Научная статья на тему 'Активизация учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся на начальном этапе обучения в медицинском вузе: опыт и пути реализации'

Активизация учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся на начальном этапе обучения в медицинском вузе: опыт и пути реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY / MOTIVATION / ACTIVATION / FOREIGN STUDENTS / PREUNIVERSITY STAGE OF TRAINING / SPEECH ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олешко Т. В., Саямова В. И., Дорофеев В. А.

В работе обсуждаются некоторые вопросы учебно-познавательной деятельности иностранных граждан на предвузовском этапе обучения в медицинском вузе и пути ее активизации: формирование познавательных интересов, мотивации учения и активной позиции обучаемых в учебном процессе, саморегуляция активной деятельности учащихся, стремление к творчеству, взаимное обогащение интенсивной деятельности педагога и учащегося, создание доверительных отношений между ними, педагогическое мастерство преподавателя. Полученные результаты педагогических наблюдений, на наш взгляд, вносят определенный вклад в раскрытие известных ранее закономерностей учебного процесса, способствуют формированию личности иностранного гражданина, будущего врача, отвечают решению задач обучения в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олешко Т. В., Саямова В. И., Дорофеев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aktivating foreign students' educationalcognitive activity at the initial stage of training at a medical university: experience and the means of realization

Some questions of foreign students' educational cognitive activity at the preuniversity stage of training at the medical university and the means of its activation are discussed in the article: cognitive interest forming, studying motivation and students' active position in the training process, students' self-regulation of this activity, intention to create, mutual enrichment of a teacher and a student's effective activity, creation of a trusting relationship between them, a teacher's pedagogical skill among them. As we think the results of the pedagogical observations contribute to well-known patterns of the learning process, help to form a foreign student's personality as an intended doctor, and relate to the educational tasks in the medical university.

Текст научной работы на тему «Активизация учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся на начальном этапе обучения в медицинском вузе: опыт и пути реализации»

УДК 491.7:378:193 ББК 74.4

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

AKTIVATING FOREIGN STUDENTS' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING AT A MEDICAL UNIVERSITY: EXPERIENCE AND THE MEANS OF REALIZATION

Олешко Тамара Васильевна

Преподаватель кафедры физики и математики Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: oleshko t v@ mail.ru

Oleshko Tamara V.

Lecturer at Physics and Mathematics Department, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University E-mail: oleshko t v@ mail.ru

Саямова Валентина Ивановна

Старший преподаватель кафедры русского языка № 1 Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: visaymova @ yаndex.ru

Дорофеев Вадим Алексеевич

Доцент кафедры психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук Е-mail: [email protected]

Sayamova Valentina I.

Senior Lecturer at Russian Language Department № 1, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University

E-mail: visaymova @ yandex.ru

Dorofeev Vadim A.

Assistant Professor at the Psychology of Management and Legal Psychology Department, Southern Federal University, PhD in Psychology

E-mail: [email protected]

Аннотация. В работе обсуждаются некоторые вопросы учебно-познавательной деятельности иностранных граждан на предвузовском этапе обучения в медицинском вузе и пути ее активизации: формирование познавательных интересов, мотивации учения и активной позиции обучаемых в учебном процессе, саморегуляция активной деятельности учащихся, стремление к творчеству, взаимное обогащение интенсивной деятельности педагога и учащегося, создание доверительных отношений между ними, педагогическое мастерство преподавателя. Полученные результаты педагогических наблюдений, на наш взгляд, вносят определенный вклад в раскрытие известных ранее закономерностей учебного процесса, способствуют формированию личности иностранного гражданина, будущего врача, отвечают решению задач обучения в медицинском вузе.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, мотивация, активизация, иностранные учащиеся, предвузовский этап обучения, речевая деятельность, познавательный интерес.

Содержание образования иностранных граждан на подготовительном факультете Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) регламентируется Отраслевым Стандартом довузовской подготовки [1] и приказом Минобрнауки России от 03.10 .2014 № 1304 «Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ...» [2].

Согласно документам, «иностранные учащиеся, заканчивающие подготовительный факультет, должны владеть русским языком в объеме, необходимом для общения в учебно-профессиональной, социально-бытовой и социально-культурной сферах» [1; 2]. Поэтому возникает необходимость подготовки иностранных граждан уже на довузовском этапе к жизни и дальнейшей учебной деятельности в российском медицинском вузе к овладению системой предметных знаний по русскому языку и естественнонаучным дисциплинам.

