Научная статья на тему 'История изучения познавательной активности в 60-80-е гг. Xx века'

История изучения познавательной активности в 60-80-е гг. Xx века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2916
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Владислав Юрьевич

Главная задача российской образовательной политики обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование базовой культуры современной личности, развитие интеллектуальных способностей школьников, творческой индивидуальности, творческого мышления является одной из актуальных задач современного образования. Большое значение в этой связи приобретает формирование познавательных интересов современных учеников. Как известно, познавательные интересы играют роль ценного мотива деятельности в становлении личности. Постепенно в ходе развития познавательные интересы становятся ее устойчивой чертой. Познавательный интерес связан не только с приобретением знаний, но и охватывает всю сферу деятельности человека, тесно связан с его жизненными установками. В процессе получения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность. Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности одна из актуальных проблем педагогики, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, даже философы, со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. На протяжении второй половины ХХ века проблема формирования познавательной активности учащихся занимала одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях ученых. Перед современным образованием стоит общая задача формирования всесторонне развитой личности, способной не только к усвоению системы знаний, но и к творческой переработке этих знаний, а также к самостоятельному поиску новых способов добывания знаний и их применения в нестандартных жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE STUDY OF COGNITIVE ACTIVITY In the 60-80th of the XXth century

The main task of the Russian educational policy is ensuring modern quality of education based on the preservation of its fundamental nature and in line with current and future needs of the individual, society and state. Forming the base of contemporary cultural identity, the development of intellectual abilities of students, creative personality, creative thinking is one of the urgent tasks of modern education. In this regard, the formation of cognitive interests of today's students is of great importance. As you know, cognitive interests act as a valuable motive activity in the formation of personality. In the course of development, cognitive interests are gradually becoming its stable feature. Cognitive interest is linked not only to the acquisition of knowledge, but also covers the entire sphere of human activity, it is closely related to its vital installations. In the process of acquiring knowledge and skills, cognitive activity of students plays an important role. Development of informative activity, ways and methods of activization of educational activity one of the most urgent problems of pedagogy, since the formation of the activity in the learning process is a determining factor in the self-determination, self-realization. Psychologists, teachers, even philosophers refer to this problem. Over time, it has been designated as the central pedagogical problem. During the second half of the twentieth century, the problem of formation of informative activity of students occupied a central place in psychological and educational research of scientists. The overall objective is set before the modern education: the task of forming a fully developed personality not only capable of gaining the system of knowledge, but also to the creative processing of this knowledge, as well as to the independent search for new ways of obtaining knowledge and its application in non-standard situations.

Текст научной работы на тему «История изучения познавательной активности в 60-80-е гг. Xx века»

УДК 159.923

В. Ю. Смирнов Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В 60-80-Е ГГ. XX ВЕКА

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование базовой культуры современной личности, развитие интеллектуальных способностей школьников, творческой индивидуальности, творческого мышления является одной из актуальных задач современного образования. Большое значение в этой связи приобретает формирование познавательных интересов современных учеников. Как известно, познавательные интересы играют роль ценного мотива деятельности в становлении личности. Постепенно в ходе развития познавательные интересы становятся ее устойчивой чертой. Познавательный интерес связан не только с приобретением знаний, но и охватывает всю сферу деятельности человека, тесно связан с его жизненными установками. В процессе получения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность. Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности - одна из актуальных проблем педагогики, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, даже философы, со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. На протяжении второй половины ХХ века проблема формирования познавательной активности учащихся занимала одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях ученых. Перед современным образованием стоит общая задача формирования всесторонне развитой личности, способной не только к усвоению системы знаний, но и к творческой переработке этих знаний, а также к самостоятельному поиску новых способов добывания знаний и их применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: познавательная активность, активизация обучения.

Активизация обучения, по мнению М. И. Скат-кина, способствует «формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой» [9, с. 4-5].

