#
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR DEVELOPING COGNITIVE INTERESTS
С. С. Мирзоев
В статье рассматриваются психолого-педагогические и методические основы формирования познавательных интересов у старших школьников, даются практические рекомендации для педагогов по активизации познавательного интереса у учащихся на уроках биологии.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательная потребность, познавательный интерес.
S. S. Mirzoev
The article examines psychological, pedagogical and methodological foundations of developing high-schoolers' cognitive interests, as well as provides practical advice for teachers for enhancing students' cognitive interest in biology classes.
Keywords: cognitive activity, cognitive needs, cognitive interest.
Проблема формирования познавательных интересов учащихся становится особенно актуальной в условиях личностно ориентированного обучения. Однако на сегодняшний день она остается недостаточно исследованной. Для разработки целостной концепции формирования познавательных интересов следует выяснить, что под ними подразумевается, каково их значение, как нужно формировать познавательные интересы учащихся с учетом их познавательной активности и возрастных особенностей.
Работая над проблемой формирования познавательных интересов учащихся, мы опирались на известные положения педагогической науки о том, что формирование интереса совершается в ходе деятельности (А. Н. Леонтьев [1]).
В психологии и дидактике выделяются мотивационная, целевая и исполнительная деятельность (В. В. Краевский, 1977); материально-практическая, познавательная, коммуникативная, ориентационно-ценностная, художественная деятельность (И. Я. Лернер [2]); преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность (М. С. Каган [3]); познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, физическая, преобразовательная или технико-технологическая, эстетическая деятельность (В. С. Леднев [4]). С точки зрения нашего исследования наиболее важна познавательная деятельность, которая вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, а также тесно связанная с ней ценностно-ориентационная деятельность.
В психологии и дидактике учение рассматривается как особый вид деятельности, система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно -воспитательных задач (В. М. Корсунская [5]; Н. В. Падалко [6]).
Интерес и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены: интерес становится мотивом деятельно-
сти, деятельность удовлетворяет интерес, развивает и обогащает его и переводит на качественно новый уровень. Структура познавательной деятельности (ее задачи, содержание, способы, этапы, мотивы) составляют объективную основу развития познавательных интересов. Эффективность деятельности для формирования познавательных интересов подростков зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий, внутренних возможностей личности школьника.
Многие исследователи подчеркивают, что познавательная деятельность должна организовываться по типу создания проблемной ситуации, рождающая вопрос и пробуждающая желание найти ответ на него; затем ученик ставит задачу или принимает задачу руководителя, далее организуется поиск решения этой задачи, ставятся новые задачи для их решения.
Значительное внимание в педагогической науке уделяется организации познавательной деятельности, активной самостоятельной творческой активности учеников, особенно в формировании устойчивых, стержневых интересов. Такая деятельность направлена на развитие способов познавательной активности, на умение сознательно планировать свою деятельность. Для интереса, сформированного в результате такой деятельности, характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована.
Исследования Н. Г. Морозовой показывают, что деятельность, организуемая в целях формирования интересов, «...требует специальной работы, обеспечивающей принятие задачи, вхождение в поиск через сочувствие и переживание, через противоречие между старыми и новыми представлениями, вызывающими вопрос, и через личную потребность выйти из этой противоречивой ситуации, разрешить недоумение, найти ответ на возникший познавательный вопрос» [7].
Ф
Существующая зависимость между деятельностью и формирующими ее интересами требует от воспитателя-педагога:
- развертывать деятельность, привлекая прежний опыт, знания, потребности, мотивы, прежние интересы школьника;
- создавать соответствующую почву, способную вызвать положительное отношение младшего школьника к деятельности и к предмету;
- стремиться к дальнейшему укреплению и развитию интереса через эмоционально-познавательную направленность личности.
Закономерности развития познавательных интересов прослеживаются и в том, что чем больше они носят общественно значимый характер, тем успешней формируются.
На основе анализа психолого-педагогических исследований проблем познавательного интереса мы пришли к выводу о том, что в его основе лежит положительно-эмоциональное отношение к предмету, к деятельности в этом направлении.
