойти к решению задач по-новому. Актуальность работы обусловлена обращением к методике формирования личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий посредством обогащения словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения. Новизна исследования заключается в разработке подходов к развитию активного и пассивного словарного запаса учащихся на основе разнообразной лексической работы над программными произведениями школьного курса литературы и интегрированных уроков русского языка и литературы. В статье обосновывается необходимость предварительной лексической работы по изучению художественного произведения как непосредственно перед изучением произведения, так и рассредоточенной во времени. Даётся анализ словарно-семантических упражнений, необходимых для количественного и качественного увеличения активного и пассивного словарного запаса учащихся на основе программных произведений по литературе, предлагаются новые виды упражнений по формированию познавательного интереса учащихся. В результате внедрения предложенной системы работы над количественным и качественным совершенствованием словаря учащихся в ходе изучения художественных произведений (в частности, «Слова о полку Игореве...») наблюдается повышение мотивации к самостоятельной учебной деятельности по изучению лексики русского языка, лингвистическому исследованию художественного текста, творческим видам работы по русскому языку и литературе.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, устаревшая лексика, обогащение словарного запаса, словарно-семантические упражнения, «Слово о полку Игореве...», личностные, познавательные универсальные учебные действия.

Изучение художественного произведения представляет собой сложную, кропотливую, но увлекательную работу, требующую от читателя, исследователя не только глубоких знаний, но и талант интерпретатора. В её основе лежит комплексный анализ текста, предполагающий рассмотрение сложно организованной структуры во взаимодействии всех компонентов. Как отмечал

B. М. Жирмунский, «... в художественном произведении его тема не существует отвлечённо, независимо от средства языкового выражения, а осуществляется, как и художественное слово». При этом «... все значимые элементы произведения не могут рассматриваться как заранее готовые детали: каждый из них обретает свою смысловую определённость и художественную значимость лишь в процессе развёртывания целостного художественного мира как один из образующих его моментов» [Жирмунский, с. 27].

В школе изучение любого художественного произведения, а особенно классического, должно предваряться серьёзной лексической и словарно-семантической работой, причём рассредоточенной во времени и желательно охватывающей значительную часть школьного курса русского языка. Проблему детского «нечитания» можно в какой-то степени назвать «лингвистической», вызванной тем, что ученики «не понимают» текст, «не узнают» слова - наименования деталей быта, эпохи и т. п. - и теряют интерес к книге. Так, на первых страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» современных семиклассников могут озадачить слова бурса, семинарист, свитка, мазунчик, подрясники, пундики, горелка; восьмиклассники удивятся инвалидам с длинными косами и в треугольных шляпах из повести А.

C. Пушкина «Капитанская дочка»; девятиклассников поразят слова брегет, боливар, форейтор, цевница, шлафрок, куртины, васисдас и др. из романа «Евгений Онегин», рессорная бричка, канифасовые панталоны из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; а воинские чины и звания, упоминаемые в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (унтер-офицер, штаб-офицер, штабс-капитан, ротмистр, штаб-ротмистр, вахмистр, флигель-адъютант, генерал-аншеф, генерал-фельдмаршал, член гофскрига, гренадер, кавалергард, егерский полк и т. п.), навсегда оставят впечатление о непостижимости великой эпопеи. Незнание лексического значения слова и отсутствие у школьников привычки обращаться

к словарю может привести к опасному искажению смысла авторского слова: кораблик -'головной убор', сластёны - 'пышки', сопилка -'род флейты', шишка - 'небольшой хлеб на свадьбах'. Не случайно Н. В. Гоголь, предваряя повести из сборника «Вечера на хуторе близ Ди-каньки», пишет замечательные слова»: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны» [Гоголь, с. 7].

Предварительная пропедевтическая работа над лексическим значением незнакомых слов приведёт школьников к 1) «узнаванию» текста, 2) привлечению внимания к тексту, 3) пониманию текста, 4) осознанной работе над идейно-тематическим содержанием художественного текста, а может быть, и к 5) увлечению творчеством данного писателя (поэта) [Корнеева, 2013, с. 288], [Корнеева, 2014, с. 179].

