УДК 482(07):001.8 ББК 74.268.120:73
Кулиш Илья Анатольевич
аспирант
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка
и литературе
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kulish Ilya Anatolievich Post-graduate
Department of Russian Language and Literature and methods of teaching Russian
language and literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса. ^e use of interactive technologies in the Russian language lessons in primary schools as a means of formation of cognitive interest.
В статье раскрывается одно из средств формирования познавательного интереса учащихся к предмету «Русский язык» в начальной школе средствами интерактивных технологий, к которым мы относим совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, её обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
The article shows one form of cognitive tools and student interest in the subject of "Russian language" in the elementary school by means of interactive technology to which we refer a set of technologies that provide a record of the information, its processing and information exchanges (transmission, distribution, disclosure).
Ключевые слова: интерактивные технологии, познавательный интерес, языковые задачи, уроки русского языка, начальная школа.
Key words: interactive technology, cognitive interest, language problems, Russian language, elementary school.
В связи с бурным развитием интерактивных технологий огромное место в
образовании занимает использование интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников. Применение интерактивных технологий способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуального подхода в образовании школьников, формированию у них познавательного интереса.
Содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями в области педагогических наук по-разному: от целостных
динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий), до избирательного отношения (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова).
В практике обучения русскому языку в начальной школе сложилось вполне определённое понятие формирование познавательного интереса к предмету «Русский язык». Вместе с тем нельзя не отметить, что в развитие познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание. Т.С. Панфилов и др. - повышение познавательного интереса видят в письменных работах по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы; другие Т.В. Напольнова, И.М. Подгаевская развитие познавательного интереса видят в решении учащихся лингвистических учебных задач воплощенных в языковом факте, где поиск способа решения целиком возлагается на учащегося; М.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская др. повышение познавательного интереса видят в творческих диктантах; Р.Н. Бунеева., Е.В. Бунеев., О.В. Пронина в занимательности процесса обучения русскому языку.
Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Мы признаем, что познавательный интерес - значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника на уроках русского языка.
Специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приёмов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока русского языка с использованием интерактивных технологий повышает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами [8].
Под интерактивными технологиями понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации обучения русскому языку в начальной школе.
Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе формирует познавательный интерес младшего школьника, повышает качество освоения языковых единиц и решает следующие учебнопознавательные задачи:
1. Повышать орфографическую зоркость,
2. Развивать словарный запас,
3. Развивать устную речь,
4. Осуществлять контроль над качеством обучения русскому языку, (компьютерная диагностика).
Рассмотрим каждую из учебно-познавательных задач более подробно:
1. Повышать орфографическую зоркость.
Умение обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Низкая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок. Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нём «опасное место». Значит, слово представляется зрительно. При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ. Он составляет основу развития не только устной, но и письменной речи. Как показывают исследования и опыт большое значение имеет проговаривание, оно позво-
ляет более точно воспринимать речь. В настоящее время в начальной школе применяется методика П.С.Тоцкого. В основе его методики лежит орфографическое чтение. Чтобы запомнить написание слова, учащийся должен несколько раз проговорить его вслух, так как оно пишется. Эта методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо, но не может быть универсальной, так как теряется теоретическое осмысление слова. И зрительное, и слуховое восприятие слова прочно ложиться в нашу память. Но без опоры на понимание, на мыслительную деятельность усвоение невозможно. Чем глубже и шире материал, тем больше функционирует память.
Прочному запоминанию способствует использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе, которые помогают учащимся в поисках ответа осмысливать учебный материал, устанавливать соотношение, связи, обеспечивая тем самым переработку усваиваемого материала.
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: на интерактивную доску проецируется динамическая презентация. Почтальон принёс письмо, к сожалению, когда он шёл, то попал под дождь, но из письма понятно, что это приглашение, давайте разгадаем, куда же нас приглашают.
Дети определяют, куда их пригласили:
огород парк Море Школа столовая Зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки Тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2. Составить предложения, используя данные слова.
Ценность таких презентаций заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развить орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль динамических презентаций состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Младший школьник с удовольствием выполняет любые задания и упражнения, зафиксированные на интерактивной доске. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
2. Развивать словарный запас.