Т. И. Шамова считала, что активизация учения - это «условие развития не только умственных возможностей ученика, но и личности в целом» [11, с. 44]. Как видим, ученые делали акцент на активизации учения как одном из основных средств формирования познавательной активности младших школьников.

По мнению Л. П. Аристовой, активность в обучении - это «преобразовательное отношение субъекта к объекту, проявляемое в системе опо-средований одного другим» [2, с. 31-32].

Ряд ученых рассматривают познавательную активность как характеристику действий ученика; другие - как черту личности; третьи - как производное явление методов обучения. Под познавательной активностью ученые понимают также и способность человека влиять и изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями и взглядами.

Так, Г. М. Муртазин сущность познавательной активности связывает с управлением учебным процессом [5, с. 48].

М. А. Данилов рассматривает познавательную активность как «живую энергичную деятельность, направленную на выполнение полученного задания» [4, с. 34].

Исследуя познавательную активность как психолого-педагогическую проблему, ученые выявили прямую зависимость познавательной активности учащегося от напряжения внимания и воображения; наличия умений анализировать

© Смирнов В. Ю., 2017

и синтезировать материал; способности предполагать, сомневаться, проверять, доказывать.

Так, Г. И. Щукина познавательную активность рассматривает как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе [13, с. 116].

По мнению Т. И. Шамовой, «активность в учении - не просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности» [11, с. 54].

Е. С. Красножонова [13] систематизировала исследования ученых и педагогов 60-80-х годов ХХ века по проблеме формирования познавательной активности младших школьников.

В плане нашего исследования предоставляют научный интерес работы Г. А. Цукерман, О. В. Щел-куновой, М. П. Осиповой, О. В. Шурпан, А. В. Пи-щовой, посвященные проблеме формирования познавательной активности учащихся.

Так, Г. А. Цукерман, рассматривая учебную задачу как основную единицу учебной деятельности, акцентировала внимание на том, что при решении учебной задачи учащиеся всегда проявляют поисковую активность, для которой «характерен перебор разных способов и средств действия, сопровождающийся постоянным мониторингом каждого шага и анализом причин удач и неудач».

О. В. Шурпан, исследуя процесс формирования познавательной активности младших школьников путем использования заданий творческого характера на уроках литературного чтения, определяла познавательную активность как «энергичное сознательное, волевое, целеустремленное напряжение умственных сил ученика, направленное на удовлетворение его потребностей по овладению знаниями, умениями и навыками» [12, с. 10].

Таким образом, мы можем констатировать разброс психолого-педагогических мнений о том, что считать познавательной активностью человека в процессе учебной и иной деятельности. Но размышления ученых, их концептуальные выводы о сущности «познавательной активности» позволяют распределить их по нескольким областям и выделить несколько подходов к рассматриваемой проблеме.

Так, одна группа ученых в своих рассуждениях приходит к выводу, что познавательная активность - это деятельность человека, причем деятельность активная. Другие ученые толкуют познавательную деятельность как черту личности. Третьи авторы, справедливо, на наш взгляд, сводят деятельность и черту личности в диалектиче-

ское единство, что в достаточно полной мере раскрывает сущность познавательной активности. В итоге, сущностная сторона познавательной активности всключает в себя следующие элементы: деятельность, направленная к цели; средство достижения цели; результат достижения цели. При этом сущность деятельности - стремление достигнуть результата, стремление глубоко познать, изучить предмет, явление.

В рассматриваемом диалектическом единстве следует различать понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность».

По мнению З. А. Абасова, под познавательной активностью следует понимать «психическое состояние познающего субъекта». Это особое состояние является, с точки зрения психологии, личностным образованием, которое выражает «отношение к процессу познания» [1, с. 41]. Именно как свойство личности «познавательная активность» формируется в деятельности и проявляется в ней, поэтому познавательная активность не есть познавательная деятельность, ибо одно — это черта свойство личности, а второе -процесс. Кажущиеся совпадения надо вопринимать как частичное совпадение.

