Л.А. СТАХНЕВА, доктор психологических наук, профессор кафедры
общей и возрастной психологии Орловского государственного университета Тея. 89616222826; Stahneva@inbox.ru
СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные подходы к изучению проблемы развития субъектности личности. Особое внимание уделяется становлению субъек-тности в студенческом возрасте. Дается анализ психолого-педагогических трудностей и условий, обеспечивающих развитие субъектности студентов.
Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, рефлексия, локус контроля, развитие.
Проблема психологии субъекта, развития субъектности личности является в настоящее время одной их актуальных в современной отечественной психологии. Интерес к данной проблеме обусловлен рядом причин.
Во-первых, в связи с изменением социальной ситуации развития (социально-экономическим, идеологическим кризисом), новыми ориентирами в социализации, которые по своей сути являются достаточно противоречивыми, а существование в условиях изменяющегося общества представляет зону риска, субъектность рассматривается как качество личности, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условиям, требующим гибкости мышления и поведения.
Во-вторых, в связи с кризисом современной системы образования особую актуальность приобретает проблема методологического и методического сопровождения современного образования. Модернизация образования предполагает, что обновление содержания будет происходить на основе компетентностного подхода. Проблема развития личностных и профессиональных компетенций - это проблема развития субъектности личности. В современных психолого-педагогических исследованиях субъектность рассматривается как условие успешного профессионального становления будущего специалиста.
В-третьих, сложившейся методологической ситуацией в современной психологии. Гуманистические тенденции в отечественной психологии связаны с разработкой нового направления - психологии субъекта. Постановка проблемы развития субъектно-сти личности связана с изучением самодетерминации развития, с рассмотрением вопросов об основных источниках и движущих силах психической активности человека, управления человеческими ресурсами. Проблема развития субъектности личности - это проблема психических ресурсов, возможностей человека управлять логикой своей судьбы.
Субъектность в современной психологии определяется как системное качество личности, связанное с активно-преобразующими свойствами и способностями: способностью к самостоятельному жизнетворчеству, способностью производить изменения в мире и в самом себе; как качественно новый уровень развития личности. Субъектность проявляется, с одной стороны, в растущем самосознании личности, с другой - в продуктивном освоении различных видов деятельности. Высшим уровнем развития субъектности личности является продуктивная творческая деятельность. __________ Проблема развития субъектности личности исследуется в разных аспектах. Фе© Л. А. Стахнева
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ЕйСШ
номенологический аспект связан с рассмотрением специфики, структуры, критериев, показателей, детерминант, механизмов развития и саморазвития субъектности. Раскрывая природу субъекта,
A.В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова указывают, что личность как субъект характеризуется определенными свойствами: высоким уровнем активности, способностью к саморегуляции, целеполаганию, умением формировать адекватную мотивацию. Личность как субъект жизни представляет своеобразный интеграл функциональных возможностей (свойств, качеств, ролей) и одновременно достижений человека. Наиболее важными свойствами личности как субъекта жизни являются активность и сознание, интегративность. Активность и сознание представляют жизненно функциональные высшие способности. Активность включает инициативу и ответственность, семантический интеграл (притязания, саморегуляция, удовлетворенность - неудовлетворенность), а также способы проектирования, моделирования пространства своей активности/
Изучение становления субъектности в онтогенезе представлено в работах В.И. Слободчикова,
B.В. Селиванова, Н.Х. Александровой, Е.А.Сер-гиенко и др. В.И. Слободчиков считает, что одной из важнейших задач современной психологии является изучение путей становления не просто активного, а самодеятельного существа (в онто- и профессиогенезе), способного не только участвовать в деятельности, но и проектировать ее и управлять ею, и значит становиться подлинным субъектом своей жизни. Онтогенез субъектности человека, имеющий разные формы на разных этапах жизни, всегда связан с совладанием собственным поведением, реакциями, внутренними состояниями, с целеполаганием и проектированием хода развития собственных способностей.
