мощь нуждающимся студентам. За создание такой организации проголосовало абсолютное большинство учащихся младших и средних курсов(89%).
Библиографический список
1. Ежукова, И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: автореф. Дисс...канд.пед.наук/Ежукова И.Ф., Москва, 2009. -22с.
2. Костюченко, А.А. Синергетический подход в системе школьного самоуправления// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. Т.2,№10. С.63-65.
3. Малахова, Т.Ю. Самоорганизация студенческого сообщества как основа воспитательного процесса в вузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб. -2004. -24 с.
4. Михайличенко, Т.Ю. Организация студенческого самоуправления в вузе. М., 2004.
5. Муртазин, Р.А.Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления: автореф. Дисс...канд.пед.наук/Муртазин Р.А., Челябинск. -2011,- 27 с. Литература
6. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. Пособие для студентов вузов/ И.И.Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2008. -264 с.
Bibliography
1. Ezhukova, I F. Higher Pedagogical School Students’ Training For professional Activity: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped. / I.F. Ezhukova. - Moscow, 2009. -22 p.
2. Kostyuchenko, A. A. Synergetic Approach in the System of School Government // Bulletin of Voronezh State Technical University. - 2006. - Vol.2. - № 10. - P.63-65.
3. Malakhova, T.Yu. Self-Organization of the Students’ Community As a Basis of Educational Process in University: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped. - St. Petersburg, 2004. - 24 p.
4. Mikhaylichenko, T.Yu. Students’ Self-Government Organization in University. - М., 2004.
5. Murtazin, R.A. University Students’ Axiological Potential Development in the System of the Students’ Self-Government: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped. / R.A. Murtazin. - Chelyabinsk, 2011. -27 p.
6. Rozhkov, M.I. Pedagogical Support of Work with Young people. Youthgogics: Textbook for Higher School Students / M.I. Rozhkov. - М.: VLADOS, 2008. -264 p.
УДК 159.9 ББК 88.8
Громова Чулпан Раесовна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра педагогики и методики начального образования Казанский (приволжский) федеральный университет
г. Казань Gromova Chulpan Raesovna Candidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Pedagogy and Methodology of Primary Education Kazan (Volga Region) Federal University Kazan
Развитие познавательной активности младших школьников с трудностями обучения в контексте ФГОС
Cognitive Activity Development of Junior Schoolchildren with Difficulties in Learning in the Context of Federal State Educational Standard
В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования развития познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, связанной с низкой интеллектуальной готовности к школе. Была проведена проверка эффективности организации специальных познавательнообучающих занятий и использования занимательного материала, стимулирующего интеллектуальную активность при обучении грамоте детей.
This article describes the results of a pilot study of cognitive activity of junior schoolchildren with learning difficulties, connected with low intellectual readiness for school.
The effectiveness of special training classes’ organization has been carried out, as well as the informative and amusing materials stimulating children’s intellectual activity while teaching literacy.
Ключевые слова: младший школьник с трудностями в обучении, познавательная активность, интерес, готовность к школе.
Key words: junior schoolchildren with learning difficulties, cognitive activity, interest, readiness for school.
Согласно новым Федеральным государственным стандартам на начальной
ступени образования одним из критериев формирования адекватной учебной мотивации является «выраженная устойчивой учебно-познавательная мотивации учения», «устойчивый учебно-познавательный интереса к новым общим способам решения задач». Старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Л.И. Божович, 1968). Решающую роль для формирования мотивационной готовности к
обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, то есть интерес к собственным познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями [2].
В отечественной науке проблеме познавательной активности уделяли внимание JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Г.И Щукина, П.В. Борисова, Е.В. Краснова, Е.С. Красножонова Т.И. Шамова, И.Ф.Харламов, позавательного интереса: Л.И. Божович, B.C. Ильин, Н.Ф. Талызина, Г.Д. Кириллова.
В общем, познавательная активность определяется как состояние, предшествующее деятельности и порождающее ее (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев). И.Ф. Харламов связывает познавательную активность с интеллектуальной деятельностью, определяя первую как «интенсивную аналитико-синтетическую деятельность учащихся в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» [3]. Другой известный исследователь познавательной активности Г.И. Щукина подчеркивает, что познавательная активность характеризуется поисковой направленностью в учении и интересом. Данный автор подчеркивает поисковый характер познавательной активности и ее связь с интересом [7]. Некоторые авторы отождествляют понятия «познавательная активность», «учебно-познавательный мотив, «познавательный интерес. Например, А.К. Маркова так определяет познавательную активность: «все виды активного отношения к учению как к познанию, наличию смысла, значимости обучения как познания, все виды познавательны мотивов». [4]. Т.И. Шамова также акцентирует внимание на том, что познавательный интерес - условие формирования познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся. Таким образом, познавательная активность учащихся взаимосвязана с познавательным интересом, проявляется в интересе к данному предмету, определяет успешность учебной деятельности [6].
