УДК 372. 881
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-1-18-26
ТЕОРИЯ ИНТУИТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Е. В. Антуфьева
МКОУ «Староюгинская общеобразовательная школа» Каргасокскогорайона Томской области
Анализируются ключевые положения теории интуитивной грамотности, разрабатываемой в рамках психолингвистического направления в изучении языка. Речь идет о способах применения в практике школьного преподавания русского языка концепции, апеллирующей к анализу особенностей индивидуальных показателей носителя языка (языковой способности, языкового вкуса, языкового чутья). Важным является установление взаимосвязи между теорией интуитивной грамотности и компетен-тностным подходом, определяемым в качестве основного в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения.
Ключевые слова: языковая компетенция, языковая способность, психолингвистика, интуитивная грамотность, орфографическое письмо, функциональное чтение, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Стремительно развивающийся XXI в. повышает требования к специалистам из различных профессиональных сфер, в числе которых одну из ключевых позиций занимает необходимость овладения правильной речью. Грамотность дает человеку возможность быть востребованным на рынке труда. Прежде чем специалист станет профессионалом своего дела, ему много раз придется подтверждать свои знания и умения в области владения языком. Сегодня именно языковая компетенция воспринимается в качестве одного из весомых показателей общей культуры человека, выступает значимой составляющей личностного и делового имиджа [1], основой «совершенствования компетентности языковой личности школьника на разных ее уровнях - культурном, коммуникативном, речевом» [2, с. 58]. Языковую компетенцию можно определить как «совокупность правил анализа и синтеза единиц языка», которые позволяют «пользоваться системой языка для целей коммуникации» [3, с. 39]. Предмет «Русский язык» относится к числу обязательных в программах обучения общеобразовательных, средних и высших профильных образовательных учреждениях.
В связи со сказанным выше проблема изучения методологических оснований обучения грамотности определяется как актуальная, отвечающая требованиям современной ситуации. Отметим также, что в целях оптимизации школьного образования целесообразна интеграция усилий ученых из разных областей научного знания, методистов и практикующих учителей-предметников, предполагающая применение достижений современной фундаментальной и прикладной науки в процессе обучения учащихся. Такой комплексный подход призван повысить качество образовательного процесса, включая уровень сформиро-ванности у школьников компетенций в области владения языком, как того требует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования нового поколения. Степень развитости языковой способности проявляется в непосредственной
взаимосвязи с уровнем общего культурного и личностного развития школьника: «Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. В новом стандарте сделан акцент на то, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, развитием личности» [4, с. 21].
Одним из направлений исследования проблемы, связанной с совершенствованием языковой компетенции школьников, является изучение методологических основ орфографически правильного письма. Эта задача предполагает рассмотрение последнего, в том числе в ракурсе теории интуитивной грамотности (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жин-кин, И. А. Зимняя, Е. С. Истрина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. И. Львова, А. А. Мурашов, С. Л. Рубинштейн, В. П. Шереметевский, Д. Б. Эльконин и др.). Разработка этой теории ведется на стыке разных наук - психологии, языкознания, психолингвистики, нейроп-сихолингвистики, психофизиологии, педагогики, методики обучения русскому языку, лин-гводидактики. Феномен интуитивной грамотности как уникальной формы проявления работы языкового сознания привлекает внимание носителей языка, заинтересованных в процессе эффективного (грамотного, безошибочного, отвечающего нормам) письма и мотивированных на его сознательное формирование и совершенствование в силу определенных жизненных задач (профессиональных, образовательных и пр.).
