_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
6. Колесникова Т.М., Шилина Н.В. Подготовка бакалавров педагогики к педагогическому сопровождению организации конкурсов детских исследовательских работ [Текст] //В мире научных открытий.- 2015. - № 9.2(69). С. 577 - 586.
7. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2014. - 165 с.
8. Мищенкова, Л.В. Методическое пособие для 1 класса «Занимательный русский язык» [Текст] / Л. В. Мищенкова. - М.: РОСТ, 2013. - 112 с.
9. Мокроусова, Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы [Текст] / Г. И. Мокроусова, Н. Е. Кузовлева. - М.: Просвещение, 2013. - 85 с.
10.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
11.Собянина, И.В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / И. В. Собянина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya.832386.html.
12.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2001. - 350 с.
13.Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4. - С.122-124.
© Сайфуллина Р. Р., 2016
УДК 796.07
Сафонова О.А,
старший преподаватель (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет),
Российская Федерация E-mail: [email protected] Войтенко П.В,
студентка 1-го курса строительного факультета (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет),
Российская Федерация
ТАБАТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается условия развития профессионально-значимых двигательных качеств студентов строительного профиля. Физическая культура является учебной дисциплиной, и ее роль связана с такими переменными как, здоровье, уровень физической подготовленности, профессионально-значимые двигательные качества, психофизическая работоспособность, эмоциональная устойчивость. В статье представлена методика интервальной тренировки по средствам ТАБАТА, которая эффективно проявила себя в повышении уровня физической подготовленности студентов на занятиях физической культурой в вузе.
Ключевые слова
Физическая культура, мотивация, ТАБАТА, интервальная тренировка.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
На сегодняшний день нынешнее поколение в большинстве случаев не заинтересованно в занятиях физической культурой. Основной задачей педагогов вуза является составление программ занятий, который будет мотивировать студента заниматься физической культуре и направленный на становление в будущей профессии.[1] На занятиях в СПбГАСУ мы акцентируем внимание на упражнениях нестандартной комбинации элементов ,разделенных периодами полного или частичного отдыха[2]. тренировка состоит из интервалов (повторяющихся отрезков) высокоинтенсивной нагрузки, длительностью от 1 до 10 мин, чередующиеся с отрезками отдыха различной продолжительности. Существует много разновидностей интервальных тренировок. Один из самых интенсивных методов тренировки по средствам Табата. Он эффективно развивает общую и специальную выносливость, а самое главное вносит разнообразие в тренировочный процесс. Общая продолжительность тренировки составляет 4 мин, что экономит большое количество времени. Она состоит из восьми циклов интенсивных нагрузок, с коротким отдыхом. Тренировка может делиться на восемь частей, или на 4 части, а именно 20 сек -спринта и 10 сек отдыха. Таким образом, тренировка включает 8 упражнений (например, 4 упражнения по 2 сета). В наших занятиях мы включили 4 блока на развитие всех необходимых двигательных качеств для студентов строительного профиля. На рисунке 1 представлена схема приоритетных двигательных качеств на занятиях физической культурой, которые необходимы специалисту в области строительства.
Рисунок 1 - блок-схема развитие профессионально-значимых двигательных
качеств у студентов на занятиях физической культурой по методике ТАБАТА
Данная методика применялась на занятиях физической культурой 2 раза в неделю. Нагрузка давалась от степени подготовленности студентов. По степени подготовленности также уменьшалось время отдыха между сериями.
Методика и организация исследования:
Цель нашего исследования заключалась в определении уровня физической подготовленности студентов строительного профиля СПбГАСУ на занятиях физической культуры, а также повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Педагогический эксперимент длился в течении учебного года. В нем приняли участие студенты строительного факультета. В нем приняли участие две группы КГ -контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа, наполняемость каждой группы по 32 человека. КГ занимались по общепринятой программе по физической культуре в вузе, а экспериментальная группа занималась по методике интервальной тренировки по системе Табата. Данная методика применялась следующим образом; 1 раз в неделю ЭГ занималась физической культурой в университете и 2 раза самостоятельно, по составленной преподавателем программы тренировки на развитие общей выносливости (чередование бега с ходьбой разной интенсивности).
Результаты исследования и их обсуждение
Были проанализированы результаты физической подготовленности студентов года обучения по дисциплине физическая культура студентов КГ И ЭГ групп. (На рис. 2-6). При анализе полученных результатов в конце года обучения средних результатов мы обнаружили следующее.
182 g 180 ff 178
Ol
о 176 e:
Ü 174
m (Ü
1Ф 172 | 170
| 168 л
4 166 164
180,6
15,5 15
* 14,5 a>
4 14 к
I 13,5
а
m
13 12,5 12
171,9
контрольная группа экспериментальная группа
до проведения эксперимента ■ после проведения эксперимента
Рисунок 2 -Результаты в прыжках в длину
15,2
15
14,9
контрольная группа экспериментальная группа
до проведения эксперимента ■ после проведения эксперимента
Рисунок 3 - Результаты в беге на 100м
11,3
12,2
контрольная группа до проведения эксперимента
16
экспериментальная группа после проведения эксперимента
Рисунок 4 - Результаты в наклоне вперед туловища стоя на гимнастической скамейке.
50 40 30 20 10 0
45
35
37
контрольная группа
экспериментальная группа
до проведения эксперимента
I после проведения эксперимента
Рисунок 5 - Результаты в сгибании-разгибании рук в упоре лежа
контрольная группа экспериментальная группа
до проведения эксперимента ■ после проведения эксперимента
Рисунок 6 - Результаты сед из положения лежа за 1 мин.
До эксперимента в группах не наблюдалась статистической достоверности в результатах тестирования.
В прыжке с места разница между средними показателями экспериментальной группы (180,6 ± 7,4 см) и контрольной группы (171,9± 6,3 см) составила 8,7 см, что статистически достоверно (р< 0,05).
Время пробегания 100 метровой дистанции у экспериментальной группы (13,2±0,4 с) и контрольной группы (15,0±0,3 с) составило 1,8 с, что достоверно выше (р<0,05). В упражнении наклон вперед туловища из положения стоя на гимнастической скамейке, средние показатели экспериментальной группы (16±2,2 см) по сравнению с контрольной группой (11.8±3,2 см) достоверно больше (р< 0,05). В упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа, средние показатели экспериментальной группы (45±5,2 раз) по сравнению с контрольной группой (36±5,9 раз) достоверно больше (р< 0,05). В упражнении сед из положения лежа средние показатели экспериментальной группы (55,0±4,9 раз) по сравнению с контрольной группой (42,0±5,2 раз) достоверно больше (р<0,05).
Вывод
Проведенный нами эксперимент по внедрению методики ТАБАТА позволил улучшить физическую подготовленность студентов строительного профиля. Также у студентов, участвующих в эксперименте, появилась убеждённость в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Интервальная тренировка по средствам ТОБАТА проявила себя как эффективное средство, применяемое в рамках программы физической культуры в вузе.
Список использованной литературы:
1. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
2.http://ruk-boi.livejoumal.com/39347.html
© Сафонова О. А., Войтенко П.В., 2016