Как видно даже из приведённых выше примеров, наибольшие трудности возникают с пониманием устаревшей, диалектной и заимствованной лексики, которая становится частью пассивного словарного запаса школьников. Поэтому работу над некоторыми словами, которые встретятся учащимся при изучении произведений, целесообразно начинать с пятого-шестого классов во время изучения программных тем по русскому языку: «Устаревшие слова (архаизмы и историзмы)» (включить в качестве примеров слова из «Слова о полку Игореве.»); «Диалектные слова» (примеры из рассказов М. А. Шолохова); «Заимствованные слова» (украинизмы в произведениях Н. В. Гоголя, заимствованная лексика в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т. п.). Большую помощь учителю окажут словники «незнакомых слов» для каждого произведения и имеющиеся словари писателей. Традиционно в тематические группы, необходимые для пополнения словарного запаса учащихся, включают общественно-политическую лексику, морально-этическую, спортивную, лексику гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военную лексику, связанную с обороной Отечества, лексику права, труда, бытовую и нейтральную лексику, историческую лексику. Включение в данные группы некоторых «незнакомых слов» из художественных произведений, изучаемых в школьной программе по литературе, приведёт к качественному улучшению методиче-

ских разработок и учебных пособий для учителей и учащихся, будет способствовать формированию не только языковой, но и культуроведче-ской компетенции последних.

Методика обогащения словарного запаса учащихся разработана достаточно полно и подробно, известные приёмы семантизации слов, приёмы запоминания новых слов, многообразие словарно-семантических упражнений, упражнения по толковому словарю, лингвистические конкурсы, викторины, олимпиады можно назвать универсальными [Методика преподавания русского языка в школе, с. 250], [Обучение русскому языку в школе, с. 89]. Кроме того, в современных условиях формирования коммуникатив-но-деятельностного подхода к обучению, развития информационной компетенции школьников и компьютеризации образования в целом возможности учителя и ученика расширяются. Интересными представляются научно-исследовательские проекты школьников, связанные с лингвистической проблематикой, уроки-проекты «Энциклопедия одного слова», «Презентация слова» (включающая толкование слова, его синонимы, антонимы, фразеологические обороты с данным словом, афоризмы, отрывки из художественных произведений, в которых встречается данное слово, иллюстрации, видеоролики и т. п.). Современные компьютерные технологии позволяют имитировать путешествие в древнерусскую школу, в Запорожскую Сечь, в пушкинский Лицей, на батарею Тушина и т. д. и одновременно обогащать словарный запас и духовный мир школьников.

Развитие речи, формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, культуровед-ческой компетенций тесно связано с формированием взглядов учащихся на окружающий мир и на понимание себя в нём. В связи с этим нельзя не обратить внимание на учение о языковой модели мира и экстраполировать его основные положения на методику: «наряду с логической язык несёт в себе аксиологическую интерпретацию мира», «преобразуя мир в идеи, язык не отражает уже известное представление о мире, а самым непосредственным образом его формирует» [Салмина, с. 48]. Именно благодаря внимательной работе со словом на уроках русского языка закладываются те основы, которые формируют мировоззрение школьников и рождают читателя. Систематическая работа над новыми словами приводит к тому, что учащиеся со временем фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках.

Современная методика преподавания русского языка рекомендует преподавателю, организуя

работу по обогащению словарного запаса учащихся, основываться на следующих принципиальных положениях: 1) необходимо учитывать, что работа над словарем имеет огромное воспитательное значение для формирования личности ребенка и должна быть ориентирована на будущую практическую деятельность; 2) анализ лексического значения слова должен проводиться прежде всего с точки зрения современного словоупотребления, целесообразно также рассмотрение эволюции значения слова с диахронической точки зрения; 3) словарная работа должна быть хорошо организована, проводиться систематически; она должна быть связана со всеми разделами языкознания, изучаемыми в школьном курсе русского языка; 4) содержанием работы является семантизация слова и его актуализация в речи учащегося; 5) в содержание словарной работы входит пополнение словарного запаса школьников, словарно-орфографическая работа, знакомство со словом как средством художественной выразительности; 6) чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее его устная и письменная речь.

