УДК: 4Р. А.А.ЯКУБОВА
ББК: 81.2Р-4
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ
Русский язык в нашей стране является языком межнационального общения и вторым наряду с государственным языком, поэтому в системе образования русский язык занимает одно из важных мест. Русский язык как учебный предмет не может изучаться с помощью тех же средств и приемов, которые используются при изучении, например, географии и истории, естествознания и математики в школе. Можно теоретически изучить язык и в то же время не научиться языку как практическому умению выражать свои мысли в соответствии с общепринятыми языковыми нормами. Чаще всего у нас в школах наблюдается именно этот недостаток: ученик кое-что знает из грамматической теории, но не умеет грамотно изложить прочитанное, грамотно выразить свои мысли в отдельно взятом предложении или в сочетании предложений. Для того, чтобы свободно излагать мысли необходимо иметь богатый словарный запас.
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение языком как средством общения и как средством выражения мысли. Чтобы выразить свои мысли, правильно оформить как устную, так и письменную речь, нужно овладеть нормами языка, такими как умение правильно произносить, употреблять нужные слова, строить из слов словосочетания и предложения, из предложений - связную речь. Всему этому ученик начинает учиться в школе.
Речь - является показателем уровня общей культуры и общей грамотности.Как и советская, так и современная школа ставит перед собой задачу - «подготовить грамотных, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью, в такой степени, в какой достаточно будет им для активной творческой производственной и общественной деятельности»(1, 37).
Ученик уже до школы в известной мере овладевает устной речью, в соответствии с фонетическими, лексическими, грамматическими и стилистическими особенностями русского языка. Но он пользуется этими особенностями языка непроизвольно и бессознательно. Мысля с помощью языка, он не осознает еще самого языка, например, правильно размышляя при построении речи, он не может произвольно выбрать то или иное слово для передачи мысли. Для того, чтобы произвольно и машинально употреблять в речи правильно подобранное слово, необходимо иметь достаточный запас слов. С этой целью учителя детей учат грамоте, уже в начальных классах изучается грамматика, ведется работа над связной речью в ее устной и письменной форме и проводится словарная работа.
Овладение русским языком невозможно без знания русских слов, так как слово — фундамент любого языка. Усваивая слово, ученик овладевает понятиями, присущими данному изучаемому языку. И это содействует развитию мышления и речи на данном языке. Одним из важнейших методов, способствующих развитию речи обогащению словарного запаса в национальных школах, считается словарная работа, которая занимает важное место в системе занятий по русскому языку.
Без достаточного запаса слов невозможно овладение языком как средством общения, так как словарь составляет одну из основ языка.
Вот почему работа над расширением и обогащением лексического запаса учащихся составляет одну из сторон развития речи. На уроках русского языка в национальных школах, при подготовке написаний диктантов и изложений, при чтении рассказов и текстов, имеются большие возможности для обогащения и уточнения словаря детей.
Одним из самых существенных методов обогащения словарного запаса считается лексическая работа (словарная работа ).
Что же имеется в виду под обогащением словарного запаса?
Это, прежде всего:
-количественное расширение словаря, запоминание новых слов; понимание семантики слов, их сочетаемости и выразительных возможностей;
-осмысление системных взаимоотношений слов: деривационных, синонимических,
антонимических; умение классифицировать слова по всевозможным системным свойствам;
-формирование гибкости, динамичности словаря, т.е. готовности словаря к инициативному употреблению и речевой деятельности;
- формирование умений точного выбора слов и правильной их сочетаемости с иными словами и в соответствии с высказываемой мыслью и речевой ситуацией. При словарной работе у учащихся формируются:
- активный словарь - часто используемый словарь учащихся;
- пассивный словарь - данный словарь нечасто применяется учащимися;
- потенциальный словарь - данный словарь подразумевается и догадывается при чтении или слушании текста учащимися, но при этом, конкретно не знают значений этих слов.На сегодняшний день проблема изучение русского языка в национальных школах, с таджикским языком обучения, считается актуальной. Связи с распадом СССР, в стране количество русскоязычных граждан значительно уменьшилось, что привело к дефициту русской среды. Резкое изменение, связанное с русским языком подвергла методистов и педагогов к выявлению путей и источников обогащения речи и владения русским языком.
