Научная статья на тему 'Роль и место мотивации к учебной деятельности на современном уроке русского языка'

Роль и место мотивации к учебной деятельности на современном уроке русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА / СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Застенчик Елена Александровна

На основе разработок, предложенных отечественными и зарубежными исследователями в области педагогики и психологии, автор прослеживает значимость мотивационного этапа к учебной деятельности на современном уроке русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место мотивации к учебной деятельности на современном уроке русского языка»

"Педагогика'' _

— 149

11. Mednik S. A. The associative basis of the creative process. Psihol.rev. New York, 1962.

12. Kinyakina O., Zaharova T., Lem P., Asoskova Y., Ovchinnikova O. Using 100% of the brain. Intellect. Memory. Creativity. Intuition. Intensive trainings to develop super powers./ Kinyakina O., Zaharova T., Lem P., Asoskova Y., Ovchinnikova O. 2nd ed., improved and expanded. Moscow: Eksmo, 2008.

13. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented/Wethersfield, Conn.: Creative Loarning Press, 1977.

14. Torshina K.A. Modern reasarches of creativity in foreign psychology// The Questions of Psychology. 1998. №4.

15. Kozlenko V.N. Psychological features of high-schooler's creativity and it's influence on high-schooler's status in a group: Thesis of General Subject in psychology Moscow, 1982.

16. Morozov A.V., Chernilevskiy D.V. The text book on creative education and psychology. Moscow: Academic Project, 2004. 2 edition, improved and expanded.

17. Kiranskaya D.K. Psychology of special abilities. Music abilities / Kiranskaya D.K. Moscow: Talanty - XXI century, 2004.

18. Morozov A.V., Chernilevskiy D.V. The text book on creative education and psychology. Moscow: Academic Project, 2004. 2 edition, improved and expanded.

19. Barron F. Creative person and creative process. Ibid. 1976. Vol.10. N 3. P. 165-169.

20. Wallas G. The art of thought // P. E. Vernon (ed.). Creativity.1972.

21. Druzhinin V. Metamorphic models of intellect // Creativity in art- art of creativity / Dorphman L. (ed.), Martindale K. (ed.), Petrov V. (ed.), Makhotka P. (ed.), Leontyev D. (ed.), Kupchik J. (ed.) Moscow: Science; the Meaning, 2000.

УДК 371.3:811.161.1 Е. А. ЗАСТЕНЧИК

РОЛЬ И МЕСТО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

На основе разработок, предложенных отечественными и зарубежными исследователями в области педагогики и психологии, автор прослеживает значимость мотивационного этапа к учебной деятельности на современном уроке русского языка.

Ключевые слова: мотивация, мотивационный этап урока, современный урок, принципы обучения.

UDK УДК 371.3:811.161.1 E. A. ZASTENCHIK

ROLE AND PLACE OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY AT A MODERN LESSON OF RUSSIAN

The article is devoted to the terms of elaboration offered by Russian and foreign researchers in the educational and psychological field, the author traces the importance of motivational stage to training activities in the modern Russian language lesson.

Keywords: motivation, motivational stage of the lesson, a modern lesson learning principles.

Обозначенный ФГОС системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы требуют нового взгляда на структуру деятельности, которая предполагает развитие активной учебно-познавательной активности учащегося, самостоятельный поиск и постановку учебных целей.

В связи с этим была обновлена структура урока и предложены новые его типы, в соответствии с требованиями ФГОС: урок «открытия нового знания»; комбинированный (смешанный) урок; урок рефлексии/ комплексного применения знаний и умений; урок общеметодологической направленности/актуализации знаний и умений; урок развивающего контроля/коррекции знаний, умений, навыков; метапредметный урок.

В связи с этим перед учителем появляются новые задачи: не только передать знания и сформировать умения и навыки, но и создать на уроке условия, необходимые для развития активной и творческой деятельности в процессе целенаправленного получения знаний и при-

"Культурная жизнь Юга России" 150 ;

обретения умений и навыков. Наличие у учеников осознанной цели и сформированной мотивации станет залогом эффективной деятельности.

В психологии термин «мотивация» довольно известный. Мотивационной сферой жизни человека занимались многие психологи (З. Фрейд, А. Маслоу, У. Макдауголл, Х. Хекхаузен, К. Левин, Э. Толмен, Р. Вудвортс, Р. Уайти др.), однако для отечественной педагогики он является новым, до конца неисследованным (А. Н. Иоффе и др.).

Основоположником теоретико-личностного направления разработки проблем мотивации был Зигмунд Фрейд. Находясь в поиске объяснений непонятных поступков человека, он сформулировал теорию мотивации. Согласно данной теории, потребности рождают раздражающую энергию, требующую «избавления», и «психический аппарат» (т. е. нервная система) человека должен справляться с этими внутренними раздражителями, «низводить их по возможности до самого низкого уровня, или же <...> вообще избегать каких-либо раздражений» [1, с. 121].