В качестве средств семантизации слов (толкования лексического значения слова) используются две основные группы словарно-семантических приёмов и упражнений.

1) Приёмы и упражнения, направленные на объяснение лексического значения нового слова и закрепления нового слова в памяти:

• Обращение к толковому или энциклопедическому словарю, что позволяет раскрыть смысл слова, понять его родовую и видовую характеристики, приучает учащихся работать со справочной литературой.

• Обращение к изображению (показ предмета или его изображения, этнографические зарисовки). Довольно узкий диапазон данного приёма обусловлен характером лексического значения слова, так как наглядно можно представить только конкретные предметы или явления. Применение этого способа целесообразно при знакомстве с устаревшей лексикой.

• Семантическое определение (минимально развёрнутое толкование лексического значения слова; словесное описание свойства, роли в ситуации, значения в жизни и т. п.). Данный приём также имеет довольно ограниченные возможности в толковании слова, так как не дает исчерпывающей информации о толкуемом слове, но может применяться вместе с другими способами.

• Сопоставление. Сущность этого приёма состоит в переносе значения известного слова на неизвестное по сходству (если подобран сино-

ним) или по противоположности (если подобран антоним).

• Мотивационный анализ предполагает стимулирование у учащихся интереса к процессу возникновения слова и его трансформации с течением времени.

• Морфемный анализ привлекает внимание к структуре и этимологии слова.

• Введение слова в контекст.

Каждый из вышеизложенных приёмов словарной работы имеет ограниченные возможности, поэтому для толкования слова часто используется несколько способов. Выбор способа се-мантизации слова зависит от множества различных факторов: от особенностей лексического значения слова, в активный или пассивный словарь вводится слово и т. п.

2) Приёмы и упражнения, направленные на развитие умения употреблять новые слова. Для введения новых слов в активный словарный запас учащихся существуют следующие виды упражнений: составление словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слова; составление предложений с новым словом по предложенным схемам (с учётом изученного грамматического материала и пунктуационных правил); введение нового слова в орфографические диктанты разных видов (словарный, предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, свободный и т. п.); употребление новых слов в творческих работах; нахождение и исправление лексических ошибок в тексте (редактирование текста) и т. п.

Одним из наиболее важных источников для лингвистического анализа текста, обогащения словарного запаса учащихся, формирования личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий является памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве...», изучаемый в первой четверти девятого класса (в переводе Н. Заболоцкого) [Слово о полку Игореве]. Наибольший интерес у школьников вызывают следующие упражнения по обогащению словарного запаса.

«Незнакомцы». (Упражнение для воспитания внимания школьников к незнакомым словам). Предлагается задание прочитать текст, выписать незнакомые слова, определить их значение по словарю. После выполнения упражнения необходимо предложить учащимся объяснить, как они понимают те слова, которые не были названы ими среди незнакомых. Как правило, находится еще ряд слов, нуждающихся в дополнительном толковании.

«Лексический диктант»: учитель диктует толкования слов, учащиеся должны определить значение слов и записать эти слова в тетради. Например: «местность, подчиненная одной власти», «предводитель войска и правитель области в Древней Руси», «футляр, сумка для стрел», «старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью», «металлический шлем с острием, заканчивающимся шишкой» и т. д. (запись в тетради: Волость, князь, колчан, секира, шишак).

«Твой выбор»: учащимся предлагается распределить диктуемые слова в два столбика с тем, чтобы в одном оказались современные, а в другом - устаревшие слова (мрак, топи, князь, злато, курган, гоголь, перст, оплот, вьюк, колчан, волость, витязь).

«Растолкуй-ка»: учащимся предлагается составить словарную статью к выделенному слову, используя контекст. Например: Составьте словарную статью, к выделенным словам: Если б ты привел на помощь рати, / Чтоб врага не выпустить из рук, - / Продавали б девок по ногате, / А рабов - по резани на круг [Слово о полку Игореве].