Интуитивная грамотность, несомненно, имеет психолингвистическую природу, поскольку отражает деятельность таких индивидуальных параметров носителя, как языковое сознание, языковая память, языковая интуиция (чутье), чувство языка. Следовательно, рассмотрение интуитивной грамотности целесообразно осуществлять с опорой на научные концепции, актуальные для психолингвистического направления (теории речевой деятельности, функциональной асимметрии головного мозга и пр.) и предусматривающие анализ взаимозависимости речевого поведения носителя и его психофизиологических свойств. Например, А. Р. Лурия в своих работах говорил о взаимосвязи речевой деятельности носителя (в частности, письма) с личностными психофизическими особенностями: «Тщательное изучение психологического содержания процессов письма, использующее самые различные пути, является очень важным. Оно поможет лучше понять, что именно представляет для учащегося в процессе письма известные трудности, и выработать приемы, с помощью которых можно этими трудностями овладеть» [5].
По мнению С. И. Львовой, «ориентация процесса обучения русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на природные способности человека. Неслучайно поэтому в последнее десятилетие активизировалось внимание к проблеме развития языкового чутья ребенка и построения таких методических систем, которые бы обеспечивали в школьном образовании опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека. В связи с этим принцип опоры на языковое чутье и его развитие признается одним из важнейших направлений, реализующихся в эффективных современных методиках, обеспечивающих интенсивное речевое развитие» [6, с. 41].
Природа языковой интуиции не выяснена до конца, несмотря на то, что «ученые давно занимаются изучением этого процесса и выяснили, что оно существующий факт» [6, с. 41]. Еще в XIX в. В. П. Шереметевский считал, что правописанию необходимо учить. Для этого нужно развивать орфографическую зоркость, чутье, общий интеллектуальный уровень, «память зрения»: «Правила же он считал бесполезными: их знание не обеспечивает грамотного письма» [7]. Методист говорил о необходимости работы с формой слова, наблюде-
ний над его изменениями, выводах, которые должен сделать обучающийся. Именно в этом заключается, по мнению методиста, смысл восприятия правописания как системы, а не как свода правил и формулировок для заучивания.
Современные ученые продолжают развивать идеи выдающихся отечественных ученых. С. И. Львова отмечает: «Опора на языковое чутье ребенка, целенаправленное развитие природной языковой интуиции, которой овладевает учащийся еще в ранние детские годы, - одно из важнейших условий правильной и эффективной организации процесса обучения русскому (родному) языку. Если для маленького ребенка овладение языком - процесс до определенной степени бессознательный, то задача школьного обучения состоит в том, чтобы вызвать в учащемся сознательное отношение к явлениям, существующим в том языке, на котором он думает и говорит. Другими словами, нужно помочь ученику осмыслить законы своего родного языка, осознать свою собственную речевую практику и на основе языкового чутья развивать и совершенствовать разнообразные умения и навыки речевого общения» [6, с. 45].
Теория интуитивной грамотности и методы ее развития способствуют концентрации внимания на процессе правильного письма. Выражение интуитивная грамотность не следует понимать буквально. Нет ни одного человека, который с рождения был бы грамотен. Более того, никто не становится грамотным, избегая процесса обучения. Интуитивной грамотностью, как правило, называют способность людей, которые пишут без ошибок, будто бы не применяя правила и даже не зная их, так сказать, интуитивно. В этом смысле следует отличать интуитивную грамотность от тех навыков грамотного письма, которые сформировались в результате обучения русскому языку. Условимся под интуитивной грамотностью понимать «орфографическое чутье, спонтанно формирующееся в раннем возрасте» [8] благодаря различным навыкам: чтению, устной речи, наблюдениям за языковыми явлениями, изменением формы слова, порядком построения устной и письменной речи в различных ситуациях, нормами языка в зависимости от условий общения.
Словосочетание интуитивная грамотность часто можно увидеть в ряду синонимичных: врожденная, абсолютная, природная грамотность. Считаем, что использование с термином грамотность атрибутива интуитивная наиболее функционально, поскольку в этом случае общий смысл выражения включает в себя представление о многих составляющих: природных возможностях человека, способностях к обучению в любом возрасте, склонности к применению знаний на практике в ситуации речевой деятельности.
Исходя из сказанного выше, вполне закономерно возникают два вопроса: что является условием формирования природной грамотности, можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка? Эти вопросы взаимосвязаны друг с другом: если будет известно, при каких обстоятельствах интуитивная грамотность возникает спонтанно, то тогда, создав эти условия, можно будет целенаправленно формировать эту способность.
