пирантам использовать свои знания для подготовки будущих бакалавров и магистров, сформировать себя как преподавателей высшей школы, готовых работать в инновационной среде университета. Эта среда создает условия для реализации образовательных технологий как средства формирования компетенции или способности действовать в меняющихся обстоятельствах. Известный методолог Петр Щедровицкий, кстати закончивший МГПИ им. В. И. Ленина по специальности «преподаватель педагогики и психологии», с оптимизмом смотрит на инновационное будущее России: «Инновационная система — это перенос центра тяжести с генерации знания на процессы его употребления. Поэтому главное — это не придумывание новых знаний, а их использование. Ученый придумывает знания, а инноватор — это тот, кто обеспечивает их реализацию и употребление в практике. Человек так устроен, что не хочет применять новые знания. Он не хочет менять свою жизнь и стремится сохранить тот образ жизни, тот способ деятельности, к которому привык. Поэтому все проблемы инновационной деятельности лежат в области человеческого сознания, мышления, навыков, стремления к изменению своей обыденной жизни» [3]. По большому счету, в области развития познавательной активности обучающихся всех возрастов.
Завершить статью хочется возвращением к эпиграфу как ключевой мысли всей статьи: «Человек есть деятельный участник своих истин!» [4] Это действительно так, познание требует от человека интеллектуальной, эмоциональной, духовной работы, усилий, напряжения, энергии, которые и рождают новые идеи, воплощают их в жизнь, меняют условия, развивают его познавательную активность и определяют характер, судьбу будущего ученого, его чувство собственного достоинства «в битве цивилизаций» [5].
Примечания
1. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после. URL: http://www.e-xecu-tive.ru/knowledge/ russiantoplist/1450249/
2. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004.
3. Ухтомский А. А. Интуиция совести. М., 2004. С. 363.
4. Щедровицкий П. «Бегство умов» из России будет только расти. URL: http:// www.e-xecutive.ru/ education/adviser/1471541/
5. Шафаревич И. Р. Русский народ в битве цивилизаций. М., 2011.
УДК 37.016:51
В. А. Далингер
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В статье определяется сущность познавательного интереса, дана характеристика основных стадий его развития, показана его взаимосвязь с воспитательными задачами обучения математике, описаны пути и средства развития познавательного интереса.
The article defines the essence of cognitive interest, gives the characteristics of the main stages of its development, shows its relationship with the educational objectives of teaching mathematics, describes the ways and means of cognitive interest development.
Ключевые слова: познавательный интерес, мотив учебной деятельности, источники развития познавательного интереса.
Keywords: cognitive interest, the motivation of educational activity, the sources of cognitive interests development.
Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема развития познавательного интереса. Познавательный интерес — это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности; интерес обнаруживается в виде избирательного отношения школьника к тому или иному учебному предмету. Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, с другой — познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующий процессу усвоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.
В школьные годы, когда учебная деятельность становится главной, проблемы, связанные с познавательными интересами, играют значительную роль в формировании личности ученика.
Прежде чем описать проблемы развития познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».
Познавательный интерес, по словам Г. И. Щукиной [1], — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
© Далингер В. А., 2011
Познавательный интерес — это устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для нее важное значение. Под термином «познавательный» мы будем понимать «относящийся к процессу познания, то есть к процессу приобретения истинных знаний».
Именно в школьные годы, как утверждает Г. И. Щукина, познавательный интерес приобретает особую значимость, «когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры» [2].
Поскольку важных объектов может быть и несколько, то можно говорить не только о познавательном интересе, но и о познавательных интересах личности.
Применительно к учебному процессу можно говорить о познавательном интересе к математике в двух аспектах: познавательный интерес к теоретическим знаниям, познавательный интерес к учению вообще.
Познавательный интерес к математике — это очень тонкая структура личности, являющаяся важной частью общего феномена «интерес». Его положение в системе интересов человека можно представить следующей схемой (рис. 1).
Практические исследования показывают, что наиболее эффективно познавательный интерес к математике можно развить через организацию учебно-познавательной деятельности ученика. Успешная деятельность, приносящая школьнику удовлетворение, является сильнейшим побудителем его познавательного интереса.
Анализ литературы показывает, что существуют различные модификации познавательного интереса в учебном процессе: средство обучения; мотив учебной деятельности; свойство личности ученика.
Познавательный интерес как средство обучения
Познавательный интерес как средство обучения выступает в качестве педагогического инструмента учителя, но он может вызвать лишь любопытство внешней стороной, другими словами — начальные элементы любознательности.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Для расширения толкования понятия познавательного интереса, для выяснения его сущности отметим, что учебная деятельность совершается ради познания, удовлетворения познавательного интереса. Познавательная потребность как стремление получать новые знания основывается не только на увлеченности предметным содержанием, но и на заинтересованном отношении к процессу овладения этим содержанием, к приобретению способов познания.