Позже в своей теории деятельности С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев опишут содержание и структуру психологической деятельности, ее взаимодействие с потребностями. Ими была обнаружена связь между внешней деятельностью, поведением и внутренним состоянием психики [2, с. 47]. Источником активности при этом является потребность. Удовлетворение потребности происходит, если находится предмет, способный ее удовлетворить, т. е. мотив. Таким образом, развитие деятельности происходит следующим образом: потребность влияет на возникновение энергии для деятельности (внутреннее состояние психики), затем мотив направляет эту энергию (внешние проявления психики), в результате чего, по мнению С. Л. Рубинштейна, рождается деятельность.

Позже энергетическую систему, стремящуюся к удовлетворению мотивов и потребностей, обозначат как мотивацию, стимулом которой может послужить внутренний или внешний (биологический или социальный) побудитель [3, с. 337].

В целом процесс мышления осуществляется в следующей последовательности: возникает проблема (потребность), появляется мотивация к ее решению, возникает цель, затем происходит процесс поиска решения через построение предположений, решение принимается и проверяется или корректируется с учетом успешности/неуспешности. После субъект начинает осуществлять действие в соответствии с принятым решением.

Рассматривая мотивацию как составляющую любой человеческой деятельности, многие ученые пришли к выводу, что ее наличие является ключевым фактором эффективности совершаемой деятельности (Л. В. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, А. И. Подольский, Г. А. Цукерман, Л. П. Гримак, А. Н. Леонтьев, Деси, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен). К такому же мнению пришли исследователи, изучая область учебной деятельности (Ананьев, 1980; Р. Фельсон, Дж. Борнстед, 1980; Маркова, 1983; Матюхина, 1984; Орлов, 1984; Gottfried, 1985; Чирков, 1991; Якунин, 1995; Lepper, 1996; Black, Deci, 2000; Вартанова, 2001; Григорович, 2003; Бадмаев, 2004; Cordova, Deci, Ryan, 2008; Richardsonetal, 2012 и др.).

Основной целью мотивационного этапа учебной деятельности является «выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной /коррекционной/контрольно-коррекционной деятельности» [4, с. 8]. Данный этап предполагает осознанное включение учащегося в процесс учебной деятельности. Модель моти-вационного этапа при этом содержит в себе следующие фазы:

- вовлечение учащихся в учебную деятельность посредством разных технологий, проблемных вопросов, проблемных задач, речевых ситуаций;

- определение содержательных рамок урока;

- формулировка основной образовательной цели урока.

А. Н. Иоффе предлагает озвучить или совместно максимально конкретно сформулировать ожидаемые результаты, затрагивающие знания, умения, ценности, отношения; установить правила работы; определить роли; сообщить о системе оценивания; дать инструкции [5, с. 4-8]. Известно, что введение в тему урока должно характеризоваться стремлением непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой. В соответствии с ФГОС тему урока и решаемую проблему должен формулировать обучающийся.

№ 4 (59), 2015_"Педагогика" _

— 151

Первая фаза может осуществляться разными способами: наводящими вопросами; столкновениями противоположных взглядов; противоречиями между изображениями и т.п.

Структура урока приобретает новый вид, в котором появляется мотивационный этап к учебной/контрольно-коррекционной деятельности. Если школьник не осознает цель, ради которой ему нужно предпринимать определенные действия, то затраченные им усилия не принесут ожидаемого результата. Для этого в начале урока необходимо создать условия возникновения у учащихся желания принимать целенаправленное активное участие в работе. Иначе говоря, требуется сформировать мотив, побуждение искать и получать новые знания.

Говоря о вопросе развития интереса, мы рассматриваем проблему сформированности мотивации учащихся на уроках русского языка. Необходимо понять, что такое мотивация, есть ли общее между понятием мотив и интерес, «как развиваются от класса к классу мотивы учения и как развивается в связи с этим интерес к урокам [6, с. 4.], что способствует формированию мотивации к обучению у учащихся, какими способами, методами и приемами можно развить мотивацию к учению, что мешает возникновению мотивации на уроках русского языка и каково место мотивационного этапа в структуре урока. Ответы на поставленные вопросы помогут осознать степень значимости мотивации - важнейшей составляющей современного урока.

