рева, Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 50 с. [+прил. на CD]. -ISBN 978-5-85117-393-6.
16. Козырева, О. А. Психолого-педагогическая антропология [Текст]: учебное пособие для студентов специальности «031000 - “Педагогика и психология”» / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. - 266 с. [ + приложение на DVD], - ISBN 987-5-85117-381-3.
УДК 378
Туриева Светлана Майрановна
Старший преподаватель кафедры немецкого языка Центра языковой подготовки Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, [email protected], Владикавказ
ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Turieva Svetlana Mairanovna
Lecturer, German language département, Language Training Center, North-Ossetian State University named after К. L. Khetagurov, [email protected], Vladikavkaz
THE MEANS OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS’ ORIGINAL WORK IMPROVEMENT
Переход высшей школы на многоуровневую систему подготовки, что предполагает повышение мобильности преподавателей и студентов, возрастающий объем научной и иной информации, которую приходится усваивать вне рамок аудиторных занятий, торжество системы непрерывного образования актуализируют проблему самостоятельной работы. Это нашло отражение и в Государственных стандартах, предусматривающих увеличение удельного веса самостоятельных работ до 50 процентов учебного времени.
Сжатые сроки обучения, с одной стороны, резкое уменьшение количества часов, отводимых на аудиторные занятия, с другой, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе ставят вопрос о внедрении в образовательные структуры современных технологий. Процесс внедрения несколько задерживается не только из-за недостаточной материально-технической оснащенности учебных заведений, но в том числе и из-за слабой подготовки профессорско-преподавательского состава.
Большинство преподавателей сами имеют достаточно низкий уровень информационной компетентности, и, конечно, они не могут обеспечить качественного развития информационной культуры у молодежи в том объеме, который востребован в современном обществе.
В Европейском сообществе признанным является факт неизбежности применения современных информационных технологий в образовании. Во всех европейских государствах информационные технологии являются сегодня неотъемлемым компонентом образовательной политики.
Стремительное ускорение научно-технического прогресса приводит к возникновению новых требований к подготовке специалистов. Выпускники вузов должны ориентироваться в современных информационных технологиях, уметь использовать компьютер в своей профессиональной деятельности. Чтобы выйти на новые стандарты жизни и деятельности и получить доступ к комплексу образовательных услуг, нужно выработать принципы непрерывности и самостоятельности обучения. Именно современные информационные технологии отвечают требованиям обновленной системы образования.
Многие исследователи считают, что использование современных информационных технологий способствует усилению мотивации студентов, увеличению доли самостоятельной учебной деятельности, формированию личности обучаемого. Ученые указывают на необходимость целенаправленной подготовки личности к жизнедеятельности в информационном обществе. Студенту необходимо приобрести определенные знания, навыки и умения для успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать их соответственно современным информационным технологиям.
При использовании современных информационных технологий акцент в обучении переносится в сторону самостоятельной работы, которая, как известно, является высшей формой деятельности студента.
Вопросы методики применения технических средств на различных этапах самостоятельной работы и влияния их комплекса на эффективность и интенсификацию учебного процесса отражены в исследованиях С. И. Архангельского, В. Д. Беспалько, Б. С. Герпгунского, Е. И. Машбица и др.
Применение в обучении компьютера в качестве средства организации и управления СРС позволяет повысить эффективность обучения.
Основной стратегией внедрения компьютера в учебный процесс является построение компьютерного обучения на базе «задания дидактической системы» Основополагающими элементами этой системы являются содержание учебного материала, набор компьютерных программ, реализующих обучающую, информационную и контролирующую функции, составляющих в совокупности их модуль. Компьютер позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, обеспечить индивидуальное и дифференцированное обучение, реализовать проблемное обучение [1].
Как отмечают Ю. Б. Бабанский, В. А. Сластенин и др., компьютер имеет богатые возможности в плане формирования стратегий организации и самоконтроля усвоения учебного материала. Ведущим здесь будет самоконтроль учеников, в ходе которого они выявляют ошибки, ищут пути их устранения на основе выполнения упражнений программированного цикла [7].
Вопросы внедрения новых информационных технологий в процесс обучения отражены в работах В. В. Алейникова, И. В. Алехиной, Т. В. Габай, А. М. Довгялло, И. В. Роберт, Т. А. Сергеевой, В. Ф. Шолоховича и др. В их работах рассматриваются возможности активизации, индивидуализации, интенсификации учебного процесса, реализации творческого характера обучения при использовании НИТ.
