УДК 378.147
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Устинова H.H.
Россия, г. Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant lecturer N.N. Ustinova
Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48
H.H. Устинова
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ РУССКИХ И ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются возможные причины снижения общего уровня грамотности, предлагаются упражнения, способствующие тренировке памяти, внимания и, как следствие, повышению уровня орфографической зоркости студентов. Предлагаемые задания рассчитаны на русских и иностранных студентов.
N.N. Ustinova
SPELLING ATTENTIVENESS FORMING AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE
In the article possible reasons of literacy decrease are concerned and the exercises are offered which are aimed at memory and attentiveness training and spelling attentiveness increasing. The exercises can be used for Russian and foreign students as well.
Язык, будучи тесно связанным с мышлением, отражает интеллектуальное развитие человека. Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Одной из основных задач преподавателя русского языка является обучение грамотному письму, иными словами - формирование орфографической зоркости учащихся.
©Устинова H.H., 2011
Способность видеть орфограммы -- это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Эту способность надо у учащихся воспитывать. Орфографической зоркостью называют умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции.
Опыт моей работы не ограничивается работой в ВУЗе, я работала и в школе. Сравнение результатов письменных работ учащихся за несколько разных лет позволило обнаружить проблему снижения уровня практической грамотности. Необходимо искать новые способы и методы или совершенствовать забытые старые при которых можно достичь следующих целей:
а) остановить темпы снижения уровня грамотности,
б) направить этот нежелательный процесс в противоположную сторону.
Я думаю, что основными причинами неразвитости орфографической зоркости являются низкий уровень развития произвольности внимания, не-сформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
С этими проблемами и надо начинать бороться. Но как? Вот притча. Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. « Не видишь, я работаю!» - сердито ответил лесоруб. « Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай, мне некогда, мне работать надо», - ответил упрямый лесоруб. Часто решение поставленной проблемы напоминает эту притчу.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Это реально помогает в решении поставленной задачи, способствует лучшему запоминанию.
Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от
практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
На мой взгляд, неплохие возможности предоставляет Нейролингвисти-ческое программирование. НЛП -направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. Оно возникло в 1974 г. ( с выходом в свет книг Д. Гриндера и Р. Бэндлера) как эффективная модель коммуникации.
В основу НЛП положено следующее научное представление: известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус. В нашем мозгу полученная органами чувств ( сенсорная) информация трансформируется в некоторое представление, модель ( репрезентацию ). Эти индивидуальные модели в НЛП называются репрезентативными системами.
Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия - В ), на слух (аудиальная система восприятия - А ), в ощущениях ( кинестетическая система восприятия - К ). Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек тем не менее использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: визуалы, аудиалы, кинесте-тики.
Кроме того, исследования психологов свидетельствуют, что ведущая модель построения мира зависит от возраста. Так ученики начальной школы в основном кинестетики, учащиеся среднего звена- более аудиалы, а в старшей возрастной группе- более визуальны.
Второе научное представление, лежащее в основе НЛП, - представление о памяти как о способе хранить воспринятую информацию ( и трансформированную в модель ) и воспроизводить её. Данное представление связано с лево- и правополушарной памятью, а также концепцией доктора Р.Сперри о доминировании одного из полушарий у человека. [5]
В связи с этим, особенную роль на занятиях играют упражнения, направленные на развитие памяти студента. Это очень важная задача, которая стоит перед преподавателем - словесником и не только. Ведь будущему студенту (слушателю подготовительных курсов), или первокурснику, которому придётся ещё долго учиться, постигая науки, она необходима особо.
Что значит хорошая память учащегося? По мнению психолога Л. Б. Ермолаевой-Томиной, это такая память, которая обеспечивает «скорость запе-чатления, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала». [4]
В настоящее время мне приходится работать с русскими студентами инженерного профиля по предмету "Русский язык и культура речи", а также с иностранными подготовительного факультета и старших курсов. Проблема не меняется. Она остаётся и требует более пристального внимания. Труд этот кропотливый, но положительные результаты радуют. Итак, поведу речь о том, как повысить уровень практической грамотности учащихся на уроках русского языка на основе НЛП. Под
практической грамотностью мы подразумеваем прочно сформированные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований, овладение учащимися нормами правописания русского литературного языка.