Современная педагогическая наука проявляет интерес к проблеме учебной деятельности иностранных граждан на предвузовском этапе обучения, характеризуемой наличием учебной задачи, целей, мотива, плана и контроля ее выполнения. В своих работах Л. П. Крившенко, Г. Н. Пашкевич, Л. В. Юркина рассматривают понятие «процесс обучения» (или

Abstract. Some questions of foreign students' educational cognitive activity at the pre-university stage of training at the medical university and the means of its activation are discussed in the article: cognitive interest forming, studying motivation and students' active position in the training process, students' self-regulation of this activity, intention to create, mutual enrichment of a teacher and a student's effective activity, creation of a trusting relationship between them, a teacher's pedagogical skill among them. As we think the results of the pedagogical observations contribute to well-known patterns of the learning process, help to form a foreign student's personality as an intended doctor, and relate to the educational tasks in the medical university.

Keywords: educational-cognitive activity, motivation, activation, foreign students, pre-university stage of training, speech activity, cognitive interest.

«учебный процесс») как «целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие последних» [3, с. 119]. От согласованности данного взаимодействия зависит эффективность и качество обучения, а именно: активизация познавательной деятельности, систематизация работы над изучаемым материалом, ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности и оперативное руководство педагогом процесса усвоения учебного материала учащимися, учет индивидуальных интересов и возможностей субъектов учебного процесса.

Главным же назначением обучения является формирование личности обучающегося, происходящее в процессе учебно-познавательной деятельности, включающей одновременно и деятельность обучающего (педагога), и деятельность обучаемого (учащегося), создание условий для более полной реализации возможностей каждого учащегося. Все сказанное позволяет утверждать, что деятельность - это основа учебного процесса.

Анализ научных источников показывает, что в российской педагогике проблемы повышения эффективности процесса учебно-познавательной деятельности глубоко изучались Г. И. Щукиной. Самым общим определением Г. И. Щукиной активизации учебно-познавательной деятельности «можно считать следующее: это процесс, направленный на усиленную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» [4, с. 135].

Активизации учебно-познавательной деятельности способствуют, во-первых, познавательные интересы учащихся. Большое внимание проблеме познавательного интереса уделяли в своих работах основоположники педагогики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский [5], А. Дистервег, советские ученые: В. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, А. Г. Ковалев, Г. И. Щукина. В работах Г. И. Щукиной отмечается, что «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [6]; «познавательный интерес учащихся можно и нужно развивать, так как именно он занимает доминирующую позицию в развитии личности обучающегося» [7, с. 169].

Наше исследование посвящено изучению активизации учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся на предвузовском этапе обучения на русском языке. Исходя из задач, реализуемых в процессе обучения иностранных граждан, мы акцентируем внимание на следующие цели обучения:

а) предметные, которые заключаются в овладении учащимися базовыми знаниями общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном, а также умениями и навыками в процессе решения практических задач по химии, биологии и анатомии, физике и математике, то есть в подготовке иностранных граждан к изучению базовых дисциплин (общей, неорганической и органической химии, медицинской и биологической физики, высшей математики, биологии и микробиологии, нормальной анатомии и физиологии) на первых курсах в общем лекционном потоке с русскоговорящими студентами;

б) личностные, которые связаны с приобретением умений и навыков, способствующих саморазвитию личности обучающегося, с познанием самого себя как личности, формированием мотиваций и интересов будущего специалиста-медика.

Задача преподавателя подготовительного факультета - объяснение и устранение отдельных противоречий между предметными и личностными целями обучения, что способствует превращению процесса обучения в процесс приобретения знаний и практического опыта, необходимых для успешного осуществления деятельности, для совместной творческой работы педагога и иностранного учащегося.

Изучение авторами статьи процесса обучения иностранных граждан на предвузов-ском этапе подтверждает, что применение активных методов обучения стимулирует развитие внимания, логического мышления и памяти, познавательной активности учащихся; способствует развитию их творческих наклонностей и стремлению самостоятельно приобретать и углублять свои знания.

Педагогическая задача на подготовительном факультете РостГМУ решается четкой формулировкой цели и задачи каждого конкретного занятия, разъяснением практической значимости изучаемого материала, недостаточностью имеющихся знаний учащихся для ответов на поставленные вопросы и необходимостью получения и применения новых знаний. Проведенные педагогические исследования (наблюдения) позволяют утверждать, что проводимая самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, например, в учебной, научной, профессиональной деятельности; кроме того, она формирует самостоятельность как привычку трудиться, умение планировать свою работу, соблюдать правила учебной дисциплины; формирует самостоятельность как черту характера будущего специалиста-медика.