Учебная деятельность сопряжена с интеллектуальной, которой ребенка надо учить и при осуществлении которой он нуждается в помощи. Эта помощь особенно необходима, когда дело касается детей, в своем развитии несколько
отстающих от своих сверстников. Своевременная помощь таким детям обеспечивает успешность их дальнейшей учебной деятельности и всей последующей жизни. Помочь младшему школьнику преодолеть трудности обучения, неуспеваемость, обусловленную индивидуальными причинами, заинтересовать его процессом познания, формировать познавательный интерес на любом уровне готовности к учебе - одна из актуальных проблем современной начальной школы. Как отмечает Г.А. Цукерман, предвидеть будущие трудности младших школьников в обучении можно на самых ранних этапах пребывания детей в школе [5].Особенно актуальной эта проблема становится в связке с низкой готовностью к школе. Так как именно у детей с низкой готовностью к школе высока вероятность потерять интерес к учебным занятиям из-за низкого интеллектуального развития.
Поэтому нами определена проблема исследования как недостаточность психолого-педагогических, методических разработок по развитию познавательной активности младших школьников с трудностями обучения, связанной с низкой интеллектуальной готовностью к школе.
Гипотезы исследования: развитие познавательной активности младших школьников с трудностями обучения, связанной с низкой интеллектуальной готовностью к школе будет наиболее эффективно при организации специальных познавательно-обучающих занятий и использовании занимательного материала, стимулирующего интеллектуальную активность при обучении грамоте детей.
Эмпирическое исследование было организовано в 2011 году в гимназии №27 г., в МБОУ средняя школа №122 города Казани. В исследовании принимали участие учащиеся первых классов (120 человек). Среди них были отобраны дети с низкой готовностью к школе, родители которых дали согласие на дополнительную работу (14 учеников). Для диагностики готовности к школе был использован пакет методик, разработанный коллективом авторов под руководством. Д.Б. Эльконина и ориентационный тест школьной зрелости К. Йираси-ка. Для изучения познавательной активности у отобранной группы учащихся
использовали методику на оценку уровня учебно-познавательного интереса, основанную на индивидуальном опросе учителя и анкету, направленную на выявление интересов учащихся. У учащихся с хорошей готовностью к школе высокий уровень учебно-познавательного интереса (63%). У учеников со средней степенью готовности в школе больше интересуют общение и игры с друзьями, у них встречается высокий и средний уровень учебно-познавательного интереса. Учащиеся с низкой готовностью также сообщают, что им в школе нравится наличие друзей, У некскольких учеников встречается мотив широкого социального плана, учебно-познавательный интерес у преобладающего большинства учеников данной группы характеризуют низким уровнем (65%). Таким образом, первый этап исследования показал, что у учащихся низкой готовностью в школе больше привлекают друзья и игры, у них преобладает низкий уровень развития учебно-познавательного интереса.
Далее с учащимися первых классов с низкой готовностью к школе гимназии № 27 организованы познавательно-обучающие занятия во внеурочное время в течение трех месяцев. Данные занятия проводились в игровой форме, были, прежде всего, направлены на пробуждение любознательности детей, на развитие познавательного интереса. Содержанием данных занятий, в основном, были простые опыты, эксперименты доступные детям с последующим научным объяснением данных явлений [1]. В конце занятий некоторые дети начали задавать вопрос «почему», что говорит о пробуждении познавательной активности учащихся. Некоторые учащиеся пытались показать свои «фокусы», как они их называли.
Из-за маленького объема выборки невозможно было применять методы математической статистики для обработки данных, но все же контрольная диагностика показала следующие тенденции: уменьшение количества учащихся, высказывающих широкие социальные мотивов (было три, стало два). В повторном обследовании три ученика сказали, что в школе нравится, потому что интересно (на констатирующем этапе таких было два). Двоих учащихся школа привлекает их возможностью получения знаний (среди данных детей таковых на констатирующем этапе совсем не было). И один ученик мотивировал посещение школы тем, что велят родители.
