Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах'

Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2267
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманалиева Гульбике Абдулгамидовна

ЦЕЛЬ. Рассмотреть вопрос повышения познавательного интереса учащихся начальных классов за счет использования современных педагогических технологий. Методы. Анализ литературы по изучению вопросов формирования познавательного интереса учащихся начальных классов и применения современных педагогических технологий на уроках иностранного языка, а также методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта. Результат. Различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс изучения английского языка, сделать его интересным и увлекательным, так как игры являются, по сути, естественной средой обитания учащихся. Поэтому игровые технологии имеют очевидные преимущества для дальнейшей активизации и формирования стойкого познавательного интереса у учащихся. Вывод. Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка в начальной школе, несомненно, оказывает непосредственное влияние на повышение познавательного интереса учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно повышает интерес к предмету, а здоровьесберегающие технологии позволяют организовать занятие таким образом, чтобы его участники не уставали, и повышалась продуктивность воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иманалиева Гульбике Абдулгамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

1

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-63-68

Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах

© 2018 Иманалиева Г. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Рассмотреть вопрос повышения познавательного интереса учащихся начальных классов за счет использования современных педагогических технологий. Методы. Анализ литературы по изучению вопросов формирования познавательного интереса учащихся начальных классов и применения современных педагогических технологий на уроках иностранного языка, а также методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта. Результат. Различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс изучения английского языка, сделать его интересным и увлекательным, так как игры являются, по сути, естественной средой обитания учащихся. Поэтому игровые технологии имеют очевидные преимущества для дальнейшей активизации и формирования стойкого познавательного интереса у учащихся. Вывод. Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка в начальной школе, несомненно, оказывает непосредственное влияние на повышение познавательного интереса учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно повышает интерес к предмету, а здоровьесберегающие технологии позволяют организовать занятие таким образом, чтобы его участники не уставали, и повышалась продуктивность воспитательной работы.

Ключевые слова: игровая технология, проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная технология, здоровье сберегающие технологии.

Формат цитирования: Иманалиева Г. А. Развитие познавательного интереса на уроках английского языка в начальных классах // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 63-68. 001: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-63-68

Development of Cognitive Interest at English Lessons in Primary Grades

© 2018 Gulbike A. Imanalieva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the increase of the cognitive interest of primary schoolchildren through the use of modern pedagogical technologies. Method. Analysis of literature on the study of the formation of cognitive interest of primary schoolchildren and the application of the modern pedagogical technologies at foreign language lessons; methods of observation, study and generalization of pedagogical experience. Result. Different game forms used at the lesson allow qualitatively diversifying the

learning process of the English language, make it interesting and fascinating, since games are, in fact, the natural environment of primary schoolchildren. Therefore, gaming technologies have obvious advantages for the further activation and formation of persistent cognitive interest among pupils. Conclusion. The use of modern pedagogical technologies at English lessons in primary school undoubtedly has a direct impact on raising the cognitive interest of the pupils. The use of information and communication technologies significantly raise the interest for subject, and health saving technologies allow to orginize the lesson in such a way that pupils don't get tired and productivity of the educational work raises.

Keywords: game technology, project training, information and communication technologies, multimedia technology, health saving technologies.

For citation: Imanalieva G. A. Development of Cognitive Interest at English Lessons in Primary Grades. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 63-68. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-63-68 (In Russian)

Введение

Важной задачей преподавания иностранного языка в современной школе является всестороннее и гармоничное развитие личности учащегося, способного и желающего участвовать в межкультурном взаимодействии. Мотивация - это, в то же время, один из основных инструментов учебного процесса. Для ее формирования необходимо создать адекватные условия для проявления внутренних мотивов обучения и убедиться в том, что сами школьники осознают цель дальнейшего личностного развития мотивационной сферы.

