Научная статья на тему 'К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка. У младших школьников'

К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка. У младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2470
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / ОРФОГРАММА / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербашина Инна Владимировна

В статье представлены теоретические аспекты формирования у младших школьников орфографического навыка и орфографической зоркости. Орфографическая зоркость рассматривается как первичный элемент самоконтроля учащихся и необходимое условие формирования полноценного орфографического навыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербашина Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка. У младших школьников»

УДК 811.161.1354 ББК 81.2Р Щ-63

Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания педагогического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: mgtu nauca@mail.ru.

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(рецензирована)

В статье представлены теоретические аспекты формирования у младших школьников орфографического навыка и орфографической зоркости. Орфографическая зоркость рассматривается как первичный элемент самоконтроля учащихся и необходимое условие формирования полноценного орфографического навыка.

Ключевые слова: орфографический навык, орфограмма, орфографическая зоркость, признаки орфограмм, орфографическая грамотность.

Scherbashina Inna Vladimirovna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair of Russian language and methods of teaching, faculty of pedagogics, Adyghe State University, email: mgtu_nauca@mail.ru.

ON THE THEORETICAL BASIS OF THE FORMATION OF SPELLING SKILLS IN

PRIMARY SCHOOL

The article presents the theoretical aspects of the formation of spelling skill and vigilance in primary school. Spelling vigilance is regarded as a primary element of students’ self-control and a necessary condition for the formation of high-level spelling skills.

Keywords: spelling skill, orhphogram, spelling vigilance, signs orhphogramm, spelling literacy.

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения, писать нужно учиться. А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» [4, с.5]. Если устная речь с самого начала используется человеком для коммуникации, то письменная речь должна пройти определенный путь технической подготовки, прежде чем стать средством общения.

Формирование у школьников прочных навыков письма — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме.

В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. Но их применение обычно ограничивается доступными случаями, без осложнений, на понятной детям лексике. Многие написания, которые в старших классах могут быть проверены, здесь усваиваются практически, на основе запоминания и языкового чутья. Материал по орфографии в начальных классах достаточно обширен и многообразен. Это необходимо для того, чтобы понять орфографическую систему, логику предмета, обоснованность правил, конкретных написаний и способов проверки орфограмм.

По определению Н.И. Жинкина, письмо — это своеобразный код, с помощью которого фиксируется устная речь. Как и всякий иной код, письмо характеризуется принятыми в данной письменности условностями.

Многие алфавитные системы мира прошли многовековой путь развития. Они совершенствовались в связи с развитием звуковой стороны языков, но полного соответствия между системой звуков и алфавитом в том или ином языке в силу ряда причин не наблюдается. Употребление букв регулируется особыми правилами, которые устанавливает орфография. Орфография определяет нормы письменной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на определенном этапе его развития.

Средства нашего письма позволяют передать звучание слова разными способами. Одни из них правилами графики и орфографии узаконены, другие запрещаются.

Объектом применения правила является орфограмма. В исследованиях М.М.Разумовской [5] доказана эффективность обучения орфографии, если в его основу положена система работы с орфограммой как объектом применения правил, как конкретной реализацией принципов правописания, как нормативным графическим вариантом фиксируемой при письме единицы языка. В лингвистике и в методике пока еще не сложилось единого определения орфограммы. Л.Л. Касаткин, П.А. Леконт определяют орфограмму как такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу [6 с. 435].

В определениях М.Т. Баранова и М.Р. Львова подчеркивается наличие в орфограмме графических вариантов при единственном орфографически возможном:

(м — ряк).

а

Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя—тремя), но из которых только один принят за правильный» [1, с.4].

Орфограмма — это «написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании; в орфограмме всегда не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий» [3 с. 17].

В определении П.С. Жедек подчеркивается незаданность написания произношением: «Орфограмма - это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которые не устанавливаются на слух»[2, с. 131].

В сущности, эти определения идентичны, поскольку указывают на отличительную особенность орфограмм: если есть выбор графических знаков (букв), значит есть орфограмма.

Современная методика обучения орфографии рекомендует строить процесс формирования у учащихся относительной орфографической грамотности на базе понятия «орфограмма».