Сегодня для овладения русским языком учеными и методистами рассматриваются и разрабатываются инновационные методы совершенствования русского языка. Большая ответственность ставиться и перед учителями русского языка в таджикских школах.
Спрос на расширение словарного запаса учащихся устанавливается разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио и телепередач обогащают знания, где часто встречаются незнакомые слова. При этом, задачей учащихся является запоминание этих новых слов.
Иметь большой запас слов обеспечивает ученику лучшее восприятие читаемого, свободное без затруднений общение, четкое и свободное изложение мыслей и т.д. Следовательно, пополнение словарного запаса должно поддерживаться школой.
Рассматривая проблему обогащения словарного запаса, следует, для начала, ознакомится с целями источниками обогащения словарного запаса учащихся.
Цели обогащения словарного запаса учащихся по русскому языку:
1) количественное увеличение слов и качественное улучшение имеющегося запаса слов;
2) обучение умению воспользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное расширение запаса слов - это уровень словарного запаса, которое
пополняется за счет количества изучаемых слов.
Качественное улучшение словарного запаса заключается, во-первых, в конкретизации лексического значения и среды применения, известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов - литературными.
Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса учащихся составляет ознакомление с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов (уровень пополнения сем) (2,82).
В методике преподавания русского языка (как неродного) словарный запас носителя делится на две части: активная и пассивная.
Основные причины деления словарного запаса учащегося на активный и пассивный запас слов основывается на: социальные, психологические и методические.
Социальными причинами являются табу, запрет на употребление отдельных слов, к которым можно отнести употребление вульгаризмов, жаргонных слов, хотя ученики при общении друг с другом довольно активно ими пользуются.
Психологическими причинами - стеснительность учащихся употреблять те или иные хорошо знакомые слова и инстинктивную склонность к уменьшении языковых усилий.Методическими причинами - не знание сочетаемости слов друг с другом, не умение выбрать слова в зависимости от среды общения. Все эти причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи учащихся.
Отличительной чертой активного словаря от пассивного является уровень владения словом. Владеть словом — это значит сопоставлять его с реалией или понятием, знание его семантики, сочетаемости и сфер употребления. Вероятность употребления слова в речи школьника достаточно велика.
Границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника, довольно, мобильны: активный словарь обогащается, за счет, как новых слов, так и за счет из-за перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Важнейшей задачей
учителя русского языка в обогащении словарного запаса школьника заключается в помощи овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас.(3, 49)
Источники обогащения словарного запаса у учащихся были выявлены уже в дореволюционной методике русского языка: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и с взрослыми, экскурсии - на русском языке. В советское время к ним прибавились радио, кино, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок, а в настоящее время к тем же источникам обогащения словарного запаса присоединяются: интернет - всемирная паутина; общение в социальных сетях и т.д.
Так же в наибольшей степени обогащения словарного запаса слов способствуют следующие наставления учителя, которые входят в обязанность ученика в процессе обучения русскому языку:
1) чтения произведений как художественных, так и изучающих для внеклассного чтения, слушания радио и телевизионных программ, просмотра фильмов, спектаклей, посещения музеев учителем, выставок, записывать в словарики, встретившиеся новые незнакомые русские слова;
2) в дальнейшем узнавать в словарях, у учителя значения и употребление этих слов;
3) использовать их на уроках русского языка и в своей речи.
Учитель не должен оставить без внимания словарную работу ученика, он периодически отслеживает и оценивает записи, составляя на этой основе тематические словники для работы над ними как на классных, так и на внеклассных занятиях по русскому языку.
Особенности содержания словарной работы по русскому языку в таджикской школе. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся в таджикской школе специфично. Оно представляет собой определенный перечень слов (словник), значение которых должно быть истолковано детям и употреблению, которых они должны быть обучены.
Рассмотрев все элементы содержания словарной работы, были выявлены следующие виды работ по обогащению словарного запаса: словарь-минимум, словарь - текстов, работа с элементами международной терминологии, работа по толковому словарю, также словарная работа ведется по всем темам курса русского языка: орфографии, морфологии, орфоэпии, словообразовании и т.д.
