УДК 75.89 ББК 45.1
Гребенюк Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Grebenyuk Elena Nikolaevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan
Студенческое самоуправление вуза как средство развития социально значимых качеств будущего специалиста High School Students’ Government As a Tool for Socially Relevant
Qualities of a Future Expert
В статье рассматриваются механизмы формирования социально значимых качеств будущих специалистов в процессе участия их в системе студенческого самоуправления вуза. Автор исследует пути и средства, а также потенциальные возможности студенческого самоуправления как основного пути развития социального лидерства, активной гражданской позиции, управленческих качеств личности.
The article looks at the formation of socially significant qualities of future experts in the process of their participation in the students’ government of the university. The author explores the ways and means, as well as the potential of the students’ government as a primary path of social leadership, active citizenship and managerial qualities.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, социальные качества личности, лидерство, управленческая компетентность, воспитательный процесс.
Key words: students’ government, social personality qualities, leadership, managerial competence, educational process.
В настоящее время можно вновь наблюдать возрастание интереса к развитию
воспитательного потенциала личности организатора в новых социокультурных условиях современной России. Этому в полной мере способствует развитие студенческого актива вуза, а выявление и подготовка студенческого актива традиционно рассматривается в контексте студенческого самоуправления. И это закономерно, поскольку без знания динамики представлений о студенческом самоуправлении как системе управления воспитательным процессом невозможно построение концептуальных моделей развития личностных качеств студента.
Студенческое самоуправление как социальный феномен в последнее время актуализируется в работах ученых, законодательных актах, федеральных программах. В письме Федерального агенства по образованию от 24.10. 2006 г. сказано, что в целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности работы со студенчеством, усиления общественной составляющей в системе высшего профессионального образования, а также в связи, с необходимостью подготовки молодых специалистов, имеющих помимо профессиональных, управленческие и деловые навыки, необходимо активнее поддерживать и развивать в вузах органы студенческого самоуправления. Проблемами студенческого самоуправления в настоящее время занимаются целый ряд исследователей: Нагоркина О.В., Петрова С.С., Волоткевич Т.Н., Волков П.П., Левковский K.M., Панасенко Л.П. и др. Оценивая степень теоретической разработанности проблемы самоуправления учащейся молодежи в педагогической науке, нужно отметить, что она выступала объектом серьезного внимания на различных этапах становления отечественного образования. В теории и практике воспитания самоуправление в истории педагогики рассматривалось как средство укрепления дисциплины, воспитания активной личности, развития заложенных в личности творческих сил, повышения роли коллектива в социальном воспитании учащихся (Шацкий С.Т., П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, Макаренко A.C., Сухо-млинский В.А, Караковский В.А., Тубельский А.Н.. и др.).
Проблеме изучения студенчества как социальной группы посвящено в последние годы достаточно много научных исследований: изучение студенческих коллективов, социальной роли студенчества, социально-психологическим чертам (В .Г. Афанасьев, Р.А.Бычкова, В.А.Ван, И.П.Волков, В.Т. Лисовский, П.Г.Лузан, Н.Ф.Осипова, Н.Ф.Шаламова и др.): различным направлениям педагогического сопровождения (О.С.Газман, Е.И.Казакова, О.М.Зайченко, М.Н.Певзнер, А.П.Тряпицина и др.), проблемам стратегического управления современным вузом (А.П.Гавриков, Р.М.Шерайзина, Е.А.Князев, Д.В.Пузанков,
A.B.Садовничий и др.), проблемами организации студенческого самоуправления в образовательных учреждениях (Аминова Г.А.,Банкурова Л.Н., Бугаенко
Н.П., Загайтова Л.Я., Залевский Г.В., Овчинников В.В., Правдина И.А., Фирсов М.В., Шаховская С.Н. и др.)
На современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение на новой демократической основе студенческих организаций, которые строят свою деятельность, исходя из образовательных, профессиональных, социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют, коррелируя их с социокультурным контекстом развития молодежи, как страта и высшей школы и социального института. В этой связи чрезвычайно актуальным представляется формирование в высшей школе нового воспитательного поля, его ориентира на развитие студенческого самоуправления, глубокую актуализацию его педагогического потенциала, активное включение студенчества в социальные процессы и поддержку на всех уровнях студенческих общественных инициатив. Формирование такого поля невозможно без теоретического осмысления сущности современного студенческого самоуправления, изучения значимых условий эффективной реализации педагогического потенциала студенческих организаций.
