Научная статья на тему 'Формирование мотивации обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе: некоторые пути решения проблемы'

Формирование мотивации обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе: некоторые пути решения проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ/ ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / ФИЗИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / MOTIVATION / INTERNAL/EXTERNAL MOTIVES / COGNITIVE MOTIVATION / FOREIGN STUDENTS / PREPARATORY FACULTY / PHYSICS / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олешко Тамара Васильевна, Саямова Валентина Ивановна

В работе рассматриваются вопросы мотивации обучения иностранных граждан на предвузовском этапе медицинского вуза, обосновывается важность формирования и пути развития позитивной познавательной мотивации учащихся: осознание мотивов учения на русском языке как иностранном; целесообразность учета профессиональной направленности обучения; привлечение учащихся к решению проблемных задач; осуществление межпредметных связей; важность применения наглядных методов обучения; обучение в процессе общения; роль личности преподавателя, что способствует актуализации мотивационного потенциала образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олешко Тамара Васильевна, Саямова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of foreign students'' training motivation at the pre-university stage: some ways of the problem solving

This article considers the questions of foreign citizens'' training motivation at the pre-university stage of the medical university, the importance of formation and the ways of developing students'' positive cognitive motivation are grounded: the awareness of training motives in Russian as a foreign language; the necessity of taking into account the professional orientation of training; engaging students in problem solving tasks; the implementation of interdisciplinary relations; the importance of using visual teaching methods; training in the process of communication; the role of the teacher''s personality. Altogether they contribute to the updating of the motivational potential of the educational environment.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе: некоторые пути решения проблемы»

УДК 491.7:378:193 ББК 74.4

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

FORMATION OF FOREIGN STUDENTS' TRAINING MOTIVATION

AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE: SOME WAYS OF THE PROBLEM SOLVING

Олешко Тамара Васильевна

Преподаватель кафедры физики и математики Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: oleshko t [email protected]

Oleshko Tamara V.

Lecturer at Physics and Mathematics Department, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University E-mail: oleshko t [email protected]

Саямова Валентина Ивановна

Старший преподаватель кафедры русского языка № 1 Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: visaymova@yаndex.ru

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы мотивации обучения иностранных граждан на предвузовском этапе медицинского вуза, обосновывается важность формирования и пути развития позитивной познавательной мотивации учащихся: осознание мотивов учения на русском языке как иностранном; целесообразность учета профессиональной

Sayamova Valentina I.

Senior Lecturer at Russian Language Department № 1, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University

E-mail: [email protected]

Abstract. This article considers the questions of foreign citizens' training motivation at the pre-university stage of the medical university, the importance of formation and the ways of developing students' positive cognitive motivation are grounded: the awareness of training motives in Russian as a foreign language;

направленности обучения; привлечение учащихся к решению проблемных задач; осуществление межпредметных связей; важность применения наглядных методов обучения; обучение в процессе общения; роль личности преподавателя, что способствует актуализации мотивационного потенциала образовательной среды.

the necessity of taking into account the professional orientation of training; engaging students in problem solving tasks; the implementation of interdisciplinary relations; the importance of using visual teaching methods; training in the process of communication; the role of the teacher's personality. Altogether they contribute to the updating of the motivational potential of the educational environment.

Ключевые слова: мотивация, внутренние/ внешние мотивы, познавательная мотивация, иностранные учащиеся, подготовительный факультет, физика, русский язык как

Keywords: motivation, internal/external motives, cognitive motivation, foreign students, preparatory faculty, Physics, Russian as a foreign language.

иностранный.