Исследования по развитию субъектности в онтогенезе показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления «объектности» тотальной зависимости человека от внешних условий. Становление личности как субъекта - результат ин-териоризации общественного опыта. Но исходная детерминация развития личности как субъекта проистекает из его собственной активности. Развитие субъектности в онтогенезе связано с такими личностными характеристиками, как идентичность, уровень самопринятия, особенности Я-об-
раза, тип локализации уровня субъективного контроля. Развитие и саморазвитие субъектности представляет процесс поиска личностью смысловых оснований и построения способов реализации найденных смыслов.
Детерминация внешнего и внутреннего в становлении личности как субъекта является сложной и противоречивой. Процесс развития субъектности представляет совокупность разных процессов: самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самоактуализации, самореализации. Важным фактором становления личности как субъекта, несомненно, является мыслительная активность, поскольку появление субъектности в онтогенезе неразрывно связано с возникновением познавательного объекта. Мышление и сознание представляют специфический тип детерминации, который обеспечивает возможности развития активности субъекта.
Особый интерес вызывает проблема становления субъектности в юношеском возрасте - одним из сложных и противоречивых периодов развития. Юность на пороге ХХ1 столетия характеризуется тенденцией к медленному взрослению. Жизненные задачи в юношеском возрасте - самоопределение, выбор смысла жизни, индивидуальной линии поведения, саморазвитие идентичности (Я-концепции, профессионального самосознания, ценностных ориентаций). Решение этих возрастных задач определяет важную жизненную стратегию - принятие на себя ответственности за свои действия и их последствия. Психологическая зрелость в юношеском возрасте предполагает личностное и профессиональное самоопределение, принятие ответственности за свою жизнь, самопонимание и принятие себя, осмысленность индивидуального бытия, способность к пониманию и принятию других. Важнейшим структурным компонентом субъектности в юношеском возрасте является представление о себе в будущем. Согласованная система ценностных ориентаций рассматривается как важнейшая предпосылка успешной самореализации человека, развития его субъектности. Ценностные ориентации, жизненные цели интегрируются в систему представлений о будущем - жизненную перспективу. Субъектность рассматривается как одно из проявлений способности студента к преобразованию себя в учебной и профессиональной деятельности. Становление субъектности в студенческом возрасте определяется личностной готов-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ностью к избранной деятельности и степенью ее освоения, коммуникативной, эмоциональной ком -петентностью, способностью находить ресурсы своего личностного и профессионального роста. При несогласованности ценностных ориентаций, отсутствии жизненной перспективы, неопределенности жизненного выбора возникает феномен «временной некомпетентности», что вызывает определенные трудности в становлении личности как субъекта жизнедеятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях [2, 3, 7, 9] субъектность рассматривается как фактор успешности в учебной, профессиональной деятельности и в различных аспектах социальной адаптации; как детерминанта устойчивости личности к негативным социальным воздействиям, к деструктивному влиянию профессиональной деятельности; как системное качество личности, обеспечивающее жизнеспособность, профессиональную и личностную продуктивность.
Исследование компонентов субъектности (школьников, студентов, педагогов) представлено в работах Е. Н Азлецкой (2001), А .Ф.Березина (2002), Е.Н. Волковой (1998), Е.В. Крутых (2006), Ф.Г. Мухаметзяновой (2002), и др. В качестве критериев субъектности у студентов рассматриваются показатели социально-психологической адаптации, ответственности. В исследованиях показано, что становление субъектности студентов в процессе обучения в вузе носит противоречивый характер. Для юношей по сравнению с девушками характерен более выраженный рост показателей субъектности в процессе обучения. Дефицит развития личностных и регуляторных компонентов субъектности сказывается на учебной успешности первокурсников.
