ББК 74.202.5
YAK 37тадж.+371.012+373
Н.С. АЗИМОВА
N.S. AZIMOVA
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСПИПЛИН
THE COGNITIVE INTEREST FORMATION OF STUDENTS IN STUDIES OF MATHEMATICS
Статья посвящена вопросам формирования познавательного интереса студентов вузов, его значимости в учебном процессе и организации деятельности студентов на пути формирования познавательного интереса. Рассмотрены показатели познавательного интереса и условия его формирования при изучении математических дисциплин.
The article is devoted to the formation of students' cognitive interest, its significance in the learning process and organization of students' activity towards the cognitive interest development. In the article the cognitive interest indicators and their formation conditions in studies of mathematics are analyzed.
Ключевые слова: изучение, задачи, познавательность, формирование, математика, интерес.
Key words: learning, tasks, cognition, formation, mathematics, interest.
Реформа системы образования должна усовершенствовать содержание образования, методы, формы и средства обучения с учётом более глубокой постановки целей обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Каждая страна нуждается в творческом, компетентном, образованном подрастающем поколении, которому небезразлична судьба Отечества, которое осознаёт ответственность за будущее своей страны.
Усилия педагогов направлены на воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности. Вся деятельность обучающихся должна быть направлена на приумножение и углубление ранее освоенных знаний и умений, на формирование умения видеть проблему и находить рациональные способы её решения. Л.Н. Толстой говорил: «Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе». Он считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь при условии отсутствия препятствий проявлению его способностей и наклонностей. Л.Н. Толстой ставил во главу угла интересы детей, учитель также должен только находить и развивать увлечения детей [7, с. 24]. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, её содержанию, формам и методам осуществления. Одной из закономерностей процесса учения в вузе является удовлетворение познавательной потребности студентов. Поэтому необходимо определить средства, обеспечивающие её формирование и развитие.
Интерес является мощным стимулом развития личности. Важная его сторона - это познавательный интерес, который занимает далеко не последнее место среди мотивов учения. Изучение предмета может представляться важным, значимым, занимательным для обучающихся тогда, когда учебный материал покажется им интересным. Под влиянием познавательного интереса обучение протекает легче, свободнее, быстрее и эффективнее. Важнейшим условием формирования познавательного интереса является высокий уровень обучения, предполагающий научность его содержания, педагогически целесообразную организацию активного и самостоятельного познания [6, с. 110].
Различные аспекты формирования познавательного интереса рассматривали Ю.К. Бабанский, В.Б. Бондаревский, Ф.К. Савинова, Г.И. Щукина и др.
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [8, с. 96-103].
П.В. Бондаревский считает, что, побуждая интерес, необходимо помнить о задаче обучения - научить, развить, вдохновить каждого ученика на повседневный труд, систему личного самообразования, творческое проведение досуга [2].
Исследования по проблеме формирования познавательного интереса указывают на то, что во всех его видах и на всех этапах развития он обладает тремя обязательными характеристиками:
• положительными эмоциями по отношению к деятельности;
• наличием познавательной стороны этих эмоций;
• наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием, волнением, сочувствием, радостью, удивлением и т. д. Глубокие внутренние переживания личности делают процесс внимания, осмысления, запоминания более эффективным. Все приёмы, составляющие методы формирования интереса, создают эмоциональную приподнятость, которая возбуждает положительное отношение к учёбе и даёт стимул к формированию познавательного интереса [1, с. 196].
Предметом познавательного интереса студентов может служить новизна знаний. Одним из важных условий формирования познавательного интереса считается целенаправленный отбор содержания учебного материала, демонстрация его ценностей, значимости, которые неизвестны студентам. Такой отбор пробуждает их воображение, удивляет, вызывает отклик. Ведь удивление - это сильный стимул познания. При изучении математики студенты испытывают удивление, когда значение функции с помощью полинома Лагранжа, который требует долгих вычислений, легко находится программой MS EXCEL на компьютере.
К.Д. Ушинский писал о том, что для того чтобы предмет стал интересным, он должен быть знакомым для ученика и лишь частично новым. Новое всегда создаётся на основе известного и знакомого. Нужно научить студентов умению в старом видеть новое. Задача преподавателя - переводить студентов со ступеней сугубо житейских и школьных знаний на научные.
