ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Самостоятельная работа, признаки самостоятельной работы, гуманизация обучения, познавательный интерес, мотивация, информационные технологии.
Статья посвящена актуальной проблеме — развитию познавательного интереса студентов при помощи инновационных технологий. Основным требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать научные и общественные задачи, защищать свою точку зрения и убеждения, самообразовываться. На сегодняшний день проблема интереса студентов в процессе его обучения и воспитания остается актуальной. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации студентов на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Познавательный интерес имеет большое значение в процессе обучения. Огромную роль в повышении эффективности работы играют инновационные технологии.
E.R. Latipova
Innovative technologies as method of developing cognitive interest
IN INDIVIDUAL WORK ON FOREIGN LANGUAGE
Individual work, signs of individual work, humanization of education, cognitive interest, motivation,
information technologies.
This article focuses on the problem of the development of cognitive interest of students by means of innovative technology. The basic requirement of society to modern education is the formation of a person, who can solve scientific and social problems themselves, stand up for their view and beliefs and incline to self-education. One of the most available and practically tested ways to increase the efficiency of knowledge and to activate students in a classroom is the appropriate organization of independent academic work. Cognitive interest is very important in the process of education. A huge role in increasing the effectiveness of work belongs to innovation technologies.
Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации студентов на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Мышление студента, его познаватель-
ная самостоятельность будут развиваться наиболее успешно, если он овладеет формами и способами осуществления самостоятельной работы, которую мы рассматриваем в качестве одной из основных составляющих учебного процесса, ориентированного на активизацию познавательной деятельности студентов. Самостоятельная работа занимает исключительное место как на современном уроке, так и вне его, потому что студент приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности.
К основным признакам самостоятельной работы можно отнести следующие: умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи преподавателя и оценивать результат своей работы; систематическое осуществление самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения; наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей студентов к самостоятельной интеллектуальной деятельности; проявление самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач; включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности, самообразованию и творчеству.
На сегодняшний день проблема интереса студентов в процессе его обучения и воспитания была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение интереса к иностранному языку способствует гуманизации и продуктивности обучения.
Гуманистическая направленность обучения стала приоритетным направлением развития современного образования. Гуманизация образования предусматривает изучение тем, затрагивающих глобальные проблемы человечества на современном этапе развития, раскрывающих взаимосвязанность между нациями и народами, включающих моральные, гражданские, культурные аспекты международного воспитания, также ориентацию в стратегии образования на развитие культурно и духовно богатой личности как необходимую предпосылку всестороннего развития общества. Проблема гуманизации общества в целом и образования в частности является приоритетной в общественном сознании с середины XX столетия.
Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Впервые получили свое глубокое обоснование и воплощение идеи гуманизма, защиты чести и достоинства личности, ее всестороннего развития, гармонии личных и общественных интересов.
Познавательный интерес — одна из самых значительных областей общего феномена «интерес». С точки зрения Н.Г. Морозовой, познавательный интерес — это «особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, поверить, выяснить, усвоить» [Морозова, 1979].
Познавательный интерес имеет большое значение в процессе обучения как средство обучения, то есть средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности занимательности — сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыс-лительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Выдающиеся психологи XX века (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина и др.) исследовали и разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Они изучили познавательный интерес с позиций дидактики, психологии и методики обучения.
Научная школа Г.И. Щукиной установила его связь с ценностями личностями, с мотивами деятельности, раскрыла модификации познавательных интересов в связи с его предметным содержанием и возрастом [Щукина]. Экспериментально на разных предметах были показаны пути его формирования, выявлены возрастные и индивидуальные проявления познавательных интересов обучающихся. Коллективными усилиями было доказано, что познавательная активность и познавательная самостоятельность — это сущность познавательных интересов.
Познавательный интерес в этой системе тесно связан с проблемой деятельности и взаимосвязи различных видов деятельности в учебном процессе.
Современные технологии позволяют включить обучающегося в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития студента, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности.
Методисты подчёркивают, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может.
Помимо того что самостоятельная работа вызывает активность обучающихся, она обладает ещё одним важным достоинством — носит индивидуальный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учеб-но-познавательной мотивации.
В зависимости от содержания и формулировки заданий, а также степени участия в ней преподавателя самостоятельная работа студентов носит различный характер. Задания можно разделить на четыре группы:
1) обучающие, когда преподаватель показывает путь и характер выполнения задачи;
2) тренировочные, когда путь, показанный преподавателем, повторяется студентом по образцу;
3) поисковые — выполнение задания целиком возлагается на студентов: они самостоятельно выбирают аспект для анализа материала;
4) творческие — самостоятельный поиск, выбор, оценка и проекция информации, её трансформация с целью написания реферата, доклада на конференцию, курсовой работы.
Огромную роль в повышении эффективности работы играют инновационные технологии в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков, которые позволяют студентам получить представление о реалиях современной жизни в стране и в мире.
Термин «технология образования» возник за рубежом и был связан с надеждами на активизацию учебного процесса в связи с появившимися возможностями широкого внедрения в обучение технических средств и вычислительной техники. В нашей стране этот аспект высшего профессионального образования нашел отражение в работах В.А. Сластенина, Е.С. Полат, Г.А. Китайгородской.
Сейчас уже никого не удивляет использование термина «технология» применительно к образовательному процессу. По определению ЮНЕСКО, «педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Устанавливаются цели, проектируется процесс, наполняется определенным конкретным содержанием и контролируется качество достижения целей, выбираются методы, формы и средства, которые позволяют оптимально решить поставленные задачи.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности.
Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики [Палагутина, Серповская, 2011]. Педагогическая инновация-нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом, под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Использование новейших информационных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, позволяет применить личностно ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.
Результатом внедрения компьютерных технологий в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также с проблемным и дифференцированным обучением.
Преподаватели иностранных языков должны не только способствовать получению языковых знаний и речевых умений, но и развивать у студентов навыки самообразования. Интернет, благодаря своим ресурсам, является одним из главных инструментов для развития подобных навыков. При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности студентов, их творческий поиск.
Ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.
Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет для большинства повседневной реальностью. С каждым днем информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемым средством общения для все большего и большего количества людей.
По данным всемирного центра Интернет-статистики, около полутора миллиарда людей, т. е. каждый четвертый житель планеты, принимают участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством информационно-коммуникационных технологий на повседневной основе [1п1егпе1...].
Интернет и различное программное обеспечение помогут студенту извлекать и хранить информацию. А задания, ориентированные на ресурсы Интернет, могут научить его вести исследование, сотрудничать с другими студентами как в кабинете, так и за его пределами. Студенты могут пользоваться различными образовательными и развивающими сайтами, на которых представлены электронные словари, справочники, журналы. С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас; формировать у студентов мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора, налаживания и поддержки деловых связей и контаков со сверстниками в англоязычных странах. Поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы школьного образования, включая и языковое образование.
Современное развитие сети Интернет характеризуется появлением и широким распространением социальных сервисов и служб, направленных на общение между людьми. К видам таких социальных сервисов относятся: Твиттер, блог, вики, подкаст, закладки и т. п.
Одной из целей обучения иностранному языку, наряду с воспитанием, образованием и развитием, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Она включает в себя ряд других компетенций, к которым относятся: лингвистическая (языковая), социолингвистическая, социокультурная, учебная, дискурсивная и компенсаторная. Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся будет определяться не только умением общения на иностранном языке при личном присутствии участников общения, но и умением общаться посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет.
Однако только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантией быстрого и качественного языкового образования. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых методик обучения иностранному языку на основе учебных Интернет-ресурсов, которые направлены на комплексное формирование и развитие: аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов; коммуникативнокогнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации; коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет.
Под Интернет-технологиями в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов. Для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.
Учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Их можно получить двумя способами: линейно на бумажном носителе и разработав и разместив в сети Интернет, используя для этого специальное программное обеспечение.
Одним из самых сложных типов учебных Интернет-ресурсов является «Интернет-проект». «Интернет-проект» называют вебквест от английского слова «АУеЬди-ев!». Вебквест — это сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления.
Преподавателю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемой темой. В процессе обсуждения все участники узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении участники должны высказывать собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос.
Вебквест позволяет развить у обучающихся следующие языковые умения: осуществлять поиск информации, выделять в ключевые слова, определять тему / проблему, отделять основную информацию от второстепенной, фиксировать необходимую информацию из прочитанного, оценивать поступки и давать характеристику персонажей, фактов и событий, участвовать в беседе, брать на себя инициативу при обсуждении, запрашивать и обмениваться информацией [Сысоев, Евстегнеев, 2010].
Также одним из эффективных видов работы по развитию навыков говорения на иностранном языке и навыков выступлении перед аудиторией является презентация. Презентация представляет собой набор слайдов, организованных в определенной последовательности с использованием в компьютерной системе звука, видеоизображения, анимации, пространственного моделирования, которые предъявляют определенную информацию. Презентации выполняют различные функции: ознакомительную, закрепительную, стимулирующую и т. д.
Презентация состоит из этапа подготовки, самой презентации и обсуждения. Наиболее трудоемким является этап подготовки презентации. При подготовки необходимо учитывать ряд принципов, позволяющих обеспечить ее эффективность: единство, простота, разборчивость, последовательность, ясность и хорошее качество.
Выполнение различного рода самостоятельных работ имеет и воспитательное значение. Самостоятельная работа развивает наблюдательность, воспитывает внимание, волю и характер, умение упорно работать, добиваться поставленной цели, у студентов появляется уверенность в своих силах.
Процесс учения организуется таким образом, чтобы обучающийся ставился перед необходимостью осознанного самостоятельного завершения работы по формированию умений извлечения информации из текста и ее трансформации и был вынужден осмысливать те схемы и правила, в соответствии с которыми действовал.
Необходимо отметить ведущую роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов, который направляет познавательный процесс, анализирует самостоятельную работу студентов, формирует умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности. Все это требует от него высокого профессионализма и мастерства.
Данные методы управления домашней самостоятельной работой по иностранному языку оказывают существенное влияние на формирование личности учащегося, умеющего преодолевать трудности, самостоятельно и творчески работать и приобретать необходимые знания.
Библиографический список
1. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/
2. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 48 с.
3. Палагутина М.А., Серповская И.С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Пермь: Меркурий, 2011. Т. I. С. 156-159.
4. Педагогика / под. ред. В.А. Сластенина. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
5. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
6. Сысоев П.В., Евстегнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учеб.-метод, пособие для учит., аспир. и студ. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. 182 с.
7. Формирование познавательной активности студентов вуза. URL: http://knowledge. allbest, ru/pedagogics
8. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 200 с.
9. Щукина Г. И Педагог-ученый. URL: pedagogika-cultura. narod. ru
10. URL: Filamentality http://www. kn. pacbell. com/wired/fil/lognew. html
11. URL: Internet World Stats http://www. internetworldstats. com