Современный процесс обучения представляет собой сложный синтез трех его составляющих: преподаватель и его педагогическое мастерство, студент и мотивация учения, содержание дисциплины и обеспечение усвоения учебного материала. От согласованности «того, чему обучают, кто и как обучает, и того, кого обучают» зависит эффективность и качество обучения [1, с. 159]. С психологической точки зрения учение есть деятельность учащегося по самоусовершенствованию, самоизменению путем освоения элементов социального опыта. Л. П. Крившенко отмечает, что важнейшим компонентом учения является «мотивация - психодинамический процесс, имеющий физиологические корни, основанный на удовлетворении потребностей, представляющий собой побуждение к действию и в значительной степени управляющий поведением человека» [2, с. 122].

На формирование мотивов, то есть побудительных причин действий и поступков, влияют потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки, идеалы и интересы. Мотивы бывают внутренними, обусловленные личными потребностями, и внешними, вызванные внешним влиянием окружения на человека. Задача преподавателя подготовительного факультета заключается в формировании позитивной внутренней мотивации учения иностранных граждан, в воспитании у них убеждения в необходимости получения знаний, устойчивого стремления к приобретению новых знаний, познавательного интереса к изучению предметов.

Поэтому деятельность преподавателя на предвузовском этапе обучения иностранных граждан должна быть направлена на формирование и развитие мотивов, ведущих к возникновению у обучающихся позитивного, эмоционально-ценностного отношения к осваиваемому содержанию учебного предмета, к процессу обучения в целом, то есть направлена на формирование познавательной мотивации.

Наиболее часто учащиеся подготовительного факультета выделяют следующие мотивы учения:

• ответственность перед семьей, в первую очередь перед родителями;

• понимание необходимости получения знаний и практических умений для успешной врачебной деятельности и карьерного роста в будущем;

• страх перед родителями;

• желание занять лучшее место в обществе;

• долг: надо, даже если неинтересно;

• желание кому-то понравиться, удачно жениться/выйти замуж;

• потребность в познании и т. д.

Мотивация обучения, по мнению Т. И. Капитоновой и А. Н. Щукина, - «использование приемов и способов обучения, направленных на управление мотивационной сферой учащихся и поддержке интереса к занятиям» [3, с. 10]. В числе причин, обусловливающих отрицательное отношение к предмету и к учению в целом, иностранные учащиеся называют следующие: «пробелы в знаниях за предыдущие годы обучения на родине», «трудности в обучении русскому языку и предметов на русском языке», «неумение решать задачи самостоятельно, понимать их содержание», «новые формы организации обучения в России, отличные от принятых в своей стране», «трудности установления взаимоотношений между учащимися учебной группы и адаптации к новым социокультурным и климатическим условиям».

Проблеме познавательного интереса уделяли большое внимание в своих работах основоположники педагогики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Дистервег, советские ученые: В. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, А. Г. Ковалев [4].

В педагогике основоположником направления научных исследований проблем активизации учения (учебно-познавательной деятельности) и развития познавательной мотивации учащихся выступает Г. И. Щукина. Согласно теории Г. И. Щукиной, «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5]. По мнению Г. И. Щукиной, «познавательный интерес учащихся можно и нужно развивать, так как именно он занимает доминирующую позицию в развитии личности обучающегося» [6, с 169].

Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием совершенствуется память, обостряется работа восприятия, воображения, повышается сосредоточенность, внимание, развивается интеллектуальная активность. Его воздействие проявляется в развитии личности в целом. Таким образом, познавательный интерес носит интеллектуальный характер: он направлен на раскрытие сущности наблюдаемых явлений, установление причинно-следственных связей и зависимостей между ними.

На мотивирование учащихся к учебной деятельности огромное влияние оказывает стимулирование. Стимул - внешний фактор, побуждающий определенную реакцию. К стимулам относится:

• интересное изложение учебного материала, строящееся на ярких примерах и понятных ассоциациях;

• создание проблемной ситуации, активизирующей познание;

• применение различных средств обучения (мультимедийные средства, ТСО, схемы, модели); любая схема, рисунок, анимация, изображенная на интерактивной доске, снабженная комментариями, наглядно демонстрирует изучаемые объекты, позволяет учащимся легче и быстрее запомнить термины, новые понятия и процессы;

• совместная деятельность соревновательного характера (стремление быть не хуже других);

• позитивная оценка преподавателя, особенно публичная и др.

