УДК 491.7:378:193 ББК 74.4
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
AKTIVATING FOREIGN STUDENTS' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING AT A MEDICAL UNIVERSITY: EXPERIENCE AND THE MEANS OF REALIZATION
Олешко Тамара Васильевна
Преподаватель кафедры физики и математики Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: oleshko t v@ mail.ru
Oleshko Tamara V.
Lecturer at Physics and Mathematics Department, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University E-mail: oleshko t v@ mail.ru
Саямова Валентина Ивановна
Старший преподаватель кафедры русского языка № 1 Подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: visaymova @ yаndex.ru
Дорофеев Вадим Алексеевич
Доцент кафедры психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук Е-mail: [email protected]
Sayamova Valentina I.
Senior Lecturer at Russian Language Department № 1, Preparatory Faculty for Foreign Students, Rostov State Medical University
E-mail: visaymova @ yandex.ru
Dorofeev Vadim A.
Assistant Professor at the Psychology of Management and Legal Psychology Department, Southern Federal University, PhD in Psychology
E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе обсуждаются некоторые вопросы учебно-познавательной деятельности иностранных граждан на предвузовском этапе обучения в медицинском вузе и пути ее активизации: формирование познавательных интересов, мотивации учения и активной позиции обучаемых в учебном процессе, саморегуляция активной деятельности учащихся, стремление к творчеству, взаимное обогащение интенсивной деятельности педагога и учащегося, создание доверительных отношений между ними, педагогическое мастерство преподавателя. Полученные результаты педагогических наблюдений, на наш взгляд, вносят определенный вклад в раскрытие известных ранее закономерностей учебного процесса, способствуют формированию личности иностранного гражданина, будущего врача, отвечают решению задач обучения в медицинском вузе.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, мотивация, активизация, иностранные учащиеся, предвузовский этап обучения, речевая деятельность, познавательный интерес.
Содержание образования иностранных граждан на подготовительном факультете Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) регламентируется Отраслевым Стандартом довузовской подготовки [1] и приказом Минобрнауки России от 03.10 .2014 № 1304 «Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ...» [2].
Согласно документам, «иностранные учащиеся, заканчивающие подготовительный факультет, должны владеть русским языком в объеме, необходимом для общения в учебно-профессиональной, социально-бытовой и социально-культурной сферах» [1; 2]. Поэтому возникает необходимость подготовки иностранных граждан уже на довузовском этапе к жизни и дальнейшей учебной деятельности в российском медицинском вузе к овладению системой предметных знаний по русскому языку и естественнонаучным дисциплинам.
Современная педагогическая наука проявляет интерес к проблеме учебной деятельности иностранных граждан на предвузовском этапе обучения, характеризуемой наличием учебной задачи, целей, мотива, плана и контроля ее выполнения. В своих работах Л. П. Крившенко, Г. Н. Пашкевич, Л. В. Юркина рассматривают понятие «процесс обучения» (или
Abstract. Some questions of foreign students' educational cognitive activity at the pre-university stage of training at the medical university and the means of its activation are discussed in the article: cognitive interest forming, studying motivation and students' active position in the training process, students' self-regulation of this activity, intention to create, mutual enrichment of a teacher and a student's effective activity, creation of a trusting relationship between them, a teacher's pedagogical skill among them. As we think the results of the pedagogical observations contribute to well-known patterns of the learning process, help to form a foreign student's personality as an intended doctor, and relate to the educational tasks in the medical university.
Keywords: educational-cognitive activity, motivation, activation, foreign students, pre-university stage of training, speech activity, cognitive interest.
«учебный процесс») как «целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие последних» [3, с. 119]. От согласованности данного взаимодействия зависит эффективность и качество обучения, а именно: активизация познавательной деятельности, систематизация работы над изучаемым материалом, ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности и оперативное руководство педагогом процесса усвоения учебного материала учащимися, учет индивидуальных интересов и возможностей субъектов учебного процесса.
