Библиографический список
1. Всемирная энциклопедия: Философия / глав. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001.
2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 1999.
3. Головин, Ю.И. Нанотехнологическая революция стартовала // Природа. - 2004. - №1.
4. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М.: Просвещение, 1987.
5. Кармазин, И. К чему приведет эволюция человека // Чудеса и приключения. - 2008. - № 7.
Статья поступила в редакцию 14. 06.10
УДК 378
Л.А. Романова, старший преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
В статье раскрыта специфика становления субъектности студента педагогического вуза в рамках реализации образовательного процесса. Рассмотрена ее структура. Описана система педагогического сопровождения становления субъектности будущего учителя информатики.
Ключевые слова: субъектность, структура субъектности учителя, педагогическое сопровождение.
В системе профессиональной подготовки будущих учителей на современном этапе развития высшего профессионального образования происходит переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, что влечет за собой перестройку в организации образовательного процесса и оценивании результатов образования, осуществляемых на компетентностной основе. Остро становится вопрос: как достичь требуемого уровня профессиональной подготовки будущего учителя. Ведь переход на компетентност-ную оценку результата образования не является формальным переименованием ЗУН в компетенции, необходимо изменить сам процесс, поставить студента и преподавателя в новые образовательные позиции, применить другие образовательные технологии, то есть разработать целую систему мер по подготовке современного специалиста.
Важный момент, на который стоит обратить внимание: новые образовательные стандарты рассчитаны на формирование компетентности, в свою очередь являющейся результатом образования. А как его достичь, с чем работать преподавателю, чтобы на выпуске получить компетентного специалиста? Вот актуальный для современного высшего образования вопрос, которому посвящено наше исследование.
Компетентность в современной образовательной ситуации понимается как внешнее проявление профессионализма, ее внутреннее содержание - профессиональная субъектность. Термин субъектность пришел в педагогику из психологии и обозначает свойство человека, которое проявляется только на определенном уровне развития. Человек как субъект познается только в системе общественных связей и отношений. Целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне, то есть во взаимодействии.
Уточним, что в область наших научных интересов попадает профессиональная субъектность будущего учителя. Это ее проявления, которые связаны с профессиональной деятельностью студентов педагогического вуза, характеризующих их как будущих специалистов в своей области [1, с. 52]. Мы рассматриваем становление профессиональной субъектности будущих учителей информатики, что лишь конкретизирует содержание профессиональной подготовки, но не ограничивает общих закономерностей становления субъектности будущего учителя. Субъектность учителя мы понимаем как интегративное свойство личности, выражающее его отношение к себе как к деятелю в профессиональном педагогическом пространстве. Субъектность педагога предполагает отношение учителя к себе как к ценности и как к субъекту собственной педагогической деятельности и к ученику как к самоценности и как субъекту его собственной ученической деятельности [2, с. 47]. Изменение содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагоги-
ческой. Изменения во взглядах, способах деятельности у педагогов происходит на протяжении всей профессиональной карьеры, поэтому, говоря о субъектности студента педагогического вуза, мы рассматриваем лишь начальный этап - становление субъектности будущего учителя. За период обучения в вузе студенты должны подготовиться к профессиональной педагогической деятельности на оптимальном для молодого специалиста уровне.
Изучение становления субъектности будущего учителя привлекает внимание исследователей непосредственно в связи повышенным требований к конкурентоспособности в профессиональной деятельности, а также в соответствии с явной необходимостью педагогического обеспечения профессионального образования в данном направлении. В настоящее время различные аспекты этой проблемы исследуются специалистами самого разного профиля: педагогами и психологами, философами и социологами.
Идеи профессионального становления учителя опираются на философское понимание миссии человека в мире, связаны с отношением к человеку как цели и самоценности. Саморазвитие на основе ряда философских концепций может быть понято как духовно-практическое самосовершенствование с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения (H.A. Бердяев, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьев, С.Л. Франк и др.), как самоусовершенствование, представляющее специальную духовную деятельность личности, направленную на внутреннее облагораживание себя (С. Кьер-ке-гор, М.Н. Кузьмин, Л.Н. Лобковиц, Л.Н. Толстой, П.Д. Успенский, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
Анализ работ М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.П. Буевой,
В. Франкла, С.Л. Франка помогает нам понять субъектность учителя как осознание, обретение личностью смысла жизни путем самореализации себя в общезначимой творческой деятельности.