Чтобы глубже понять сущность познавательной активности, надо осмыслить ее структуру. Этот вопрос - о структуре - является важным потому, что знание структуры познавательной активности позволяет ведущему учебного процесса выделить и сформировать эффективные средства по управлению процессом формирования познавательной активности у учащихся. Обратимся снова к мнениям ученых.

Так, Т. И. Шамова структурной единицей познавательной активности считает познавательное действие; в ее изложении указанное действие -это «осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, это всегда решение познавательной задачи» [11, с. 25]. Исследуя этот акт, ученый выделила существенные компоненты познавательной активности: 1) мотивационный, 2) содержательно-операционный, включая процессуальный, 3) эмоциональный [11, с. 70].

Познавательные и социальные мотивы составляют содержание мотивационного компонента. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, социальные мотивы связаны с коммуникативными умениями.

Содержательный компонент иллюстрируется не только наличием у учащегося необходимых знаний, но и степенью овладения учащимся.

При этом учащийся демонстрирует наличие/отсутствие процессуального компонента как способа деятельности и умения применить его в реальной жизненной ситуации.

Эмоциональный компонент демонстрирует окружающим наличие у учащегося доброжелательной и заинтересованной атмосферы в процессе освоения учебной деятельности.

Разумеется, все рассмотренные компоненты взаимозависимы и тем самым взаимосвязаны друг с другом. Когда они реализуются в комплексе, решаются важнейшие задачи по формированию познавательной активности: учащийся овладевает универсальными способами действий, развивает навыки и умения познавательной деятельности, формирует познавательные мотивы, создает в образовательном процессе положительно-эмоциональную среду.

Безусловно, отсутствие какого-либо компонента затруднит формирование познавательной активности учащихся начальной школы.

Можно сделать предварительный вывод, что «познавательная активность» - это мыследеятель-ное состояние учащегося, которое способствует овладению им универсальными способами действий и влияет на формирование творческих качеств личности.

Дидактические исследования о познавательной активности поднимают вопрос об уровнях, критериях и показателях познавательной активности учащихся.

У И. Т. Огородникова находим определение понятия «уровень познавательной активности»: «ступень восхождения учащихся к научному, техническому и художественному творчеству». Чтобы взойти на эту ступень, учащемуся «необходимо пройти ряд этапов в овладении научными знаниями и методами познавательной и практической деятельности» [6, с. 79].

Вопрос о классификации уровней познавательной активности в психолого-педагогической литературе считается дискуссионным. Не сформировано единого, общепринятого подхода к данной классификации. Чтобы определить наиболее оптимальные уровни познавательной активности, мы провели анализ психолого-педагогической литературы и дидактических исследований, в которых рассматривалось это понятие.

И. Т. Огородников выделил два основных уровня познавательной активности: воспроизводящая и творческая активность [6, с. 65], при этом воспроизводящий уровень отражает круг знаний и сложившиеся методы изучения материала,

а творческий уровень ведет к расширению и углублению знаний с применением более совершенных методов изучения материала.

И. И. Родак уточнил объяснения И. Т. Огород-никова. Воспроизводящая активность, по мнению ученого, воспринимает, понимает и сохраняет в памяти знания и практически применяет умения. Но творческая активность решает задачи по проблемным ситуациям, которые требуют не только понимания и вопроизведения, но и исследования и решения [8, с. 70]. Обе активности взаимно дополняют друг друга: «Знания, умения и навыки, приобретаемые школьниками в процессе усвоения программного материала, питают его творческую активность; в то же время творческая деятельность способствует более вдумчивому, сознательному и глубокому усвоению учебного материала» [8, с. 72].

Дидактические исследования и психолого-педагогическая практика показали, что для диагностики сформированности познавательной активности у учащихся этих двух уровней недостаточно. И, как правило, процент учащихся с ярко выраженными показателями репродуктивного или продуктивного уровней активности достаточно низкий.

В большинстве случаев у учащихся присутствует промежуточный уровень познавательной активности, характеризующийся наличием показателей того и другого уровня. Творческая познавательная активность является высшей формой активности, характерной для более поздних стадий формирования личности учащегося.