Главным же назначением обучения является формирование личности обучающегося, происходящее в процессе учебно-познавательной деятельности, включающей одновременно и деятельность обучающего (педагога), и деятельность обучаемого (учащегося), создание условий для более полной реализации возможностей каждого учащегося. Все сказанное позволяет утверждать, что деятельность - это основа учебного процесса.
Анализ научных источников показывает, что в российской педагогике проблемы повышения эффективности процесса учебно-познавательной деятельности глубоко изучались Г. И. Щукиной. Самым общим определением Г. И. Щукиной активизации учебно-познавательной деятельности «можно считать следующее: это процесс, направленный на усиленную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» [4, с. 135].
Активизации учебно-познавательной деятельности способствуют, во-первых, познавательные интересы учащихся. Большое внимание проблеме познавательного интереса уделяли в своих работах основоположники педагогики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский [5], А. Дистервег, советские ученые: В. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, А. Г. Ковалев, Г. И. Щукина. В работах Г. И. Щукиной отмечается, что «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [6]; «познавательный интерес учащихся можно и нужно развивать, так как именно он занимает доминирующую позицию в развитии личности обучающегося» [7, с. 169].
Наше исследование посвящено изучению активизации учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся на предвузовском этапе обучения на русском языке. Исходя из задач, реализуемых в процессе обучения иностранных граждан, мы акцентируем внимание на следующие цели обучения:
а) предметные, которые заключаются в овладении учащимися базовыми знаниями общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном, а также умениями и навыками в процессе решения практических задач по химии, биологии и анатомии, физике и математике, то есть в подготовке иностранных граждан к изучению базовых дисциплин (общей, неорганической и органической химии, медицинской и биологической физики, высшей математики, биологии и микробиологии, нормальной анатомии и физиологии) на первых курсах в общем лекционном потоке с русскоговорящими студентами;
б) личностные, которые связаны с приобретением умений и навыков, способствующих саморазвитию личности обучающегося, с познанием самого себя как личности, формированием мотиваций и интересов будущего специалиста-медика.
Задача преподавателя подготовительного факультета - объяснение и устранение отдельных противоречий между предметными и личностными целями обучения, что способствует превращению процесса обучения в процесс приобретения знаний и практического опыта, необходимых для успешного осуществления деятельности, для совместной творческой работы педагога и иностранного учащегося.
Изучение авторами статьи процесса обучения иностранных граждан на предвузов-ском этапе подтверждает, что применение активных методов обучения стимулирует развитие внимания, логического мышления и памяти, познавательной активности учащихся; способствует развитию их творческих наклонностей и стремлению самостоятельно приобретать и углублять свои знания.
Педагогическая задача на подготовительном факультете РостГМУ решается четкой формулировкой цели и задачи каждого конкретного занятия, разъяснением практической значимости изучаемого материала, недостаточностью имеющихся знаний учащихся для ответов на поставленные вопросы и необходимостью получения и применения новых знаний. Проведенные педагогические исследования (наблюдения) позволяют утверждать, что проводимая самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, например, в учебной, научной, профессиональной деятельности; кроме того, она формирует самостоятельность как привычку трудиться, умение планировать свою работу, соблюдать правила учебной дисциплины; формирует самостоятельность как черту характера будущего специалиста-медика.
Регулярный контроль со стороны преподавателя помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и указывать пути их преодоления (проведение консультаций, отработок пропущенных занятий), что также стимулирует активность и ответственность обучающихся.
Необходимым условием, средством и орудием познания окружающего мира является развитое мышление. Так, мыслительная деятельность, раскрывая существенные связи и отношения между физическими телами и явлениями природы, приводит к открытию новых знаний, которые становятся основой и средством дальнейшей мыслительной деятельности. Например, при рассмотрении законов Ньютона преподаватель акцентирует внимание учащихся на определение понятий «сила», «масса», «ускорение» («сила - векторная величина, которая является мерой действия одного тела на другое, приводящего к ускорению тела или его деформации»), а затем переходит к рассмотрению связи между физическими понятиями, к формулировке второго закона Ньютона [8]. При этом знания обучающихся углубляются и расширяются. Развитие мышления иностранного гражданина приводит к активизации его познавательных способностей.