Интересную версию обоснования врожденного орфографического чутья предлагает методист Е. Подшивалова. По ее мнению, в процессе письма буквы четко выстраиваются в ряды, образуя цепочки слов (бесспорен факт, что мало кто задумывается, как написать: ма-лако или молоко). Однако при написании сложного слова, например беспрецедентный, возникает необходимость замедлить этот процесс, чтобы продумать возможные варианты написания слова и выбрать верный. В результате этого появляются различные модификации написания слова: бесприцедентный, беспрецидентный, беспрецедетный. Путем выбора выделяется точная версия написания - беспрецедентный. Явно, что в таких случаях рукодвигательный рефлекс замедляется, так как у человека возникает чувство тревоги, которое побуждает выстроить ряд вариантов слова. Лишь когда будет определен письменный образ, идентичный устоявшемуся образу слова в памяти, чувство тревоги исчезает вместе с
определением точной формы написания. Память человека способна собрать огромное количество образов написания слов, которые в сложной языковой ситуации побуждают искать правильный вариант написания путем зрительного контроля. Е. Подшивалова отмечает, что для грамотного письма ребенку необходимо иметь в своей памяти как можно большее количество устоявшихся образов слов. Однако это должны быть целостные образы, автоматически всплывающие в памяти ребенка, а не специально заученные [8].
Интуитивная грамотность направлена на высокую степень осознания выполняемой операции - письма. Следовательно, перед учителем-словесником возникает задача научить ребенка сознательному письму независимо от его вида (по памяти, под диктовку, списывание). Необходимо учитывать, что то, как и в какой степени человек владеет навыком грамотного письма, непосредственно зависит от уровня его возможностей, умений, нервной системы, развития воображения, речи, памяти, внимания и т. д. Некоторые люди благодаря памяти и вниманию, читая, запоминают и в дальнейшем верно воспроизводят правильные образы слов, предложений. Другим необходимы дополнительные упражнения, специальные методики, индивидуальный подход. Существует природная способность головного мозга обрабатывать, запоминать внешнюю оболочку напечатанной информации. Эта способность может проявляться хорошо, средне и даже плохо. Хорошая способность дает право говорить о людях, что высокий уровень грамотности у них от природы.
Однако не стоит обосновывать присутствие интуитивной грамотности у человека исключительно природным даром. Без вовлеченности в процесс чтения этого уровня достичь бы не удалось. Большая часть грамотно пишущих детей - это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами, орфоэпически (т. е. так, как мы говорим), но все это не влияет на качество письма; главное - они видят образ слова. При том, что напрямую утверждать, что читающие дети - грамотные дети, никак нельзя, очевидно: если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих среди читающих детей будет больше. Люди, пишущие с ошибками, скорее всего, не имеют сформированной привычки к чтению литературы. Как правило, дети, пишущие грамотно, проявляют свою любознательность, которая находит свое выражение в необходимости постоянного чтения, развивая тем самым способность мозга запоминать то, как выглядит напечатанное слово. Способность к запечатлению начинает тренироваться по мере того, как ребенок учится читать. Человек, научившийся читать и хоть изредка читающий, эту способность тренирует. Чем больше и чаще читает ребенок, тем больше становятся размеры долговременной зрительной памяти (см. работы Л. С. Выготского, А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.).
Можно утверждать, что грамотность является результатом функционального чтения, когда чтение из процесса переходит в результат: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений» [9, с. 4].
Задачей учителя-словесника, нацеленного в своей педагогической деятельности на развитие интуитивной грамотности, ее использование в процессе обучения русскому языку и
контроля полученных знаний (в процессе написания диктантов, сочинений, изложений, сдачи ГИА и ЕГЭ), является максимальное развитие умений и навыков ребенка как языковой личности. Важным в педагогической деятельности учителя становится подбор упражнений и заданий, которые в максимальной степени могут задействовать все механизмы для развития интуитивной грамотности.
