Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход к формироваᶤнию у обучаᶤющихся исследоваᶤтельских умений в процессе изучения иностраᶤнного языка'

Личностно-деятельностный подход к формироваᶤнию у обучаᶤющихся исследоваᶤтельских умений в процессе изучения иностраᶤнного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЙСТВИЯ / ОПЕРАЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюкова Татьяна Александровна

В данной статье раскрывается личностно-деятельностный подход к формированию исследовательских умений младших школьников на уроках иностранного языка. Рассматривается состав исследовательских умений, которые можно сформировать при внедрении личностно-деятельностного подхода в уроки иностранного языка. Показан пример реализации данного подхода, урок-проект, и формирования исследовательских умений на уроке английского языка в третьем классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панюкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход к формироваᶤнию у обучаᶤющихся исследоваᶤтельских умений в процессе изучения иностраᶤнного языка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

Панюкова Татьяна Александровна Panyukova T.A.

учитель английского языка, г. Богородицк, Тульская область, РФ

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье раскрывается личностно-деятельностный подход к формированию исследовательских умений младших школьников на уроках иностранного языка. Рассматривается состав исследовательских умений, которые можно сформировать при внедрении личностно-деятельностного подхода в уроки иностранного языка. Показан пример реализации данного подхода, урок-проект, и формирования исследовательских умений на уроке английского языка в третьем классе.

Ключевые слова

Личностно-деятельностный подход к обучению, учебная деятельность, действия, операции,

исследовательские умения, проект

THE PERSONAL-ACTIVITY APPROACH TO FORMATION OF RESEARCH SKILLS DURING

LEARNING FOREIGHN LANGUAGES

Abstract

This article reveals the personal-activity aprouch to formation of research skills younger students at lessons of a foreign language. It is considered the composition of research skills which we can form with implementing the personal-activity aprouch in foreighn language lessons. It is shown the example of realisation this aprouch such as project and the formation research skills at English lesson in the third form.

Keywords

The personal-activity approach to learning, teaching activities, actions, operations, research skills, project.

В связи с вooзникающими в системе шального образования противоречиями между трeбованиями к уровню сфoрмированности у младших школьников исследoвательских умений на урoках инострaнного языка в начальной школе и отсутствием специальных разработок в методике oбучения aнглийскому языку, спошбствующими их формирoванию появилaсь неoбходимость в вдвых подхoдах к фoрмированию исследовательских умений [2, с. 75]. Реализация личностно- деятельностного подхода к процессу обучения позволит устранить имеющиеся противоречие.

Основным компонентом процесса формирования исследовательских умений на уроках иностранного языка является взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование и развитие личности. ^o^œ фoрмирования исследовательских умений на уроках иностранного языка включает учебвд-познавательную и учебно-прaктическую дeятельность учащихся, oбеспечивает фoрмирование качеств личности.

Личностно- деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу проявляется в формировании основополагающих качеств личности с помощью пострoенной учителем учебно-познавательной и предметно-практической деятельности на уроках.

Деятельность является основой учебного процесса. Проблема деятельностного подхoда к фoрмированию личшсти разрабатывалaсь в трудах oтечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна [1, с. 226].

А. Н. Леoнтьевым изучeна структурa дeятельности: ота включaет в ^бя пoтребность, вдль, услoвия ее дoстижения и дeйствия. «Деятeльность на психолoгическом уровне- это единица жизни, огосредованная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» [3, с. 125].

Основной характеристикой деятельности и главным отличительным признаком различных видов деятельности, по мнению автора, является ее предметность [8].

А. Н. Леонтьев в теории деятельности выделяет понятия «деятельность», «действия» и «операции»: «...действия - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут [3, с. 42]; «.операция - есть результат преобразования действия, происходящего при включении в другое действие» [3, с.55]. Действия побуждаются мотивами, а операции зависят от условия достижения конкретных целей. По мнению А.Н. Леонтьева, действие побуждается не самой целью, а мотивом деятельности в целом, которую оно реализует. Данное утверждение А.Н. Леонтьева важно для рассматриваемой проблемы исследования, так как мотив деятельности порождает внутренний процесс возникновения у учащихся необходимости формирования действий, которые способствуют лучшей сформированности исследовательских умений. В теории строения деятельности А.Н. Леонтьева операции, действия и деятельность образуют взаимосвязанную и взаимодополняющую систему.