Мышление человека неразрывно связано с языком, с речью. Мышление осуществляется в речи и выражается в ней. Это учитывается в процессе обучения иностранных граждан на подготовительном факультете. Иностранные учащиеся в процессе речевой деятельности воспринимают речь других людей; выражают собственные мысли, переживания, суждения, оказывают активное воздействие на собеседника: убеждают, доказывают свою правоту.
Характер речевой деятельности свидетельствует о воспитанности человека и его культуре. Речевая деятельность обучаемого является выражением результатов собственных знаний и умений; демонстрирует его отношение к учению и обучению. Мотивация как побуждение к деятельности, интерес, внимание, отношение к дисциплине, установка на запоминание, взаимная согласованность действий преподавателя и обучающихся определяют продуктивность запоминания, сохранения и воспроизведения материала, продуктивность познавательной деятельности.
Интерес обычно пробуждает желание учащегося активно работать. Полагаем, что привлекать внимание учащегося надо к основному, наиболее значимому учебному материалу. Как показывают наши наблюдения, установка на запоминание ориентирует учащегося на выделение главного, предполагает длительность сохранения информации в памяти и прочность запоминания, что обеспечивается также умелым использованием наглядности и хорошо организованного повторения, в том числе для связывания нового материала со старым.
Преобладание информативности в методах обучения, направленных на сообщение знаний в готовом виде, без привлечения учащихся к активному обсуждению вопросов, без стремления преподавателя вызвать у иностранных учащихся состояние дефицита знаний, пробудить интерес к рассматриваемой проблеме, также не содействует формированию познавательной активности и познавательного интереса, самостоятельности в учении. Авторитарный либо иронический стиль отношений педагога с учащимися воздвигает в учебной деятельности психологический барьер между участниками процесса; при этом преподаватель препятствует формированию учащегося как субъекта учебной деятельности, затормаживает становление его личности. Таким образом, есть все основания считать, что деловые, общественные, личностные отношения (симпатии и антипатии, расположения и неприязни, заинтересованности и равнодушия) - это объективный фактор, влияющий на всех участников деятельности и общения в учебной группе.
Одной из значимых проблем в работе с иностранными учащимися на подготовительном факультете является снятие трудностей начального периода обучения, которое осуществляется с помощью специальных методических приемов, таких как использование фонетических упражнений; строгая минимизация вводимой лексики; многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи; применение поурочных тематических словарей; проведение диктантов, включающих проверку качества знания терминологической лексики, что входит в активную языковую коммуникацию по данной дисциплине [9; 10].
Обучение говорению на занятиях по всем дисциплинам преподаватели начинают с основ говорения, то есть со становления и формирования произносительных, лексических, грамматических навыков и навыков аудирования. Одним из механизмов аудирования является механизм внутреннего проговаривания, при котором воспринятое на слух слово в сознании слушателя остается звучащим еще некоторое время, необходимое для его осмысления.
Задача формирования у студентов навыков и умений чтения и конспектирования учебной литературы, слушания и записи лекций, устной речи в учебно-профессиональной
сфере общения определяет общую практическую направленность обучения русскому языку, предполагает максимальную координацию методической организации обучения языку специальности с обучением естественнонаучным дисциплинам.
Профессиональная сфера общения иностранных учащихся подготовительного факультета РостГМУ - учебно-научная, отражающая типичные речевые ситуации общения. В этой сфере реализуются потребности общения учащихся в процессе их учебно-познавательной деятельности при изучении предметов, предусмотренных программами по биологии и анатомии, химии, физике и математике. Весьма актуальным в обучении иностранных граждан профессиональному общению является принцип коммуникативности, определяющий отбор и ограничение языкового материала [9, с. 630-634].
Построение методической системы обучения ориентирует учебный процесс на формирование у обучающихся определенных навыков и умений в видах речевой деятельности, связанной с овладением специальностью на изучаемом русском языке. Учебно-научная сфера общения обслуживается определенными языковыми и коммуникативными средствами: набором лексико-грамматических единиц, речевых образцов, типовых текстов и комплексом речевых действий, коммуникативных задач, которые реализуются в рамках данной сферы общения.