Словом «орфограмма» младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Еще в период обучения грамоте опытный учитель включает в письменные упражнения первоклассников не только такие слова, как «дом», «слива», «кукла», - так называемые алфавитные или фонетико-графические написания, основанные на прямом соотношении между звуками и буквами, - но и слова типа «снег», «ежик», в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребенка не возникла иллюзия благополучия. Важно, чтобы ученик, улавливая несоответствие в произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо освоение и других законов письма. Именно

поэтому большинство учителей учат детей буквально с первых шагов находить проблемные места в словах через установление разницы между звуковой и графической формой слова. Ученики подчеркивают эти места, вслед за учителем называют их «орфограммами» и в дальнейшем свободно оперируют этим термином.

Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Научить детей видеть орфограммы — значит сформировать "орфографическую зоркость». По определению М.Р. Львова, «орфографическая зоркость — это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. .Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие)» [3, с. 39].

Впервые термин «орфографическая зоркость» встречается в трудах методиста и педагога конца XIX века В.П. Шереметевского. Отмечая неразвитость зрительной памяти учащихся, даже полное ее отсутствие, неспособность учащихся противопоставить зрение слуху, В.П. Шереметевский говорил о необходимости развивать у них внимание к написанному слову, рекомендовал проводить упражнения, которые развивают именно «память зрения» и орфографическую зоркость. Именно в этом узком прямом смысле первоначально понималась орфографическая зоркость — как умение, способность только с помощью зрительного восприятия обнаружить определенную орфограмму, вызывающую затруднение при письме.

В последующие годы понятие орфографической зоркости расширилось: под орфографической зоркостью стали понимать умение заметить трудность, независимо от характера восприятия орфограмм — зрительного или слухового, при списывании, во время диктанта или в процессе творческой работы, до письма (предупреждение ошибок) или после письма (исправление ошибок). При таком понимании орфографической зоркости в ее содержание входит не только обнаружение орфограмм, но и их распознавание, соотнесение с определенными орфографическими правилами.

Л.А. Фролова предлагает следующие группы опознавательных признаков орфограмм:

1) фонетические признаки включают фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например: для гласных — положение в безударном слоге, для согласных - положение в абсолютном конце слова или перед парными согласными. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование «языкового чувства», интуиции, на развитие речевого слуха у учащихся;

2) звуки, звукосочетания, буквы, буквосочетания, содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например: гласные а-о, е-и-я; парные звонкие и глухие согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, 3-с, ж-ш; сочетания стн(сн), здн(зн);

3) морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или звукосочетаний, букв или буквосочетаний в приставке, в корне, суффиксе или в окончании;

4) морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определенной части речи (например, безударное падежное окончание имени существительного) и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;

5) семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;

6) при переносе слов с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав слова [8, с.94].

Для развития орфографической зоркости нужны значительный объем памяти, ее готовность, четкое знание грамматики и орфографических правил. Узнавание орфограммы, соотнесение ее с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать учащегося от содержания того, что он пишет.

В процессе специально организованной работы у учащихся вырабатывается орфографическая зоркость как первичный элемент самоконтроля. Умение списывать слово без ошибки, сверять списанное с текстом книги, с написанным на доске, определять орфограмму — все это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, видеть образ слова в его правильном написании. Постепенно такая зоркость в результате многократных повторений и побуждений со стороны учителя становится привычной, переходит в умение проверять себя, следить за своим письмом. У ученика появляется потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычка контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.

Таким образом, понятия «орфограмма», «орфографическая зоркость» являются составной частью и необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка, который заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы, опознавать их; в способности и привычке учащихся следить за правильностью написания; в умении проверять написанное и находить ошибки.

Литература:

1. Баранов М.Г., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 1У-УШ классах: пособие для учителя. Киев: Радянская школа, 1987. 224с.

2. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения

3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Флинта: Наука, 1998. 208с.

4. Лурия А.Р. Очерки психофизеологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-84с.

5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 1992. 192с.

6. Русский язык: учеб. для студ. высш. пед . учеб. заведений / Л.Л.Касаткин [и др.]; под ред. Л.Л. Касаткина. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 768с.

7. Соловейчик .- М.: Просвещение, 1993. С.123-169.

8. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2002. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.