Во многих психолого-педагогических и биологических концепциях существуют различные точки зрения и трактовки понятия познавательного интереса. Одни ученые считают, что познавательный интерес выступает в качестве средства обучения, как проблема занимательности (Ю. Б. Бабанский [8], Д. И. Трайтак [9], И. Д. Синельникова [10]).
Определяя познавательный интерес как «...потребность в знании, ориентирующем человека в действительности», Л. И. Божович отмечает, что «.объективно. интерес есть не что иное, как ориентировочно-исследовательская рефлекторная деятельность, поднятая на уровень второй системы» [11].
Разделяя точку зрения Н. Г. Морозовой [12], мы определяем интерес как избирательную целеустремленность и эмоционально окрашенное отношение учащихся к приобретению знаний, стимулирующее овладение этими знаниями в целях дальнейшего расширения и углубления их.
Значительное внимание проблеме познавательных интересов уделяется Г. И. Щукиной, которая определяет познавательный интерес как «.избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [13].
Г. И. Щукина отмечает, что познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. Однако особенность познавательного интереса состоит не в простом ознакомлении с предметом, а в том, что объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе исследуется в разных аспек-
тах. В психологическом аспекте понимания данной категории основные точки зрения сводятся к следующему: интерес имеет познавательную направленность, интерес - это отношение, характерная черта интереса - эмоциональная окрашенность.
Для нашего исследования важно выяснить соотношение познавательного интереса и познавательной потребности. Так, С. Л. Рубинштейн считает, что «.попытка свести интерес к потребности, определяя его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна» [14]. По его выражению, в познавательном интересе находит свое отражение «мысль - воля, мысль - участие, мысль - переживание», поэтому он считает интерес показателем проявления умственной и эмоциональной активности.
Изучение проблемы активизации познавательных интересов направлено на улучшение процесса усвоения знаний, а также на формирование у школьников активности и самостоятельности как личностных качеств.
Передовая школьная практика и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что при изучении любого учебного материала интерес и познавательная активность в большей степени проявляются у тех учеников, которые имеют определенный жизненный опыт и знания.
Развитие активного, устойчивого познавательного интереса учащихся - это ценнейшее свойство их личности и должно обеспечить ее познавательную активность, приносить удовлетворение при узнавании нового и положительного отношения как к результатам работы, так и к процессу их познания.
Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует отметить, что для формирования познавательных интересов очень важно развивать познавательную активность учащихся путем обеспечения продуктивной формы познавательной активности. Активизация познавательных интересов влияет на качество усвоения знаний.
Следующая проблема, на которой мы остановимся, -это развитие познавательных интересов. Н. Д. Левитов в своей книге «О психических состояниях человека» убедительно пишет, что самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире, «.как жадное стремление узнать, ориентироваться в ситуации» [15].
По мнению А. Б. Ананьева, «.познавательный интерес возникает и развивается по мере овладения человеком предметом познания. по мере накопления научного опыта и развития научных знаний об изучаемых явлениях, вообще - по мере проникновения вглубь объекта познания» [16].
Для выявления особенностей процесса развития познавательных интересов обратимся к их классификациям.
В психологической и педагогической литературе существуют различные классификации интересов. Наиболее полной нам представляется классификация интересов, приводимая Г. И. Щукиной. Она разделяет интересы по степени их дифференцированности, устойчивости, со-
держанию и силе влияния на деятельность, на становление личности.
По содержанию (по предметной направленности) различают интересы: познавательные, технические, общественно-политические, профессиональные, художественные, спортивные и другие. Возможно различие интересов по фактам, закономерностям.
Исследуя познавательный интерес, мы опирались на обязательные его признаки, выделенные Г. И. Щукиной, - положительное отношение, эмоционально-познавательную направленность, внутреннюю непосредственную мотивацию и на показатели проявления познавательных интересов, характеризующие мыслительную активность школьника, эмоциональные и волевые проявления интереса, которые условно можно разделить на три компонента:
- интеллектуальный компонент подразумевает активность всех мыслительных процессов, стремление к поиску, догадке, исследованию, мобильности операций, активному и самостоятельному размышлению над постановкой задач и способами их решения;
- эмоциональный компонент характеризует более яркие проявления моральных, эстетических, интеллектуальных переживаний: удивление, состояние ожидания нового, увлеченность процессом деятельности, эмоциональные реакции на удачу и неудачу, сопереживание, чувство интеллектуальной радости;
- волевой компонент включает в себя инициативу, самостоятельность в добывании знаний, настойчивость, целеустремленность, устойчивость, собранность, организованность, умение преодолеть сложности и довести дело до конца.