Развитие субъектности у студентов сопряжено с повышением доли самостоятельности и ответственности, самоорганизации и саморегуляции, определяется наличием высокого уровня осознанности целей обучения. Вместе с тем констатируется неготовность многих студентов быть субъектом учебной деятельности, что проявляется в отсутствии собственных ценностей, понимания своей жизни; низкой мотивации учебно-профессиональной деятельности. В процессе адаптации молодежи наблюдается ряд противоречивых тенденций. Одна часть молодежи считает, что у нее появилось больше возможностей использовать свои способности и знания. Другие недооценива-
ют значение профессионализма, поскольку возросший инфантилизм среди молодежи, продолжающаяся опека родителями выросших детей, авторитарность образования - все это не побуждает студентов реализовывать свои возможности в учебно-профессиональной деятельности. В изменившейся социальной ситуации растут тенденции падения честного труда, потребительские настроения. Большинство абитуриентов не имеют ясного представления о будущей работе, о ее задачах, средствах, а имеющиеся «представления о профессиональной деятельности неструктурированы, во многом нереалистичны».
По данным диссертационного исследования А.Ф. Березина (2003), низкий уровень организованности и самостоятельной активности характеризует прежде всего российских студентов. Исследования самосознания студентов, развивающихся в различных культурах, показывают, что в качестве наиболее противоречивой характеристики студентов в отечественной выборке выделяется отсутствие связи высоких показателей мотивации достижения и любви к порядку. Российские студенты даже при наличии высокого уровня мотивации достижений придают низкое значение планированию деятельности и ее самостоятельной организации. Сравнительный анализ субъектности студентов с разными профессиональными профилями, позволил установить, что студенты-гуманитарии в наименьшей мере ориентированы на формирование личной организованности, что вызывает определенные трудности в преодолении интеллектуальных нагрузок и сохранению работоспособности на стабильном уровне. В ходе эмпирических исследований было выявлено, что для юношей по сравнению с девушками характерен более выраженный рост показателей субъектности в процессе обучения.
Ведущей деятельностью в студенческом возрасте является учебно- профессиональная, психологическую структуру которой составляют когнитивные процессы (внимание, память, мышление, рефлексия, речь) и звенья осознанной произвольной регуляции (принятие и удержание цели, выделение значимых условий и признаков выполнения деятельности, планирование, адекватность и оптимальность способов выполнения, контроль исполнительских действий и результата, коррекция выполняемой деятельности). Для успешной учебной деятельности необходимо обладать общей
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
fcSCjg
способностью к самостоятельной организации и управлению своей учебной деятельностью, саморегуляцией.
Саморегуляция в условиях учебно- профессиональной деятельности проявляется в произвольности действий, осознанности, ответственности, способности к целеполаганию. Саморегуляция как психологическое явление - это процессы выдвижения целей активности и управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции - это внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется системным участием самых разных процессов, явлений и уровней психики. Любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального компонента) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность в самых различных видах деятельности. Успешность построения саморегуляции в учебной деятельности зависит от развития регуляторно-когнитивных структур. Недостатки развития внимания и памяти, интеллектуальных операций препятствуют формированию эффективной саморегуляции учебной деятельности у учащихся любого возраста.
В исследованиях В.И. Моросановой (2005) была выявлена взаимосвязь между осознанной саморегуляцией и продуктивностью учебной деятельности. Развитие произвольной саморегуляции находит отражение в системе субъектных качеств, таких, как самостоятельность, ответственность, инициативность, уверенность в своих силах. Существенное влияние на формирование индивидуального стиля саморегуляции имеет тип акцентуированного характера. Так, например, при тревожном типе акцентуации эффективный стиль встречается крайне редко, а при циклотимическом типе акцентуации неэффективный стиль развивается чаще, чем эффективный. Знание особенностей стиля саморегуляции, стиля учебной деятельности позволяет студентам исправлять недочеты в организации своей деятельности и тем самым повышать ее эффективность. Вместе с тем наблюдается слабая связь между саморегуляцией и системой ценностных ориентаций.
Таким образом, осознанная саморегуляция представляет своеобразный психологический механизм развития субъектности личности. Исследования осознанной саморегуляции выводят психологию субъекта в конкретно-психологический план. О мере субъектности человека говорит не
столько характер содержания самосознания, сколько то, в какой степени развита его регулирующая роль в процессах его жизнедеятельности.