Таким образом, повторная диагностика показывает положительную для школьного обучения динамику интересов учащихся младших классов. Хотя изменения нельзя назвать очень явными, все же они имеются. Положительным является отсутствие снижения интереса к школе.
В школе №122 с учащимися с низкой готовностью к школе (6 учеников) проводились дополнительные внеурочные индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование навыков чтения, так как некоторые из этих детей с трудом усваивали данные навыки и отставали от класса. На занятиях использовались различные, необычные упражнения со словами и текстами, выполнение которых в непринужденной обстановке, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивает формирование целого ряда перцептивных и мыслительных операций и способностей. Данные способности в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Упражнения предлагались в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками чтения, были направлены на активизацию интереса детей к процессу чтения, предполагали проявление ознавательной активности. Как видно из таблицы учащиеся после проведенных занятий имеют более высокий уровень сформированности навыков чтения.
Таблица 1
Результаты контрольного эксперимента (усредненные показатели)
Средний уровень учебно- познав. интересов Способ чтения Темп (количество слов) Правильность (количество ошибок) Понимание прочитанного (ответы на вопросы) Отметка
Слог Слог + слово Слово
Констатирующий этап
3,5 (низкий?) 4 детей 2 детей 12 слов/мин 2 ошибки 1 уров. Читаеют пока медленно и с ошибками
Конт зольный этап исследования
4 уровень (удовлетво-ритель) + 37слов/мин. 2 ошиб. в окон. сл. Зур. Читают хорошо
То есть, можно сделать вывод о том, что использование занимательного материала активизирует познавательную активность, способствует более успешному овладению чтением у детей с низкой готовностью к школе. В данной группе была проведена диагностика учебно-познавательного интереса, что показало некоторое увеличение данного показателя.
Выводы:
1. В ходе теоретического анализа было определено понятие «познавательная активность», ее взаимосвязь с познавательным интересом, учебнопознавательными мотивами;
2. Выявлена низкая познавательная активность у учащихся с низкой готовность к школе.
3. Доказана эффективность использования занимательного материала, стимулирующего интеллектуальную активность при обучении грамоте детей с трудностями обучении.
4. Выявлена возможность развития познавательной активности младших школьников с трудностями обучения при использовании специальных познава-тельно-обучающих занятий
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. 152с.
2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы [Текст]/ О.Н. Истратова. - М, 2006.
3. Красножонова Е.С. Познавательная активность младших школьников в концепциях российских педагогов[Текст]/ расножонова Е.С. //дисс. к.п.н. Пятигорск, 2005. -185с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]/ / А.К.Маркова. - М.: Знание, 1983. - 175с.
5. Цукерман Г. А., ведение в школьную жизнь[Текст]/ Г.А. Цукерман, Н. К. Поливанова
- Томск, 1992 - 94 с.
6. Щеголова Е.В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей[Текст]/ Е.В. Щеголова //дисс. к.п.н. Карачаевск, 2005.
7. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обуче-ния[Текст]/ Г.И. Щукина. - М., 1962. - 230с.
8. Юлонова Д.М. Формирование познавательной активности младших школьников на уроке музыки средствами компьютерных технологий[Текст]/ Д.М. Юлонова дисс. к.п.н. Уфа, 2002. -216с.
Bibliography
1. Asmolov, A.G. How To Design the Generic Training Actions in Primary School [Text] / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya. - М.: Education, 2011. - 152 p.
2. Istratova, O.N. reference for Primary School Psychologists [Text] / O.N. Istratova. - М., 2006.
3. Krasnozhonova, E.S. Cognitive Activity of Junior Schoolchildren in the Concepts of the Russian Teachers: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / E.S. Krasnozhonova. - Pyatigorsk, 2005. -185 p.
4. Markova, A.K. Training Motivation Forming at School Age [Text] // A.K. Markova. - M.: Knowledge, 1983. -175 p.
5. Shchegolova, E. V. Junior Schoolchildren’s Cognitive Activity Forming by Means of Intersubject Communications: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] /E.V. Shchegolova. - Karachayevsk, 2005.
6. Shchukin, G.I. Students’ Learning Interest Forming In Education Process [Text] / G. I. Shchukin. -M., 1962.-230 p.
7. Tsukerman, G. A. Introduction Into School Life [Text] / G. Tsuckerman, N. K. Polivanova.
- Tomsk, 1992. - 94 p.
8. Yulonova, D.M. Junior Schoolchildren’s Cognitive Activity Forming at the Music Lessons By Means of Computer Technology: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / D.M. Yulonova. - Ufa, 2002. -216 p.