Внедрение средств информационных технологий позволяет решить такие актуальные для методики обучения иностранным языкам проблемы как: проблему контроля, индивидуализации и комфортности обучения иностранным языкам, нелинейной подачи информации, учёта разных типов восприятия при обучении иностранным языкам, отсутствия языковой среды. Использование средств информационных технологий позволяет обеспечить изучение иностранного языка в индивидуальном темпе, повысить самостоятельность и ответственность студента, выстроить
Библиографический список
обучение иностранным языкам в соответствии с интересами и целями каждого студента, ввести в обучение иностранным языкам межкультурный компонент [5, с. 129].
Итак, применение заданий, разработанных на основе инструментальной программы-оболочки «HotPotatoes» повышает мотивацию студентов к изучению языка, позволяет преподавателю индивидуализировать работу со студентами, а также использовать эти задания для контроля знаний, тренировки и обучения.
1. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании иностранного языка. Новосибирск, 2008.
2. Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка. Новосибирск, 2005.
3. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Москва, 2009.
4. Доржу Н.С., Оюн Ю.Д. Электронный практикум для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» по теме «Education». Кызыл: Издательство ТувГУ, 2015.
5. Хакимова А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Альманах современной науки и образования. 2012; 1 (56): 129.
References
1. Bovtenko M.A. Informacionno-kommunikativnye tehnologii vprepodavaniiinostrannogo yazyka. Novosibirsk, 2008.
2. Bovtenko M.A. Professional'naya informacionno-kommunikacionnaya kompetenciya prepodavatelya inostrannogo yazyka. Novosibirsk, 2005.
3. Titova S.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii vgumanitarnom obrazovanii: teoriya ipraktika. Moskva, 2009.
4. Dorzhu N.S., Oyun Yu.D. 'Elektronnyj praktikum dlya studentov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» po teme «Education». Kyzyl: Izdatel'stvo TuvGU, 2015.
5. Hakimova A.A. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2012; 1 (56): 129.
Статья поступила в редакцию 04.05.16
УДК: 373.5.03:51
Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary Education, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Bugaevа A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Skriabina A.G., senior teacher, Department of Teaching Methods of Mathematics, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY. The objective of the article is a review of scientific literature on the subject of formation of independent cognitive activity, especially in the course of teaching mathematics to humanity students. The concepts of "activity", "independence", "cognitive activity" are clarified in terms of Russian philosophers, psychologists and educators. The paper gives subject requirements on federal state educational standards of the secondary (complete) general education. The article describes the work of math scientists and educators, who have studied the problem of teaching mathematics to students of humanities. Research on the formation of independent cognitive activity of humanity students using various forms and methods of teaching mathematics is described. Conclusions on formation of independent cognitive activity among students are formulated on the basis of scientific and educational literature. The author present results of experimental work on the use of the identified approaches to the formation of independent cognitive activity of students, who major in humanities. It is shown that the organization of independent cognitive activity of the students in teaching mathematics confirms the reliability, effectiveness and impact of research.
Key words: activity, cognitive activity, independence, federal state educational standard.
А.В. Иванова, д-р пед. наук, проф. каф. начального образования, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.Г. Скрябина, ст. преп. каф. методики преподавания математики, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью статьи является обзор научной литературы формирования самостоятельной познавательной деятельности, в частности при обучении математике учащихся-гуманитариев. Уточнены понятия «активность», «самостоятельность», «познавательная активность», «деятельность» и «познавательная деятельность» с точки зрения отечественных философов, психологов и педагогов. Приведены предметные требования по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В статье рассмотрены работы ученых-педагогов математиков, исследовавших проблему обучения математике учащихся гуманитарных классов. Описаны исследования по формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся гуманитарных классов с помощью разных форм и методов обучения математике. На основе изучения научно-педагогической литературы сформулированы выводы по формированию самостоятельной познавательной деятельности у учащихся-гуманитариев. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации выявленных подходов к формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев. Показано, что организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев классов при обучении математике подтверждает достоверность, действенность и результативность проведенной работы.
Ключевые слова: активность, деятельность, познавательная активность, познавательная деятельность, самостоятельность, федеральный государственный образовательный стандарт.
Активность человека наиболее ёмко выражается в понятии «деятельность», в котором особое внимание отводится её направленности на определённый вид деятельности и способах удовлетворения. Поэтому деятельность человека - это необходимое условие его развития, где основными видами деятельности человека является его физический и умственный труд.
Итак, «деятельность» понятие широкое и многогранное, которое изучалось разными учеными и исследователями.
В нашей стране проблема деятельности рассматривалась в философии В.И. Купцовой, А.П. Огурцовым, Э.Г. Юдиным, М.С. Каган и других.
В психологии теория деятельности изучалась такими учёными как Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шардаков, В.В. Давыдов и другими.