В значительной степени учебный процесс опирается на иерархию ценностей учащегося. Формирование социально одобряемой иерархии ценностей - задача воспитания иностранных граждан.

Перед преподавателем подготовительного факультета стоит важная и сложная задача - вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук на русском языке как иностранном, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике. В решении этой задачи существенную роль играет осознание мотивов учения, положительное отношение иностранных граждан к учению, интерес к предметам, изучаемым на подготовительном факультете на русском языке.

Как известно, любая деятельность имеет четко выраженную цель и управляется системой мотивов. На предвузовском этапе обучения язык является для иностранных учащихся источником знакомства со страной, средством общения с его носителями, средством овладения специальностью. Поэтому ведущими мотивами считаются мотивы познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Формирование умения использовать усвоенный учебный материал для общения в конкретных условиях, созданных естественной языковой средой, невозможно без выполнения на занятиях по русскому языку достаточного количества упражнений, направленных на закрепление слуховых и произносительных навыков и запоминание новой лексики, правильное употребление новых слов в речи, выражение действий в настоящем и прошедшем времени, на обучение слушанию, пониманию и записи слов, словосочетаний, предложений, фрагментов лекции, упражнений по обучению произношению, говорению, чтению, письму, аудированию, монологической и диалогической речи.

Четкая мотивация обучения и организация занятий в соответствии с указанными мотивами является важным фактором изучения языка. Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, наличие которых стимулирует желание активно трудиться, преодолевать трудности в работе, используются следующие специальные дидактические интенсивные методы стимулирования:

1) направленные на формирование познавательных интересов учащихся (например, проведение ролевых игр, разыгрывание на занятиях этюдов, в которых учащиеся выполняют различные роли, позволяющие создавать ощущение легкости, свободы, непринужденности, отношения доверия между преподавателем и учащимися; проведение учебных дискуссий, связанных с профессией и интересами учащихся; так, проводимая

ролевая игра «врач - пациент» позволяет учащемуся почувствовать себя в роли врача и применить изученные на занятиях медицинские термины и синтаксические конструкции на практике);

2) формирующие чувство долга и ответственности в учении.

Наибольшие достижения в стимулировании учебной деятельности достигаются при работе по интенсивным методам, отличительными особенностями которых являются:

• максимальная активизация учащихся в ходе занятий;

• мобилизация скрытых психологических резервов личности учащегося (например, раскрытие резервов памяти обучаемого), что способствует увеличению объема усваиваемого материала;

• использование всех средств воздействия на личность учащегося: опора не только на зрительное и слуховое восприятие, но и на подсознательные источники восприятия, возникновение эффекта «сверхзапоминания», «сверхусвоения». Данный эффект возникает, когда под воздействием авторитета источника информации или авторитета личности педагога, основанного на доверии учащегося, взаимопонимании и уважении, в определенных структурах мозга обучающегося создается очаг максимального возбуждения, при этом «доминантный очаг» приобретает повышенную работоспособность и потому процесс запоминания становится значительно эффективнее.

Установлено, что для успешного усвоения нового учебного материала необходимо обеспечить формирование и поддержание внутреннего побуждения, стимулирующего иностранного учащегося к активной работе. Такими мотивами могут быть:

• интерес к знаниям и процессу их приобретения;

• осознание практической и теоретической значимости изучаемого материала, его соответствие наклонностям и стремлениям учащегося;

• создание ситуации успеха в учебной работе; ответственность перед семьей, в первую очередь перед родителями;

• понимание необходимости получения знаний и практических умений для успешной врачебной деятельности и карьерного роста в будущем [7, с. 19].