Студенческое самоуправление можно рассматривать как особого рода социальный институт, который определяется как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Студенческое самоуправление -это инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов студенчества. H.A. Помелова определяет студенческое самоуправление как социальный институт, представляющий собой систему взаимосвязанных студенческих органов вуза, организующих учебную и вне-учебную деятельность студентов, представительство их интересов в вузовских и иных органах власти, защищающих социальные интересы студенчества. Ми-хайличенко Е.А. рассматривает студенческое самоуправление «как особого рода социальный институт, который определяется как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих
различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему» [4,с. 18].
Рассмотрим различные подходы к анализу студенческого самоуправления как социального института:
1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.
Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в современном вузе.
Студенческое самоуправление - одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Россия вступила в Болонский процесс и теперь обязательным условием аккредитации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.
3. Студенческое самоуправление - есть одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
Признаки студенческого самоуправления
Системность - совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.
Автономность - относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основ-
ных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.
Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий.
Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.
Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. Каждый КССУ (комитет студенческого самоуправления) действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально.
Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у КССУ, включённость непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.
Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, со-
относить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей. Независимость - финансовая и юридическая независимость КССУ от администрации вуза.
Участие в управлении вузом - участие в работе ученого совета вуза.
Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент - выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления»[3, с.45]. Важную роль в формировании педагогических и психологических подходов к решению задачи подготовки организаторов студенческого коллектива сыграли работы A.C. Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого в области организации ученического коллектива и педагогического руководства им. Современные исследователи предложили ряд оригинальных концепций психологических основ развития школьного и студенческого самоуправления (В.М. Коротов, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский,
A.C. Чернышев, и др.) и подготовки актива (А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков и др.), которые позволили успешно решать широкий спектр научно-практических задач: диагностики, прогнозирования и развития организаторских способностей личности, воспитания и обучения организаторов, педагогического стимулирования лидерства в молодежной среде. Практически все известные педагоги ставили перед самоуправлением задачу подготовки учащихся к общественной деятельности.
В ряде исследований специально анализировались вопросы воспитания студенческой, главным образом, вузовской молодежи (Н.Ф. Головатский,
B.Т. Дмитриев, Л.Н. Лесохина, В.Т. Лисовский, Т.В. Шадрин и др.). Специальному изучению организованности как качеству личности посвятили свои работы П.Г. Бугаков, В.А. Морозова, В.П. Ручкина, B.C. Селиванов и др. Исследо-
ватели считают, что организованность предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов: целенаправленности, планомерности, точности и систематичности деятельности.
Особый смысл в понимании организаторской деятельности имеет лидерство. Этот феномен в последние годы особенно интенсивно обсуждается в связи с проблемой подготовки менеджеров, а также активизировавшейся разработкой проблематики выдвижения и подготовки политических деятелей. Несмотря на имеющиеся исследования в области подготовки студенческого актива, в педагогической литературе не уделяется достаточного внимания вопросам разработки технологии управления развитием личностных качеств организатора, системы критериев, показателей и диагностических средств, позволяющих отслеживать и совершенствовать личностное развитие студентов в ходе деятельности по реализации идей студенческого самоуправления. Проблема формирования социальной активности личности в наше время наполняется особым, качественным смыслом. Во-первых, обновленной России нужны люди с новым типом мышления, способные принимать решения и брать на себя ответственность за их исполнение, во-вторых, страну необходимо «насытить» профессионалами, способными качественно реализовывать свою профессиональную деятельность в любой сфере деятельности. Согласно приоритетам государственной молодежной политики и модернизации образования, развитие системы студенческого самоуправления является особенно актуальной задачей на современном этапе развития Российского общества, характеризующегося переходом к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
На наш взгляд, участие студентов в работе студенческого самоуправления позволяет наиболее интенсивно и профессионально развивать социально значимые качества личности (социальное лидерство, патриотизм, коммуникационные умения и навыки, управленческую компетентность).
« Именно в организации вузовского самоуправления студент оказывается в условиях, максимально приближенных к реальной управленческой практике, к
деятельности творческой, инновационной, моделирующей в основных чертах деятельность по реорганизации и преобразованию учебно-воспитательного процесса, всей социальной среды в собственном вузе»[1, с.2]. Одна из базовых компетентностей современного специалиста - управленческая, т.е. выпускник вуза должен легко ориентироваться в системе управления организацией, в которую он пришел работать, быть активным субъектом управления, принимать и реализовывать управленческие решения. Такой опыт управленческой деятельности он может получить только непосредственно принимая активное участие в студенческом самоуправлении, т.к. студенческий возраст является наиболее сенситивным в развитии лидерских качеств личности. Механизмы развития социально значимых качеств личности через систему студенческого самоуправления, представляются нам в следующих ракурсах: во-первых, это информационно-разъяснительная работа по активизации студентов во вступление в КССУ (комитет студенческого самоуправления); во-вторых помощь и адаптация новичков в системе работы органов студенческого самоуправления; в-третьих, активная поддержка всех структур вузовского менеджмента в реализации задач КССУ. Для реализации поставленных задач нами было проведено эмпирическое исследование в Астраханском государственном университете на факультете педагогики и социальной работы по выявлению уровня информированности студентов 2-го и 3-го курсов о деятельности КССУ.