Данное предположение нашло подтверждение в исследованиях Т. И. Шамовой, отмечающей, что в практической деятельности невозможно разделить уровень репродуктивной и творческой активности. «Целесообразно говорить лишь о доминировании того или иного уровня активности. Однако для теоретического анализа целесообразно эти уровни рассматривать изолированно» [11, с. 51].

Аналогично Т. И. Шамовой три уровня познавательной активности выделяли Г. И. Щукина [13, с. 27] и М. И. Лисина [13]: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, творческий. Д. Б. Богоявленская [4] определяла уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта (репродуктивный, эвристический, креативный).

Наиболее развернутую характеристику уровней познавательной активности произвела Т. И. Ша-мова, которая разграничила воспроизводящую,

интерпретирующую и творческую познавательную активность.

Воспроизводящий уровень познавательной активности характеризуется автором как стремление понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом применения знаний по образцу.

Интерпретирующий уровень познавательной активности характеризуется стремлением ученика к осмысленному изучению материала, проникновением в сущность явлений, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческий уровень познавательной активности характеризуется интересом и стремлением не только глубоко проникнуть в сущность явлений, но и найти для этой цели новый способ действия [11, с. 52-54].

Уровень творческой активности наиболее высокий. Данный уровень предоставляет большие возможности для развития всех потенциальных способностей и возможностей учащихся. Показателями творческой активности являются: оригинальность мышления, отход от шаблонов, критичность по отношению к себе и другим.

Переход учащегося на уровень творческой активности - свидетельство значительного скачка в развитии личности, а «наличие у индивида творческих возможностей поднимает его на личностный уровень» [3, с. 149]. Высшим уровнем проявления познавательной активности является внутренняя потребность в решении учебных и познавательных задач.

Определение уровней познавательной активности зависит от того, какие критерии взяты за основу для каждого из них.

Так, Г. И. Щукина считала, что познавательная активность характеризуется поисковой направленностью в учении, интересом и эмоциональным подъемом [13, с. 116].

В публикациях других исследователей встречается иной перечень критериев. Однако «опыт и наблюдения, - полагает З. А. Абасов, - говорят о том, что ряд из них трудно поддается измерению, например, направленность и устойчивость, умственное напряжение» [1, с. 42]. Данные критерии трудно фиксировать, поскольку нет каких-либо количественных и качественных признаков его проявления, поэтому в систему критериев активности учения должны быть включены те признаки, которые с достаточной полнотой могут демонстрировать реальный уровень сформиро-ванности познавательной активности учащихся и легко и быстро фиксироваться учителем.

Так, З. А. Абасов выделял следующие критерии и показатели познавательной активности.

Количество и качество выполнения домашних заданий (задания выполняются всегда, иногда, никогда, количественная характеристика); 5, 4, 3, 2 (качество выполнения заданий).

Сформированность познавательного интереса (вопросы учащихся учителю, их характер и направленность, степень участия в обсуждаемых на уроках проблемах, полнота ответов, ход рассуждений, ссылка на различные источники, самостоятельность суждений, отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т. д.).

Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют приемами полностью, частично, не владеют), об их сформированности можно судить по устным ответам и письменным работам.

Место ученика в группе, созданной по уровню подготовленности к обучению (слабая, средняя, сильная). В течение года в зависимости от учебных успехов (или неудач) учащиеся перемещаются из одной группы в другую.

Количество используемых источников при выполнении домашних заданий (упоминание в устном рассказе или ссылка в письменной работе на источники) [1, с. 43].

Однако ученый акцентирует внимание на том, что стимулирование познавательной активности учащихся требует не только поисковых средств и способов, но и надежной системы измерения ее сформированности, так как это позволяет планировать и более эффективно управлять процессом учения школьников.