В педагогике деятельность классифицируется как учебная, игровая, трудовая, поэтому в педагогике деятельность рассматривается как определённый вид активности.
В современной энциклопедии отмечено: «Деятельность -активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности» [1].
«Деятельность - это подлинный источник развития личности», такое определение деятельности видим в работе И.Г. Щукиной [2].
Деятельность представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд.
Познавательная деятельность занимает особое место среди многочисленных видов деятельности, осуществляемых человеком. Процесс познания осуществляется как в рамках учебного процесса, так и во внешкольной жизни учащихся. В нашей работе рассматриваемая познавательная деятельность используется только в рамках педагогической системы, в которой используется термин учебно-познавательная деятельность.
Деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения. У Г.И. Щукиной имеется такое определение познавательной деятельности: «В учебном процессе познавательная деятельность ученика - учение представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания» [2].
Такие учёные, как И.Я. Лернер, Т.И. Шамова и Н.Ф. Талызина, обращают внимание на то, что познавательная деятельность внутри каждой предметной области имеет свои особенности, которые необходимы при организации деятельности учащихся.
Познавательная деятельность проявляется в личностных характеристиках человека - его потребностях, отношениях, активности.
Таким образом, каждый компонент познавательной деятельности является источником её активизации, которая в свою очередь связана с проблемой мотивации. Мотивы учебной деятельности показывают то, ради чего человек учится, а учебная мотивация - это мотивация, которая побуждает к получению новых знаний, умений, собственному развитию и совершенствованию.
Следует выделить некоторые аспекты познавательной активности, которая влияет на улучшение качества знаний учащихся, на формирование личностных качеств и т. д.
Заметим, что активность обучаемого в обучении, как считают многие философы, с одной стороны, принадлежит к врождённым качествам личности, с другой стороны, активность должна формироваться в процессе познавательной деятельности и характеризоваться стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств школьников.
Понятие познавательной активности многогранно, о чём свидетельствует анализ работ И.А. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, А.К. Марковой и др.
В работах И.Я. Лернера активность выступает как условие самостоятельности, невозможно быть самостоятельным, не будучи активным. В работе Т.И. Шамовой, активность рассматривается как качество учебной деятельности.
В теории другого педагога Г.И. Щукиной, познавательная активность рассматривается как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче, они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности» [2].
В учениях А.К. Марковой познавательная активность описывается следующим образом: «Все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» [3].
В.А. Гусев познавательную активность считает подготовительной ступенью самостоятельности [4].
П.И. Пидкасистый отмечает что, наивысшим проявлением активности является самостоятельность.
Проблема обучения математике учащихся гуманитарных классов рассматривалась в трудах И.М. Смирновой, А.И. Азе-вич, С.В. Митрохиной, Т.А. Ширшовой, А.А. Змушко и многих других, студентов гуманитарных специальностей О.В. Засядько, И.И. Бондаренко, К.К. Исмагилова, М.Н. Дмитриева, Ням Нгок Тан и других.
В исследованиях вышеуказанных авторов обучение математике учащихся гуманитарных классов, студентов гуманитарных специальностей в основном дается с помощью наглядности, используя различные методы и формы обучения с учетом их психофизиологических особенностей, которые непосредственно тесно связаны с формированием самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет следующие требования: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности» [5].
К базовому уровню по стандарту образования относится и социально-гуманитарный профиль. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и, в большей степени, связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Нами с 2005 года проводятся исследования по формированию самостоятельной познавательной деятельности у учащихся общеобразовательных школ с 1 класса с учётом психофизиологических особенностей с ориентацией на то, что дети, относящиеся к художественному типу, т. е. с относительным преобладанием первой сигнальной системы по И.П. Павлову будут в основном учиться в гуманитарных классах. Опытно-экспериментальная работа проводится в разных школах Республики Саха (Якутия): Хамагаттинской СОШ Намского улуса, Момской СОШ Момского улуса, Бейдигинской СОШ Усть-Алданского улуса, Хатыстырской НСОШ Алданского улуса с охватом учащихся 1 классов в экспериментальных группах 122 ученика, а в контрольных - 123 ученика. Наблюдение за данным контингентом ведётся одиннадцатый год. К началу 5 класса в экспериментальных классах остались 121 ученик, а в контрольных - 120 учеников. К началу 11 класса - 119 учеников, в экспериментальных классах, а в контрольных классах - 117.
