УДК 491.7:378:193 ББК 74.4
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
FORMATION OF FOREIGN STUDENTS' TRAINING MOTIVATION
AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE: SOME WAYS OF THE PROBLEM SOLVING
Олешко Тамара Васильевна
Преподаватель кафедры физики и математики Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: oleshko t [email protected]
Oleshko Tamara V.
Lecturer at Physics and Mathematics Department, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University E-mail: oleshko t [email protected]
Саямова Валентина Ивановна
Старший преподаватель кафедры русского языка № 1 Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: visaymova@yаndex.ru
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы мотивации обучения иностранных граждан на предвузовском этапе медицинского вуза, обосновывается важность формирования и пути развития позитивной познавательной мотивации учащихся: осознание мотивов учения на русском языке как иностранном; целесообразность учета профессиональной
Sayamova Valentina I.
Senior Lecturer at Russian Language Department № 1, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University
E-mail: [email protected]
Abstract. This article considers the questions of foreign citizens' training motivation at the pre-university stage of the medical university, the importance of formation and the ways of developing students' positive cognitive motivation are grounded: the awareness of training motives in Russian as a foreign language;
направленности обучения; привлечение учащихся к решению проблемных задач; осуществление межпредметных связей; важность применения наглядных методов обучения; обучение в процессе общения; роль личности преподавателя, что способствует актуализации мотивационного потенциала образовательной среды.
the necessity of taking into account the professional orientation of training; engaging students in problem solving tasks; the implementation of interdisciplinary relations; the importance of using visual teaching methods; training in the process of communication; the role of the teacher's personality. Altogether they contribute to the updating of the motivational potential of the educational environment.
Ключевые слова: мотивация, внутренние/ внешние мотивы, познавательная мотивация, иностранные учащиеся, подготовительный факультет, физика, русский язык как
Keywords: motivation, internal/external motives, cognitive motivation, foreign students, preparatory faculty, Physics, Russian as a foreign language.
иностранный.
Современный процесс обучения представляет собой сложный синтез трех его составляющих: преподаватель и его педагогическое мастерство, студент и мотивация учения, содержание дисциплины и обеспечение усвоения учебного материала. От согласованности «того, чему обучают, кто и как обучает, и того, кого обучают» зависит эффективность и качество обучения [1, с. 159]. С психологической точки зрения учение есть деятельность учащегося по самоусовершенствованию, самоизменению путем освоения элементов социального опыта. Л. П. Крившенко отмечает, что важнейшим компонентом учения является «мотивация - психодинамический процесс, имеющий физиологические корни, основанный на удовлетворении потребностей, представляющий собой побуждение к действию и в значительной степени управляющий поведением человека» [2, с. 122].
На формирование мотивов, то есть побудительных причин действий и поступков, влияют потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки, идеалы и интересы. Мотивы бывают внутренними, обусловленные личными потребностями, и внешними, вызванные внешним влиянием окружения на человека. Задача преподавателя подготовительного факультета заключается в формировании позитивной внутренней мотивации учения иностранных граждан, в воспитании у них убеждения в необходимости получения знаний, устойчивого стремления к приобретению новых знаний, познавательного интереса к изучению предметов.
Поэтому деятельность преподавателя на предвузовском этапе обучения иностранных граждан должна быть направлена на формирование и развитие мотивов, ведущих к возникновению у обучающихся позитивного, эмоционально-ценностного отношения к осваиваемому содержанию учебного предмета, к процессу обучения в целом, то есть направлена на формирование познавательной мотивации.
Наиболее часто учащиеся подготовительного факультета выделяют следующие мотивы учения:
• ответственность перед семьей, в первую очередь перед родителями;
• понимание необходимости получения знаний и практических умений для успешной врачебной деятельности и карьерного роста в будущем;
• страх перед родителями;
• желание занять лучшее место в обществе;
• долг: надо, даже если неинтересно;
• желание кому-то понравиться, удачно жениться/выйти замуж;
• потребность в познании и т. д.
Мотивация обучения, по мнению Т. И. Капитоновой и А. Н. Щукина, - «использование приемов и способов обучения, направленных на управление мотивационной сферой учащихся и поддержке интереса к занятиям» [3, с. 10]. В числе причин, обусловливающих отрицательное отношение к предмету и к учению в целом, иностранные учащиеся называют следующие: «пробелы в знаниях за предыдущие годы обучения на родине», «трудности в обучении русскому языку и предметов на русском языке», «неумение решать задачи самостоятельно, понимать их содержание», «новые формы организации обучения в России, отличные от принятых в своей стране», «трудности установления взаимоотношений между учащимися учебной группы и адаптации к новым социокультурным и климатическим условиям».