Однако обозначенная проблема недостаточно освещена в педагогической науке. П. Арсла-ньян и Г. А. Стюхина определяют следующие условия: для успешного усвоения деятельности учитель должен поставить понятную для ученика задачу («Что именно необходимо сделать»); поставленная задача должна быть принята учащимися и стать личностной («Что означает для меня выполнение данных действий»). Ученики часто задают типичные и схожие по характеру вопросы: «Зачем мне это нужно?» / «Разве мне это пригодится в жизни?», «Думаете, я окончу школу и буду все это помнить и применять?». Часто на предложение учителя высказать свое мнение относительно художественного произведения учащийся спрашивает «А как Вам надо?» / «А писать надо как Я думаю или как «надо правильно» [7, с. 28]. С. Л. Рубинштейн считал, что только личностно значимое для человека будет побуждающим к действию. Понятие и воплощение задачи в личностную трансформируется в мотив и является порождающим источником действий. Поэтому учителю необходимо показать учащимся взаимосвязь между задачами обучения и их собственными потребностями, между приобретением знаний и применением их в повседневной жизни каждого.

Таким образом, урок, являясь сложной организацией, несомненно, должен быть направлен не только на изучаемый материал, но и на обучающихся, их мотивы, возможности учебно-познавательной деятельности. Перед преподавателем стоит задача вовлекать школьников в процесс обучения, планировать работу так (используя все возможности), чтобы помочь каждому раскрыть свой потенциал, развить самостоятельность, ответственность за свой выбор и поступки, наполнить учение «личностным смыслом». Поэтому наличие мотивацион-ного этапа является одним из важных составляющих современного урока русского языка.

Литература

1. Фрейд 3. Влечения и их судьба. М., 1999.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М., 2003.

4. ФГОС. Настольная книга учителя. Саратов, 2013.

5. Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. 2009. № 6.

6. Баранов М.Т. Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся V-VIII классов: сб. ст. М., 1965.

7. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект)»: лекции 1-4. М., 2013.

References

1. Freyd Z.Instincts and their fate. M., 1999.

2. Rubinshteyn S.L. Principles of General Psychology. SPb., 2002.

3. Grigorovich L. A., Martsinkovskaya T. ^.Pedagogy and psychology: text edition. M., 2003.

4. FGOS. Teacher handbook: stud.-method. Textbook. Saratov, 2013.

"Культурная жизнь Юга России" 152 -

5. Ioffe A.N. Motivation in teaching history and social studies // the teaching of history in schools. 2009. № 6.

6. Baranov M.T. Nurturing interest in the lessons of Russian language learners at V-VIII classes: sb. st. M., 1965.

7. Arslanyan V.P., Styuhina G.A. Course Materials "GEF: Achieving personal and metasubject results (psycho-pedagogical aspect): Lektion 1-4. M., 2013.

УДК. 373.2 Е. Н. ГУСАРОВА, Г. С. ТУЛУПОВА

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье представлены современные технологии, нацеленные на реализацию задач художественно-эстетической направленности. Проведен анализ технологических приемов и средств художественного и эстетического развития дошкольника. Разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений.

Ключевые слова: художественное творчество, дошкольники, педагогическая технология, познавательный интерес.

UDK 372.2 E. N. GUSAROVA, G. S. TULUPOVA

ТECHNOLOGY OF ARTISTIC AND AESTHETIC DIRECTIONS IN PRESCHOOL EDUCATION

The article is devoted to the modern technologies aimed at realization of an art and esthetic orientation presented in this article. The analysis of processing methods and means of art and esthetic development of the preschool child is carried out. Methodical recommendations for teachers of preschool institutions are developed.

Keywords: artistic creativity, preschoolers, educational technology, cognitive interest.

На современном этапе предпосылками успешности обучения с использованием современных средств является сформированность у преподавателя навыков технологического реконструирования учебной информации и приемов преподавания. Особенно актуальным является использование современных методов в дошкольном образовании, но, к сожалению, ими владеют немногие преподаватели.

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста. В педагогической практике активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста в руках опытного педагога является мощным инструментом, позволяющим вызывать эмоциональный отклик детей, активизировать мышление, содействовать развитию поисковой творческой деятельности в последующем образовании (школьном, профессиональном).

Технологии художественно-эстетического направления в профессиональной подготовке педагога здесь выступают как мотивационная составляющая развития познавательного интереса в рамках реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников. Важна для детей практическая творческая деятельность. Многолетняя практика и исследования убедили нас в необходимости включать в обучение развивающую групповую работу и методы арт-терапии. Последние могут использоваться для развития творческой фантазии и воображения, для решения художественно-творческих задач, но могут рассматриваться и как подготовительный этап к любым другим способам личностного развития и коррекции.

Особую роль в художественном творчестве играет подбор образного, яркого, занимательного материала, введение в воспитательно-образовательный процесс занимательных примеров, опытов, экспериментов, грамотное структурирование такой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.