Многие исследователи, такие как Б. С. Гершунский, И. Г. Захарова, Г. Клейман, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц и др. в своих работах доказывают, что благодаря использованию НИТ, которые предоставляют возможности для самостоятельного творчества учащихся, повышается эффективность учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения знаний, овладения общими методами познания и усвоения учебного материала. Появляется возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и способов обучения.
Новые информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности преподавателей и студентов. С их помощью преподаватель может качественно изменить методы и организационные формы своей работы, осуществлять постоянное, динамичное обновление организации учебного процесса.
Здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что все это реализуется при хорошем техническом, программном и методическом обеспечении занятий, а сам преподаватель должен достаточно непринужденно владеть общими навыками работы на компьютере. На сегодняшний день, к сожалению, многие преподаватели учебных заведений еще не готовы к широкому внедрению НИТ в учебный процесс. А между тем, отбор учебного материала и заданий должен производиться с учетом их размещения в компьютере, разработка форм предъявления учебного материала студентам также необходимо осуществлять с помощью компьютера, планирование процесса обучения предполагает проведение занятий в дисплейном классе. Контроль же усвоения учебного материала проводится в виде компьютерного тестирования.
Отсюда следует вывод, что неоспоримо важной задачей является подготовка преподавателей к умелому использованию НИТ в процессе обучения, поскольку именно от уровня развития их информационной культуры зависит активное внедрение НИТ в образовательный процесс, и, конечно, успешное формирование информационной компетентности студентов.
В новых условиях, в эпоху компьютеризации, при новой постановке проблемы преподавания ИЯ становится очевидным, что удовлетворение растущей социальной потребности межкультурной коммуникации не может быть реализовано лишь только при помощи традиционных организационных форм образования. Интенсивный путь решения проблемы повышения образовательного уровня лежит в плоскости современных информационных технологий.
Возможности НИТ широко изучаются и исследуются, и, как показывает анализ работ таких авторов как И. В. Алехина, И. В. Роберт, В. Г. Разумовс-
кий, Т. А. Сергеева, В. Ф. Шолохович и др., создаваемые на основе компьютерных технологий методики обучения направлены на развитие личностного потенциала обучаемого.
Личностный потенциал характеризуется, прежде всего, особенностями мотивационной сферы, установками, ценностными ориентациями, различного рода способностями.
Насколько эффективно использование НИТ в процессе обучения как одно из условий совершенствования самостоятельной работы студентов? Ответ на вопрос можно дать, изучив механизм влияния НИТ на развитие личности обучаемого, на формирование у него личностных качеств, необходимых для развития самоорганизации.
Для реализации возможностей НИТ больше всего подходит личностноориентированная модель обучения.
На значимость личностно-ориентированного подхода указывали в своих работах Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и другие ученые. Личностно-ориентированную модель обучения позволяют построить знания о студенте как о развивающейся личности и индивидуальности, а также основные положения дидактики в отношении содержания образования и сущности процесса обучения.
Цель данного подхода заключается в содействии развитию студента как личности, формирование у него потребности в самообразовании и самоопределении с осознанием личной ответственности. Знания, умения и навыки в ней рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого [6].
Согласно личностно-ориентированному подходу, в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность. Все методические решения преподавателя должны преломляться через призму личности обучаемого
- его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, способствующих эффективной организации самостоятельной учебной деятельности студентов.
И. А. Зимняя также подчеркивает важность отношений «учитель-ученик», которые строятся на принципах партнерства, основанного на увлекательной совместной деятельности, направленной на достижение общей цели [2].
Принимая во внимание современную трактовку учебного взаимодействия, предполагающую активность всех участников, мы говорим о субъект-субъектном взаимодействии «преподаватель - студент». Учитывая, что преподаватель работает в студенческой группе, то создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «преподаватель - студент - группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности [8].
Сама специфика предмета «иностранный язык» подразумевает как тесное общение между студентами в группе, так и общение с преподавателем,
что помогает установить тесный контакт преподавателя и студентов в учебном процессе и взаимодействие студентов группы, пробудить желание студентов высказаться на занятиях и быть услышанными.
На практических занятиях по ИЯ максимальное количество учебного времени проходит в режиме совместной деятельности, обращенной к личности каждого из участников этой деятельности. Общение преподавателя и студента в процессе обучения ИЯ проходит как сотрудничество партнеров в ходе учебно-воспитательной работы, проводящейся в малых группах, где есть возможность учесть интересы и потребности каждого студента.
По А. Н. Щукину, личностно-ориентированный подход создает наилучшие условия для развития мотивации студентов и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности студента, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения.