«Найди отличие»: учащимся предлагается сравнить толкование лексического значения слова, используя различные словари, например, толковый словарь С. И. Ожегова и толковый словарь Д. Н. Ушакова, толковый словарь и словарь устаревших слов.

Подобные упражнения будут способствовать более глубокому пониманию новых для школьников слов и прочному закреплению их в памяти учащихся. Поскольку устаревшие слова (историзмы и архаизмы) пополняют пассивный словарь школьников, особенно активная работа должна быть направлена на семантизацию данных слов, но учащимся необходимы знания и о сочетаемости данных слов, употреблении их в контексте. Поэтому следующая группа упражнений направлена на введение изученных слов в активный словарный запас.

«Составь словосочетание»: учащимся предлагается составить словосочетания по схеме, используя предложенные устаревшие слова (ратный, щит, борзый, сон, храбрый, град, конь, вещий, дивный, витязь, червленый, дух).

«Лингвистический пазл»: учащимся предлагается восстановить предложение (В, щиты, брешет, дико, ночном, лисица, червленые, на, сумраке...; Луки, наточены, их, колчаны, позолочены, натянуты, отворены, сабли, их, шеломы).

«Лингвистический эксперимент»: учащимся предлагается текст с пропущенными словами (прилагательными, существительными и т. д.),

который нужно восстановить, пользуясь справочным материалом.

«Кто больше?»: учащиеся должны рассказать о предложенном слове как можно больше.

«Воссоединение»: учащимся предлагается найти и соединить части фразеологизмов, которые встречаются в произведении «Слово о полку Игореве».

Задания для организации проектной деятельности учащихся.

1 вариант: «Древнерусская Оружейная палата». Структура проекта: Древнерусское оружие. Стяги (знамёна). Воинские доспехи. Парадное конское убранство. Древнерусский боевой порядок. Древнерусские оборонительные сооружения. Ипатьевская летопись о походе князя Игоря.

2 вариант: «Древнерусский салон красоты». Структура проекта: Древнерусские секреты красоты. Женская мода в Древней Руси. Занятия девушек в Древней Руси. Свадебный обряд в Древней Руси. Великие женщины Древней Руси (Княгиня Ольга; Анна Ярославна, королева Франции; др.).

3 вариант: Половецкое войско.

Комплекс упражнений по обогащению словарного запаса учащихся, включая литературные диктанты и изложения по текстам Д. С.Лихачёва [Лихачёв, с. 5], Н. К. Гудзия [Гудзий,], посвя-щённым «Слову о походе Игоря...», открывает возможности рационального использования времени на уроках русского языка, а работа над изучаемым художественным произведением (в нашем случае «Словом о полку Игореве.») в качестве дидактического материала позволяет организовать наблюдение как над языковой стороной текста, так и над речеведческими понятиями.

Систематическая работа над обогащением словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения и в контексте формирования личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий [Юсупова, 2014], [Юсупова, 2015] способствует не только расширению активного и пассивного словарного запаса школьников, но и формирует личность учащегося, приобщает его к истории и культуре народа.

Список литературы

Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. М.: Худож. лит., 1982. 431 с.

Гудзий Н. К. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литературная традиция. URL: http://www.drevne.ru/theory/slovo_trad.htm (дата обращения: 02.09.2016)

Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1977. 405 с.

Корнеева Т. А. Лингвокультурологические особенности обучения русскому языку как родному и как неродному в школах разных типов // Русский язык в поликультурном пространстве: монография. М.: Рос-НОУ, 2014. С. 169-180.

Корнеева Т. А. Урок внеклассного чтения по русскому языку в средней школе как особый тип урока // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. №4(34). С.286-292.

Лихачёв Д. С. Слово о полку Игореве и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1978. 359 с.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2005. 240 с.

Салмина Л. М. Коммуникация. Язык. Мышление. Казань: ДАС, 2001. 150 с.