Чтобы полнее раскрыть содержание категории «познавательный интерес как мотив учебной деятельности», необходимо остановиться на характеристике мотивационной сферы обучения.
Мотив выражает предметную направленность действий, характеризует психическое состояние человека, непосредственно связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Необходимой предпосылкой успешности всякой деятельности, в том числе учебной, является сформированность мотива-ционной сферы. Мотив — это «направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [3]. Не менее важной характеристикой мотивов, исходя из анализа психологической литературы, является его направленность. В этом случае принято различать познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении учащихся к усвоению знаний, к рефлексии своей деятельности, и социальные мотивы, если у ученика выра-
жена направленность на другого человека в ходе учения.
Чтобы возбудить интерес, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели, системы целей.
Выделим следующие моменты, на которые указывает Г. И. Щукина [4]:
• познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником;
• познавательный интерес как мотив преобладает над другими мотивами учебной деятельности;
• познавательный интерес наиболее доступен для наблюдения: его легче обнаружить, распознать, вызвать, следовательно, легче управлять его развитием;
• познавательный интерес — сильный и значимый мотив, он существенно влияет на познавательную деятельность, учебную активность, успеваемость.
Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок, побудитель, то есть стимул.
В отечественной педагогике, указывает И. В. Сапогова [5], разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся (рис. 2), где под понятием «стимул» понимают «побудительную причину к действию, заинтересованность в совершении чего-нибудь» [6].
Ведущими источниками развития познавательного интереса являются содержание учебного материала и организация учебного процесса. Каждый из источников обладает особыми, специфическими для него возможностями влияния на развитие познавательного интереса.
1. Стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала
Важным стимулом является новизна содержания, вызывающая ориентировочную реакцию учащихся. Элементы новизны, внесенные в учебный процесс (новые факты, новые результаты сравнения, новый аспект передачи материала, новые формы деятельности), всегда оказывают свое побуждающее действие.
Но, чтобы пробудить интерес [7], предмет должен быть отчасти лишь новым, а отчасти знаком ученикам. Новое значение приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее, с тем, чем он овладел сейчас, сегодня.
Важными стимулами развития познавательного интереса, связанными с содержанием обучения, являются исторический аспект школьных знаний (сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий); насущная практическая необходимость знаний для жизни, использование науки в целях практики; показ учащимся современных научных достижений; показ практического и прикладного значения математических знаний; наглядность; эмоциональность; математическое моделирование; постановка различных математических задач, в том числе и познавательных.
2. Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся
Другим источником, питающим познавательные интересы в обучении, является сама познавательная деятельность учащихся, которая, бу-
Рис. 2. Классификация основных видов стимуляции познавательного интереса
дучи педагогически целесообразно организованной, приносит учащимся иные впечатления, вызывает иные психические состояния, нежели те, какие возникают под воздействием учебного материала.
Многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную деятельность учащихся. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы, в которых выражен внутренний импульс (потребность в познании данного явления), укрепляющий познавательный интерес. Интерес, вызванный проблемным обучением, становится стимулом активности и самостоятельности учащихся.
Стимулирующее влияние на познавательный интерес элементов проблемности находится в тесном единстве с таким стимулом, как придание учебному процессу исследовательского характера, что активизирует эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы и способствует формированию творческих способностей учащихся.
Познавательный интерес как свойство личности ученика
Устойчивая черта характера учащегося находит свое выражение в пытливости, любознательности, жажде знаний, постоянной готовности и стремлении к поисковой деятельности, определяет его активность в учении, инициативу в самостоятельной постановке целей. Наличие такого познавательного интереса весьма ценно для воспитания гармонично развитой личности и вполне соответствует целям современного образования, современной образовательной парадигме.
Мы разделяем точку зрения Г. И. Щукиной [8] на указание характеров и уровней развития познавательного интереса:
— аморфные интересы: неосознанность и неопределенность интереса, предпочтение репродуктивной деятельности, отсутствие стремления к познанию, ограниченность круга знаний, неустойчивость интереса или его отсутствие;
— широкие интересы: стремление к решению поисковых познавательных задач, личностное отношение к деятельности, стремление выйти за пределы программы, широкий кругозор, активность, любознательность;
— стержневые интересы: нацеленность, локальность предметной направленности, высокая активность и практическая действенность.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделя-
ются несколько уровней развития познавательного интереса: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.
У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают уже и поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность зависит от внешних стимулов, носит эпизодический характер. Учащиеся с высоким уровнем развития познавательного интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера [9].
Г. А. Синютина [10] также отмечает тот факт, что познавательный интерес как достояние личности имеет тесную связь со всеми сторонами учебного процесса. Он проникает в сферу деятельности и ученика и учителя, поскольку посредством познавательного интереса могут быть актуализированы и внешняя и внутренняя стороны учебного процесса.