Нами раскрыто содержание каждого из вышеназванных компонентов, исходя из специфики курса биологии.
Интеллектуальный компонент включает стремление учащихся к исследованию биологических процессов и явлений, решению поставленных задач, проникновению вглубь изучаемых биологических знаний.
Эмоциональный компонент связан с проявлением переживаний по отношению к живым объектам, увлеченностью процессом деятельности и положительно-эмоциональным отношением к ней.
Волевой компонент проявляется в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний.
Чтобы понять природу интереса и управлять его формированием, важно проследить соотношение эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов в развитии познавательного интереса. Эта проблема раскрывается в исследовании Н. Г. Морозовой [12]. На первом этапе пробуждения познавательных интересов эмоциональный компонент выступает как психологическая предпосылка интереса, дающая возможность создать положительное отношение к деятельности. На втором этапе развития интереса эмоциональный компонент уступает место интеллектуальному, вернее, появляется «интеллектуальная эмоция», сплав эмоции с умственной деятельностью. На третьем этапе функцио-
нирования интереса эмоциональный компонент закрепляет интерес, решение поставленной задачи приводит к удовлетворению.
Интеллектуальный компонент на первом этапе выступает как подготовка внутренней почвы, обеспечивает минимум знаний в области интереса, на втором этапе - как один из путей создания сознательного положительного отношения к деятельности, на третьем этапе - поиске решения интеллектуальный компонент особенно важен, он обеспечивает успех познавательной деятельности.
Опираясь на выявленную психологическую закономерность, следует соответственно организовать и педагогическое воздействие на младшего школьника, создавая положительно-эмоциональное отношение к предмету, деятельности, взрослому и коллективу на первом этапе; организовывая поисковую систематическую деятельность - на втором этапе через решение познавательных задач, создание проблемных ситуаций, использование исследовательского подхода, организацию наблюдений. Эту общую схему воздействия на развитие интересов школьников мы, создавая теоретическую модель процесса формирования интереса к биологии, накладываем на конкретного ученика с его спецификой личности, характером познавательной деятельности, которая может протекать на репродуктивном, частично-поисковом и творческом уровнях.
Сплав в познавательном интересе и деятельности интеллектуального, волевого и эмоционального компонентов требует так организовать познавательную деятельность, чтобы в ней использовались проблемные ситуации: создавалась эмоциональная атмосфера процесса познания, вызывающая разнообразие чувств, переживаний, удивления, восторга, радости, происходило постоянное усложнение деятельности.
Управление развитием познавательных интересов школьников должно строиться на знании психологической природы познавательного интереса, представляющей органическое единство обусловливающих друг друга интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
Каждый из этих процессов может протекать у учащихся на высоком, среднем и низком уровнях. Так, высокий уровень интеллектуального процесса характеризуется усвоением определенной системы знаний и умений, умственной активностью (активным поиском, догадкой, исследовательским подходом); высокий уровень волевых процессов - готовностью к решению сложных задач, умением преодолеть трудности, настойчивостью и выдержкой.
Формирование познавательных интересов должно осуществляться с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. Эта проблема представлена в работах Г. И. Щукиной [13], В. А. Крутецкого (1965), И. Т. Огородникова [17], А. К. Марковой [18], Н. Д. Левитовой [15] и др.