К прогрессивному способу изучения иностранным языкам есть довольно большое количество дидактико-технологических

способов и приёмов, создающих и развивающих познавательные интересы учащихся младшего школьного возраста. Внедрение в обучении младших подростков всевозможных форм игрового

взаимодействия, проблемных заданий, информационно-коммуникационных технологий разрешает варьировать процесс изучения иностранному языку, содействует развитию их творческой и познавательной энергичности. Грамотное использование здоровьесберегающих технологий

гарантирует создание психологически и чувственно одобрительной атмосферы на уроке, что считается важным условием для получения свежих познаний и поддержания познавательного внимания учащихся к изучению иностранного языка.

Целью данного исследования является рассмотрение вопроса повышения познавательного интереса учащихся начальных классов за счет использования современных педагогических технологий.

Для достижения данной цели нужно решить задачи, связанные с описанием практического использования педагогических технологий, предусматривающих возрастные особенности учащихся в преподавании иностранного языка, их возможности и интересы (игровые технологии, технологии проектного обучения, технологии

проблемного изучения, информационно-коммуникационные технологии [ИКТ] и здоровье сберегающие технологии).

Методы. Анализ литературы по изучению формирования познавательного интереса учащихся начальных классов и применения современных педагогических технологий на уроках иностранного языка, а также методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта.

Результаты и обсуждение

Игровые технологии - одни из самых ценных технологий среди инструментов учителя, занимающих важное место в организации занятия по английскому языку.

Следует отметить, что образовательная эффективность игровых техник зависит, прежде всего, от их систематического и целенаправленного использования в сочетании с обычными дидактическими задачами и упражнениями.

Разнообразие и количественный состав игр является известной задачей для преподавателя английского языка, поэтому к вопросу их отбора и применения необходимо подходить тщательно. Классифицированные в соответствии с определенными атрибутами, свойствами и особенностями, игровые действия полностью зависят от целевой настройки.

Например, форма активности игрового взаимодействия подразумевает возможность использования различных настольных игр,

которые вы можете сделать своими руками. Вы можете использовать игру "Roll and Play" для этой цели. Для ее проведения вам понадобится куб с разноцветными гранями и набор карт с заданиями, также разделенными на цветовые группы, соответствующие плоскостям куба. Выполнение упражнения зависит от цвета отсева. Бросив куб, ученик называет цвет на иностранном языке и выполняет то, что указано на карте. Например: «Make a happy face, find a star, or walk like a bear». Несомненным преимуществом данной игры является то, что задачи обучения могут меняться в зависимости от изучаемой грамматики и лексических единиц [5, с. 24].

Из-за возрастных особенностей учащимся начальных классов необходимо много двигаться. Экшн игры позволяют сочетать активное движение и занятия. Они создают благоприятные условия не только для физической активности, но и способствуют решению образовательных задач, что позволяет консолидироваться и доводить речевые модели до автоматизма. В качестве примера можно привести следующие игры: "The Wolf and the Hares", "Edible - Inedible", "Monkey Sees, Monkey does" и многие другие.

Педагогическая технология проектного обучения является одной из самых современных и популярных технологий среди преподавателей иностранного языка и методистов. Она включает в себя комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, является творческой по своему выражению и направлена на формирование активного отражения среди участников проекта критического отношения к учебной деятельности, желания искать и находить новые знания через навыки и применять их в практической плоскости [4, с. 255].

На начальном этапе преподавания английского языка образовательные проекты, чаще всего, являются краткосрочными с точки зрения продолжительности времени. С точки зрения типа деятельности они, как правило, творческие или игровые, что определяется возрастными характеристиками учащихся начальных классов. Обратите внимание, что любая образовательная деятельность в этот период носит учебный характер. Основной задачей педагога является формирование

базовых навыков проектного планирования, а именно - развитие умения планировать свою деятельность и осуществлять их в соответствии с проектом плана.

Метод проекта может быть использован с течением времени под учебный материал практически любой из тем программы. Главное - сформулировать задачу, с которой будут работать учащиеся. Тематическое разнообразие проектов достаточно велико даже для начального этапа обучения, например: "Healthy Food", "My Favorite Holiday", "My Family", "The City of My Dream", "It's Delicious!", "My Pet" и другие.

Технология проблемного обучения может быть использована на всех этапах обучения английскому языку, включая начальный уровень, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, умение создавать проблемные ситуации и решать их - ключевые принципы методики, где когнитивный и мотивационный компоненты считаются одними из ведущих.