В результате проведенного анкетирования, нами были получены следующие результаты: 24% опрошенных ответили, что знают о такой структуре и хотели бы стать ее активными участниками; 58% опрошенных ответили, что не имеют о деятельности студенческого самоуправления достаточной информации и хотели узнать подробнее направления и цели работы КССУ; 18% опрошенных не выявили интереса к данному виду студенческой деятельности. Особое значение в структуре студенческого самоуправления играет профсоюзная организация. В настоящее время нами ведется работа по созданию профсоюзной организации студентов в АТУ, способной быстро реагировать на насущные проблемы студенческого социума, оказывать постоянную и своевременную по-
мощь нуждающимся студентам. За создание такой организации проголосовало абсолютное большинство учащихся младших и средних курсов(89%).
Библиографический список
1. Ежукова, И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: автореф. Дисс...канд.пед.наук/Ежукова И.Ф., Москва, 2009. -22с.
2. Костюченко, А.А. Синергетический подход в системе школьного самоуправления// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. Т.2,№10. С.63-65.
3. Малахова, Т.Ю. Самоорганизация студенческого сообщества как основа воспитательного процесса в вузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб. -2004. -24 с.
4. Михайличенко, Т.Ю. Организация студенческого самоуправления в вузе. М., 2004.
5. Муртазин, Р.А.Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления: автореф. Дисс...канд.пед.наук/Муртазин Р.А., Челябинск. -2011,- 27 с. Литература
6. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. Пособие для студентов вузов/ И.И.Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2008. -264 с.
Bibliography
1. Ezhukova, I F. Higher Pedagogical School Students’ Training For professional Activity: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped. / I.F. Ezhukova. - Moscow, 2009. -22 p.
2. Kostyuchenko, A. A. Synergetic Approach in the System of School Government // Bulletin of Voronezh State Technical University. - 2006. - Vol.2. - № 10. - P.63-65.
3. Malakhova, T.Yu. Self-Organization of the Students’ Community As a Basis of Educational Process in University: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped. - St. Petersburg, 2004. - 24 p.
4. Mikhaylichenko, T.Yu. Students’ Self-Government Organization in University. - М., 2004.
5. Murtazin, R.A. University Students’ Axiological Potential Development in the System of the Students’ Self-Government: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped. / R.A. Murtazin. - Chelyabinsk, 2011. -27 p.
6. Rozhkov, M.I. Pedagogical Support of Work with Young people. Youthgogics: Textbook for Higher School Students / M.I. Rozhkov. - М.: VLADOS, 2008. -264 p.
УДК 159.9 ББК 88.8
Громова Чулпан Раесовна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра педагогики и методики начального образования Казанский (приволжский) федеральный университет
г. Казань Gromova Chulpan Raesovna Candidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Pedagogy and Methodology of Primary Education Kazan (Volga Region) Federal University Kazan
Развитие познавательной активности младших школьников с трудностями обучения в контексте ФГОС
Cognitive Activity Development of Junior Schoolchildren with Difficulties in Learning in the Context of Federal State Educational Standard
В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования развития познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, связанной с низкой интеллектуальной готовности к школе. Была проведена проверка эффективности организации специальных познавательнообучающих занятий и использования занимательного материала, стимулирующего интеллектуальную активность при обучении грамоте детей.
This article describes the results of a pilot study of cognitive activity of junior schoolchildren with learning difficulties, connected with low intellectual readiness for school.
The effectiveness of special training classes’ organization has been carried out, as well as the informative and amusing materials stimulating children’s intellectual activity while teaching literacy.
Ключевые слова: младший школьник с трудностями в обучении, познавательная активность, интерес, готовность к школе.
Key words: junior schoolchildren with learning difficulties, cognitive activity, interest, readiness for school.
Согласно новым Федеральным государственным стандартам на начальной
ступени образования одним из критериев формирования адекватной учебной мотивации является «выраженная устойчивой учебно-познавательная мотивации учения», «устойчивый учебно-познавательный интереса к новым общим способам решения задач». Старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Л.И. Божович, 1968). Решающую роль для формирования мотивационной готовности к