Научная статья на тему 'Деятельность преподавателя в учебном процессе'

Деятельность преподавателя в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ И СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ / СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайитова Комила Хасановна

В этой статье приведены назначения и структуры деятельности преподавателя в процессе обучения. Подход преподавателя к поурочному планированию должен быть творческим. Кроме того, каждая деятельность преподавателя детально описывается и утверждается, что учебный процесс невозможен без активной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность преподавателя в учебном процессе»

Список литературы

1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. «Современные педагогические технологии», Издательство «Каро», 2013. С. 72.

2. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика», Москва «Просвещение», 1988. С. 402-405.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Сайитова К.Х.

Сайитова Комила Хасановна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье приведены назначения и структуры деятельности преподавателя в процессе обучения. Подход преподавателя к поурочному планированию должен быть творческим. Кроме того, каждая деятельность преподавателя детально описывается и утверждается, что учебный процесс невозможен без активной деятельности студентов.

Ключевые слова: активная и сознательная деятельность, руководящая роль, современная дидактика, управленческая деятельность, планирование.

Язык раздвинул границы мира наших ощущений. Словесные структуры мы ощущаем нередко как предметы, с которыми соприкасаемся в повседневной деятельности. Чем глубже связанные с ними впечатления, тем интенсивнее участвуют они во внутренней нашей жизни, формируя вместе с другими впечатлениями нашу мысль, «замешанную» не только на наших знаниях, но и на эмоциях, ценностных ориентациях и установках, на значениях тех или иных словесных знаков и символов [2, 10]. Исходя из выше сказанного, можно сказать, что умение красиво выразить свои мысли очень важно в общении с людьми. И особая роль в этом принадлежит преподавателю.

Раскрывая сущность процесса обучения, мы подчеркнули, что в нем органически сливаются преподавание и учение, т.е. деятельность преподавателя и студентов. Название деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит преподавателю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности студентов. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а студент лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что преподаватель призван организовать активную деятельность самих студентов по усвоению новых знаний и умений.

Цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов. Все эти элементы присущи и деятельности преподавателя.

Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет, составляя календарно-тематические планы. Разработке поурочных планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В таких пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуется задания для закрепления, повторения и домашней работы.

Современная дидактика не рекомендует использовать стандартную для всех учителей форму плана. Текст плана зависит от педагогического опыта учителя.

Молодым, начинающим учителям придется на первом этапе своей работы планировать уроки несколько подробнее, указывая в них цель урока, объединяющую в себе основные задачи учебного, воспитательного и развивающего характера, кратко фиксировать основные вопросы, которые будут использованы при опросе, излагать план изучения нового материала, указывать номера упражнений для закрепления и применения знаний, содержание заданий для домашней работы, перечень оборудования, литературу.

Таким образом, планирование уроков должно служить целям повышения педагогического мастерства преподавателей, оказания им практической помощи. Все это требует творческого подхода к поурочному планированию.

Организация учебной работы по выполнению намеченного плана подразделяется на подготовительный и исполнительный этапы. При подготовке к уроку учитель по возможности обеспечивает:

подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;

предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр видеороликов, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты.

Организация преподавания на самом уроке предполагает, с одной стороны, организацию самих действий учителя и, с другой - организацию деятельности учащихся по усвоению учебного материала, стимулирование и мотивацию учения.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу - привлечь внимание студентов к теме, побудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у студентов чувство долго и ответственности, активизирующие учение.

Одним словом можно сказать, что как бы не назвалась деятельность преподавателя, она должна быть направлена на повышение мотивации студентов к изучению предмета и качества знаний по нему, и развивать у них творческие способности.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика». Москва «Просвещение», 1988. С. 349-352.

2. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. С. 10.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА Юсупова Ф.З.1, Тахирова Н.Б.2

1Юсупова Феруза Зайировна - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук; 2Тахирова Наргиса Бахриддиновна - ассистент,

кафедра химической технологии, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются преимущества дуальной системы обучения как одной из эффективных форм интеграции образования, науки и производства, активно влияющей на учебно-познавательную деятельность студентов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.