В работе О.А. Конопкина и Г.С. Прыгина [4] выделены следующие группы студентов в зависимости от уровня сформированности саморегуляции. Группу «автономных» образуют студенты, которые способны самостоятельно, независимо от посторонней помощи учиться, могут правильно оценить свои возможности при постановке и принятии цели, проявляют собранность, настойчивость в достижении этой цели, обладают чувством ответственности за выполняемую работу. Учащиеся «автономного» типа достигают более высоких академических результатов и более адекватно оценивают результаты своей учебы. Группа «зависимых» характериуется несформированностью самостоятельности. Этим студентам необходимы помощь, напоминания, поощрения и постоянный контроль со стороны преподавателей. Процессы осознанной саморегуляции характеризуются структурно-функциональными дефектами звена «субъективная модель значимых условий деятельности», низкой эффективностью использования информации, необходимой для оптимального достижения поставленной цели, неадекватными критериями успешности выполнения деятельности, недостаточным уровнем сформированиости звена «субъективная программа исполнительных действий». Группу «неопределенных» - составляют учащиеся, у которых примерно в равной степени выражены характеристики и первого и второго типов. Характеристика «автономности-зависимости» является как бы «сквозной», потому что она затрагивает работу всех звеньев психической регуляции.
В целом становление субъектности студентов в процессе обучения в вузе носит противоречивый характер. Это выражается, с одной стороны, в росте показателей личностных и регуляторных компонентов субъектности от первого к пятому курсу и повышении их интегрированности, с другой - в низкой мотивации принятия на себя ответственности, нежелания применять имеющиеся регуляторные умения. В качестве психологических барьеров, затрудняющих развитие субъектности личности, можно выделить: субъектный опыт, характерными особенностями которого являются неадекватная Я- концепция, характерологические черты (нерешительность, мнительность, слабово-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
лие, экстернальность); преобладание психологических защит в проблемных ситуациях; недостаток информации о самом себе; непонимание стоящих перед личностью задач и проблем; недооценку собственных возможностей; неадекватность моральных установок (беспомощность, преуменьшение заслуг, боязнь осуждения, критики, низкий порог терпимости и др.). Другим, не менее важным ограничением является наличие гиперактивных познавательных схем (способов интерпретации реальных событий), которые включают оценку внешней ситуации, собственного Я, будущих событий. Саморазрушение субъектного начала -это результат деструктивного мышления (негативного образа самого себя, деструктивных ожиданий, иррациональных убеждений).
Несомненно, что социальный фактор в развитии человека как субъекта является определяющим, но не решающим. Усвоение социального опыта субъективно. Потенциалы для развития в условиях изменяющегося общества определяются не только объективной ситуацией, но и отношением человека к ней, тем, как он ее воспринимает и переживает. Специфическое в развитии проявляется в том, что внутреннее (субъективная сфера) является не менее важным фактором, детерминирующим развитие личности как субъекта. Человек - не только объект, но и субъект социализации, поскольку в социализации содержится не только механизм воздействия общества на индивида, наполнения его социальным опытом, но и механизм образования, наполнения и (функционирования) самого этого опыта.
Основу психологических трудностей в становлении субъектности образует противоречие между требованиями современной социальной ситуации и отсутствием необходимых психических ресурсов для социальной, профессиональной адаптации и самореализации. Социально-психологические трудности становления субъектности в юношеском возрасте обусловлены многими факторами: во- первых, особенностями современной социальной ситуации развития;
во- вторых, последствиями кризиса системы образования;
в-третьих, феноменологическими особенностями развития субъектности (гетерохронностью развития, противоречивостью психологической структуры личности, особенностями интрапсихических процессов).