«Целенаправленное научение студента той или иной деятельности достигается при включении студента в эту деятельность» [3]. Конечно, огромное значение приобретают личностные качества преподавателя, несущие ценностный мотивационный потенциал в организации самостоятельной учебной деятельности студентов.
Деятельность студентов может быть достаточно эффективной, если деятельность преподавателя систематически направлена на формирование готовности студентов к самостоятельной творческой деятельности. Формирование готовности студентов к СРС является наиболее ответственным и трудоемким моментом в комплексной деятельности преподавателя по интенсификации учебного процесса.
Результаты реализации личностно-ориентированной модели с использованием НИТ заключаются в появлении у студентов интереса к учебному процессу, в формировании потребности в самообразовании.
Результаты учебной деятельности зависят от уровня СРС, который определяется личной подготовленностью к этой работе, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс обучения самостоятельной деятельности происходит на основе и с учетом личностных интересов и целей обучаемого в его учебной деятельности.
Как отмечает в своей работе И. М. Степанова, «объем знаний, необходимых для усвоения студентом стремительно обновляется, что предопределяет направленность процесса обучения в вузе на овладение студентами умениями и навыками методологического характера, обеспечивающими самостоятельное приобретение и усвоение ими знаний. Наиболее актуальной эта задача является при изучении ИЯ, так как помимо значительного количества иноязычного материала, подлежащего усвоению, его изучение происходит в искусственной среде, что обусловлено отсутствием реальной необходимости в его использовании в качестве средства общения. Возникает необходимость в такой организации процесса обучения ИЯ, при которой у студента формировалась бы культура активного самостоятельного иссле-
дования той информационной среды, в которую он погружается, включаясь в самостоятельный поиск» [7; 3].
Использование современных информационных технологий в учебном процессе является одним из средств реализации этой задачи и имеет много преимуществ в преподавании ИЯ. Студент имеет свободу выбора формы (аудиторной, внеаудиторной, индивидуальной) учебной деятельности.
Отсюда следует вывод о том, что использование НИТ позволяет перейти студенту от пассивного поглощения информации к активному участию в образовательном процессе, то есть к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Ведущей формой обучения становится самообразование, у студента возникает чувство ответственности за весь учебный процесс. С помощью НИТ студенты приобщаются к современным методам работы с информацией [6].
Изыскание эффективных путей совершенствования СРС при обучении ИЯ в настоящее время в значительной степени связано с использованием возможностей информационных технологий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых, педагогов-практи-ков свидетельствуют о том, что применяемые адекватным образом современные компьютерные технологии, в частности, Интернет, могут существенным образом содействовать эффективности преподавания и изучения ИЯ. Это обеспечивается тем, что сеть Интернет предоставляет огромное количество информации, обрабатывая которую студенты становятся не только потребителями, но и создают при этом что-то сами, выступая в роли созидателей.
Возможности обучения ИЯ, предоставляемые сегодня новейшими информационными технологиями, настолько широки, что становится невозможным представить занятие по ИЯ без Интернета. С одной стороны Интернет обеспечивает доступ к аутентичному материалу на ИЯ, являясь незаменимым источником информации, с другой стороны, Интернет стимулирует инициативу обучаемого, повышает мотивацию у студентов к изучению ИЯ, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения.
Интернет усиливает коммуникативное взаимодействие, создает уникальную возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, обеспечивая межкультурное взаимодействие, позволяя слушать и общаться с носителями языка, то есть, как уже было отмечено ранее, он создает естественную языковую среду.
В связи с этим в настоящее время преподаватели ИЯ могут более успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам речевой деятельности - говорению, аудированию, чтению и письму; знакомить обучаемых с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
Обучать речевой деятельности предпочтительнее всего в живом общении. Компьютерные телекоммуникации предоставляют уникальную воз-
можность обучаемым вступать в живой диалог с реальным партнером, совершенствуя умения монологического и диалогического высказывания.
Таким образом, язык выполняет свою главную функцию - формирует и формулирует мысли. А это является, по мнению Е. С. По лат, подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру [5].
Интернет позволяет совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов, такие как: слушать и слышать собеседника, пополнять свой словарный запас лексикой современного ИЯ. Для этого можно использовать различные записи последних радио- или теленовостей, многочисленные аудио- и видеопрограммы на компакт-дисках.
Используя информационные ресурсы всемирной сети, интегрируя их в учебный процесс, представляется возможным более эффективно обучать различным видам чтения: поисковому, изучающему, ознакомительному, непосредственно используя аутентичные материалы разной степени сложности.