С опорой на систематизацию и обобщение собственного опыта работы со школьниками среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы остановимся подробнее на характеристике разработанного нами комплекса приемов, содержащего в себе упражнения по развитию интуитивной грамотности. За основу были взяты разнонаправленные задания из учебно-методических пособий современных авторов, задействующие материал по разным разделам языка [6, 10-15], адаптированные нами к методике развития интуитивной грамотности.
Каждый урок эффективно начинать с приема «позитивного якорения». Под «якорем» понимаются условные сигналы, связанные с началом урока русского языка, закрепляющие положительные эмоции в процессе обучения. В частности, используются музыкальные фрагменты, ритмические хлопки, звуки - это аудиальный якорь. Это дает возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным, добрым - оно эффективно. Работая с учеником-визуалом, учителю необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, выделять важную информацию цветом на классной или интерактивной доске. Использовать схемы, таблицы, карточки и другие наглядные пособия. Работая с учеником-ки-нестетом, полезно применять жесты, прикосновения. Кинестеты обучаются посредством мышечной памяти. Данный прием эффективен для создания положительной обстановки в условиях необходимости выполнения контрольных заданий по русскому языку (ситуация ГИА), так как срабатывает рефлекс памяти о благоприятном отношении к русскому языку.
Еще один прием - «спеллинг» (стратегия грамотного письма). В своей практике мы используем стратегию грамотного написания диктанта (слушаю ^ запоминаю ^ пишу): 1-й ученик повторяет первую часть предложения, 2-й ученик повторяет вторую часть предложения, 3-й ученик говорит все полностью, затем предложение записывается. Применение данного приема на практике демонстрирует положительные результаты, закономерные в ситуации активизации центров головного мозга, отвечающих за память, внимание, концентрацию. Этот прием способствует отработке навыка проговаривания текста в разных условиях и, как следствие, лучшему его запоминанию.
В качестве примера рассмотрим ситуацию работы над диктантом по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными цели». Работая с предложениями указанным выше способом, обучающиеся на слух легче определяют количество предикативных частей, их особенности. Проговаривая слова, они лучше уясняют смысл частей предложения, а, следовательно, при записывании текста в тетрадь они уже практически готовы к грамматическому заданию - выделению грамматических основ, определению вида сложноподчиненного предложения. Так, в предложении Светись, светись, далекая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда (М. Ю. Лермонтов) девятиклассники уже на слух определяют количество простых предложений, распознают предмет, к которому обращается автор высказывания, а значит, правильно выделяют обращение, делают вывод о том, какая часть является главной, грамотно формулируют вопрос, задаваемый от главной части к придаточной, следовательно, потенциально справляются с заданием еще до момента выполнения последнего письменно в тетради.
Кажущаяся простота этих приемов вовсе не означает их напрасного использования на уроках в 9-м классе, так как систематичность их применения в работе, безусловно, обеспе-
чит положительный эффект. В любом возрасте человеческая память запечатлевает образы слов, синтаксических конструкций, следовательно, такие процессы, как проговаривание, слушание, чтение, положительно влияют на развитие интуитивной грамотности в среде носителей языка любых возрастных категорий.
«Корректурная проба». Суть приема заключается в том, чтобы выполнить задание, связанное с совершением определенных действий относительно изменения (коррекции) графического облика слова за определенное время (исчисляется при помощи песочных часов, секундной стрелки, звукового сигнала). К примеру, требуется в предложенном перечне слов или тексте вычеркнуть все буквы «а» и подчеркнуть буквы «и». В следующий раз объекты коррекции меняются. Данная работа проводится два раза в неделю на одном и том же материале для всех детей. Она развивает не только внимание, но и орфографическую зоркость. Учитель обязательно оценивает работу школьников: по формуле «количество проверенных строк делится на число ошибок (если ошибок нет, знаменатель равен 1)» им под-считывается коэффициент внимания. Данные выносятся на поля книги карандашом, в итоге у школьников появляется мотивация к обучению.
