УДК 372.881.161.1
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н.В. Алексеева* А.В. Веселовацкая**
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Одним из главных направлений мы выбираем работу над формированием навыка грамотного письма. В методике обучения орфографии большое внимание уделяем поиску путей и средств повышения эффективности обучения.
Ключевые слова: русский язык, орфографическая зоркость, начальная школа.
DEVELOPMENT IN LEARNED TYPOGRAPHICAL VIGILANCE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
N.V. Alekseeva A.V. Veselovatskaya
Improving spelling literacy of students remains a major concern methods of teaching Russian language in elementary school. A major focus is to work on the formation of the literacy skills of writing. In the methods of teaching spelling a lot of attention is paid to finding ways and means to improve learning.
Keywords: Russian language; spelling vigilance; an elementary school.
Как и многих учителей начальных классов нас волнует проблема грамотного письма учащихся.
Ещё в период обучения грамоте (система развивающего обучения) мы поставили перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости -слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости - зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическую задачу. Но и в этот период у нас не получалось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме - так как нас тогда больше интересовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, нести диалог на уроке и т.д. Эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности.
Анализ диктантов, проводимых по раз^ным темам, заставил нас задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы проводился по двум позициям количества ошибок: классификация ошибок по орфограммам. Это дало возможность выявить классификацию учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости (хотя причины были у каждого ребёнка свои). Вот некоторые из них:
• незнание правил;
• знание правила, но неумение их применять;
• дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
• отсутствует положительная мотивация;
• плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
* Алексеева Наталья Владимировна, учитель начальных классов средней школы № 497 Санкт-Петербурга. E-mail: [email protected]
** Веселовацкая Алина Валентиновна, учитель начальных классов средней школы № 497 Санкт-Петербурга. E-mail: [email protected]
• дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Вся работа со слабоуспевающими учениками была разбита на несколько этапов.
Первый этап - выяснительно-организационный.
Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работах, установить количественный состав слабоуспевающих учащихся и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.
1. Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.
«Экран» выглядит следующим образом:
№ п/п Список детей Орфограммы
2. Для каждого слабоуспевающего ученика был заведён «Дневник грамотности».
Типы ошибок учащиеся должны определять сами, но сначала их надо этому научить.
Вот так выглядит дневник грамотности:
№ п/п Типы ошибок Количество ошибок Число и месяц проведения проверочной работы
На последующих страницах дневника, отведённые на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. (Мы берем только проверочные и контрольные диктанты, хотя можно включать и другие виды работ.) Каждое слово сначала пишется правой, а затем левой рукой. Во время написания левой рукой внимание более длительное время фиксируется на правописании слова. Это касается словарных и проверяемых слов. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание: учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».
Повторно сделав ошибку в том же слове, уче-
ник делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.
На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».
Надо помнить, что «Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.
3. В рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников мы пишем слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.
4. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.
5. Разработка памятки «Работа над ошибками».
После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.
На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.
На втором этапе - методико-отборочном -была поставлена задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.
Третий этап - тренировочно-технологический.
Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал.
Например:
• списывание слов с доски с пропуском букв:
• использование различных группировок (в устной и письменной форме);
• работа в паре с последующей взаимопроверкой;
• использование ребусов, кроссвордов, загадок:
• игра « Подскажи словечко...» и др.
Формы работы, которые вводятся
на этом этане, различны:
- списывание с разнообразными заданиями:
- диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные , картинные, диктанты но памяти;
- диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом оставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желаемый результат в этой работе:
- разнообразные творческие работы, цель которых — развитие связной речи и расширение запаса слов:
- свободные диктанты, изложения, сочинения, мини - диктанты.
Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.
Следующий, четвертый этап - итогово-диагностический
Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество слов па каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте вперемешку).
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать [1,с. 10], а успех всей работы зависит от ряда условии, главными из которых, по нашему мнению являются:
1) четкое планирование всей работы,
2) тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками;
4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
В заключении хотелось бы отметить, что работа по развитию орфографической зоркости проводится нами на протяжении всего курса начальной школы. Из нашего опыта следует, что систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности ребенка, помогает выполнять мысленные операции такие как: сравнение, наблюдение, группировка, установление сходства и различия, что ведет к эффективному усвоению изученного материала.
Литература
1. Плотникова Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка // «Начальная школа» М., 2011 г. № 5
2. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе. М., 2010 г.
3. Преподавание в начальной школе: форум // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: сайт, Москва, 2010. иіІЬ:1іир:/Ле5гіуа1. lseptember.ru/articles/553809/ (дата обращения: 12.05.2011).