Виды лексической работы очень разнообразны. В школе возможны, например, такие виды:
- упражнения, направленные на выяснение многозначности слов (сравните значения слов: идут дети, идут часы, идет поезд, идет дождь);
- анализ состава слова с целью выяснения значения слова и оттенков этого значения (забежать
— побежать, заморозить — отморозить — замерзнуть;
- уточнение словаря учащихся путем подбора к словам слов-синонимов или антонимов;
- упражнения в подборе учащимися слов, принадлежащих к различным грамматическим разрядам (существительные, прилагательные, глаголы и пр.), в словообразовании;
- целесообразный выбор слова в зависимости от задач высказывания: как сказать вежливо, ласково, печально, грустно, радостно, весело.
- замена одного слова другим, более точно обозначающим понятие или мысль;
- подбор слов, обозначающих признаки или действия предмета. (Небо в солнечный день: ясное, безоблачное, чистое, голубое; солнце греет, печет, ярко светит; небо осенью: серое, хмурое, покрытое тучами; ветер гудит, шумит, завывает, стучит; ручьи весной — веселые, звонкие, быстрые, шумные; ручьи журчат, звенят, бегут);
- замена в связном тексте выделенных слов словами противоположного значения; Ваня
— ленивый мальчик. Тетради у него грязные. Он небрежно готовит уроки и плохо отвечает. Учительница недовольна им, а мама огорчается;
- упражнения на тему «Как говорят?» Полы моют, белье..., ножи...; поезд мчится, река..., время ...; ничего не делать — сидеть сложа руки; мчаться — бежать сломя голову (5, 55).
Мы указали отдельные виды лексических (словарных) упражнений, которые можно ставить в процессе чтения и в процессе усвоения учащимися грамматики и правописания на уроках русского языка.
При работе над пополнением словарного запаса следует обратить внимание на связь слова в его окружении с другими словами, чтобы предусмотреть ошибки в лексической сочетаемости (ужасно
красивая, участник кружка - вместо член кружка, климатические условия этого года - надо погодные условия ).
Все анализированные виды работ представляют интерес для методики обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка в таджикской школе. Школе нужно расширять у учащихся запас и синонимов, и антонимов, и однокоренных слов, и лексико-семантических групп, и тематических объединений слов на уроках русского языка.
Для удачного общения человека, попадающего в разные социальные группы (социальные сферы), важно, что он владел нужным и необходимым набором слов, обслуживающей каждую из сфер коммуникации. Для общения в бытовой сфере человек вооружен лексикой с детства; для общения в производственной сфере он получает ее вместе с профессиональными знаниями в специальных учебных заведениях. К общению в широких сферах человек лишь частично вооружен необходимой лексикой в детстве, общаясь в семье.
Важным и особым источником обогащения словарного запаса также является - школа, потому что именно в ней в первую очередь данную задачу выполняет русский язык как учебный предмет.
Рекомендации по обогащению словарного запаса.
Традиционные методы обогащения словарного запаса.
Основы обогащения словарного запаса на уроках русского языка в национальной школе традиционными методами:
• расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
• усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
• введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Необходимо развивать у учащихся интерес и желание узнавать, что означает слово, учить замечать и познавать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов. Ученики должны уметь, не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, вообразить, давать толкование слов и словосочетаний.
При отборе слов учителем должны учитываться следующие критерии:
— коммуникативная целесообразность введения слова в словарь школьников;
— необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой;
— частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются ученики;
— отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность ученикам по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. степень обобщения, трудность произношения, сложность грамматических форм;
— значимость слова для понимания учащимся данного возраста смысла художественных произведений.
Инновационные методы обогащения словарного запаса.
На уроках русского языка в национальной школе для обогащения словарного запаса учащихся, кроме использования традиционных видов словарной работы, можно прибегнуть к инновационному решению данного вопроса.
Во-первых, заранее разрабатывается лексический минимум урока и темы, где все необходимые слова (существительные, прилагательные, глаголы), словосочетания и выражения даются для использования их в речи в процессе усвоения нового материала.
Во-вторых, перед тем как начинать процесс усвоения лексического минимума устно аудируется и комментируется учителем, затем учащимися.