Современная социальная ситуация развития характеризуется изменением доминирующих источников развития. Основным источником развития личности, формирования ее социально-культурного опыта становятся электронные средства информации, телевидение и Интернет - виртуальная, эмоционально опосредованная информация, которая всегда более высоко замотивирована, поскольку выбирается подростком самостоятельно, на основе сложившихся у него интересов. Переход к виртуальной реальности начинает заменять объективную реальность, что предполагает взаимодействие человека не с реальными объектами, а с симулякрами. Спецификой современного информационного общества является преимущественно пассивное получение знаний. Экранная зависимость блокирует собственную познавательную деятельность, что непосредственно сказывается на когнитивном развитии подрастающего поколения. Д.И. Фельдштейн (2010) в качестве негативных тенденций в развитии дошкольников, младших школьников, подростков выделяет: снижение уровня когнитивного развития, энергичности, социальной и коммуникативной компетентности, дефицит произвольности, нарушения в эмоциональной сфере. У молодежи в когнитивном развитии наблюдается доминирование образно-эмоциональных паттернов мыслительной деятельности. Все это создает определенные психолого-педагогические трудности в развитии субъектных качеств: самостоятельности мышления, рефлексии, адекватной самооценки, саморегуляции.
Психолого-педагогические трудности в развитии субъектности студентов обусловлен рядом противоречий, связанных с кризисом современной системы образования:
• между технологиями обучения, ориентированными на формирование словесно-логического, теоретического мышления и доминирования у современных учащихся образно-эмоциональных паттернов мыслительной деятельности (как результата воздействия средств массовой информации).
• между вербально-логическими технологиями обучения и когнитивным стилем мышления учащихся. У большинства студентов доминируют образно-эмоциональные паттерны мыслительной деятельности, а традиционные образовательные технологии ориентированы на сферу рацио, развитие словеснологического мышления;
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ЕйСШ
• между когнитивным стилем мышления учащихся и стилем изложения учебной информации в учебнике, а также преподавателем; Вышеуказанные противоречия вызывают когнитивный диссонанс, трудности в усвоении учебного материала. Учебный процесс, ориентированный на вербально-логические технологии обучения, не обеспечивает необходимой мотивации к усвоению учебного материала. Современное методическое сопровождение образования не соответствует специфике информационного общества и тем изменениям, которые наметились в когнитивной сфере учащихся. Поэтому методологически неверно делать упор на развитие вербальнологического мышления, вербально-логическое изложение материала. Лекция в традиционном виде становится сегодня фактически непродуктивной. В практике формирования личностных и профессиональных (субъектных) компетенций необходимо учитывать доминирующие когнитивные стили мышления учащихся, использовать технологии, связанные с визуализацией подачи информации, технологии формирования практического интеллекта.
Становление субъектности студентов в процессе учебно- профессиональной деятельности представляет сложную теоретико-эмпирическую проблему. Разработка учебных технологий в условиях информационного общества является одним из приоритетных направлений. Особое внимание в современных психолого-педагогических исследованиях уделяется разработке моделей обучения, направленных на активизацию внутренних условий развития субъектных качеств студентов (активность, самостоятельность, рефлексивность, саморегуляция, ответственность, интернальный локус контроля, способность к сотрудничеству/
Оптимизация процесса обучения в условиях информационного общества должна быть направлена: во-первых, на использование технологий, связанных с визуализацией подачи информации;
во-вторых, использование технологий, воздействующих на сферу бессознательного;
в-третьих, необходимо учитывать когнитивный стиль учащихся. Актуальны и необходимы технологии, делающие опору на собственную когнитивную активность личности за счет системной постановки на каждой лекции и семинаре заданий на обобщение, сравнение, систематизацию.
Степень содействия развитию субъектности студента определяется уровнем организации обра-
зовательного процесса вуза. Более высокий уровень характеризуется тем, что сам студент становится организатором своей деятельности, самостоятельно решает и определяет план своих действий, свободен в выборе форм, методов и средств, необходимых для реализации учебной деятельности.