Функциональный подход к отбору и организации материала учебно-методических пособий предопределяет тематику адаптированных текстов, направленных на введение и активизацию языкового материала, развитие речевых навыков [10]. Языковой материал вводится на синтаксической основе и представлен речевыми образцами, лексико-грамма-тическими заданиями и микротекстами. Система лексико-грамматических заданий направлена на закрепление минимума общенаучной и специальной лексики, лексико-грам-матических конструкций, характерных для научного стиля речи. Целью речевых заданий является формирование навыков и умений осмысления текста, построения монологического высказывания, поиска научной информации и передача полученной информации средствами русского языка.
Созданное на кафедре русского языка № 1 РостГМУ «Пособие по русскому языку для иностранных студентов (медико-биологический профиль)» [11], используемое на занятиях по научному стилю речи, является комплексным, коммуникативно-ориентированным, нацеленным на развитие познавательной, мыслительной, творческой деятельности учащихся. Целью данного пособия является формирование достаточного уровня языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивающего потребности будущих студентов-медиков в практическом владении русским языком как средством общения в учебно-профессиональной сфере деятельности.
Материалы пособия позволяют осуществлять комплексное развитие всех видов речевой деятельности, создают возможность профессионально-ориентированного подхода к обучению и составлены на основе дисциплин медико-биологического профиля. Представленная тематика учебно-научных текстов, как то: «Кровеносная система. Система кровообращения», «Пищеварительная система», «О химической организации клетки. Органические вещества», «Неорганические соединения в составе клетки», «Белки (протеины)», «Углеводы», «Липиды», «Нуклеиновые кислоты», «Аденозинтрифосфорная кислота
(АТФ)» - дает возможность иностранным учащимся получать глубокие и прочные знания по языку будущей специальности, создавать устойчивую мотивацию, реализовывать свое стремление к познавательной деятельности, воспитывать активную личность с творческим отношением к своей будущей профессии.
Принцип коммуникативности находит свое воплощение при реализации преподавателем подготовительного факультета таких его основных функций, как коммуникативная, информационно-воспитательная, конструктивно-организаторская, информационно-познавательная, стимулирующая [12, с. 513-514]. Преподаватель, как правило, владеет традиционными и современными инновационными технологиями педагогического общения и эффективно его осуществляет, а также владеет приемами и навыками передачи информации, в том числе информации о культуре стран, из которых прибыли иностранные учащиеся; обладает высоким уровнем понимания студента-партнера, применяет психологические знания в области образовательной деятельности.
Речевая деятельность преподавателя на занятии выражена функциями, например, информационно-познавательной и конструктивно-организаторской, рассчитанной на организацию познавательной деятельности учащихся, сообщение им знаний и умений, определение цели и задачи занятия, способов введения материала, видов деятельности учащихся и действий преподавателя; стимулирующей, способствующей активности, самостоятельности, работоспособности учащихся, формированию их интересов. В деятельности проявляются профессиональные качества преподавателя, его эрудиция, педагогическое мастерство, умение строить свои отношения с иностранными учащимися [13; 14]. В процессе деятельности преподаватель формирует обратную связь от учащихся, которая характеризует его как специалиста и как педагога - транслятора знаний и организатора учебного процесса и оказывает ему помощь в повышении качества преподавания учебной дисциплины. Таким образом, успешность педагогической деятельности преподавателя зависит от четкой реализации им своих функций. Единство данных функций в деятельности преподавателя обеспечивает эффективность учебного процесса и познавательной деятельности иностранных граждан.
Одним из действенных средств активизации познавательной деятельности выступает метод проектов. Примерами проектов творческого характера, применяемых на подготовительном факультете РостГМУ, являются: подготовка, написание докладов и выступление с ними на студенческих научных кружках и конференциях, участие в викторинах и олимпиадах. Эти виды работ позволяют обучающемуся воспринимать значимость своего труда, создают ощущение ответственности, учат мыслить самостоятельно, повышают интерес к учебному предмету.