Проблеме познавательного интереса уделяли большое внимание в своих работах основоположники педагогики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Дистервег, советские ученые: В. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, А. Г. Ковалев [4].
В педагогике основоположником направления научных исследований проблем активизации учения (учебно-познавательной деятельности) и развития познавательной мотивации учащихся выступает Г. И. Щукина. Согласно теории Г. И. Щукиной, «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5]. По мнению Г. И. Щукиной, «познавательный интерес учащихся можно и нужно развивать, так как именно он занимает доминирующую позицию в развитии личности обучающегося» [6, с 169].
Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием совершенствуется память, обостряется работа восприятия, воображения, повышается сосредоточенность, внимание, развивается интеллектуальная активность. Его воздействие проявляется в развитии личности в целом. Таким образом, познавательный интерес носит интеллектуальный характер: он направлен на раскрытие сущности наблюдаемых явлений, установление причинно-следственных связей и зависимостей между ними.
На мотивирование учащихся к учебной деятельности огромное влияние оказывает стимулирование. Стимул - внешний фактор, побуждающий определенную реакцию. К стимулам относится:
• интересное изложение учебного материала, строящееся на ярких примерах и понятных ассоциациях;
• создание проблемной ситуации, активизирующей познание;
• применение различных средств обучения (мультимедийные средства, ТСО, схемы, модели); любая схема, рисунок, анимация, изображенная на интерактивной доске, снабженная комментариями, наглядно демонстрирует изучаемые объекты, позволяет учащимся легче и быстрее запомнить термины, новые понятия и процессы;
• совместная деятельность соревновательного характера (стремление быть не хуже других);
• позитивная оценка преподавателя, особенно публичная и др.
В значительной степени учебный процесс опирается на иерархию ценностей учащегося. Формирование социально одобряемой иерархии ценностей - задача воспитания иностранных граждан.
Перед преподавателем подготовительного факультета стоит важная и сложная задача - вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук на русском языке как иностранном, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике. В решении этой задачи существенную роль играет осознание мотивов учения, положительное отношение иностранных граждан к учению, интерес к предметам, изучаемым на подготовительном факультете на русском языке.
Как известно, любая деятельность имеет четко выраженную цель и управляется системой мотивов. На предвузовском этапе обучения язык является для иностранных учащихся источником знакомства со страной, средством общения с его носителями, средством овладения специальностью. Поэтому ведущими мотивами считаются мотивы познавательной и учебно-профессиональной деятельности.
Формирование умения использовать усвоенный учебный материал для общения в конкретных условиях, созданных естественной языковой средой, невозможно без выполнения на занятиях по русскому языку достаточного количества упражнений, направленных на закрепление слуховых и произносительных навыков и запоминание новой лексики, правильное употребление новых слов в речи, выражение действий в настоящем и прошедшем времени, на обучение слушанию, пониманию и записи слов, словосочетаний, предложений, фрагментов лекции, упражнений по обучению произношению, говорению, чтению, письму, аудированию, монологической и диалогической речи.
Четкая мотивация обучения и организация занятий в соответствии с указанными мотивами является важным фактором изучения языка. Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, наличие которых стимулирует желание активно трудиться, преодолевать трудности в работе, используются следующие специальные дидактические интенсивные методы стимулирования:
1) направленные на формирование познавательных интересов учащихся (например, проведение ролевых игр, разыгрывание на занятиях этюдов, в которых учащиеся выполняют различные роли, позволяющие создавать ощущение легкости, свободы, непринужденности, отношения доверия между преподавателем и учащимися; проведение учебных дискуссий, связанных с профессией и интересами учащихся; так, проводимая
ролевая игра «врач - пациент» позволяет учащемуся почувствовать себя в роли врача и применить изученные на занятиях медицинские термины и синтаксические конструкции на практике);
2) формирующие чувство долга и ответственности в учении.