Слово о полку Игореве. Пер. Н.Заболоцкого. URL: http://www.Magister.msk.ru (дата обращения: 02.09.2016)

Юсупова З. Ф. Роль текстов в формировании языковой личности в процессе обучения русскому языку // Вестник Российского нового университета. 2015. № 2. С. 99-101.

Юсупова З. Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 4. С. 229-234.

References

Gogol', N. V. (1982). Vechera na khutore bliz Di-kan'ki; Mirgorod [N. V. Gogol Evenings on a Farm near Dikanka; Mirgorod]. 431 p. Moscow, Khudozh. Lit. (In Russian)

Gudzii, N. K. (2016). «Slovo o polku Igoreve» i drev-nerusskaia literaturnaia traditsiia ["The Lay of Igor's Campaign" and Old Russian Literary Tradition]. URL: http://www.drevne.ru/theory/slovo_trad.htm (accessed: 02.09.2016). (In Russian)

Iusupova, Z. F. (2015). Rol' tekstov v formirovanii iazykovoi lichnosti v protsesse obucheniia russkomu iazyku [Text in the Formation of Linguistic Identity in Learning the Russian Language]. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta, No.2, pp. 99-101. (In Russian)

Iusupova, Z. F. (2014). Khudozhestvennyi tekst kak edinitsa kul'tury: lingvometodicheskii aspect [Literary Text as a Unit of Culture: Linguistic and Methodological Aspects]. Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, No. 4, pp. 229-234. (In Russian)

Korneeva, T. A. (2014). Lingvokul'turologicheskie osobennosti obucheniia russkomu iazyku kak rodnomu i kak nerodnomu v shkolakh raznykh tipov [Cultural and Linguistic Features of Teaching Russian as a Mother

Tongue and as a Second Language in Different Types of Schools]. Russkii iazyk v polikul'turnom prostranstve: monografiia. Pp. 169-180. Moscow, RosNOU. (In Russian)

Korneeva, T. A. (2013). Urok vneklassnogo chteniia po russkomu iazyku v srednei shkole kak osobyi tip uroka [Supplementary Reading in the Lessons of Russian as a Particularized Type of Lesson]. Filologiia i kul'tura. Philology and Culture, No.4 (34), pp.286-292. (In Russian)

Likhachev, D. S. (1978). Slovo o polku Igoreve i kul'tura ego vremeni [The Lay of Igor's Campaign and the Culture of His Time]. 359 p. Leningrad, Khudozh. Lit. (In Russian)

Metodika prepodavaniia russkogo iazyka v shkole: [Methods of Teaching of the Russian Language in Schools: A Textbook for Students] Uchebnik dlia stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenii. (2006). / M. T. Baranov, N. A. Ippolitova, T. A. Ladyzhenskaia, M. R. L'vov; Pod

red. M. T. Baranova. 368 p. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia». (In Russian)

Obuchenie russkomu iazyku v shkole: ucheb. posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov [Learning the Russian Language in Schools: A Textbook for Future Teachers] (2005). / E. A. Bystrova, S. I. L'vova, V. I. Kapinos i dr.; pod red. E. A. Bystrovoi. 240 p. Moscow, Drofa. (In Russian)

Salmina, L. M. (2001). Kommunikatsiia. Iazyk. Mysh-lenie [Communication. Language. Thinking]. 150 p. Kazan', DAS. (In Russian)

Slovo o polku Igoreve [The Lay of Igor's Campaign]. (2016). Per. N.Zabolotskogo. URL: http://www. Magis-ter.msk.ru (accessed: 02.09.2016). (In Russian)

Zhirmunskii, V. M. (1977). Teoriia literatury. Po-etika. Stilistika [Theory of Literature. Poetics. Stylistics]. 405 p. Leningrad, Nauka, Leningradskoe otdelenie. (In Russian)

The article was submitted on 06.09.2016 Поступила в редакцию 06.09.2016

Корнеева Татьяна Александровна,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]

Korneyeva Tatyana Alexandrovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.