Как следует из анализа работ Б. Г. Ананьева [16] по развитию познавательных интересов у детей и данным
#
Таблица
Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных интересов в зависимости
от уровня развития творческой активности и характера деятельности
О Ю
Уровень развития творческой активности Уровень развития познавательных интересов Характер деятельности Преобладающие компоненты познавательных интересов Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных интересов
1. Стремление к самостоятельному выполнению намеченных задач 1. Интерес к занимательным сведениям, фактам,описанию конкретных явлений 1. Репродуктивно-фактологическая 1. Эмоциональный (проявление переживаний по отношению к живым объектам, увлеченность процессом деятельности, положительное отношение к ней) 1. Создание положительного эмоционального отношения к предмету, деятельности, учителю, коллективу
2. Стремление раскрыть суть изучаемых процессов и явлений 2. Интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, познанию существенных свойств предметов и явлений путем поиска, догадки, решения задач 2. Описательно-поисковая 2. Интеллектуальный (стремление к исследованию биологических процессов и явлений, решению поставленных задач и проблем, усвоению биологических знаний) 2. Организация систематической поисковой деятельности через решение задач, создание проблемных ситуаций, использование исследовательского подхода, организацию наблюдений
3. Стремление раскрыть причинные зависимости, выявить доказательность научных положений в ходе опытов, наблюдения, чтения дополнительной литературы 3. Интерес к проникновению в сущность теоретических проблем, осуществлению деятельности своим собственным путем 3. Творческая 3. Волевой (стремление к самостоятельному добыванию биологических знаний) 3. Организация систематической поисковой деятельности через решение задач, создание проблемных ситуаций, использование исследовательского подхода, организацию наблюдений
ГО
О □
и О О
(Г □
О ^
X
о =1 о
го
о
0 □
£
1
$
А. Н. Леонтьева [1] о становлении познавательных интересов у школьников, это процесс сложный, включенный в общую линию их воспитания и развития.
Анализ возрастных особенностей подростков показывает, что их познавательные интересы обращены к содержательной стороне избираемого предмета. Чем легче предмет, тем учащиеся равнодушнее к нему. Подростков на уроке привлекает объяснение учителя, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение заданий, работа с учебником, лабораторные работы. При усвоении теоретически насыщенного материала у подростков складываются познавательные интересы, которые начинают играть роль ведущих мотивов учения, поэтому необходим переход к самостоятельным формам учебной деятельности.
Интересы подростка определяются содержанием знаний, а не внешней занимательностью. В формировании положительного отношения к учению важную роль играет идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности (В. А. Крутецкий, 1972).
У старших школьников определяется устойчивый интерес к той или иной науке, их познавательные интересы широкие, устойчивые, разносторонние. Формируется устойчивый круг интересов и наблюдается их специализация, избирательное отношение к учебным предметам, растет произвольность познавательных интересов.
У старшеклассников интересы становятся избирательными, активными и устойчивыми, они особенно развиваются в деятельности, в работе над новым или трудным материалом. Устойчивый интерес к предметам в значительной мере определяется склонностью учащихся к их будущей деятельности.
У старшеклассников появляется интерес к теории, их привлекают мировоззренческие вопросы, методы познания, творческие процессы.
Все вышеизложенное позволяет наметить пути формирования познавательных интересов. Об этом, на наш взгляд, удачно написал Л. С. Выготский: «Проблема интереса учиться в преподавании заключается не в том, будут ли дети учиться с интересом или нет, без интереса они никогда не учатся: вопрос состоит в том, какого рода будет этот интерес, каков будет его источник» [19]. Следовательно, учитель должен изменять интересы, переключать их, создавать новые.
Исследование проблем взаимосвязи познавательных интересов, познавательной активности и деятельности привело нас к выводу о том, что существует определенная зависимость между уровнями развития творческой активности, уровнями развития познавательных интересов, характером деятельности, преобладающими компонентами познавательного интереса (см. таблицу). Соотношение уровней развития творческой активности, познавательного интереса, его компонентов и характера деятельности позволяет выявить особенности педагогического воздействия на учащихся и, соответственно, наметить основные пути формирования познавательных интересов.
Проанализируем содержание таблицы. Первый, самый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у учащихся интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологиче-ская деятельность, а творческая активность начинает проявляться в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойственен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.
Для нашего исследования наиболее важны второй и третий этапы развития познавательных интересов, поскольку они свойственны подростковому и юношескому возрасту.
Как видно из содержания таблицы, стимулировать развитие познавательных интересов необходимо как через содержание знаний, так и через организацию самого процесса учения.