Целесообразность учета профессиональной направленности обучения русскому языку как иностранному, повышающей мотивацию учения иностранных граждан, находит отражение в учебной программе и в учебно-методических пособиях, разработанных и изданных коллективом кафедры русского языка № 1. В качестве изучаемых устных тем включены такие темы, как «У врача», «Моя будущая профессия», «Что я знаю о профессии врача», «Проблемы современной медицины», «Система здравоохранения в моей стране», определенные запросами и интересами будущей профессиональной деятельности учащихся, представляющие собой психологический фундамент учебной программы.

Принцип профессиональной направленности обучения, служащий для усиления мотивации, осуществляется и в содержании курса физики путем использования профессионально ориентированного учебного материала. В качестве специально включенных с этой целью изучаемых вопросов можно указать следующие: «Гальванизация и электрофорез лекарственных веществ», «Вязкость жидкости и крови. Уравнение Ньютона», «Эффект

Доплера и определение скорости кровотока», «Глаз как оптическая система. Очки. Микроскоп», « Биологическое действие радиоактивных излучений».

Научность и четкая система в изложении строго дозированного материала, содержание которого базируется на основе ранее изученного; объяснение, какие предшествующие знания являются основой для успешного изучения, освоения или проработки последующего материала; создание проблемных ситуаций на занятии, привлечение учащихся к решению выдвигаемых проблем; умение преподавателя организовать самостоятельную работу обучающихся; владение педагогом традиционными и современными инновационными технологиями педагогического общения, умение применять психологические знания в области образовательной деятельности - все это способствует созданию глубокого интереса учащегося к учению и изучаемому предмету.

Так, на первых занятиях по механике изучаются понятия «механическое движение», «материальная точка», «траектория», «характеристики механического движения: путь, перемещение, скорость, ускорение», которые предваряют последующее изучение видов прямолинейного равномерного и равноускоренного движения.

Предшествующее повторение на занятиях по математике темы «Линейные и квадратные уравнения. Графики линейной и квадратичной функции у = / (х), их построение» является основой для математической записи уравнений прямолинейного равномерного и равноускоренного движения, построения графиков движения х = х(£), аналогично рассмотренным ранее. Данный педагогический прием активизирует мышление, память, внимание учащихся, повышает общий уровень их теоретической и практической подготовки. При этом решается важная и одновременно сложная задача по организации самостоятельной работы учащихся, например, при записи уравнений движения и построении графиков движения.

По нашим наблюдениям, воспитанию интереса к предмету способствует привлечение учащихся к разработке вариантов опытов, целью которых является проверка выводов, формулируемых на основе логических рассуждений. Например, опираясь на законы колебания математического маятника, на основе логических умозаключений учащиеся высказывают предположения о зависимости ускорения свободного падения в данном месте Земли и предлагают схему установки для проведения соответствующего эксперимента.

Другой пример. Постановка учебной проблемы, решаемой на занятии по физике, сводится к следующему: как, зная формулу силы Ампера, то есть силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током, можно определить силу, с которой магнитное поле действует на движущийся в нем электрический заряд, то есть силу Лоренца. При решении данной задачи последовательно актуализируются знания учащихся о силе Ампера, силе тока, выражение для числа свободных носителей заряда в проводнике, которые учащиеся под руководством преподавателя применяют для получения результата. Таким образом, проблемное изложение материала способствует глубокому и прочному усвоению знаний иностранными гражданами, развивает мышление, творческую самостоятельность и активность учащихся, стимулирует работу обучающихся, повышает мотивацию проведения занятий.

Осуществление межпредметных связей, внедрение инновационных педагогических технологий помогают учащимся в сжатые сроки овладевать научной терминологией и языком специальности, способствуют восприятию и пониманию научных текстов, в том числе, по общетеоретическим дисциплинам на русском языке как иностранном.

При работе с учебными текстами по русскому языку учащиеся под руководством преподавателя используют синтаксические синонимичные конструкции: «что содержит что (В. п.)»; «что содержится где, в чем (П. п.)»; «где, в чем содержится что (И. п.)»; «что состоит из чего (Р. п.)»; «что является составной частью чего (Р. п.)»; «что имеет в своем составе что (В. п.)»; «что входит в состав чего (Р. п.)» и т. д.