Так называемое число Каталана (Каталан Эжен Шарль (1814-1894)) мало знакомо студентам. Его значение - Сп. Имеющиеся у студентов навыки комбинаторных вычислений весьма пригодятся для решения данной задачи. Таким образом, решение нового находится с использованием старых знаний.
Задача. Двадцать человек подошли к кассе кинотеатра. Билет на сеанс стоит 50 рублей. У десяти человек имеется 50-рублёвая купюра, а у остальных десяти есть только сторублёвки. Сколькими способами они могут встать в очередь с тем, чтобы кассир смог рассчитаться с каждым, если перед началом денег в кассе не было? (Ответ: произведение С10 (10!)2) [3, с. 64].
Процесс деятельности может служить ещё одним источником познавательного интереса в случае, если не всё в учебном материале вызывает интерес у студента и важно возбудить его желание. В процессе познавательной деятельности преподаватель должен дать стимул учению, развивать потребности или сам обучающийся должен находить для себя интересное в учебном материале.
Чтобы процесс изучения математики представлял интерес для учащихся, необходимо соблюдать следующие требования к организации совместной деятельности преподавателя и студентов [7, с. 168-174]:
• организация самостоятельной работы студентов с учётом их интеллектуальных способностей, потребностей и интересов;
• организация более совершенных способов познавательной деятельности, где главная роль в решении задач принадлежит системным знаниям;
• усложнение познавательных задач и создание проблемных ситуаций, которые побуждают студентов к поиску их решения;
• использование информационных технологий в обучении математики;
• использование мотивационных функций задач, способствующих активизации учебного процесса;
• изложение заданий, побуждающее студента осмыслять свои действия. Следует ориентировать студентов на анализ и оценку своего ответа, поиск иного способа решения задач, обобщение ответа и т. д.;
• использование задач, развивающих логическое мышление и память, при закреплении нового материала.
Связь изучаемого материала с жизнью в процессе обучения является одним из средств создания положительных мотивов у студентов к изучению предмета, формирования интереса к нему. Преподаватель, используя на занятиях по математике занимательные задачи с элементами жизненных ситуаций, вызывает у студентов чувство удивления, обострение внимания, способствует созданию положительного настроя к изучению предмета и готовности к активной мыслительной деятельности.
Занимательная задача не должна быть развлекательной иллюстрацией к уроку. Её цель - вызвать познавательный интерес и активность студентов. Задачи такового типа помогают выявить связь между явлениями.
Использование математических задач экономической тематики на занятиях со студентами экономических вузов вызывает интерес, поскольку их решение требует самостоятельного поиска знаний характерного свойства используемого экономического понятия, влияют на самостоятельную познавательную деятельность. В качестве примера рассмотрим некоторые задачи.
Задача 1. Строительная фирма израсходовала на строительство домов одной области около 30,5 ден. ед., что составило 0,35% всей суммы капитальных вложений данной фирмы. Сколько денег расходовала фирма на строительство нового жилья?
Задача 2. Центральная Азия выиграла от роста мировых цен на свои ключевые товары, включая нефть и газ, металлы, хлопок и золото. По сравнению с 20.. годом, когда рост экономики региона составил ...%, в 20.. году прогнозируется ускорение роста до ...% и ...% в 2012 году [9].
Такие задачи-шаблоны можно составить почти для каждой темы занятия по математике. Задавая им экономическое содержание, мы получаем возможность ввести наиболее характерные примеры из практики, связанные с экономикой, нашим образом жизни и поисками статистических данных о развитии сельского хозяйства страны. Кроме того, постановка экономических задач в форме задачи-шаблона является эффективным средством активизации познавательной самостоятельности студентов. Они удобны для организации индивидуальной работы. Использование математических задач в обучении студентов экономических вузов обеспечивает выполнение и функции формирования некоторых черт личности: бережливости, расчётливости, экономности, любознательности, самостоятельности и т. д. С помощью соответствующей постановки или использования экономической задачи можно добиться возможности планировать их воспитательный эффект. Это включение учащихся в познавательно-оценочную деятельность и актуализация эмоционального состояния. Воспитательная цель математических задач зависит от того, в какой мере они вовлекают студентов в активную познавательную деятельность и формируют личное отношение к изученному материалу [4].