В качестве примера рассмотрим участие в организации и проведении студенческой конференции «Физика в медицине» иностранных учащихся из Афганистана, Непала и Ливана. Алгоритм совместной подготовки проекта и его презентации: постановка целей; сбор материала и его оценка качества; выбор технических средств и методических приемов для лучшего донесения материала.
Выбор направления проекта: «Ультразвук (УЗ). Инфразвук (ИЗ). Применение в медицине». Основная тема сообщения: «Ультразвук (УЗ). Инфразвук (ИЗ). Прямой и обратный
пьезоэффект. УЗ-излучатели и УЗ-приемники. Медико-биологические приложения УЗ: методы диагностики и исследования, физиотерапия. Источники ИЗ. Действие ИЗ на организм человека» (рис.).
Выполнение творческой работы участниками проекта: поиск информации, его осмысление, анализ, обработка и представление информации. Собранная информация просматривается участниками проекта на основании ряда критериев: важность, необходимость, соответствие выбранной тематике, интерес, язык сообщения, наглядность. Продумываются логические переходы изложения от одного вопроса к другому, характер организации и группировки материала, что обеспечивает логику его построения и предполагает использование графических схем, таблиц, рисунков, иллюстраций.
При этом осуществляется развитие навыка работы учащихся с дополнительной литературой, использованием Интернета и других источников информации. Участники проектной группы воспринимают свой труд как что-то важное, стоящее, чувствуют ответственность за результаты своего труда; возникает убеждение в необходимости изучения учебного материала по физике для дальнейшего применения его в медицине. Происходит совместное поэтапное обсуждение результатов выполненной работы. Преподавателем осуществляется проведение индивидуальных консультаций, контроль выполнения и предварительный просмотр выполненного. Отношения с преподавателем переходят на уровень сотрудничества.
а)
б)
в)
Рис. Примеры презентации: а) ультразвуковая кардиография - измерение размеров сердца в динамике; б) УЗ-излучатели; в) ИЗ и его действие на организм
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что эффективными средствами активизации учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся подготовительного факультета являются: формирование познавательных интересов обучаемых, стремление самостоятельно приобретать и углублять свои знания; воспитание положительных
мотивов к учению и активной позиции обучаемых в учебном процессе; развитие мышления, памяти и познавательных способностей учащихся; стремление к творчеству; взаимное обогащение интенсивной деятельности педагога и учащегося, создание доверительных отношений между ними; педагогическое мастерство преподавателя и т. д. Все это способствует успешности их совместной деятельности, формированию личности иностранного гражданина - будущего врача, активизации и совершенствованию учебного процесса, отвечает решению задач обучения иностранных граждан в медицинском вузе.
Список литературы
1. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (Отраслевой стандарт). Утверждены приказом Минобрнауки № 866 от 8 мая 1997 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 03.10.2014 № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2014 № 34 732).
3. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Крившенко. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
4. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.
5. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974.
6. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1968.
7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.
8. Березняк Ю. Л., Олешко Т. В., Городнов К. В. Готовимся к экзамену по физике. Ч. 1: Механика. Молекулярная физика: метод. рекомендации. - Ростов н/Д.: Изд-во РостГМУ, 2016. - 50 с.
9. Олешко Т. В., Саямова В. И. Компетентностный подход в обучении иностранных учащихся на подготовительном факультете медицинского университета // Ме-ждунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований Академии Естествознания. - 2015. - № 5, ч. 4. - С. 630-634.
10. Ждем Вас в России / Н. В. Лучкина, И. Ю. Проценко, С. А. Мирзоева, Т. Н. Про-кудайло, В. И. Саямова. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2012. - 135 с.
11. Шведова Л. П. Пособие по русскому языку для иностранных студентов (медико-биологический профиль) / под общ. ред. В. Н. Чернышова, Л. П. Шведовой. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. - 448 с.
12. Саямова В. И., Олешко Т. В. Современные технологии и проблемы обучения русскому языку иностранных учащихся в предвузовской подготовке // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы V Междунар. конгресса исследователей русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 513-514.