Регулярный контроль со стороны преподавателя помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и указывать пути их преодоления (проведение консультаций, отработок пропущенных занятий), что также стимулирует активность и ответственность обучающихся.

Необходимым условием, средством и орудием познания окружающего мира является развитое мышление. Так, мыслительная деятельность, раскрывая существенные связи и отношения между физическими телами и явлениями природы, приводит к открытию новых знаний, которые становятся основой и средством дальнейшей мыслительной деятельности. Например, при рассмотрении законов Ньютона преподаватель акцентирует внимание учащихся на определение понятий «сила», «масса», «ускорение» («сила - векторная величина, которая является мерой действия одного тела на другое, приводящего к ускорению тела или его деформации»), а затем переходит к рассмотрению связи между физическими понятиями, к формулировке второго закона Ньютона [8]. При этом знания обучающихся углубляются и расширяются. Развитие мышления иностранного гражданина приводит к активизации его познавательных способностей.

Мышление человека неразрывно связано с языком, с речью. Мышление осуществляется в речи и выражается в ней. Это учитывается в процессе обучения иностранных граждан на подготовительном факультете. Иностранные учащиеся в процессе речевой деятельности воспринимают речь других людей; выражают собственные мысли, переживания, суждения, оказывают активное воздействие на собеседника: убеждают, доказывают свою правоту.

Характер речевой деятельности свидетельствует о воспитанности человека и его культуре. Речевая деятельность обучаемого является выражением результатов собственных знаний и умений; демонстрирует его отношение к учению и обучению. Мотивация как побуждение к деятельности, интерес, внимание, отношение к дисциплине, установка на запоминание, взаимная согласованность действий преподавателя и обучающихся определяют продуктивность запоминания, сохранения и воспроизведения материала, продуктивность познавательной деятельности.

Интерес обычно пробуждает желание учащегося активно работать. Полагаем, что привлекать внимание учащегося надо к основному, наиболее значимому учебному материалу. Как показывают наши наблюдения, установка на запоминание ориентирует учащегося на выделение главного, предполагает длительность сохранения информации в памяти и прочность запоминания, что обеспечивается также умелым использованием наглядности и хорошо организованного повторения, в том числе для связывания нового материала со старым.

Преобладание информативности в методах обучения, направленных на сообщение знаний в готовом виде, без привлечения учащихся к активному обсуждению вопросов, без стремления преподавателя вызвать у иностранных учащихся состояние дефицита знаний, пробудить интерес к рассматриваемой проблеме, также не содействует формированию познавательной активности и познавательного интереса, самостоятельности в учении. Авторитарный либо иронический стиль отношений педагога с учащимися воздвигает в учебной деятельности психологический барьер между участниками процесса; при этом преподаватель препятствует формированию учащегося как субъекта учебной деятельности, затормаживает становление его личности. Таким образом, есть все основания считать, что деловые, общественные, личностные отношения (симпатии и антипатии, расположения и неприязни, заинтересованности и равнодушия) - это объективный фактор, влияющий на всех участников деятельности и общения в учебной группе.

Одной из значимых проблем в работе с иностранными учащимися на подготовительном факультете является снятие трудностей начального периода обучения, которое осуществляется с помощью специальных методических приемов, таких как использование фонетических упражнений; строгая минимизация вводимой лексики; многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи; применение поурочных тематических словарей; проведение диктантов, включающих проверку качества знания терминологической лексики, что входит в активную языковую коммуникацию по данной дисциплине [9; 10].

Обучение говорению на занятиях по всем дисциплинам преподаватели начинают с основ говорения, то есть со становления и формирования произносительных, лексических, грамматических навыков и навыков аудирования. Одним из механизмов аудирования является механизм внутреннего проговаривания, при котором воспринятое на слух слово в сознании слушателя остается звучащим еще некоторое время, необходимое для его осмысления.

Задача формирования у студентов навыков и умений чтения и конспектирования учебной литературы, слушания и записи лекций, устной речи в учебно-профессиональной

сфере общения определяет общую практическую направленность обучения русскому языку, предполагает максимальную координацию методической организации обучения языку специальности с обучением естественнонаучным дисциплинам.

