Молодым, начинающим учителям придется на первом этапе своей работы планировать уроки несколько подробнее, указывая в них цель урока, объединяющую в себе основные задачи учебного, воспитательного и развивающего характера, кратко фиксировать основные вопросы, которые будут использованы при опросе, излагать план изучения нового материала, указывать номера упражнений для закрепления и применения знаний, содержание заданий для домашней работы, перечень оборудования, литературу.
Таким образом, планирование уроков должно служить целям повышения педагогического мастерства преподавателей, оказания им практической помощи. Все это требует творческого подхода к поурочному планированию.
Организация учебной работы по выполнению намеченного плана подразделяется на подготовительный и исполнительный этапы. При подготовке к уроку учитель по возможности обеспечивает:
подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;
предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр видеороликов, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты.
Организация преподавания на самом уроке предполагает, с одной стороны, организацию самих действий учителя и, с другой - организацию деятельности учащихся по усвоению учебного материала, стимулирование и мотивацию учения.
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу - привлечь внимание студентов к теме, побудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у студентов чувство долго и ответственности, активизирующие учение.
Одним словом можно сказать, что как бы не назвалась деятельность преподавателя, она должна быть направлена на повышение мотивации студентов к изучению предмета и качества знаний по нему, и развивать у них творческие способности.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. и др. «Педагогика». Москва «Просвещение», 1988. С. 349-352.
2. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. С. 10.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА Юсупова Ф.З.1, Тахирова Н.Б.2
1Юсупова Феруза Зайировна - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук; 2Тахирова Наргиса Бахриддиновна - ассистент,
кафедра химической технологии, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются преимущества дуальной системы обучения как одной из эффективных форм интеграции образования, науки и производства, активно влияющей на учебно-познавательную деятельность студентов в целом.
Ключевые слова: реформирование, модернизация, интеграция, образование, наука, производство, дуальное обучение, эффективность.
Сфера высшего образования в Узбекистане на сегодняшний день характеризуется продолжением процесса реформирования и дальнейшей реализацией Национальной программы по подготовке кадров, одним из основных актуальных целей которой является и остается «...обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства» [1].
Продолжается структурное реформирование и модернизация содержания высшего образования в связи с государственной стратегией модернизации высшего профессионального образования в плане повышения качества подготовки специалистов. Усиливается ориентация образовательного процесса на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его интеллектуального, нравственного и творческого потенциала [2].
Разрабатываются и внедряются государственные образовательные стандарты нового поколения, в которых основное внимание уделяется дальнейшей интеграции образования с наукой и производством, а также координации деятельности вузов с требованиями потребителей кадров.
В современной практике высшего профессионального образования дуальная система обучения рассматривается как эффективная форма интеграции образования, науки и производства, профессионально-ориентирующая, системно-регламентирующая самостоятельную учебную работу студентов, активно влияющая на их учебно-познавательную деятельность в целом.
Дуальная система означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве.
Инженерное образование должно базироваться на современных комплексных системах автоматизированного производства, поэтому и процесс обучения должен строиться не столько на учебных системах, сколько по возможности на реальных, используемых на производстве. Наилучшим вариантом является наличие у выпускающих кафедр пакета реальных производственных задач, которые реализуются на специализированных опытно-экспериментальных участках или специализированных производствах под руководством опытных инженеров-наставников. В этом случае осуществляется интеграция науки, производства и образования.
В учебный процесс технических вузов введена дуальная система обучения, то есть студенты, получив теоретические знания в учебных аудиториях, закрепляют их на производственной практике в цехах подразделений, в научных лабораториях с помощью опытных специалистов базовых предприятий и профессорско-преподавательского состава.
В целях интеграции учебного, научного и производственного процессов на базовых предприятиях действуют филиалы профилирующих кафедр, где занятия проводятся опытными ведущими специалистами.
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
• устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения -разрыв между теорией и практикой;
• заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего специалиста;
• создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе;
• заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего специалиста;
• учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
• может широко использоваться в профессиональном обучении.
Таким образом, дуальная система обучения позволяет закрепить и углубить знания, полученные студентами в процессе обучения, получить и развить навыки самостоятельной работы и служит залогом эффективной реализации интеграции образования, науки и производства [3].
Список литературы
1. Национальная программа по подготовке кадров. Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997.
2. Юсупова Ф.З. Проблемы повышения идеологического иммунитета молодёжи в процессе глобализации. // European research, 2016. № 4 (15). С. 100-101.
3. Юсупова Ф.З. Теоретико-методологические аспекты интеграции образования, науки и производства. // Научные исследования, 2016. № 5 (6). С. 44-45.
LISTENING AT LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE
Idiyeva L.I.
Idiyeva Lola Ismatovna - English Teacher, Assistant, BUKHARA REGION IN-SERVICE AND RETRAINING INSTITUTE OF PUBLIC EDUCATORS, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article deals with listening as an independent type of speech. The author of the article discusses listening skill as a powerful tool of training in a foreign language. Keywords: real communication, listening ability, types of speech activity, a powerful tool.
Listening, ability to distinguish and understand what is told by others, and in relation to study at lessons of a foreign language is an understanding of the foreign-language speech. It implies understanding of accent of speaking, grammatical structures and a lexicon, which is owned by speaking. The problem of training in perception of the authentic speech aurally represents one of the most important aspects of training in foreign-language communication and for this reason, development and development of the technologies of training in audition responding to time requests are extremely important. We face listening as an independent type of speech activities in different situations of real communication. It occurs when we listen: different declarations; news of radio and television; different instructions; lectures; stories of interlocutors; speeches of actors; the interlocutor on telephone conversation, etc.
Listening serves also as a powerful tool of training in a foreign language. It gives the chance to seize the sound side of the learned language. Through listening, there is an assimilation of lexical composition of language and its grammatical structure. At the same time audition facilitates mastering speaking, reading and the letter. If the pupil understands the sounding speech, it is easier for it to understand also the graphic speech, i.e. to change what he sees to how it shall sound [1, p. 181].
Listening in structure of a lesson can meet both at the beginning, and in the central part, and at the final stage. The place of audition in structure of occupation, first of all, will depend on the purpose which was set before himself and pupils by the teacher.
If the purpose of a lesson is formation of grammatical skills, the authentic speech can be way of recognition in the text, for example, of the use of the verb studied at this lesson of time. At the lexical purpose of a lesson, the authentic speech helps development and fixing of new lexicon on a topic of the lesson. At development of phonetic skills the attention to recognition by pupils of the into national drawing of the phrase, to mastering technology of