Наибольшие достижения в стимулировании учебной деятельности достигаются при работе по интенсивным методам, отличительными особенностями которых являются:
• максимальная активизация учащихся в ходе занятий;
• мобилизация скрытых психологических резервов личности учащегося (например, раскрытие резервов памяти обучаемого), что способствует увеличению объема усваиваемого материала;
• использование всех средств воздействия на личность учащегося: опора не только на зрительное и слуховое восприятие, но и на подсознательные источники восприятия, возникновение эффекта «сверхзапоминания», «сверхусвоения». Данный эффект возникает, когда под воздействием авторитета источника информации или авторитета личности педагога, основанного на доверии учащегося, взаимопонимании и уважении, в определенных структурах мозга обучающегося создается очаг максимального возбуждения, при этом «доминантный очаг» приобретает повышенную работоспособность и потому процесс запоминания становится значительно эффективнее.
Установлено, что для успешного усвоения нового учебного материала необходимо обеспечить формирование и поддержание внутреннего побуждения, стимулирующего иностранного учащегося к активной работе. Такими мотивами могут быть:
• интерес к знаниям и процессу их приобретения;
• осознание практической и теоретической значимости изучаемого материала, его соответствие наклонностям и стремлениям учащегося;
• создание ситуации успеха в учебной работе; ответственность перед семьей, в первую очередь перед родителями;
• понимание необходимости получения знаний и практических умений для успешной врачебной деятельности и карьерного роста в будущем [7, с. 19].
Целесообразность учета профессиональной направленности обучения русскому языку как иностранному, повышающей мотивацию учения иностранных граждан, находит отражение в учебной программе и в учебно-методических пособиях, разработанных и изданных коллективом кафедры русского языка № 1. В качестве изучаемых устных тем включены такие темы, как «У врача», «Моя будущая профессия», «Что я знаю о профессии врача», «Проблемы современной медицины», «Система здравоохранения в моей стране», определенные запросами и интересами будущей профессиональной деятельности учащихся, представляющие собой психологический фундамент учебной программы.
Принцип профессиональной направленности обучения, служащий для усиления мотивации, осуществляется и в содержании курса физики путем использования профессионально ориентированного учебного материала. В качестве специально включенных с этой целью изучаемых вопросов можно указать следующие: «Гальванизация и электрофорез лекарственных веществ», «Вязкость жидкости и крови. Уравнение Ньютона», «Эффект
Доплера и определение скорости кровотока», «Глаз как оптическая система. Очки. Микроскоп», « Биологическое действие радиоактивных излучений».
Научность и четкая система в изложении строго дозированного материала, содержание которого базируется на основе ранее изученного; объяснение, какие предшествующие знания являются основой для успешного изучения, освоения или проработки последующего материала; создание проблемных ситуаций на занятии, привлечение учащихся к решению выдвигаемых проблем; умение преподавателя организовать самостоятельную работу обучающихся; владение педагогом традиционными и современными инновационными технологиями педагогического общения, умение применять психологические знания в области образовательной деятельности - все это способствует созданию глубокого интереса учащегося к учению и изучаемому предмету.
Так, на первых занятиях по механике изучаются понятия «механическое движение», «материальная точка», «траектория», «характеристики механического движения: путь, перемещение, скорость, ускорение», которые предваряют последующее изучение видов прямолинейного равномерного и равноускоренного движения.
Предшествующее повторение на занятиях по математике темы «Линейные и квадратные уравнения. Графики линейной и квадратичной функции у = / (х), их построение» является основой для математической записи уравнений прямолинейного равномерного и равноускоренного движения, построения графиков движения х = х(£), аналогично рассмотренным ранее. Данный педагогический прием активизирует мышление, память, внимание учащихся, повышает общий уровень их теоретической и практической подготовки. При этом решается важная и одновременно сложная задача по организации самостоятельной работы учащихся, например, при записи уравнений движения и построении графиков движения.
По нашим наблюдениям, воспитанию интереса к предмету способствует привлечение учащихся к разработке вариантов опытов, целью которых является проверка выводов, формулируемых на основе логических рассуждений. Например, опираясь на законы колебания математического маятника, на основе логических умозаключений учащиеся высказывают предположения о зависимости ускорения свободного падения в данном месте Земли и предлагают схему установки для проведения соответствующего эксперимента.