Приобщая студентов к общению посредством электронной почты, можно формировать у них умения письменной речи, когда изучающие ИЯ составляют ответы партнерам, участвуют в подготовке рефератов, сочинений и т. д.
Активное использование компьютерных обучающих программ и проектная работа с использованием уникальных возможностей глобальной информационной сети Интернет выводят преподавание ИЯ на принципиально новый уровень.
Таким образом, НИТ способны значительно повысить мотивацию обучения, настроить студента на осуществление самостоятельной познавательной деятельности.
Однако следует напомнить еще раз о проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели ИЯ при обращении к различным видам и формам дистанционного обучения. Прежде всего, это касается финансовых затрат. Еще не все образовательные учреждения имеют бесплатный доступ в Интернет, могут позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами сети Интернет.
Низкая компьютерная грамотность преподавателей, также отражается на их работе. Но все это, по-видимому, временные трудности. Главное -осознать, что все мы находимся на пороге технологических преобразований, которые в будущем повлияют не только на формы и методы преподавания ИЯ, но и на то, каким образом обучающиеся будут эти языки изучать.
Быстрое развитие НИТ и возрастание их роли в учебном процессе требует пересмотра подхода к обучению, к организации СРС. Очевидно, что эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубоко интегрируются новые технологии обучения в уже привычные, традиционные технологии.
Активизация всей системы СРС зависит как от максимального усовершенствования ее планирования, организации, от учета психо-физиологи-
ческих особенностей обучаемых, так и от управления СРС, от ее содержания, то есть от разработки и применения специальных методических пособий, которые позволяют значительно разнообразить методические формы СРС, в том числе и с помощью современных информационных технологий. Правильное использование всех этих параметров позволит самостоятельной работе занять одно из ведущих мест в учебном процессе.
В своей работе мы предлагаем разработанный нами для СРС комплекс дидактических средств, куда входят: электронные контрольно-обучающие программы (ЭКОП), электронный раздаточный материал, иллюстрированный учебный материал (в том числе и аудио- и видеоматериал) с тренировочными упражнениями, созданный на основе УМК зарубежных издательств, тестовые задания для самоконтроля, карточки для само- и взаимоконтроля.
Если процесс обучения построен правильно, и направляемая с помощью данного комплекса дидактических средств целенаправленная работа студентов дает ожидаемый результат, то у них появляется интерес, что способствует оптимизации самостоятельной учебной деятельности.
Предлагаемый учебный материал для СРС с использованием НИТ позволяет облегчить самостоятельную подготовку студентов к занятиям, объективно оценить умения и навыки, сложившиеся у них в результате работы над определенной лексико-грамматической темой. Во время аудиторных занятий на неязыковых факультетах вузов, в условиях дефицита времени, преподаватель не может обеспечить формирование прочных лексико-грамматических навыков, что является одной из самых существенных проблем в обучении ИЯ вне языкового окружения.
Именно применение современных информационных технологий может помочь преподавателям решить эту проблему. Предоставление студентам возможности закрепить и активизировать учебный материал в дисплейном классе открывает реальные перспективы, как для повышения качества обучения, так и для повышения уровня самоорганизации и развития самоконтроля знаний у студентов.
Умение самому контролировать свою работу - одно из проявлений самостоятельности, необходимой студенту для приобретения, углубления и расширения знаний. Воспитание самоконтроля как проявления активности студента является одним из условий повышения успешности обучения. Поскольку самоконтроль является определяющим фактором при самостоятельном добывании знаний, включение его в учебный процесс будет способствовать совершенствованию СРС.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование НИТ в определенной мере облегчает работу преподавателя. Все это способствует успешности обучения и повышению уровня самоорганизации студентов.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Программированное обучение (дидактические основы). [Текст]/ В. П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1970. - 300 с.
2. Зимняя, И. А. педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
3. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения.[Текст]/ И. Я. Лернер.
- М., Педагогика, 1981. - 181 с.
4. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А.Сластенин, Н. А.Сорокин и др. Под ред. Ю. К. Бабанского - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.
5. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты.[Текст]/ Е. С. Полат.// ИНФО. - 1996. - № 3.
6. Сергеева, Т. А. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере обучения предметов естественно-научного циклов) [Текст]/ Т. А. Сергеева. // ИНФО. - 1991. - № 1. - С. 3-10.
7. Степанова, И. М. технология проектного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности студентов младших курсов педагогических вузов (учебный предмет «иностранный язык») [Текст]: автореф. ... канд. пед.наук./ И. М. Степанова. - Мурманск, 2002. - 20 с.
8. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для преподавателей и студентов./ А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004.-С. 416.