Профессиональная сфера общения иностранных учащихся подготовительного факультета РостГМУ - учебно-научная, отражающая типичные речевые ситуации общения. В этой сфере реализуются потребности общения учащихся в процессе их учебно-познавательной деятельности при изучении предметов, предусмотренных программами по биологии и анатомии, химии, физике и математике. Весьма актуальным в обучении иностранных граждан профессиональному общению является принцип коммуникативности, определяющий отбор и ограничение языкового материала [9, с. 630-634].

Построение методической системы обучения ориентирует учебный процесс на формирование у обучающихся определенных навыков и умений в видах речевой деятельности, связанной с овладением специальностью на изучаемом русском языке. Учебно-научная сфера общения обслуживается определенными языковыми и коммуникативными средствами: набором лексико-грамматических единиц, речевых образцов, типовых текстов и комплексом речевых действий, коммуникативных задач, которые реализуются в рамках данной сферы общения.

Функциональный подход к отбору и организации материала учебно-методических пособий предопределяет тематику адаптированных текстов, направленных на введение и активизацию языкового материала, развитие речевых навыков [10]. Языковой материал вводится на синтаксической основе и представлен речевыми образцами, лексико-грамма-тическими заданиями и микротекстами. Система лексико-грамматических заданий направлена на закрепление минимума общенаучной и специальной лексики, лексико-грам-матических конструкций, характерных для научного стиля речи. Целью речевых заданий является формирование навыков и умений осмысления текста, построения монологического высказывания, поиска научной информации и передача полученной информации средствами русского языка.

Созданное на кафедре русского языка № 1 РостГМУ «Пособие по русскому языку для иностранных студентов (медико-биологический профиль)» [11], используемое на занятиях по научному стилю речи, является комплексным, коммуникативно-ориентированным, нацеленным на развитие познавательной, мыслительной, творческой деятельности учащихся. Целью данного пособия является формирование достаточного уровня языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивающего потребности будущих студентов-медиков в практическом владении русским языком как средством общения в учебно-профессиональной сфере деятельности.

Материалы пособия позволяют осуществлять комплексное развитие всех видов речевой деятельности, создают возможность профессионально-ориентированного подхода к обучению и составлены на основе дисциплин медико-биологического профиля. Представленная тематика учебно-научных текстов, как то: «Кровеносная система. Система кровообращения», «Пищеварительная система», «О химической организации клетки. Органические вещества», «Неорганические соединения в составе клетки», «Белки (протеины)», «Углеводы», «Липиды», «Нуклеиновые кислоты», «Аденозинтрифосфорная кислота

(АТФ)» - дает возможность иностранным учащимся получать глубокие и прочные знания по языку будущей специальности, создавать устойчивую мотивацию, реализовывать свое стремление к познавательной деятельности, воспитывать активную личность с творческим отношением к своей будущей профессии.

Принцип коммуникативности находит свое воплощение при реализации преподавателем подготовительного факультета таких его основных функций, как коммуникативная, информационно-воспитательная, конструктивно-организаторская, информационно-познавательная, стимулирующая [12, с. 513-514]. Преподаватель, как правило, владеет традиционными и современными инновационными технологиями педагогического общения и эффективно его осуществляет, а также владеет приемами и навыками передачи информации, в том числе информации о культуре стран, из которых прибыли иностранные учащиеся; обладает высоким уровнем понимания студента-партнера, применяет психологические знания в области образовательной деятельности.

Речевая деятельность преподавателя на занятии выражена функциями, например, информационно-познавательной и конструктивно-организаторской, рассчитанной на организацию познавательной деятельности учащихся, сообщение им знаний и умений, определение цели и задачи занятия, способов введения материала, видов деятельности учащихся и действий преподавателя; стимулирующей, способствующей активности, самостоятельности, работоспособности учащихся, формированию их интересов. В деятельности проявляются профессиональные качества преподавателя, его эрудиция, педагогическое мастерство, умение строить свои отношения с иностранными учащимися [13; 14]. В процессе деятельности преподаватель формирует обратную связь от учащихся, которая характеризует его как специалиста и как педагога - транслятора знаний и организатора учебного процесса и оказывает ему помощь в повышении качества преподавания учебной дисциплины. Таким образом, успешность педагогической деятельности преподавателя зависит от четкой реализации им своих функций. Единство данных функций в деятельности преподавателя обеспечивает эффективность учебного процесса и познавательной деятельности иностранных граждан.