Реализация коммуникативных задач в текстах по физике осуществляется с использованием соответствующих лексико-грамматических и речевых средств. Так, при классификации предмета по внешним признакам обучающиеся применяют синонимичные конструкции «что представляет собой что» и «что-то»: «Конденсатор представляет собой систему близкорасположенных проводников, разделенных слоем диэлектрика»; конструкции «что имеет что»; «что обладает чем»; «что характеризуется чем»; «что отличается чем» используют в текстах при описании свойств предмета: «Способность вещества проводить электрический ток называется электропроводностью»; для выражения определения предмета - конструкции «что - это что»; «что называется чем»: «Физика - это наука о природе», «Универсальная мера движения и взаимодействия материи - это энергия».

Наглядные методы обучения, предусматривающие показ предметов и действий (натуральная наглядность), рисунков, фотографий (художественно-изобразительная наглядность), таблиц, схем, образцов написания букв (графическая наглядность), а также речи, непосредственно звучащей (слуховая наглядность), опираются на зрительное и слуховое восприятие.

Данные методы используются с целью как введения и донесения до сознания учащегося содержания учебного материала, так и его закрепления и организации речевой практики. При этом:

• полно и последовательно реализуется дидактический принцип наглядности на всех стадиях занятия;

• воссоздается языковая среда, что особенно важно при изучении языка;

• обеспечивается семантизация лексического, грамматического, страноведческого материала с опорой на зрительные образы;

• максимально используются аналитические способности учащихся, полнее мобилизуются их внутренние резервы;

• повышается интерес к занятиям, мотивационная сторона обучения.

Определенной закономерностью процесса обучения выступает взаимосвязь рационального и эмоционального: эмоции выполняют важную функцию в мотивации деятельности. Опыт работы на подготовительном факультете показывает, что эмоциональность преподавателя, его умение создавать на занятии положительный эмоциональный тонус, благоприятный психологический климат в группе являются мощным стимулом формирования познавательного интереса учащихся.

Благоприятным фактором оказывается также организационная система занятий: обучение в процессе общения, распределение учащихся по ролям, проблемный характер занятий, создание адекватной учебной мотивации, социально-психологического климата в группе, снятие психологических барьеров при усвоении языкового материала в речевом общении. Структура занятий предполагает активный выход в речь: выражение собственного мнения, оценка, обоснование событий, констатация фактов и их изложение. Информационно-познавательный процесс, возникающий в связи с решением учебных задач, предполагает наряду с поиском, отбором, переработкой информации также обмен ею между учащимися как субъектами учебно-познавательной деятельности.

Успех в работе во многом зависит от квалификации преподавателя и от тщательности комплектования учебных групп. Важным фактором, определяющим отношение учащихся к предмету, является личность преподавателя.

Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза, а значит, и преподавателя подготовительного факультета связана с изменением приоритетов образовательного процесса: от знаниевой компоненты и репродуктивного метода обучения к лич-ностно-ориентированной, развивающей, познавательно-деятельностной направленности, от информационной к развивающей парадигме образования.

Деятельность педагога на занятии, в котором наиболее ярко проявляются его личностные качества и организованная им познавательная деятельность учащихся, является важными источником возникновения у обучающихся интереса к предмету. Современный процесс обучения - это диалог, процесс взаимодействия и сотрудничества преподавателя со студентами, так как сотрудничество и партнерство, доверие и понимание соответствуют современным задачам образования и воспитания [8, с. 163].

