Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология»)'

Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4057
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфуллина Римма Рустямовна

Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, при проведении факультативной работы по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология»)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

8. Кабардов М.К. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей/ М.К. Кабардов, М.А. Матова // Вопросы психологии. - 1988.- №6. - С.106 - 115.

© Пяткова О Б., 2016

УДК 373.3

Сайфуллина Римма Рустямовна

студентка 5 курса ПФ ИПИ им. П.П.Ершова (филиал) ФГБОУ ВПО «ТГУ» г.Ишим, РФ E-mail: rimma.sajfullina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»)

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, при проведении факультативной работы по русскому языку.

Ключевые слова

Познавательный интерес, внеурочная деятельность, факультативная работа.

Познавательный интерес является одним из важных факторов учения и становления личности. Под влиянием познавательного интереса познание приобретает личностный смысл. Познавательный интерес благотворно воздействует на духовный потенциал школьника, приближает его к ценностям окружающей действительности, делает деятельность более осмысленной и успешной, повышает качество выполняемой работы, влияет на повышение активности и создание ценностных ориентаций у ребёнка.

Проблема формирования познавательного интереса школьников ставилась в науке, и имеются попытки ее разрешения. Существует ряд исследований по изучению вопросов классификации, формирования и развития интересов школьников в процессе обучения. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса в школе исследованы Ю. К. Бабанским, В. Ф. Башариным,

B. Б. Бондаревским, В. Г. Ивановым, И. Я. Лернером, В. Н. Максимовой, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др.

Взаимосвязь интересов и потребностей, формирование интересов на основе потребностей раскрывается в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Ф. Н. Гоноболина, Л. А. Гордона, Б. И. Додонова, О. Н. Зайцевой, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.

Исследованию познавательного интереса учащихся как мотива учения, уровней его сформированности посвящены работы В. Г. Иванова, Н. Б. Лаврентьевой, А. К. Марковой,

C. Е. Матушкина, Н. Г. Морозовой, В. Д. Семенова, М. И. Цветкова, Г. И. Щукиной и др.

Познавательный интерес, как отмечает А. Ю. Дейкина, - интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процесс познания к своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании [4, с.11].

Важной особенностью познавательного интереса является то, что его центром является такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности, оно имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учебной деятельности - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучающихся активной поисковой деятельности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Преодоление трудностей в учебной деятельности является важнейшим условием интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность преодолима, иначе интерес младшего школьника быстро угаснет.

Формирование познавательных интересов у учащихся младшего школьного возраста начинается с проявления любопытства, любознательности с включением механизмов внимания.

Педагогические условия формирования познавательных интересов можно представить следующим образом:

- содержание знаний должно отвечать возможности их осмысления;

- яркие, образные, привлекающие внимание, запоминающиеся приемы, средства, сравнения и описания, которые помогут лучше закрепить в сознании и чувствах учащихся рассматриваемые факты, определения, понятия, выводы;

- познавательная деятельность, характеризующаяся системой разнообразных умственных действий и формированием умения активно оперировать знаниями;

- форма организации обучения, при которой ученик ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую от него проявления максимальной умственной активности;

- использование разнообразных форм и средств самостоятельной работы;

- движение ребёнка от подражания к творчеству [1, с.86].

Эффективным средством формирования познавательной активности школьников на современном этапе обучения, как отмечают Т. М. Колесникова и И. Ю. Талалаева, являются компетентностно-ориентированные задания, использование которых способствует формированию у детей интереса к родному языку и в дальнейшем повышению качества обучения школьников [5, с.165].

Познавательный интерес, по утверждению Г.И. Щукиной, развивается в деятельности учения, в которой формируется познавательное отношение школьника к действительности. Познавательный интерес можно развивать, стимулировать, используя содержание учебного материала по любому предмету. Существенным стимулом интереса может стать педагогически грамотно организованная внеурочная деятельность [12, с.43].

Изучение проблемы роли внеурочной деятельности в формировании познавательного интереса к русскому языку у младших школьников представляется актуальным, поскольку специальные научные исследования по данной проблеме в отечественной психолого-педагогической науке являются недостаточными.

Внеурочная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, методы и приемы. Необходимо отметить, что и урок, и внеурочные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. Но в то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

- прививать любовь к русскому языку;

- повышать общую языковую культуру [9, с.37].