Другой пример. Постановка учебной проблемы, решаемой на занятии по физике, сводится к следующему: как, зная формулу силы Ампера, то есть силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током, можно определить силу, с которой магнитное поле действует на движущийся в нем электрический заряд, то есть силу Лоренца. При решении данной задачи последовательно актуализируются знания учащихся о силе Ампера, силе тока, выражение для числа свободных носителей заряда в проводнике, которые учащиеся под руководством преподавателя применяют для получения результата. Таким образом, проблемное изложение материала способствует глубокому и прочному усвоению знаний иностранными гражданами, развивает мышление, творческую самостоятельность и активность учащихся, стимулирует работу обучающихся, повышает мотивацию проведения занятий.
Осуществление межпредметных связей, внедрение инновационных педагогических технологий помогают учащимся в сжатые сроки овладевать научной терминологией и языком специальности, способствуют восприятию и пониманию научных текстов, в том числе, по общетеоретическим дисциплинам на русском языке как иностранном.
При работе с учебными текстами по русскому языку учащиеся под руководством преподавателя используют синтаксические синонимичные конструкции: «что содержит что (В. п.)»; «что содержится где, в чем (П. п.)»; «где, в чем содержится что (И. п.)»; «что состоит из чего (Р. п.)»; «что является составной частью чего (Р. п.)»; «что имеет в своем составе что (В. п.)»; «что входит в состав чего (Р. п.)» и т. д.
Реализация коммуникативных задач в текстах по физике осуществляется с использованием соответствующих лексико-грамматических и речевых средств. Так, при классификации предмета по внешним признакам обучающиеся применяют синонимичные конструкции «что представляет собой что» и «что-то»: «Конденсатор представляет собой систему близкорасположенных проводников, разделенных слоем диэлектрика»; конструкции «что имеет что»; «что обладает чем»; «что характеризуется чем»; «что отличается чем» используют в текстах при описании свойств предмета: «Способность вещества проводить электрический ток называется электропроводностью»; для выражения определения предмета - конструкции «что - это что»; «что называется чем»: «Физика - это наука о природе», «Универсальная мера движения и взаимодействия материи - это энергия».
Наглядные методы обучения, предусматривающие показ предметов и действий (натуральная наглядность), рисунков, фотографий (художественно-изобразительная наглядность), таблиц, схем, образцов написания букв (графическая наглядность), а также речи, непосредственно звучащей (слуховая наглядность), опираются на зрительное и слуховое восприятие.
Данные методы используются с целью как введения и донесения до сознания учащегося содержания учебного материала, так и его закрепления и организации речевой практики. При этом:
• полно и последовательно реализуется дидактический принцип наглядности на всех стадиях занятия;
• воссоздается языковая среда, что особенно важно при изучении языка;
• обеспечивается семантизация лексического, грамматического, страноведческого материала с опорой на зрительные образы;
• максимально используются аналитические способности учащихся, полнее мобилизуются их внутренние резервы;
• повышается интерес к занятиям, мотивационная сторона обучения.
Определенной закономерностью процесса обучения выступает взаимосвязь рационального и эмоционального: эмоции выполняют важную функцию в мотивации деятельности. Опыт работы на подготовительном факультете показывает, что эмоциональность преподавателя, его умение создавать на занятии положительный эмоциональный тонус, благоприятный психологический климат в группе являются мощным стимулом формирования познавательного интереса учащихся.
Благоприятным фактором оказывается также организационная система занятий: обучение в процессе общения, распределение учащихся по ролям, проблемный характер занятий, создание адекватной учебной мотивации, социально-психологического климата в группе, снятие психологических барьеров при усвоении языкового материала в речевом общении. Структура занятий предполагает активный выход в речь: выражение собственного мнения, оценка, обоснование событий, констатация фактов и их изложение. Информационно-познавательный процесс, возникающий в связи с решением учебных задач, предполагает наряду с поиском, отбором, переработкой информации также обмен ею между учащимися как субъектами учебно-познавательной деятельности.
Успех в работе во многом зависит от квалификации преподавателя и от тщательности комплектования учебных групп. Важным фактором, определяющим отношение учащихся к предмету, является личность преподавателя.
Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза, а значит, и преподавателя подготовительного факультета связана с изменением приоритетов образовательного процесса: от знаниевой компоненты и репродуктивного метода обучения к лич-ностно-ориентированной, развивающей, познавательно-деятельностной направленности, от информационной к развивающей парадигме образования.
Деятельность педагога на занятии, в котором наиболее ярко проявляются его личностные качества и организованная им познавательная деятельность учащихся, является важными источником возникновения у обучающихся интереса к предмету. Современный процесс обучения - это диалог, процесс взаимодействия и сотрудничества преподавателя со студентами, так как сотрудничество и партнерство, доверие и понимание соответствуют современным задачам образования и воспитания [8, с. 163].
