Научная статья на тему 'Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания'

Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4518
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / МЕТОДЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ / МЕТОДЫ ДЕМОНСТРАЦИЙ / ПЛАКАТЫ / КИНОФИЛЬМЫ / ДИАФИЛЬМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайитова Комила Хасановна

В данной статье речь идет о роли применения наглядных методов в учебном и воспитательном процессах. Также здесь приводятся золотые слова известных людей об эффективности применения наглядных методов в процессе обучения и воспитания. Автор обращает особое внимание на две большие группы наглядных методов обучения: методы иллюстраций и демонстраций, и роль наглядных средств в воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Примение наглядных методов в процессе обучения и воспитания»

ПРИМЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Сайитова К.Х.

Сайитова Комила Хасановна - старший преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о роли применения наглядных методов в учебном и воспитательном процессах. Также здесь приводятся золотые слова известных людей об эффективности применения наглядных методов в процессе обучения и воспитания. Автор обращает особое внимание на две большие группы наглядных методов обучения: методы иллюстраций и демонстраций, и роль наглядных средств в воспитательном процессе.

Ключевые слова: принцип наглядности, методы иллюстраций, методы демонстраций, плакаты, кинофильмы, диафильмы.

Многолетний опыт и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения и воспитания зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, а в наше время Л.В.Занков [1, 56-57].

Как Я.А. Коменский подтвердил, принцип наглядности является одним из важнейших принципов обучения, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальностью предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно -практических работ. В последние годы виды наглядности значительно увеличились: создаются наборы учебных диафильмов, видео роликов, учебных плакатов, карт и других наглядных пособий, а также наборы для фронтальных опытов и наблюдений. Все эти средства обучения в условиях кабинетной системы непосредственно включается в учебный процесс.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления.

Применение метод демонстрации учебного кино стало обычным явлением в практике обучения. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так

и кинофрагменты. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме.

При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед студентами по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.

Условия эффективного применения наглядности. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров и указателей;

2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;

3) привлечение самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера [2, 91-94].

Мы считаем рациональным распространить принцип наглядности и на воспитательный процесс, так как хорошо известна большая роль средств наглядной агитации и пропаганды, применяющихся в воспитании: фотоиллюстраций, плакатов, выставок, кинофильмов, диафильмов. Поэтому вполне правомерно говорить о высокой роли наглядности и в воспитании.

Большое значение имеет наглядность при формировании у учащихся навыков и привычек культурного поведения в обществе, соблюдения этикета за столом, в театре, в общественном транспорте и других местах. Без демонстрации образов поведения бывает весьма трудно сформировать соответствующие привычки и способы поведения. Одних бесед и наставлений, как правило, здесь недостаточно.

В заключении хотелось бы сказать, что рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большего образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления студентов.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика». Москва: «Просвещение», 1988. Стр. 56-57.

2. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н.Н. «Педагогические технологии». Ташкент: «Тафаккур

бустони», 2012. Стр. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.