Исследование проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников проводилось на базе филиала МАОУ «Новоатьяловская СОШ» «Бердюгинской средней общеобразовательной школы». В эксперименте приняли участие учащиеся 1 класса в количестве 16 человек.

Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что познавательный интерес 94% учащихся имел ситуативный характер, в нём проявлялись диагностические признаки более низких уровней развития познавательного интереса: любопытство и реакция на новизну. На

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

основе этих данных был сделан вывод о том, что у первоклассников недостаточно хорошо сформирован познавательный интерес.

Поиск эффективных средств, которые способствуют формированию познавательного интереса к русскому языку, подтолкнул к выводу о целесообразности использования внеурочной деятельности. В связи с этим на формирующем этапе эксперимента был разработан и проведен факультатив по русскому языку.

Факультативная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к учебному предмету, особенно в первом классе.

Методы, используемые в факультативной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Чаще всего используются такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, и это создает атмосферу большой заинтересованности учащихся в работе.

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, конференции, олимпиады.

Занятия на факультативе способствуют расширению знаний учащихся по всем разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. В этом состоит большая общественная значимость школьной факультативной работы по русскому языку.

По своему характеру деятельность обучающихся может быть разнообразной. Это подготовка сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов и т.д. В своей работе для подготовке к занятиям мы использовали различные пособия [2; 7; 8].

Участие в работе факультатива помогло первоклассникам подготовиться к конкурсу исследовательских работ дошкольников и младших школьников, который проводится преподавателями кафедры Теории и методики начального и дошкольного образования (ТиМНиДО) и студентами Педагогического факультета Ишимского педагогического института им. П.П.Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» [6, с.578].

После проведения факультатива было проведено повторное исследование уровня развития познавательного интереса, которое показало, что уровень познавательного интереса учащихся заметно повысился. По результатам контрольного этапа эксперимента, у 56% учащихся познавательный интерес находится на ситуативном (более низком) уровне, а у 44% учащихся наблюдается повышение уровня до устойчивого познавательного интереса.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности реализованных условий формирования познавательного интереса к русскому языку у младших школьников, о повышении уровня сформированности познавательного интереса к русскому языку у младших школьников во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2008. - 389 с.

2. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А. Т. Арсирий. - М.: ВАКО, 2003. - 495 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 784 с.

4. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 258 с.

5. Колесникова Т.М., Талалаева И.Ю. Формирование у детей интереса к родному языку при подготовке к обучению грамоте в Академии детства. [Текст] // XXV Ершовские чтения : международный сб. научных ст. / отв. ред. Л.В. Ведерникова. - Ишим: Изд-во филиала ТюмГУ в г. Ишиме, 2015. - С. 165 -168.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

6. Колесникова Т.М., Шилина Н.В. Подготовка бакалавров педагогики к педагогическому сопровождению организации конкурсов детских исследовательских работ [Текст] //В мире научных открытий.- 2015. - № 9.2(69). С. 577 - 586.

7. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2014. - 165 с.

8. Мищенкова, Л.В. Методическое пособие для 1 класса «Занимательный русский язык» [Текст] / Л. В. Мищенкова. - М.: РОСТ, 2013. - 112 с.

9. Мокроусова, Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы [Текст] / Г. И. Мокроусова, Н. Е. Кузовлева. - М.: Просвещение, 2013. - 85 с.

10.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 64 с.

11.Собянина, И.В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / И. В. Собянина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya.832386.html.

12.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2001. - 350 с.

13.Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4. - С.122-124.

© Сайфуллина Р. Р., 2016

УДК 796.07

Сафонова О.А,

старший преподаватель (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет),

Российская Федерация E-mail: safonov812@yandex.ru Войтенко П.В,

студентка 1-го курса строительного факультета (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет),

Российская Федерация

ТАБАТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается условия развития профессионально-значимых двигательных качеств студентов строительного профиля. Физическая культура является учебной дисциплиной, и ее роль связана с такими переменными как, здоровье, уровень физической подготовленности, профессионально-значимые двигательные качества, психофизическая работоспособность, эмоциональная устойчивость. В статье представлена методика интервальной тренировки по средствам ТАБАТА, которая эффективно проявила себя в повышении уровня физической подготовленности студентов на занятиях физической культурой в вузе.

Ключевые слова

Физическая культура, мотивация, ТАБАТА, интервальная тренировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.