При этом профессиональная компетентность преподавателя, его мастерство, позитивное отношение к преподаванию, владение информацией о культуре, литературе, истории стран, из которых прибыли иностранные учащиеся; способность формирования толерантности в целях профилактики экстремизма, терроризма, межнациональных конфликтов во многом определяются умением педагога широко применять различные инновационные методы и приемы, ориентированные на наиболее полное раскрытие личностного потенциала, на развитие коммуникативной компетентности личности учащегося, повышение мотивации обучения учащегося на начальном этапе [9, с. 66; 10, с. 209].
Формирование познавательной мотивации является ключевой проблемой обучения иностранных граждан на предвузовском этапе, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат. Поиск и активизация приведенных в работе ресурсов образовательной среды способствуют формированию внутренней позитивной мотивации субъектов процесса обучения на предвузовском этапе.
Список литературы
1. Тряпицына А. П. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.: ил.
2. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Крившенко. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
3. Капитонова Т. И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1987. - 230 с.
4. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974.
5. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: дис. д-ра пед. наук. - Л., 1968.
6. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.
7. О возможности применения технологии контекстного обучения иностранных граждан на довузовском этапе / Ю. Л. Березняк, Т. В. Олешко, Т. К. Щербакова, В. М. Лузина // Медицинский вестник Юга России: науч.-практ. мед. журн. -2012 (Прил.). - С. 19-21.
8. Дорофеев В. А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса // Изв. Южного Федерального ун-та. Педагогические Науки. - 2009. -№ 3. - Ростов н/Д. - С. 163-168.
9. Олешко Т. В., Саямова В. И. Роль педагогического мастерства в инновационном подходе к обучению иностранных учащихся на подготовительном факультете медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-5. - С. 66-70.
10. Саямова В. И., Олешко Т. В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранных учащихся на подготовительном факультете // Русский язык как иностранный: прошлое, настоящее, будущее: материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры РКИ МПГу. - М.: ФОРУМ, 2015. - С. 209-213.
References
1. Tryapitsyna A. P. Pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. Standart tretyego pokoleniya. St. Petersburg: Piter, 2013. 304 p.: il.
2. Krivshenko L. P. (ed.) Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Prospekt, 2013. 488 p.
3. Kapitonova T. I., Shchukin A. N. Sovremennye metody obucheniya russkomu yazyku in-ostrantsev. Moscow: Russkiy yazyk, 1987. 230 p.
4. Ushinskiy K. D. Izbr. ped. soch. In 2 vol. Moscow: Pedagogika, 1974.
5. Shchukina G. I. Poznavatelnyy interes kak pedagogicheskaya problema. ScD dissertation (Education). Leningrad, 1968.
6. Shchukina G. I. Problema poznavatelnogo interesa v pedagogike. Moscow: Prosveshchenie, 1971.
7. Bereznyak Yu. L., Oleshko T. V., Shcherbakova T. K., Luzina V. M. O vozmozhnosti primeneniya tekhnologii kontekstnogo obucheniya inostrannykh grazhdan na dovu-zovskom etape. Meditsinskiy vestnik Yuga Rossii: nauch.-prakt. med. zhurn. 2012 (att.), pp. 19-21.
8. Dorofeev V. A. Vzaimosvyaz doveriya i ponimaniya uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. Izv. Yuzhnogo Federalnogo un-ta. Pedagogicheskie Nauki. 2009, No. 3. Rostov-on-Don. Pp. 163-168.
9. Oleshko T. V., Sayamova V. I. Rol pedagogicheskogo masterstva v innovatsion-nom podkhode k obucheniyu inostrannykh uchashchikhsya na podgotovitelnom fakultete meditsinskogo universiteta. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016, No. 2-5, pp. 66-70.
10. Sayamova V. I., Oleshko T. V. Lichnostno-orientirovannyy podkhod v obuchenii inostrannykh uchashchikhsya na podgotovitelnom fakultete. In: Russkiy yazyk kak inostrannyy: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Proceedings of scientific-practical conference, dedicated to the 50th anniversary of the Department of Russian as a Foreign Language, Moscow Pedagogical State University. Moscow: FORUM, 2015. Pp. 209-213.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1