Используя проблемную ситуацию в классе, учитель должен поставить вопрос таким образом, чтобы исключить попытку ответа с помощью готового образца. Его содержание должно требовать концентрации внимания, самостоятельного мышления и творческой мобилизации.

Решая различные проблемные задачи, переходя в коммуникативное поле, учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, находить общий язык со сверстниками и преподавателем. Технологии решения задач позволяют создать новую и ранее неизвестную атмосферу. Кроме того, данная технология открывает возможности для формирования исследовательской

компетентности, что подталкивает учащихся к пониманию целесообразности обучения.

Важное место в деятельности отводится мультимедийной продукции. Отметим, что мультимедийная технология - это технология, характеризующая способ представления информации в виде сочетания звуков, видео, фотографий и др.

Обладая соответствующим

оборудованием, а именно проектором, компьютером и соответствующим программным обеспечением, наиболее распространенный мультимедийный тип -презентация имеет практически

неограниченные графические и цветовые возможности, что позволяет представить любой материал в виде анимаций, красочных картинок, диаграмм, графиков, все, что вызывает живой интерес у учащихся, способствует лучшему восприятию и качественному усвоению учебного материала. Например, при изучении новых лексических единиц изображения и анимация на экране позволяют связать фразу или слово на английском языке с объектом или действием, основанным на визуальной памяти.

С помощью мультимедийных

презентаций можно организовать различные учебно-методические игры для лучшего запоминания или пересмотра ранее изученного материала, сочетая при этом различные виды педагогических технологий. Для того чтобы сделать процесс обучения познавательным и технологическим, одновременно можно использовать компьютерные обучающие программы, такие как карточные игры, которые, как правило, направлены на запоминание лексических единиц и грамматических конструкций [2, с. 120].

В то же время, при использовании компьютера и проектора, смарт-доски и гаджетов необходимо помнить, что эти технические средства могут негативно влиять на здоровье учащихся при применении в течение длительного времени. Поэтому педагог должен знать, что продолжительность непрерывной работы с компьютером и проекционным экраном у учащихся начальных классов не должна превышать 15 минут, кроме того, проекционный экран, интеллектуальная установка должна находиться на расстоянии 1,1-1,5 м от центра технических устройств до уровня пола.

При должном соблюдении этих здоровьесберегающих требований

использование ИКТ способствует формированию у учащихся языковой компетентности, при этом учебная деятельность приобретает современные формы, что влияет на уровень мотивации и поддержания интереса к предмету.

Современный урок английского языка требует больших усилий и внимания со стороны учащихся начальных классов -

быстрая усталость приводит к снижению познавательной активности при изучении предмета. Эффективность и

результативность урока в этом отношении обеспечивается изменением видов деятельности, происходящим каждые семь-десять минут, благодаря разнообразию методов, форм и методик, поэтому роль здоровьесберегающих технологий в настоящее время достаточно велика.

При планировании урока необходимо включать различные виды техники релаксации: физическую подготовку, экшн-игры, дыхательную и глазную гимнастику. Оздоровительные упражнения можно организовать по-разному - используя ритмические стихи на разные темы, видеофрагменты, песни и рифмы. Небольшие стихотворения являются эффективным средством снятия физического и эмоционального стресса. Простые предложения в сочетании с легко воспринимаемой рифмой быстро запоминаются даже учащимися с достаточно низким уровнем лингвистической компетентности, слуховым произношением и другими навыками. Во время физической активности учителю необходимо четко показать движения и правильно произнести все звуки и слова, а для того, чтобы повысить познавательный интерес со стороны обучаемых, рекомендуется менять рифмы, используемые во время физической активности [3, с. 188].

Использование ритмических стихов в классе также оправдано, они позволяют не только снять напряжение, но и закрепить лексико-грамматический материал. Поэтому подготовка к уроку - это сложный процесс, в котором каждое занятие учитывает все положительные стороны другого. Так, например, яркий, красочный видеоклип с легко запоминающимися словами, который вызывает неподдельный интерес у учащихся начальных классов, является отличным инструментом для снятия психологического и физического стресса.