Роль культуры как важного фактора, стимулирующего становление субъектности учителя, придающего ценность жизни, воспитывающего толерантность, мы рассмотрели на основе работ отечественных и зарубежных ученых: B.C. Библера, Ф. Гарриса, М.С. Кагана, М.Г. Лебедько, З.А. Мальковой, Р. Морана, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова и др.
Субъектность как раскрытие и активизация творческих возможностей личности связывается с образованием (Г.Г. Га-дамер, Б. С. Герпгунский, И. Б. Котова, М. К. Мамардашвили, Д. Макдауэлл, E.H. Шиянов).
В психологии осмыслить понимание процесса становления субъектности будущего учителя помогают идеи «вершинной психологии» человека как его «восхождения к самому себе лучшему» (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), идеи человека как автора самого себя (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.), идея вос-
хождения к индивидуальности как обретению внутренней свободы и расширению смысла жизни (Ю.М. Орлов).
Проблему становления субъектности будущего учителя как творческого, на основе рефлексии в соотношении с социальными ожиданиями, ставит в психологии В.П. Зинченко; как сознательное изменение или столь же сознательное стремление сохранить в неизменном виде свою самость рассматривает Г.А. Цукерман; как самоактуализацию в процессе самореализации себя выдвигает А. Маслоу, К.Г. Юнг, как изменение идентичности личности предлагают Э. Фромм, Э. Эриксон.
Опираясь на исследования психологов, мы можем осмыслить становление субъектности будущего учителя как духовную и практическую деятельность, направленную на постижение истины, вхождение в культуру (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.Б. Моргунов), культурное изменение самой личности (A.B. Петровский, В. Д. Шадриков).
В педагогике плодотворными концепциями для разработки модели становления субъектности будущего учителя мы считаем теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, A.B. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Идея воспитания, обучения как пробуждения самости находила определенное отражение в теоретическом учении и практике А. Дистервега, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушин-ского и др.
Положения гуманистической педагогики о педагогическом общении как свободном, духовном, культурном, межличностном взаимодействии (Н.Б. Крылова, З.А. Малькова,
С.Д. Поляков, М.А. Шемшурина и др.) помогают по-новому осмыслить роль профессионального становления будущего учителя.
Базовыми работами для настоящего исследования являются научные труды В.В.Серикова, Волковой Е.Н., Серегиной И.А. о проблемах становления субъектности педагога как методологической основы воспитания и обучения, в которой субъектность рассматривается как личное качество учителя, детерминируемое внутренним состоянием человека и внешними социальными требованиями, как цель образовательной деятельности, придающая педагогу личностную значимость и осознанность.
Методологической основой нашего исследования является концепция педагогической субъектности, разрабатываемая Е.Н. Волковой, вслед за которой мы выделяем следующие компоненты субъектности педагога: активность, свобода выбора и ответственность за него, способность к рефлексии и саморазвитию [3, с. 46]. Принимая данную структуру субъектности педагога, раскроем содержание ее компонентов.
Активность субъекта - свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, мобильно оперировать способами деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально измененных условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.
Свобода выбора и ответственность за него проявляются в осознанной активности, обуславливающей целеполагание и самосознание. Свобода предполагает принятие ответственности на себя. Субъект (учитель, ученик) проявляет свободу в выборе видов деятельности, форм отчета.
Способность к рефлексии проявляется в способности самоанализа собственной профессиональной деятельности, дающей возможность скорректировать траекторию саморазвития.
Оно проявляется в готовности изменяться по отношению к наличному состоянию и воспринимать внешние оценки своего изменения.
Перечисленные компоненты субъектности проявляются в следующих отношениях:
- в отношениях к ребенку - в этике отношений, то есть уважительном обращении с ребенком, соблюдении его прав и свобод;
- в отношении к опыту - в уровне профессионализма, то есть в ответственности за исполняемое дело, стремлении к его усовершенствованию, в творческом подходе;
- в отношении к миру - в адекватной оценке происходящего и самооценке, то есть в умении объективно соотнести свои достижения с мировым опытом, оценить свои достижения и найти свое место в окружающем мире [4, с. 55].
Становление субъектности будущего учителя является накоплением личного опыта студента по реализации профессиональной и личностной деятельности, становление его как субъекта профессиональной деятельности. Поэтому формой педагогического взаимодействия, способствующей становлению профессиональной субъектности нами было выбрано педагогическое сопровождение. Как личностно-
ориентированная технология оно предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей студента. Разработанная нами система педагогического сопровождения имеет большую практическую значимость, так как дает возможность управлять процессом становления профессиональной субъектности и может применяться как унифицированное средство профессиональной подготовки бу-
дущих учителей информатики.