Н. А. Демченко и Е. А. Моисеева [11] определяют место познавательного интереса (на примере познавательного интереса к математике) в структуре познавательного процесса (рис. 3).
ПИ — познавательный интерес к математике;
ПА (познавательная активность) — личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;
ПС (познавательная самостоятельность) — характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;
УПД (учебно-познавательная деятельность) — такая деятельность, результатом которой являются открытие учеником знаний, умений и навыков;
УД (учебная деятельность) — деятельность ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков;
ПД (познавательная деятельность) — деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания.
Т. Л. Блинова [12] выделила факторы, активизирующие развитие познавательного интереса школьника:
ПИ
ПА
ПС —> УПД —> уд
Рис. 3. Структура познавательного интереса
ПД
• личная заинтересованность в получении знаний;
• взаимоотношения, сложившиеся с учениками и учителем;
• характер взаимоотношений между учащимися;
• стиль общения и стиль преподавания;
• социальная ориентация;
• работа, позволяющая открывать себя, индивидуальное развитие.
Можно выделить последовательные стадии развития познавательного интереса [13]: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность (см. таблицу).
«Глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия, побуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке» [14].
Педагогическим механизмом, с помощью которого интерес становится способом активизации деятельности, а также формированием отношения к ней, является организация образовательного процесса в профильных классах, направленная на развитие профессиональных интере-
сов школьников, создание условий для изменения структуры интереса, его трансформации от познавательного до профессионального.
Превращению познавательного интереса в устойчивую черту личности способствуют развитие саморегуляции и самосознания учащихся, высокий уровень умственной деятельности, которая позволяет учащимся переходить от движения в предметном материале к логике материала.
Для правильной организации работы по развитию у учащихся познавательного интереса следует с помощью прогностических методов выявить те «за» и «против», которые влияют на этот процесс. Педагогический коллектив школы, располагающий подобным материалом, имеет возможность строить свою работу так, чтобы, снимая отрицательные факторы, целенаправленно формировать у школьников познавательный интерес.
Приведем две анкеты, позволяющие вскрыть причины, которыми определяется отношение школьников к математике — учебному предмету.
Анкета 1 «Почему ты не любишь предмет "математика"?»
(Для учащихся, отрицательно относящихся к предмету.)
1. На уроках математики скучно, неинтересно.
2. Не люблю сам предмет, так как увлекаюсь другим предметом.
Характеристики основных стадий развития познавательного интереса
Стадии развития Описание стадий развития познавательного интереса
Любопытство Элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком
Любознательность Это ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения - эмоции удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности
Познавательный интерес Эта стадия на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации
Теоретический интерес Он связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструментов познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность
3. Не люблю решать задачи.
4. Не умею самостоятельно решать задачи.
5. Не понимаю материал учебника; не могу в нем самостоятельно разобраться.
6. Имею серьезные пробелы в знаниях по предмету за предыдущие годы, что мешает усвоить новый материал.
7. Надо много запоминать механически, а у меня плохая память.
8. Предмет очень трудный.
9. На уроках математики очень строго спрашивают.
10. На уроках математики не очень строго спрашивают.
11. Необъективно оцениваются знания.
12. Я не вижу смысла в ее изучении; мне кажется, что учить математику не нужно.
13. Я не люблю выполнять домашнее задание.
14. Мало времени дается на изучение материала.
15. Родители не могут помочь при подготовке домашнего задания.
Анкета 2.
«Почему ты любишь предмет "математика"?»
(Для учащихся, положительно относящихся к предмету.)
1. Мне легко дается математика.
2. Математика нужна при решении практических задач.
3. Математика — интересный, увлекательный предмет.
4. При изучении математики повышается точность рассуждений, представляется возможность научиться строго доказывать.
5. Учитель математики хорошо объясняет материал, помогает его понять.
6. Мне нравится решать трудные задачи, это как игра.
7. Материал учебника изложен доступно, есть возможность самостоятельно в нем разобраться.
Перед анкетированием учащиеся должны определиться, нравится им математика или нет. Тем, кому математика не нравится, предлагается первая анкета, а тем, кому нравится, — вторая.
Результаты анкетирования позволяют определить эффективные пути развития у учащихся познавательного интереса к математике. Так, например, трудно говорить о развитии у школьников познавательного интереса в процессе обучения математике в VII классе, если 100% опрошенных (это результаты проведенного нами анкетирования) отнесли «неумение понять материал учебника, неумение в нем самостоятельно разобраться» к числу причин, определивших нега-
тивное отношение к математике. Безусловно, процесс развития познавательного интереса к предмету должен идти через выработку у учащихся умений и навыков работы с учебником математики.
Покажем, как строить эту работу с учащимися в разных классах.