Деятельность осуществляется в различных видах и определяется как единство цели, на которые она направлена. Процесс формирования исследовательских умений позволит использовать знания, умения и навыки, сформированные в различных видах учебной деятельности.

По мнению К. К. Платонова, в основе формирования умений лежат знания и навыки. Понятие «действие» К. К. Платонов определяет как элемент деятельности, в процессе которой достигает конкретная цель. Действие имеет структуру, в которую входят: цель, породившая потребность деятельности, намерение ее достижения, интерес переживания трудностей личностью и соответствующие им разные степени волевого напряжения [7]. Это утверждение показывает, что в данном исследовании, так как от целеполагания, волевых напряжений субъекта зависит успешность формирования исследовательских умений.

М.С. Коган выделяет три взаимосвязанных элемента деятельности: субъект, который наделен активностью и направляет свою деятельность на объект или на другие субъекты; (или субъект), на который направленаактивность субъекта; активность-способ овладения субъектом объекта или установление их связей [6, с.22].

Взаимосвязь элементов деятельности позволит субъекту деятельности осмысливать, прогнозировать свою деятельность при активном воздействии на предмет деятельности в зависимости от цели. Организация исследовательской деятельности позволит учащимся выступать в роли субъекта и влиять на усвоение знаний и формирования исследовательских умений.

Проблеме деятельности в педагогике посвящены труды Ю.К. Бабанского, А. П. Беляевой, Т.В. Габай, Л.В. Жаровой, Г.И. Щукиной и других ученых [7].

По мнению Г. И. Щукиной, деятельность является основой учебного процесса. Учебная деятельность включается в систему общественных отношений и в коллективную деятельность [4, с.25].

Н. Ф. Талызина определяет учение как действие, реализующее другую деятельность. Учение - процесс усвоения учеником различных видов человеческой деятельности, а следовательно, и реализующих его действий [2, с.75].

Личностно-ориентированнный подход в обучении иностранному языку означает учет индивидуально-психологических особенностейучащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых [6, с.55]. Возможно формирование таких исследовательских умений как: умение применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации [8]. Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Ярким примером реализации личностно-ориентированнного подхода дляформирования исследовательских умений на уроках иностранного языка будет служить урок- проект на тему «Наши любимые домашние животные» для 3 класса по учебнику Верещагиной И. Н., Притыкиной Т.А. «Английский язык». Данная тема вызывает особый интерес, так как почти у каждого ученика есть домашний

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

питомец. Рассмотрим цели данного урока,а также этапы работы над данным проектом. Цели урока-проекта:

Образовательная- расширение кругозора учащихся в области домашних животных у нас в стране и в Великобритании, ознакомление с поэзией и песнями Великобритании;

Практическая-приобщение к проектной деятельности, закрепление лексических навыков по теме, совершенствование грамматических и речевых навыков, развитие монологической и диалогической речи; Развивающая- развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов.

Первый этап- подготовительный. Определение проблемы, задач проекта и методов исследования (опрос, изучение литературы и т.д.)

Проблема: привить любовь к домашним животным. Задачи:

-выявить, каких популярных домашних животных содержат в семьях учащихся;

-описать их особенности с научной точки зрения;

-научить учащихся писать сочинения о домашних животных;

-подобрать пословицы, поговорки, загадки о домашних животных;

-научить учащихся составлять и разгадывать кроссворды;

-ознакомить учащихся с поэзией Великобритании, посвященной теме «Домашние животные». Второй этап-выполнение задач проекта.

-Провести опрос учащихся школы для выявления самых популярных домашних животных, которых содержат в семьях.

-С помощью интернета и литературы подобрать материал (научно-популярные статьи, иллюстрации)

0 самых популярных домашних животных.

-Составить кроссворд.