В данной статье мы представляем результаты исследования становления субъектности студентов педагогического вуза. В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой нами на протяжении 5 учебных лет (2004-2009) со студентами факультета технологии и профессионально-педагогического образования Бийского государственного педагогического университета имени В.М. Шукшина, обучающимися по специальности «профессиональное обучение: информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии», было организовано две группы: экспериментальная - студенты, поступившие в 2004/2005 учебном году, и контрольная - студенты, поступившие в 2005/2006 учебном году. В состав каждой группы входило 20 человек, срок обучения студентов - 5 лет.
В ходе констатирующего эксперимента проводилось анкетирование первокурсников (опросник Серегиной И.А. [2, с. 141]) с целью определения степени проявления педагогической субъектности у студентов по следующим направлениям: активность, свобода выбора и ответственность за него, способность к рефлексии и саморазвитию, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого. Получены следующие результаты.
Результаты контрольной и экспериментальной группы до проведения формирующего эксперимента
6
5
4
3
2
1
0
4,72 4,75 . 4,83 4,78
4,34,27 — --- 4,4^,28
экспериментальная контрольная
□ активность
□ свобода выбора и ответственность за него
□ способность к рефлексии
□ осознание собственной уникальности
□ понимание и приятие другого
□ саморазвитие
Полученные результаты показывают, что уровень субъ-ектности у обеих групп равноценный, но достаточно низкий (25,07 балл) у экспериментальной группы и 25,26 балла у контрольной из 60 возможных. Всего 23,6 % респондентов показали высокий уровень субъектности, что говорит об их готовности проявить себя субъектами собственной деятельности, 54,1% имеют средний уровень субъектности, нуждаются в коррекции, но вместе с тем являются хорошими исполнителями; 22,3 % опрошенных имеют низкий уровень субъектности, являются ведомыми и нуждаются в коррекционной деятельности. Однако нельзя сказать, что студенты первого курса не умеют строить отношения с детьми и окружающим миром и не способны принимать решения самостоятельно. Ведь для того, чтобы поступить в педагогический вуз, необходима высокая мотивация на взаимодействие с детьми, родителями, другими учителями. Перечисленные базовые отношения мы рассматриваем не в контексте психологической готовности к данным видам деятельности, а в контексте сформированности видов профессиональной деятельности будущего учителя, что подтолкнуло нас к более детальному изучению специфики субъектности будущего учителя, ее структуры и условий педагогического воздействия на эффективность ее становления.
В ходе формирующего эксперимента была апробирована разработанная нами система педагогического сопровождения становления субъектности будущих учителей информатики. В качестве средств данной системы был разработан ряд информационных ресурсов, позволяющих осуществить сетевое общение с преподавателями, специалистами, студентами своего вуза и вузов других городов, а также получить методические материалы к учебным занятиям, организовать свой досуг. Данными ресурсами студенты могут пользоваться по необходимости, то есть в каждой образовательной ситуации они найдут средство поддержки, точку опоры и развития. Особенностью разработанных ресурсов является их профессионально ориентированное содержание.
Также нами были продуманы и формы образовательного взаимодействия в организации учебной деятельности:
— активные лекции (учебный материал предоставляется студентам заранее, текст лекции структурирован таким образом, что в каждой есть как подробный теоретический материал для изучения, так и материал для самоподготовки, лекции ведутся в виде обсуждения по намеченному плану);
— сетевое методическое сопровождение (материалы к учебным занятиям выкладываются в локальную сеть факультета и доступны всем студентам);
— проектная деятельность (обучение по программе Шеі «Обучение для будущего»);
— дистанционные консультации (дистанционные видеоконференции со специалистами вуза и других организаций, выполняющих информационную деятельность);
— электронная переписка (консультации по педагогической практике, курсовому и дипломному проектированию);
— электронная рейтинговая оценка учебных достижений (поэтапная оценка учебных достижений, позволяющая в конце семестра выявить рейтинг студента и выставить семестровую оценку);
в организации внеучебной деятельности:
— студенческие профессиональные конкурсы (для специальности «профессиональное обучение: информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» - конкурс компьютерный гений, сетевой конкурс компьютерной графики, сетевой конкурс социальных видеороликов);
— сетевые проекты (проект «Студенческий дистанционный центр» в рамках всероссийской программы территория инициативной молодежи «Бирюса»);
— дистанционная психологическая консультация (анонимная сетевая служба психологов);
— рейтинговая оценка внеучебной деятельности (помогает скорректировать активность студентов путем приоритетных баллов, выявить по рейтингу наиболее активных студентов для вовлечения в студенческое самоуправление).