Затем используя инновационный метод - возникает ход усвоений, точнее важный этап словарной работы.
1.Метод «Синквейн».
Дается картина или портрет ученикам, где они ,используя лексический минимум, составляют «Синквейн». Синквейн - это один из приемов задействовать познавательную активность учащихся на уроке. Слово «синквейн» в буквальном переводе от французского слова обозначает -«пять» и означает «стихотворный тип текста, состоящий из пяти строк». Синквейн осуществляется по определенным правилам. В каждой строке, задается набор слов, которых необходимо отобразить в стихотворении.
Первая строка - заголовок, где дается ключевое слово, главное понятие темы синквейна, который оформлен именем существительным. Вторая строка - два прилагательных. Третья строка - три глагола.
Четвертая строка - фраза, несущая определенный смысл. Пятая строка - резюме, вывод, одно слово, существительное. 2. «Кластеры».
Кластер - это способ графического изображения материала, который позволит сделать наглядными те мыслительные процессы, происходящие при погружении в тот или иной текст. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом". Последовательность и порядок действий при строении кластера проста и логична. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или термин, которые являются "сердцем". Вокруг "накидать" слова или предложения (или рисунки), выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
«Настенный словарь» - ученики на ватмане фиксируются слова с толкованием и значением, затем вешает их на стене аудитории, класса, кабинета или комнаты. Каждый раз, глядя, на ватман со словами усваивают и запоминают их. «Настенный словарь» не снимается в течение месяца. Результат усвоения оценивается по контрольной работе в виде теста или написания сочинений.
Рассматривая данную тему, можно сделать вывод, что проблема обогащения словарного запаса русского языка в национальных школах является актуальной. И для ее решения нужно применять уместные методы и приемы. Как уже выяснилось, основой обогащения словарного запаса русского языка является школа.
Школа, обучая учащихся владению русскому языку как неродному, обязана:
• максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширить их активный словарь;
• научить использовать слова в их более точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием различных жанров и стилей;
• помочь учащимся устранить из их речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
Чем богаче активный словарь ученика, тем выразительнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь.
Школа должна научить своих детей не только языку правильному, точному и чистому, т.е. свободному от лишних заимствований из других языков, вульгаризмов, жаргонизмов, но и привить умение свободно, правильно и логически осмысленно читать, а также связно, последовательно и логично построить свою речь и излагать свою мысль на русском языке.
Трудоемкость деятельности учителя равна ответственности учителя. Если каждый учитель добросовестно совместить эти два аспекта, то ни один ученик не останется без внимания. Учитель - это профессия вечная и самая сложнейшая. Как говорит великий писатель и мыслитель Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Он - совершенный учитель» (6, 47).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Котелова, Н. 3. Значение слова и его сочетаемость (к формализации в языкознании) /Н. 3. Котелова.-Л., 1975. 164 с.
2. Покровский, М. М. Избранные работы по языкознанию/ М. М. Покровский.- Избранные работы по языкознанию. М., 1959.-382 с.
3. Смирницкий, А. И. К вопросу о слове (проблема «тождества слова» // Тр. ин-та языкознания АН СССР/ А. И. Смирницкий.-1954. Т. 4, 331 с.
4. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка/Н.М. Шанский.-М., 1972;
5. Шмелев, Д. И. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка)/ Д.И. Шмелев.- С. 55,280 с.
6. Гусев, Н. Л.Толстой в педагогических трудах Н.К. Крупской.- /Н.Гусев, Л.Толстой,Н.К. Крупской. - Тула: , 1971. 47 с.
REFERENCES:
1. Kotelova, N.Z. Meaning of the Word and its Combinability (to formalization in linguistics)/ N.Z. Kotelova. - L., 1975. - 164 p.
2. Pokrovsky, M.M. Selected Works on Linguistics/ M.M. Pokrovsky. - Selected Works on Linguistics. -M., 1959. - 382 p.
3. Smirnitsky, A.I. On the Issue of Word (the problem dealing with «word identity»// Selected works on linguistics of SSSR AS/ A.I. Smirnitsky. - 1954. - V.4. - 331 p.