На основе анализа данных таблицы нами предложена теоретическая модель формирования познавательных интересов у учащихся с учетом их возрастных особенностей, развития творческой активности и характера деятельности, включающая особенности педагогического воздействия на учащихся и пути формирования познавательных интересов. Суть ее состоит в следующем. Пути формирования познавательных интересов у учащихся среднего и старшего школьного возраста осуществляются через содержание биологических знаний и организацию познавательной деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности, а следовательно, и развитие познавательных интересов через содержание учебного материала состоит в усилении его теоретической (в том числе усиления мировоззренческих и методологических аспектов) и практической направленности, проблемности, эмоциональности раскрытия знаний, а через процесс учения - в организации систематической самостоятельной поисковой деятельности путем решения задач, создания проблемных ситуаций, использования исследовательского подхода, организации наблюдений. Таким образом, предложенная нами модель формирования познавательных интересов у учащихся при изучении курса биологии основана на единстве содержательного и процессуального компонентов учебного процесса.
Говоря о важности подхода к активизации познавательных интересов учащихся, следует обратить особое внимание на формирование личности школьника, умение творчески решать поставленную задачу, самостоятельно и уверенно мыслить, иметь и защищать свою точку зрения, убеждения и вместе с тем систематически развивать, выполнять и обновлять свои знания, применять их для творческого соединения теории с практикой.
Активизация познавательной деятельности учащихся направлена на разработку вопросов методики преподавания отдельных проблем или тем учебного предмета. Общеизвестно, что активизация познавательных интересов у учащихся зависит от стремления ученых-педагогов и учителей-методистов использовать в практике преподавания тех или иных дисциплин более эффективные методы обучения.
В поиске путей активизации познавательных интересов учащихся от учителей потребуется умелое руководство, глубокое понимание психолого-педагогической целесообразности применяемых форм, методов и оборудования.
Следовательно, изучение путей, форм, приемов, а также целей и задач активизации познавательных интересов учащихся на уроках биологии должно способствовать овладению знаниями, умениями и навыками, формированию основных качеств личности учащегося, которые проявляются в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Возрастающая роль интересов учащихся в процессе учебно-воспитательной работы всецело зависит от содержания программы, форм и приемов ее изложения, от организационных моментов познавательной деятельности школьников со стороны учителя, а также сочетания учебных занятий с внеклассными, внеурочными, внешкольными занятиями.
Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов обучения и воспитания, как источник активизации познавательной деятельности учащихся, как эффективный инструмент учителей, позволяющий им осуществлять учебный процесс более привлекательно, интересно, а также выделить те аспекты обучения, которые смогли бы привлечь к себе непроизвольное внимание.
Мы рассматриваем проблему активизации познавательных интересов учащихся в контексте воспитания их познавательной активности. Поиск этих путей проходит через отбор содержания, методов, форм организации учебного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
2. Лернер И. Я. Процессы обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974.
4. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991.
5. Корсунская В. М. Как преподавать общую биологию: Методическое пособие для учителей. -М., 1967.
6. Падалко Н. В., Федорова В. Н, Шапошников Н. И. Методика обучения ботаники. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1982.
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Педагогика, 1979.
8. Бабанский Ю. А. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981.
9. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса к ботанике. - М.: Педагогика, 1975.
10. Синельникова И. Д. Возбуждение познавательных интересов и управление ими в преподавании зоологии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Л., 1966.
11. Божович Л. И. Познавательный интерес и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. - 1955.
- № 73. - С. 12.
12. Морозова Н. Г. Структура деятельности, вызывающей интерес к формирующей эмоционально-познавательную направленность личности // Проблема деятельности в советской психологии: Сб. науч. трудов. - М., 1977.
13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
- М.: Педагогика, 1988.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2.
15. Левитова Н. Д. О психологических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.
16. Ананьев А. Б. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. - Сер. философских наук. Психология. - Л., 1959. - № 265. -Вып. 16. - С. 41-60.
17. Огородников И. Т. Педагогика. - М.: Просвещение, 1968.
18. Маркова М. К. Психология обучения подростка.
- М.: Знание, 1975.
19. Выготский Л. С. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.