При такой организации учебной и внеучебной деятельности акцент переносится с деятельности педагога на деятельность студента, репродуктивные методы заменяются активными, дающими возможность получить реальный опыт и проявить, иногда и увидеть себя в новом качестве, оценить свои возможности, открыть новые, невостребованные ранее способности. Нами осуществлялось педагогическое сопровождение студентов во время учебных занятий и внеучебной деятельности на протяжении всего срока обучения, что позволило нам комплексно подойти к решению проблемы становления субъектности. Перспективность использования разработанной нами системы педагогического сопровождения очевидна на период времени действия ГОС третьего образца.
Проверка успешности педагогического сопровождения становления субъектности осуществлялась путем сопоставления результатов диагностики и проведения статистического анализа измерений, произошедших в контрольной и экспериментальной группах после проведения формирующего эксперимента на 5 году обучения. В ходе контрольного эксперимента получены следующие результаты.
Результаты контрольной и экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента
6
5
4
3
2
1
0
экспериментальная контрольная
□ активность
□ свобода выбора и ответственность за него
□ способность к рефлексии
□ осознание собственной уникальности
□ понимание и приятие другого
□ саморазвитие
Динамика изменения состояния субъектности и ее составляющих в экспериментальной группе позволяет говорить об эффективности организованной в ходе формирующего эксперимента деятельности. В процессе математической обработки полученных результатов по Ц-критерию Манна-Уитни в экспериментальной группе до и после проведения педагогиче-
ского сопровождения были выявлены статически достоверные различия в уровне субъектности.
Сравнительные результаты контрольной и экспериментальной группы до и после проведения формирующего эксперимента
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Анализ сдвигов и эмп
Среднее значение Различия и эмп Среднее значение Различия и эмп
до ФЭ после ФЭ до ФЭ после ФЭ
активность 4,34 4,34 188 (с<0.05) 4,42 4,42 223 51 (с<0.01)
свобода выбора и ответственность за него 4,27 4,27 157 (с<0.01) 4,28 4,28 233.5 178 (с<0.05)
способность к рефлексии 3,57 3,57 182 (с<0.05) 3,54 3,54 214 141 (с<0.05)
осознание собственной уникальности 4,72 4,72 117 (с<0.01) 4,83 4,83 191 179 (с<0.05)
понимание и приятие другого 3,42 3,42 187 (с<0.05) 3,41 3,41 224 156,5 (с<0.05)
саморазвитие 4,75 4,75 188 (с<0.05) 4,78 4,78 209 167 (с<0.05)
субъектность 25,07 25,07 126 (с<0.01) 25,26 25,26 199 174 (с<0.05)
Из приведенных данных следует, что у студентов экспериментальной группы уровень субъектности и ее компонентов на контрольном этапе превышает уровень исследуемых признаков на этапе констатирующей диагностики.
В контрольной группе также произошли изменения между данными констатирующего и контрольного этапов, и в большинстве случаев наблюдается положительная динамика, однако согласно результатам статистической обработки данных, различия в уровне субъектности и ее компонентов у студентов контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе не существенны.
Анализ сдвигов величин показал, что в экспериментальной группе сдвиг в сторону увеличений значений больше, чем в контрольной. Следовательно, разработанная нами система
педагогического сопровождения эффективно влияет на развитие субъектности и ее компонентов у студентов.
Таким образом, нами рассмотрена актуальная для современной высшей школы проблема становления профессиональной субъектности будущего учителя; разработана система педагогического сопровождения становления профессиональной субъектности будущего учителя информатики, имеющая практическую направленность, ориентированная на государственные образовательные стандарты третьего поколения и формирование компетентности будущего учителя; проведена экспериментальная работа по апробации данной системы и выполнен статистический анализ полученных результатов. Полученные данные показали, что лежащие в его основе теоретические положения являются релевантными средством становления субъектности будущих учителей информатики.
Библиографический список
1. Исаков, М.В. Показатели и структура субъектности (на материале становления профессиональной субъектности у студентов вуза): дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2008.
2. Серегина, И. А. Педагогическая структура субъектности как личностного свойства педагога: дис. канд. психол. наук. - Москва, 1999.
3. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 1998.
4. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. - Москва. - 2005. - № 10.
Статья поступила в редакцию 14.06.10