Словарные работа на уроках русского языка в начальных классах являются одними из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, связной речи. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать интерактивные технологии, направленные на расширение активного словаря учащихся, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
В методике различают словарно-семантическое, словарноорфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формирующих навык правописания. Слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать); лексическом (выяснение значения слова); орфографическом (учимся писать это слово); в контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения). С использованием интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе, фотография слова, выделение цветом, использование слова в динамических презентациях, помогает учащимся в поисках от-
вета осмысливать изучаемое слово, устанавливать соотношение, связи, использования этого слова в речи, тем самым повышая переработку усваиваемого материала.
3. Развитие устной речи.
Развитие речи - необходимая составная часть содержания, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет - русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути использования интерактивных технологий и создание системы презентаций по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.
Использование интерактивных технологий на уроках русского языка позволяют учащимся моделировать ситуации из реальной жизни. Драматизация, которая может быть создана с помощью интерактивных средств, оптимально сочетает коммуникативные потребности и возможности их выражения. Это позволяет избежать противоречия между потребностями обучаемого в общении и ограниченным языковым опытом. Наше исследование показало, что при использовании интерактивных технологий более пристальное внимание надо уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи.
3. Осуществлять диагностику за качеством обучения русскому языку (компьютерная диагностика). Диагностика по русскому языку в начальной школе, специально разработанная система диагностических компьютерных тестов, позволяющих проконтролировать качества освоения языковых единиц, а также в ходе диагностики выявить причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, которая поможет избежать ошибок в дальнейшем.
Исследование показало, что формирование познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе с использованием интерактивных технологий носит видовое разнообразие, связанное с совершенствованием сис-
темы предлагаемых языковых знаний, с расширением и уточнением языковых задач, направленных на их освоение. Трудность в освоении русского языка младшим школьником заключается в отсутствии познавательного интереса к самому предмету, хотя знания содержания предмета «Русский язык» обеспечивает успешность обучения младших школьников по всем предметам и закладывает основы для развития языковой личности. Исходя из современного развития общества и интересов младших школьников, мы определили средство формирования познавательного интереса к русскому языку - интерактивные технологии, под которыми понимаем совокупность методов, обеспечивающих фиксацию информации, её обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие), через использования на уроке: динамических презентаций, компьютерной диагностики, фотографий, интерактивного моделирования, текстовых и иных учебных материалов, необходимых для организации обучения русскому языку в начальной школе.
Библиографический список
1. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации/ А.Б. Воронцов// Серия «Новые образовательные стандарты», 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.
2. Львов, М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987 - С. 5.
3. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.».— М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
4. Мифтаханова, Г.Ф. Применение информационной технологии для повышения познавательной и творческой активности учащихся на уроках в начальной школе // Информатизация образования. Проблемы и поиски - 2007. - №8. -С.26-32.
5. Молокова, А.В. Компьютер на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 2006. - №8. - С.39-41.
6. Осипова, О.П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №1. - С.51-56.
7. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий// Начальная школа. -2004. - №3. - С. 21-24.
8. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогиче-
ских вузов/ отв. редактор Н.П. Безрукова. - М.: Университетская книга, 2008. -160 с.
Bibliography
1. Vorontsov, AB Organization of educational process in elementary school: Guidelines / AB Vorontsov / / Series "New educational standards", 2nd ed. - M.: VI-TA-PRESS, 2011. - 72.
2. Lions, MR, Ramzaeva TG Methodology of teaching Russian language in primary school. - M.: Education, 1987 - S. 5.
3. Lions, MR Dictionary of Russian language method: Textbook. aid for students ped. in-tov on spec. "Rus. lang. and lit. ". - M.: Education, 1988. - 240.
4. Miftahanova, GF The application of information technology to enhance the cognitive and creative activity of students in the classroom in an elementary school / / Informatization of Education. Problems and Search - 2007. - № 8. - P.26-32.
5. Molokova, AV Computer literacy in the classroom / / Primary School. - 2006. - № 8. - P.39-41.
6. Osipova, OP Digital educational resources in teaching younger students / / Primary School. - 2009. - № 1. - P.51-56.
7. Sokolov, TE Parenting cognitive interests of younger schoolboys means of new information technologies / / Primary School. - 2004. - № 3. - S. 21-24.
8. Digital educational resources in the school: a methodology for use. Elementary School: a collection of teaching materials for pedagogical universities / Min. NP Editor Bezrukov. - M.: University Book, 2008. - 160.