Детям любого школьного возраста очень нравится этот вид деятельности, в ходе которого они, во-первых, тренируют свою зоркость, внимательность, сосредоточенность, во-вторых, соревнуясь друг с другом, стремятся к более качественному выполнению задания. Результатом «пробы» является правильный выбор слов с беглой гласной, чередующимися корнями, непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными в корне слова. Например, в словах сонник - сон - сны - сонный - сна требуется вычеркнуть все буквы «о», подчеркнуть буквы «н». Выполняя это задания, ребята невольно обращают внимание на беглость «о» и появление суффикса «н» при образовании прилагательного, следовательно, при «встрече» с этим словом в дальнейшей речевой практике школьниками в нем будут подмечены и учтены все возможные орфограммы. Корректурная проба при условии своего систематического применения в образовательном процессе приучает школьника обращаться к своей памяти. Чем больше слов вовлекается в сферу зрительного восприятия носителя языка, тем большим «запасом» словесных образов он обладает. В ситуации письма эти ресурсы будут востребованы. Наиболее сложные с точки зрения правописания слова требуют многократного обращения внимания к своему звукобуквенному облику со стороны учеников в целях запоминания правильного способа его отображения на письме.
Использование данных приемов (перечень их здесь далеко не полный) оказывается наиболее эффективным в сочетании с традиционными формами работы по совершенствованию орфографического навыка: этимологическим анализом, фонетическим разбором слов, орфографическими разминками и пр. Например, в учебнике С. И. Львовой и В. В. Львова предлагаются упражнения для развития интуитивной грамотности следующих типов: «Слушаем и анализируем звучащую речь», «Используем знание русского языка на других уроках», «Пишем творческую работу» [15]. В каждый урок русского языка учитель должен обязательно вводить орфографические разминки (с учетом возраста ребенка). Учебник С. И. Львовой (9 класс), в частности, предлагает упражнения, включающие в себя слова и словосочетания для ознакомления и запоминания, преследующие своей целью использование их в выпускной работе по русскому языку. Рассмотрим один вариант такого задания, называемого «Орфографический минимум». «201. Орфографический минимум. Шеститонный груз, цокольный этаж, молодцеватый вид, превосходный танцор, накалить докрасна, объясниться по-русски, трехъярусный театр, небезынтересный случай, достичь примирения, превратности судьбы, экскурсионное бюро, телеграфировать родителям, основоположник лингвистической теории, исследование посвящено проблемам лексикогра-
фии, становление национальных норм русского литературного языка» [15, с. 105]. Все приведенные словосочетания достаточно трудные и емкие по содержанию, поэтому обязательно нужно выяснять, есть ли среди них непонятные. Конечно, если такого рода упражнения использовать редко, то особого эффекта не будет, но регулярное их применение даст несомненный результат в виде обогащения лексикона ребенка, тренировки памяти, углубления интуитивной грамотности и в целом языковой способности.
Целью каждого учителя-словесника является формирование комплекса знаний, умений и навыков по русскому языку, который будет сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни, т. е. будет основательным. Поэтому педагоги должны быть заинтересованы в применении на уроках и факультативных занятиях технологий, которые сделают этот процесс качественным и эффективным. Теория интуитивной грамотности позволяет задействовать в учебно-образовательной деятельности психофизиологический потенциал школьника, а значит, делает процесс обучения результативным.
Список литературы
I. Курьянович А . В . Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 1 (7) . С . 90-101.
2 . Курьянович А. В . О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников // Научно-
педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2013 . Вып . 2 (2) . С . 58-63.
3 . Стародубцева О . Г . Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте
междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2014 . Вып . 3 (5) . С . 38-42.
4 . Буравлева Н . А. , Грицкевич Н . К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального образова-
тельного стандарта нового поколения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 1 (142) . C . 21-26 .
5 . Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма . URL: festival . 1september. ru (дата обращения: 15. 02 .2015) .