Одним из действенных средств активизации познавательной деятельности выступает метод проектов. Примерами проектов творческого характера, применяемых на подготовительном факультете РостГМУ, являются: подготовка, написание докладов и выступление с ними на студенческих научных кружках и конференциях, участие в викторинах и олимпиадах. Эти виды работ позволяют обучающемуся воспринимать значимость своего труда, создают ощущение ответственности, учат мыслить самостоятельно, повышают интерес к учебному предмету.

В качестве примера рассмотрим участие в организации и проведении студенческой конференции «Физика в медицине» иностранных учащихся из Афганистана, Непала и Ливана. Алгоритм совместной подготовки проекта и его презентации: постановка целей; сбор материала и его оценка качества; выбор технических средств и методических приемов для лучшего донесения материала.

Выбор направления проекта: «Ультразвук (УЗ). Инфразвук (ИЗ). Применение в медицине». Основная тема сообщения: «Ультразвук (УЗ). Инфразвук (ИЗ). Прямой и обратный

пьезоэффект. УЗ-излучатели и УЗ-приемники. Медико-биологические приложения УЗ: методы диагностики и исследования, физиотерапия. Источники ИЗ. Действие ИЗ на организм человека» (рис.).

Выполнение творческой работы участниками проекта: поиск информации, его осмысление, анализ, обработка и представление информации. Собранная информация просматривается участниками проекта на основании ряда критериев: важность, необходимость, соответствие выбранной тематике, интерес, язык сообщения, наглядность. Продумываются логические переходы изложения от одного вопроса к другому, характер организации и группировки материала, что обеспечивает логику его построения и предполагает использование графических схем, таблиц, рисунков, иллюстраций.

При этом осуществляется развитие навыка работы учащихся с дополнительной литературой, использованием Интернета и других источников информации. Участники проектной группы воспринимают свой труд как что-то важное, стоящее, чувствуют ответственность за результаты своего труда; возникает убеждение в необходимости изучения учебного материала по физике для дальнейшего применения его в медицине. Происходит совместное поэтапное обсуждение результатов выполненной работы. Преподавателем осуществляется проведение индивидуальных консультаций, контроль выполнения и предварительный просмотр выполненного. Отношения с преподавателем переходят на уровень сотрудничества.

а)

б)

в)

Рис. Примеры презентации: а) ультразвуковая кардиография - измерение размеров сердца в динамике; б) УЗ-излучатели; в) ИЗ и его действие на организм

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что эффективными средствами активизации учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся подготовительного факультета являются: формирование познавательных интересов обучаемых, стремление самостоятельно приобретать и углублять свои знания; воспитание положительных

мотивов к учению и активной позиции обучаемых в учебном процессе; развитие мышления, памяти и познавательных способностей учащихся; стремление к творчеству; взаимное обогащение интенсивной деятельности педагога и учащегося, создание доверительных отношений между ними; педагогическое мастерство преподавателя и т. д. Все это способствует успешности их совместной деятельности, формированию личности иностранного гражданина - будущего врача, активизации и совершенствованию учебного процесса, отвечает решению задач обучения иностранных граждан в медицинском вузе.

Список литературы

1. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (Отраслевой стандарт). Утверждены приказом Минобрнауки № 866 от 8 мая 1997 г.

2. Приказ Минобрнауки России от 03.10.2014 № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2014 № 34 732).

3. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Крившенко. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.

4. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.

5. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974.

6. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1968.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

8. Березняк Ю. Л., Олешко Т. В., Городнов К. В. Готовимся к экзамену по физике. Ч. 1: Механика. Молекулярная физика: метод. рекомендации. - Ростов н/Д.: Изд-во РостГМУ, 2016. - 50 с.

9. Олешко Т. В., Саямова В. И. Компетентностный подход в обучении иностранных учащихся на подготовительном факультете медицинского университета // Ме-ждунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований Академии Естествознания. - 2015. - № 5, ч. 4. - С. 630-634.

10. Ждем Вас в России / Н. В. Лучкина, И. Ю. Проценко, С. А. Мирзоева, Т. Н. Про-кудайло, В. И. Саямова. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2012. - 135 с.

11. Шведова Л. П. Пособие по русскому языку для иностранных студентов (медико-биологический профиль) / под общ. ред. В. Н. Чернышова, Л. П. Шведовой. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. - 448 с.

