ПРИМЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Сайитова К.Х.
Сайитова Комила Хасановна - старший преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идет о роли применения наглядных методов в учебном и воспитательном процессах. Также здесь приводятся золотые слова известных людей об эффективности применения наглядных методов в процессе обучения и воспитания. Автор обращает особое внимание на две большие группы наглядных методов обучения: методы иллюстраций и демонстраций, и роль наглядных средств в воспитательном процессе.
Ключевые слова: принцип наглядности, методы иллюстраций, методы демонстраций, плакаты, кинофильмы, диафильмы.
Многолетний опыт и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения и воспитания зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, а в наше время Л.В.Занков [1, 56-57].
Как Я.А. Коменский подтвердил, принцип наглядности является одним из важнейших принципов обучения, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальностью предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно -практических работ. В последние годы виды наглядности значительно увеличились: создаются наборы учебных диафильмов, видео роликов, учебных плакатов, карт и других наглядных пособий, а также наборы для фронтальных опытов и наблюдений. Все эти средства обучения в условиях кабинетной системы непосредственно включается в учебный процесс.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления.
Применение метод демонстрации учебного кино стало обычным явлением в практике обучения. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так
и кинофрагменты. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме.
При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед студентами по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.
Условия эффективного применения наглядности. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров и указателей;
2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;
3) привлечение самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера [2, 91-94].
Мы считаем рациональным распространить принцип наглядности и на воспитательный процесс, так как хорошо известна большая роль средств наглядной агитации и пропаганды, применяющихся в воспитании: фотоиллюстраций, плакатов, выставок, кинофильмов, диафильмов. Поэтому вполне правомерно говорить о высокой роли наглядности и в воспитании.
Большое значение имеет наглядность при формировании у учащихся навыков и привычек культурного поведения в обществе, соблюдения этикета за столом, в театре, в общественном транспорте и других местах. Без демонстрации образов поведения бывает весьма трудно сформировать соответствующие привычки и способы поведения. Одних бесед и наставлений, как правило, здесь недостаточно.
В заключении хотелось бы сказать, что рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большего образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления студентов.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика». Москва: «Просвещение», 1988. Стр. 56-57.
2. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н.Н. «Педагогические технологии». Ташкент: «Тафаккур
бустони», 2012. Стр. 91-94.