4. Shansky, N.M. Lexicology of Modern Russian Language/ N.M. Shansky. - M., 1972;
5. Shmelyov, D.I. Problems of Semantic Analysis Dealing with Vocabulary (on the material of the Russian language)/ D.I. Shmelyov. - pp. 55, 280 p.
6. Gusyev, N. L. Tolstoy in Pedagogical Works Belonging to N.K. Krupskaya/ Gusev N, Tolstoy L, Krupskaya N.K.- Tula: 1971. - 47 pp.
Особенности содержания словарной работы по русскому языку в таджикской школе Ключевые слова: сочетаемость, лексикология, семантика, деривация, количественный, синквейн, коммуникация, кластер, формирование, совокупность, деятельность, инновация, целесообразность, анализ, обогащение, профессиональный, общеупотребительный, вульгаризмы, жаргонизмы.
Статья посвящена проблеме изучения русского языка и обогащения словарного запаса в национальных школах. Проблема овладения русским языком в настоящее время является актуальной. Без знания русских слов, невозможно свободно владеть русским языком, так как слово- фундамент любого языка. В поисках ответа на вопрос «Как развить речь и обогатить словарный запас?» в статье были рассмотрены пути и методы обогащения словарного запаса. Для решения этой задачи рассмотрена систематическая работа учителя с учениками Главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства русского языка.
Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью.
Рассматриваются различные приемы словарной работы на уроках русского языка в школе, исследована проблема организации данного вида работы на уроках русского языка в начальных классах.
Рассмотрены оптимальные виды заданий и упражнений, способствующие эффективному обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в таджикских школах и представляющие интерес для методики проведения словарной работы. Прилагаются некоторые методические рекомендации для учителей и педагогов, имеющих сложности в разработке заданий по обогащению словарного запаса. Кроме использования традиционных видов словарной работы указаны и инновационные методы обогащения словарного запаса, развивающие умение не только правильно и логически осмысленно читать, но и последовательно и ясно строить свою речь и излагать свои мысли на русском языке.
Peculiarities of the Context of the Work with Vocabulary in Regard to Russian Language in Tajik Schools
Key words: combinability, lexicology, semantics, derivation, quantitative, communication, cluster, formation, integration, activity, innovation, expediency, analysis, enrichment, professional, common-usage, vulgarisms, jargonisms
The article dwells on the issue related to the study of the Russian language and enrichment of the lexical stock in national schools. Currently the problem dealing with mastering of the Russian language is considered as an actual one. Without knowing Russian words it is impossible to master Russian language spontaneously, because the word is a foundation of each language. The ways and methods aimed at the
enrichment of the lexical stock have been analyzed in the quest of answering the question entitled «How do we advance and enrich the lexical stock?». In order to tackle this task the author dwells on the systematic work between teacher and pupils. The principle task of the teacher of language and literature is to correctly teach and use all the wealth of the Russian language freely.
The quality of mastering with oral and written speech is in abundance of the lexical stock, locutions of speech and the abilities of organizing syntactical units harmoniously, logically and correctly. From this viewpoint vocabulary work with pupils is considered as an optimal means of literary speech mastering.
In her article the author canvasses various examples of vocabulary work at Russian language lessons in elementary forms.
Optimal types of tasks and exercises promoting an effective enrichment of lexical stock of pupils in the Russian language in Tajik schools and being of interest for teaching methods in conducting vocabulary work are considered. Some methodical recommendations for teachers and pedagogues who have complexities beset with working out the tasks on lexical stock enrichment are applied. Besides of the illustration of traditional types of vocabulary work the author shows innovative methods beset with enrichment of lexical stock developing the ability of not only correct, logical and meaningful reading, but of constructing speech patterns and expounding one's thoughts in the Russian language, either.
Сведения об авторе:
Якубова Анисахон Анварходжаевна, соискатель кафедры развития устной и письменной речи русского языка, преподаватель кафедры МПРЯЛ факультета русской филологииХуджандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E- mail: [email protected]
Information about the authors:
Yaqubova Anisakhon Anvarkhajayeva, Claimant of candidate degree of the Department of the development of oral and written speech of the Russian language, teacher of the department of the methods of teaching in regard to Russian language and literature of the Faculty under Khujand State University named after acad. B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E- mail: yusuf 2007 @List.ru