Обучение студентов, основанное на субъектном подходе, составляет внутренняя мотивация познавательной деятельности, которая характеризуется особыми свойствами:
- основные акценты в этой деятельности должны делать на уже сформированные запросы и интересы обучаемых;
- основной целью этой деятельности следует считать развитие у обучаемых внутренней потребности в знаниях;
- в ходе этой деятельности информация (содержание учебного материала) должна превращаться в лично значимое для обучаемого достояние.
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие обобщения.
Субъектность как предмет психологического исследования представляет новый аспект в изучении человека, новое понимание детерминации развития; расширение представлений о содержании активности как факторе детерминации психики. Характеристика субъектности позволяет представить человека не как деятеля- исполнителя, а как пристрастного сценариста своих действий. Наиболее важными свойствами личности как субъекта жизни являются активность и сознание, интегративность - жизненно функциональные высшие способности
Субъектность - многогранное образование, ко -торое формируется под влиянием внутренних и внешних факторов окружающей среды Активность и сознание - ведущие факторы в развитии субъектности. Субъектность человека проявляется в активной роли внутренних условий развития. Развитие субъектности - развитие мотивационно-смысловой сферы (процесс поиска личностью смысловых оснований и построения способов реализации найденных смыслов). Развитие субъектности связано с когнитивной сферой. Показателями сформированности субъектности являются растущее самосознание, продуктивное освоение различных видов деятельности. Высший уровень субъектности - продуктивная творческая деятельность.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Активность личности как субъекта раскрывается через развитие ее способности к «движению», ускорению, перспективе. Среди внутренних условий, детерминирующих развитие субъектно-сти, следует выделить мыслительную активность, поскольку мышление и сознание представляют специфический вид детерминации, который обеспечивает возможности саморазвития субъектности. Человек обладает способностью создавать репрезентации будущего.
Субъектность проявляется в сформированнос-ти представлений человека о своем будущем. Затрудняет развитие субъектности несогласованность ценностных ориентаций, недостаточно сформированная иерархия ценностных ориентаций; неопределенность жизненного выбора, рассогласование того, чего человек хочет добиться в будущем и того, что он будет для этого предпринимать. Согласованная система ценностных - важнейшая предпосылка успешной самореализации человека, развития его субъектности.
Формирование гармоничной образовательной среды является одним из условийразвития механизмов субъектности. В процессе обучения необходимо использование технологий по развитию свойств субъекта познания и самопознания как основу психологической готовности к саморазвитию субъектности. Обучение студентов, основанное на субъектном подходе, составляет внутренняя мотивация познавательной деятельности, которая характеризуется особыми свойствами:
- основные акценты в этой деятельности должны делать на уже сформированные запросы и интересы обучаемых;
- основной целью этой деятельности следует считать развитие у бучаемых внутренней потребности в знаниях;
- в ходе этой деятельности информация (содержание учебного материала) должна превращаться в лично значимое для обучаемого достояние.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. - 224 с.
2. Байрамкулова В.Ф. Субъектность личности как детерминанта успешности студентов к влиянию деструктивных организаций. - Автореф. дис. ... канд пед. наук. - Ставрополь, 2004.
3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности .-Автореф. дис. .доктора. психол.н. - Ставрополь, 2004.
4. Конопкин O.A., Прыгин Г.О. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции//Вопросы психологии. 1984. № 3. - С. 42-52.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995.
6. Тумшайс О.С. Субъектность в системе психологических условий личностно-профессионального развития студентов вуза. - Автореф. дис. кандпед. наук. -Смоленск, 2006.
7. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал, 2008. T 2. № 1. C. 14-22.
8. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика. -
Автореф. дис...д-ра пед. наук. - Киров, 2002.
9. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития//Вопросы психологии. - № 3. - 2010. - С. 47-56.
STAHNEVA L.A.
SUBJECTIVITY AS AN OBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH
The article reviews the main approaches to the problem of subjectivity of the individual. Particular attention is paid to the formation of subjectivity in the student“s age. The analysis of psychological and educational difficulties and conditions for the development of subjectivity students.
Key words: identity, subject, subjectivity, reflection, locus of control, development.