Рабочая гипотеза: если мы будем развивать внимание, мышление, память, то окажем существенное положительное влияние на уровень грамотности учащихся, т.к. между перечисленными психическими процессами и письмом существуют тонкие, прочные, взаимозависимые корреляционные связи.
НЛП - технология достаточно органично встраивается в процесс обучения, непосредственно в занятие. В принципе, все традиционные структурные элементы урока естественно, активно «откликаются» на использование НЛП- приёмов. Их эффективность обуславливается внешне привлекательной для учащихся формой и содержанием, развивающим и управляющим психическими процессами каждого.
Остановимся подробнее на уроках по развитию памяти. Работа по развитию начинается с диагностики, чтобы получить общую характеристику того или иного качества памяти у учащихся и выявить индивидуальные различия. Эти необычные занятия имеют определенную тему и цель, которые направляются как на развитие, так и на углубление знаний по русскому языку, на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития подбирается такой материал, чтобы он одновременно «работал» и на русский язык. Например, упражнения по развитию зрительной и слуховой памяти составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении или контроле.
На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся
качество выработки того или иного приема по развитию. По окончании работы учитель собирает и проверяет выполненные работы. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записываются в ученическую тетрадь, что дает студенту возможность наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. (Для записи результатов используются последние страницы тетради).
Оценка интеллектуального развития учащегося идет не по принципу абсолюта (сравнения с каким-то стандартом или другими), а каждого учащегося сравнивают с ним самим, т. е. результаты контрольных работ сопоставляются с результатом диагностики).
Практика показала, что при направленности на развитие учебный процесс приобретает для учащегося личностный смысл. Неуспевающему становится ясна причина его неуспеваемости, он узнает о способах ее преодоления — это заставляет его действовать, устранять недостатки.
Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Действие механизмов непроизвольного запоминания учитывается при формировании у учащихся и навыков произвольного запоминания: следует «уярчать» неяркое, включать запоминаемый материал во все виды работ на уроке.
В работе необходимо учитывать и индивидуальные различия в памяти, которые проявляются в следующем:
1) в преобладании одного из видов памяти (нас интересуют зрительная и слуховая), что определяет способности учащихся легче усваивать материал при той или иной форме подачи, то есть
при зрительном или слуховом восприятии;
2) в способности запоминать разные по силе раздражители («слабые» или «яркие»);
3) в скорости перехода заучиваемого материала кратковременной памяти в долговременную.
От этих особенностей зависят объем, прочность и точность запоминаемого материала, который для всех учащихся подается в одинаковой форме, а воспринимается и усваивается ими по-разному.
Знание обучающихся особенностей своей памяти поможет им не только преодолеть недостатки, но и найти индивидуальный стиль запоминания. Задача преподавателя — помочь студенту в этом поиске и стимулировать развитие его памяти. Сейчас я продемонстрирую примерные упражнения по развитию памяти, и формированию орфографической зоркости. Вот те, которые я применяю при работе со студентами на практических занятиях.
Пример упражнения: поиск орфограмм в "чистом" тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
-самостоятельно проверить результат работы;
-видеть пробелы своих знаний и корректировать свои действия;
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Для работы по формированию орфографической зоркости на втором
этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две -три проверочных карточки.
Орфографическое чтение
предполагает чтение текста по-буквенно, с проговариванием орфограмм.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Письмо с проговариванием.
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет всех, постепенно группа начинает работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может преподаватель, затем сильные ученики, потом в работу включаются студенты. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если учащийся вдруг проговорил слово с ошибкой, группа и преподаватель не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Зрительный диктант.
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объяс-
няется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех пред-ложений).Затем учащимся предлагается "сфотографировать" отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и учащиеся еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.
Диктант " Проверяю себя".