Одна из проблем экономической отрасли - сложность оптимального планирования производства, когда от правильного решения зависит прибыльность. Одна из многочисленных задач линейного программирования о размещении производственных заказов имеет следующую постановку.
Задача. Предприятие должно обеспечить производство 300 тыс. однородных новых изделий, которые могут выпускать четыре филиала. Для освоения нового вида изделий выделены капитальные вложения в размере 18 млн. руб. Удельные капитальные вложения составляют 120, 80, 50 и 40 (руб.) соответственно, и себестоимость единицы продукции для каждого филиала составляет 83, 89, 95 и 98 (руб.) соответственно. Себестоимость производства и удельные капиталовложения для каждого из филиалов условно приняты постоянными, т. е. потребность в капитальных вложениях и общие издержки будут изменяться пропорционально изменению объёмов производства изделий. Найти такой вариант распределения объёмов производства и капитальных вложений по филиалам, при котором суммарная стоимость изделий будет минимальной [5, с. 152].
У каждого студента есть различные ценностные ориентации, свои позиции, точки зрения, убеждения, взгляды, интересы. Нужно дать возможность сравнивать, выбирать, участвовать в коллективной деятельности, получать поддержку. Преподавателю важно знать интересы своих студентов, в особенности тех из них, которые более устойчивы и длительны. Одна из целей каждого преподавателя в учебном процессе - развить у обучающихся устойчивый познавательный интерес к своему предмету, способствующий общей направленности его деятельности. Если каждый преподаватель вуза добьётся поставленной цели, это позволит утверждать, что интерес студентов к учёбе сформирован. Ведь в процессе усвоения ими различных учебных дисциплин, в том числе математических, формируются профессионально значимые виды деятельности. Преподаватель вуза, имеющий свой индивидуальный «почерк», умение возбуждать и развивать познавательные силы и возможности студентов, формировать у них потребность в приобретении профессиональных знаний, является талантливым педагогом. Выражается это в активных формах познавательной деятельности, в их практической профессиональной направленности, в продуктивных методах обучения.
В ходе работы мы определили, что познавательный интерес является одним из мощных стимулов в развитии ценных качеств личности выпускника вуза. Сформировать познавательный интерес можно средствами воспитания сознательности, компетентности, личностного мотива к получению образования. Ведь процесс воспитания не заканчивается после окончания школы. В вузе он выступает наравне с процессом обучения.
Развитие познавательного интереса может перейти в познавательную потребность. Студенты с развитыми познавательными потребностями стремятся узнать больше, более успешны среди сокурсников, стараются быть на уровне требований современности.
От образования зависит действенность социально-экономических и других процессов общества. Задача преподавателя математики на современном этапе состоит не только в передаче знаний по предмету, в умении научить студентов решать определённые типы задач и выполнять определённые действия по выученному заранее алгоритму. Необходимо развивать их творческие способности, внимание, восприятие, память, речь, мышление, логику, воображение. Для этих целей математические дисциплины подходят как нельзя лучше. Хотя изученный в процессе обучения материал в жизни пригодится не каждому, но развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1983. - 608 с.
2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В.Б. Бондаревский. - М. : Просвещение, 1984.
3. Иванов, О.А. Элементарная математика для школьников, студентов и преподавателей [Текст] / О.А. Иванов. - М. : МЦНМО, 2009. - 384 с.
4. Монахов, В.М. Преподавание математики и экономическая подготовка учащихся профтехучилищ [Текст] : учебное издание для преподавателей ПТУ / В.М. Монахов, В.Ф. Любичева, Т.В. Малкова. - М. : Высшая школа, 1989. -103 с.
5. Орлова, И.В. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование [Текст] : учебное пособие / И.В. Орлова, В.А. Половников. -М. : Вузовский учебник, 2007. - 365 с.
6. Савин, Н.В. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педучилищ / Н.В. Савин. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1978. - 351 с.
7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Знание, 1988. - 208 с.
8. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение , 1979. - 160 с.
9. Информационное агентство InfoLine [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.advis.ru.