Вопросом определения критериев познавательной активности занимался и И. Ф. Харламов, исследователь выделял стремление к учению, умственное напряжение и волевые усилия [10, с. 31]. Работа М. П. Осиповой используются следующие критерии: отношение к учению; качество знаний; особенности протекания учебной деятельности; особенности осуществления познавательной деятельности [10, с. 2].

А. В. Пищова к критериям познавательной активности относила следующее: освоение программного материала по учебным предметам; сформи-рованность саморегуляции поведения; мотивация учения [7, с. 42].

Критерии познавательной активности должны отвечать ряду требований: 1) согласовываться с общими критериями эффективности образовательного процесса; 2) органически входить в образовательный процесс; 3) быть удобными

в использовании и отражать особенности процесса обучения на основе реализации проектных задач.

Источниками познавательной активности, по мнению Г. И. Щукиной, могут быть: содержание учебного материала, учебная деятельность, резервы личности ученика и учителя. Формами проявления познавательной активности являются: активная мыслительная деятельность учащихся, положительная эмоциональная обстановка на занятии [13].

Конечный результат усилий педагога заключается в переводе учащегося на более высокий уровень познавательной активности, т. е. формирование познавательной творческой самостоятельности учащихся, «способности самим устанавливать рациональные новые (для них) пути овладения знаниями» [13, с. 80].

Одной из важнейших целей современной школы является «... развитие познавательных сил учащихся в процессе формирования системы знаний по основным наукам. Она вызвана природой социума, ускоренным темпом развития, требующим от подрастающего поколения как глубоких и прочных знаний, так и высокого уровня развития познавательной самостоятельности».

Именно поэтому в образовательном процессе начальной школы необходимо использовать эффективные средства по формированию познавательной активности учащихся. Таким средством, на наш взгляд, является задачный подход.

_Ш_

1. Абасов З. А. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 40-43.

2. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. 139 с.

3. Берцфаи Л. В. Актуальные проблемы теории учебной деятельности // Теоретические проблемы развивающего образования: сборник статей / науч. ред. Т. М. Савельева. Минск: ПКООО «Полибиг», 2002. С. 147-151.

4. Данилов М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73-95.

5. Муртазин Г. М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972. 567 с.

6. Огородников Т. И. Содержание и методика исследования воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении // Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР: сб. статей / под ред.: И. Т. Огородникова, Э. Дрефенштедта. М.: Педагогика, 2014. С. 63-84.

7. Пищова, А. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2012. 197 с.

8. Родак И. И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе // Советская педагогика. 1959. № 4. С. 69-77.

9. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности в обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. 48 с.

10. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975. 205 с.

11. Шамова Т. И. Проблемность - стимул познавательной активности // Народное образование. 1966. № 3. С. 32-37.

12. Шурпан О. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения (на материале уроков чтения): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1984. 18 с.

13. Щукина Г. А. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.

Статья поступила в редакцию 26.10.2016 г.

Для цитирования: Смирнов В. Ю. История изучения познавательной активности в 60-80-е гг. XX в. // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 35-40.

Об авторе

Смирнов Владислав Юрьевич, аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, razortheone@yandex.ru

V. Yu. Smirnov Mari State University, Yoshkar-Ola

HISTORY OF THE STUDY OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE 60-80TH OF THE XXTH CENTURY

The main task of the Russian educational policy is ensuring modern quality of education based on the preservation of its fundamental nature and in line with current and future needs of the individual, society and state. Forming the base of contemporary cultural identity, the development of intellectual

abilities of students, creative personality, creative thinking is one of the urgent tasks of modern education. In this regard, the formation of cognitive interests of today's students is of great importance. As you know, cognitive interests act as a valuable motive activity in the formation of personality. In the course of development, cognitive interests are gradually becoming its stable feature. Cognitive interest is linked not only to the acquisition of knowledge, but also covers the entire sphere of human activity, it is closely related to its vital installations. In the process of acquiring knowledge and skills, cognitive activity of students plays an important role. Development of informative activity, ways and methods of activization of educational activity - one of the most urgent problems of pedagogy, since the formation of the activity in the learning process is a determining factor in the self-determination, self-realization. Psychologists, teachers, even philosophers refer to this problem. Over time, it has been designated as the central pedagogical problem. During the second half of the twentieth century, the problem of formation of informative activity of students occupied a central place in psychological and educational research of scientists. The overall objective is set before the modern education: the task of forming a fully developed personality not only capable of gaining the system of knowledge, but also to the creative processing of this knowledge, as well as to the independent search for new ways of obtaining knowledge and its application in non-standard situations.