Выполняя этот диктант, учащиеся могут консультироваться с преподавателем, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта "Проверяю себя" состоит в том, что учащиеся начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Специально организованное списывание по памятке
(можно использовать при работе с иностранными студентами):
Памятка.
1 .Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Какографические упражнения.
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учащимися умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Обычно подобные задания я даю для при повторении или на контрольных занятиях. Предварительно даётся установка, что в тексте есть ошибки, которые необходимо исправить. Это делается для того, чтобы внимание учащегося было направлено именно на поиск ошибок, а не на запоминание.
Эффективно для формирования орфографической грамотности письмо наизусть. И вновь нужно при этом виде работы применять орфографическое чтение и проговаривание. Письмо по памяти провожу по следующей схеме:
* первоначальное (орфоэпическое) чтение текста (осмысление);
* беседа по тексту (правильно ли понят текст учащимися);
* орфографическое чтение;
* заучивание текста наизусть по смысловым отрывкам;
* орфоэпическое воспроизведение всего текста;
* орфографическое проговаривание всего текста;
* письмо по памяти;
* проверка написанного по первоисточнику, исправление ошибок, объяснение орфограмм.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет учащегося думать (то же можно рекомендовать при работе с иностранными студентами).
Ещё я использую лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность учащихся выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь литературы и языка.
Итак, подобные виды работ в целях повышения уровня грамотности проводятся мной на практических занятиях. Я считаю, что эта работа является весьма эффективной и в то же время сберегающей здоровье, так как не происходит переутомления учащихся вследствие того, что в процессе обучения задействован не один вид памяти, а сразу несколько ее видов. Грамотность в этом случае рождается и закрепляется на подсознательном и сверхсознательном уровне, а правила ее лишь закрепляют.
Библиографический список
1. Введенская JI.A., Червинский П.П. Теория и практика русской речи: (Новые темы в программах для школы и ВУЗа).- Ростов на Дону:Феликс, 1997.-478с.
2. Сухотинская A.B. Репетитор. Русская орфография и пунктуация.-М., 1992.-190с.
3. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии: О сложном просто и легко.-М.,2002.-160с.
4. Мурашов A.A. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента.- М., 2004.-142с.
5. Павлова М.А. Повышение грамотности с помощью НЛП,- М.Изд-во института психотерапии, 2000.-240с.
References
1. Vvedenskaya L.A., Chervinsky P.P. Theory and practice of Russian speech. - Rostov-on-Don, 1997.-478 p.
2. Sukhotinskaya A.V. The coach. Russian spelling and punctuation. - Moscow, 1992. - 190
P-
3. Golub I.B. The lessons of Russian spelling. - Moscow, 2002. - 160 p.
4. Murashov A.A. Absolute literacy. - Moscow, 2004. - 142 p.
5. Pavlova M.A. Literacy increase with NLP technologies. - Moscow, 2000. - 240 p.
УДК 801.3
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Сычева JI.B.
Россия, г.Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
The chair of Russian language and cross-cultural communication, senior lecturer Sychyova L. V.
Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48
JI.B. Сычёва
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме методики обучения письму и письменной речи иностранных студентов. В ней рассматриваются группы различных письменно-речевых упражнений, направленных на формирование у студентов письменных навыков и умений.
L.V. Sychyova
THE PROBLEM OF TEACHING WRITING TO FOREIGN STUDENTS
The article is devoted to the methods of teaching writing to foreign students. The groups of various exercises aimed at written skills forming are sited.
Современная теория и практика подготовки специалистов нового типа, обладающих высоким профессионализмом и способных к творческой деятельности, поставлены перед необходимостью улучшения и систематизации самостоятельной работы студентов по всем учебным дисциплинам.
© Сычева Л.В., 2011
Её значимость подкрепляют такие тенденции современного учебного процесса как динамизм, дифференциация обучения [1]. Русский язык, как и любой другой учебные предмет, должен быть существенным, формирующим личность фактором, который необходим для разностороннего развития студентов и полноценной реализации их возможностей.