В летнее время и каникулярные дни организуем образовательные лагеря для учащихся, где обучение ведётся в группах, отрядах, сформированных с учетом возрастных особенностей, интересов и потенциальных способностей. Предметные дисциплины обучения составляют 3 блока: начальное (1 - 4 классы); основное (5 - 9 классы); профильное обучение (10 - 11 классы) обучение. Приведём основные виды работ, которые мы используем для формирования самостоятельной познавательной деятельности на занятиях по математике: решение региональ-
ных задач прикладного характера; решение исторических задач; сообщения о вкладах ученых-математиков; проведение интегрированных занятий (математика-история; математика-география; математика-обществознание; математика-музыка и т. д.); использование современных образовательных технологий таких как: case-технологии, проектная деятельность, проблемное обучение, модульное обучение и др.; проведение дискуссий, бесед и т. д.; проведение рефлексии с группами, каждая группа выпускает мини-стенгазету, где сообщаются впечатления о проведенном дне: что нового узнали по математике, истории развития и т. д., а также и по другим дисциплинам.
Как показали результаты эксперимента, у учащихся экспериментального класса возрастает чувство ответственности, сплочённости, сотрудничества, сопереживания, формируется интерес к предмету, познавательная активность, самостоятельная деятельность и т. п.
Эксперимент проводился с помощью метода единственного различия, где используется принцип подравненных групп (экспериментальная и контрольная).
Во время проведения констатирующего эксперимента были выявлены основные затруднения и типичные ошибки у учащихся-гуманитариев, которые были учтены при подборе и составлении задач, а также при разработке методики их решения и при использовании технологии проведения занятий в соответствии с теоретическими положениями нашего исследования. Для сравнения получаемых результатов эти же проверочные контрольные работы предлагались и учащимся контрольных классов. Результаты проведения контрольных работ показали значительно лучший уровень усвоения математического материала учащимися экспериментальных классов.
Обобщая данные проведённого исследования можно прийти к следующим выводам:
1. В последние 15 - 20 лет существенные изменения произошли в организации профильного обучения в старших классах средней школы. Тем не менее, качество обучения математике не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют новые ФГОС. В связи с этим наиболее актуально в процессе обучения математике целесообразно организовать раннююпрофилизацию (в нашем случае с 1 класса с учётом психофизиологических особенностей детей), что приведёт наиболее успешному формированию познавательной деятельности учащихся-гуманитариев.
2. Одна из методологических установок нашего исследования основывается на концепции Г.И. Щукиной, рассматривающей познавательную деятельность как «ценное и сложное» личностное образование школьника, которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [2].
3. Становление личности учащегося происходит в процессе его деятельности на уроках математики в диалектическом единстве индивидуального и социального. Это единство определило основной фактор, влияющий на становление личности школьника через активизацию познавательной деятельности, что послужило обоснованием для использования личностно-де-ятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса на уроках математики при обучении детей-гуманитариев.
4. Обозначены основные направления формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев: диагностика уровней сформированности познавательной активности (воспроизводящий, интерпретирующий, творческий), формирование познавательной активности уча-
Таблица 1
Обобщённые данные по школам к концу эксперимента
Образовательные учреждения контрольная группа экспериментальная группа оценки
Хатыстырская НСОШ №20, Алданский улус 13,2% 31,2% получившие «4» и «5»
69,9% 86,3% получившие положительные оценки
Хамагаттинская СОШ, Намский улус 12,1% 29,3% «4» и «5»
68,3% 87,2% получившие положительные оценки
Момская СОШ, Момский улус 9,8% 22,2% «4» и «5»
71,2% 85,4% получившие положительные оценки
Бейдигинская СОШ, Усть-Алданский улус 12,2% 25,8% «4» и «5»
70,3% 83,2% получившие положительные оценки
Результаты написания проверочных контрольных работ приведены в таблице 1. Представленные в ней данные указаны в среднем по 5 контрольным работам:
Результаты проведённого эксперимента, в частности выполнение контрольных работ, позволяют сделать вывод об эффективности предложенных концептуальных основ формирования самостоятельной познавательной деятельности у учащихся-гуманитариев.
Библиографический список
щихся гуманитариев в процессе математического образования на основе гуманистических подходов (личностно-ориентирован-ного, деятельностного), принципов (проблемности, мотивации, индивидуальности); использование активных форм и методов в процессе обучения математики, направленных на формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся-гуманитариев (технологии: case-технологии, проблемное обучение, модульное обучение и др.).
1. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. Под общей редакцией А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010.
2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебноепособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1979.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1983.
4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. Москва: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты. Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). Вестник образования России. 2012; 18.
References
1. Rapacevich E.S. Pedagogika. Sovremennaya 'enciklopediya. Pod obschej redakciej A.P. Astahova. Minsk: Sovremennaya shkola, 2010.
2. Schukina G.I. Aktivizaciyapoznavatel'nojdeyatel'nostiuchaschihsya vuchebnomprocesse:uchebnoeposobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1979.
3. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya vshkol'nom vozraste: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1983.
4. Gusev V.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obucheniya matematike. Moskva: OOO «Izdatel'stvo «Verbum-M», OOO «Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.
5. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta srednego (polnogo) obschego obrazovaniya prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 07.06.2012 № 24480). Vestnik obrazovaniya Rossii. 2012; 18.
Статья поступила в редакцию 04.05.16