5—7-е классы. Учащихся необходимо научить:
— пользоваться оглавлением учебника, ответами к задачам и упражнениям для проверки выполненной работы;
— разбивать материал параграфа на отдельные смысловые части, выделять материал для заучивания;
— находить в тексте учебника ответы на контрольные вопросы;
— отделять поясняющий материал и примеры от формулировок основных выводов;
— приводить примеры, иллюстрирующие утверждения текста.
7—9-е классы. Учащихся необходимо научить:
— пользоваться предметным и алфавитным указателями, словарем математических терминов, математическими таблицами;
— формулировать основные выводы после прочтения текста;
— составлять план прочитанного;
— излагать прочитанное в виде тезисов;
— по подобранному материалу составлять план ответа.
10—11-е классы. Учащихся необходимо научить:
— пользоваться библиографическим указателем и каталогом;
— составлять план, тезисы и конспект прочитанного;
— вести тезисные записи по ходу объяснения учителя.
В проведенном нами анкетировании 70% семиклассников и 80,8% девятиклассников (из числа не любящих математику) указали причину — «на уроках математики скучно, неинтересно». Для снятия этого фактора, отрицательно влияющего на развитие познавательного интереса, следует предложить учащимся такие задачи, решение которых требует от них в большей степени частично-поисковой и исследовательской самостоятельности. Эти задачи должны быть такими, чтобы их содержательная сторона и процесс решения вызывали бы у учащихся внутренний положительный отклик, делали саму учебную деятельность приятной и увлекательной. Уместно в связи с этим напомнить слова Д. Пойа, сравнившего учителя математики с продавцом, который на каждом уроке должен «продавать немножко математики». А чтобы «продавать математический товар», ученика надо заинтересовать.
Основой развития познавательного интереса у учащихся в процессе обучения математике должен выступать принцип «каждый ученик талантлив». Ценное познавательно-воспитательное воздействие на учащихся оказывает урок, на котором подчеркивается доверие и уважение к ученику, признание за школьниками прав растущей и нравственно развивающейся личности. Такие взаимоотношения способствуют лучшему усвоению материала, стимулируют познавательную деятельность учеников, вызывают творческую инициативу как учеников, так и учителя.
Примечания
1. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
2. Там же. С. 16.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вуза. 3-е изд. стер. М.: Аеааеш1А, 2007. С. 19.
4. Щукина Г. И. Указ. соч.
5. Сапогова И. В. Культурно-педагогические факторы развития познавательного интереса // Культура педагогического труда в XXI веке: материалы Всерос. науч. конф. Проект № 04-06-14082 г. РГНФ (Хабаровск, 18-19 ноября 2004 г.): в 2 т. Т. 2. / под ред. Н. Г. Григорьевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. С. 168-172.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 767.
7. Боярский М. Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
8. Щукина Г. И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып. 1: сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975. С. 132-142.
9. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.
10. Синютина Г. А. Развитие познавательных интересов старшеклассников как условие их подготовки к самообразованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. 28 с.
11. Демченко Н. А., Моисеева Е. А. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. 2004. № 19. С. 2.
12. Блинова Т. А. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003.
13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
14. Блинова Т. А. Указ. соч. С. 56.
УДК 378.18
Э. В. Онищенко
ФЕНОМЕН КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье в контексте ведущих тенденций развития системы высшего профессионального образования анализируется такое явление, как познавательная активность студентов, ее структура и основные закономерности развития. В качестве одного из эффективных средств стимулирования развития познавательной активности рассматривается корпоративная культура. Представлена характеристика требований к организации процесса приобщения студентов к нормам и принципам функционирования вуза как корпоративного профессионального сообщества. Дается оценка потенциальных возможностей использования корпоративной культуры в процессе развития основных компонентов познавательной активности учащихся.
In an article in the context of major trends in higher professional education system analyzes the phenomenon of students' cognitive activity, its structure and the basic laws of development. As one of the most effective means of stimulating the development of cognitive activity is considered a corporate culture. Characteristics of the requirements for organizing the process of familiarizing students to the norms and principles in the university as a corporate professional community. Assesses the potential use of the corporate culture in the development of the main components of the cognitive activity of students.
Ключевые слова: организационная/управленческая/корпоративная культура, познавательная активность, профессиональная культура, система профессиональных ценностей.
Keywords: organizational/managerial/corporate culture, cognitive activity, professional culture, a system of professional values.
Начало третьего тысячелетия характеризуется кардинальными изменениями в культуре и системе образования, в том числе и в рамках деятельности высшей профессиональной школы в России. Динамика происходящих социальных, экономических, культурных и других перемен, ход научно-технического прогресса меняют представления о сущности профессиональной подготовки специалиста, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного» или непрерывного образования человека на протяжении всей его активной жизни. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (более известной как Программа — 2020) отмечено, что развивающееся общество должно создавать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала и его исполь-
© Онищенко Э. В., 2011