12. Саямова В. И., Олешко Т. В. Современные технологии и проблемы обучения русскому языку иностранных учащихся в предвузовской подготовке // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы V Междунар. конгресса исследователей русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 513-514.

13. Дорофеев В. А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса // Изв. Южного федерального ун-та. Педагогические науки. - Ростов н/Д., 2009. - № 3. - С. 163-168.

14. Елизарова Л. Ю., Олешко Т. В., Саямова В. И. О проблемах формирования межличностных отношений иностранных студентов при обучении на подготовительном факультете // Личность, речь и юридическая практика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-метод. конф. - Вып. 15. - Ростов н/Д.: Донской юрид. ин-т, 2012. - С. 54-56.

15. Богуславский М. В., Неборский Е. В., Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://www.pmedu.ru/ images/pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

16. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.

References

1. Trebovaniya k minimumu soderzhaniya i urovnyu podgotovki vypusknikov fakulte-tov i otdeleniy predvuzovskogo obucheniya inostrannykh grazhdan (Otraslevoy standart). Utverzhdeny prikazom Minobrnauki No. 866 ot 08.05.1997.

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 03.10.2014 № 1304 "Ob utverzhdenii trebovaniy k os-voeniyu dopolnitelnykh obshcheobrazovatelnykh programm, obespechivayush-chikh podgotovku inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva k osvoeniyu pro-fessionalnykh obrazovatelnykh programm na russkom yazyke" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 17.11.2014 No. 34 732).

3. Krivshenko L. P. (ed.) Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Prospekt, 2013. 488 p.

4. Shchukina G. I. Rol deyatelnosti v uchebnom protsesse: kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshche-nie, 1986. 144 p.

5. Ushinskiy K. D. Izbr. ped. soch.: in 2 vols. Moscow: Pedagogika, 1974.

6. Shchukina G. I. Poznavatelnyy interes kak pedagogicheskaya problema. ScD Dissertation (Education). Leningrad, 1968.

7. Shchukina G. I. Problema poznavatelnogo interesa v pedagogike. Moscow: Prosveshchenie, 1971.

8. Bereznyak Yu. L., Oleshko T. V., Gorodnov K. V. Gotovimsya k ekzamenu po fizike. Part 1: Mekhanika. Molekulyarnaya fizika: metod. rekomendatsii. Rostov-on-Don: Izd-vo RostG-MU, 2016. 50 p.

9. Oleshko T. V., Sayamova V. I. Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii inostrannykh uchashchikhsya na podgotovitelnom fakultete meditsinskogo universiteta. Mezhdu-nar. zhurn. prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy Akademii Estestvoznaniya. 2015, No. 5, part 4, pp. 630-634.

10. Luchkina N. V., Protsenko I. Yu., Mirzoeva S. A., Prokudaylo T. N., Sayamova V. I. Zhdem Vas v Rossii. Moscow: FGOU "VUNMTS Roszdrava", 2012. 135 p.

11. Shvedova L. P. Posobie po russkomu yazyku dlya inostrannykh studentov (mediko-bio-logicheskiy profil). Moscow: FGOU "VUNMTS Roszdrava", 2005. 448 p.

12. Sayamova V. I., Oleshko T. V. Sovremennye tekhnologii i problemy obucheniya russkomu yazyku inostrannykh uchashchikhsya v predvuzovskoy podgotovke. In: Russ-kiy yazyk: istoricheskie sudby i sovremennost. Proceedings of the V International Congress of Russian Language Researchers. Moscow: Izd-vo MGU, 2014. - S. 513-514.

13. Dorofeev V. A. Vzaimosvyaz doveriya i ponimaniya uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. Izv. Yuzhnogo federalnogo un-ta. Pedagogicheskie nauki. Rostov-on-Don, 2009, No. 3, pp. 163-168.

14. Elizarova L. Yu., Oleshko T. V., Sayamova V. I. O problemakh formirovaniya mezhli-chnostnykh otnosheniy inostrannykh studentov pri obuchenii na podgotovitelnom fakultete. In: Lichnost, rech i yuridicheskaya praktika. Proceedings of International scientific-practical conference. Iss. 15. Rostov-on-Don: Donskoy yurid. in-t, 2012. Pp. 54-56.

15. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovani-ya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56. pdf (accessed: 01.11.2018).

16. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 16.11.2018 The article was received on 16.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.