6 . Львова С . И . Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку // Русская словесность . 2005. № 3 .
С.41-45 .
7 . Барабошкина Л . И . О пользе орфографического чтения . URL: http://rus . 1september. ru/article . php?ID=200701401 (дата
обращения: 16 . 02 .2015) .
8. Подшивалова Е. О природной грамотности и условиях ее формирования . URL: http://nsc.1september. ru/article. php?ID=200200105 (дата обращения: 18.02 . 2015) .
9 . Логвина И . , Рождественская Л . Формирование навыков функционального чтения . Книга для учителя . Тарту: Tartu Uli-
cool, Narva Rolledz, 2012 . 48 с .
10 . Алгазина Н . Н . Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов . М . : Просвещение, 1965. 280 с .
II. Греков В . Ф . , Крючков С . Е . , Чешко Л . А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М . : Просвещение, 1976 . 272 с .
12 . Ложникова Г . И . Обучение навыкам грамотного письма с учетом психофизиологических особенностей детей // Учи-
тель 2004 № 3 С 40-43
13 . Никитина Е . И . Уроки развития речи: к учебнику «Русская речь . Развитие речи» . 8 класс . М . : Дрофа, 2001. 158 с .
14 . Сенина Н . А. , Гармаш С . В . , Кобякова Г . Н . , Нарушевич А. Г . Русский язык. 9-й класс . Подготовка к ГИА-2014: учебно-
методическое пособие . Ростов н/Д: Легион, 2013. 374 с . 15. Львова С . И . , Львов В. И . Русский язык.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М . : Мнемозина, 2012 . Ч . 1.332 с .
Антуфьева Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Староюгинская общеобразовательная школа» Каргасокского района Томской области. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.02.2015
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-18-26
THE THEORY OF INTUITIVE LITERACY AS METHODOLOGICAL FRAMEWORK OF LEARNING RUSSIAN AT SCHOOL
E. V. Antuf'eva
Staroyuginskaya Secondary School, Kargasoksky district of Tomsk region, Russian Federation
The article analyzes the key provisions of the theory of intuitive literacy developed under the direction of psycholinguistic language learning. Under the "intuitive literacy" is understood a high degree of manifestation of language ability of the carrier formed at an early age and developed due to the presence of functional skills of reading, oral language, phonemic hearing. The presence or absence of intuitive literacy largely determines the psychophysio-logical pattern of linguistic personality, its natural inclinations, ability to learn, practice-oriented approach to knowledge system. It also means a conscious approach to writing, speech activity, based on the involvement of visual memory, verbal hearing, motor capacity. The author reflects on how to use in the practice of teaching Russian at school the concept, which appeals to the analysis of peculiarities of the native speaker's individual characteristics (language skills, linguistic taste, linguistic intuition). It is important to establish the relationship between the theory of intuitive awareness and competence approach, defined as the principal in the light of the requirements of the Federal state educational standard of general education of a new generation. Accordin to this perspective the teachers see the use of language and literature as a part of their teaching activities, tasks and exercises aimed at enhancing students' language instinct. These exercises should use the language material in all sections of the language system. The Russian language courses with the support of the theory of intuitive literacy help to optimize the educational process, improve the language competence of students.
Key words: language competence, language ability, psycholinguistics, intuitive literacy, spelling, writing, functional reading, Federal state educational standard of basic education.
References
1. Kuryanovich A . V. Psikhologo-pedagogicheskiye, lingvodidakticheskiye i metodicheskiye aspekty sovershenstvovaniya yazyko-voy kompetentsii v shkole i vuze [Psychologo-pedagogical, lingvodidactical and methodical aspects of linguistic competence enhancement in schools and universities] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no . 1 (7), pp . 90-101 (in Russian) .
2 . Kuryanovich A . V. O roli epistolyarnykh tekstov v razvitii communikativnoy kompetentnosti shkol'nikov [The role of texts episto-
lary in the development of communicative competence of pupils] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, no . 2 (2), pp . 58-63 (in Russian) .