Keywords: cognitive activity, intensify learning.

_m_

1. Abasov Z. A. Poznavatel'naya aktivnost' shkol'nikov [Informative activity of school students], Sovetskaya pedagogika = Soviet pedagogics, 1989, no. 7, pp. 40-43.

2. Aristova L. P. Aktivnost' ucheniya shkol'nika [Activity of the doctrine of the school student], Moscow: Prosveshchenie, 1968, 139 p.

3. Bertsfai L. V. Aktual'nye problemy teorii uchebnoi deya-tel'nosti [Urgent problems of the theory of educational activity], Teoreticheskie problemy razvivayushchego obrazovaniya: sbornik statei = Theoretical problems of the developing education: collection of articles, in T. M. Savel'eva (ed.), Minsk: PKOOO «Polibig», 2002, pp. 147-151.

4. Danilov M. A. Strukturno-sistemnye issledovaniya pedago-gicheskikh yavlenii i protsessov [Structural and system researches of the pedagogical phenomena and processes], Sovetskaya pedagogika = Soviet pedagogics, 1971, no. 1, pp. 73-95.

5. Murtazin G. M. O nekotorykh sposobakh aktivizatsii po-znavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya [Some ways to stimulate cognitive activity of pupils], Ufa, 1972, 567 p.

6. Ogorodnikov T. I. Soderzhanie i metodika issledovaniya vosproizvodyashchei i tvorcheskoi poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya v obuchenii [Contents and technique of a research of the reproducing and creative cognitive activity of pupils in training], Opyt didakticheskikh issled. v SSSR i GDR: sbornik statei = Experience of didactic researches in the USSR and GDR, in I. T. Ogorodnikova, E. Drefenshtedta (ed.), M.: Pedagogika, 2014, pp. 63-84.

7. Pishchova A. V. Formirovanie poznavatel'noi aktivnosti mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya russkomu yazyku [Formation of informative activity of younger school students in the course of training in Russian]: dis.... kand. ped. nauk, Minsk, 2012, 197 p.

8. Rodak I. I. Sushchnost' tvorcheskoi aktivnosti uchashchikh-sya v uchebnom protsesse [Essence of creative activity of pupils in educational process], Sovetskaya pedagogika = Soviet pedagogics, 1959, no. 4, pp. 69-77.

9. Skatkin M. N. Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti v obuchenii [Activization of cognitive activity in training], M.: Izd-vo APN RSFSR, 1965, 48 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kharlamov I. F. Kak aktivizirovat' uchenie shkol'nikov [How to make active the doctrine of school students], Minsk: Narodnaya asveta, 1975, 205 p.

11. Shamova T. I. Problemnost' - stimul poznavatel'noi aktivno-sti [Problematical character - an incentive of informative activity], Narodnoe obrazovanie National education, 1966, no. 3, pp. 32-37.

12. Shurpan O. V. Formirovanie poznavatel'noi aktivnosti mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya (na materiale urokov chteniya) [Formation of informative activity of younger school students in the course of training (on material of lessons of reading)]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Minsk, 1984, 18 p.

13. Shchukina G. A. Problema poznavatel'nogo interesa v peda-gogike [Problem of cognitive interest in pedagogics], Moscow: Pedagogika, 1971, 351 p.

Submitted 26.10.2016.

Citation for an article: Smimov V. Y. History of the study of cognitive activity in the 60-80th of the XXth century. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 35-40.

About the autor

Smirnov Vladislav Ju., postgraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

razortheone@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.