-Подобрать и перевести на русский язык стихи о домашних животных. Третий этап- обсуждение результов работы в классе под руководством учителя. Четвертый этап-оформление результотов работы (ребята оформляют свои сообщения в печатном виде, подбирают иллюстрации).

Пятый этап- защита проекта в классе. Учащиеся делают сообщения, размещают все материалы на листе ватмана, оформляя газету.

Урок ведет кукла-кошка Gulliver.

Шестой этап- обсуждение результатов защиты проекта.

Технологическое оснащение: кукла-кошка Gulliver, магнитофон, карточки с заданиями, плакат с результатами опроса и диаграммами, 2 чистых листа ватмана, картинки и фотографии, тексты сообщений, клей.

Ход урока:

1. Организационный момент

Teacher (T): Hello, children! I am glad to see you! Today your friend Gulliver is with us again. Hello, Gulliver!

1 am glad to see you!

Gulliver (G) : Hello, dear children! I am very happy to see you! I know that today you will have a very interesting lesson. You are going to talk about your favourite pets and you will work on a project about pets.

2. Речевая разминка.

G: But before making a project about pets I would like you to answear my questions.

-What does the word «pet» mean?

-What pets do you know?

-What exotic (unsual) pets do you know?

-Do you have a pet?

-What kind of pet, do you have?

-What is your pet s name?

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

-Does your pet respond to its name? -What can your pet do?

3 Защита проекта на тему: «Собаки-наши лучшие друзья».

G: Now let's speak about dogs. What is the name of your project about dogs? P: Its name is «Dogs Are Our Best Friends». (Приклеивает название.) G: I think you know a lot of interesting things about dogs too.

Доклад о собаках на основе научно-популярных статей. Ученик выступает с сообщением о «Собаках»

[10].

G: I know a lot of pupils in your class have dogs. Please, tell us about your dogs. Ученик рассказывает о своей собаке. G: And do you know any poems about dogs?

Учащиеся декламируют стихи, а также их переводы на русский язык, которые они сделали в стихотворной форме.

G: And what proverbs and riddels do you know about dogs?

Ученик приводит примеры пословиц о собаках, остальные учащиеся находят их русские эквиваленты, отгадывают загадки.

4.Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание.

Написать лимерик о своем домашнем питомце, начиная словами «There is a dog (cat)...» [9] Выделение основных признаков и компонентов исследовательской деятельшсти учащихся при изучении иностранного языка в рамках личностно-деятельнростного подхода гозволяет планировать, развивать и гостепенно усложнять деятельность учащихся при усвоении знаний и фoрмировании исследовательских умений. В ходе решения проблемных задач происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого [1, c. 142].

Как мы видим, при личностно-деятельностном подходе к обучению иностранным языкам прoектная дeятельность успешно сочетается с исследовательской и способствует формированию исследовательских умений.

Список использованной литературы:

1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст]/Н.А. Алексеев.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-332с.

2. Бондарева, Н.С. Формирование у учащихся старшей школы исследовательских умений на основе проектной методики / Н.С. Бондарева, М.С. Переверткина // Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам : сб. науч. ст. - Чебоксары, 2015. - С. 72-76.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология , т.5. - М, 1982, С.- 135

4. Квашина, Л.Я. Исследовательская деятельность учащихся как способ самореализации и самоутверждения // Английский язык. Все для учителя! - 2014. - № 12. - С. 25-26

5. Черноусова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности при изучении иностранного языка [Электронный ресурс] / Н.А.Черноусова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2003-2016. - URL: http://festival .1 september.ru/articles/633353/ (29.09.16).

6. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М: «Сентябрь», 2000г.

7. http://moluch.ru/archive/95/21163/ (29.09.16).

8. http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-funktsionirovanie-lichnostno-deyatelnostnoy-kontseptsii-obucheniya-inostrannym-yazykam-i-a-zimney (29.09.16).

9. http://www.extremelyfunny.co.uk/ (04.12.2016.)

10.https://en .wikipedia.org/wiki/My_dog(04.12.2016)

© Панюкова Т. А.,2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.