При этом профессиональная компетентность преподавателя, его мастерство, позитивное отношение к преподаванию, владение информацией о культуре, литературе, истории стран, из которых прибыли иностранные учащиеся; способность формирования толерантности в целях профилактики экстремизма, терроризма, межнациональных конфликтов во многом определяются умением педагога широко применять различные инновационные методы и приемы, ориентированные на наиболее полное раскрытие личностного потенциала, на развитие коммуникативной компетентности личности учащегося, повышение мотивации обучения учащегося на начальном этапе [9, с. 66; 10, с. 209].

Формирование познавательной мотивации является ключевой проблемой обучения иностранных граждан на предвузовском этапе, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат. Поиск и активизация приведенных в работе ресурсов образовательной среды способствуют формированию внутренней позитивной мотивации субъектов процесса обучения на предвузовском этапе.

Список литературы

1. Тряпицына А. П. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.: ил.

2. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Крившенко. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.

3. Капитонова Т. И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1987. - 230 с.

4. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974.

5. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: дис. д-ра пед. наук. - Л., 1968.

6. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

7. О возможности применения технологии контекстного обучения иностранных граждан на довузовском этапе / Ю. Л. Березняк, Т. В. Олешко, Т. К. Щербакова, В. М. Лузина // Медицинский вестник Юга России: науч.-практ. мед. журн. -2012 (Прил.). - С. 19-21.

8. Дорофеев В. А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса // Изв. Южного Федерального ун-та. Педагогические Науки. - 2009. -№ 3. - Ростов н/Д. - С. 163-168.

9. Олешко Т. В., Саямова В. И. Роль педагогического мастерства в инновационном подходе к обучению иностранных учащихся на подготовительном факультете медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-5. - С. 66-70.

10. Саямова В. И., Олешко Т. В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранных учащихся на подготовительном факультете // Русский язык как иностранный: прошлое, настоящее, будущее: материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры РКИ МПГу. - М.: ФОРУМ, 2015. - С. 209-213.

References

1. Tryapitsyna A. P. Pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. Standart tretyego pokoleniya. St. Petersburg: Piter, 2013. 304 p.: il.

2. Krivshenko L. P. (ed.) Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Prospekt, 2013. 488 p.

3. Kapitonova T. I., Shchukin A. N. Sovremennye metody obucheniya russkomu yazyku in-ostrantsev. Moscow: Russkiy yazyk, 1987. 230 p.

4. Ushinskiy K. D. Izbr. ped. soch. In 2 vol. Moscow: Pedagogika, 1974.

5. Shchukina G. I. Poznavatelnyy interes kak pedagogicheskaya problema. ScD dissertation (Education). Leningrad, 1968.

6. Shchukina G. I. Problema poznavatelnogo interesa v pedagogike. Moscow: Prosveshchenie, 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bereznyak Yu. L., Oleshko T. V., Shcherbakova T. K., Luzina V. M. O vozmozhnosti primeneniya tekhnologii kontekstnogo obucheniya inostrannykh grazhdan na dovu-zovskom etape. Meditsinskiy vestnik Yuga Rossii: nauch.-prakt. med. zhurn. 2012 (att.), pp. 19-21.

8. Dorofeev V. A. Vzaimosvyaz doveriya i ponimaniya uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. Izv. Yuzhnogo Federalnogo un-ta. Pedagogicheskie Nauki. 2009, No. 3. Rostov-on-Don. Pp. 163-168.

9. Oleshko T. V., Sayamova V. I. Rol pedagogicheskogo masterstva v innovatsion-nom podkhode k obucheniyu inostrannykh uchashchikhsya na podgotovitelnom fakultete meditsinskogo universiteta. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016, No. 2-5, pp. 66-70.

10. Sayamova V. I., Oleshko T. V. Lichnostno-orientirovannyy podkhod v obuchenii inostrannykh uchashchikhsya na podgotovitelnom fakultete. In: Russkiy yazyk kak inostrannyy: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Proceedings of scientific-practical conference, dedicated to the 50th anniversary of the Department of Russian as a Foreign Language, Moscow Pedagogical State University. Moscow: FORUM, 2015. Pp. 209-213.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.