3 . Starodubtseva O . G . Formirovaniye inoyazychnoy leksicheskoy competentsii studentov neyazykovogo vuza v kontekste mezh-
distsiplinarnykh svyazey [The formation of medical students' foreign language lexical competence in a framework of interdisciplinary connections] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no . 3 (5), pp . 38-42 (in Russian) .
4 . Buravlyova N . A. , Gritskevich N . K . Lichnostnoye razvitiye schkol'nikov v usloviyakh realizatsii Federal'nogo obrazovatel'nogo
standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the federal state educational standard of the new generation] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 1 (142), pp . 21-26 (in Russian) .
5 . Luriya A . R. Ocherki psikhofiziologii pis'ma [Essays on psychophysiology of writing] (in Russian) . URL: festival . 1september. ru
(accessed 15 February 2015) .
6 . L'vova S . I . Razvitiye yazykovogo chut'ya i opora na nego v obuchenii rodnomu yazyku [The development of linguistic intuition
and relying on it in mother-tongue learning] . Russkaya slovesnost'- Russian Literature, 2005, no . 3, pp . 41-45 (in Russian) .
7 . Baraboshkina L . I . O pol'ze orfograficheskogo chteniya [The benefits of orphographic reading] (in Russian) . URL: http://
rus ,1september. ru/article . php?ID=200701401 (accessed 16 February 2015) .
8 . Podshivalova E . O . Oprirodnoy gramotnostii usloviyakh eye formirovaniya [About natural literacy and conditions of its formation]
(in Russian) . URL: http://nsc .September, ru/article . php?ID=200200105 (accessed 18 February 2015) .
9 . Logvina I. , Rozhdestvenskaya L . Formirovaniye navykov funktsional'nogo chteniya. Kniga dlya uchitelya [Formation of func-
tional reading skills . Book for teachers] . Tartu, Tartu Ulicool, Narva Rolledz Publ . , 2012 . 48 p . (in Russian) .
10 . Algazina N . N . Preduprezhdeniye orfograficheskikh oshibok uchashchikhsya 5-8 klassov [Prevention of spelling mistakes of
the pupils of grades 5-8] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1965. 280 p . (in Russian) . 11. Grekov V. F. , Kryuchkov S . E . , Cheshko L . A . Posobiye dlya zanyatiy po russkomu yazyku v starshikh klassakh sregney shkoly [Manual for training the Russian language in high school] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1976 . 272 p . (in Russian) .
12 . Lozhnikova G . I. Obucheniye navykam gramotnogo pis'ma s uchetom psikhofiziologicheskikh osobennostey detey [Teaching
literacy skills taking into account the psycho-physiological characteristics of children] . Uchitel'- Teacher, 2004, no . 3, pp . 40-43 (in Russian)
13 . Nikitina E . I . Urokirazvitiya rechi: kuchebniku «Russkaya rech'. Razvitiye rechi». 8 klass [The lessons of speech developmen:to
the textbook "Russian language . The development of speech" . 8th grade] . Moscow, Drofa Publ . , 2001. 158 p . (in Russian) .
14 . Senina N .A . , Garmash S . V. , Kobyakova G . N . , Narushevich A . G . Russkiyyazyk. 9-yklass. PodgotovkakGIA-2014:uchebno-
metodicheskoye posobiye [The Russian language . 9th grade . Preparing for the GIA 2014: teaching aid] . Rostov-on-Don, Legion Publ . , 2013. 374 p . (in Russian) .
15 . L'vova S .I . , L'vov V. V. Russkiy yazyk. 9 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [The Russian language .
Grade 9: textbook for educational institutions] . Moscow, Mnemozina Publ . , 2012 . 332 p . (in Russian) .
Antuf'eva E. V., Staroyuginskaya Secondary School (ul. Beregovaya, 72, s. Staroyugino, Kargasok-sky district of Tomsk region, Russian Federation, 636715). E-mail: [email protected]