Проведение дыхательной гимнастики помогает повысить возбудимость коры головного мозга и активизировать умственную деятельность. Хорошим примером этого является дыхательное упражнение под названием "Balloon".

Объясняя правила, учитель просит учеников представить, что они все воздушные шары: "You are the balloons". Когда он просит учащихся - "Breath in", они делают глубокий вдох и задерживают его. Тогда учитель говорит: "Breath out" участники игры начинают медленно выдыхать.

Здоровьесберегающие упражнения

включают гимнастику для глаз, которую можно выполнять с помощью движущихся объектов. Этот комплекс энергичной деятельности дополняют стихи, слова, считалки, скороговорки и т. д. Одним из успешных способов достижения

расслабления глаз является так называемая видео-гимнастика -учащиеся наблюдают за морскими волнами, дельфинами, падающими листьями и др. [1, с. 109].

Выводы

Анализируя и обобщая педагогический опыт автора данного исследования, можно констатировать, что различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс обучения английскому языку, сделать его интересным и увлекательным, так как игры являются, по сути, естественной средой для учащихся начальных классов. Поэтому игровые технологии имеют очевидные преимущества для дальнейшей активизации

1. Галустов А. Р. Информационно-коммуникационные технологи и познавательная мотивация студентов. Армавир: Изд-во АГПУ, 2014. 109 с.

2. Ковалевская Е. В. Проблемности в преподавании иностранных языков. Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов. М. : Изд-во МГПИ, 1999. 120 с.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М. : Знание, 1979. 188 с.

1. Galustov A. R. Informatsionno-kommunika-tsionnye tekhnologi i poznavatel'naya motivatsiya studentov [Information and communication technologies cognitive motivation of students]. Armavir, ASPU Publ., 2014. 109 p. (In Russian)

2. Kovalevskaya E. V. Problemnosti v prepodavanii inostrannykh yazykov. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Problems in foreign language teaching. Current status and perspectives]. Textbook for universities. Moscow, MSPI Publ., 1999. 120 p. (In Russian)

и формирования у учащихся стойкого познавательного интереса.

Что касается проектной деятельности, то стоит отметить, что участие в проектной работе существенно расширяет

образовательные горизонты учащихся и поддерживает познавательный интерес, в то время как процесс общения при обсуждении актуальных проблем становится

естественным и востребованным. Проблемные технологии развивают творческие способности и критическое мышление, формируют мотивацию к изучаемому предмету у учащихся разных возрастных групп, в том числе учащихся начальных классов.

Использование информационно-коммуникационных технологий значительно повышает интерес к предмету, а здоровьесберегающие технологии позволяют организовать занятие таким образом, чтобы его участники не уставали, а производительность воспитательной работы повышалась.

Поэтому использование современных педагогических технологий на уроках английского языка в начальной школе, несомненно, оказывает непосредственное влияние на повышение познавательного интереса учащихся.

4. Прозорова О. В. Формирование познавательного интереса у дошкольников средствами народной педагогики. Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 255 с.

5. Суховерова Е. А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2003. 24 с.

3. Morozova N. G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese [For teacher about cognitive interest]. Moscow, Znanie Publ., 1979. 188 p. (In Russian)

4. Prozorova O. V. Formirovanie poznavatel'nogo interesa u doshkol'nikov sredstvami narodnoy pedagogiki [Formation of cognitive interest of preschool children by means of folk pedagogic]. Diss. ... Ph. D. of Pedagogy. Saratov, 2001. 255 p. (In Russian)

5. Sukhoverova E. A. Razvitie poznavatel'nogo interesa u studentov gumanitarnykh vuzov [Development of cognitive interest of the students of humanitarian universities]. Extended abstract of

Литература

References

diss. ...Ph. D. of Psychology. M., 2003. 24 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Иманалиева Гульбике

Абдулгамидовна, кандидат педагогических наук, ассистент, межфакультетская кафедра иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический

университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Gulbike A. Imanalieva, Ph. D.

(Pedagogy), assistant, the inter-faculty chair of Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Принята в печать 22.01.2018 г.

Received 22.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.