13. Дорофеев В. А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса // Изв. Южного федерального ун-та. Педагогические науки. - Ростов н/Д., 2009. - № 3. - С. 163-168.
14. Елизарова Л. Ю., Олешко Т. В., Саямова В. И. О проблемах формирования межличностных отношений иностранных студентов при обучении на подготовительном факультете // Личность, речь и юридическая практика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-метод. конф. - Вып. 15. - Ростов н/Д.: Донской юрид. ин-т, 2012. - С. 54-56.
15. Богуславский М. В., Неборский Е. В., Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://www.pmedu.ru/ images/pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
16. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.
References
1. Trebovaniya k minimumu soderzhaniya i urovnyu podgotovki vypusknikov fakulte-tov i otdeleniy predvuzovskogo obucheniya inostrannykh grazhdan (Otraslevoy standart). Utverzhdeny prikazom Minobrnauki No. 866 ot 08.05.1997.
2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 03.10.2014 № 1304 "Ob utverzhdenii trebovaniy k os-voeniyu dopolnitelnykh obshcheobrazovatelnykh programm, obespechivayush-chikh podgotovku inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva k osvoeniyu pro-fessionalnykh obrazovatelnykh programm na russkom yazyke" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 17.11.2014 No. 34 732).
3. Krivshenko L. P. (ed.) Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Prospekt, 2013. 488 p.
4. Shchukina G. I. Rol deyatelnosti v uchebnom protsesse: kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshche-nie, 1986. 144 p.
5. Ushinskiy K. D. Izbr. ped. soch.: in 2 vols. Moscow: Pedagogika, 1974.
6. Shchukina G. I. Poznavatelnyy interes kak pedagogicheskaya problema. ScD Dissertation (Education). Leningrad, 1968.
7. Shchukina G. I. Problema poznavatelnogo interesa v pedagogike. Moscow: Prosveshchenie, 1971.
8. Bereznyak Yu. L., Oleshko T. V., Gorodnov K. V. Gotovimsya k ekzamenu po fizike. Part 1: Mekhanika. Molekulyarnaya fizika: metod. rekomendatsii. Rostov-on-Don: Izd-vo RostG-MU, 2016. 50 p.
9. Oleshko T. V., Sayamova V. I. Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii inostrannykh uchashchikhsya na podgotovitelnom fakultete meditsinskogo universiteta. Mezhdu-nar. zhurn. prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy Akademii Estestvoznaniya. 2015, No. 5, part 4, pp. 630-634.
10. Luchkina N. V., Protsenko I. Yu., Mirzoeva S. A., Prokudaylo T. N., Sayamova V. I. Zhdem Vas v Rossii. Moscow: FGOU "VUNMTS Roszdrava", 2012. 135 p.
11. Shvedova L. P. Posobie po russkomu yazyku dlya inostrannykh studentov (mediko-bio-logicheskiy profil). Moscow: FGOU "VUNMTS Roszdrava", 2005. 448 p.
12. Sayamova V. I., Oleshko T. V. Sovremennye tekhnologii i problemy obucheniya russkomu yazyku inostrannykh uchashchikhsya v predvuzovskoy podgotovke. In: Russ-kiy yazyk: istoricheskie sudby i sovremennost. Proceedings of the V International Congress of Russian Language Researchers. Moscow: Izd-vo MGU, 2014. - S. 513-514.
13. Dorofeev V. A. Vzaimosvyaz doveriya i ponimaniya uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. Izv. Yuzhnogo federalnogo un-ta. Pedagogicheskie nauki. Rostov-on-Don, 2009, No. 3, pp. 163-168.
14. Elizarova L. Yu., Oleshko T. V., Sayamova V. I. O problemakh formirovaniya mezhli-chnostnykh otnosheniy inostrannykh studentov pri obuchenii na podgotovitelnom fakultete. In: Lichnost, rech i yuridicheskaya praktika. Proceedings of International scientific-practical conference. Iss. 15. Rostov-on-Don: Donskoy yurid. in-t, 2012. Pp. 54-56.
15. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovani-ya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56. pdf (accessed: 01.11.2018).
16. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 16.11.2018 The article was received on 16.11.2018